Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации системы управления инновационным развитием промышленного комплекса региона'

Оценка эффективности реализации системы управления инновационным развитием промышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА / КРИТЕРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкина Марина Викторовна, Есин Сергей Юрьевич

Рассмотрены понятие и методические аспекты оценки эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона. Предложены критерии и показатели оценкиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the concept and methodical aspects of an estimation of efficiency of realisation of an innovative control system are considered by development of an industrial complex of region. Criteria and indicators of an estimation of efficiency of realisation of an innovative control system are offered by development of an industrial complex of region

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации системы управления инновационным развитием промышленного комплекса региона»

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

роста», базы апробации новых технологий агропромышленного комплекса [8, с. 40].

Таким образом, агротехнопарк выступает областью пересечения интересов субъектов региональной инновационной среды, содействует более тесному их взаимодействию. Реализация

подобных проектов формирует новые отношения между наукой, государством и бизнесом, а механизм государственно-частного партнерства может стать действенным инструментом развития инновационной инфраструктуры АПК региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гунин А.Н. [и др.]. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: Инфра-М, 1999.

2. Гусакова В.Г., Шапиро Б. М. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку. Минск: Армита-Маркетинг-Менеджмент, 2003.

3. Понедельников В.В. Обеспечение устойчивого развития агропромышленного производства Ставропольского края // Тенденции и проблемы экономического роста в современной России: Сб. науч. тр. СтГАУ. Ставрополь: Изд-во СтГАУ, 2003.

4. Попов В.Н. Целеориентированное управление в АПК: теория и практика. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.

5. Шевцов В.В. Производственная инфраструктура регионального АПК. Краснодар: КубГАУ, 2000.

6. Шукшунов В.Е. Модель инновационного процесса. Концепция научных инновационных комплексов. М.: Технопарк, 2001.

7. Шукшунов В.Е., Сенин А.А. Как создавать технопарки и инкубаторы бизнеса. М.: Технопарк, 2005.

8. Шукшунов В.Е. Технопарки России: Учебник. М.: Технопарк, 1996.

УДК 65.011.8

Палкина М.В., Есин С.Ю.

Оценка эффективности реализации

системы управления инновационным развитием

промышленного комплекса региона

К началу XXI века стало очевидным, что базис устойчивого экономического роста и развития экономики любого государства образует инновационная сфера. Инновации обеспечивают гораздо более высокий уровень экономической отдачи, чем простое привлечение дополнительных ресурсов, в связи с чем именно они сегодня становятся важнейшим фактором конкурентоспособности государства в системе мирового хозяйства, а инновационная деятельность промышленных комплексов регионов обретает стратегическое конкурентное преимущество - ключевой фактор долгосрочного устойчивого развития в высококонкурентной рыночной среде. Вследствие этого основой активизации инновационной деятельности становятся инновационные системы, обеспечивающие целостность и комплексность подхода к инновационному про-

цессу, его формированию и реализации на макро- и мезоэкономическом уровнях. Анализ и систематизация научных взглядов отечественных и зарубежных ученых относительно раскрытия содержания инновационной системы позволили выделить три основных подхода: институциональный, процессный и системный.

При институциональном подходе [2, 3, 10] инновационная система рассматривается как комплекс институтов, выступающих в экономической, социальной и политической ипостасях, осуществляющих определенные виды деятельности в инновационной сфере - создание, диффузию и освоение инноваций. Данные институты, в состав которых входят формальные правила и неформальные ограничения, выступают фундаментальными факторами функционирования и развития инновационной системы, образуют в

совокупности институциональную основу управления инновационным развитием региона. При процессном подходе [7, 8] инновационная система представляется как связанное множество инновационных процессов в их взаимодействии. Среди участников данных процессов выделяют научные организации, вузы, промышленные предприятия, организации инновационной инфраструктуры, а также государственные и муниципальные органы власти. Подход ориентирован на нелинейную модель инновационного процесса и его функции. При системном подходе [4-6, 9, 11] инновационная система рассматривается как органичный элемент системы более высокого уровня. В свою очередь, как и любая другая социально-экономическая система, инновационная система состоит из определенных элементов, которые ее образуют, определяют структуру и выделяют в системном пространстве. Такой подход позволяет выявлять свойства инновационной системы, отсутствующие у ее элементов и являющиеся следствием взаимодействия последних, а также оперировать ими. На основе системного подхода появляется возможность обосновывать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью в регионе.

