Научная статья на тему 'Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков'

Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПОДРОСТОК / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / WILLINGNESS / ADOLESCENT / EMOTIONAL-VALUE COMPONENT / MOTIVATIONAL-NEED COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / ACTIVITY-PRACTICAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Русяев Александр Петрович

Статья посвящена теоретическому исследованию сущности и структуры готовности подростков к профессиональному самоопределению. Для обоснования актуальности данной проблемной области, авторами были проанализированы такие нормативно-правовые документы, как Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В статье подробно рассмотрены ключевые понятия исследования: «самоопределение» и «профессиональное самоопределение», которые были представлены с позиций философии, социологии, психологии и педагогики. Также авторами проанализированы современные подходы к изучению готовности к профессиональному самоопределению и обозначены некоторые психолого-педагогические особенности подросткового возраста, с целью определения сущности профессионального самоопределения подростков. Опыт педагогов и психологов в области исследования готовности к профессиональному самоопределению был использован авторами при обосновании сущности и структуры готовности к профессиональному самоопределению подростков и позволил выделить ее структурные компоненты, значимые для данного исследования: эмоционально-ценностный (центральное звено, которое является скрепляющим компонентом структуры готовности подростка к профессиональному самоопределению), мотивационно-потребностный (профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности), когнитивный (знания материала учебных предметов, связанного с будущей профессиональной деятельностью; профориентационные сведения общего характера; конкретные знания об избранном виде профессиональной деятельности; знания о себе, о своих личностных качествах, о состоянии здоровья), деятельностно-практический (общеинтеллектуальные умения; коммуникативные умения; профессиональная мобильность). В статье дано подробное обоснование каждого из структурных элементов и составляющих их компонентов, а также представлено авторское определение готовности к профессиональному самоопределению подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Русяев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and structure of preparedness for professional self-determination of adolescents

The article is devoted to a theoretical study of the essence and structure of adolescents' readiness for professional self-determination. To justify the relevance of this problem area, the authors analyzed such regulatory documents as the Law "On Education in the Russian Federation" and the Federal State Educational Standard of Basic General Education. The article discusses in detail the key research concepts: “self-determination” and “professional self-determination”, which were presented from the perspective of philosophy, sociology, psychology and pedagogy. The authors also analyzed modern approaches to the study of readiness for professional self-determination and identified some psychological and pedagogical features of adolescence, with the aim of determining the essence of professional self-determination of adolescents. The experience of teachers and psychologists in the study of readiness for professional self-determination was used by the authors to substantiate the essence and structure of readiness for professional self-determination of adolescents and allowed to highlight its structural components that are significant for this study: emotional-value (the central link, which is a fastening component of the adolescent's readiness structure to professional self-determination), motivational-demanding (professionally significant needs, motives activities, a positive attitude to activity), cognitive (knowledge of the material of educational subjects related to future professional activity; career-specific information of a general nature; specific knowledge about the chosen type of professional activity; knowledge about oneself, about one’s personal qualities, about the state of health), practical (general intellectual skills; communicative skills; professional mobility). The article provides a detailed justification for each of the structural elements and their constituent components, as well as presents the author's definition of readiness for professional self-determination of adolescents.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/22PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян В. А., Русяев А.П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vardanyan V.A., Rusyayev A.P. (2019). The essence and structure of preparedness for professional self-determination of adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf (in Russian)

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и МГПИ им. М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников средствами декоративно-прикладного искусства»

УДК 371.3-053.6(045) ГРНТИ 14.27.01

Варданян Валерий Амбарцумович

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Художественного образования»

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: valera_vardanyan@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1446-5880 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=285183

Русяев Александр Петрович

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Старший преподаватель кафедры «Художественного образования»

E-mail: aleks.rusiaew2014@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2037-3184

Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию сущности и структуры готовности подростков к профессиональному самоопределению. Для обоснования актуальности данной проблемной области, авторами были проанализированы такие нормативно-правовые документы, как Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

В статье подробно рассмотрены ключевые понятия исследования: «самоопределение» и «профессиональное самоопределение», которые были представлены с позиций философии, социологии, психологии и педагогики. Также авторами проанализированы современные подходы к изучению готовности к профессиональному самоопределению и обозначены некоторые психолого-педагогические особенности подросткового возраста, с целью определения сущности профессионального самоопределения подростков.

