Научная статья на тему 'Метод развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин'

Метод развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР / DESIGNER / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / DESIGN ABILITIES / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИЗАЙНЕРОВ / MODEL OF DEVELOPMENT OF DESIGNERS' ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катранжи Елена Олеговна

В статье представлена и научно обоснована модель развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин, которая рассматривается как эффективный инструментарий организации системы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна и является базой для создания такой среды, которая служила бы средством для развития личности, готовности к непрерывному саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD DEVELOPMENT PROJECT SKILLS OF FUTURE DESIGNERS IN THE PROCESS OF STUDYING PROFESSIONAL DISCIPLINES

In article the model of development of design abilities of future designers in the course of studying of professional disciplines is presented. It is considered to be an effective tool of the organization of vocational training system of experts in the field of design. It is a base for creation of the environment to serve as means for development of the personality, readiness for continuous self-development.

Текст научной работы на тему «Метод развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин»

Литература:

1. Аксенова Э.А., Знаев С.З. М.Н. Скаткин: как учить творчеству // Педагогика. - 2004. - №8. -С. 80 - 86

2. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.

3. Бондаренко Е.Н. Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2009. №6. - С. 132-138.

4. Шишлова Е.Э., Курицын И.А., Романенко А.В. Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2016 г., Екатеринбург). В 6 ч. Ч. 4 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 224 с. С. 156-160

5. Шогенова Ф.А. Методология педагогического проектирования инновационной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Монография. - М., 2012. - С. 95

Педагогика

УДК 72. 012

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Катранжи Елена Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье представлена и научно обоснована модель развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин, которая рассматривается как эффективный инструментарий организации системы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна и является базой для создания такой среды, которая служила бы средством для развития личности, готовности к непрерывному саморазвитию.

Ключевые слова: дизайнер, проектные умения, модель развития умений дизайнеров.

Annotation. In article the model of development of design abilities of future designers in the course of studying of professional disciplines is presented. It is considered to be an effective tool of the organization of vocational training system of experts in the field of design. It is a base for creation of the environment to serve as means for development of the personality, readiness for continuous self-development.

Keywords: designer, design abilities, model of development of designers' abilities.

Введение. Использование метода моделирования с целью изучения процесса развития проектных умений будущих дизайнеров вызвано сложившимися в отечественной педагогике традициями. Реализованные педагогические исследования неоднократно подтверждали эффективность данного метода в процессе познания педагогических объектов, явлений и процессов.

С философской точки зрения, моделью является созданная или выбранная исследованием система, воспроизводящая существующие для этой цели познания стороны исследуемого объекта, и в силу этого она находится с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит косвенным способом получения знания об этом объекте.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в разработке и научном обосновании модели развития проектных умений будущих дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую основу исследования составили: философские и психолого-педагогические теории деятельности (Б. Г. Ананьев, Э. А. Баллер, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн); концепция педагогических технологий (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. П. Панасюк), интегративные теории социально-личностно-ориентированного образования (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Н. Ф. Маслова, Н. Д. Никандров, А. Г. Пашков, В. В. Сериков); теории интеграции, межпредметных связей и дифференциации в педагогике (С. В. Александров, В. Н. Карташова, В. К. Кириллов, И. А. Плетнева, В. Н. Максимова, В. Е. Медведев); концепции проектной технологии (Е.М. Бахтиярова, Е.М. Борисова, Л.Д. Морозова, П.С. Лернер, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, А.Л Ховякова); теории и методики художественного и дизайн-образования (В. Р. Аронов, А. Бине, М. С. Каган, А. И. Ковешников, М. А. Коськов, А. П. Кудрявцев, Л. П. Печко, А. Ж. Овчинникова, Н. К. Шабанов).

Анализ теоретических источников позволяет говорить о том, что в современной педагогической науке важное место отводиться изучению и разработке методов обучения графике, живописи, графическому дизайну, художественному конструированию, декоративно-прикладному искусству и архитектуре. Данная проблематика отражена в исследованиях И.С. Абоимовой, Ю.Ю. Артемьевой, Р.Ч. Барциц, А.А. Беллова, Н.В. Воронова, М.В. Галкиной, В.И. Гамаюнова, Г.Е. Гурова, С.Г. Игнатьева, В.И. Климова, Л.Н. Климовой, Е.Н. Ковешниковой, С.М. Кожуховской, А.В. Кучеровой, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, М.В. Карамзиной, Б.В. Нешумова, Я.В. Новиковой, А.С. Питерских, Н.Н. Соловьевой, А.В. Степанова, В.В. Щукиной.

