9. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
Педагогика
УДК 309
кандидат социологических наук, доцент Хурамшина Айгюль Зуфаровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Шугаев Артур Геннадьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
АНАЛИЗ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по изучению социального развития обучающихся. Авторами представлены показатели динамика уровней социального развития обучающихся в процессе освоения исследовательской деятельности. Авторы рассматривают уровень социального развития обучающихся в процессе освоения исследовательской деятельности через систему критериев: уровень развития коммуникативных навыков, уровень самооценки и Я-концепции, уровень социального статуса, отношение к значимой деятельности.
Ключевые слова: социальное развитие, интеллектуальная деятельность, обучающиеся, корреляционная взаимосвязь.
Annotation. The article presents the results of experimental work on studying the social development of students. The authors present indicators of the dynamics of the levels of social development of students in the process of mastering research activities. The authors consider the level of social development of students in the process of mastering research activities through a system of criteria: the level of development of communication skills, the level of self-esteem and Self-concept, the level of social status, attitude to significant activities.
Keywords: social development, intellectual activity, students, correlation relationship.
Введение. Самоопределение личности в ролевой коммуникативной деятельности по рефлексированию и проектированию социальных последствий проделанной работы, закрепляясь на уровне социального опыта индивида, способствует успешной социальной адаптации, формированию адекватной самооценки, позитивного изменения в отношении к значимой деятельности и собственного Я, что в конечном итоге выражается в социальном статусе и роли индивида [5, 6, 13, 24, 25, 27]. Нами были разработаны педагогические условия с целью социального развития обучающихся при освоении способов исследовательской деятельности: наличие модели структуры научно-исследовательского сообщества (клубной среды); возможности свободы выбора различных направлений исследовательской деятельности в процессе реализации факультативного курса «Введение в научное исследование»; предоставления обучающимся права вхождения в различные референтные социальные группы в рамках научного сообщества, смены социальных ролей и статусов; самоопределения личности в ролевой коммуникативной деятельности по рефлексированию и проектированию социальных последствий проделанной работы [7, 9, 15, 16, 26].
Изложение основного материала статьи. Нами был проведен педагогический эксперимент с двумя группами первокурсников: экспериментальная группа (ЭГ) - 58 человек и контрольная (КГ) - 59 человек. Для анализа результатов педагогического эксперимента (4 среза) мы вывели коэффициенты динамики. Рассматривая уровень социального развития обучающихся в процессе освоения исследовательской деятельности через систему критериев: уровень развития коммуникативных навыков, уровень самооценки и Я-концепции, уровень социального статуса, отношение к значимой деятельности - можно с большой долей определенности утверждать, что положительная динамика изменения данных критериев свидетельствует о приобретении обучающимися социального опыта [3, 4, 14, 17, 28]. Сравнивая динамику социального развития по всем четырем критериям (1-4 срез) в ЭГ и КГ, нами зафиксированы следующие результаты:
- В экспериментальной группе коэффициент динамики развития коммуникативных навыков высокого уровня составил 1,10 по отношению к третьему контрольному срезу и 1,85 по отношению к началу экспериментальной работы. Это указывает на положительное направление динамики с позитивной результативностью, поскольку количество обучающихся, показавших высокий уровень развития навыков коммуникативного взаимодействия, увеличилось.
- Коэффициент динамики среднего уровня развития коммуникативных навыков составил 1,10 по отношению к третьему контрольному срезу и 1,18 по отношению к началу эксперимента, что свидетельствует о положительной направленности динамики с позитивной результативностью и связано с увеличением количества обучающихся данного уровня.
- Коэффициент динамики низкого уровня развития коммуникативных навыков имел значение 0,6 по отношению к третьему контрольному срезу и 0,2 по отношению к началу экспериментальной работы. В данном случае мы имеем отрицательное направление динамики с позитивной результативностью, что связано с уменьшением количества обучающихся, имеющих низкий уровень развития коммуникативных навыков (табл.).
