Научная статья на тему 'Инновационно-промышленная политика как инструмент стратегического управления интегрированным производственным комплексом'

Инновационно-промышленная политика как инструмент стратегического управления интегрированным производственным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдакова Галина Ивановна

Рассмотрены вопросы реализации местной промышленной политики при стратегическом управлении городами промышленными центрами. Приведен зарубежный и отечественный опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains information about the local industrial policies in the strategic management of the urbanindustrial centers. Is foreign and domestic experience

Текст научной работы на тему «Инновационно-промышленная политика как инструмент стратегического управления интегрированным производственным комплексом»

-►

Инновации и инвестиции

УДК 338.45

Г.И. Бурдакова

ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Промышленная политика - «политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу» [1]. Особенно актуальна промышленная политика для промышленных центров (городов, являющихся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности), производственный комплекс которых составляет их экономическую основу.

Несмотря на то, что в Российской Федерации вопрос об эффективной промышленной политике поднимается с первых лет экономической реформы, промышленная политика государством не реализовывалась особо. Она входила составной частью в общую экономическую политику. В настоящее время основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного комплекса в частности является Концепция долгосрочного развития России на период до 2020 года (КДР-2020) [2, с. 19].

В КДР-2020 определено одно из необходимых условий успешной диверсификации промышленности - это становление инновационно-промышленной политики - «оптимального сочетания программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках частно-государственного партнерства» [3, с. 104]. В этой связи предполагается на основе долгосрочных прогнозов технологи-

ческого развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов.

Нацеленность инновационно-промышленной политики на долгосрочное прогнозирование и реализацию прорывных стратегических проектов дает основание определить ее роль в качестве инструмента стратегического управления. Специализация городов - промышленных центров - на соответствующих типах стратегических инновационных проектов может стать залогом их устойчивого развития.

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях (информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, новые материалы и живые системы). Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий (водородная энергетика и производство новых моторных топлив; новое поколение ядерных реакторов и топливных элементов; новые конкурентоспособные энергетические установки; специальная техника, способная работать

4

Инновации и инвестиции

Р

в Арктике и в экстремальных средах; новое поколение авиационной техники и энергоэффективных двигателей, а также ракетно-космической техники; новые технологии обработки металлов; оптоэлектроника, микромеханика и новая архитектура вычислительных средств; программное обеспечение и инжиниринговые услуги) [3].

При отсутствии документально разработанной промышленной политики на федеральном уровне многие регионы России разрабатывают свои планы (программы) по реорганизации и реструктуризации экономики, осуществлению региональной промышленной политики.

Логика промышленной политики муниципалитета состоит в том, что она на долгосрочной основе обеспечивает: согласование интересов власти и бизнеса в процессе разработки стратегических концепций, программ и индикативных планов; создание и использование рычагов влияния на основную деятельность расположенных на территории муниципалитета предприятий, постановку перед ними целевых задач по участию в муниципальных программных мероприятиях; определение и стимулирование «точек роста» местной экономики; выявление и учет особенностей соответствующего рынка и внешней среды.

Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что в рамках стратегического управления промышленные центры Европы -города Копенгаген, Мюнхен, Лион, Манчестер, Штутгарт, Ульм, Нанси, Бирмингем, Турин широко используют поддержку промышленности. Партнерство власти и гражданского общества в решении стратегических задач развития реализуется в США в рамках разработанной в 2007 г. стратегической инициативы «Инновационная Америка». В России «промышленные центры-стратеги» России - города Братск, Волгоград, Ижевск, Казань, Кемерово, Киров, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, Пенза, Ростов, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Тольятти, Тюмень, Улан-Удэ, Череповец и др. проводят целенаправленную промышленную политику.