С целью реализации анализа эффективности проектной технологии в системе профессиональной подготовки дизайнеров и разработки методической системы формирования проектных умений будущих специалистов в качестве концептуальной основы нами была использована технология моделирования.

Понятие «модель» ученые трактуют по-разному. По определению С.А. Бешенкова, модель представляет собой «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более

простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [2, с. 1].

По утверждению К.Б. Батороева, «модель - это созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для этой цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) исследуемого объекта и поэтому находится с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит косвенным способом получения знания об объекте» [1, с. 20].

В педагогике термин «модель» используется в значении схемы, теории или гипотезы. Процесс моделирования в педагогической науке, по мнению Л.И. Новиковой, заключается в воспроизведении характеристик определенного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для его изучения [5]. Исследовательница подчеркивает, что «в процессе научного познания модель заменяет оригинал, и изучение модели даёт информацию об оригинале [5, с. 7].

На основе беспрестанно возрастающих и изменяющихся потребностей современного отечественного общества возникают тенденции развития образования. Данные тенденции характеризуются поиском путей построения гибкого модульного инновационного образования, предусматривающего развитие потенциала и активизацию творческой деятельности студентов; воспитание будущих специалистов, обладающих развитым образным мышлением, умениями творчески решать поставленные задачи в любых сферах деятельности и находить новые нестандартные пути их решения.

В процессе обучения будущих дизайнеров одной из основных задач их профессиональной подготовки является активизация проектной деятельности, так как сформированность проектных умений представляет собой неотъемлемую составляющую их профессиональной компетентности.

Анализ результатов практической профессиональной подготовки дизайнеров дает право говорить о том, что не все студенты в процессе обучения овладевают навыками решения проектных задач, нацеленных на разработку и осуществление проектной идеи в связи с тем, что эффективная и качественная проектная деятельность предполагает оперирование методами творческого процесса, владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики, способностью использовать полученные компетенции в новых условиях, применять взаимосвязанные научные методы и подходы [4].

Графические дисциплины в системе высшего образования можно отнести к неиспользованным потенциалам для активизации проектной деятельности будущих дизайнеров. Обучение графическим дисциплинам связано с разработкой и выполнением дизайн-проектов, процессом создания оригинального проекта, среди которых различные виды полиграфической и визуальной продукции, и основано на системном развитии проектных умений, пространственного и образного мышления, дающих возможность для комплексного проектирования.

Педагогическая модель развития проектных умений будущих дизайнеров базируется на положениях о структуре мотивационной сферы личности, путях формирования внутренней мотивации и познавательного интереса студентов.

Исходя из того, что конкурентоспособность современного дизайнера, определяется как функциональными профессиональными знаниями, так и гибкостью мышления, способностью в кратчайшие сроки находить оптимальные дизайнерские решения, то при разработке педагогической модели нами учитывались теоретические положения о дивергентном мышлении, как основе креативного мышления, -термина, введенного Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи [3].

Как известно, развитие обучающихся, характеризующееся вступлением личности в новые для себя отношения, накапливанием опыта, формированием мотивов, оценок, отношений, обеспечивается целесообразной организацией обучения [4].

Основываясь на рассмотренных выше теоретических положениях и учитывая предыдущий опыт педагогов-исследователей, нами была разработана модель организации учебного процесса проектной подготовки будущих дизайнеров с подробным анализом всех компонентов педагогической системы.

В данном контексте следует отметить, что общая теория управления учебной деятельностью требует учета взаимодействия субъекта и объекта управления, рассмотрения процессов проектирования, организации, регулирования, обратной связи, корригирования деятельности и анализа результатов в единстве.

Для получения эффективной обратной связи в нашей педагогической модели особый акцент ставится на необходимости диагностики исходного уровня знаний, творческого потенциала и мотивационной сферы личности студентов как факторов успешности обучения в вузе.

По нашему мнению, целью моделирования развития проектных умений будущих дизайнеров является разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность этого процесса и соотнести его с требованиями общества.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены три этапа, на каждом из которых были определены цели, отобрано содержание, выбраны методы, средства и формы его организации развития проектных умений будущих дизайнеров:

В данной системе проектные умения являются компонентом межкультурной компетенции, которая выступает в качестве одного из показателей сформированности вторичного, а иногда и третичного профессионализма личности, так как она связана с осмыслением картины мира иной социокультуры, познанием смысловых ориентиров другого социума, умением видеть сходство и различие между общающимися культурами и применять их в контексте межкультурного общения.