Опыт педагогов и психологов в области исследования готовности к профессиональному самоопределению был использован авторами при обосновании сущности и структуры готовности к профессиональному самоопределению подростков и позволил выделить ее

структурные компоненты, значимые для данного исследования: эмоционально-ценностный (центральное звено, которое является скрепляющим компонентом структуры готовности подростка к профессиональному самоопределению), мотивационно-потребностный (профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности), когнитивный (знания материала учебных предметов, связанного с будущей профессиональной деятельностью; профориентационные сведения общего характера; конкретные знания об избранном виде профессиональной деятельности; знания о себе, о своих личностных качествах, о состоянии здоровья), деятельностно-практический (общеинтеллектуальные умения; коммуникативные умения; профессиональная мобильность). В статье дано подробное обоснование каждого из структурных элементов и составляющих их компонентов, а также представлено авторское определение готовности к профессиональному самоопределению подростков.

Ключевые слова: самоопределение; профессиональное самоопределение; готовность; подросток; эмоционально-ценностный компонент; мотивационно-потребностный компонент; когнитивный компонент; деятельностно-практический компонент

Современные тенденции развития образования в Российской Федерации отражают необходимость формирования профессионального самоопределения у подрастающего поколения. Подтверждение этому мы находим в Законе «Об образовании в Российской Федерации», где общее образование определено, как «...вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». 1 Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает определенные требования к программам общего образования, согласно которым они должны обеспечить создание условий для профессиональной ориентации обучающихся. 2 Данные положения подтверждают то, что обеспечение условий для правильного выбора профессии подрастающим поколением является одним из важнейших направлений современного образования и говорят о необходимости обеспечения теоретической основы проблемы готовности к профессиональному самоопределению подростков.

Одним из ключевых понятий нашего исследования является «самоопределение». Данное понятие в философском аспекте считается, систематизирующим свойством (Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, Н.Д. Зотов, Э.В. Ильенков и др.). Социология рассматривает проблему самоопределения с точки зрения становления личности в процессе социализации, принятии общественных установок на определенные нормы и ценности (М.В. Батырева, О.И. Карпухин, И.С. Кон, Е.А. Латуха, Т.В. Машарова, А.В. Миронов, И.В. Ширяева и др.).

Педагогическое понятие «самоопределение» включает в себя не только педагогический смысл, но объединяет социологический и психологический аспект. С одной стороны - это осознание человеком своей позиции в конкретной системе отношений, с другой - достижение достаточно высокого уровня зрелости личности (осознанное стремление к независимой

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2 Приказ от 17.12.2010 N 1897 (ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

позиции во всех аспектах связи с социальным окружением) [1, с. 68]. В нашем исследовании, мы понимаем самоопределение, как процесс осознанного выбора человеком своего места в системе социальных отношений.

В научной литературе описаны различные виды самоопределения: жизненное, семейное, социальное, личностное, профессиональное и т. д. Наибольший интерес для нас представляет именно профессиональное самоопределение. Проанализировав работы исследователей (Л.И. Божович, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха, В.В. Чебышева и др.), мы можем отметить, что большинству ученых присуще мнение о том, что профессиональное самоопределение является длительным процессом, проходящим практически через всю жизнь человека, и имеет некоторые отличительные признаки:

1. процесс, в ходе которого формируется комплекс потребностей определенной личности и потребностей современной профессиональной действительности;

2. процесс становления профессиональной составляющей индивидуального стиля жизни [2; 8].

Исследования М.В. Антоновой подтверждают, что профессиональное самоопределение в современном мире, требует целенаправленной работы на протяжении всей жизни, охватывая также старший дошкольный и младший школьный возраст [3, с. 9]. Следует отметить, что в некоторых исследованиях, профессиональное самоопределение рассматривается в качестве этапа профессионального развития. Также существует мнения, что профессиональное самоопределение является и процессом, и результатом, следствием которых происходит осознанный выбор личностью своего профессионального пути.

Несмотря на то, что профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, и он не завершается профессиональной подготовкой, а длится всю жизнь, есть определенные периоды, во время которых необходимо быть готовым пройти некоторый рубеж - принять жизненно-важное решение о начале своего профессионального пути. Один из таких периодов -подростковый возраст. Это обусловлено некоторыми особенностями данного возраста, а именно тем, что возрастает потребность в самоопределении во всех жизненных сферах и будущая профессиональная деятельность становится для подростка способом формирования своего собственного стиля жизни и раскрытия своих способностей.

Раскрытие сущности и структуры готовности к профессиональному самоопределению подростка невозможно без рассмотрения одного из составляющих ключевого понятия исследования - готовности, поэтому необходимо обратится к ее изучению. Данное понятие является достаточно обширным, оно рассматривается в контексте многих современных научных исследований, в том числе и в педагогике. Готовность рассматривается в качестве определенной установки (Н.Д. Узнадзе) [4, с. 190]; как приобретение определенных способностей к той или иной деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) [5]; как единство свойств личности (В.А. Крутецкий) [6, с. 276]; как специфическое психическое направление личности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) [7, с. 38].

