Шеркунов С.А. к.э.н., доцент РГГУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: региональное развитие, региональная политика, межрегиональное сотрудничество.
Следует констатировать, что до настоящего времени отсутствуют системные исследования вопросов межрегионального взаимодействия и сотрудничества регионов - субъектов Российской Федерации по совместному использованию ресурсной базы, развитию транспортной инфраструктуры, решению проблем охраны окружающей природной среды. Вместе с тем, поиск эффективных приёмов и методов межрегионального взаимодействия, создания так называемой «коммуникативной среды»1, изыскание возможностей использования инструментов интеграции и кооперации в целях достижения качественно нового уровня развития российских регионов - субъектов сотрудничества является актуальной проблемой. Как подчёркивают известные учёные-экономисты Д. С. Львов, В.А. Гневко и В.Е. Рох-чин, потребность в межрегиональной интеграции и кооперации «возникает достаточно часто в ситуациях, когда регионы испытывают дефицит ресурсов для достижения стратегических целей своего социально-экономического развития либо стремятся усилить и расширить конкурентные преимущества»2.
Мы разделяем точку зрения Е.П. Пешковой и других исследователей, проявляющих убеждённость в том, что региональная политика должна базироваться не только на вертикали «государство - регион», но и развиваться в горизонтальном направлении, по линии «регион - регион»3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад», «Северный Кавказ», «Большая Волга», которые в большей или меньшей степени дали положительный результат, тем самым могут рассматриваться в качестве форм доинтеграционного сотрудничества регионов и заложить основы для формирования надрегиональных кластеров, объединяющих группы регионов мезоуровня.
Кластерная теория по своей сути не исключает процесса кластеростроительства в границах крупных урбанизированных территорий - мегаполисов «классического типа», как правило, включающих значительное число населённых пунктов, административно входящих в состав различных субъектов Российской Федерации.
В ряде научных исследований в целях определения стратегического вектора развития и основных направлений инвестирования, ставится вопрос о выделении «ядра роста» - отрасли, или группы отраслей, способных при направлении инвестиционных потоков на их развитие, задать импульс к развитию других отраслей и принести максимальный мультипликативный эффект4.
Как нам представляется, выделяемые в регионах точки роста задают систему координат, тем самым обеспечивая формирование пространства для создания кластера надрегионального уровня.
Кластер как форма территориальной организации населения и хозяйства имеет явные преимущества по отношению к территориально-производственному комплексу (ТПК), концепцию которого ещё в 1920-1930-е годы выработал видный учёный, специалист в области экономической географии Н.Н. Колосовский, так как кластер максимально учитывает рыночный механизм, что имеет крайне важное значение в нынешних условиях хозяйствования5. Следует указать на то, что далеко не каждый сформировавшийся в годы советской власти ТПК, приобретает возможности для преобразования его в кластер, так как эти структуры не имеют единой природы, их различают подходы к формированию. Более того, на современной экономической карте России вряд ли найдётся хотя бы один, эффективно функционирующий ТПК.
Кластерный подход в большей степени соотносится с принципом поляризованного развития, реализация которого предусмотрена проводимой Федеральным центром государственной региональной политикой, направленной на создание опорной сети регионов, выступающих в качестве «локомотивов роста». В качестве таковых должны восприниматься субъекты Российской Федерации, обладающие значительным экономическим и инновационно-инвестицион-
1 Косиненко Е.В. Механизмы координации в системе регионального управления. - Майкоп: Издательство МГТУ, 2009. - С. 39.
2 Львов Д.С., Гневко В.А., Рохчин В.Е. Актуальные проблемы реформирования и стратегического управления развитием России: методологические аспекты решения: монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. - С. 126.
3 См.: Пешкова Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе: монография. -Ростов-н/Д.: Ростовский государственный экономический университет, 2000. - С. 99.
4 См., например: Лебедева Т.И. Основы формирования стратегии социально-экономического развития региона в условиях рыночной экономики: монография / Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург; Ижевск: Издательство Института экономики УрО РАН, 2004. - С. 50-133.
5 См., например: Иваненко Л.В. Управление регионом: концепция мегакластерной организации экономики: монография / Самарский научный центр РАН. - Самара: Издательство СамНЦ РАН, 2008. - С. 34.
ным потенциалом, характеризующиеся чрезвычайно высокой степенью диверсификации промышленных структур, а также группы регионов - субъектов Российской Федерации, взявших курс на усиление межрегиональных взаимосвязей.
Формирование кластера надрегионального уровня как формы реализации интеграционного взаимодействия регионов мезоуровня напрямую связано с созданием в его границах территории опережающего развития.
