Научная статья на тему 'Стратегическое управление промышленным центром инструмент реализации современной региональной политики поляризованного развития'

Стратегическое управление промышленным центром инструмент реализации современной региональной политики поляризованного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный центр / модернизация / производственный комплекс / стратегическое планирование и управление / политика поляризованного развития / Industrial сentre / Modernization / production complex / Strategic planning and management / development of a polarized politics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдакова Галина Ивановна

Приведены принципы федеральной региональной политики, определяющие формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов в целях достижения конкурентоспособности России и ее регионов. Выявлено, что в условиях перехода к поляризованному развитию полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры, в основном, посредством развития производственных комплексов. Сформулированы концептуальные положения стратегического управления промышленными центрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of federal regional politics were introduced. They determine the forms and methods of control actions on regulating the processes of economic complexes development for achieving the competitiveness of Russia and its regions. The author revealed that under conditions of transition to the polarized development the industrial centers should become the growth poles (centers of regional development). Generally it happens by means of production complex development. The conceptual regulations of industrial center strategic management were stated.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление промышленным центром инструмент реализации современной региональной политики поляризованного развития»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 240 с.

2. Видяев И.Г. Основные инструменты регулирования социальноэкономического развития территорий // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 315. - № 6. - С. 9-13.

3. Проект концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации от 05.08.09 № 24979-ВТ/02 // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации / Департамент стратегического планирования и регионального развития. 2010. иЯЬ: Шр://то*агсЫуе.ттге§юп.ги/^,огШет8^81№¥8.а8рх?Ра-§еГО=536 (дата обращения: 11.11.2010).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации / Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования. 2010. ИНЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strate-§кр1апшп§/сопсер^ёос1248450453794 (дата обращения:

11.11.2010).

5. Распоряжение правительства Российской Федерации № 2094-р от 28. 12. 2009 г. «О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/in-vestproject/doc20100309 (дата обращения: 11.11.2010).

6. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период

до 2013 года» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации. 2010. ИЯЬ: Шр://^то fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/Vi-ew/2011/136 (дата обращения: 11.11.2010).

7. Постановление Правительства Хабаровского края

от 13.01.2009 № 1-пр «О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года» // Официальный сервер правительства Хабаровского края. 2010. ИЯЬ: http://www. gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/po-

stan_13012009.htm (дата обращения: 15.12.2010).

8. Стратегический план устойчивого социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года: отчет о НИР (промежуточ.) / Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка при Минэкономразвития РФ (ДальНИИ рынка); Руководитель В.К. Заусаев, Отв. исполн. Г.И. Бурдако-ва. - Хабаровск, 2009. - 675 с. // Официальный сайт органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре. 2010. ИЯЬ: http://www.kmscity.ru (дата обращения: 12.08.2009).

9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Официальный сайт Министерства образования и науки российской Федерации. 2010 / ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/ ukaz/nti/4431 (дата обращения: 11.10. 2010).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 2010. ИЯЬ: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4859 (дата обращения: 11.10.2010).

Поступила 18.02.2011 г.

УДК 338

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ЦЕНТРОМ - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЯРИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Г.И. Бурдакова

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет E-mail: galinabu@rambler.ru

Приведены принципы федеральной региональной политики, определяющие формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов в целях достижения конкурентоспособности России и ее регионов. Выявлено, что в условиях перехода к поляризованному развитию полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры, в основном, посредством развития производственных комплексов. Сформулированы концептуальные положения стратегического управления промышленными центрами.

Ключевые слова:

Промышленный центр, модернизация, производственный комплекс, стратегическое планирование иуправление, политика поляризованного развития.

Key words:

Industrial œntre, modernization, production complex, strategic planning and management, development of a polarizedpolitics.

Технологическое отставание России от развитых и передовых развивающихся стран увеличивается с каждым годом. Желая кардинально изменить ситуацию, Правительство России начало амбициозную программу по построению в России экономики высоких технологий и инноваций.

Определены приоритетные направления развития промышленности.

Задачи реализации приоритетов развития страны призваны решать промышленные центры - города, являющиеся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Именно здесь

создается инвестиционный и хозяйственный климат, от которого зависит успех предпринимательской деятельности. Ключевую роль при этом играет качество управленческой деятельности, использование современных методов управления.

В значительной степени формы и методы управляющих воздействий на регулирование процессов развития хозяйственных комплексов, в том числе в промышленных центрах, основываются на принципах федеральной региональной политики. Утвержденная в 2005 г. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1] предусматривает «срочный переход от действовавшей до этого времени политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, заключающейся в определении и поддержке регионов - «локомотивов роста» и формированию из них нового опорного каркаса страны» [1. С. 34]. Достижению целей будут способствовать:

• специальная фокусировка финансовых, административно -управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста) [1. С. 27];

• стимулирование региональных инициатив стратегического планирования и управления;

• согласование направлений поддержки территориальных социально-экономических систем муниципальными, региональными и федеральными органами власти;

• дифференциация целей социально-экономического развития регионов страны и, соответственно, мер по их достижению;

• создание технико-внедренческих и инновационных зон в целях структурной перестройки и модернизации промышленности;

• делегирование властных полномочий по социально-экономическому развитию территории на более эффективный с точки зрения управления уровень.

