Научная статья на тему 'Структурно-уровневая организация промышленной политики России: особенности формирования, преимущества и недостатки'

Структурно-уровневая организация промышленной политики России: особенности формирования, преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРО- / МЕЗОИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мечикова Мария Николаевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме определения функций государственной промышленной политики в процессе формирования экономики России, а также уточнению места и роли региональных и муниципальных органов власти в системе взаимодействия промышленных предприятий и выбора приоритетов для их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to an actual problem of defining the functions of the state industrial policy in the process of formation of the economy of Russia, and also in determining the place and role of regional and municipal authorities in the system of interaction between industrial enterprises and the selection of priorities for their development.

Текст научной работы на тему «Структурно-уровневая организация промышленной политики России: особенности формирования, преимущества и недостатки»

1. Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Н. А. Волгина. - М., 1999.

2. Большой экономической словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Мысль, 1997.

3. Райзберг, Б. Г. Современный экономический словарь / Б. Г. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: Мысль, 1997.

4. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Дж. М. Кейнс. - М.: Экзамен, 1978.

5. Павленков, В. А. Рынок груда. Занятость. Безработица / В. А. Павленков. - М.: Просвещение, 2004.

6. Рофе, А. И. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. - 1997. - № 3.

7. Трунин, С. Н. Экономика труда: учебник / С. Н. Трунин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2009.

8. История экономических учений [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www. istoriya.org.

9. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - М., 1983. - Т. 1. - Кн. 1. Процесс производства капитала.

10. Воробьев, Е. М. Экономическая теория: учеб. пособие / Е. М. Воробьев, А. А. Гриценко, М. Н. Ким. -Харьков: Пресс-Фортуна, 1997.

УДК 338 ББК 65.30

М. Н. Мечикова

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме определения функций государственной промышленной политики в процессе формирования экономики России, а также уточнению места и роли региональных и муниципальных органов власти в системе взаимодействия промышленных предприятий и выбора приоритетов для их развития.

Ключевые слова: макро-, мезо- и муниципальный уровни, экономика России, власть, бизнес, промышленность, промышленная политика.

M. S. Mechikova

STRUCTURAL-LEVEL ORGANIZATION OF INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA: PECULIARITIES, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Abstract. This article is devoted to an actual problem of defining the functions of the state industrial policy in the process of formation of the economy of Russia, and also in determining the place and role of regional and municipal authorities in the system of interaction between industrial enterprises and the selection of priorities for their development.

Key words: macro-, meso- and municipal levels, the economy of Russia, government, business, industry, industrial policy.

В настоящее время роль промышленной политики, рассматриваемая многими исследователями только в качестве одной из составляющих экономической политики государства, нуждается в переосмыслении. Наращивание конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей перед зарубежными государствами невозможно без перевода российского экспорта с сырьевой направленности на создание технологически сложной продукции не только в оборонной сфере и тяжелой промышленности, но и в отраслях легкой промышленности.

Кроме того, значение промышленной политики как целенаправленной системы регулирующих мероприятий государства возрастает и приобретает особое значение в период трансформаций хозяйственных систем, кризисного и посткризисного развития национальной экономики, что характерно для современной России.

Таким образом, активная промышленная политика решает двойственную задачу: с одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем стимулирования экономического роста; с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны.

На современном этапе прогнозирование новых воспроизводственных пропорций, определение стратегических ориентиров, императивов и приоритетов народного хозяйства предполагают выявление принципов и специфики взаимодействий субъектов разных уровней.

В данном контексте современная эффективная промышленная политика подразумевает диалог между равноправными участниками разработки и реализации промышленной политики -государством, бизнесом, научными и общественными организациями. Речь идет о совместном определении целей, задач и приемлемых механизмов и инструментов их достижения.

Настоящий раздел предполагает исследование и определение в рамках структурно-уров-невого подхода к промышленной политики, ее приоритетов, инструментов и целевых функций макро-, мезо-, и муниципальном уровнях.