В рамках стратегии развития промышленных центров поддержка промышленности

включает следующие меры: создание бизнес-инкубаторов; внедрение различных финансовых моделей стимулирования инноваций и схем общественно-частного партнерства; создание производственных зон с особым налоговым регулированием; реализацию программ предоставления земли и производственных площадей; содействие отдельным отраслям; реализацию программ поддержки инвестиций, передовых производственных технологий, обучения менеджеров; консультирование и поддержку малых и средних предприятий.

Хорошо известна успешная политика г. Мюнхена по развитию производственного сектора, в частности средних и малых предприятий, которая ведется по следующим направлениям: развитие мюнхенских «инкубаторов», предоставление земельных участков, развитие высокотехнологичных отраслей, поддержание инноваций и распространение технологий, совершенствование инфраструктуры.

Нередко промышленные центры выбирают ту или иную инновационную отрасль в качестве своего имиджа и оказывают специальную поддержку связанным с ней отраслям и производствам. В качестве примеров можно назвать биотехнологии (гг. Копенгаген, Лион, Манчестер), здравоохранение (гг. Копенгаген, Лион), экологические технологии (гг. Копенгаген, Мюнхен), новые материалы (г. Лион), технологии с использованием солнечной энергии (г. Кельн), телекоммуникации (г. Манчестер).

Одна из глобальных целей стратегии экономического развития г. Штутгарта после кризиса в начале 1990-х гг. состояла в сохранении отрасли машиностроения как основы экономики наряду с привлечением нового бизнеса в сферах новейших информационно-коммуникационных технологий и биотехнологии. Определенный успех был достигнут: с 1995 г. создано 44 тыс. новых рабочих мест, уровень экономического роста составил 3,8 %. Самым важным результатом стало согласование интересов различных действующих лиц в отношении стратегических целей региона.

Стратегические программы развития в г. Ульм инициированы Городским советом вследствие экономических причин: в 1980-х гг. там было

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки

ликвидировано каждое третье рабочее место в обрабатывающей промышленности, причем количество рабочих мест в сфере услуг выросло за тот же период только на 26,6 % [4, с. 2]. В 1992 и 1996 г. Городской совет инициировал новые стратегические программы, основные пункты которых - усиление промышленного сектора, преодоление структурного кризиса в экономике, разработка инновационных социальных услуг, поддержка экологической устойчивости. Основное стратегическое направление города -развитие инновационного предпринимательства посредством коммерциализации созданных в вузах разработок и открытий. Для реализации этого направления создана соответствующая инфраструктура.

В 1996 г. администрация агломерации на востоке Франции (г. Нанси) подготовила стратегию развития, выделив в ней четыре главных направления: усиление промышленного сектора; улучшение транспортной и телекоммуникационной инфраструктур; сохранение разнообразного и качественного предложения в области культуры и досуга; проведение городской политики «социального единения» [5].

С 1980-х гг. перед необходимостью нового развития встал г. Бирмингем - промышленный центр Великобритании. Реализация его модели городского возрождения состояла в превращении города преимущественно промышленного в город, способный обозначить новые точки роста, в том числе развитие туризма [6].

В Италии на рубеже XX и XXI вв. в связи с экономическими переменами новый имидж ищет г. Турин, чья экономика основана на автомобилестроении, машиностроении, производстве роботов и автоматов, промышленном дизайне [7]. Стартовой точкой для разработки стратегии «Интернациональный Турин» стала политическая воля местных властей к восстановлению промышленного развития города. Цель плана в том, чтобы предложить населению город, который возродит свое процветание и усилит свою роль в Европе на основе своих научных и промышленных традиций.

В США в 2007 г. Национальной ассоциацией губернаторов разработана стратегическая инициатива «Инновационная Америка» [8], наце-

ленная на усиление конкурентоспособности Соединенных Штатов в глобальной экономике на основе повышения способности регионов к инновациям. Эта инициатива формирует девять стратегических направлений, по которым должны работать региональные власти: формирование у предприятий стимулов для развития, основанных на принципах инновационной экономики; соинвестирование в инфраструктуру инноваций; соинвестирование в сферу подготовки кадров и повышения квалификации работников; содействие развитию предпринимательства; поддержка промышленных кластеров; снижение затрат бизнеса без снижения уровня жизни; помощь в повышении производительности; пересмотр мер по развитию экономики; привлечение федеральной помощи.

