ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Д.В. Терехин
Terekhin D.V. Evaluation of the effectiveness and efficiency of the investment development of the industrial complex of a region. The paper grounds the system of criteria and indices of the management of the investment development of the industrial complex as a basis of the social-economical development of a region.
Социальное развитие региона обеспечивается результатами функционирования экономики, главным элементом которой для регионов ЦФО является промышленность. Управление развитием промышленного комплекса предполагает, прежде всего, формирование системы количественно определяемых целей и соответствующих им показателей, адекватно выражающих интересы населения региона. В основу формирования системы целей органов управления регионом положена акселерационная теория инвестиций, в соответствии с которой существует непосредственная зависимость социальноэкономического развития региона от объема и эффективности инвестиций в промышленность [1]. Поэтому в составе показателей, выражающих интересы региона, ведущее место должны занимать показатели целей и результатов инвестиционной деятельности как основы развития промышленного комплекса региона.
В настоящей работе обосновывается система критериев и показателей управления инвестиционным развитием промышленного комплекса как основой социально-экономического развития региона. Представление результатов управления инвестиционным развитием промышленного комплекса в виде системы количественно измеряемых показателей требует решения следующей совокупности задач.
♦ Формирование системы целей социально-экономического развития регионов. Результативность и эффективность управления инвестиционной деятельностью промышленного комплекса должна выражаться вкладом органов управления в результаты социально-экономического развития региона. Привлечение бюджетных ресурсов для активизации инвестиционной деятельности в
промышленном комплексе путем использования бюджетных ресурсов является альтернативой потреблению. В условиях дефицитности регионального бюджета изъятие ресурсов для поддержки инвестиционных проектов в промышленности, результат реализации которых представляется опционом последующих денежных потоков, снижает текущие социальные показатели. Органы управления не несут прямой ответственности за темпы инвестиционного развития промышленности, поэтому они не в полной мере используют возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности предприятий. Текущим целям государственных органов более соответствуют бюджетные инвестиции в решение текущих социальных задач, которые соответствуют функциям органов управления и позволяют сформировать определенный имидж, необходимый для подготовки к очередным выборам. Стратегические цели развития, состоящие в формировании потенциала инвестиционного развития промышленности, зачастую рассматриваются органами государственного управления регионов как вторичные.
♦ Обоснование способа представления результатов инвестирования промышленного комплекса, которые обеспечивали бы:
- адекватное представление целей стратегического развития;
- количественную оценку как по комплексу в целом, так и по отдельным инвестиционным проектам и программам;
- оценку результатов принятия управленческих решений органами управления регионом с учетом степени соответствия интересов региона и отдельного предприятия по инвестиционному проекту.
♦ Использование ВРП и добавочной стоимости для целей регулирования инве-
стиционного роста промышленного комплекса ограничено рядом условий. Во-первых, отсутствием способа выделения влияния инвестиций. Во-вторых, система национальных счетов и статистический учет регионального продукта не содержат его отраслевой структуры, а добавленная стоимость промышленной продукции не в полной степени соответствует ВРП. В-третьих, ВРП отражает текущий (достигнутый) результат и не дает объективной оценки экономического потенциала региона. Рост ВРП в текущем периоде может быть получен за счет снижения инвестиций, что найдет отражение в его снижении в стратегическом периоде. В-четвертых, невозможностью расчетов ВРП для оценки эффективности инвестиций и (или) финансовой поддержки отдельных предприятий (проектов, программ).
♦ Система показателей инвестиционной деятельности в промышленном комплексе должна включать совокупность инструментов влияния региона на инвестиционный процесс и оценивать эффективность этого влияния.
Анализ предложений отечественных и зарубежных ученых по методологии формирования системы показателей [2, 3] позволил классифицировать их по четырем группам:
1) оценка инвестиционных решений по показателям бюджетной эффективности;
2) оценка инвестиционных решений по их приоритетности;
3) оценка по показателям эффективности государственного управления (американская школа);
4) оценка на основе корпоративных систем стратегического управления.
Существующие методы оценки результатов инвестиционной деятельности в промышленном комплексе региона не обеспечивают решения сформулированных выше задач, но содержат отдельные элементы, использованные автором для построения системы.
Предлагаемая система критериев и показателей результативности и эффективности инвестиций в регионе соответствует следующим принципам.
1. Ориентация на стоимость. Стоимостной подход соответствует целям региона, рассматриваемого как социально-ориентированная квазикомпания открытого типа, в
которой каждое отдельное предприятие и муниципальное образование представляют стратегические бизнес-единицы. Цели бизнес-единиц комплексно выражаются денежными потоками и рисками, интегрируемыми в показатель рыночной стоимости.