Таблица
Коэффициенты динамики уровней социального развития обучающихся в процессе освоения исследовательской деятельности
Показатели коэффициента динамики / уровни
Срез / группа Уровень развития коммуникативных навыков Уровень самооценки и позитивной Уровень социального статуса Уровень отношения к значимой деятельности
Я-концепции
В С Н В С Н В С Н В С Н
1-й ЭГ 1,20 1,00 1,11 1,21 1,04 1,15 1,60 1,17 1,48 0,76 1,31 1,08
срез КГ 1,00 1,04 0,96 1,14 0,96 1,04 1,00 1,02 0,93 1,00 1,00 1,00
2-й ЭГ 1,31 1,12 1,06 1,55 1,11 0,75 2,63 1,12 1,0 0,81 1,22 1,00
срез КГ 1,00 1,00 1,00 0,87 1,03 1,00 1,00 0,97 1,06 1,00 0,96 1,05
3-й ЭГ 1,68 1,16 0,45 1,73 1,19 0,33 8,15 0,92 0,60 1,18 0,90 0,50
срез КГ 1,08 1,00 0,90 0,77 1,03 1,04 0,91 0,89 1,45 0,88 0,93 1,23
4-й ЭГ 1.85 1,18 0,2 2,00 1,20 0,19 14,3 1,10 — 1,72 0,90 —
срез КГ 1,11 1,16 0,90 1,00 1,26 0,90 1,08 1,14 0,93 1,08 1,00 1,16
В контрольной группе также произошли положительные изменения, но они статистически незначимы (табл.).
В экспериментальной группе коэффициент динамики высокого уровня самооценки и позитивной Я-концепции составил 1,20 по отношению к третьему этапу и 2,0 по отношению к началу экспериментальной работы, что указывает на положительную динамику. Коэффициент динамики среднего уровня самооценки составил 1,00 по отношению к третьему этапу работы и 1,20 по отношению к началу экспериментальной работы. Это свидетельствует о положительном направлении динамики и позитивной результативности, т.к. количество обучающихся данного уровня самооценки увеличилось. Динамика низкого уровня самооценки составила 0,4 по отношению к третьему этапу и 0,19 по отношению к началу экспериментальной работы. Данный факт свидетельствует о положительной результативности, что связано со значительным уменьшением количества обучающихся, находящихся на низком уровне самооценки.
В контрольной группе коэффициенты также имели тенденцию к положительной динамике, но результаты статистически незначимы.
В экспериментальной группе коэффициент динамики высокого уровня социального статуса составил 1,15 по отношению к третьему срезу и 1,43 к началу экспериментальной работы. Это указывает на положительное направление динамики с позитивной результативностью и связано с увеличением количества обучающихся с высоким уровнем социального статуса. Коэффициент динамики среднего уровня социального статуса имеет значение 1,0 по отношению к третьему этапу и 1,10 к началу экспериментальной работы, что говорит о положительной динамике и позитивной результативности, поскольку увеличилось количество обучающихся, находящихся на среднем уровне по осознанию своего социального статуса.
В контрольной группе коэффициент динамики уровней социального статуса не имел достоверных отличий.
В экспериментальной группе коэффициент высокого уровня по отношению к значимой деятельности составил 1,18 по сравнению с третьим этапом экспериментальной работы и 1,72 относительно начала эксперимента. Это указывает на положительную динамику с позитивной результативностью и связано с увеличением обучающихся данного уровня по отношению к значимой деятельности по сравнению с третьим и начальным этапом. Коэффициент динамики среднего уровня отношения к значимой деятельности составил 1,0 относительно третьего этапа исследования и 0,90 по отношению к начальному этапу, что свидетельствует о положительной динамике и положительной результативности, поскольку количество обучающихся данного уровня отношения к значимой деятельности увеличилось. Коэффициент низкого уровня отношения к значимой деятельности на момент окончания педагогического эксперимента не зафиксирован.
Сравнительный анализ изменения динамики уровней социального развития первокурсников в экспериментальной группе свидетельствует о положительном влияние экспериментальной работы на четвертом этапе, направленном на реализацию педагогического проекта социального развития обучающихся в процессе интеллектуальной деятельности [18, 20, 27, 29]. Целостный анализ коэффициентов динамики на начало и окончание экспериментальной работы указывает на то, что совокупность педагогических условий, создаваемых в процессе освоения обучающимися исследовательской деятельности в научном сообществе, обеспечила положительную динамику социального развития.
Выводы. Данные педагогического эксперимента позволяют сделать выводы, что организация научного сообщества и освоение обучающимися исследовательской деятельности способствуют социальному развитию первокурсников как в общем, так и по отдельным показателям [12, 23]. Положительным результатом является умение согласовывать свои действия с другими членами научного сообщества, осуществлять коммуникативную связь, переносить способы исследовательской деятельности на другие виды деятельности [1, 8, 10, 19, 30]. Положительный результат заключается в расширении пространства общения, которое осваивается более осознанно и целенаправленно, в котором личность проявляет индивидуальные качества, выполняет определенную социальную роль [2, 11, 21, 22].
Литература:
1. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Экспериментальное исследование психофизиологического состояния квалифицированных тяжелоатлеток в подготовительном периоде годичного цикла спортивной подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21. - № 4 (21). - С. 60-66.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 5. - С. 9.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.
- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 8. - С. 56.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 10. - С. 11.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.
14. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Бурцева Е.В. Теоретические и методические основы формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания. - Чебоксары, 2012.
15. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87
16. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.
17. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
18. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Игошина Н.В. Исследование когнитивного комопонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.
19. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.
20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
21. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.
22. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
24. Евграфов И.Е., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Теоретическое обоснование методики оздоровительной тренировки женщин зрелого возраста с учетом соматотипа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 15-20.
25. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.
26. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Анисимов Н.И. Обучение технике легкоатлетических метаний. - Чебоксары, 2016.
27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
28. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
29. Парфенова Л.А., Федорова Н.И., Бурцева Е.В. Пути повышения физкультурно-оздоровительной компетентности родителей детей с нарушением интеллекта // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 6. - С. 77.
30. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer Universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.
Педагогика
УДК 373.2
аспирант Царегородцева Анна Николаевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» (г. Киров)
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕИНФОРМИРОВАНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье характеризуется необходимость управления процессом здоровьеинформирования, так как существует прямая взаимосвязь между нравственностью и здоровьеинформированием. Автор обращает внимание на здоровьеинформирование детей дошкольного возраста, предполагая, что раннее информирование о здоровье позволит сформировать потребность подрастающего поколения быть нравственно здоровыми людьми с присущим рядом общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами своей страны. Здоровьеинформирование дошкольников будет возможным, если организовать социально-нравственное управление этим процессом в коллективе дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: тренд здоровый образ жизни, здоровьеинформирование, игровая деятельность, социально-нравственный аспект, управление, культ знаний, нравственное здоровье, воспитанность, осознанная потребность.
Annotation. The article describes the need to manage the process of health information, as there is a direct relationship between morality and health information. The author draws attention to the health information of preschool children, suggesting that early health information will help to shape the need for the younger generation to be morally healthy people with an inherent number of universal human qualities that make them real citizens of their country. Health informing preschoolers will be possible if we organize social and moral management of this process in the team of preschool educational organizations.
Keywords: trend healthy lifestyle, health information, game activity, social and moral aspect, management, cult of knowledge, moral health, good breeding, conscious need.
Введение. Изменения в образовательной политике государства средствами реализации Федерального Закона «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, ФГОС ДО направлены на динамичное развитие образование детей дошкольного возраста. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на воспитанность детей, на поддержку детства, расширение спектра образовательных услуг, вариативность форм и средств.
Модернизация системы образования определяет приоритетные задачи на современном этапе, которые не сводятся только к обученности воспитанников, а связываются с воспитанием через такие категории, как «нравственность», «социальное благополучие», «здоровый образ жизни». Можно констатировать такой факт, что при воцарении культа знаний утрачиваются многие существенные начала в развитии детей, то есть уходят на второй план мораль, фантазия и игра. А ведь игровая деятельность - фундаментальный источник развития двух основных психических новообразований дошкольного возраста: творческого воображения, как «корневой» креативной способности человека и ориентации на воспроизведение социальных отношений взрослых, без которых ребенок не состоится как личность, как человек.
Здоровый образ жизни сегодня стал популярным, и не последнюю роль, конечно, здесь сыграл пиар. Идеи здорового образа жизни в последние годы стали модным трендом. Большинство из людей здоровье и здоровый образ жизни напрямую связывают с глянцевыми идеалами лайфстайла. И это первая ошибка на столь непростом пути. Массовая культура знакомит нас с трендами моды, лучшими одеждой и кроссовками для тренировок и развлекает широким выбором вегетарианских блюд в кафе. При этом суть здорового образа жизни остается за рамками красивых съемок, хорошо поставленных и тщательно отредактированных.
Сейчас нередко можно встретить депрессии уже в подростковом возрасте. Дети и подростки стали неустойчивы к внешней среде, более слабыми: у них часто отсутствует распорядок дня, они ведут более хаотичный образ жизни. Вредные привычки ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, так как люди сами отравляют, разрушают и убивают себя, зачастую даже не подозревая об этом. Также немало и тех, кто страдает обжорством. Многие люди даже не задумываются о том, что они едят, сколько они едят, когда и как часто. Стоит обратить внимание и интернет зависимости детей. Все эти обстоятельства актуализируют проблему здоровьеинформирования, начиная с дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость организации работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений по обеспечению качества образования детей, а также усвоение таких понятий как «здоровье», «здоровый образ жизни», «нравственность», «мораль» и др. в рамках целенаправленного педагогического воздействия по здоровьеинформированию.
Задача управленческой деятельности руководителя образовательной организации, проанализировать создавшуюся в обществе ситуацию, организовать целенаправленную работу коллектива по