В рамках настоящего исследования под «структурно-уровневым подходом» понимается способ построения, организации сложных систем, в первую очередь, систем управления экономическими объектами, при котором части (элементы) системы распределены по уровням иерархии, а вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности [1].

Что касается уровней, входящих в структуру промышленной политики, то под «макроуровнем» понимается государственный, под «мезоуровнем» - региональный, а под «муниципальный уровнем» - локальный уровень или уровень муниципальных образований.

Структурно -уровневый подход к анализу динамики глобальной среды жизнедеятельности субъектов позволяет провести группировку происходящих изменений в социально-экономической системе по уровням хозяйствования [2]. Применение данного подхода к совершенствованию механизма реализации промышленной политики существенно актуализируется на современном этапе экономического развития России, с ее неблагоприятным советским наследием, отягощающимся последствиями недавнего финансового кризиса.

Многоуровневая структура государственной экономической системы и широкая географическая протяженность России, с одной стороны, затрудняют осуществление вертикального управления, контроля и регулирования промышленного развития страны в целом, с другой стороны, переносят центр тяжести по ряду вопросов, касающихся промышленного развития территорий с государственного уровня на региональный и муниципальный, приближая субъект воздействия к объекту.

Признание активной роли государства в формировании и реализации приоритетов российской промышленности является исходной методологической предпосылкой современной промышленной политики РФ.

С точки зрения состава объектов регулирования обычно выделяют общесистемную и селективную промышленную политику. Если первая направлена на создание общих благоприятных условий для развития реального сектора экономики в целом, то вторая носит характер избирательного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Общесистемная политика имеет преимущественно макроэкономический характер и реализуется через меры налогового, монетарного, валютного, таможенного и прочего воздействия. Напротив, селективная промышленная политика больше тяготеет к регионам, муниципальным образованиям [3].

В наибольшей степени за разработку и реализацию общесистемной промышленной политики должны отвечать органы федерального правительства. Однако это не исключает и даже предполагает совместную деятельность всех региональных правительств: по формированию предложений для общесистемной промышленной политики; по единообразной реализации согласованных и утвержденных мер указанной политики.

Как представляется, селективная промышленная политика должна формироваться при паритетном участии регионов и федерального правительства, причем механизм формирования и степень участия в нем каждого из уровня властей можно описать следующим образом:

1) формирование регионами собственных приоритетов промышленной политики;

2) увязка приоритетов на окружном уровне и подготовка предложений по селективной промышленной политике для федерального правительства, доведение информации до конкретного региона о результатах согласования приоритетов, формирование элементов окружной селективной промышленной политики;

3) увязка приоритетов на федеральном уровне, формирование селективной промышленной политики как части программы социально-экономического развития страны, детализация политики на окружных и региональных уровнях на основе ранее сформулированных предложений.

Вместе с тем, многие ученые, существенно занижают значение промышленной политики на мезо- и локальном уровнях. В частности, Е. М. Примаков, В. Л. Макаров [4] в своих трудах рассматривают промышленную политику только с позиций государства в целом, практически не затрагивая при этом региональный аспект. О. В. Мяснянкина [5], В. Никитаева [6] и др. в своих исследованиях, напротив, отмечают определяющее значение регионов в реализации промышленной политики.

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что понятие «промышленная политика» вообще не применимо на уровне муниципалитетов, т.к. у местных органов управления практически отсутствуют соответствующие рычаги воздействия на товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципалитетов.

Тем не менее, роль регионов и муниципальных образований в модернизации производственно потенциала России, несомненно, велика, т.к. в данном случае, субъект управления приближается к объекту, т.е. непосредственно к предприятиям товаропроизводителям, позволяя глубже вникнуть в источник проблем и более эффективно и оперативно решить их.

На основе результатов исследования сформирована концептуальная модель структурно-уровневой организации промышленной политики России, представленная на рисунке 1. На федеральном уровне формируется общесистемная промышленная политика, направленная на выработ-

ку приоритетов развития примышленного комплекса страны в целом, создание и корректировку законодательной базы и т.д.

