Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ / КОГНИТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липская Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются особенности отношения к труду детей младшего школьного возраста. Основными структурными особенностями отношения к труду, выявляемыми в исследовании являются: когнитивный (представления о труде) показатель, потребностно-мотивационный (трудовые интересы и мотивы) и деятельностно-практический (дисциплинированность, аккуратность, последовательность трудовой деятельности). В результате эмпирического исследования было выявлено, что наиболее сформированным компонентом в обследуемой выборке младших школьников является когнитивный показатель отношения к труду. У большинства обследованных младших школьников не сформирован потребностно-мотивационный показатель отношения к труду. Также в данной статье представлена характеристика трех групп младших школьников с разным уровнем сформированности отношения к труду. Описаны структурно-уровневые особенности отношения к труду у данных младших школьников. Завершают статью рекомендации по организации психологической работы с младшими школьниками по изучаемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Липская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND LEVEL FEATURES OF THE ATTITUDE TO THE WORK OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the peculiarities of the attitude to the work of children of primary school age. The main structural features of the attitude to work identified in the study are: cognitive (ideas about work) indicator, need-motivational (labor interests and motives) and activity-practical (discipline, accuracy, consistency of work activity). As a result of an empirical study, it was revealed that the most formed component in the surveyed sample of younger schoolchildren is the cognitive indicator of the attitude to work. The majority of the surveyed younger schoolchildren did not have a need-motivation indicator of their attitude to work. Also, this article presents the characteristics of three groups of younger schoolchildren with different levels of formation of attitudes to work. The structural and level features of the attitude to work in these younger schoolchildren are described. The article concludes with recommendations on the organization of psychological work with younger schoolchildren on the studied problem.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Из данных таблицы 4 мы видим, что существенные различия между выборкой учителей со стажем менее 3-х лет и выборкой учителей со стажем более 3-х лет по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам, а значения мотивационного компонента не имеют статистических различий. Возможно, это объясняется тем, что для тех и других выбранная профессия одинаково значима и ее реализация ориентирует учителя на достижение в ней некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности.

Выводы. По итогам проведенного исследования мы получили содержательную модель профессиональной «Я-концепции» учителей и эмпирические данные об особенностях этого образования у молодых специалистов, находящихся на этапе вхождения в педагогическую профессию. На основании проведённого анализа полученных результатов представляется возможным составление рекомендаций по психологической работе с учителями со стажем менее 3-х лет: повышение самоценности, укрепление веры в возможности реализации себя в профессии учителя; стимулирование мотивации достижения успеха в педагогической деятельности; рефлексия собственных возможностей, способствующих реализации целей профессионального развития; развитие ценностного отношения к педагогической профессии; формирование умений и навыков целеполагания и планирования для осознанной саморегуляции профессиональной деятельности.

Литература:

1. Агапов, В.С. Креативное развитие профессионального я будущего специалиста / В.С. Агапов // Вестник ОГУ. -2011. - №2 (121). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kreativnoe-razvitie-professionalnogo-ya-buduschego-spetsialista (дата обращения: 24.08.2021).

2. Вачков, И.В. Структура профессионального самосознания учителя / И.В. Вачков // Школьный психолог. - №13 (61). - 2000. - 7 июля. - С. 12-13.

3. Глуханюк, Н.С. Психология субъектной профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк // Образование и наука. -2003. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologiya-subektnoy-professionalizatsii-pedagoga (дата обращения: 24.08.2021).

4. Джанерьян, С.Т. Типы профессиональных Я-концепций / С.Т. Джанерьян // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - №12. - 2004. - С. 79-85.

5. Зеер, Э.Ф. Профессиология: психологический контент: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Москва: ИНФРА-М. - 2019. - 194 с.

6. Марголис, А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2021. - Том 26. - № 3. - C. 5-39.

7. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография / А.В. Карпов. - Москва: Институт психологии РАН. - 2004. - 424 с.

8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 304 с.

9. Леонтьев, Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека / Д.А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. - №10. - С. 5-10.

