-►
Инновации и инвестиции
УДК 338.45
Г.И. Бурдакова
ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
Промышленная политика - «политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу» [1]. Особенно актуальна промышленная политика для промышленных центров (городов, являющихся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности), производственный комплекс которых составляет их экономическую основу.
Несмотря на то, что в Российской Федерации вопрос об эффективной промышленной политике поднимается с первых лет экономической реформы, промышленная политика государством не реализовывалась особо. Она входила составной частью в общую экономическую политику. В настоящее время основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного комплекса в частности является Концепция долгосрочного развития России на период до 2020 года (КДР-2020) [2, с. 19].
В КДР-2020 определено одно из необходимых условий успешной диверсификации промышленности - это становление инновационно-промышленной политики - «оптимального сочетания программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках частно-государственного партнерства» [3, с. 104]. В этой связи предполагается на основе долгосрочных прогнозов технологи-
ческого развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов.
Нацеленность инновационно-промышленной политики на долгосрочное прогнозирование и реализацию прорывных стратегических проектов дает основание определить ее роль в качестве инструмента стратегического управления. Специализация городов - промышленных центров - на соответствующих типах стратегических инновационных проектов может стать залогом их устойчивого развития.
Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях (информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, новые материалы и живые системы). Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий (водородная энергетика и производство новых моторных топлив; новое поколение ядерных реакторов и топливных элементов; новые конкурентоспособные энергетические установки; специальная техника, способная работать
4
Инновации и инвестиции
Р
в Арктике и в экстремальных средах; новое поколение авиационной техники и энергоэффективных двигателей, а также ракетно-космической техники; новые технологии обработки металлов; оптоэлектроника, микромеханика и новая архитектура вычислительных средств; программное обеспечение и инжиниринговые услуги) [3].
При отсутствии документально разработанной промышленной политики на федеральном уровне многие регионы России разрабатывают свои планы (программы) по реорганизации и реструктуризации экономики, осуществлению региональной промышленной политики.
Логика промышленной политики муниципалитета состоит в том, что она на долгосрочной основе обеспечивает: согласование интересов власти и бизнеса в процессе разработки стратегических концепций, программ и индикативных планов; создание и использование рычагов влияния на основную деятельность расположенных на территории муниципалитета предприятий, постановку перед ними целевых задач по участию в муниципальных программных мероприятиях; определение и стимулирование «точек роста» местной экономики; выявление и учет особенностей соответствующего рынка и внешней среды.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что в рамках стратегического управления промышленные центры Европы -города Копенгаген, Мюнхен, Лион, Манчестер, Штутгарт, Ульм, Нанси, Бирмингем, Турин широко используют поддержку промышленности. Партнерство власти и гражданского общества в решении стратегических задач развития реализуется в США в рамках разработанной в 2007 г. стратегической инициативы «Инновационная Америка». В России «промышленные центры-стратеги» России - города Братск, Волгоград, Ижевск, Казань, Кемерово, Киров, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, Пенза, Ростов, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Тольятти, Тюмень, Улан-Удэ, Череповец и др. проводят целенаправленную промышленную политику.
В рамках стратегии развития промышленных центров поддержка промышленности
включает следующие меры: создание бизнес-инкубаторов; внедрение различных финансовых моделей стимулирования инноваций и схем общественно-частного партнерства; создание производственных зон с особым налоговым регулированием; реализацию программ предоставления земли и производственных площадей; содействие отдельным отраслям; реализацию программ поддержки инвестиций, передовых производственных технологий, обучения менеджеров; консультирование и поддержку малых и средних предприятий.
Хорошо известна успешная политика г. Мюнхена по развитию производственного сектора, в частности средних и малых предприятий, которая ведется по следующим направлениям: развитие мюнхенских «инкубаторов», предоставление земельных участков, развитие высокотехнологичных отраслей, поддержание инноваций и распространение технологий, совершенствование инфраструктуры.
Нередко промышленные центры выбирают ту или иную инновационную отрасль в качестве своего имиджа и оказывают специальную поддержку связанным с ней отраслям и производствам. В качестве примеров можно назвать биотехнологии (гг. Копенгаген, Лион, Манчестер), здравоохранение (гг. Копенгаген, Лион), экологические технологии (гг. Копенгаген, Мюнхен), новые материалы (г. Лион), технологии с использованием солнечной энергии (г. Кельн), телекоммуникации (г. Манчестер).
Одна из глобальных целей стратегии экономического развития г. Штутгарта после кризиса в начале 1990-х гг. состояла в сохранении отрасли машиностроения как основы экономики наряду с привлечением нового бизнеса в сферах новейших информационно-коммуникационных технологий и биотехнологии. Определенный успех был достигнут: с 1995 г. создано 44 тыс. новых рабочих мест, уровень экономического роста составил 3,8 %. Самым важным результатом стало согласование интересов различных действующих лиц в отношении стратегических целей региона.
Стратегические программы развития в г. Ульм инициированы Городским советом вследствие экономических причин: в 1980-х гг. там было
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки
ликвидировано каждое третье рабочее место в обрабатывающей промышленности, причем количество рабочих мест в сфере услуг выросло за тот же период только на 26,6 % [4, с. 2]. В 1992 и 1996 г. Городской совет инициировал новые стратегические программы, основные пункты которых - усиление промышленного сектора, преодоление структурного кризиса в экономике, разработка инновационных социальных услуг, поддержка экологической устойчивости. Основное стратегическое направление города -развитие инновационного предпринимательства посредством коммерциализации созданных в вузах разработок и открытий. Для реализации этого направления создана соответствующая инфраструктура.
