СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 240 с.
2. Видяев И.Г. Основные инструменты регулирования социальноэкономического развития территорий // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 315. - № 6. - С. 9-13.
3. Проект концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации от 05.08.09 № 24979-ВТ/02 // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации / Департамент стратегического планирования и регионального развития. 2010. иЯЬ: Шр://то*агсЫуе.ттге§юп.ги/^,огШет8^81№¥8.а8рх?Ра-§еГО=536 (дата обращения: 11.11.2010).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации / Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования. 2010. ИНЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strate-§кр1апшп§/сопсер^ёос1248450453794 (дата обращения:
11.11.2010).
5. Распоряжение правительства Российской Федерации № 2094-р от 28. 12. 2009 г. «О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/in-vestproject/doc20100309 (дата обращения: 11.11.2010).
6. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2013 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: Шр://^то fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/Vi-ew/2011/136 (дата обращения: 11.11.2010).
7. Постановление Правительства Хабаровского края
от 13.01.2009 № 1-пр «О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года» // Официальный сервер правительства Хабаровского края. 2010. ИЯЬ: http://www. gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/po-
stan_13012009.htm (дата обращения: 15.12.2010).
8. Стратегический план устойчивого социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года: отчет о НИР (промежуточ.) / Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка при Минэкономразвития РФ (ДальНИИ рынка); Руководитель В.К. Заусаев, Отв. исполн. Г.И. Бурдако-ва. - Хабаровск, 2009. - 675 с. // Официальный сайт органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре. 2010. ИЯЬ: http://www.kmscity.ru (дата обращения: 12.08.2009).
9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Официальный сайт Министерства образования и науки российской Федерации. 2010 / ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/ ukaz/nti/4431 (дата обращения: 11.10. 2010).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 2010. ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4859 (дата обращения: 11.10.2010).
Поступила 18.02.2011 г.
УДК 338
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ЦЕНТРОМ - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЯРИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Г.И. Бурдакова
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет E-mail: [email protected]
Приведены принципы федеральной региональной политики, определяющие формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов в целях достижения конкурентоспособности России и ее регионов. Выявлено, что в условиях перехода к поляризованному развитию полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры, в основном, посредством развития производственных комплексов. Сформулированы концептуальные положения стратегического управления промышленными центрами.
Ключевые слова:
Промышленный центр, модернизация, производственный комплекс, стратегическое планирование иуправление, политика поляризованного развития.
Key words:
Industrial œntre, modernization, production complex, strategic planning and management, development of a polarizedpolitics.
Технологическое отставание России от развитых и передовых развивающихся стран увеличивается с каждым годом. Желая кардинально изменить ситуацию, Правительство России начало амбициозную программу по построению в России экономики высоких технологий и инноваций.
Определены приоритетные направления развития промышленности.
Задачи реализации приоритетов развития страны призваны решать промышленные центры - города, являющиеся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Именно здесь
создается инвестиционный и хозяйственный климат, от которого зависит успех предпринимательской деятельности. Ключевую роль при этом играет качество управленческой деятельности, использование современных методов управления.
В значительной степени формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов, в том числе в промышленных центрах, основываются на принципах федеральной региональной политики. Утвержденная в 2005 г. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1] предусматривает «срочный переход от действовавшей до этого времени политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, заключающейся в определении и поддержке регионов - «локомотивов роста» и формированию из них нового опорного каркаса страны» [1. С. 34]. Достижению целей будут способствовать:
• специальная фокусировка финансовых, административно -управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста) [1. С. 27];
• стимулирование региональных инициатив стратегического планирования и управления;
• согласование направлений поддержки территориальных социально-экономических систем муниципальными, региональными и федеральными органами власти;
• дифференциация целей социально-экономического развития регионов страны и, соответственно, мер по их достижению;
• создание технико-внедренческих и инновационных зон в целях структурной перестройки и модернизации промышленности;
• делегирование властных полномочий по социально-экономическому развитию территории на более эффективный с точки зрения управления уровень.
Действие принципов направлено на достижение стратегических целей, главная из которых -«обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов» [1. С. 32]. Совокупность регионов - «локомотивов роста» - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями [1. С. 35] посредством разработки и реализации стратегических планов, то есть стратегического управления.