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание». -1996. - 308 с.

11. Митина, Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве / Л.М. Митина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 24.08.2021).

12. Петровский, В.А. Наука личности: четыре проекта общей персонологии В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко // Психология. Журнал ВШЭ. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-lichnosti-chetyre-proekta-obschey-personologii (дата обращения: 24.08.2021).

13. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс1 / А.М. Рикель // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -N 2(16). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.08.2021 г.).

14. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: Изд-во МГУ. - 1983. - 284 с.

15. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ. - 2001. - 272 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Липская Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности отношения к труду детей младшего школьного возраста. Основными структурными особенностями отношения к труду, выявляемыми в исследовании являются: когнитивный (представления о труде) показатель, потребностно-мотивационный (трудовые интересы и мотивы) и деятельностно-практический (дисциплинированность, аккуратность, последовательность трудовой деятельности). В результате эмпирического исследования было выявлено, что наиболее сформированным компонентом в обследуемой выборке младших школьников является когнитивный показатель отношения к труду. У большинства обследованных младших школьников не сформирован потребностно-мотивационный показатель отношения к труду. Также в данной статье представлена характеристика трех групп младших школьников с разным уровнем сформированности отношения к труду. Описаны структурно-уровневые особенности отношения к труду у данных младших школьников. Завершают статью рекомендации по организации психологической работы с младшими школьниками по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: отношение к труду, младшие школьники, структурные составляющие отношения к труду, когнитивный показатель, потребностно-мотивационный показатель, деятельностно-практический показатель.

Annotation. The article discusses the peculiarities of the attitude to the work of children of primary school age. The main structural features of the attitude to work identified in the study are: cognitive (ideas about work) indicator, need-motivational (labor interests and motives) and activity-practical (discipline, accuracy, consistency of work activity). As a result of an empirical study, it was revealed that the most formed component in the surveyed sample of younger schoolchildren is the cognitive indicator of the

attitude to work. The majority of the surveyed younger schoolchildren did not have a need-motivation indicator of their attitude to work. Also, this article presents the characteristics of three groups of younger schoolchildren with different levels of formation of attitudes to work. The structural and level features of the attitude to work in these younger schoolchildren are described. The article concludes with recommendations on the organization of psychological work with younger schoolchildren on the studied problem.

Key words: attitude to work, junior schoolchildren, structural components of the attitude to work, cognitive indicator, need-motivation indicator, activity-practical indicator.

Введение. Актуальные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, глубоко отразились на духовно-нравственной сфере человека. Современная тенденция, связанная с переоценкой и переосмыслением ценности труда, существенно сказалась на воспитании подрастающего поколения. Для большинства современных детей и подростков характерна смена ценности труда на идеологию потребления. Данная тенденция противоречит актуальной потребности общества в ответственных специалистах, обладающих личностными качествами, способствующими успешной адаптации на рынке труда.

Согласно исследованиям Е.А. Климова, воспитание личности «настоящего профессионала», готового и способного проявлять свои профессиональные знания и навыки, начинается задолго до поступления человека на работу [3]. Профессиональное самоопределение строится в первую очередь на представлении человека о труде, на его отношении к трудовой деятельности и берет своё начало с дошкольного детства, активизируется на школьной скамье и не завершается даже в процессе построения карьеры [3].

Современная система образования в нашей стране ориентирована на создание условий для формирования у младших школьников положительного отношения к труду как высшей ценности, социальных мотивов трудовой деятельности, что в свою очередь обосновывает актуальность проблемы изучения особенностей отношения к труду у детей младшего школьного возраста.

