Научная статья на тему 'Структурные компоненты профессионально-личностной физической культуры курсанта вуза МВД России'

Структурные компоненты профессионально-личностной физической культуры курсанта вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL AND PERSONAL PHYSICAL CULTURE / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / КУРСАНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CADET OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашин Сергей Николаевич, Соловьев Геннадий Михайлович

В статье рассматривается профессионально-личностная физическая культура курсанта образовательной организации МВД России. Определяются методологические аспекты формирования данного феномена в ракурсе общекультурных компетенций. В статье дан ряд авторских определений понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашин Сергей Николаевич, Соловьев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural components of professional - personal physical training of the cadet of high school of the ministry of internal affairs of Russia

The article deals with the professional and personal physical culture of the cadet of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. Methodological aspects of the formation of this phenomenon in terms of General cultural competences are determined. The article presents a number of author's definitions of concepts.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты профессионально-личностной физической культуры курсанта вуза МВД России»

5. Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - С. 5-10.

6. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: дис. ... канд. педагог. наук. - Липецк, 2004. - 201 с.

Педагогика

УДК: 796.011

кандидат педагогических наук, доцент Кашин Сергей Николаевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Соловьев Геннадий Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается профессионально-личностная физическая культура курсанта образовательной организации МВД России. Определяются методологические аспекты формирования данного феномена в ракурсе общекультурных компетенций. В статье дан ряд авторских определений понятий.

Ключевые слова: профессионально-личностная физическая культура, общекультурные компетенции, здоровый образ жизни, курсант образовательной организации.

Annotation. The article deals with the professional and personal physical culture of the cadet of the educational Organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. Methodological aspects of the formation of this phenomenon in terms of General cultural competences are determined. The article presents a number of author's definitions of concepts.

Keywords: professional and personal physical culture, General cultural competences, healthy lifestyle, cadet of educational organization.

Введение. Специальная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как учебная дисциплина является важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста ОВД и целостного развития его личности. Одной из основных задач учебной дисциплины является формирование у выпускника вуза МВД России общекультурной компетенции, выраженной в способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни. В рамках данной компетенции выпускник должен знать роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья, а также уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самостоятельно поддерживать собственную общую и специальную физическую подготовку [2, 3].

Как отмечается в программных документах, специальная физическая подготовка, как часть физической культуры является составной частью общей культуры и самостоятельным разделом высшего профессионального образования, обеспечивает гармоничное развитие духовно-нравственных и физических сил, формирует у них такие общечеловеческие ценности, как физическое и психическое здоровье, психофизическое благополучие, физическое совершенство. Необходимыми требованиями, обеспечивающими успешность изучения дисциплины, является высокий уровень развития психофизических качеств, свойств личности курсантов и мотивации к обучению [4].

Все вышеизложенное нами представляется как формирование профессионально-личностной составляющей физической культуры курсанта образовательной организации МВД России. В отличие от общепринятого понятия «формирование физической культуры личности», которое определено в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве целевой установки по дисциплине «Физическая культура» и применимо для всех образовательных учреждений высшего образования, не зависимо от ведомственного предназначения, нами уточняется специфические особенности данного процесса в системе вузов МВД России [7, 8, 9].

Изложение основного материала статьи. В Концепции демографического развития Российской Федерации среди приоритетов в области укрепления здоровья населения ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию здоровьесберегающего досуга детей и учащейся молодежи. Между тем, здоровье подрастающего поколения есть социально-личностный портрет, отражающий объективно-субъективную взаимосвязь того, что имеется в обществе и одновременно в структурных составляющих личности. Например, в силу традиционной системы преподавания физической культуры, как в общеобразовательной, так и в высшей школе не могут обеспечить себе высокий уровень здоровья и физического совершенства и сами учащиеся. Отсутствие в их образовании должного состава и объема теоретических и методических знаний и операционально-деятельностных умений творческого их переноса в практическую здоровьесберегающую жизнедеятельность не позволяет им сделать свое здоровье и физическую культуру, его обеспечивающую, не просто сопутствующим фактором, а компетентностным и государственно важным достоянием собственности.

Многочисленные научные исследования и педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что состояние физической культуры и компетентности в ней выпускников общеобразовательной школы, поступающих в вузы, как правило, находится на низком уровне (ситуативном или начальной грамотности). Причем, по всем ее содержательно-структурно-личностным составляющим: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным; социально-духовным; операционально-деятельностным (физкультурно-оздоровительным и спортивным); эмоционально-волевым и психофизическим (физического развития, физической подготовленности, психомоторных качеств) [5, 6].

