В заключение статьи следует отметить, что в настоящее время в России, как в теории, так и на практике, не найдено удовлетворительное решение проблемы осуществления комплексной многоуровневой промышленной политики, функционирующей как процесс, механизм «прямого действия», стимулирующей экономический рост и улучшение условий жизни и благосостояния населения регионов и страны в целом. Повышение эффективности промышленной политика требует переноса центра тяжести с государственного уровня на региональный и муниципальный, а также налаживания диалога между равноправными участниками разработки и реализации промышленной политики - государством, бизнесом, научными и общественными организациями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 175.
2. Миэринь, Л. А. Методология обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды: автореф. дис. ... д-ра экон. Наук / Л. А. Миэринь. - СПб., 2008.
3. Фишер, П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 3.
4. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2004. - С. 31-39.
5. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2008. - № 1. - С. 12-16.
6. Никитаев, В. Региональный аспект промышленной политики // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). - М., 2010
7. Максимов, В. А. Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики / В. А. Максимов, М. А. Спиридонов. - Ростов н/Д., 2008. - С. 46-50.
8. Доровского, С. Б. Совершенствование процессов управления мезоэкономическими системами в условиях интеграции / С. Б. Доровского. - Таганрог, 2006. - С. 52.
УДК 332.84 ББК 55.292
Д. В. Стаханов
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ЖКХ) КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии управления ЖКХ как социально-экономической системой, факторы реализации стратегии, методы управления ЖКХ, структурная организация системы ЖКХ, уровень оптимизации стратегического управления социально-экономической системой ЖКХ региона.
Ключевые слова: социально-экономическая система ЖКХ, методы управления, функции управления, эффективность управления, уровень оптимизации стратегического управления.
D. V. Stahanov
STRATEGIC MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
Abstract. In the article the questions of formation of strategy of management of housing and communal services as the socio-economic system, factors of implementing the strategies, methods, management utilities, the structural organization of the system of housing, the level of optimization of the strategic management of the socio-economic system of housing and utilities of the region.
Key words: socio-economic system of housing management methods, functions, management, governance efficiency, optimization level of strategic management.
Перед современным стратегическим менеджментом в сфере ЖКХ стоит вопрос о разрешении серьезной проблемы перехода от разработанной стратегии к ее реализации. Суть указанного противоречия состоит в том, что разработанная стратегия организации обязательно корректируется на основе оценки эффективности ее реализации. С данной позиции представляется обоснованным внесение изменений в стратегию для обеспечения синергического эффекта.
Как отмечает известный японский специалист в области стратегического управления Х. Итами: «Цель синергизма - использование эффекта «безбилетника», когда ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо дополнительных расходов другими ее частями» [1].
Важным фактором эффективной реализации стратегии является ресурсная обеспеченность. С течением времени объем и состав аккумулируемых ресурсов изменяются, что требует внесения корректив в стратегию управления ЖКХ. Управление стратегией в сфере ЖКХ должно отражать сущность динамичной природы как внешней среды, так и собственных ресурсов. Залогом успешного устойчивого развития ЖКХ региона является гармоничное сочетание текущих и будущих стратегий. Предназначением текущей стратегии является создание ресурсов для осуществления будущей стратегии. Задачей будущей стратегии является эффективное использование накопленных ресурсов. Будущий набор ресурсов является связующим звеном текущей и будущей стратегий. Динамичное ресурсное соответствие может быть рассмотрено как синергия этих двух стратегий (рис. 1).
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что эффект синергии, рассмотренный с точки зрения взаимодействия текущей и будущей стратегии управления является основной эффективной корректировки стратегии развития ЖКХ региона.
Временной период реализации текущей стратегии в сфере ЖКХ
Период реализации синергетиче-ского эффекта
Временной период реализации будущей стратегии в сфере ЖКХ
Рис. 1. Взаимосвязь текущей и будущей стратегии на основе синергизма
Процесс стратегического управления ЖКХ как социально-экономической системой включает в себя следующие основные элементы:
• ситуационный анализ, т.е. оценку состояния дел в сфере ЖКХ;
• целеполагание, т.е. определение направления развития ЖКХ региона;
• стратегическое планирование, т.е. составление плана, достижение поставленных целей;
• организация, т.е. обеспечение выполнения принятых планов в области реализации управленческих решений в сфере ЖКХ;
• контроль, т.е. проверка достигнутых результатов и принятие оперативных мер по устранению выявленных отклонений от планов стратегического управления в сфере ЖКХ.