Именно в начальной школе наблюдается интенсификация трудовой деятельности ребенка: параллельно с активным включением в жизнь младшего школьника интеллектуального труда происходит развитие физических способностей, обеспечивающих расширение физического (ручного), художественно-прикладного труда. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников свидетельствуют о возможности принять труд как обязательное и общественно ориентированное дело. Поэтому, чем осознаннее будет отношение к труду в детстве, тем ответственнее, трудолюбивее и эффективнее человек будет проявлять себя в будущей работе, при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Изложение основного материала статьи. Проведенный нами теоретический анализ обозначенной проблемы исследования показал, понятие отношения к труду представлено в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Ядова, Е.А. Климова и других [3, 9]. Ряд авторов (в частности К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, С.Н. Чистякова) рассматривают отношение к труду в целом - к любому виду трудовой деятельности. Такие исследователи как Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.Б. Купрейченко определяют данное понятие как отношение к профессии, исключительно к профессиональному труду. В работах В.А. Ядова, А.А. Прохватилова, С.Н. Чистяковой, Т.М. Чурековой анализируются показатели отношения к труду [5, 6, 7, 8, 9].

Отношение к труду изучается на разных этапах возрастного развития: от дошкольников до зрелости. В контексте младшего школьного возраста проблему изучали М.В. Матюхина, исследовавшая формирование положительного отношения к труду в условиях учебной и внеурочной деятельности в начальной школе; Ш.Р. Баратов, отмечавший необходимость осознания социальной важности труда; Т.М. Чурекова, определяющая взаимосвязь отношения к труду и учебных успехов; С.Н. Чистякова, описывающая значимость роли школы и учителя при формировании положительного отношения к труду. Однако, основное внимание исследователей было уделено роли школы в формировании отношения к труду, а не вопросу специфики отношения к труду у младших школьников. В связи с этим представляется актуальным изучение данной проблемы и определение особенностей отношения к труду у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что отношение в психологических исследованиях понимают как сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действительностью, в которых отражается его субъективный опыт (согласно позиции В.Н. Мясищева). Так, отношение выступает субъективным отражением значимых сфер жизни человека (в том числе трудовой деятельности). В данном исследовании, опираясь на работы В.А. Ядова и С.Н. Чистяковой, отношение к труду рассматривается как «восприятие человеком труда как общественно-значимого вида деятельности (на основе личных и социальных ценностей, мотивов), определяющее психологическую готовность личности ответственно, самостоятельно приступить к трудовой деятельности» [6, С. 4]. Основными структурными составляющими отношения к труду для нас выступают следующие показатели: когнитивный (представления о труде), потребностно-мотивационный (трудовые интересы и мотивы) и деятельностно-практический (дисциплинированность, аккуратность, последовательность трудовой деятельности).

Период обучения в начальной школе, согласно О.О. Гониной, является наиболее благоприятным для формирования углубленных представлений о трудовой деятельности у детей, для развития положительного отношения к труду [1].

Так, в контексте формирования отношения к труду важно учитывать основные возрастные новообразования младшего школьного возраста. Интеллектуализация, как основная линия развития психических процессов, способствует формированию углубленных представлений о труде, помогает нахождению причинно-следственных связей в процессе знакомства с трудом (так происходит наполнение когнитивного или познавательного показателя отношения к труду). Благодаря развитию мотивационной сферы (формированию широких социальных мотивов, укреплению познавательной мотивации) усиливается восприимчивость и стремление к новым знаниям, к трудовой деятельности, появляется осознание личной и социальной значимости труда, что определяет содержание мотивационно-потребностного показателя отношения к труду. Такие новообразования возраста как высокие морально-нравственные чувства: чувства долга, ответственности, коллективизма - способствуют появлению «радости труда», закреплению позитивных эмоций от трудовой активности (содержательно наполняя эмоциональный показатель). Под действием изменившейся социальной ситуации развития происходит расширение трудовых навыков ребенка, совершенствование физических способностей, что сказывается на восприятии труда как важного вида деятельности, где можно проявить свою аккуратность, ловкость, трудовые умения. Все выше обозначенные особенности младшего школьного возраста позволяют убедиться, что именно период обучения в начальной школе - важный в формировании отношения к труду.