Большой потенциал стать локомотивом роста имеют промышленные центры, которые могут поддерживаться за счет: формирования узлов инфраструктур; модернизации отраслей по переработке сырьевых ресурсов; повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей. Для промышленных центров с высокотехнологичной продукцией имеются предпосылки развиваться в качестве зон инновационного развития, на-
пример, особых экономических (технико-внедренческих и промышленно-производственных).
В соответствии с Концепцией, региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста [1. С. 35]; к ним относятся и крупные города - промышленные центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией высокотехнологичных производств.
Стратегическое управление стало одним из приоритетных направлений деятельности Правительства и Президента РФ. В структуре центрального аппарата Минэкономразвития РФ созданы: Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования, Департамент развития секторов экономики. Среди направлений деятельности первого - Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. (КДР-2020); реализация мер по выходу из кризиса; содействие модернизации российской экономики; инструменты продвижения брендов территорий; комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации; реализация кластерной политики; нормативное регулирование государственного стратегического планирования (рисунок).
В пределах деятельности Департамента развития секторов экономики - подготовка программ, стратегий, планов мероприятий и иных документов, направленных на развитие секторов промышленности, топливно-энергетического, транспортного, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, сферы информационно-коммуникационных технологий.
В структуре Министерства промышленности и торговли РФ, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, образовано подразделение - Департамент системного анализа и стратегического планирования. В его основные задачи входит анализ и прогнозирование социально-экономического и научно-технологического развития промышленного производства на федеральном, региональном и межотраслевом уровнях.
При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России (утв. Указом Президента РФ от 20 мая 2009 г. № 579) в целях координации деятельности по вопросам модернизации и технологического развития экономики России, определения приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования этого процесса [2].
Координационным органом, содействующим развитию научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, развитию высокотехнологичных секторов экономики, является Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям [3].
Правительство РФ
Министерство экономического развития РФ
Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования
КДР 2020 Меры по выходу из кризиса
Модернизация российской экономики
Продвижение брендов территорий
Программа социально-экономического развития РФ
Кластерная политика
Государственное
стратегическое
планирование
Департамент развития секторов экономики
/ \ Мониторинг, анализ |
состояния,
разработка
прогнозов развития
секторов
промышленности,
топливно-
энергетического,
транспортного,
агропромышленного
и
рыбохозяйственного комплексов, сферы информационнокоммуникационных V технологий
Министерство промышленности и торговли РФ
Департамент системного анализа и стратегического планирования
-4---------------
Анализ и прогнозирование социально-экономического и научнотехнологического развития промышленного производства
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям
Координация действий по реализации государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы и высокотехнологичных секторов экономки
Президент РФ
Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России
/ \ Определение приоритетных направлений,форм и методов государственного регулирования модернизации и технологического развития экономики России
Рисунок. Органы и функции государственного стратегического управления в РФ
СЛ
Начало формированию системы стратегического планирования в стране положила Концепция долгосрочного социально-экономического развития России и долгосрочный прогноз до 2020 г. (КДР-2020). Важнейшим фактором развития промышленных центров является провозглашенное в КДР-2020 и Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2012 г. содействие модернизации и инновационному развитию отечественной экономики. В этих целях поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № СИ-П7-4455 утвержден План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, в котором основной акцент сделан на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора. В этих документах Правительство РФ провозгласило переход к инновационному социальноориентированному развитию, к созданию экономики, опирающейся на модернизированные традиционные сектора (металлургию, химию, сельское хозяйство, строительный комплекс), новую развитую транспортную инфраструктуру и конкурентоспособные отрасли «новой экономики».
Инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития [4. С. 12]. В КДР-2020 в пределах каждого федерального округа определены центры регионального развития - это промышленные центры, реализация потенциала которых опирается как на исторически сложившуюся специализацию, так и на инновационную диверсификацию их экономики.
На Дальнем Востоке развитие машиностроения связывается с внедрением инноваций в добывающих отраслях, которым потребуются современные машины и оборудование. Высокие технологии востребованы также в отраслях авиастроения, судостроения и судоремонта - это приоритетные специализации городов Хабаровского и Приморского краев. Создание космодрома Восточный вАмур-ской области позволит создать на Востоке России авиационно-космический кластер [4. С. 167-173].
Особое внимание в стратегическом управлении промышленным центром уделяется развитию производственного комплекса - его базовым и высокотехнологичным отраслям. Однако основной упор делается на развитие высокотехнологичных отраслей - авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, атомной, энергетического машиностроения, информационнокоммуникационных технологий. На развитие этих отраслей направлен ряд территориальных и отраслевых стратегий, федеральных целевых программ.
