Научная статья на тему 'Социально-экономическое положение Тамбовской области. Состояние и перспективы инвестиционной деятельности'

Социально-экономическое положение Тамбовской области. Состояние и перспективы инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельев Артем Валентинович

Changes that took place in the economy of the Tambov Region during the recent years are analyzed in the article. The goal and the tasks of regional development are examined. The stimulation of investment and innovational activity are defined as one of the principal tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-economic state of the Tambov Region. State and perspectives of investment activity

Changes that took place in the economy of the Tambov Region during the recent years are analyzed in the article. The goal and the tasks of regional development are examined. The stimulation of investment and innovational activity are defined as one of the principal tasks.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое положение Тамбовской области. Состояние и перспективы инвестиционной деятельности»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Савельев

Saveljev A.V. Social-economic state of the Tambov Region. State and perspectives of investment activity. Changes that took place in the economy of the Tambov Region during the recent years are analyzed in the article. The goal and the tasks of regional development are examined. The stimulation of investment and inno-vational activity are defined as one of the principal tasks.

Инвестиции - «локомотив» развития Тамбовской области. В последнее время регион становится все более привлекательным для инвестирования. В 2006 г. объем финансовых вложений на 15 % превысил уровень предыдущего года.

Любой инвестор, прежде чем инвестировать средства в предприятия Тамбовщины и предлагать свои проекты, будет оценивать экономический потенциал региона, географическое положение, основные показатели деятельности крупных предприятий и т. д. Поэтому так важно знать основные аспекты социально-экономического развития Тамбовской области.

Тамбовская область была образована в 1937 г. как аграрно-индустриальная территория. Область входит в состав Центрального Федерального округа. Ее площадь равна 34,3 тыс. кв. км. Среди других областей, краев, республик России Тамбовская область занимает по территории 59 место, по численности населения - 45. Доля территории области в Российской Федерации составляет

0,2 %.

В составе Тамбовской области насчитывается 352 муниципальных образования, в том числе 23 административных района, 8 городов (7 - областного значения и 1 - районного), 12 поселков городского типа и 309 сельских администраций.

Тамбовская область имеет выгодное географическое положение на пересечении транспортных магистралей, благоприятную экологическую ситуацию, богатые природные ресурсы и климатические условия средней полосы России, что благоприятствует развитию хозяйственной деятельности. Занимая северо-восток Центрально-Черноземного экономического района, она пересекается важными железными и автомобильными до-

рогами, связывающими ее с Центральной Россией, Поволжьем, Югом и Западом страны в единое целое. Важно отметить и сходные черты области с соседними регионами: открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства и другие.

За последние шесть лет область вышла на устойчивую динамику социальноэкономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели.

Динамичное развитие реального сектора экономики в области и увеличение инвестиций, направляемых на обновление производства и развитие малого бизнеса, обеспечили среднегодовой прирост валового регионального продукта (ВРП) за период 2000-2005 гг. на 7,2 % (по России - 6,4 %). При сохранении этой тенденции наша область уверенно выйдет на удвоение ВРП к 2010 г., в соответствии с задачей, поставленной Президентом РФ, поскольку на первой половине пути, за 20002005 г., прирост ВРП составил 53,6 % [1].

Развитие экономики региона оказало положительное влияние на повышение уровня жизни населения. В январе-марте 2007 г. реальные денежные доходы населения по сравнению с январем-мартом 2006 г. выросли на 13,1 %. Размер реальной заработной платы возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17,7 %. Величина прожиточного минимума в 1 квартале

2007 г. установлена постановлением администрации области и составила 2854 руб. Снизилась численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В начале текущего года численность такого населения составила 245,4 тыс. человек или 22,0 % от общей численности населения области.

Из общего объема денежных доходов население в январе-марте 2007 г. израсходовало на прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах - 1052,6 млн руб. По сравнению с 2006 г. в структуре накоплений населения увеличилась доля вложений во вклады, снизилась доля вложений в ценные бумаги и наличие денег на руках у населения.

Рост доли собственной доходной базы в структуре консолидированного бюджета области позволил Минфину РФ вывести нашу область с 2005 г. из разряда высокодотационных регионов. Анализ финансовой обеспеченности региона показал, что дотацион-ность области является условной, и в ее основе лежат в большей степени демографические причины, чем экономические. За 2006 г. консолидированный бюджет области был исполнен с профицитом в размере 294,9 млн руб. Все города и районы области также исполнили муниципальные бюджеты по собственным доходам. Бюджетная обеспеченность на одного жителя области составила более 11 тыс. руб. и превысила показатели докризисного 1997 г. в 1,2 раза.

Налоговые и неналоговые доходы, собираемые на территории области практически в полном объеме, обеспечивают финансирование расходов, предусмотренных бюджетом области. Отношение потоков финансовых средств «регион - центр» и «центр - регион» равно единице [2].