В общетеоретическом рассмотрении «готовность» является основным условием для успешной реализации деятельности. Согласно мнению С.Н. Чистяковой, готовность часто проявляется у человека, не зависимо от ее формирования, она изначально является устойчивой характеристикой личности. Именно такая готовность гарантирует наиболее успешное осуществление абсолютно любого вида деятельности. Компоненты, составляющие готовность всегда зависят от конкретной деятельности, но некоторые являются универсальными (положительное отношение к выполняемой деятельности, определенные значимые черты характера, знания, умения, навыки и др.) [8, с. 9].

https:// mir-nauki. com

Е.В. Шавыркина и Т.И. Шукшина рассматривают «готовность как способность студентов, будущих учителей, эффективно и результативно выполнять профессиональную деятельность» [9, с. 203].

В.А. Варданян определяет готовность будущего педагога-художника к выставочной деятельности как «специальную художественно-педагогическую компетенцию студента, освоение которой обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта» [10, с. 209].

Опыт педагогов и психологов в области исследования готовности к профессиональному самоопределению, а также особенности подросткового возраста были использованы нами при обосновании сущности и структуры готовности к профессиональному самоопределению подростков и позволили выделить ее структурные компоненты, значимые для нашего исследования: эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический.

Абсолютно любая деятельность всегда осуществляется на основании определенных потребностей и мотивов. Мотивационная направленность личности, в исследованиях Б.Г. Ананьева - это основная жизненная необходимость. К.К. Платонов определяет мотив, как совокупность влечений, желаний, убеждений [11, с. 150]. В нашем исследовании мотивационно-потребностный компонент, определяется как вектор и ориентированность личности, которая обеспечивает формирование интереса к профессиональному самоопределению, а также осознание необходимости профессионального самоопределения для программирования своего будущего и включает в себя профессиональные потребности, мотивы, интерес и позитивное отношение к деятельности.

В современном мире знание имеет первостепенное значение. Результативное когнитивное развитие подростка предполагает его способность к организации и выбору информации, умение ее обработки и подчиняется законам, предлагаемым внешним миром.

Для нашего исследования представляют интерес не знания в целом, а знания в области профессионального пути человека в условиях современной действительности. Получение знаний о профессиональной деятельности различного рода, обеспечивает теоретическую подготовку к профессиональному самоопределению и включают в себя определенные группы знаний. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие группы: знания того содержательного материала учебных предметов, который имеет значение при освоении будущей профессиональной деятельности; общая информация о профессиях; знания о себе, о том как определить свои индивидуальные склонности и личностные качества

Необходимо отметить, что когнитивный компонент готовности к профессиональной деятельности предполагает не только пассивное получение знаний, но и умение применять их в различных профессиональных ситуациях, в меняющихся мировых условиях (социальных, экономических, культурных и т. д.).

Сущность деятельностно-практического компонента готовности к профессиональному самоопределению раскрывается как совокупность умений, позволяющих подростку включаться в профессиональную среду, применять практико-ориентированный опыт в определении своего профессионального пути. Каждая профессиональная сфера предполагает овладение специфическими умениями. Мы считаем, что в нашем исследовании, целесообразно рассматривать универсальные группы умений. В своих трудах А.В. Хуторской и П.Я. Гальперин характеризуют общеинтеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация и классификация), которые являются центральным звеном учебной деятельности и, по нашему мнению, составляют основу готовности подростков к профессиональному самоопределению [13].

[12, с. 83].

https:// mir-nauki. com

Наиболее важной составляющей деятельностного компонента готовности к профессиональному самоопределению являются коммуникативные умения. Это обусловлено социально-экономическими требованиями современного мира. В настоящее время, базовые навыки грамотного специалиста, обязательно должны включать в себя коммуникативные навыки [14, с. 92]. Они предполагают правильное восприятие слышимой речи, адекватное осмысливание передаваемого вербального сообщения, а также умение преподносить информацию, адекватно оценивать ход коммуникации, учитывая особенности всех ее участников. На наш взгляд, формирование коммуникативных умений подростков в контексте профессионального самоопределения обеспечивает хорошую адаптацию к любой микросоциальной среде, что крайне важно в современных условиях профессиональной среды.

В связи с переменами социально-экономического и идеологического характера в стране и мире, профессиональная мобильность стала необходимым условием успешного профессионального пути. На основе исследования профессиональной мобильности С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной, мы можем охарактеризовать ее, как умение менять ход и характер своей деятельности в зависимости от меняющихся профессиональных условий, перестраивать свою профессиональную позицию для осуществления различных видов деятельности.

