Научная статья на тему 'Культура безопасности полетов в государственной авиации: необходимая реальность'

Культура безопасности полетов в государственной авиации: необходимая реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ / AVIATION SYSTEM / FLIGHT SAFETY / STATE AVIATION / CULTURE OF FLIGHT SAFETY / TECHNOLOGY OF FORMATION OF FLIGHT SAFETY CULTURE / CONDITIONS OF FORMATION OF FLIGHT SAFETY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосельский А. В., Аношкин А. Ю.

В статье анализируются имеющиеся подходы обеспечения безопасности полетов в государственной авиации с учетом влияния человеческого фактора на функционирование авиационной системы в целом. Авторами дается четкое определение категории«культура безопасности полетов в государственной авиации». В работе рассматривается данный феномен с позиции военной авиации по средством исследования ряда ее особенностей. Предлагается технология формирования культуры безопасности полетов курсантов военного авиационного вуза и офицеров в системе боевой подготовки. Значительное внимание уделяется содержанию авторской технологии на выделенных этапах всего цикла профессионального развития летчика. Указываются психолого-педагогические условия, способствующие внедрению и функционированию разработанной технологии, посредством исследования сформированности компонентов культуры безопасности полетов в военной авиационной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF FLIGHT SAFETY IN THE STATE AVIATION: NECESSARY REALITY

The article analyses the existing approaches for providing flight safety in the state aviation taking into account the influence of human factor on the functioning of an aviation system on the whole. The authors give the exact definition of the category “culture of flight safety in the state aviation”. This phenomenon is examined from the position of military aviation by means of the analysis of a number of its specific features. The technology of formation of cadets’ flight safety culture in the military aviation institute and officers’ flight safety culture in the system of combat preparation in the aviation unit is suggested. The authors also pay attention to the contents of the technology on particular stages of the whole cycle of the professional development of a pilot. Psycho-pedagogical conditions, contributing to the adoption and functioning of the elaborated technology by means of investigation of formation of flight safety culture components in the military aircraft organization are mentioned.

Текст научной работы на тему «Культура безопасности полетов в государственной авиации: необходимая реальность»

nition of the category "culture of flight safety in the state aviation". This phenomenon is examined from the position of military aviation by means of the analysis of a number of its specific features. The technology of formation of cadets' flight safety culture in the military aviation institute and officers' flight safety culture in the system of combat preparation in the aviation unit is suggested. The authors also pay attention to the contents of the technology on particular stages of the whole cycle of the professional development of a pilot. Psycho-pedagogical conditions, contributing to the adoption and functioning of the elaborated technology by means of investigation of formation of flight safety culture components in the military aircraft organization are mentioned.

Key words/aviation system, flight safety, state aviation, culture of flight safety, technology of formation of flight safety culture, conditions of formation of flight safety culture.

А.В. Новосельский, канд. пед. наук, доц. каф.боевой подготовки и безопасности полетов 6 авиационного факультета (г. Балашов) филиала Военного учебно-научного центра (г. Краснодар), Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Воронеж, E-mail: novoselskiy-bal@mail.ru; А.Ю. Аношкин, канд. пед. наук, ст. преподаватель каф.конструкции и эксплуатации авиационной техники 6 авиационного факультета (г. Балашов) филиала Военного учебно-научного центра (г. Краснодар), Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Воронеж. E-mail: anoshcin_an124@mail.ru

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ: НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В статье анализируются имеющиеся подходы обеспечения безопасности полетов в государственной авиации с учетом влияния человеческого фактора на функционирование авиационной системы в целом. Авторами дается четкое определение категории«культура безопасности полетов в государственной авиации». В работе рассматривается данный феномен с позиции военной авиации по средством исследования ряда ее особенностей. Предлагается технология формирования культуры безопасности полетов курсантов военного авиационного вуза и офицеров в системе боевой подготовки. Значительное внимание уделяется содержанию авторской технологии на выделенных этапах всего цикла профессионального развития летчика. Указываются психолого-педагогические условия, способствующие внедрению и функционированию разработанной технологии, посредством исследования сформированности компонентов культуры безопасности полетов в военной авиационной организации.