По рейтинговой оценке Агентства национальных новостей Тамбовская область признана по совокупности показателей безопасности и благосостояния самым благополучным регионом России. Тамбовщина оказалась третьей в стране по уровню безопасности и 21-й по показателям благосостояния, рассчитанным как соотношение денежных доходов на душу населения к величине прожиточного минимума.

Однако оценка основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области за текущий год свидетельствует о том, что существующая структура экономики региона, как и России в целом, не позволяет ей в дальнейшем развиваться на существующей экономической базе. Необходим переход на инновационный путь развития, имеющий долгосрочный характер.

В то же время в условиях открытой экономики дальнейшее развитие области невоз-

можно без определения ее роли в национальной экономике, ее конкурентных преимуществ и вытекающей из них системы приоритетов, а также обеспечения согласованности действий всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Стратегический план развития Тамбовской области определяет основную цель ее социально-экономического развития - превращение области в динамично развивающийся регион, нацеленный на высокое качество жизни.

Создание конкурентоспособной экономики решает задачу минимизации издержек производства и обращения, а значит, способствует повышению конкурентоспособности продукции. Кроме того, создаются предпосылки для развития малого бизнеса, действующего в интеграционных процессах и «вписанного» в устойчивые экономические связи.

В настоящее время в целях повышения конкурентоспособности региона необходимо завершить процесс формирования благоприятного инвестиционного климата путем реализации согласованной системы мер в законодательной, финансовой, налоговой сферах, для полномасштабного притока инвестиций.

Создаваемый в области организационноэкономический механизм инвестиционной сферы в завершенном виде будет включать следующие элементы: гарантии области для инвесторов и защиту инвестиций; меры государственной поддержки высокоэффективных проектов за счет средств внебюджетных фондов области, капитальных расходов и бюджета развития; информационную базу данных рынка инвестиций и инвестиционных товаров [2, с. 6].

В разработанной Минрегионразвития РФ концепции стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации отмечено, что требуется срочный переход от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению «локомотивов роста». Такие «локомотивы» обозначены и внутри Тамбовской области.

Приоритетными направлениями для вложения крупномасштабных инвестиций будут:

- высокотехнологичные производства, обеспечивающие глубокую переработку сы-

рья и снижение энергоемкости производства, сочетающие высокую добавленную стоимость и инновации;

- производства и виды деятельности, базирующиеся на использовании уникальных местных сырьевых ресурсов, а также те, которые обеспечивают экологическую безопасность области;

- кластеры, имеющие целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности отраслей на уровне конкретных регионов области;

- высокотехнологичные производства, организованные на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающие потребности реального сектора экономики в высокопроизводительной технике и технологиях, а потребности населения - в сложной бытовой технике [1, с. 7].

Областная целевая программа «Энергосбережение в Тамбовской области на 2006-

2008 годы» является той основной базой, в рамках которой возможно систематизиро-ванно реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества тепло- и электроснабжения населения и объектов социальной сферы.

Осуществляются мероприятия по реализации Соглашения о сотрудничестве с открытым акционерным обществом «Ресурсная инвестиционная компания» по созданию автоматизированных систем учета жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ).

В рамках соглашения с РАО «ЕЭС России» подписан инвестиционный план стоимостью 150 млн руб., что позволит областной государственной сетевой компании за три года привести свои линии электропередач в порядок. Общий износ не будет превышать нормативных значений, что позволит оптимизировать тарифы, а областному бюджету сэкономить огромные средства, будут обеспечены условия для бесперебойного снабжения населения и предприятий электроэнергией.

Одной из самых важных программ социального развития области, особенно в сельской местности, в последние годы является программа развития газификации области. Область в числе основных инвесторов для софинансирования реализации программы

видит участие ОАО «Газпром», особенно в строительстве газопроводов-отводов в районах области [2, с. 5].

Динамичное инвестиционное развитие Тамбовской области создает основы устойчивого роста объемов жилищного строительства. Массовое строительство разворачивается не только в областном центре, но и на территории всей области.

За период с 2001 по 2004 г. рост ввода жилья, включая индивидуальное, по городам и районам составил 40 % (с 220,7 тыс. кв. м до 311,1 тыс. кв. м), 2005 г. - 350 тыс. кв. м (150 %).

Перед областью стоит задача по обеспечению ввода к 2010 г. не менее 500 тыс. кв. м, распространению опыта строительства жилья в областном центре на всю территорию области. Инвестиции в жилищное строительство предполагается привлекать за счет различных целевых программ и развития ипотечного кредитования [1, с. 8].