Инновационные системы различного уровня характеризуются значительной спецификой в процессах и системообразующих элементах, что предполагает их исследование и выработку специфических подходов к их формированию и развитию. Можно выделить следующие уровни отношений в области научно-технической и инновационной сфер: федеральный, федерально-региональный, региональный, межрегиональный, муниципальный, межмуниципальный, а также уровень предприятий (организаций). В настоящее время значительно возрастают роль и значение регионального уровня вследствие расширения объема полномочий регионов в составе Российской Федерации. Передача федеральным центром значительной части прав и соответствующей доли ответственности за эффективное регулирование и финансирование научно-технической и инновационной деятельности на уровень регионов создает объективные предпосылки формирования целостной, самостоятельной и саморазвивающейся региональной инновационной системы, но вместе с тем предъявляет новые требования к региональному управлению, которое должно, с одной сто-

роны, выступать проводником национальных интересов, с другой - обеспечивать инновационное развитие региона на основе собственной инновационной стратегии и с учетом имеющейся в регионе специфики. Региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности региональной промышленности, поскольку использование инноваций обеспечит промышленному комплексу региона, а соответственно и региону в целом, конкурентные преимущества, вследствие чего усилится его конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, особо важная роль в решении задач развития региональной промышленности и повышения ее конкурентоспособности принадлежит инновационным системам мезоэкономического уровня. В данном контексте принципиально важным является уточнение понятийно-терминологической конструкции категорий «региональная инновационная система» и «система управления инновационным развитием промышленного комплекса региона». В нашей трактовке региональная инновационная система определяется как институт экономики инновационного типа, органичная подсистема национальной инновационной системы, обеспечивающая условия и реализацию совокупности инновационных процессов, осуществляемых субъектами инновационной деятельности, целенаправленно функционирующих и взаимодействующих друг с другом в рамках избранной инновационной стратегии и нацеленных на повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности региона. Региональная инновационная система объединяет в целостное множество различных субъектов - участников инновационных процессов в совокупности отношений и связей между ними. Региональная инновационная система способна самостоятельно и во взаимодействии с другими инновационными системами (микро-, мезо-и макроэкономического уровня) удовлетворять потребности региона в инновациях и обеспечивать его инновационное развитие в различных аспектах (административном, отраслевом, территориальном и пр.). Основными функциями региональной инновационной системы являются: реализация целей социально-экономического развития региона на основе освоения инноваций посредством инновационной стратегии и инновационной политики; организация взаимоотношений и

^Ж^/чнО-Т^хниче^кие^^домости^ПбГПу^'^О^О.ЭКО^ОМИЧеСКИе^^УКИ

взаимодействий всех субъектов системы; организация инновационных процессов, реализующихся через инновационную деятельность субъектов региональной инновационной системы и хозяйственные связи между ними; организация управления инновационными процессами в регионе; создание и развитие рынков инноваций; ресурсное обеспечение инновационной деятельности; финансовое обеспечение инновационной деятельности; нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности; информационно-консультационное обеспечение инновационной деятельности; маркетингово-сбытовое обеспечение инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационной деятельности. Региональная инновационная система должна обладать рядом определенных качеств и свойств. В их числе: целостность, неаддитивность, эмерджентность, совместимость, синергизм, функционально-структурное строение, развитие, адаптивность, устойчивость, открытость, информационность, сложность.

Рассматривая структуру региональной инновационной системы, можно выделить следующие входящие в нее сферы хозяйствования: создания инноваций; освоения инноваций; обслуживания и обеспечения процессов по созданию и освоению инноваций. Данные сферы, пронизывая все сектора региональной экономики, представляют собой сложный конгломерат хозяйственных связей и отношений по реализации инновационных процессов.