Развитие проектных умений будущих дизайнеров невозможно без специальных практических заданий, которые способствуют формированию проектного мышления.

По мнению С.В. Тигрова, «проектные умения - это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач» [6, с. 11].

Исследователь подчеркивает, что «повышение эффективности формирования проектных умений предполагает представление элементов содержания в виде разноуровневых личностно-ориентированных заданий. Личностно-ориентированное задание рассматривается как требование совершить некоторые действия в некоторых условиях с учетом отношения между требованием и условием, включающее учащегося

в поиск смысла приобретаемого знания посредством его переживания с опорой на личностный опыт» [6, с. 12].

За время обучения будущие дизайнеры должны приобрести умения методически правильно вести работу, решать конкретные задачи для успешного достижения поставленной цели.

Проанализировав основные понятия, характерные для профессиональной дизайнерской деятельности, мы определяем проектные умения в значении совокупности осознанных действий и приемов, направленных на решение творческих задач.

Совокупность проектных умений включает в себя:

- умение планировать свою работу в зависимости от проектного задания;

- уметь работать с литературой, работать с аналогами;

- умение методически правильно вести работу над заданием;

- умение визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде;

- умение критически оценивать свою работу и своих действий.

Рассмотрим, как развиваются проектные умения у будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин:

1. Проектирование. Дисциплина относится к основному циклу профессиональных дисциплин. Целью ее является изучение особенностей графического дизайна как вида творческо-проектной деятельности; формирования представлений в области общих методов, принципов и приемов композиции в дизайне различных объектов визуальной коммуникации; приобретение студентами практических навыков создания графического дизайнерского продукта.

2. Основы производственного мастерства. Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных компетенций будущих специалистов в области создания эстетически выразительной предметно-пространственной окружающей среды и профессиональных компетенций относительно изучения основных законов композиции и создания художественного образа.

3. Начертательная геометрия. Дисциплина формирует знания концептуальных основ теории отображения объектов на плоскостях, готовность к использованию теоретических положений и компьютерных техники в практике проектной работе, включает изучение основ теории перспективы и теней.

4. Технический рисунок. Дисциплина нацелена на развитие объемно-пространственного мышления, профессиональных композиционно-графических навыков, умение анализировать форму в рамках эскиза, технического рисунка, к рисованию по памяти в построении авторской концепции и стилевой графической. Она предусматривает приобретение умений и навыков работы с определёнными материалами, формирование наблюдательности, умения анализировать и обобщать увиденное, осуществляя отбор главного и второстепенного. Структура заданий и упражнений данной дисциплины позволяет более эффективно решать задачу профессионального образования дизайнера, и технический рисунок здесь является частью основы для проектной деятельности.

Исходя из основных целей профессиональных дисциплин, можно выделить проектные умения, приобретаемые будущими студентами в ходе изучения данных дисциплин. Итак, в процессе освоения содержания указанных дисциплин у будущих дизайнеров формируются умения:

- грамотно использовать шрифты, рисунки, фотографии, анимацию при создании различных типов графической продукции;

- создавать графическую продукцию в любом стиле;

- образно мыслить и трансформировать образы в графические формы, оформлять экспозицию выполненных проектов;

- выполнять эскизы начального типа и компоновки на достаточном уровне, применение изобразительных и выразительных средств в проекте;

- использовать для решения типовых задач методов и средств геометрического моделирования;

- разрабатывать и оформлять проектную документацию на типовые объекты;

- представлять технические решения с использованием программных средств компьютерной графики и геометрического моделирования.

Ожидаемые результаты представляют собой совокупность критериев достижения целей и задач развития проектных умений. В качестве ожидаемого результата в процессе изучения профессиональных дисциплин было: понимание проектных знаний, умений и навыков для эффективного осуществления профессиональной деятельности; потребность в поиске новых средств осуществления работы.

Выводы. Изучение специфики дизайна (принципов, методов и этапов проектной деятельности) позволило разработать модель развития проектных умений будущих дизайнеров и содержание условий, реализующих проектную ориентацию образования.

Практическая реализация модели формирования проектных умений будущих дизайнеров предусмотрена через процесс освоения содержания специальных дисциплин «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Начертательная геометрия», «Технический рисунок». В ходе осуществления обучения по данным дисциплинам предусмотрено использование методов и форм работы, направленных непосредственно на формирования комплекса проектных умений студентов.