Рис. 1. Концептуальная модель структурно-уровневой организации промышленной политики России При переходе от государственного уровня к региональному и муниципальному уровням цели промышленной политики сужаются и конкретизируются, тем не менее, особенности ее реали-

зации во многом определяются базовыми условиями и приоритетами развития конкретных территорий.

Конкретизация целей промышленной политики при переходе от верхнего уровня государственной иерархии к нижнему уровню, связана с сужением полномочий органов управления в решении вопросов промышленного развития. Приближение субъекта управления к объекту позволяет в рамках промышленной политики, реализуемой на территории регионов и муниципальных образований решать отдельные вопросы промышленного развития социально-значимых предприятий и предприятий, выпускающих продукцию для продажи на локальных рынках, более результативно, чем на федеральном уровне. Соотношение основных функций промышленной политики, реализуемой на макро-, мезо- и муниципальных уровнях приведено в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение основных функций промышленной политики, реализуемой на макро-, мезо- и муниципальном уровнях

Иерархические уровни Основные функции --------- промышленной политики Макроуровень Мезоуро-вень Муниципальный уровень

Создание общественного механизма реализации промышленной политики X

Стимулирование внутреннего спроса X X X

Стимулирование финансовых ресурсов X X X

Стимулирование науки, НИОКР, новых технологий X X X

Переподготовка кадров X X X

Поддержка конкурентоспособности отдаленных промышленных предприятий: • крупные предприятия и предприятия оборонного комплекса; • средние предприятия; • малые предприятия X

X

X

Частногосударственное партнерство X X X

Поддержка экспорта X X X

Стимулирование интеграции, диверсификации и транснационального характера предприятий X

Информационное обеспечение промышленных предприятий X X

«Крестом» в ячейках таблицы 1 обозначен тот уровень власти, на котором данная функция промышленной политики, на наш взгляд, реализуется в большей мере, в случае совместной реализации определенной функции, «крестом» отмечены сразу несколько уровней.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, подкрепленных результатами исследования российской практики, можно сделать вывод, что задачи промышленной политики требуют определенного механизма реализации для федерального, регионального и муниципального уровней, важнейшими элементами которой должны стать: а) на федеральном уровне:

- определение приоритетных проектов и направлений, которым целесообразно оказывать государственную поддержку и стимулирование. Формирование механизма выявления приоритетных направлений промышленного развития и доведения их до экономических субъектов. Этот механизм должен предусматривать разработку предложений по приоритетам долго-, средне- и краткосрочного научно-технического и технико-экономического развития промышленности, их экспертизу, оценку и обобщение;

- формирование политики закупок товаров и услуг для государственных нужд, ориентированной на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование научно-технических новаций, развитие социально значимых и экспортно-ориентированных производств;

- разработка и внедрение программы стимулирования промышленного экспорта, предусматривающей реализацию на мировом рынке конкурентных преимуществ отечественной промышленности и включающей необходимые меры государственной поддержки;

- введение ограниченных протекционистских мер как тарифного, так и нетарифного регулирования для защиты отечественных производителей в отдельных отраслях промышленности и стимулирования прогрессивных технологических сдвигов;

- обеспечение организационно-экономических условий поступления достоверной экономической информации, необходимой как для разработки и формирования промышленной политики и ее реализации, так и для принятия решений хозяйствующими субъектами;

- содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение структурного маневра в сторону повышения роли отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

б) на региональном уровне:

- разработка программы санации и перепрофилирования предприятий в соответствии с критериями и приоритетами принятой промышленной политики;

- осуществление всесторонней экспертизы проектов и направлений развития, претендующих на государственную поддержку;

- ускорение перепрофилирования и модернизации предприятий, существующих за счет государственной поддержки, деятельность которых признана экономически неэффективной и не отвечающей целям проводимой промышленной политики [7].

в) на муниципальном уровне: разработка и реализация промышленной политики, основанной на оказании материальной, консультационной и иной поддержки предприятия малого и среднего бизнеса, развитие деловой среды, а также организация взаимодействия между местными органами, независимыми организациями, крупным и малым бизнесом.