2. Целевое назначение критериев и показателей. Оценки результативности инвестиционной деятельности в регионе необходимы органам управления и бизнесу при обосновании решений о реализации проектов и формировании способа его региональной поддержки. Критерии должны отражать общие результаты инвестиционной деятельности и эффективность управления инвестиционным процессом применительно к проектам экономической направленности независимо от форм собственности реципиентов и инвесторов, ориентировать органы управления и бизнес на социально-экономическое развитие региона. Иерархия критериев определяется иерархией объектов оценки, в которой каждый последующий объект является фактором развития предыдущего.
Положение о формировании критерия каждого уровня в виде экономического показателя безальтернативно для инвестиционной деятельности, целью которой является экономический рост. Использовать экономические характеристики для оценки инвестиций социально-экономической направленности
возможно при соблюдении двух ограничений, выполняемых для большинства коммерческих проектов. Первое - реализация инвестиционных проектов (программ) направлена, преимущественно, на реализацию экономических целей как условий социального развития. Второе - социальные результаты альтернативных инвестиционных проектов не имеют существенных различий и (или) являются вторичными по сравнению с различиями экономических результатов.
3. Оценка условий согласования интересов региона и бизнеса в инвестировании конкретных проектов. Согласование целей определяет необходимость формирования системы методологически однородных критериев, обеспечивающих системность и комплексность (учет всех сторон управления инвестиционным процессом, динамики, иерархических связей и взаимозависимости отдельных элементов системы) оценки результативности управления.
4. Возможность соизмерения различных вариантов финансового участия органов управления регионом в инвестиционной деятельности, включая:
— прямые инвестиции в ГУП для обеспечения выполнения ими своих функций или повышения эффективности работы;
— прямые инвестиции в предприятия частной (смешанной) формы собственности для повышения бюджетной эффективности их деятельности, в т. ч. «инвестиции в обмен на акции»;
— бюджетное стимулирование инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности (представление льготных кредитов, налоговые льготы, гарантии, субвенции и др.) и др.
5. Учет рисков регионов, формирующихся в процессе инвестиционной деятельности.
Система критериев и показателей развития и эффективности промышленного комплекса региона представлена в таблице 1. Критерии и показатели дифференцированы по объектам (К1, К2; П1, П2) и функциям (Кр - Ку, Пр - Пу).
Результативность промышленного комплекса региона (реализованный промышленный потенциал) является главной характеристикой развития промышленного комплекса. Предлагается определять его как текущую стоимость, измеренную по реальным и потенциальным денежным потокам, формирующим социально-экономический уровень региона (К1РСР). В их составе:
— денежные потоки бюджета (налоговые и неналоговые доходы бюджета и внебюджетных фондов региона за вычетом издержек бюджета на поддержку промышленного комплекса);
— фонд оплаты труда;
— расходы промышленных предприятий на социальные цели;
— рыночная стоимость государственной собственности в составе промышленного комплекса.
Возможна определенная модификация состава составляющих регионального эффекта: замена налоговых и неналоговых доходов на валовую добавленную стоимость (К1рдс). Анализ показал, что, различаясь по абсолют-
ному значению, эти показатели однозначно определяют изменения результативности промышленного комплекса.
Критерий интегрирует влияние экономических и социальных результатов деятельности промышленного комплекса на рост уровня жизни за счет собственных доходов населения и возможностей бюджетного финансирования социальных программ в стратегическом периоде. Его использование предполагает переход к модели «субсидиарного государства», заложенной в основу «Основных направлений социально-экономи-ческой политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» [4]. При этом цель максимизации текущих доходов бюджета по своей сущности совпадает с финансовыми целями предприятий, поскольку налоговые и неналоговые доходы бюджета непосредственно зависят от корпоративной эффективности инвестиций.
Региональная социально-экономическая эффективность промышленного комплекса есть отношение результата к инвестированному капиталу, определенному в соответствии с рыночным подходом.
Результат функционирования промышленного комплекса представляется итогом влияния внешних условий, качества внутрифирменного менеджмента и влиянием промышленной политики регионов. Относительно участия органов управления в получении регионального результата первые две причины развития можно считать спонтанными. Результативность деятельности органов управления, таким образом, есть разность между общим приростом результатов (критерия К1р) и той его частью, которая получена без участия региональных структур. Трудно предположить, что возможен прямой учет степени влияния органов управления регионом на результаты деятельности отдельных предприятий и комплекса в целом. Возможна экспертная оценка. Поэтому этот и другие критерии результативности и эффективности влияния региональных органов управления в настоящее время могут использоваться только при разработке объективной процедуры оценки их вклада в итоговые результаты, измеряемые критерием результативности промышленного комплекса [5].