Теоретические положения, обозначенные выше, составили теоретико-методологическую основу нашего эмпирического исследования. Организованное нами с целью изучения структурно-уровневых особенностей отношения к труду младших школьников эмпирическое исследование проводилось с помощью следующих методик: теста «Средства измерения когнитивного критерия продуктивного опыта младших школьников» С.Н. Чистяковой, сочинения «Может ли труд сделать человека счастливым?» С.Н. Чистяковой, а также наблюдения по «Методике на выявление особенностей деятельности

С.Н. Чистяковой». В исследовании принимали участие дети младшего школьного (обучающиеся 3 и 4 классов) школ г. Оренбурга.

В ходе проведения эмпирического исследования были выявлены следующие показатели отношения к труду у обучающихся (таблица 1).

Таблица 1

Структурно-уровневые особенности отношения к труду обучающихся

Структура отношения к труду Уровень сформированности Результаты по выборке

Когнитивный компонент Высокий уровень 44%

Средний уровень 33%

Низкий уровень 23%

Мотивационно-потребностный компонент Высокий уровень 33%

Средний уровень 37%

Низкий уровень 30%

Деятельностно-практический компонент Высокий уровень 36%

Средний уровень 43%

Низкий уровень 21%

Анализируя полученные данные, отметим, что у большинства обследуемых (44% выборки) когнитивный показатель отношения к труду сформирован на высоком уровне. Обучающихся с высоким уровнем развития когнитивного показателя отношения к труду характеризует высокая информированность о процессе труда (физического и интеллектуального). Младшие школьники знают достаточно много профессий, имеют содержательное представление о правилах поведения в трудовой деятельности. Можно предположить, что такие результаты обучающихся данной группы связаны, в первую очередь, с информированностью ребенка, любознательностью в вопросах труда и профессий. Вероятно, такому содержательному представлению о труде младших школьников способствует просвещенческая деятельность педагогов и психологов школы. У 33% нашей выборки выявлен средний уровень сформированности когнитивного компонента отношения к труду. Данные младшие школьники характеризуются фрагментарными представлениями о труде, знают профессии частично, не осведомлены о правилах трудовой деятельности, что, вероятно связано с недостаточной включенностью родителей в просвещение ребенка, возможно и с хаотичным характером пропедевтического сопровождения в школе (когда ребенок посетил не весь цикл психологических и педагогических мероприятий).

Среди обследуемых нами младших школьников присутствуют обучающиеся с низким уровнем развития когнитивного компонента отношения к труду (23%). Таких школьников отличает несформированность знаний о труде, недифференцированность представлений о различных профессиях. Возможными причинами таких результатов у этих обучающихся являются игнорирование родителями вопросов, связанных с трудовой деятельностью; незаинтересованность ребенка особенностями мира труда; не включенностью школьников в комплексную психопросвещенческую работу по вопросам отношения к труду.

Анализ мотивационно-потребностного компонента отношения к труду показал, что у большинства обследуемых нами школьников средний уровень сформированности данного компонента. Младшие школьники включаются в деятельность труда в том случае если, если видят выгоду для себя (личную полезность продукта труда, похвалу от учителя, симпатию сверстников). Также для данной группы свойственно стремление включаться только в индивидуальную работу, коллективные формы трудовой деятельности наблюдаются редко или не наблюдаются совсем. Внутренняя потребность в труде, реализация которой бы сопровождалась положительными переживаниями, не выражена. Указанные особенности, вероятно, связаны с тем, что значимые взрослые - родители и учителя - способствуют формированию негативных мотивационных установок на труд: большое внимание уделяют личным достижениям ребенка и не обсуждают с ним социальную значимость его трудовых действий. Также возможными причинами несформированности коллективных мотивов могла стать общая эгоцентрическая направленность личности младшего школьника.

33% выборки отличает высокий уровень сформированности мотивационно-потребностного компонента отношения к труду. У данных младших школьников присутствуют мотивы личного и коллективного труда, стремление включаться в работу и выполнять её сообща. Само отношение к труду можно охарактеризовать как положительное, так как дети связывают трудовую активность с переживанием счастья, удовлетворенности своих потребностей. Мы предположили, что для этой группы характерны трудовые примеры в семье, которые поддерживают высокий уровень трудовой мотивации. Социальное окружение данных школьников формирует широкие социальные мотивы труда, вероятнее всего, с ними нередко обсуждают общественную пользу труда (в том числе учебного), поясняют личную значимость трудовой активности.