Рассмотренные элементы обретают свою качественную определенность посредством используемых методов управления.
В настоящее время в научной литературе раскрываются и широко применяются в практике логистики три группы основных методов управления: административные (организационные или организационно распорядительные), экономические и социально-психологические. Сравнительная характеристика этих методов приведена в таблице 1.
Методы стратегического управления ЖКХ в регионе формируются как совокупность методов принуждения, побуждения и убеждения. Однако, имеют преимущественно «побудительную» направленность. Так, например, интерпретируя их к исследуемому процессу, они являются:
1. Экономическими.
2. Выражаются в оптимизации мотивов по реализации процесса эффективного функционирования сферы ЖКХ региона.
3. Цель управления - достижение высоких качественных характеристик разрабатываемых услуг жилищно-коммунального хозяйства.
4. Структура управления - адаптивная к ситуациям и т.д.
Особое значение в стратегическом управлении ЖКХ придается оптимизационным методам, впрочем, это и не удивительно, так как одна из основных задач стратегического управления, это формирование оптимальных экономических (главным образом, товарных) потоков и ресурсов в сфере ЖКХ.
Наиболее полно разработаны в настоящее время следующие оптимизационные методы:
1) метод линейного программирования;
2) метод решения транспортной задачи, который самое непосредственное применение находит при организации ресурсообеспечения;
3) целевое программирование, которое чаще всего используется на практике, как программно-целевое программирование функционирования сферы ЖКХ;
4) целочисленное программирование, которое может быть использовано при решении задач распределения ресурсов;
5) динамическое программирование, которое целесообразнее всего применять для решения многоитерационных задач организации функционирования и развития ЖКХ;
6) квадратическое и нелинейное программирование;
7) модели очередей или методы теории массового обслуживания;
8) сетевые модели, описывающие потоки различного типа и способствующие поиску критического пути.
Таблица1
Сравнительная характеристика методов управления [2]
Признаки методов Методы
управления принуждения побуждения Убеждения
1 2 3 4
1. Общепринятое на- Административные Экономические Социально-
звание группы методов, психологические
примерно соответст-
вующей новой группе
2. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
3. Цель управления Выполнение Достижение конкурен- Достижение взаи-
законов, директив, тоспособности выпус- мопонимания
планов каемых объектов
4. Структура управле- Жесткая Адаптивная Адаптивная
ния к ситуациям к личности
5. Форма собственно- Государственная Корпоративная, част- Частная
сти, где преимущест- ная, государственная
венно применяются и др.
методы
6. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
7. Форма воздействия При помощи нормативно-методических документов Мотивация Управление социаль-но-психологичес-кими процессами
8. Основное требование Исполнительность, Профессионализм в Психологическая
к субъекту при приме- организованность данной области устойчивость
нении методов личности
9. Потребности, на Физиологические, Физиологические Все потребности
удовлетворение кото- обеспечение безо-
рых нацелены методы пасности
10. Организационная Линейная, Проблемно-целевая, Бригадная
структура, для которой в наибольшей мере функциональная матричная
приемлемы данные
методы
Перечисленные методы наиболее широкое применение находят не в традиционном или механистическом подходе к планированию и управлению товаропотоков, а к общесистемному подходу к планированию товаропотоков (совокупности услуг и ресурсов) в сфере ЖКХ.
При накоплении определенного опыта и знаний в области планирования и управления ЖКХ, в регионе могут быть использованы экспертные системы, как разновидность информационных технологий в стратегическом менеджменте. Экспертные системы представляют собой экономичный и практичный способ выявления, уточнения и распространения передового опыта управленческих решений. Эти системы обеспечивают единую схему оформления вопросов и ответов, используемых экспертами для решения аналитических оперативных проблем. Экспертные системы позволяют сделать знания одного специалиста достоянием многих работников, что увеличивает согласованность, точность и производительность операций по всей сети. Эти системы создают возможности для эффективного управления.
Программное обеспечение экспертных систем в стратегическом управлении в ЖКХ создает и накапливает «базу знаний» в форме эвристических правил, общих принципов принятия решений, контрольных параметров и схем управленческих решений совершенно так же, как обычные компьютерные программы накапливают числовую информацию в базах данных. При этом программное обеспечение экспертных систем гораздо легче поддается обновлению, модификации и расширению, чем обычные компьютерные программы.