В целом не намного лучше картина и с молодежью, заканчивающей профессиональные учебные заведения. Одним из специфических объективных факторов такой ситуации является и то, что до сегодняшнего дня многие специалисты в области физической культуры не имеют достаточного

представления о сущностных составляющих физической культуры личности и педагогической технологии ее формирования. Ведущая целеполагающая установка государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура» для них является всего лишь министерской декларацией, но не предметом профессиональных компетенций.

В энциклопедических словарях понятие методология трактуется как учение о структуре, логической организации методах и средствах деятельности. В этом ключе изучение теоретико-методологических исследований показывает, что категория «здоровый образ жизни» представляется, прежде всего, как определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные моменты его содержания. При этом способ жизнедеятельности является продуктом взаимоотношения личности и общества, логической структурой форм жизнедеятельности их реальными проявлениями. В образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, диалектического единства социально-типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Иначе, понятие «образа жизни» весьма многопланово, охватывает различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: в философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания.

В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни выделяется три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-педагогическое. Все три направления исследования ЗОЖ характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как некую глобальную социальную проблему, составную часть образа жизни личности и общества в целом, как объективную потребность современного социального и экономического развития.

По второму направлению (медико-биологическому) здоровый образ жизни определяется в контексте профилактических оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Представители третьего психолого-педагогического направления считают, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни, и главная причина здесь состоит в понимании человеком своей психологии и в воспитании.

Необходимо отметить, что резкой грани между философско-социологическим, медико-биологическим и психолого-педагогическим направлениями не существует, так как проблема формирования и внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь является закономерным результатом целостного учебно-воспитательного процесса, в котором обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие различных дисциплин и видов деятельности учащихся.

М.Я. Виленский и М.М. Борисов подчеркивают, что сущность данного понятия заключается в том, что «здоровый образ жизни это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознан личностью как жизненно необходимый стиль поведения [1].

Неоспоримо, что характерной чертой здорового образа жизни является его неразрывная связь с общей культурой, которая становится критерием оценки способа ее бытия, уровня биосоциальной жизнедеятельности. В содержании здорового образа жизни данные авторы выделяют следующие структурные компоненты: целевой, содержательно-операциональный, мотивационно-ценностный, программно-ориентировочный, эмоциональноволевой. При этом к основным элементам здорового образа жизни учащихся относят: культуру труда с элементами его научной организации; соблюдение режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающим санитарно- гигиеническим требованиям; организацию индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, токсикомания и др.); культуру сексуального поведения; культуру межличностного общения и поведения в коллективе; культуру самоуправления и самоорганизации [7].

Вообще сложность решения проблемы здорового образа жизни, по их мнению, состоит в том, что здоровый образ жизни - это производное многих составляющих в их диалектической взаимосвязи. Поэтому предупреждение и нейтрализация отрицательных факторов, деформирующих здоровье людей, предполагает интегративный комплекс мер социально-экономического, правового, экологического, образовательно-воспитательного, лечебно-профилактического, культурно-просветительного и организационного порядка. Другая сложность обусловлена отсутствием интегральной междисциплинарной концепции как конкретной научно-практической основы проектирования и формирования образа жизни, адекватного требованиям здоровья. Парадоксальность современной ситуации, утверждают они, состоит в том, что такие науки, как педагогика, психология, медицина, практически работающие с конкретным, индивидуально неповторимым человеком в целях его обучения и воспитания, профилактики и лечения, отделены друг от друга искусственными границами. Отсюда большинство однофакторных профилактических программ, например, по борьбе с курением, алкоголизацией общества, избыточной массой тела, низкой физической активностью не доказали своей эффективности в отношении снижения общей смертности населения. «Комплексный подход к целостному человеку - существу биосоциальному, субъекту деятельности, общения и познания вытекает из самой проблематики образа жизни, главное в котором сам человек» [5].

На основе имеющегося знания и добавляя к нему некоторые детали, в широком плане здоровый образ жизни мы характеризуем как социально и исторически определенное представление о здоровье, а также средствах и методах его интеграции в практическую здоровьесберегающую жизнедеятельность. В узком понимании (в отношении личности и ее культуры) можно сказать, что «культура здорового образа жизни личности» это социально определенная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое и компетентностно-творческое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, воплощенных посредством эмоционально-волевых проявлений в здоровьесберегающую жизнедеятельность, психическое, социальное и духовное здоровье [5, 6].