В 1996 г. администрация агломерации на востоке Франции (г. Нанси) подготовила стратегию развития, выделив в ней четыре главных направления: усиление промышленного сектора; улучшение транспортной и телекоммуникационной инфраструктур; сохранение разнообразного и качественного предложения в области культуры и досуга; проведение городской политики «социального единения» [5].
С 1980-х гг. перед необходимостью нового развития встал г. Бирмингем - промышленный центр Великобритании. Реализация его модели городского возрождения состояла в превращении города преимущественно промышленного в город, способный обозначить новые точки роста, в том числе развитие туризма [6].
В Италии на рубеже XX и XXI вв. в связи с экономическими переменами новый имидж ищет г. Турин, чья экономика основана на автомобилестроении, машиностроении, производстве роботов и автоматов, промышленном дизайне [7]. Стартовой точкой для разработки стратегии «Интернациональный Турин» стала политическая воля местных властей к восстановлению промышленного развития города. Цель плана в том, чтобы предложить населению город, который возродит свое процветание и усилит свою роль в Европе на основе своих научных и промышленных традиций.
В США в 2007 г. Национальной ассоциацией губернаторов разработана стратегическая инициатива «Инновационная Америка» [8], наце-
ленная на усиление конкурентоспособности Соединенных Штатов в глобальной экономике на основе повышения способности регионов к инновациям. Эта инициатива формирует девять стратегических направлений, по которым должны работать региональные власти: формирование у предприятий стимулов для развития, основанных на принципах инновационной экономики; соинвестирование в инфраструктуру инноваций; соинвестирование в сферу подготовки кадров и повышения квалификации работников; содействие развитию предпринимательства; поддержка промышленных кластеров; снижение затрат бизнеса без снижения уровня жизни; помощь в повышении производительности; пересмотр мер по развитию экономики; привлечение федеральной помощи.
В России длительность периода стратегического планирования позволяет промышленным центрам решать задачи структурной реорганизации социально-экономической системы, проводить целенаправленную промышленную политику.
Так, два из четырех основных стратегических направлений развития Санкт-Петербурга -формирование благоприятного хозяйственного климата и интеграция в мировую экономику [9] - направлены не только на развитие всех видов хозяйственной деятельности, но и отдельных ключевых кластеров (судостроение, электромашиностроение, пищевая промышленность, электроника, наука и высшее образование и др.). Этому способствует создание в Санкт-Петербурге в 2005 г. особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
Ведущая стратегическая цель устойчивого развития г. Новосибирска - рост экономического потенциала [10]. Комплексные целевые программы промышленного развития, ориентированные на создание на новосибирских предприятиях наукоемкой и высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, свидетельствуют о реализации местной промышленной политики. Задача органов местного самоуправления -активно стимулировать эти процессы.
Ведущим стратегическим направлением плана стратегического развития г. Рязани до 2020 г. является экономический рост на основе
4
Инновации и инвестиции
инноваций, который предполагает создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики, для государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого бизнеса; рост занятости и доходов населения на основе образовательного и научно-технического потенциала города. Основными задачами являются: развитие инновационной деятельности в г. Рязани как центре образования, науки и инноваций; поддержка создания и внедрения инноваций; содействие развитию инновационной инфраструктуры; содействие формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, проектов и деятельности творческих групп [11].
В числе стратегических целей, позволяющих обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие г. Братска, развитие экономического потенциала стоит на втором месте [12]. Важнейшие стратегические задачи - создание благоприятного социально-экономического и правового климата для хозяйствующих субъектов, рост малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций в экономику
города; среди приоритетных направлений - развитие промышленного производства.
В стратегическом плане устойчивого развития г. Комсомольска-на-Амуре до 2025 г. сформулированы следующие стратегические цели, лежащие в контексте местной промышленной политики: инновационно-промышленное развитие; усиление коммуникационной (транспортной) связующей основы субъектов региона; формирование центра переработки природных ресурсов; создание плацдарма освоения природных ресурсов Охотского моря; расширение функций контактной зоны России и АТР; формирование селитебных центров юга Дальнего Востока [13].
Таким образом, промышленная политика как инструмент стратегического управления на уровне промышленного центра сводится к реализации основных стратегических направлений развития производственного комплекса, совместной с предприятиями подготовке и выполнению стратегических планов и программ социально-экономического развития территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд. - М.: Инфра-М, 2008. -512 с.
2. Хорошавин, А.В. Промышленная политика Сахалинской области: методология и практика формирования [Текст] : моногр. / А.В. Хорошавин. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. - 263 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распо-ряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
4. Ulm/Neu-Ulm Wirtschaftsstandart [Текст]. - Europaischer Wirtschaftsvtrlag, 2004/2005.
5. The Making (Nancy) [Текст]. - 2000. - No. 9 (January). - P. 2.
6. Interact. European Cities in Action [Текст]. -2003. - No. 7 (November). - P. 1.
7. European Cities in the Making (Torino) [Текст]. -1999. - No. 3 (April). - P. 1.
8. Материалы сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nga.org
9. Стратегический план Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stratplan. leontief.ru/windru .htm
10. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strateg.novo-sibirsk.ru
11. План стратегического развития города Рязани до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.city-strategy.ru
12. Концепция социально-экономического развития города Братска (2008-2017 годы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bratsk-city.ru
13. Стратегический план устойчивого социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmscity.ru