Таблица 1
Система критериев и показателей развития и эффективности промышленного комплекса региона
Объект
оценки
Результативность (Кр, Пр)
Критерии (К) и показатели (П)
Региональная социальноэкономическая эффективность ___________(Кэ, Пэ)___________
Результативность и эффективность регионального управления (Ку, Пу)
1. Промышленный комплекс региона
К1р - промышленный потенциал (рыночная стоимость промышленного
комплекса, исчисленная по вкладу в социально-
экономическое развитие).
П1р1 - объем промышленного производства;
П1р2 - добавленная стоимость, полученная в промышленном комплексе; П1р3 - стоимость активов; П1р4 - численность занятых;
К1э - отношение промышленного потенциала к инвестированному капиталу К1э=К1р/ИК.
П1э1 - доля промышленности в доходах бюджета;
П1э2 - экономический потенциал на одного занятого в промышленности;
П1э3 - фонд оплаты труда;
П1э4 - производительность
труда;
Результативность - К1у - прирост промышленного потенциала, инициированный деятельностью органов управления регионом.
К1у=АК1р
К1у=АК1р+АК1б,
АК1б - рост промышленного потенциала региона, обеспеченный деятельностью бизнеса;
П1у1 - прирост доходов бюджета, инициированный деятельностью органов управления регионом;
П1у2 - прирост экономического потенциала на одного занятого в промышленности, инициированный деятельностью органов управления регионом;
П1рк - показатели темпов роста_______________________
П1эк - показатели темпов роста
П1ук - показатели темпов роста
2. Инвестиционная деятельность в промышленном комплексе
К2р - прирост рыночной стоимости промышленного комплекса, инициированный инвестиционной деятельностью.
АК1р =К2р +АК1рс АКІрс - спонтанный рост.
П2р1 - объем инвестиций в промышленный комплекс; П2р2 - доля инвестиционно и инновационно активных предприятий;
П2р3 - доля инновационного продукта в промышленном производстве;
К2э - отношение прироста рыночной стоимости промышленного комплекса, инициированного инвестиционной деятельностью, к инвестициям, вызвавшим этот прирост.
К2э =К2р/И
П2э1 - бюджетная эффективность инвестиций;
П2э2 - прирост объемов промышленного производства,
инициированный инвестиционной деятельностью;
П2э3 - прирост фонда оплаты труда, инициированный инвестиционной деятельностью;
П2рк - показатели темпов роста
П2эк - показатели темпов роста
К2у - отношение прироста рыночной стоимости промышленного комплекса, инициированного инвестиционной деятельностью органов управления региона, к затратам регионального бюджета, вызвавшим этот прирост. К2у=(К2р - АК2б)/Иу АК2б - рост, обеспеченный инвестициями бизнеса (Иб)
П2у1 - рост объема инвестиционных ресурсов, обеспеченный реализацией промышленной политики органов управления регионом;
П2у2 - объем ресурсов бюджета, выделенных на развитие инвестиционной деятельности в промышленном комплексе;
П2у3 - оценки деятельности органов управления, полученные на основе опросов промышленников и предпринимателей;
П2ук - показатели темпов роста
Критерии результативности и эффективности инвестиционной деятельности в промышленном комплексе также основываются на делении общего результата. Выделяются результаты, достигнутые за счет инвестиций, и результаты безинвестиционного роста. Первый - есть результативность инвестиционного развития. Отношение результативности инвестиционного развития промышлен-
ного комплекса к вызвавшим этот результат инвестициям - критерий эффективности инвестиционного роста.
Возможно использование трех способов выделения результатов инвестиционного роста:
— на основе аддитивного подхода (инвестиционный результат комплекса равен сумме результатов отдельных предприятий, синергетический эффект отсутствует);
— на основе коэффициентов эластичности, обоснованных путем анализа фактических результатов инвестиционного процесса;
— путем экспертного опроса специалистов региональных структур и менеджеров инвестиционно-активных предприятий.
Доля результатов инвестиционного роста промышленного комплекса, достигнутая за счет деятельности органов управления, зависит от эффективности региональной общесистемной и селективной инвестиционной политики.
