Научная статья на тему 'Структурные и синтаксические особенности подражательных слов в современном башкирском языке'

Структурные и синтаксические особенности подражательных слов в современном башкирском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА / ФОНЕТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исянгулова Г. А.

Статья посвящена изучению структурных и синтаксических особенностей подражательных слов, так как они представляют собой довольно распространенный пласт лексики современного башкирского языка. Рассматриваются морфонологическая структура, способы образования и синтаксические особенности подражательных слов в современном башкирском языке, приводятся примеры из художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные и синтаксические особенности подражательных слов в современном башкирском языке»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(I)

1073

УДК 811.512.141

СТРУКТУРНЫЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

© Г. А. Исянгулова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, З2.

Тел./факс: +7 (З47) 27З 67 78.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению структурных и синтаксических особенностей подражательных слов, так как они представляют собой довольно распространенный пласт лексики современного башкирского языка. Рассматриваются морфонологическая структура, способы образования и синтаксические особенности подражательных слов в современном башкирском языке, приводятся примеры из художественной литературы.

Ключевые слова: подражательные функции.

Подражательные слова составляют особую категорию слов. Они в непосредственной, экспрессивно-изобразительной форме передают звуки, издаваемые живыми существами и различными предметами, или выражают представления о световых явлениях и различных движениях. Подражательные слова являются составной частью лексики современного башкирского языка. Они придают речи красочность, живость, выразительность.

По способу образования подражательные слова делятся на 4 типа:

1. Одинарные. К этому типу относятся слова, состоящие из одного слога, иногда встречаются подражательные слова, которые имеют двух- или трехсложную структуру (кикри^к, гемберт, кэк^к и т.д.). Например: Куз асып йомган арала ике дуд эргэЬенэ тып итеп килеп тэ бадты милиционер «В мгновение ока рядом с друзьями оказался милиционер» (А. Хаким). Ана бит аласытс ишеге шар асьгк тора «Вот двери летней кухни настежь открыты» (Т. Гарипова). Беззец Харрас терт итеп тсалды «Наш Харрас вздрогнул» (Ф. Исянгулов).

2. Удвоенные. Этот тип подражательных слов имеет в башкирском языке широкое распространение, образуются путем повторения одинарных основ. Например: 'Кыззар шым гына сыртс-сыртс келешеп сыгып китте «Девушки вышли, давясь от смеха» (А. Хаким). Малай, бер ни ацламаган ^ззэрен сылт-сылт йомоп, берсэ атаЬына, берсэ эсэЬенэ караны «Мальчик, моргая непонимающими глазами, посмотрел то на отца, то на мать» (Т. Гарипова). Эргэлэ генэ сылтыр-сылтыр тау шишмэЬ_е ага «Рядом журчит горный ручеек» (М. Карим).

3. Парные. Они образуются путем повторения одинарных и удвоенных подражательных слов, при этом происходит замена слогообразующего гласного или начального согласного во втором из них. Например: Бураншин сикэЬен ыуа-ыуа, асыуынан шарт-шорт бадып, йерергэ кереште «Бураншин, обозлившись, громко топал, протирая щеку» (А. Хаким). Шэцгэрэй, шаптыр -шоптор булып Ьыузан килеп сытсты, Y3енец теше-тешкэ теймэй

слова, фонетическое строение, синтаксические

тсалтырай «Шангарей, с плеском вышел из воды, у самого зуб на зуб не попадает» (Т. Гарипова). Китте тэстер-тестер Иыу hибешеY, тсыйтсыу-Ьерэн Иалып сумышыу, йезешеY «Начали друг друга обливать водой, нырять, плавать» (Ф. Исянгулов).

4. Сложные. Этот тип образуется путем примыкания одинарных к удвоенным или парным подражательным словам, поэтому их компоненты имеют неравное количество слогов и различаются по составу звуков. Например: Урамда ем сYплэп йерегэн сыбар тауытс та уга тсушылып: - Кы-тсытс!..