Действие принципов направлено на достижение стратегических целей, главная из которых -«обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов» [1. С. 32]. Совокупность регионов - «локомотивов роста» - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями [1. С. 35] посредством разработки и реализации стратегических планов, то есть стратегического управления.

Большой потенциал стать локомотивом роста имеют промышленные центры, которые могут поддерживаться за счет: формирования узлов инфраструктур; модернизации отраслей по переработке сырьевых ресурсов; повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей. Для промышленных центров с высокотехнологичной продукцией имеются предпосылки развиваться в качестве зон инновационного развития, на-

пример, особых экономических (технико-внедренческих и промышленно-производственных).

В соответствии с Концепцией, региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста [1. С. 35]; к ним относятся и крупные города - промышленные центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией высокотехнологичных производств.

Стратегическое управление стало одним из приоритетных направлений деятельности Правительства и Президента РФ. В структуре центрального аппарата Минэкономразвития РФ созданы: Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования, Департамент развития секторов экономики. Среди направлений деятельности первого - Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. (КДР-2020); реализация мер по выходу из кризиса; содействие модернизации российской экономики; инструменты продвижения брендов территорий; комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации; реализация кластерной политики; нормативное регулирование государственного стратегического планирования (рисунок).

В пределах деятельности Департамента развития секторов экономики - подготовка программ, стратегий, планов мероприятий и иных документов, направленных на развитие секторов промышленности, топливно-энергетического, транспортного, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, сферы информационно-коммуникационных технологий.

В структуре Министерства промышленности и торговли РФ, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, образовано подразделение - Департамент системного анализа и стратегического планирования. В его основные задачи входит анализ и прогнозирование социально-экономического и научно-технологического развития промышленного производства на федеральном, региональном и межотраслевом уровнях.

При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России (утв. Указом Президента РФ от 20 мая 2009 г. № 579) в целях координации деятельности по вопросам модернизации и технологического развития экономики России, определения приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования этого процесса [2].

Координационным органом, содействующим развитию научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, развитию высокотехнологичных секторов экономики, является Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям [3].

Правительство РФ

Министерство экономического развития РФ

Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования

КДР 2020 Меры по выходу из кризиса

Модернизация российской экономики

Продвижение брендов территорий

Программа социально-экономического развития РФ

Кластерная политика

Государственное

стратегическое

планирование

Департамент развития секторов экономики

/ \ Мониторинг, анализ |

состояния,

разработка

прогнозов развития

секторов

промышленности,

топливно-

энергетического,

транспортного,

агропромышленного

и

рыбохозяйственного комплексов, сферы информационнокоммуникационных V технологий

Министерство промышленности и торговли РФ

Департамент системного анализа и стратегического планирования

-4---------------

Анализ и прогнозирование социально-экономического и научнотехнологического развития промышленного производства

Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям

Координация действий по реализации государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы и высокотехнологичных секторов экономки

Президент РФ

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России

/ \ Определение приоритетных направлений,форм и методов государственного регулирования модернизации и технологического развития экономики России

Рисунок. Органы и функции государственного стратегического управления в РФ

СЛ

Начало формированию системы стратегического планирования в стране положила Концепция долгосрочного социально-экономического развития России и долгосрочный прогноз до 2020 г. (КДР-2020). Важнейшим фактором развития промышленных центров является провозглашенное в КДР-2020 и Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2012 г. содействие модернизации и инновационному развитию отечественной экономики. В этих целях поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № СИ-П7-4455 утвержден План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, в котором основной акцент сделан на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора. В этих документах Правительство РФ провозгласило переход к инновационному социальноориентированному развитию, к созданию экономики, опирающейся на модернизированные традиционные сектора (металлургию, химию, сельское хозяйство, строительный комплекс), новую развитую транспортную инфраструктуру и конкурентоспособные отрасли «новой экономики».

Инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития [4. С. 12]. В КДР-2020 в пределах каждого федерального округа определены центры регионального развития - это промышленные центры, реализация потенциала которых опирается как на исторически сложившуюся специализацию, так и на инновационную диверсификацию их экономики.

На Дальнем Востоке развитие машиностроения связывается с внедрением инноваций в добывающих отраслях, которым потребуются современные машины и оборудование. Высокие технологии востребованы также в отраслях авиастроения, судостроения и судоремонта - это приоритетные специализации городов Хабаровского и Приморского краев. Создание космодрома Восточный вАмур-ской области позволит создать на Востоке России авиационно-космический кластер [4. С. 167-173].