Государство, разрабатывая и реализуя собственные целевые программы и проекты, стимулирует внедрение инструментов стратегического планирования и управления на субфедеральном уровне, предлагая регионам, в том числе муниципалитетам, самостоятельность в выборе путей и методов
достижения целей и решения задач социальноэкономического развития.
Мотивирующее действие на местные органы власти по организации управляющих воздействий на экономическое развитие подведомственных им территорий оказывают несколько факторов: особенности современной экономики, отсутствие в России целостной системы стратегического управления, трансформация основных целей и принципов региональной политики.
Особенности современной экономики (глобализация, региональная и международная конкуренция) подталкивают местные власти к формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
В отсутствие в России целостной системы стратегического управления возникают проблемы обеспечения координации разработки и реализации долгосрочных концепций, стратегий, программ развития страны в целом, отраслей экономики и регионов, их увязки по целям, срокам, механизмам реализации. На это указывают руководители региональных органов власти [5]. В этом случае местные власти вынуждены взять на себя функции координации и увязки всего множества реализуемых на подведомственных им территориях проектов.
Городские власти, активно работающие в сфере местной экономической политики, хорошо осознают необходимость разработки набора документов, определяющего текущие и перспективные действия властей в сфере экономики. Одним их таких документов является стратегия экономического развития (стратегический план), отражающая видение перспективы хозяйственного комплекса города и определяющая цели и направления деятельности местных властей в содействии экономическому развитию.
В настоящее время в стране создается правовая основа для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Действует Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» [6], являющийся ключевым методологическим документом для организации этой работы. В нем заложена система концептуальных положений стратегического планирования. Разработан проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.). В проекте установлены организация, основные принципы, порядок государственного стратегического планирования социально-экономического развития, определена структура этой системы.
Еще раз подчеркнем, что, несмотря на существенные шаги в сфере стратегического планирования и управления, в стране так и не создана
сквозная система стратегического планирования и прогнозирования. Система, которая должна обеспечить на основе единых методологических подходов четкую увязку стратегических целей, приоритетов развития страны и регионов. Систему, которая бы четко определила полномочия всех участников данного процесса, в том числе и муниципалитетов.
Тем не менее, заданные ее отдельными элементами направления деятельности, в том числе - переход к инновационному социально ориентированному развитию, модернизация российской экономики, продвижение брендов территорий, кластерная политика, стратегическое планирование -позволяют местным органам власти выделить приоритеты развития промышленных центров.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы. В условиях глобализации конкурентоспособность России будет достигаться посредством поляризо-
ванного развития, за счет реализации стратегических инновационных проектов. Полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры. Необходимым условием фокусировки в них финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов являются стратегические планы развития, инициаторами их разработки должны выступить муниципальные органы власти. В стратегическом плане промышленный центр должен позиционироваться как часть более общей социохозяйственной системы, стратегические направления его развития должны соответствовать целям и задачам более высоких по уровню управления долгосрочных программных документов - территориальных и отраслевых стратегических планов и программ. Стратегическое управление промышленным центром является ключевым инструментом реализации современной региональной политики поляризованного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации / Департамент стратегического планирования и регионального развития. 2010. ИЯЬ: http://www.archive.minregion.ru/WorkI-tems/ListNews.aspx?PageID=536 (дата обращения: 11.10.2010).
2. Положение о Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России // Официальный сайт Президента России. 2010. ИЯЬ: http://www.state.kremlin.ru/commis-sion/20/statute (дата обращения: 10.11.2010).
3. Положение о Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. 2010. ИЯЬ: http://wwwgovern-ment.ru/gov/agencies/138/base.html (дата обращения:
10.11.2010).
4. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» //
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». 2010. ИЯЬ: http://www.consultant.ru/online (дата обращения:
10.11.2010).
5. Крымов В.Б. О роли субъектов федерации в формирующейся системе государственного стратегического планирования // Материалы к заседанию круглого стола «Теория и методология территориального планирования» в рамках общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Санкт-Петербург, 21.10.2008 г.). 2010. ИЯЬ: http://www.2008.forumstrategov.ru/upload/documents/Krymov.pdf (дата обращения: 05.11.2010).
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» // Официальный сайт ЗАО «Стратегия-Центр». 2010. ИЯЬ: http://www.strategy-center.ru (дата обращения: 05.11.2010).
Поступила 25.02.2011 г.