Эффективность инвестиционной деятельности органов управления определяется отношением результатов к общим издержкам бюджета на поддержку инвестиционной деятельности. Результативность зависит от объема использованных ресурсов, их структуры (прямого финансирования, представления гарантий, субвенций, льготных кредитов, налоговых льгот и др.) и эффективности неэкономических методов активизации инвестиционной деятельности в промышленном комплексе. Результативность использования бюджетных ресурсов для селективной поддержки конкретного проекта выражается прямыми и вмененными последствиями
управленческих решений. Во-первых, отказ от селективной поддержки может привести к несостоятельности проекта (отказ от исполнения проекта реципиентом из-за невозможности получения инвестиционных ресурсов на приемлемых условиях). Во-вторых, селективная поддержка изменяет региональный эффект, способствуя его росту за счет роста корпоративной эффективности и снижая в связи с использованием бюджетных ресурсов.
Эффективность и результативность инвестиционной деятельности в промышленном комплексе Рязанской области рассчитана на основе данных регионального органа государственной статистики и бюджетов области. Исходная информация и результаты расчетов приведены в таблице 2. Расчеты критерия результатов развития промышленного комплекса выполнены для темпа роста (д), равного среднему за 2001-2004 гг. темпу роста валовой добавленной стоимости промышленности региона - 3,5%.
Анализ результатов расчета позволяет сделать следующие выводы о результативности и эффективности промышленного комплекса региона.
Таблица 2
Критерии и показатели результативности и эффективности промышленного комплекса Рязанской области (по крупным и средним предприятиям)
Показатели 2003 г. 2004 г.
1. Результативность промышленного комплекса, млн. руб. 1.1. КІрср 1.2. К1рдс 77420 221544 114614 332446
2. Эффективность промышленного комплекса, отн. ед. 2.1. КЬСТ 2.2. К1эПс 1,04 2,98 9 6 ТҐ, СО
3. Результативность инвестиционной деятельности в промышленном комплексе, К2р, млн. руб. 2880 4692
4. Эффективность инвестиционной деятельности в промышленном комплексе, К2э, отн. ед. 1,25 1,25
5. Результативность деятельности органов управления по регулированию инвестиционной деятельности, К2ур, млн. руб. 151 186
6. Эффективность деятельности органов управления по регулированию инвестиционной деятельности, К2уэ, отн. ед. 12,5 12,5
7. Экономический потенциал промышленного комплекса в расчете на одного работающего, П1э2, тыс. руб./чел. 7.1. Расчет по КІрСР 7.2. Расчет по КІрДС 565,7 1634 889,2 2666
16. Бюджетная эффективность инвестиций в промышленный комплекс, млн. руб. 6788 10693
• Результативность и эффективность промышленного комплекса в 2004 г. увеличились примерно на 50%. Рост результативности промышленного комплекса, измеренный по денежному потоку, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 47,6%, при оценке результативности по добавленной стоимости -53,2%. Совпадение результатов подтверждает сделанное ранее предположение о возможности использования обоих методов расчета экономического потенциала промышленного комплекса.
• Эффективность инвестиционной деятельности в промышленном комплексе (К2э) рассчитана только по денежным потокам региона. Поэтому ее значение может показаться низким. Но, если учесть денежные потоки федерального и муниципальных бюджетов, то значение эффективности возрастет (пропорционально структуре налоговых доходов в 2,5 раза).
• Оценка результативности использования бюджетных ресурсов в качестве инструмента активизации инвестиционной деятельности обеспечивает значительный эффект для региона - 12,5 рубля на рубль вложений без учета изменений риска инвестиционной деятельности. Незначительные капитальные расходы бюджета на развитие инвестиционного комплекса свидетельствуют о недооценке органами управления регионом
этого инструмента социально-экономического развития региона.
Разработанные предложения позволяют получить систему количественных оценок, которые выражают результаты деятельности промышленного комплекса по социальноэкономическому развитию региона. Создаются предпосылки перехода к регулированию инвестиционной деятельности органов управления регионом на основе количественно определяемых целей, обеспечивающих согласование интересов предприятий в росте рыночной стоимости бизнеса и органов управления в социально-экономическом развитии региона.
1. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / рук. авт. кол. и отв. ред. А.Г. Гранберг. М., 2000.
2. Терехин Д.В. Стратегия социально-экономического развития регионов. М., 2005.
3. Терехин Д.В. Эффективность инвестиционной деятельности в регионе: проблемы оценки и управления. Тамбов, 2003.
4. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ program. Загл. с экрана.
5. Развитие инвестиционной деятельности в транзитарной экономической системе России и ее регионов / под ред. В.М. Юрьева. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 27.01.2006 г.