Таким образом, в нашем исследовании, в качестве основных составляющих деятельностного компонента готовности к профессиональному самоопределению подростков мы выделили:

1. общеинтеллектуальные умения;

2. коммуникативные умения;

3. профессиональная мобильность.

Эмоционально-ценностный компонент является скрепляющим звеном всех компонентов структуры готовности к профессиональному самоопределению подростков. Это связано с тем, что установки современного образования направлены в русло гуманизации. Исследование Н.С. Пряжникова подтверждает, что «важнейшим направлением работы по формированию самоопределения, является помощь школьникам не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании ценностно-нравственной основы самоопределения» [15, с. 271]. Это обуславливает то, что эмоционально-ценностный компонент является в нашем исследовании центральным звеном, который является скрепляющим компонентом структуры готовности подростка к профессиональному самоопределению.

Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению подростков - это сформированная у подростков установка на осознанный выбор профессии, осуществление нравственной, психологической подготовки, овладение знаниями, умениями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, которая завершается актом реализации профессионального намерения. Структуру готовности к профессиональному самоопределению представляет совокупность следующих компонентов: мотивационно-потребностный (профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности), когнитивный (знания материала учебных предметов, связанного с будущей профессиональной деятельностью; профориентационные сведения общего характера; конкретные знания об избранном виде профессиональной деятельности; знания о себе, о своих личностных качествах, о состоянии здоровья), деятельностно-практический (общеинтеллектуальные умения; коммуникативные умения; профессиональная мобильность), эмоционально-ценностный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесников, И.А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие [Текст] / И.А. Колесников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2009. - № 31. - С. 71-76.

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] - Киев: Наукова думка, 1988. - 142 с.

3. Антонова, М.В. Проектирование и апробация системы педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников [Текст] / М.В. Антонова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - № 2, Том 9. - С. 7-15.

4. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004. - 413 с.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев.

- СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

6. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий.

- М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

7. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

8. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст]: методич. пособие / Авт.-сост.: С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. - М.: ИОСО РАО, 1997. -80 с.

9. Шавыркина Е.В. Проблема формирования готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников [Текст] / Е.В. Шавыркина, Т.И. Шукшина // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2011. № 15. С. 198-206.

10. Варданян В.А. Формирование готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности [Текст] / В.А. Варданян // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 207-213. doi: 10.32744/pse.2018.5.23.

11. Платонов, К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии [Текст] // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1977. - С. 148-156.

12. Кирий, Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся. Дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 1998. - 259 с.

13. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин. - Москва: ДиректМедиа, 2008. - 94. -(1). - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/39164/.

14. Шукшина, Т.И. Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность [Текст] / Т.И. Шукшина, О.В. Сульдина // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - № 1, Том 10. - С. 90-94.

15. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

Vardanyan Valeriy Ambartsumovich

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: valera_vardanyan@mail.ru

Rusyayev Aleksandr Petrovich

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: aleks.rusiaew2014@yandex.ru

The essence and structure of preparedness for professional self-determination of adolescents

Abstract. The article is devoted to a theoretical study of the essence and structure of adolescents' readiness for professional self-determination. To justify the relevance of this problem area, the authors analyzed such regulatory documents as the Law "On Education in the Russian Federation" and the Federal State Educational Standard of Basic General Education.

The article discusses in detail the key research concepts: "self-determination" and "professional self-determination", which were presented from the perspective of philosophy, sociology, psychology and pedagogy. The authors also analyzed modern approaches to the study of readiness for professional self-determination and identified some psychological and pedagogical features of adolescence, with the aim of determining the essence of professional self-determination of adolescents.

The experience of teachers and psychologists in the study of readiness for professional self-determination was used by the authors to substantiate the essence and structure of readiness for professional self-determination of adolescents and allowed to highlight its structural components that are significant for this study: emotional-value (the central link, which is a fastening component of the adolescent's readiness structure to professional self-determination), motivational-demanding (professionally significant needs, motives activities, a positive attitude to activity), cognitive (knowledge of the material of educational subjects related to future professional activity; career-specific information of a general nature; specific knowledge about the chosen type of professional activity; knowledge about oneself, about one's personal qualities, about the state of health), practical (general intellectual skills; communicative skills; professional mobility). The article provides a detailed justification for each of the structural elements and their constituent components, as well as presents the author's definition of readiness for professional self-determination of adolescents.

Keywords: self-determination; professional self-determination; willingness; adolescent; emotional-value component; motivational-need component; cognitive component; activity-practical component

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.