Психология
УДК 378:17.02
кандидат педагогических наук Евграфов Иван Евгеньевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Симзяева Елена Николаевна
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгуллина Гульшат Равильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Аннотация. Авторами статьи проводится сравнительный анализ структурных компонентов индивидуального имиджа педагога по классификациям Л.М. Митиной, В.В. Бойко и В.М. Шепеля. В структуре имиджа выделяют: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос); профессиональную компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность; внутренний образ (психические свойства и состояния личности) и менталитет (духовность, интеллект).
Ключевые слова: индивидуальный имидж, педагог, структурные компоненты имиджа.
Annotation. The authors of the article conduct a comparative analysis of the structural components of the individual image of a teacher according to the classifications of L.M. Mitina, V.V. Boyko and V.M. Shepel. In the structure of the image, some distinguish: visual image (costume, hairstyle, plastic, facial expressions, voice); others -professional competence, moral reliability, humanitarian education; others - internal image (mental properties and States of personality) and mentality (spirituality, intelligence).
Keywords: individual image, teacher, structural components of image.
Введение. В настоящее время известными отечественными и зарубежными психологами активно исследуется направление, связанное с психологией взаимопонимания людей. На основе теории формирования личности как субъекта труда, познания и общения, мы анализируем развитие личности в процессе профессиональной деятельности с учетом возраста, индивидуальных и профессиональных особенностей [8, 14, 20, 21, 25].
Человек осознает самостоятельность своего выбора в качестве субъекта деятельности, только благодаря своим взаимоотношениям с окружающими его людьми, и он сам достигает самосознания, познавая себя через познание других людей [2, 6, 10, 15].
В исследованиях российских психологов справедливо отмечается, что самосознание не выражается непосредственно в переживаниях, а является результатом познания, которое требует осознания истинной обусловленности переживаний личности, сформированной соответствующей самооценки, позволяющей личности учителя объективно оценивать навыки и результаты учебной деятельности учащихся [30, 31].
Современные ученые в области социальной психологии отмечают, что познание представляет собой сознательную реконструкцию того, что действительно существует, осуществляемую субъектом исходя из его жизненного опыта, потребностей и мотивов деятельности. Социальное познание, возникающее в процессе взаимодействия, включает в себя обязательный процесс общения, то есть процесс постоянного обмена информацией, но в то же время каждый человек является индивидуальным, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания [9, 16, 27, 29].
Следует отметить, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, которое коррелирует с личными характеристиками воспринимаемого человека и интерпретация действий воспринимаемого субъекта также происходит на этой основе.
Наличие социального статуса позволяет человеку ожидать и требовать определенных отношений от других людей, и его отношение к человеку обычно определяется положением, которое он или она занимает, независимо от его личностных качеств [12, 13, 19, 28].
Учитывая наличие существенных различий в точности первого впечатления одного и того же человека между разными людьми, следует подчеркнуть, что эта точность связана не только с навыками человека, служащего объектом познания, но и с характеристиками человека, о чем судят по первому впечатлению. Несомненно, их сущность находит выражение в проявлениях личности, но для того, чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, необходимо видеть личность во всех сферах жизни (труд, учение, общение).
Изложение основного материала статьи. Существенную основу для изучения имиджа как социально-психологического феномена составляет субъективно-субъективный характер взаимодействия человека с человеком, в отличие, например, от его взаимодействия с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания [3, 7, 18].
Сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому субъекту, проявляющуюся в ярко выраженной эмоциональной оценке, устойчивости и схематичности образа [26].
Таким образом, имидж - это специально сконструированный образ педагога для обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [22]. В имидже изначально задается определенная структура и положительная направленность эмоциональной оценки.
В нашем исследовании мы придерживаемся определения В.Н. Куницыной, которая полагает, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий субъект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого субъекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот субъект [1, 24].
Педагогический имидж - это представление о педагоге, сформировавшееся в психике (сознании или подсознании) учащихся, в процессе учебно-воспитательной деятельности и опирающееся на его внешние и
внутренние характеристики, а также на процессуальные составляющие (по классификации Л.М. Митиной) (табл.).