За основу определения здорового образа жизни можно принять следующую авторскую формулировку: здоровый образ жизни - это модель жизнедеятельности, связанная с представлениями о личностной и социальной ценности здоровья, средствах, формах и способах его сбережения.

Таким образом, культура здорового образа жизни личности есть индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным; эмоционально-волевым; духовно-нравственном; операционально-деятельностном и психофизическом. В ракурсе профессиональной деятельности культура здорового образа жизни нами рассматривается как основной элемент профессионально-личностных составляющих физической культуры представителя различных профессий и специальностей [9].

Профессионально-личностная физическая культура - конкретизированная в отношении профессиональной принадлежности человека область общекультурных компетенций, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний и интеллектуальных способностей, мотивационноценностных ориентаций, социально-духовных ценностей и физического совершенства, приобретенные в результате воспитания, образования и воплощенных посредством эмоционально-волевых проявлений в профессиональноприкладные виды физкультурно-спортивной деятельности, культуру здорового образа жизни, самообразование, физическое самосовершенствование, духовность, психофизическое здоровье и индивидуализированный стиль профессиональной жизнедеятельности.

Выводы. Структура профессионально-личностных составляющих физической культуры курсанта вуза МВД России представляется нами в виде компонентов, имеющих тесную взаимосвязь, дополняющих и обусловливающих друг друга.

Знания и интеллектуальные способности определяют научный кругозор, компетентность и состоятельность личности проникать в суть явлений, процессов, теории, методики и практики физической культуры, иерархию оценок, ценностей и результатов деятельности;

Мотивы характеризуют профессиональную направленность личностных целеустремлений, стимулируют и мобилизуют желание на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений к физической культуре, профессиональной, созидательной и активной жизнедеятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой деятельности и поведения личности в сфере физической культуры;

Социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое (в отношении физической культуры) субъективно-нравственное развитие личности, культуру здорового образа жизни личности;

Физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации, интересы и потребности курсанта, характеризует его степень активности и отношение к профессионально-прикладной физической подготовке и здоровому образу жизни, а также творческую самостоятельность в программно-конструктивных, модельных и избирательных процессуальных умениях и навыках;

Эмоционально-волевые проявления детерминируют выраженность интересов и неотложенность потребностей, обеспечивающих стартовый механизм деятельности, ее динамику и продуктивную устойчивость;

Физическое совершенство как результат всех остальных профессионально-личностных составляющих физической культуры курсанта, предполагает такой уровень его индивидуального здоровья, физического развития, профессионально-прикладной физической подготовленности, психофизических качеств и возможностей, которые образуют фундамент профессионально-активной, преобразующей, социально и личностно значимой жизнедеятельности в целом [7].

Таким образом, на основе содержания профессионально-личностных составляющих физической культуры нами была разработана педагогическая модель формирования общекультурных компетенций курсанта образовательной организации МВД России, а именно:

В образовательно-когнетивной составляющей - ключевые общекультурные и физкультурно-инструкторские компетенции;

В мотивационно-ценностной составляющей - потребностно- ориентировочные компетенции;

В социально-духовной - интегративные культурологические компетенции;

В физкультурно-деятельностной - креативные конструктивно-процессуальные компетенции;

В эмоционально-волевой - компетенции психофизического самовоспитания, управления волей и активностью;

В физическом совершенстве - психофизические компетенции, выраженные в развитых профессионально-значимых физических качествах и сформированных прикладных двигательных навыков (боевых приемов борьбы).

Литература:

1. Борисов, М.М. Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у студенческой молодежи // Физическая культура в образовании и науке: коллективная монография / Под научной редакцией М.Я.Виленского, Л.И.Лурье. - Ярославль: Ремдер, 2013. - с. 65-75.

2. Земляной А.И., Кашин С.Н. Основы методики специальной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2013. - 52 с.

3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». - Москва: ДГСК МВД России, 2011. - 22 с.

4. Рабочая программа дисциплины «Специальная физическая подготовка» по специальности «Правоохранительная деятельность». - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. - 51 с.

5. Соловьев, Г.М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодежи: монография. - М.: Илекса, 2009. - 264 с.

6. Соловьев, Г.М., Соловьева Н.И. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы): учебное пособие. - М.: Илекса, 2008. - 432 с.

7. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. - М.: Илекса, 2014. - с. 45-47.

8. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие. - Ставрополь: Сервисшкола, 2016. - 224 с.

9. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Формирование морально-волевых качеств в контексте здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России: учебное пособие. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2017. - 176 с.