Кы-тсы-тсытсытс!.. - тип дэртлэнеп йырлап ебэрэ лэ баЬа «Пестрая курица, которая на улице клюет корм, весело кудахчет: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

(З. Биишева). ИкеЬе, сабырИызланып, иЬ.аЬ.ай-миЬ.а-Ь.ай килеп, сыр-сыулап йылгага йугерзе «Вдвоем, весело смеясь, побежали к реке» (Д. Буляков).

Своеобразна и морфонологическая структура подражательных слов в современном башкирском языке. По фонетическому строению они имеют следующую звуковую структуру:

1. СГС. Например: лап, бух, гыж, жыу, мыж, суп, тыс, шап, лас, бык, шар, мыш, сут, тэс, гыр, зыр, пыр и т.д. Примеры: Ошо сатс ул шап иттереп мацлайына Иутсты «В этот момент он ударил себя по лбу» (Д. Буляков). Агастарзы бэд Ьырыган, улар тсояш нурзарында йым-йым итеп йымылдаша «Деревья покрыты инеем, который сверкает на солнце» (М. Карим).

2. СГСС. Например: былт, борк, борх, булт, салт, бырк, сарт, гелт, шалт, серт, пырх, шылт и т.д. Примеры: ^зен сылт-сылт йомоп, башын сайтсап тсуйзы, э мегжизэ югалманы «Он закрыл глаза, мотнул головой, но чудо не исчезало» (А. Хаким). Ошоно гына кеткэндэй, Карабулат «йылт» иттереп агаИына боролдо «Карабулат быстро повернулся и посмотрел на брата» (Д. Буляков).

3. СГСГС. Например: шыгыр, быгыр, даЫгр, дебер и т.д. Примеры: [Артистар] юл буйлап ты-пыр-тыпыр йугерешеп, йылынырга тырышалар, эле биттэрен ыуалайзар, эле тсулдарын-тсулга шап-шоп Ьугалар «Артисты бегают по дороге, пытаются согреться, потирают лица, ударяют друг об друга ру-

1074

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ки» (Ф. Исянгулов). Дэртлэнеп тотонгас, урын-ер эйберен даЬыр-доЬор килтереп, бер бYлмэнэн икенсеЬ_енэ KYсерергэ KYпме генэ кэрэк инде? «Много ли времени надо, чтобы перетащить вещи из одной комнаты в другую, если работать с воодушевлением?» (Ф. Исянгулов)

4. СГСГСС. Например: шыпырт, деберт, даЫгрт и т.д. Например: ДэYлэт именлеге комитеты председателе блокнотына нимэлер яза, Казнабаев менэн Кэнзэфэров шыпырт тсына кэцэшлэшэ «Председатель госбезопасности что-то пишет, Казнабаев и Канзафаров шепотом разговаривают» (Д. Буляков).

5. СГССГТ. Например: шылтыр, сылтыр,

кыштыр, доцгор, мыцгыр, hэлтэн и т.д. Примеры: Аятс адтында селтер-селтер йотса боз ыуала «Под ногами крошится тонкий лед» (М. Карим). Таштсын йылга бер езлекЬез Y3енец мэцгелек йырын йыр-лай: шылтыр -шылтыр... сылтыр -сылтыр -сылтыр! «Вышедшая из берегов река, поет свою вечную песню» (З. Биишева).

Морфологически подражательные слова относятся к неизменяемым группам слов. Однако в синтаксическом плане они могут вступать в сочетания и выступать в роли члена предложения.