Ключевые слова: авиационная система, безопасность полетов, государственная авиация, культура безопасности полетов, технология формирования культуры безопасности полетов, условия формирования культуры безопасности полетов.

Конвенциальные взгляды по обеспечению безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации в целом, и военной - в частности, существенно отстают от современной мировой концепции в данной области. Именно последняя акцентирована не на ожидание негативного события, а на выявление имеющихся опасных и потенциально возможных факторов, способных в будущем проявиться и повлиять на состояние авиационной системы. Ключевая роль в этой ситуации принадлежит культуре безопасности полетов авиаторов и приоритету ее ценностей в системе координат авиационных коллективов. В действительности же культуре безопасности полетов отводится второстепенное место, если не сказать. Так, в «Руководстве по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации», утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 390, указывается единственное положение по интересующей проблеме без его практического сопро-вождения:«... воспитание чувства высокой ответственности у личного состава ...» [1, с. 4]. В этой связи актуализируется формирование культуры безопасности полетов на всем протяжении становления военного летчика, начиная с курсантов в военном вузе и заканчивая постоянным составом в системе боевой подготовки, которая должна быть сконцентрирована на обучении и воспитании специалистов в сфере рассматриваемого вопроса.

Раскрывая тему статьи, в первую очередь, следует определить само понятие «культура безопасности полетов» в контексте государственной авиации. В общем смысле категория «культура», являясь полифункциональным феноменом, не имеет однозначного толкования. Она понимается как норма, система, отношения, результат, процесс, деятельность, способ. В рамках интерпретируемого материала работы необходимо применить деятельностный подход к пониманию культуры, который представляет ее в качестве«технологии» человеческого творчества. Выбранное направление анализа предполагает толкование совместной деятельности авиационных специалистов всех уровней как схемы общего поведения, а также личностного отношения в пределах существующего механизма функционирования авиационной системы. Параллельно сле-

дует заметить, что культура характеризуется одновременно в качестве изменяющегося явления, которое «воплощает в себе непрерывное движение от неупорядоченных, нерегулируемых взаимодействий к определенности и упорядоченности», [2, с. 8] и как «постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации» [3, с. 18]. Представленные утверждения позволяют заключить, что культура представляет собой трансформирующееся и, в тоже время, постоянное во взаимодействии и связи сочетание различных практик человеческой активности. В данном контексте человеческое творчество рассматривается как деятельность социальных образований различного уровня, в нашем случае - авиационной организации. Соответственно, культура безопасности полетов государственной авиации есть подвижное во времени и пространстве и сравнительно статическое во взаимодействии и связи сочетание репрезентативных летных практик авиационных формирований, направленных на предупреждение авиационных происшествий.

В связи с тем, что основное предназначение государственной авиации - выполнение стоящей перед ней задачи, а она может быть и боевой, то обстоятельства и условия её реализации оказываются вторичными в общей схеме функционирования авиационной системы. В указанной ситуации достижение цели имеет приоритетное значение, в отличие от гражданской авиации, где, в первую очередь, акцент направлен на управление безопасностью полетов посредством различных мероприятий, например, таких, как формирование культуры безопасности полетов авиационного коллектива [4]. Поэтому при обеспечении безопасности полетов военной авиации внимание к профилактическим мероприятиям по предупреждению негативных авиационных событий снижается. Это, в свою очередь, вызывает необходимость искать баланс в таких позициях, как «безопасность и эффективность», «безопасность и результативность» боевого полета.