На сегодняшний день в Тамбовской области реализуется крупный инвестиционный проект ЗАО «Тамбовбелстарагро», основной направленностью которого является создание зерноперерабатывающего комплекса с дальнейшей переработкой отходов производства. Оценочная стоимость проекта составляет около 70 млн долл. США, социальный эффект оценивается в создании 1500 новых рабочих мест, с уровнем заработной платы выше среднеобластного показателя. Бизнес-планом предусмотрено поэтапное введение комплексов переработки.

На первом этапе реализации уже введен в действие цех по переработке семян подсолнечника.

На втором этапе планируется запуск элеватора мощностью 1 тыс. т зерна в сутки с выработкой муки, клейковины и глюкозно-фруктозного сиропа 300 тыс. т зерна в год. Также планируется выработка биоэтанола, служащего добавкой к топливу. На сегодняшний день аналогичные технологии используются в Западной Европе и продукция будет конкурентоспособной как на внутреннем российском, так на внешнем рынках.

На третьем этапе планируется глубокая переработка отходов производства комбикорма мощностью 30 тыс. т в год.

Направленность на использование в переработке местного сырья позволяет одно-

значно говорить не только о перспективе развития перерабатывающей промышленности, но и о дальнейшем развитии сельского хозяйства.

В целях восстановления и развития отрасли животноводства в области работают программы по финансовой поддержке свиноводства, селекционно-племенной работе и воспроизводству молочно-мясного скотоводства. Этих средств недостаточно, проводится работа по привлечению инвесторов. За счет привлечения кредитных ресурсов планируется строительство молочного комплекса на 1250 голов и свинокомплекса на 24 тысячи свиней. Компания M.A.D. «Corporation» (Израиль) и ОАО «Агропромышленный комплекс «Михайловский» Московской области выступают инвесторами по строительству бройлерного птицеводства. Ведутся переговоры с ОАО «Группа компаний «Русагро» по расширению производства и переработки сахарной свеклы [3].

В области имеется более 270 тысяч личных подсобных хозяйств. Они являются основным источником дохода для большинства сельского населения области. Актуальность развития личных подсобных хозяйств объясняется еще и тем, что социальная ситуация в стране в целом и в Центральном Черноземье в частности определяется уровнем жизни сельского населения, которое составляет более четверти населения России. Общие изменения в уровне жизни россиян в переходный период, и особенно социальное расслоение, отрицательно сказались на сельских жителях. Поэтому нынешняя поддержка развития личных подсобных хозяйств - важный фактор стабильности, укрепления благосостояния сельчан.

Центрально-Черноземным Банком Сбербанка России созданы наиболее льготные режимы кредитования крестьянско-фермерских хозяйств. За 2006 г. выдано более 30,6 млрд руб. кредитов сельхозтоваропроизводителям, что составляет почти 30 % объема всех выданных по России кредитов Сбербанком России на эти цели. Из этого объема на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов приходится 8,5 млрд руб., на покупку молодняка скота и птицы, племенного скота - более

0,57 млрд руб., личным подсобным хозяйствам - 0,22 млрд руб. [4].

На сегодняшний день таких приоритетных для области проектов пять. Реализация стратегических инвестиционных проектов в реальном секторе экономки, в том числе с использованием господдержки позволит за 2005-2008 гг. привлечь инвестиции в общей сумме 9 млрд руб., что сопоставимо с годовым объемом доходов консолидированного бюджета области. Реализация приоритетных проектов позволит укрепить конкурентные основы региона, создать дополнительно порядка 3000 рабочих мест, получить бюджетный эффект около 700 млн руб.

Основой экономического и социального развития любого региона является его финансовая независимость и самодостаточность. Это ставит во главу угла задачу наращивания производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, которые увеличивают поступления чистых налогов, главным образом НДС и акцизов в региональный бюджет.

Пищевая промышленность, добывающие и обрабатывающие производства занимают существенное место в промышленном комплексе Тамбовской области.

Добывающие производства представлены таким видом деятельности, как разработка гравийных и песчаных карьеров. Индекс промышленного производства в 1 квартале 2007 г. вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,0 раза.

В пищевой промышленности наблюдается прирост выпуска пищевых продуктов, включая напитки, и табака на 18,6 % по сравнению с предыдущим годом.

Динамику промышленного производства в области в значительной степени определяет деятельность обрабатывающих производств. В 10 из 13 важнейших видов обрабатывающих производств наблюдается рост физических объемов производства продукции [5].