Заметим, что по общему числу детей, принимавших участие в нашем исследовании, обучающихся с несформированными трудовыми мотивами оказалось 30%. Для этой категории опрошенных характерно безразличное или негативное отношение к труду (труд воспринимается как «бремя», «пустая трата времени»). Потребности трудиться для себя и для других не сформировано. Однако с данной группой обучающихся также должна быть организована работа по развитию мотивационной сферы, которая должна строиться в соответствии с пониманием причин формирования низкого уровня мотивационного показателя отношения к труду: возможно отсутствие поддержки, похвалы со стороны семьи, игнорирование проявления трудовых мотивов, желания трудиться «для других».

Анализ деятельностно-практического показателя отношения к труду показал, что большинство обучающихся отличает средний уровень сформированности данного компонента (43%). Младшие школьники способны периодически проявлять трудолюбие и организованность, однако их трудовая деятельность носит непоследовательный характер. Возможно, это объясняется несистематическим контролем практической деятельности ребенка (игры, учения) со стороны родителей и учителей, отсутствием четких требований к школьнику при выполнении труда. Также причинами могут стать личностные особенности самих обучающихся (например, координационная расторможенность рук, которая не позволяет выполнять работу абсолютно «чисто», или же рассеянность внимания, сконцентрированность сразу на нескольких видах деятельности).

Обучающиеся с высоким уровнем деятельностно-практического компонента отношения к труду (36% выборки) проявляют себя при выполнении физического и интеллектуального труда организованно, дисциплинированно. Аккуратно выполняют предложенные действия, руководствуясь общей целью деятельности. Младшие школьники данной группы отлично справляются с трудовыми поручениями и способны осуществлять свою деятельность поэтапно, выполнять все трудовые поручения без замечаний. Такие результаты, вероятно, определяются четкой системой требований к процессу выполнения труда, которую формируют как внутрисемейные особенности (например, требовательность матери к организации бытового труда), так и систематичность контроля со стороны педагога, поощрения организованности и аккуратности при выполнении учебных заданий.

Младших школьников с низким уровнем деятельностно-практического показателя отношения к труду характеризует неорганизованность, хаотичность трудовой деятельности. Возможно, такое отношение к труду может быть связано с негармонично выстроенным воспитательным процессом в школе и в семье, когда взрослые не направляют деятельность ребенка, не требуют усовершенствования итога труда.

Выводы. Анализ результатов изучения уровня сформированности отношения к труду у младших школьников показал, что в обследуемой группе преобладают обучающиеся со средним уровнем отношения к труду - 40%. Таких младших школьников, вероятно, характеризует частичная осведомленность в вопросах труда, недостаточный уровень дифференциации различных профессий; им свойственно преобладание личных, эгоцентрических мотивов, они не видят значимости труда для общества, не стремятся трудиться в коллективе. Кроме того, все перечисленные особенности с большой вероятностью находят отражение и в фактическом труде школьников, в частности, ими не всегда реализуются такие трудовые навыки как дисциплинированность, аккуратность, последовательность, они могут не доводить дело до конца в силу рассеянного внимания. Преобладание средних результатов можно попытаться объяснить фрагментарной работой педагогов и психологов по формированию отношения к труду, а также некоторой непоследовательностью родительского воспитания, которая может выражаться в несоответствии дозволенного и требуемого, в преобладании или напротив отсутствии запретов, ограничений. В результате этого отношение к труду у детей формируется, но с некоторой нестабильностью проявления.