Особое внимание в стратегическом управлении промышленным центром уделяется развитию производственного комплекса - его базовым и высокотехнологичным отраслям. Однако основной упор делается на развитие высокотехнологичных отраслей - авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, атомной, энергетического машиностроения, информационнокоммуникационных технологий. На развитие этих отраслей направлен ряд территориальных и отраслевых стратегий, федеральных целевых программ.

Государство, разрабатывая и реализуя собственные целевые программы и проекты, стимулирует внедрение инструментов стратегического планирования и управления на субфедеральном уровне, предлагая регионам, в том числе муниципалитетам, самостоятельность в выборе путей и методов

достижения целей и решения задач социальноэкономического развития.

Мотивирующее действие на местные органы власти по организации управляющих воздействий на экономическое развитие подведомственных им территорий оказывают несколько факторов: особенности современной экономики, отсутствие в России целостной системы стратегического управления, трансформация основных целей и принципов региональной политики.

Особенности современной экономики (глобализация, региональная и международная конкуренция) подталкивают местные власти к формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

В отсутствие в России целостной системы стратегического управления возникают проблемы обеспечения координации разработки и реализации долгосрочных концепций, стратегий, программ развития страны в целом, отраслей экономики и регионов, их увязки по целям, срокам, механизмам реализации. На это указывают руководители региональных органов власти [5]. В этом случае местные власти вынуждены взять на себя функции координации и увязки всего множества реализуемых на подведомственных им территориях проектов.

Городские власти, активно работающие в сфере местной экономической политики, хорошо осознают необходимость разработки набора документов, определяющего текущие и перспективные действия властей в сфере экономики. Одним их таких документов является стратегия экономического развития (стратегический план), отражающая видение перспективы хозяйственного комплекса города и определяющая цели и направления деятельности местных властей в содействии экономическому развитию.

В настоящее время в стране создается правовая основа для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Действует Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» [6], являющийся ключевым методологическим документом для организации этой работы. В нем заложена система концептуальных положений стратегического планирования. Разработан проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.). В проекте установлены организация, основные принципы, порядок государственного стратегического планирования социально-экономического развития, определена структура этой системы.

Еще раз подчеркнем, что, несмотря на существенные шаги в сфере стратегического планирования и управления, в стране так и не создана

сквозная система стратегического планирования и прогнозирования. Система, которая должна обеспечить на основе единых методологических подходов четкую увязку стратегических целей, приоритетов развития страны и регионов. Систему, которая бы четко определила полномочия всех участников данного процесса, в том числе и муниципалитетов.

Тем не менее, заданные ее отдельными элементами направления деятельности, в том числе - переход к инновационному социально ориентированному развитию, модернизация российской экономики, продвижение брендов территорий, кластерная политика, стратегическое планирование -позволяют местным органам власти выделить приоритеты развития промышленных центров.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы. В условиях глобализации конкурентоспособность России будет достигаться посредством поляризо-

ванного развития, за счет реализации стратегических инновационных проектов. Полюсами роста (центрами регионального развития) должны стать промышленные центры. Необходимым условием фокусировки в них финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов являются стратегические планы развития, инициаторами их разработки должны выступить муниципальные органы власти. В стратегическом плане промышленный центр должен позиционироваться как часть более общей социохозяйственной системы, стратегические направления его развития должны соответствовать целям и задачам более высоких по уровню управления долгосрочных программных документов - территориальных и отраслевых стратегических планов и программ. Стратегическое управление промышленным центром является ключевым инструментом реализации современной региональной политики поляризованного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации / Департамент стратегического планирования и регионального развития. 2010. ИЯЬ: http://www.archive.minregion.ru/WorkI-tems/ListNews.aspx?PageID=536 (дата обращения: 11.10.2010).

2. Положение о Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России // Официальный сайт Президента России. 2010. ИЯЬ: http://www.state.kremlin.ru/commis-sion/20/statute (дата обращения: 10.11.2010).

3. Положение о Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. 2010. ИЯЬ: http://wwwgovern-ment.ru/gov/agencies/138/base.html (дата обращения:

10.11.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» //

Официальный сайт компании «Консультант Плюс». 2010. ИЯЬ: http://www.consultant.ru/online (дата обращения:

10.11.2010).

5. Крымов В.Б. О роли субъектов федерации в формирующейся системе государственного стратегического планирования // Материалы к заседанию круглого стола «Теория и методология территориального планирования» в рамках общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Санкт-Петербург, 21.10.2008 г.). 2010. ИЯЬ: http://www.2008.forumstrategov.ru/upload/documents/Krymov.pdf (дата обращения: 05.11.2010).

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» // Официальный сайт ЗАО «Стратегия-Центр». 2010. ИЯЬ: http://www.strategy-center.ru (дата обращения: 05.11.2010).

Поступила 25.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.