Чаще всего подражательные слова выступают в сочетании с глаголами ит-, кил-, при этом данные глаголы теряют лексическое значение и синтаксическую самостоятельность. Например: ЭсэЬен

иденэ тешереY3Эн Марат, «ыЬ» итеп ыцгырашып, ике усы менэн битен тсапланы «Вспомнив про мать, Марат застонал и закрыл лицо руками» (А. Хаким). Катын-тсыз «аЬ» итеп биттэрен яулытс менэн тсапланы... «Женщины, ахнув, прикрыли лица платками» (А. Хаким). ТегеЬ_е «ялт» иттереп боролдо, KY33эрендэ мут йылмайыу сагылды «Тот быстренько повернулся, глаза хитро заблестели» (Д. Буля-ков). Бейрэкэй Y3ен эйзэгэн Мэзинэ артынан ЭY3ем генэ эйэрзе, KYп тэ Yтмэй KYнэккэ сыц-сыц, сыж-сыж килеп атс ептэр агыла башланы «Буренушка покорно последовала за Мадиной, и через некоторое время струи молока звонко ударили по ведру» (Т. Гарипова).

Так как подражательные слова чаще всего входят в глагольные сочетания, то их ведущей функцией является функция обстоятельства образа действия, в которой широко выступают сложные подражательные глаголы, образованные от звукоподражательных корней с помощью глаголов ит- и кил-, которые принимают форму деепричастия на

-еп. Например: Хисапсыны шацтсытып, Fэлимэ ишекте шарт итеп ябып сыгып китте «Галима с грохотом закрыла дверь, оглушив бухгалтера» (Т. Гарипова). Ул «сай-й!» итеп атсырып ебэрзе лэ пальтоИыз, бYрекhез урамга сыгып ЙYгерзе «Он закричал и без пальто и шапки выбежал на улицу» (Ф. Исянгулов). Клуб геж-ж-ж килеп алды ла тын-ды «Клуб загудел и успокоился» (Ф. Исянгулов). Балалар батссаИынан тсайттсас, бэлэкэстэр, сыр-сыу килеп, сана шыузы «Вернувшись из детского сада, дети, визжа, катались на санках» (М. Карим). «Бай-рамса кейенгэн шат, келэс йезле халытс урамда гер килеп тора инее» «По праздничному одетый, веселый народ гудит на улице» (З. Биишева).

Звукоподражательные слова также могут выступать в роли сказуемого, когда возникает необходимость живо и ярко представить действие, которое вызвало обозначенное ими явление. Например: Хатта Сэхип Морат лэм-мим «Даже Сахип Мурат молчит» (А. Хаким). БетэЬе лэ «аЬ» «Все ахнули» (Д. Буляков). Элеге тсатсса тсыз кYзе янына кескэй генэ фотоаппарат ^тэрзе, Хэйзэргэ тебэ-не - шылт! «Та худощавая девушка достала маленький фотоаппарат, направила на Хайдара и сфотографировала» (Ф. Исянгулов).

Роль подлежащего могут выполнять звукоподражательные слова только в случае субстантивации. Например: Кайза тсарама, эшлекле ыгы-зыгы «Куда не глянь, везде кипит работа» (А. Хаким). Дебер Ь_аман ятсынайгандан-ятсынайзы, тсулындагы тсамсыЬы уйнап тсына торзо «Гроза вес приближалась, сверкала молния» (Д. Буляков).

Китте шау-шыу, Ь.аИ^ілдап келешеY «Начался галдеж, хохот» (А. Хаким).

В качестве объекта звукоподражательные слова могут выступать в функции дополнения. Например: Марат шау-шыузан файзаланып, Y3 бYЛмэhенэ инеп китте «Марат, воспользовавшись шумихой, ушел в свою комнату» (А. Хаким).

В сочетании с существительным подражательные слова могут выступать и в качестве определения. Например: Ана, ялт тсояш та сытсты инде «Вон яркое солнышко выглянуло» (Ф. Исянгулов).

Таким образом, структурная, фонетическая и синтаксическая характеристики подражательных слов показывают резкое отличие их от междометий, каждой из этих категорий слов присущи свои закономерности в развитии, что и позволяет квалифицировать подражательные слова как особую часть речи.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.