В любом авиационном подразделении (части) реализация авиаторами своего предназначения и факторы риска безопасности полетов взаимосвязаны. По мере усложнения стоящих задач повышаются и факторы риска. Принятие решения командира на

выполнение боевой задачи должно строиться в пределах воображаемой «области» между безопасностью полетов и поставленной целью в складывающихся условиях. В этой связи командиру важно определить приемлемые границы безопасности, которые позволили бы решить стоящую перед ним задачу посредством минимальных обеспечивающих средств и в рамках имеющейся культуры безопасности полетов подчиненных.

Но в то же время не все полеты, выполняемые военными летчиками, связаны с воздействием противника или преодолением его противодействия. Значительную часть повседневной деятельности всех государственных авиационных формирований тактического звена занимает боевая подготовка, которая, выступая специфическим учебно-воспитательным процессом, направлена на повышение уровня боевой выучки личного состава посредством выполнения учебных полетов, как одной из форм подготовки к выполнению задач по предназначению. В данной ситуации «область» деятельности летчика руководящим составом смещается, как правило, в сторону строгой ее регламентации «против» свободы действий пилота, в качестве основополагающего условия практической подготовки к выполнению боевых или специальных полетов. Указанное, в свою очередь, негативно сказывается на профессиональной выучке авиаторов. Это вызвано, прежде всего,«политикой» командиров по сохранению требуемого уровня состояния аварийности в своем подразделении (части), «девиз» которого - «лучше упростить полетное задание и выполнить его безопасно, чем повысить уровень риска, не исключая опасных элементов полета».Причиной этому являются пробелы в коммуникации командиров и подчиненных и неудовлетворительный уровень культуры безопасности полетов. Именно они должны выступать связующим звеном между взаимоисключающими обстоятельствами: необходимостью постоянного усложнения полетного задания и повышением уровня безопасности полетов.

Разрешение указанного противоречия требует разработки технологии и создания условий, позволяющих сформировать позитивную культуру безопасности полетов. Главным образом обязателен комплексный подход как к методике подготовки авиационных кадров, так и нормативному сопровождению профессиональной деятельности специалистов. Технология формирования культуры безопасности полетов должна быть интегрирована во весь цикл профессионального развития летчика, состоящего из двух этапов: обучение в военном вузе в роли курсанта и участие в системе боевой подготовки в качестве постоянного состава. Следует иметь ввиду, что учебный процесс в авиационном вузе помимо теоретического обучения включает в себя летную практику, которая организуется и проводится в общей системе производства полетов авиационной части (подразделения). Вследствие чего, можно утверждать, что форма практической подготовки курсантов и офицеров как летчиков будет идентична с точки зрения психологии и педагогики. Поэтому предложенный первый этап надлежит рассматривать только как теоретическое обучение, а второй - практическое.

Остановимся на первом этапе профессионального становления будущего летчика. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [5] и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных авиационных вузов [6] не предполагают овладение компетенциями специалиста, способствующих формированию культуры безопасности полетов. Нет этих требований и в проектируемых результатах освоения учебных циклов и разделов образовательных программ подготовки специалиста, что вызывает необходимость переработки некоторых учебных дисциплин и их интеграции в образовательный процесс будущих авиаторов. Такими дисциплинами являются «Культурология», «Психология и педагогика», «Психология летного труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Управление летной работой», «Безопасность полетов».

В контексте разработки технологии формирования культуры безопасности полетов целесообразно, во-первых, ввести новые темы и вопросы в содержание дисциплин:

«Культурология» - тему «Культура организации», в которой рассмотреть вопросы «сущность организационной культуры», «организационная культура авиационного подразделения, «ценности и нормы в авиационном подразделении», «формирование позитивной культуры авиационного подразделения»;

«Психология и педагогика» - тему «Военное управление» с изучаемыми вопросами: «военное управление: сущностные характеристики», «теория военного управления», «основные про-

блемы военного управления и пути их решения», «законы и закономерности военного управления», «организация и управление в воинских подразделениях», «организационно-управленческая культура»;

«Психология летного труда» - учебные вопросы: «идеология управления», «мотивация и обязанности летного состава в сфере управления безопасностью полетов»;

