УДК 373
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Р.М. Шерайзина, С.А. Поломошнова
Аннотация. В статье представлена структурно-содержательная характеристика профессионального самоопределения старшеклассников, которое мы рассматриваем как личностно значимую деятельность в старшем школьном возрасте. С позиции системного и личностно-деятельностного подходов в структуре профессионального самоопределения старшеклассников выделены взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический. Развитие данных компонентов обеспечивает готовность старшеклассников к эффективному профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение старшеклассников, когнитивный компонент, ценностно-мотивационный компонент, рефлексивно-оценочный компонент, деятельностно-практический компонент
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: STRUCTURAL-CONTENT CHARACTERISTIC
R. Sherayzina, S. Polomoshnova
Abstract. The article presents the structural-content characteristic of professional self-determination of senior pupils, which we regard as personally significant activity in the senior school age. From the position of system and personality-activity approaches in the structure of professional self-determination senior students identified interrelated and interdependent components: cognitive-target, motivational-value, reflexive-appraisal and activity-practical. Development of these components provides readiness of high school students for an effective professional self-determination.
Keywords: professional self-determination of senior pupils, cognitive component, value-motivational component, reflexive-evaluative component, activity-practical component.
Рассматривая профессиональное
самоопределение старшеклассников как личностно значимую деятельность, направленную на поиск личностного смысла в выбираемой профессии, готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального будущего, важным для нас является выделение структурных компонентов, обеспечивающих целостность исследуемого феномена.
С позиции системного и личностно -деятельностного подходов, в структуре профессионального самоопределения
старшеклассников мы выделяем
взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивно -смысловой,
мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический. Рассмотрим их более подробно.
Когнитивно-смысловой компонент
профессионального самоопределения
характеризует наличие у старшеклассника знаний о мире профессий, востребованных современным рынком труда в контексте
собственных профессиональных интересов, а также отражает осознание старшеклассником самого процесса и собственной цели профессионального самоопределения.
Круг знаний о мире профессий включает: осознание классификации мира профессий по целям и предмету труда, орудиям производства; знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (структура предприятия, трудовая дисциплина, культура труда, принципы планирования производства, принципы оплаты); знание социально-экономических потребностей общества и конкретного региона, потребности в кадрах отдельных предприятий; знание
интересующих старшеклассника профессий (условия труда; профессионально-личностные качества и требования, предъявляемые к специалистам данной профессии; требования к уровню их образования, места получения образования; перспективы профессионального и карьерного роста); знания или практические умения по приобретению профессии, по поиску и поступлению на работу; знания о требуемом уровне образования для различных
профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице [1].
На основе анализа работ Л.В. Курочкиной [2], Н.С. Пряжникова [3], В.В. Решетникова [4] и др. нами сформулирована цель профессионального самоопределения
старшеклассника, которую мы понимаем как готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и
реализовывать перспективы своего профессионального будущего. Данная цель интегрирует в себе все виды самоопределения: профессиональное, личностное, жизненное.
Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности. Он представлен структурой мотивов
профессионального самоопределения и ценностями, связанными с профессиональной деятельностью.
Вслед за Н.В. Сорокиной, мы выделяем два типа уровней мотивационных факторов профессионального самоопределения
старшеклассников - внешние и внутренние. Внешние мотивационные факторы включают: факторы давления (наличие обстоятельств объективного характера, выбор профессии по совету или рекомендации), факторы «притяжения - отталкивания» (выбор престижных, модных профессий), факторы «инерции» (выбор профессии в соответствии с привычными занятиями на основе стереотипов социальных ролей). Внутренние
мотивационные включают: факторы профессии (выбор профессии на основе интереса к предмету, процессу, результату труда, технологиям); условия труда (выбор профессии с ориентацией на социальные, физические, организационные,
территориально-географические условия); возможности, предоставляемые
профессиональной сферой для реализации профессиональных целей (выбор профессии в целях материального благополучия, общественного положения, признания, и т.д.) [5, с.81].
Рассматривая соотношение мотивов и ценностей в профессиональном
самоопределении старшеклассников, мы считаем, что ценности будущей профессиональной деятельности, наряду с мечтами, идеалами, интересами являются в своем роде притягательными мотивами. Они представляют собой эмоционально окрашенное, обязательно приятное и
притягательное представление о будущей профессии, о тех возможностях, которые она предоставляет.
Рефлексивно-оценочный компонент связан с развитием способности к самооценке, самоорганизации и саморегуляции. Он включает осмысленное отношение
старшеклассников к себе, своей деятельности по реализации профессиональных планов, самооценку относительно предполагаемой будущей профессии.
Рефлексия помогает старшеклассникам определить цели своей деятельности по реализации профессиональных намерений, осознать свою индивидуальность и найти соответствие между ней и требованиями профессии, скорректировать свой
образовательный путь. Адекватная самооценка профессионально-личностных качеств
обеспечивает старшеклассникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
Деятельностно-практический компонент отражает процессуальную сущность профессионального самоопределения
старшеклассников и обеспечивает овладение старшеклассниками пятью группами действий по профессиональному самоопределению:
- информационно-поисковые действия (поиск и изучение информации о профессиях, востребованных современным рынком труда; о привлекающих старшеклассника профессиях; способах получения образования и т.д.);
- оценочные действия (вынесение суждений по отношению к тем или иным профессиям);
- действия, связанные с выбором актуальной для старшеклассника профессиональной сферы (утверждение эмоционально-оценочного отношения к выбираемой профессии, его закрепление через профессиональный выбор; принятие ответственности за осуществленное решение);
- действия, связанные с построением проекта профессионального жизненного пути (создание образа персонального профессионального будущего на основе ценностных ориентаций личности, самооценки своих профессионально-значимых качеств, представлений о ближних и дальних профессиональных целях, о способах их достижения, о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном пути, особенностях рынка труда);
- практические действия по реализации профессиональных намерений (подготовка к поступлению в вуз, участие в профессиональных пробах, стажировках и т.д.).
Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что предложенная нами структура личностно значимой деятельности по профессиональному самоопределению
старшеклассников, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный,
рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический компоненты, отражает её специфику. А развитие выделенных компонентов обеспечивает готовность старшеклассников к эффективному
профессиональному самоопределению.
Литература:
1. Диагностика профессионального самоопределения: учеб. метод. пособие; сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
2. Курочкина Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере профессиональной ориентации школьников [Электронный ресурс] / Л.В.Курочкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/Yiew7id =7097
3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
4. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. -Т. 13. - № 2(5). - С. 1163-1167.
5. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дисс. ... канд. психологических наук: 19.00.07 / Сорокина Наталья Викторовна. - Тула, 2004. - 231 с.
Сведения об авторах:
Шерайзина Роза Моисеевна (г. Bеликий Новгород, Россия), доктор педагогический наук, профессор, заведующий кафедрой «Профессионального педагогического образования и социального управления», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: [email protected]
Поломошнова Светлана Анатольевна (г. Bеликий Новгород, Россия), соискатель кафедры «Профессионального педагогического образования и социального управления», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
R. Sherayzina (Velikiy Novgorod, Russia), Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Vocational Education and Social Management Sub-Faculty in Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, e-mail: [email protected]
S. Polomoshnova (Velikiy Novgorod, Russia), applicant of the Vocational Education and Social Management Sub-Faculty in Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, e-mail: [email protected]