Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение старшеклассников: структурно-содержательная характеристика'

Профессиональное самоопределение старшеклассников: структурно-содержательная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS / COGNITIVE COMPONENT / VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT / REFLEXIVE-EVALUATIVE COMPONENT / ACTIVITY-PRACTICAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Поломошнова Светлана Анатольевна

В статье представлена структурно-содержательная характеристика профессионального самоопределения старшеклассников, которое мы рассматриваем как личностно значимую деятельность в старшем школьном возрасте. С позиции системного и личностно-деятельностного подходов в структуре профессионального самоопределения старшеклассников выделены взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический. Развитие данных компонентов обеспечивает готовность старшеклассников к эффективному профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Поломошнова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: STRUCTURAL-CONTENT CHARACTERISTIC

The article presents the structural-content characteristic of professional self-determination of senior pupils, which we regard as personally significant activity in the senior school age. From the position of system and personality-activity approaches in the structure of professional self-determination senior students identified interrelated and interdependent components: cognitive-target, motivational-value, reflexive-appraisal and activity-practical. Development of these components provides readiness of high school students for an effective professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников: структурно-содержательная характеристика»

УДК 373

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Р.М. Шерайзина, С.А. Поломошнова

Аннотация. В статье представлена структурно-содержательная характеристика профессионального самоопределения старшеклассников, которое мы рассматриваем как личностно значимую деятельность в старшем школьном возрасте. С позиции системного и личностно-деятельностного подходов в структуре профессионального самоопределения старшеклассников выделены взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический. Развитие данных компонентов обеспечивает готовность старшеклассников к эффективному профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение старшеклассников, когнитивный компонент, ценностно-мотивационный компонент, рефлексивно-оценочный компонент, деятельностно-практический компонент

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: STRUCTURAL-CONTENT CHARACTERISTIC

R. Sherayzina, S. Polomoshnova

Abstract. The article presents the structural-content characteristic of professional self-determination of senior pupils, which we regard as personally significant activity in the senior school age. From the position of system and personality-activity approaches in the structure of professional self-determination senior students identified interrelated and interdependent components: cognitive-target, motivational-value, reflexive-appraisal and activity-practical. Development of these components provides readiness of high school students for an effective professional self-determination.

Keywords: professional self-determination of senior pupils, cognitive component, value-motivational component, reflexive-evaluative component, activity-practical component.

Рассматривая профессиональное

самоопределение старшеклассников как личностно значимую деятельность, направленную на поиск личностного смысла в выбираемой профессии, готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального будущего, важным для нас является выделение структурных компонентов, обеспечивающих целостность исследуемого феномена.

С позиции системного и личностно -деятельностного подходов, в структуре профессионального самоопределения

старшеклассников мы выделяем

взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивно -смысловой,

мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический. Рассмотрим их более подробно.

Когнитивно-смысловой компонент

профессионального самоопределения

характеризует наличие у старшеклассника знаний о мире профессий, востребованных современным рынком труда в контексте

собственных профессиональных интересов, а также отражает осознание старшеклассником самого процесса и собственной цели профессионального самоопределения.

Круг знаний о мире профессий включает: осознание классификации мира профессий по целям и предмету труда, орудиям производства; знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (структура предприятия, трудовая дисциплина, культура труда, принципы планирования производства, принципы оплаты); знание социально-экономических потребностей общества и конкретного региона, потребности в кадрах отдельных предприятий; знание

интересующих старшеклассника профессий (условия труда; профессионально-личностные качества и требования, предъявляемые к специалистам данной профессии; требования к уровню их образования, места получения образования; перспективы профессионального и карьерного роста); знания или практические умения по приобретению профессии, по поиску и поступлению на работу; знания о требуемом уровне образования для различных

профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице [1].

На основе анализа работ Л.В. Курочкиной [2], Н.С. Пряжникова [3], В.В. Решетникова [4] и др. нами сформулирована цель профессионального самоопределения

старшеклассника, которую мы понимаем как готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и

реализовывать перспективы своего профессионального будущего. Данная цель интегрирует в себе все виды самоопределения: профессиональное, личностное, жизненное.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности. Он представлен структурой мотивов

профессионального самоопределения и ценностями, связанными с профессиональной деятельностью.