«Безопасность жизнедеятельности» - учебные вопросы: «профессионально-важные качества летчика и их характеристика», «ответственность за нарушение требований безопасности полетов», «подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности»;

«Управление летной работой» - учебный вопрос «методика принятия решения командиром авиационной части на полеты»;

«Безопасность полетов» - тему «Организационная культура безопасности полетов» с предлагаемыми вопросами: «сущность организационной культуры безопасности», «специфика организационной культуры безопасности на воздушном транспорте», «организационная культура безопасности полетов», «основные требования и нормы формирования организационной культуры безопасности полетов», «управление организационной культурой безопасности полетов», «подготовка авиационного эксплуа-танта в соответствии с требованиями организационной культуры безопасности полетов».

Во-вторых, содержание модифицированного сборника учебных программ должно реализовывать тесные межпредметные связи рассматриваемых учебных дисциплин на основе разработки взаимосвязанного учебно-методического материала. Помимо этого, следует использовать образовательные технологии, направленные на формирование культуры безопасности полетов обучаемых, а именно: вариативное содержание заданий для самостоятельной работы курсантов, отражающее влияние организационно-управленческих стилей на организационную культуру безопасности полетов летчика; включение в организацию учебного процесса, как необходимой составляющей самоанализа, решение учебных задач; проведение тематических заседаний предметно-методических комиссий, обучающих семинаров с преподавателями с целью повышения педагогической грамотности в рассматриваемой области.

Определенный выше второй этап профессионального развития военного летчика - процесс боевой подготовки - структурно включает в себя три целевых направления: общественно-государственную, общевоенную и подготовку по специальности. Последняя проводится со всеми категориями военнослужащими по следующим группам дисциплин: оперативно-тактической, военно-технической и специальной. В пределах темы статьи представляет интерес содержание некоторых специальных дисциплин, включенных в образовательный цикл постоянного летного состава, и организация их изучения. В продолжение разрабатываемой технологии важно включить дополнительные занятия по дисциплинам «Авиационная психология», «Военная педагогика», направленные на воспитание у личного состава чувства высокой ответственности за безопасность полетов посредством документального определения правил и норм как в профессиональной деятельности летчика, так и в поведении авиационных специалистов подразделения.

Необходимо отметить, что практическое обучение постоянного и переменного составов проводится комплексно в соответствие с требованиями Курсов боевой подготовки, Курсов учебно-летной подготовки или специальных программ и имеет специфический вид, который принято называть летной подготовкой. Перед полетами в обязательном порядке должна проводиться подготовка к ним, которая по целям, содержанию и срокам проведения подразделяется на общую, предварительную и предполетную [7, с. 53]. Сообразно этому в целом элементы боевой подготовки, несвязанные непосредственно с выполнением полетов, относятся к наземной подготовке. Они являются одним из интегральных ее направлений, объединяя в себе мероприятия подготовки по специальности и по различным видам подготовки к полетам. В целях дальнейшего разрешения указанной проблемы требуется в организацию общей подготовки к полетам внести коррективы к подходам планирования и проведения ее элементов, включающих различные виды учебных занятий, раскрывающих вопросы культурологии, психологии, педагогики, военного управления, направленные на формирование, а в дальнейшем - развитие культуры безопасности полетов.

Функционирование организационного и содержательного компонентов предлагаемой технологии возможно при создании

определенных психолого-педагогических условий, к которым относится сформированность компонентов культуры безопасности полетов.