По нашему мнению, указанные способы, методы и формы разработанной модели позволят развить проектные личностно-профессиональные качества будущих дизайнеров и повысить уровень выполнения ими дизайн-проектов.

Литература:

1. Батороев К.Б. Антологии и модели в познании. Новосибирск, 1981. - 322 с.

2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.

3. Максименко А.Е. Принцип преемственности в профессионально-личностной подготовке дизайнера // Научно-практический журнал «Гуманитарные науки». - Сб. Статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 4 (36). - С.63-69.

4. Михальченко М.С. Организация художественно-образного средового пространства жилого интерьера / М.С. Михальченко, Е.А. Щербакова. - Омск: Омский государственный институт сервиса. 2014 - 86 с.

5. Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - С. 5-10.

6. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: дис. ... канд. педагог. наук. - Липецк, 2004. - 201 с.

Педагогика

УДК: 796.011

кандидат педагогических наук, доцент Кашин Сергей Николаевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Соловьев Геннадий Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается профессионально-личностная физическая культура курсанта образовательной организации МВД России. Определяются методологические аспекты формирования данного феномена в ракурсе общекультурных компетенций. В статье дан ряд авторских определений понятий.

Ключевые слова: профессионально-личностная физическая культура, общекультурные компетенции, здоровый образ жизни, курсант образовательной организации.

Annotation. The article deals with the professional and personal physical culture of the cadet of the educational Organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. Methodological aspects of the formation of this phenomenon in terms of General cultural competences are determined. The article presents a number of author's definitions of concepts.

Keywords: professional and personal physical culture, General cultural competences, healthy lifestyle, cadet of educational organization.

Введение. Специальная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как учебная дисциплина является важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста ОВД и целостного развития его личности. Одной из основных задач учебной дисциплины является формирование у выпускника вуза МВД России общекультурной компетенции, выраженной в способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни. В рамках данной компетенции выпускник должен знать роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья, а также уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самостоятельно поддерживать собственную общую и специальную физическую подготовку [2, 3].

Как отмечается в программных документах, специальная физическая подготовка, как часть физической культуры является составной частью общей культуры и самостоятельным разделом высшего профессионального образования, обеспечивает гармоничное развитие духовно-нравственных и физических сил, формирует у них такие общечеловеческие ценности, как физическое и психическое здоровье, психофизическое благополучие, физическое совершенство. Необходимыми требованиями, обеспечивающими успешность изучения дисциплины, является высокий уровень развития психофизических качеств, свойств личности курсантов и мотивации к обучению [4].

Все вышеизложенное нами представляется как формирование профессионально-личностной составляющей физической культуры курсанта образовательной организации МВД России. В отличие от общепринятого понятия «формирование физической культуры личности», которое определено в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве целевой установки по дисциплине «Физическая культура» и применимо для всех образовательных учреждений высшего образования, не зависимо от ведомственного предназначения, нами уточняется специфические особенности данного процесса в системе вузов МВД России [7, 8, 9].

Изложение основного материала статьи. В Концепции демографического развития Российской Федерации среди приоритетов в области укрепления здоровья населения ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию здоровьесберегающего досуга детей и учащейся молодежи. Между тем, здоровье подрастающего поколения есть социально-личностный портрет, отражающий объективно-субъективную взаимосвязь того, что имеется в обществе и одновременно в структурных составляющих личности. Например, в силу традиционной системы преподавания физической культуры, как в общеобразовательной, так и в высшей школе не могут обеспечить себе высокий уровень здоровья и физического совершенства и сами учащиеся. Отсутствие в их образовании должного состава и объема теоретических и методических знаний и операционально-деятельностных умений творческого их переноса в практическую здоровьесберегающую жизнедеятельность не позволяет им сделать свое здоровье и физическую культуру, его обеспечивающую, не просто сопутствующим фактором, а компетентностным и государственно важным достоянием собственности.

Многочисленные научные исследования и педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что состояние физической культуры и компетентности в ней выпускников общеобразовательной школы, поступающих в вузы, как правило, находится на низком уровне (ситуативном или начальной грамотности). Причем, по всем ее содержательно-структурно-личностным составляющим: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным; социально-духовным; операционально-деятельностным (физкультурно-оздоровительным и спортивным); эмоционально-волевым и психофизическим (физического развития, физической подготовленности, психомоторных качеств) [5, 6].

В целом не намного лучше картина и с молодежью, заканчивающей профессиональные учебные заведения. Одним из специфических объективных факторов такой ситуации является и то, что до сегодняшнего дня многие специалисты в области физической культуры не имеют достаточного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.