Использование экспертных систем необходимо рассматривать в разрезе типов решаемых проблем и уровней их решения. Что касается типов проблем, то они классифицированы на 5 групп: 1) анализ; 2) планирование; 3) оперативная работа; 4) профессиональная подготовка; 5) контроль. Соответственно, каждая из названных проблем имеет свою специфику решения на следующих уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом.
При формировании управленческих решений в сфере ЖКХ необходимо комплексно, всесторонне оценивать как структурное состояние системы, так и ее целевую, и функциональную реализацию.
Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж.ван Гигом [3], можно оценить уровень оптимизации стратегического управления социально-экономической системой ЖКХ региона, на основе следующих утверждений:
1. Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:
[881]* < [881]**, 1 где 881* - субоптимальное состояние подсистемы 88; 881** - оптимальное состояние системы в целом.
2. Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:
^881**]-[381]*. 2
1=1
3. Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:
й[§§1**]< ^
* * . 3
881**]
1=1
4. Оптимизация состояния полной системы приводит к субоптимальным состояниям множества составляющих полную подсистему подсистем:
п
8т**-й {[881] *}. 4
1=1
5. Оптимизация каждой из подсистем полной системы не приводит к столь же хорошему состоянию полной системы, как в случае субоптимизации подсистем:
п п
и {[881] * *} < й{[881]*}. 5
1=1 1=1
Таким образом, основным критерием эффективности стратегического менеджмента в ЖКХ региона следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состоянии, входящих в нее подсистем.
При разработке стратегии развития ЖКХ региона следует учитывать взаимосвязанную систему целей, задач и их распределение между различными структурными элементами, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой.
Основную цель функционирования ЖКХ можно сформулировать как обеспечение эффективного механизма устойчивого и надежного функционирования систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат и обеспечением социальной защиты населения [4].
Достижение этой цели базируется на следующих принципах:
- обеспечение качества принятия решений с минимальным значением рисков по предоставлению ЖКУ населению;
- предоставление качественных ЖКУ населению - главному заказчику и потребителю - через систему договорных отношений;
- формирование программ социальной защиты интересов населения по предоставлению льгот и субсидий в соответствии с установленным порядком;
- применение принципов государственно-частного партнерства (концессия) по управлению рисками между управляющими организациями (компаниями), поставщиками ЖКУ и муниципальными органами власти в целях повышения эффективности их деятельности;
- демонополизация предприятий ЖКК и создание условий для развития конкурентных отношений;
- обеспечение прозрачности и контролируемости финансовых потоков в управлении жилищными организациями и предприятиями-поставщиками ЖКУ и др.
На основании вышеизложенного, можно определить основные задачи, связанные с реализацией соответствующей системы управления в сфере ЖКХ региона. Задачами системы управления в ЖКХ являются:
- планирование и выполнение комплекса мероприятий по обеспечению установленных стандартов эксплуатации и содержания объектов и качества жилищно-коммунального обслуживания;
- разработка и утверждение тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг;
- определение стратегии и программ реформирования ЖКХ;
- формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальном секторе, в том числе на основе разделения функций системы договорных отношений среди управляющих организаций (компаний) и исполнителей услуг;
- создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для развития самоуправления граждан и эффективного функционирования товариществ собственников жилья и регистрация объектов кондоминиума в качестве единого комплекса недвижимого имущества, включая земельные участки;
- организация центра жилищных субсидий с учетом прогнозируемого увеличения количества граждан, обращающихся за субсидиями в процессе реформирования ЖКХ и др.
Содержание и формы организации ЖКХ в основном определяются уровнем развития производительных сил общества. В условиях экономического роста объективно происходит наращивание объемов ЖКХ, обогащение его структуры, рост качества обслуживания и т.д. В условиях кризиса производства интенсивность и качество функционирования ЖКХ снижаются, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на удовлетворении нужд и потребностей населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Itami, H. Mobilizing Ivisible Assets. Harvard University Press, 1987
2. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - М., 2009.
3. Гиг, Дж. Ван. Прикладная теория систем: в 2 кн.: пер. с англ. / Дж. Ван. Гиг. - М.: Мир, 1981.
4. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/zhil/