Аксиологический компонент культуры безопасности полетов офицера представляет собой совокупность относительно устойчивых стандартов и норм поведения в сфере управления летной работой и безопасностью полетов, осознание и реализация которых становится для него личностно значимыми. Субъективное восприятие и освоение организационно-управленческих императивов авиатором отражает его внутренний мир, образуя в совокупности систему ориентаций всего коллектива. Ценности можно рассматривать как с точки зрения управления авиационным коллективом, где определяются стратегические цели обеспечения безопасности полетов, так и с позиции социальных качеств авиационных специалистов: инициативности, дисциплинированности, честности и порядочности. Общие ценности способствуют формированию командного духа и единства подразделения. Они ориентируют личный состав на то, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Параллельно с ценностями в авиационной организации существуют нормы, определяющие в ней установленные требования к этическим правилам. Принимая и реализуя в своей деятельности определенную систему норм, специалист оказывается включенным в коллектив, в котором приняты императивы поведения. Нормы и правила не являются чем-то статичным. Это динамические образования, которые имеют тенденцию к эволюционированию под воздействием определенных факторов, и в первую очередь, стратегии управления командира. Видимо существующий в авиационном подразделении (части) набор ценностей и норм обладает немалой силой принудительного воздействия на коллектив, способствует упорядочиванию отношений между командиром и подчиненным, устойчивости их совместной деятельности.

Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, умений и навыков авиационного специалиста(будущего или настоящего)в организации, управлении летной работой и деятельности по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов. Офицер обязан являться самодостаточной профессиональной единицей, способной выполнять свои функциональные обязанности на достаточно высоком гарантированном уровне.

Личностно-управленческий компонент обусловлен, с одной стороны, устойчивостью и интенсивностью организационно-управленческого мышления летчика, с другой, способностью социальной детерминации его творческой деятельности. С этой точки зрения предмет исследования следует рассматривать в контексте управленческих и организаторских качеств офицера, его компетенции и профессионализма в сфере безопасного функционирования авиационной системы. В этой связи органи-

Библиографический список

зационная культура безопасности полетов в большей степени зависит от человеческого компонента в лице авиационного командира и его стиля руководства. В такой ситуации формированию позитивной культуры безопасности полетов будет способствовать адаптивный стиль управления офицера, основанный на личностном подходе в рамках общего деятельностного. Личностный подход ориентирует командира, с одной стороны, на овладение практикой управления, базирующейся на современной модели управленческой деятельности, ее алгоритма и технологии, которые позволяют вовлечь подчиненных в активные взаимосвязи и взаимодействия в качестве субъектов по реализации интересующего вопроса. Посредством таких контактов определяется характер этой деятельности в границах высокой ответственности за свои действия и осознания их возможных последствий для безопасности полетов. С другой стороны, личностный подход в управлении предполагает реализацию потенциальных возможностей, которые можно определить в виде предельного значения совокупности профессиональных, личностных характеристик, творческих способностей, мотивации авиатора и его способности к самосовершенствованию. Личностное совершенствование офицера ориентировано на приобретение опыта нравственного поведения, принятие решений в ситуации выбора при угрозе безопасности полетов, умение брать ответственность на себя, способности проявления волевых усилий. Указанная задача актуальна и является частью развития организационных умений на основе учета управленческого стиля командира.

Обобщая проблематику влияния рассматриваемого компонента на функционирование авиационной системы государственной авиации, следует подчеркнуть, что от уровня развития управленческих умений авиационного командира будет определяться состояние организационной культуры безопасности полетов в подчиненном ему подразделении. По своему предназначению она способствует интеграции взаимоотношений внутри коллектива, формированию долговременной, устойчивой мотивации личного состава, ориентированной на достижение общих целей, отношение к труду, обязательства в сфере управления безопасностью полетов.

Подводя итог вышеизложенного, следует подчеркнуть, что уровень сформированности позитивной культуры безопасности полетов как отдельной личности, так и всего воинского коллектива в целом имеет существенное влияние на общую схему функционирования авиационной системы. Подтверждением тому является содержание анализов аварийности в государственной авиации, проводимых Службой безопасности полетов Вооруженных Сил Российской Федерации. В этой связи повышение безопасности полетов на современном этапе возможно только при развитом указанном феномене посредством внедрения предложенной технологии и соблюдения рассмотренных условий.

1. Приказ МО РФ от 30 сентября 2002 г. №390 «Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации». - М., 2003.