Очевидно, что достижение наиболее высоких форм интеграционного взаимодействия способствует повышению степени бюджетной самостоятельности регионов. По данным экономических исследований1, Россия по показателю бюджетной самостоятельности субъектов Федерации с коэффициентом 0,33 уступает таким странам, как Колумбия и Пакистан (коэффициенты 0,50 и 0,53 соответственно). В развитых демократиях, подобные показатели существенно выше. Так в ФРГ и Канаде показатель бюджетной самостоятельности регионов соотносится с коэффициентом, равным 0,79; в США - равным 0,88. При этом следует учитывать, что в ряду стран с федеративным устройством Россия имеет наибольшее число субъектов Федерации - 85.
Политика, направленная на межрегиональное взаимодействие и сотрудничество, должна предусматривать разработку и реализацию регионами - субъектами Российской Федерации совместных флагманских маркетинговых проектов в различных сферах жизнедеятельности общества, ресурсную и организационную поддержку потенциально доходных проектов и инициатив, «реанимацию» застывших брендов (например, «Золотое Кольцо России»). Данная работа, как нам представляется, должна основываться, в первую очередь, на принципах государственно-частного партнёрства.
Богатый опыт формирования и реализации флагманских маркетинговых проектов имеют европейские страны, где в качестве основных объектов проектирования выступают промышленные площадки, транспортные системы, историко-культурные и селитебные зоны городов.
Флагманские маркетинговые проекты, нацеленные на создание инновационных производств, ультрасовременных деловых центров, зон наиболее высокой инвестиционной и экономической активности реализованы в Турине, Италия («Зона Линготто»), Бирмингеме, Великобритания («Миллениум Пойнт» - центр науки, образования и активного отдыха), Лиле, Франция («Евролиль - новая зона бизнеса»), Утрехте, Нидерланды («Утрехт-Центр»), Бильбао, Испания (Многофункциональная зона «Водный фронт»).
С развитием транспортной инфраструктуры связаны флагманские маркетинговые проекты, успешно реализованные в Мюнхене (Преобразование зоны Главного вокзала и строительство нового аэропорта), Мальмё, Швеция (Городской тоннель), Барселоне, Испания (Модернизация международного аэропорта, расширение морского порта). Как флагманский маркетинговый проект, реализованный в рамках межрегионального и межмуниципального взаимодействия интерпретируется проект по строительству высокоскоростной железной дороги Турин - Милан (Италия).
К крупным флагманским маркетинговым проектам, реализуемым в целях сохранения природного и историко-культурного наследия, развития туризма и рекреации следует отнести создание ландшафтного парка «Блюменау» (г. Мюнхен, ФРГ), модели экопарка в г. Барселона (Испания), реализацию проекта «Лиль - культурная столица Европы» (Франция). Современные жилые микрорайоны, отвечающие всем требованиям экологической безопасности и классифицируемые как флагманские маркетинговые проекты являются гордостью гг. Турин (Италия), Стокгольм (Швеция), Роттердам (Нидерланды)2.
Удачным примером инициации процесса межрегионального взаимодействия является опыт властей французского г. Нанси по использованию преимуществ экономико- и транспортно-географического положения для усиления организационной роли города в формировании территории динамического развития «Метрополия Нанси - Мец» как части большого приграничного региона «Саар - Лотарингия - Люксембург - Рейн - Южная Валлония»3. Определены генеральные направления развития метрополии, - это создание надлежащих условий для внедрения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в производство и, соответственно, достижение новых конкурентных преимуществ в выпуске промышленной продукции; формирование единой, отвечающей самым современным требованиям транспортной и телекоммуникационной системы, постепенный перевод общественного транспорта на экологически чистые источники энергии; усиление туристско-рекреационной и культурной составляющих, развитие очага искусства в стиле модерн, известного на весь мир под названием «Школа Нанси»; проведение политики, направленной на повышение сопричастности населения в решении насущных проблем и задач, создание сплочённого местного сообщества.
Развитие метрополии Большого Лиона, где упор делается на формирование «объединенной конкурентоспособной агломерации»4 и создание региона притяжения инноваций «Нант - Сен-Назэр» во Франции также являются показательными примерами реализации принципа межрегионального взаимодействия. В своём монографическом исследовании Н.Е. Костылева приводит аргументы в пользу того, что территория «Нант - Сен-Назэр» функционирует «всё более интегрировано и представляет площадку для совместных проектов, реализуемых участниками экономического сотрудничества, объединёнными в Ассоциацию коммун устья Луары»5. Ассоциация коммун устья Луары, в состав которой вошли регион Луары, Генеральный совет Атлантической Луары, города - «полюсы метрополии» Нант и Сен-Назэр, торговые палаты городов, автономный порт и портовые партнёры, была создана ещё в 1985 году. Её деятель-
1 См.: Пешкова Е.П. Указ. соч. - С. 134.