В случае положительного развития событий (организации психолого-педагогического сопровождения развития отношения к труду, коррекции дисгармоничных особенностей воспитания) удастся минимизировать негативное влияние внешних и внутренних факторов и повысить уровень отношения к труду младших школьников со средними результатами. Если же позитивных изменений не произойдет, негативным прогнозом для этих детей будет считаться стремительное снижение актуального уровня, сопровождающееся полной потерей трудовой мотивации (даже личной), переориентации на трудовые результаты низкого качества (неаккуратные, неверно выполненные продукты труда), на нарушение трудовых правил и недисциплинированность. В будущем это может сформировать негативные черты характера, развить потребительское отношение к чужому труду, безынициативность и негативизм в собственном труде.

Также многочисленной оказалась категория обучающихся с низким уровнем отношения к труду (32% выборки). Для данных детей характерна низкая выраженность двух и более показателей отношения к труду. Так, для них свойственна низкая осведомленность в вопросах труда и профессий, а также несформированность трудовых мотивов, отрицание социальной и личной значимости труда. Отличается и практическая сторона трудовой деятельности этой группы детей -непоследовательность, неаккуратность. В целом, наличие низких показателей отношения к труду говорит о несформированности положительного восприятия трудовой деятельности. Подобной ситуации могли способствовать дисгармоничные воспитательные воздействия со стороны семьи, в частности: чрезмерно высокие или чрезмерно низкие требования к ребенку, обеспечивающие восприятие труда как бремени, без удовлетворения потребностей, а также отсутствие эмоциональной поддержки, способствующее снижению трудовой мотивации. Степень опекания родителем младшего школьника также могла закрепить низкий уровень отношения к труду, так как гиперопека при ограждении ребенка от малейших трудностей родителем блокирует проявление самостоятельной трудовой активности и вызывает у ребенка страхи, нежелание трудиться совсем, тогда как гипоопека провоцирует потребительские тенденции восприятия труда, немотивированность и безответственность при выполнении трудовых поручений.

Для младших школьников с низким уровнем отношения к труду необходима систематическая просветительская и воспитательная работа, направленная на развитие мотивов труда, осознание значимости трудовой деятельности. При отсутствии систематической психологической работы с данной категорией младших школьников вероятнее будет наблюдаться развитие безответственности, эгоистичности, что в будущем негативно скажется на профессиональном самоопределении и в целом на активности в трудовой деятельности.

Наименьшей по числу респондентов (28% от общей выборки) оказалась группа учеников с высоким уровнем отношения к труду. Для этой категории характерны высокие результаты по двум и более показателям отношения к труду, что описывает их как хорошо осведомленных, высоко замотивированных, любящих и умеющих трудиться детей. Это возможно связано с сочетанием положительного влияния от психологического и педагогического сопровождения и гармоничной организации семейного воспитания, которое строится на адекватных требованиях и запретах в адрес ребенка как субъекта труда, на эмоциональной поддержке его трудовых успехов.

Позитивным прогнозом для данных обучающихся будет сохранение достигнутых результатов в будущем, что возможно благодаря поддержке близкого окружения, стимулировании положительного восприятия труда как личностно и социально значимой деятельности. Если же влияние возможных негативных факторов (изменения в семейной ситуации или в школьной воспитательной системе) начнет усиливаться, тогда мы можем предположить снижение уровня отношения к труду, развитие более эгоистичных инфантильных мотивов и ухудшении качества деятельностной стороны труда.

Таким образом, руководствуясь результатами эмпирического исследования, необходимо проводить комплексную психологическую работу с младшими школьниками. С обучающимися, имеющими низкий уровень сформированности отношения к труду, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу. Коррекционно-развивающая работа психолога с этой группой детей должна осуществляется параллельно по трем направлениям в соответствии со структурно-уровневыми особенностями, которые подтверждают результаты эмпирического исследования: когнитивный показатель -формирование знаний о труде, представлений о социальной и личной значимости труда для школьника; потребностно-

мотивационный показатель - развитие мотивов труда, стимулирование желания ребенка выполнять трудовые поручения (в том числе для кого-то); деятельностно-практический показатель - формирование навыков поэтапной работы, поддерживание в ребенке способности самостоятельно отслеживать качество результатов своего труда.