2. Стеклова, О.Е. Организационная культура. - Ульяновск, 2007.

3. Полищук, В.И. Культурология: учебное пособие. - М., 1999.

4. Руководство по управлению безопасностью полетов: ICAO, Doc 9859 - AN/474. - издание третье, 2013.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. №65 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (квалификация (степень) «специалист»)» [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru

6. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов). - Воронеж, 2011.

7. Приказ МО РФ от 24 сентября 2004 г. №275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации». - М., 2005.

Bibliography

1. Prikaz MO RF ot 30 sentyabrya 2002 g. №390 «Ob utverzhdenii Rukovodstva po predotvratheniyu aviacionnihkh proisshestviyj s gosudarstvennihmi vozdushnihmi sudami v Rossiyjskoyj Federacii». - M., 2003.

2. Steklova, O.E. Organizacionnaya kuljtura. - Uljyanovsk, 2007.

3. Polithuk, V.I. Kuljturologiya: uchebnoe posobie. - M., 1999.

4. Rukovodstvo po upravleniyu bezopasnostjyu poletov: ICAO, Doc 9859 - AN/474. - izdanie tretje, 2013.

5. Prikaz Minobrnauki RF ot 17 yanvarya 2011 g. №65 «Ob utverzhdenii i vvede-nii v deyjstvie federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (specialjnosti) 161002 Letnaya ehkspluataciya i primenenie aviacionnihkh kompleksov (kvalifikaciya (stepenj) «specialist»)» [Eh/r]. -R/d: http://www.consultant.ru

6. Kvalifikacionnihe trebovaniya k voenno-professionaljnoyj podgotovke vih-pusknikov (dopolnenie k federaljnomu gosudarstvennomu obrazovateljnomu standartu vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po specialjnosti 161002 Letnaya ehkspluataciya i primenenie aviacionnihkh kompleksov). - Voronezh, 2011.

7. Prikaz MO RF ot 24 sentyabrya 2004 g. №275 «Ob utverzhdenii Federaljnihkh aviacionnihkh pravil proizvodstva poletov gosudarstvennoyj aviacii». - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 20.12.14

УДК 378.4

ChernjavskijАЛ. Chernjavskaja V.S. CITIZENSHIP IDENTITY: THE VALUE BASE OF THE PROFESSIONALISATION OF REGIONALIST. The paper presents the arguments in favor of citizenship in vocational education the area studies specialists the area studies specialists future. The necessity of the development of the business design based on the values of citizenship. The analysis of studies of citizenship education as a phenomenon, the personal category.

Globalization and manipulative technologies "controlled chaos" justified as reasons for the need of reflection, professional priorities for the implementation of the area studies specialists.

Key words: citizenship, values, education, reflection, development, the area studies specialists.

А.А. Чернявский, преподаватель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: Dakota_mylo@mail.ru; В.С. Чернявская, док. пед. наук, проф. каф. философии и юридической психологии института права, г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕГИОНОВЕДОВ

В работе представлены аргументы в пользу гражданственности в профессиональном образовании будущих реги-оноведов. Обоснована необходимость развития предпринимательского проектирования на базе ценностей гражданственности. Представлен анализ исследований развития гражданственности, как феномена образования, личностной категории.

Глобализация и манипулятивные технологии «управляемого хаоса» обоснованы как причины необходимости развития рефлексии, для реализации профессиональных приоритетов регионоведа.

Ключевые слова: гражданственность, ценности, образование, рефлексия, развитие, регионовед.

Современное общество практически не акцентирует внимания на воспитании как транслировании установки патриотизма и гражданственности в образовательных и воспитательных системах. Ситуация в образовании характеризуется практически полным отсутствием масштабного внедрения воспитательных стратегий. Однако общество и государство рано или поздно должно понять и принять решения, связанные с соответствующей переориентацией образования на ценность гражданственности, как ответственности перед обществом и государством, в котором живет человек.