Следует отметить, что на 1 января 2007 г. сумма выдачи кредитных ресурсов, направленных в АПК Тамбовской области учреждениями Сбербанка России, составила 2 млрд 560 млн руб. Из этого объема 387 млн руб. приходится на предприятия перерабатывающей промышленности. Суть новаций в подходах состоит в том, что специалисты Сбербанка намерены оптимизировать структуру кредитного портфеля, в первую очередь, за счет наращивания долгосрочных инвестиций,

концентрации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. В первую очередь кредитные ресурсы будут направлены на решение проблем развития машинно-тракторного парка, внедрение прогрессивных технологий производства, расширение объемов посевов, совершенствование системы сбыта продукции. Здесь будут активно использоваться инструменты инвестиционного кредитования. При наличии ликвидного залогового имущества, при условии, что собственные вложения заемщика будут составлять не менее 30 % стоимости финансируемого проекта, в районах области уже началась работа по уточнению инвестиционных проектов [6].

Направлять необходимые ресурсы в отрасли, перспективные для экономического роста, - основная цель промышленной политики региона. Промышленная политика Тамбовской области настроена на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. В областную инвестиционную программу включены ОАО «Пигмент», ОАО «Прогресс», ООО «Рассказовские меха», ООО «Котов-ский завод нетканых материалов». Есть благоприятные условия для включения в эту программу завода «Комсомолец», ЗАО «Изорок».

Цель инвестиционной политики - создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона -повышение бюджетной эффективности экономики региона.

Повышение бюджетной эффективности региона - положительное изменение регионального бюджетного сальдо. То есть, либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета.

Тамбовская земля располагает большим потенциалом для организации новых производств. Проведена ревизия неиспользуемых

производственных мощностей и площадей и сформировано несколько промышленных площадок для предложения инвесторам. Достаточно привлекательными выглядят территории уваровского ООО «Салют» и бывшего Мичуринского завода поршневых колец. В ближайшем будущем инвесторы превратят эти мертвые точки в точки роста [5, с. 21].

Основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие:

- доступная и полная информация об объектах инвестирования;

- критерии определения победителей в случае тендеров за право;

- понятный механизм оценки стоимости прав;

- государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями можно сформулировать следующие задачи инвестиционной политики Тамбовской области:

1) повышение общей инвестиционной привлекательности региона;

2) формирование новых источников налоговых и рентных платежей;

3) образование новых рабочих мест;

4) развитие инфраструктуры области;

5) восстановление исторических объектов на территории области;

6) формирования здоровой конкурентной среды;

7) поддержание благоприятного экологического климата в регионе;

8) создание условий для развития малого бизнеса на базе объектов

недвижимости (прачечные, химчистки, парикмахерские, аптеки, и т. п.).

Несомненно, что процесс инвестирования в регионе нуждается в управлении. Основным принципом управления инвестициями может быть создание централизованной системы, основными целями которой будут являться:

- стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;

- повышение инвестиционной привлекательности региона.

В этой связи система управления должна строиться по трем основным направлениям.

1. Региональные меры:

- создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион;

- создание регионального фонда по страхованию инвестиций;

- создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности.

2. Корпоративные меры:

- стимулирование создания инвестиционно-активных предприятий и улучшения их имиджа за пределами региона;

- поддержка перспективных предприятий, вывод их с микро- на мезоуровень.

3. Фискальные меры:

- инвестиционное налоговое кредитование;

- реструктуризация взаимных долгов;

- нетарифное регулирование экономических отношений [7].

Создание и реализация такой системы в будущем позволила бы области повысить свою инвестиционную привлекательность и осуществить комплекс преобразований для повышения своей бюджетной эффективности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что основная цель социально- экономического развития Тамбовской области - превращение ее в динамично развивающийся, инновационно-активный, конкурентоспособ-

ный, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни. Для достижения этого необходимо завершить процесс формирования инвестиционного климата для полномасштабного притока инвестиций, которые выступают основной движущей силой развития области.

График, иллюстрирующий объем инвестиций в предприятия области с 2000 по 2007 г. оптимистично движется вверх. Такой подъем наблюдается не столько за счет традиционных производств, набирающих мощь, сколько за счет инвесторов, которые оценили богатый экономический потенциал области, благоприятное географическое положение региона, основные показатели его развития в последние годы и предложили свои многочисленные проекты, затрагивающие практически все сферы жизни и так необходимые для устойчивого развития области и ее выхода на российский и даже международный рынки.

Таким образом, в области имеются все необходимые условия для создания механизма инвестиционной деятельности, во всяком случае, активно идет процесс их формирования.

1. Послание - 2006 // Регион 68. 2006. № 3. С. 6-11.

2. Бетин О.И. // Российская газета. 2006. № 3. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Володин П. // Сбербанк России в Черноземье.

2006. № 2. С. 2.

4. Сбережения. 2007. № 2. С. 5.

5. Спасская Н. // Регион 68. 2007. № 2. С. 20.

6. Таукчи В. // Сбербанк России в Черноземье.

2007. № 3. С. 8.

7. ЧубБ.А., Бандурин A.B. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. М., 1998. С. 138.

Поступила в редакцию 2.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.