Влияние местных органов власти на крупные и средние предприятия города несущественно (это прерогатива федерального и региональных уровней власти), вместе с тем, малый бизнес подвергается ощутимому влиянию со стороны муниципалитета (рис. 2). Промышленная политика определяет развитие России не в меньшей степени, чем любой другой спектр государственной политики.

Рис. 2. Соответствие уровней государственного управления и бизнеса в контексте промышленной политики [8]

Основные недостатки государственной промышленной политики современной России сводятся к следующему:

1. Промышленная политика как системная программа и набор действий и мер промышленного развития не носит приоритетного характера.

2. Доминируют методы финансовой стабилизации и либерализации экономики, не обеспечивающие потребностей экономического развития.

3. Отсутствует сбалансированность между действиями, проводимыми в рамках промышленной политики на различных уровнях государственной власти.

Совершенствование промышленной политики означает существенную корректировку доминирующей экономической парадигмы правительства, в частности, перенос центра тяжести в вопросах промышленной политики с государственного уровня на региональный и, собственно, муниципальный. В связи с чем, необходимо расширение полномочий местных органов власти в решении вопросов связанных с прямыми и косвенными методами поддержки промышленных предприятий.

В заключение статьи следует отметить, что в настоящее время в России, как в теории, так и на практике, не найдено удовлетворительное решение проблемы осуществления комплексной многоуровневой промышленной политики, функционирующей как процесс, механизм «прямого действия», стимулирующей экономический рост и улучшение условий жизни и благосостояния населения регионов и страны в целом. Повышение эффективности промышленной политика требует переноса центра тяжести с государственного уровня на региональный и муниципальный, а также налаживания диалога между равноправными участниками разработки и реализации промышленной политики - государством, бизнесом, научными и общественными организациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 175.

2. Миэринь, Л. А. Методология обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды: автореф. дис. ... д-ра экон. Наук / Л. А. Миэринь. - СПб., 2008.

3. Фишер, П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 3.

4. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2004. - С. 31-39.

5. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2008. - № 1. - С. 12-16.

6. Никитаев, В. Региональный аспект промышленной политики // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). - М., 2010

7. Максимов, В. А. Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики / В. А. Максимов, М. А. Спиридонов. - Ростов н/Д., 2008. - С. 46-50.

8. Доровского, С. Б. Совершенствование процессов управления мезоэкономическими системами в условиях интеграции / С. Б. Доровского. - Таганрог, 2006. - С. 52.

УДК 332.84 ББК 55.292

Д. В. Стаханов

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ЖКХ) КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии управления ЖКХ как социально-экономической системой, факторы реализации стратегии, методы управления ЖКХ, структурная организация системы ЖКХ, уровень оптимизации стратегического управления социально-экономической системой ЖКХ региона.

Ключевые слова: социально-экономическая система ЖКХ, методы управления, функции управления, эффективность управления, уровень оптимизации стратегического управления.

D. V. Stahanov

STRATEGIC MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Abstract. In the article the questions of formation of strategy of management of housing and communal services as the socio-economic system, factors of implementing the strategies, methods, management utilities, the structural organization of the system of housing, the level of optimization of the strategic management of the socio-economic system of housing and utilities of the region.

Key words: socio-economic system of housing management methods, functions, management, governance efficiency, optimization level of strategic management.

Перед современным стратегическим менеджментом в сфере ЖКХ стоит вопрос о разрешении серьезной проблемы перехода от разработанной стратегии к ее реализации. Суть указанного противоречия состоит в том, что разработанная стратегия организации обязательно корректируется на основе оценки эффективности ее реализации. С данной позиции представляется обоснованным внесение изменений в стратегию для обеспечения синергического эффекта.

Как отмечает известный японский специалист в области стратегического управления Х. Итами: «Цель синергизма - использование эффекта «безбилетника», когда ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо дополнительных расходов другими ее частями» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.