Вслед за Н.В. Сорокиной, мы выделяем два типа уровней мотивационных факторов профессионального самоопределения

старшеклассников - внешние и внутренние. Внешние мотивационные факторы включают: факторы давления (наличие обстоятельств объективного характера, выбор профессии по совету или рекомендации), факторы «притяжения - отталкивания» (выбор престижных, модных профессий), факторы «инерции» (выбор профессии в соответствии с привычными занятиями на основе стереотипов социальных ролей). Внутренние

мотивационные включают: факторы профессии (выбор профессии на основе интереса к предмету, процессу, результату труда, технологиям); условия труда (выбор профессии с ориентацией на социальные, физические, организационные,

территориально-географические условия); возможности, предоставляемые

профессиональной сферой для реализации профессиональных целей (выбор профессии в целях материального благополучия, общественного положения, признания, и т.д.) [5, с.81].

Рассматривая соотношение мотивов и ценностей в профессиональном

самоопределении старшеклассников, мы считаем, что ценности будущей профессиональной деятельности, наряду с мечтами, идеалами, интересами являются в своем роде притягательными мотивами. Они представляют собой эмоционально окрашенное, обязательно приятное и

притягательное представление о будущей профессии, о тех возможностях, которые она предоставляет.

Рефлексивно-оценочный компонент связан с развитием способности к самооценке, самоорганизации и саморегуляции. Он включает осмысленное отношение

старшеклассников к себе, своей деятельности по реализации профессиональных планов, самооценку относительно предполагаемой будущей профессии.

Рефлексия помогает старшеклассникам определить цели своей деятельности по реализации профессиональных намерений, осознать свою индивидуальность и найти соответствие между ней и требованиями профессии, скорректировать свой

образовательный путь. Адекватная самооценка профессионально-личностных качеств

обеспечивает старшеклассникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Деятельностно-практический компонент отражает процессуальную сущность профессионального самоопределения

старшеклассников и обеспечивает овладение старшеклассниками пятью группами действий по профессиональному самоопределению:

- информационно-поисковые действия (поиск и изучение информации о профессиях, востребованных современным рынком труда; о привлекающих старшеклассника профессиях; способах получения образования и т.д.);

- оценочные действия (вынесение суждений по отношению к тем или иным профессиям);

- действия, связанные с выбором актуальной для старшеклассника профессиональной сферы (утверждение эмоционально-оценочного отношения к выбираемой профессии, его закрепление через профессиональный выбор; принятие ответственности за осуществленное решение);

- действия, связанные с построением проекта профессионального жизненного пути (создание образа персонального профессионального будущего на основе ценностных ориентаций личности, самооценки своих профессионально-значимых качеств, представлений о ближних и дальних профессиональных целях, о способах их достижения, о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном пути, особенностях рынка труда);

- практические действия по реализации профессиональных намерений (подготовка к поступлению в вуз, участие в профессиональных пробах, стажировках и т.д.).

Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что предложенная нами структура личностно значимой деятельности по профессиональному самоопределению

старшеклассников, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный,

рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический компоненты, отражает её специфику. А развитие выделенных компонентов обеспечивает готовность старшеклассников к эффективному

профессиональному самоопределению.

Литература:

1. Диагностика профессионального самоопределения: учеб. метод. пособие; сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.

2. Курочкина Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере профессиональной ориентации школьников [Электронный ресурс] / Л.В.Курочкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/Yiew7id =7097

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

4. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. -Т. 13. - № 2(5). - С. 1163-1167.

5. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дисс. ... канд. психологических наук: 19.00.07 / Сорокина Наталья Викторовна. - Тула, 2004. - 231 с.

Сведения об авторах:

Шерайзина Роза Моисеевна (г. Bеликий Новгород, Россия), доктор педагогический наук, профессор, заведующий кафедрой «Профессионального педагогического образования и социального управления», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: roza.sherayzina@novsu.ru

Поломошнова Светлана Анатольевна (г. Bеликий Новгород, Россия), соискатель кафедры «Профессионального педагогического образования и социального управления», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: polomoshnova@mail.ru

Data about the authors:

R. Sherayzina (Velikiy Novgorod, Russia), Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Vocational Education and Social Management Sub-Faculty in Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, e-mail: roza.sherayzina@novsu.ru

S. Polomoshnova (Velikiy Novgorod, Russia), applicant of the Vocational Education and Social Management Sub-Faculty in Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, e-mail: polomoshnova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.