Среди других современных лидеров образования в настоящее время заговорил и стал писать о развитии гражданственности в системе образования А.Г. Асмолов [1].

В рамках системы образования, он обозначил миссию и описал природу образования как ведущей социальной деятельности, влияющей на общество и формирующей в числе других и гражданскую идентичность в контексте конкурентоспособности страны [1].

Определяя источники развития гражданственности, мы понимаем данный феномен как личностное качество, которое формируется в определенной среде, а его источником, являются внутренние ресурсы личности. Как отмечают К.Г. Эрдынеева и В.Б. Батоцыренов, в условиях глобализации изменяется качество взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов, их культур, усиливается тенденция к «единству многообразия». Являясь многомерным процессом, глобализация приводит к унификации многих ценностей, культурных норм, образцов поведения. В то же время каждая культура и каждый этнос, пытаясь сохранить собственную уникальность и этнокультурное своеобразие, разрабатывают свои механизмы вхождения в глобальные процессы [3], которые оказывают влияние на становление гражданственности.

Сходное представление о гражданственности раскрыла рамках своей кандидатской диссертации Л. Б. Дашидондокова, которая обосновала, что гражданственность личности как ин-тегративное качество в структуре направленности личности, а механизмами, влияющими на формирование гражданственности личности, являются локус контроля, идентификация и рефлексия [3]. Она указывает, что гражданственность формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, а его основными структурно-семантическими характеристиками являются ответственность, патриотизм, гражданская позиция, гражданский долг, гражданское самосознание, которые образуют систему ценностных ориентаций [3].

А.Г. Асмолов, акцентируя внимание на источниках достижения человеком своих модусов, говорит: «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность в своем становлении, как часть общества осознанно и неосознанно реализует свои ценности посредством мотивированной деятельности.

Если рассматривать общество как систему, важно, что основано на первом принципе теории систем, который гласит: чтобы система была жизнеспособной, она должна стать самоорганизующейся. Как обществу стать самоорганизующимся, как сделать общество жизнеспособным?

Теория самоорганизующихся систем может стать основой ответа на этот вопрос, но, на наш взгляд, решением может быть организация общества вокруг общих ценностей [4]. Ценности, являются частью культуры и ее основанием, то есть они имплицитно существуют в недрах народной культуры.

Образование и, в частности, его ключевой аспект - воспитание имеет ключевую, но тоже неактуализированную функцию передачи и формирования ценностей молодого поколения.

Постнеклассический тип научной рациональности, описанный академиком В.С. Степиным, расширяет поле рефлексии над деятельностью человека. В его рамках знания об изучаемом научном объекте учитывается не только с точки зрения средств и операций, но и, обязательно, с точки зрения ценностно-целевых структур [4].

Крайне интересным является в этом смысле форсайт-прогнозы и футурологические прогнозы, как исследование, перспективно проецирующее ценности в сторону будущего и, следовательно, влияющее на это будущее и на настоящее, осуществляющее влияние на ценностную сферу человека.

Как определить целенаправленное влияние на человека, на его ценностно-мотивационную сферу? Избежать манипуляций своими ценностями и своим сознанием? Эти вопросы становятся все более актуальными, особенно для молодого поколения, призванного работать в эпоху глобализации.

Еще в конце прошлого века Виктор Пелевин описал это мощное влияние в своем романе «GENERATION П».

С.А. Братчиков в своем исследовании показал, что, «глобализация под эгидой Запада генерирует хаос, но не может создать аттракторы, которые втягивали бы этот хаос в структуры желаемого порядка. Глобализованный мир столкнулся с выделяемыми им же «антителами». Террористический ответ на террор Нового мирового порядка питается ненавистью всего многообразия социальных и культурных идентичностей, которые репрессированы и унижены нынешней глобализацией» [5].

Современная социально-политическая, экономическая ситуация свидетельствует о необходимости становления у молодого поколения особых личностных качеств и компетенций, которые способствовали бы реализации стратегических перспектив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.