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Киселева Наталья Юрьевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» Институт специального образования и комплексной реабилитации (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шулекина Юлия Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» Институт специального образования и комплексной реабилитации (г. Москва)

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ

МЕТОДИКИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация. Современная система отечественного образования предъявляет определенные требования к методологии диагностической и коррекционной работы с обучающимися на всех уровнях общего образования. Методический инструментарий логопеда должен быть ориентирован на обследование учащихся с речевыми нарушениями и множественными нарушениями развития; а результаты диагностики - быть информативными для всех участников образовательного процесса.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением базовых параметров логопедического обследования учащихся младших классов, что необходимо для проведения экспресс-диагностики и эффективной коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и письма.

Ключевые слова: речь, компоненты речи, логопедическая диагностика, коррекционная работа, индивидуальный образовательный маршрут, междисциплинарный подход, младшие школьники с нарушениями речи.

Annotation. The modern system of Russian education imposes certain requirements on the methodology of diagnostic and correctional work with students at all levels of General education. Speech therapist's methodological tools should be focused on the examination of students with speech disorders and multiple developmental disorders; diagnostic results should be informative for all participants of the educational process.

The article deals with the issues related to the definition of the basic parameters of speech therapy examination of primary school students, which is necessary for rapid diagnosis and effective correctional work to overcome reading and writing disorders.

Keywords: speech, clusters of speech system, logopedic diagnostics, correctional work, individual educational route, interdisciplinary approach, younger students with speech disorders.

Введение. Большинство комплексных методик для диагностики речи, имеющихся в арсенале современных логопедов и разработанных на основе традиционных логопедических технологий, является отражением внутренней матрицы речи как системной функции, а именно языковой материал методик распределен по разделам, соответствующим базисным речевым структурным компонентам, - фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь, письменная речь.

Авторы-разработчики диагностических методик ориентируются, прежде всего, на функциональную основу речи, что обусловливает валидность и достоверность результатов и позволяет использовать полученные результаты в работе логопедов, педагогов и психологов. Апробированная, более того, стандартизированная методика предлагается в качестве универсального средства для разных специалистов -логопеда, дефектолога, психолога, нейропсихолога и др., с помощью которого решается основная задача диагностики - оценить состояние речи ребенка или отдельных ее компонентов.

Несмотря на относительную консервативность логопедии как науки, в последние десятилетия в ее методическом пространстве всё чаще появляются методики обследования речи, разрабатываемые на междисциплинарной основе. Заложенный в них уровневый анализ речи делает методику доступной для широкого круга специалистов.

Вместе с тем, практика применения таких методик показывает, что итоговые результаты интерпретируются разными специалистами избирательно, а не целостно (логопед выбирает языковую составляющую методики, психолог опирается в большей степени на когнитивные пробы, нейропсихолог использует нейропсихологические пробы). Подобный феномен связан, на наш взгляд, не просто с разобщенностью тех направлений, которые могут быть интегрированы в ткань диагностической методики (например, логопедического и психологического или логопедического, психологического и психолингвистического), но, в большей степени, с незнанием того, какой вклад вносит каждый из параметров методики в итоговый результат.

Формулировка цели статьи. В изменяющихся образовательных условиях изменился современный методический запрос практикующего учителя-логопеда. Возникает необходимость проводить обследование учащихся с разными образовательными возможностями, участвовать в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для них совместно с участниками психолого-педагогического консилиума образовательной организации [4]. Как выбрать правильную методику, результаты которой будут информативными для разных специалистов?

С целью уточнения поставленного нами вопроса обратимся к закону межфункционального взаимодействия Л.С. Выготского [1]. Согласно ему, в процессе онтогенетического развития ребенка психические функции взаимодействуют друг с другом, создавая все более сложные психические структуры, составляющие субстрат психики. Позже А.Р. Лурия [5] разработал динамический подход к изучению психических процессов, доказав, что речь создается и обеспечивается динамическими процессами мозга. Значит, если принять структуру диагностической методики за условную модель речи, то окажется, что все параметры, выбранные для оценки состояния речевого развития, должны рассматриваться не статично, а только в их динамическом взаимодействии.

В связи с этим частной задачей настоящего исследования было выделить базовые структурные компоненты речи и обосновать с помощью методов математической статистики их динамическое взаимодействие. Анализ в этом направлении может проводиться многоаспектно. В свете психолингвистического подхода для авторов особенно важно описать результаты логопедической диагностики посредством отсылки к глубинным механизмам взаимодействия языка, речи и мышления [9]. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.