В России длительность периода стратегического планирования позволяет промышленным центрам решать задачи структурной реорганизации социально-экономической системы, проводить целенаправленную промышленную политику.

Так, два из четырех основных стратегических направлений развития Санкт-Петербурга -формирование благоприятного хозяйственного климата и интеграция в мировую экономику [9] - направлены не только на развитие всех видов хозяйственной деятельности, но и отдельных ключевых кластеров (судостроение, электромашиностроение, пищевая промышленность, электроника, наука и высшее образование и др.). Этому способствует создание в Санкт-Петербурге в 2005 г. особой экономической зоны технико-внедренческого типа.

Ведущая стратегическая цель устойчивого развития г. Новосибирска - рост экономического потенциала [10]. Комплексные целевые программы промышленного развития, ориентированные на создание на новосибирских предприятиях наукоемкой и высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, свидетельствуют о реализации местной промышленной политики. Задача органов местного самоуправления -активно стимулировать эти процессы.

Ведущим стратегическим направлением плана стратегического развития г. Рязани до 2020 г. является экономический рост на основе

4

Инновации и инвестиции

инноваций, который предполагает создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики, для государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого бизнеса; рост занятости и доходов населения на основе образовательного и научно-технического потенциала города. Основными задачами являются: развитие инновационной деятельности в г. Рязани как центре образования, науки и инноваций; поддержка создания и внедрения инноваций; содействие развитию инновационной инфраструктуры; содействие формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, проектов и деятельности творческих групп [11].

В числе стратегических целей, позволяющих обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие г. Братска, развитие экономического потенциала стоит на втором месте [12]. Важнейшие стратегические задачи - создание благоприятного социально-экономического и правового климата для хозяйствующих субъектов, рост малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций в экономику

города; среди приоритетных направлений - развитие промышленного производства.

В стратегическом плане устойчивого развития г. Комсомольска-на-Амуре до 2025 г. сформулированы следующие стратегические цели, лежащие в контексте местной промышленной политики: инновационно-промышленное развитие; усиление коммуникационной (транспортной) связующей основы субъектов региона; формирование центра переработки природных ресурсов; создание плацдарма освоения природных ресурсов Охотского моря; расширение функций контактной зоны России и АТР; формирование селитебных центров юга Дальнего Востока [13].

Таким образом, промышленная политика как инструмент стратегического управления на уровне промышленного центра сводится к реализации основных стратегических направлений развития производственного комплекса, совместной с предприятиями подготовке и выполнению стратегических планов и программ социально-экономического развития территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд. - М.: Инфра-М, 2008. -512 с.

2. Хорошавин, А.В. Промышленная политика Сахалинской области: методология и практика формирования [Текст] : моногр. / А.В. Хорошавин. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. - 263 с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распо-ряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

4. Ulm/Neu-Ulm Wirtschaftsstandart [Текст]. - Europaischer Wirtschaftsvtrlag, 2004/2005.

5. The Making (Nancy) [Текст]. - 2000. - No. 9 (January). - P. 2.

6. Interact. European Cities in Action [Текст]. -2003. - No. 7 (November). - P. 1.

7. European Cities in the Making (Torino) [Текст]. -1999. - No. 3 (April). - P. 1.

8. Материалы сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nga.org

9. Стратегический план Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stratplan. leontief.ru/windru .htm

10. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strateg.novo-sibirsk.ru

11. План стратегического развития города Рязани до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.city-strategy.ru

12. Концепция социально-экономического развития города Братска (2008-2017 годы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bratsk-city.ru

13. Стратегический план устойчивого социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmscity.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.