2 См.: Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов: монография / Институт проблем региональной экономики Российской Академии наук (ИРЭ РАН). - СПб.: ИРЭ РАН, 2005. - С. 102-107.
3 Там же, с. 158-162.
4 Un regard Millénaire 3. Une agglomeration competitive et rassemblée: 21 priorités pour le XXI siècle. 2000. - N 21.
5 Костылева Н.Е. Указ. соч. - С. 168.
ность направлена на формирование исключительных условий для развития международной атлантической зоны устья Луары путём поддержки процессов «инкубирования» новых видов экономической деятельности и стимулирования экспортных операций. Ассоциацией финансируются научно-исследовательские работы и проекты, связанные с поиском оптимальной модели развития трансрегиональной территории. В пределах метрополии действует система единого транспортного билета «Метросеан», обеспечивающего проезд населения в пригородных поездах, на автобусе и трамвае. Организация регулярного транспортного сообщения между гг. Нант, Сен-Назэр и Круазик, утверждение нового расписания движения поездов, составленного с учётом общественного мнения, является ещё одним положительным результатом деятельности местных властей по реализации принципа межрегионального взаимодействия1.
Определённый интерес представляет система межрегионального взаимодействия, сложившаяся в Швейцарии, которая по форме государственного устройства определённый период классифицировалась специалистами как конфедерация, а в настоящее время относится к числу федеративных государств. Регионы Швейцарии именуются кантонами. Центральное правительство не обладает рычагами воздействия на управление кантонами, которые наделены правом формирования собственного законодательства. Вместе с тем, в Швейцарии высока роль институтов межрегионального взаимодействия. На встречах глав финансовых департаментов кантонов, изучаются новые методы и формы управления региональными финансами. С 1992 года Конференция кантонов публикует сравнительный анализ финансового состояния регионов страны. В рамках межрегионального сотрудничества происходит обсуждение ключевых проблем, связанных с дальнейшим развитием законодательной базы, совершенствованием системы местного самоуправления2.
Практика конкурентного развития регионов сложилась в ФРГ. В конце 1990-х годов Федеральной службой строительства и регионального развития совместно с органами государственной статистики была разработана и внедрена единая система показателей социально-экономического развития регионов - земель ФРГ3. Снижение тех или иных показателей развития отдельной территории на фоне показателей развития других регионов, побуждает региональные власти к корректировке проводимой политики, поиску способов выравнивания, выработке более эффективных механизмов управления территориями.
К перспективным формам межрегионального взаимодействия следует отнести сетевое партнёрство - формальное или неформальное объединение регионов с целью обмена опытом и распространения нововведений во всех сферах жизнедеятельности, включая управление региональным развитием. Успешная практика реализации идеи сетевого партнёрства на межрегиональном уровне сложилась в ФРГ и Дании, где созданы Союзы регионов4.
Как нам представляется, на современном этапе межрегиональное сотрудничество не должно сводиться только к обмену опытом, организации того или иного вида деятельности, апробации и внедрению в практику управления инновационных технологий, заимствованных в ходе проведения выставок, форумов, конференций и семинаров, выездных мероприятий. Больший эффект даст реализация совместных межрегиональных инвестиционных проектов и программ, направленных на создание полного цикла производств, развитие транспортной инфраструктуры, формирование современных логистических комплексов, а также технопарков и технополисов мирового уровня, призванных стать ключевыми элементами кластеров надрегионального уровня. Кластеростроительство, относящееся к инновационным формам территориального развития, является признаком перехода к новой модели управления сложноорганизуемыми социально-экономическими системами.
1 См.: Паламар Д.И., Шеркунов С.А. Французская модель управления: учебные материалы. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. - 154 с.; Un regard Millénaire 3. Une agglomeration competitive et rassemblée: 21 priorités pour le XXI siècle. 2000. - N 21.
2 См.: Яремко Н.И. Рекомендации по введению практики стратегического планирования и других элементов бюджетирования, ориентированных на результат, в регионах Российской Федерации. - М.: Триада, 2006. - С. 7-8.
3 См.: Яремко Н.И. Указ. соч. - С. 8.
4 См.: Костылева Н.Е. Указ. соч. - С. 139.