Просветительскую деятельность необходимо реализовывать со всеми обучающимися начального звена независимо от уровня отношения к труду. Главной задачей просвещения будет формирование психологических знаний о пользе труда не только для общества, но и для личностного развития. Возможными формами просветительских мероприятий могут стать классные часы о роли труда для их личности, проведенные совместно с педагогами, лекции-обсуждения с младшими школьниками об общечеловеческих личностных качествах, желаниях и мотивах, реализуемых в труде. Профилактическую деятельность также необходимо на наш взгляд реализовывать со всеми младшими школьниками для предупреждения возможных трудностей при формировании ценностного отношения к труду.

Литература:

1. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2015. - 767 с.

2. Данченко, С.А. Диагностика отношения к труду у профессионалов: Учеб. пособие / С.А. Данченко, Д.С. Корнилова. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. - 65 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Воронеж: Владос, 1996. - 340 с.

4. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская [и др.]. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 1997. - 47 с.

5. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: Издательский центр Академия, 2012. - 64 с.

6. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. - № 6. - 2015. - С. 2-7.

7. Чурекова, Т.М. Воспитание нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду с учетом возрастных особенностей / Т.М. Чурекова // Воспитание школьников. - 2016. - № 7. - С. 34-39

8. Чурекова, Т.М. Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности / Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина // Вестник КемГУ. 2015. -№4-2 (64). - С. 99-102.

9. Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на формирование личностных характеристик в подростковом возрасте, выступающего в качестве ресурса устойчивости и самоконтроля. Проведенное исследование однозначного влияния фактора спорта на личностные характеристики не выявило. Однако, у подростков, занимающиеся спортом, были выявлены такие личностные характеристики - склонность к сотрудничеству, легкость приспособления, развитое чувство сопереживания, обращенность вовне и легкость в общении.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, подростки-спортсмены, спорт.

Annotation. The article is devoted to the study of the influence of sports on the formation of personal characteristics in adolescence, which acts as a resource for stability and self-control. The study did not reveal an unambiguous influence of the sport factor on personal characteristics. However, among adolescents involved in sports, the following personal characteristics were revealed - a tendency to cooperate, ease of adaptation, a developed sense of empathy, outward-facing and ease of communication.

Key words: adolescence, personality traits, teenage athletes, sports.

Введение. Изучение влияния спорта на личность как в теоретическом, так и в практическом аспекте спортивной деятельности является основополагающим, что представляет собой наиболее концептуально заостренную формулировку вопроса о сути спорта как такового. Однако, несмотря на многочисленность дискуссий, ведущихся на разных уровнях (от научных исследований до средств массовой информации), многие стороны данного вопроса остаются на сегодняшний день недостаточно изученными. Обращает на себя внимание уже тот факт, что даже самые общие оценки социально-культурного потенциала спорта (подчеркнем, что мы ведем здесь речь прежде всего о спорте высших достижений) являются крайне неоднозначными. Здесь нередки случаи как негативных, разоблачительных, так и позитивных, восхваляющих суждений [5, 8].

Как замечают О.В. Суворова, Н.И. Дунаева, Н.Е. Серебровская, именно спорт, как один из немногих социальных институтов решает важные социальные задачи: развивает личность человека, формирует новую систему жизненных ценностей, меняет отношение человека к себе и своей жизни [10].

Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в наше время обретают огромное значение и становятся социально обусловленными.

Психологи выделяют целеустремленность и настойчивость, смелость и самообладание, как одни из важнейших свойств личности, которые влияют на ее успешность. Эти качества в человеке непосредственно развивают занятия физической культурой и спортом [3].

Однако, все эти качества, о которых практически всегда, оценивая воспитательный потенциал спорта, говорят как о благоприятных, сами по себе амбивалентны, то есть они могут в содержательном плане быть и позитивными, и негативными. Спорт - это деятельность, которая может оказывать на личность воздействия как созидательные, так и разрушительные - по обстоятельствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.