В настоящее время не существует единого подхода к определению структуры имиджа. Большинство авторов в структуре индивидуального имиджа выделяют: внешний образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос); профессиональный образ - профессиональную компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность; внутренний образ (психические свойства и состояния личности, духовность, интеллект) [5, 17, 23].
Таблица
Структурные компоненты педагогического имиджа учителя (в соответствии с авторскими классификациями)
Л.М. Митина В.В. Бойко В.М. Шепель
внешняя составляющая (мимика, жесты, тембр и сила голоса, одежда, манеры, походка) аудиовизуальная культура личности природные задатки: способность к общению, способность обращения внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, красноречие
внутренняя составляющая (общая культура личности, нравственные и психологические качествах, особенности педагогического мышления и рефлексии) стиль поведения характеристики личности как следствие образования (нравственные ценности, психическое здоровье, владение инновационными педагогическими технологиями)
процессуальная составляющая (эмоциональная выразительность, педагогический оптимизм, педагогический артистизм, профессиональная компетентность) система ценностей человека характеристики личности, определяемые жизненным и профессиональным опытом
статус и притязания личности
целостный «Я - образ»
Первое, что воспринимает обучающийся, это информация от внешнего вида и поведения. Внешность учителя, конечно, может создавать рабочее или нерабочее настроение во время уроков, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или усложняя педагогическое общение.
Внутренним структурным компонентов имиджа является внутренний мир человека, представление об общей культуре личности, морально-психологические особенности, мышление и педагогическая рефлексия.
Исследования показывают, что образ «хорошего» учителя в восприятии учащихся и родителей связан с такими универсальными качествами, как интерес и любовь к ученику, справедливость, общительность, уравновешенность, аккуратность, организаторские способности, чувство юмора.
Процессуальный структурный компонент имиджа включает профессиональную компетентность учителя, его владение необходимыми знаниями, навыками и способностями, которые определяют содержание педагогической деятельности: способность представлять учебный материал в интересной и доступной форме, а также владение различными современными технологиями обучения [11].
В.В. Бойко в структуре имиджа выделяет следующие компоненты:
1. аудиовизуальная культура личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожиданиям большинства или определенной группы людей);
2. стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический);
3. система ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, система отношений);
4. статус и притязания личности (машина, телефон, украшения и так далее);
5. целостный «Я-образ» (в целом притягательный психогигиенический образ) (табл.) [4].
Неординарной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы структурных
компонентов, определяющих индивидуальный имидж (табл.) [15].
Выводы. Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что в современной психолого-педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на определение структурных компонентов индивидуального педагогического имиджа. Большинство авторов выделяют различные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы. Проведенное нами теоретическое исследование позволило из всех классификаций выделить классификацию Л.М. Митиной, которая выделяет внешний, внутренний и процессуальный структурные компоненты с индивидуального имиджа педагога.
Литература:
1. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Экспериментальное исследование психофизиологического состояния квалифицированных тяжелоатлеток в подготовительном периоде годичного цикла спортивной подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21. - № 4 (21). - С. 60-66.
2. Антипова А.М. Технология формирования имиджа учителя [Электронный ресурс]. - Фестиваль педагогических идей // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419846/
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в
Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 5. - С. 9.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.
- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 8. - С. 56.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 10. - С. 11.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.
15. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Бурцева Е.В. Теоретические и методические основы формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания. - Чебоксары, 2012.
16. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87
17. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.
18. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
19. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Игошина Н.В. Исследование когнитивного комопонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.
20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.
21. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.
23. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
25. Евграфов И.Е., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Теоретическое обоснование методики оздоровительной тренировки женщин зрелого возраста с учетом соматотипа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 15-20.
26. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.
27. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Анисимов Н.И. Обучение технике легкоатлетических метаний. - Чебоксары, 2016.
28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
30. Парфенова Л.А., Федорова Н.И., Бурцева Е.В. Пути повышения физкультурно-оздоровительной компетентности родителей детей с нарушением интеллекта // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 6. - С. 77.
31. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer Universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.
Психология
УДК 378. 221
кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КРЫМА - КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ДИАЛОГА
Аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению основных семейных традиций многочисленных народов Крыма и их влияние на формирование культурной стороны межнационального диалога. В статье представлены статистические данные переписи населения в Крыму, а также некоторые точки мнения ученых, изучающих рассматриваемую проблему. Рассмотрены основные семейные традиции многочисленных народов, населяющих Крым (русского, украинского и белорусского), объединяющие эти народы. Представлены семейные традиции крымскотатарского, армянкого народов. Статья выявляет ряд проблем лежащих в пространстве межнациональных отношений и построения диалога.
Ключевые слова: Крым, семейные традиции, культура, национальность, народ, межнациональный диалог, межнациональные браки.
Annotation. The article is devoted to the theoretical study of the basic family traditions of the numerous peoples of the Crimea and their influence on the formation of the cultural side of the interethnic dialogue. The article presents the statistical data of the population census in Crimea, as well as some points of view of scientists studying the problem under consideration. The basic family traditions of numerous peoples inhabiting the Crimea (Russian, Ukrainian and Belarusian) uniting these peoples are considered. The family traditions of the Crimean Tatar and Armenian peoples are presented. The article reveals a number of problems lying in the space of interethnic relations and building dialogue.
Keywords: Crimea, family traditions, culture, nationality, people, interethnic dialogue, interethnic marriages.
Введение. Полуостров Крым - один из ярких и красочных уголков России, обладающий красотой природы, великолепием архитектурных сооружений и разнообразием национальностей. Для, современной России и Крыма одним из приоритетных вопросов остается сохранение семейных традиций, благодаря которым народы, проживающих на одной территории, могут строить межнациональный диалог. Все заметнее становится кризис семьи, которая переживает экономические и духовно - психологические трудности, он выражается в том, что современные семьи теряют и забывают семейные традиции как культурное достояние конкретного народа.
Формулировка цели статьи рассмотреть основные семейные традиции многочисленных народов Крыма и их влияние на формирование культурной стороны межнационального диалога.
Изложение основного материала статьи. С давних времен, в силу множества исторических событий, на территорию полуострова стали прибывать представители разных этнических групп, которые повлияли не только на становление социально-политической и экономической жизни, но и культурной. Эти группы обладали разнообразием национальной культуры (совокупность верований, символов, убеждений, норм поведения и ценностей, характеризующие духовную жизнь определенного этнического сообщества), что привело к становлению историко-культурного наследия Крыма.
Согласно данным переписи населения в 2019 году, на территории Крыма проживает чуть более 2,355 млн. человек.
Представители 175 национальностей. Из них 68,3% - русских, 15,8% - украинцев, 10,6% - крымских татар, 4% других национальностей, таких как: белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки, корейцы, молдаване, евреи, поляки, греки, чуваши, цыгане, немцы, болгары, грузины, турки, таджики, башкиры, удмурты, осетины, казахи, арабы и прочие. В Крыму действуют 30 национально-культурных объединений, из которых 24 зарегистрированы официально [5].
Исследователи культуры и быта разных народов профессор Л.В. Скворцов и академик К.К. Колин убеждали, что сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций в первую очередь связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, которые ведут к закреплению их в традициях, а традиция указывает общий путь данного народа [1, С. 124].
Многие этнические группы по сей день сохранили, активно пользуются и популяризуют свой язык, верование и традиционно-бытовую культуру в виде праздников, одеваний, кухни, песен и сказок. Каждая семья разных народов имеет и придерживается своих семейных традиций (принятые в семье нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение).
Рассматривая семейные традиции самых численных этнических групп Крыма, ведь именно они в большей степени влияют на становление культуры межнационального диалога (взаимодействие национальных культур, благоприятная основа для развития межэтнических отношений) было выявлено, что такие народы как (русские, украинцы и белорусы) очень схожи между собой. Это связанно с тем, что эти