Как и любая социотехническая система региональная инновационная система представляет собой совокупность управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления) подсистем. Тогда систему управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (СУИРПКР) можно определить как управляющую подсистему региональной инновационной системы, представляющую собой совокупность подсистем по выработке и осуществлению управляющих воздействий со стороны субъектов управления на инновационные процессы, реализуемые в промышленном комплексе региона.

Таким образом, СУИРПКР представляет собой управляющую подсистему региональной инновационной системы, состоящую из комплекса специализированных подсистем, обеспечивающих разработку, организацию и реализацию управляющих воздействий, направленных

на изменение состава, структуры, отношений и механизма функционирования промышленного комплекса региона на основе инноваций. Целевой установкой управляющих воздействий является повышение эффективности инновационной деятельности региональной промышленности, обеспечение расширенного воспроизводства ее потенциала и создание условий для дальнейшего совершенствования в долгосрочном будущем.

В структуру СУИРПКР входят следующие подсистемы: целевая, функциональная, обеспечивающая и административная.

Целевая подсистема реализует функции по определению инновационных целей, стратегии и политики региона, а также координации приоритетов инновационного развития региональной промышленности с приоритетами социально-экономического развития региона в целом. В данной подсистеме формируются инновационные программы и проекты, направленные на достижение целей инновационного развития региональной промышленности.

Функциональная подсистема обеспечивает выполнение специальных функций управления инновационным развитием региональной промышленности, содержание которых обусловлено спецификой объекта управления - инновационными процессами, реализуемыми в ней. К числу таковых относятся: управление созданием инновационных разработок для промышленного комплекса региона, управление трансфером инновационных разработок, управление освоением инновационных разработок, управление продвижением и реализацией инновационной продукции, управление финансированием и инвестированием в инновационные процессы, управление инновационной инфраструктурой, управление кадровым обеспечением инновационных процессов, управление государственной поддержкой инновационных процессов.

Обеспечивающая подсистема обусловливает правомочность, обоснованность, полноту и своевременность управленческих решений по инновационному развитию промышленного комплекса региона. Данная подсистема включает информационно-аналитическое, нормативно-правовое, методическое и ресурсное обеспечение управления инновационным развитием промышленного комплекса региона.

Административная подсистема обеспечивает непосредственное управление инновационными процессами, реализуемыми в промышленном

комплексе региона, на основе реализации принципов управления и координации работ целевой, функциональной и обеспечивающей подсистем на каждом уровне управления. В административную подсистему входят руководители департаментов, управлений и прочих структур по развитию инноваций: региональных органов государственной власти, муниципальных органов власти, региональных общественных организаций.

Исходя из общей схемы функционирования социотехнических систем, субъект управления оказывает управляющее воздействие через систему прямых и косвенных регуляторов на объект управления. Промышленный комплекс региона и инновационные процессы, реализуемые в нем, воспринимая управляющее воздействие, изменяют свое состояние и механизм функционирования в соответствии с полученной установкой. После достижения объектом нового (желаемого) состояния необходимо обеспечить его поддержание в этом состоянии. Перевод промышленного комплекса региона в новое состояние путем воздействия на инновационные процессы, реализуемые в нем, осуществляется каждый раз, как только перед системой ставятся новые цели.

Управляющее воздействие со стороны субъекта управления содержит: целеполагание, стра-тегирование и программирование инновационного развития промышленного комплекса региона; организацию реализации региональных инновационных программ и проектов; координацию действий участников региональной инновационной системы по развитию инновационных процессов в промышленном комплексе региона; стимулирование инновационных процессов в регионе; регулирование реализации инновационных процессов; контроль за состоянием промышленного комплекса региона и инновационных процессов, протекающих в нем, в целях проверки соответствия наблюдаемого состояния желаемому и необходимому, предусмотренному инновационной программой региона. В целом процесс управления инновационным развитием промышленного комплекса региона можно представить в виде последовательности следующих этапов: формирование целей инновационного развития промышленного комплекса региона; разработка инновационной стратегии; разработка инвестиционной политики; формирование инновационной программы; организация реализации

инновационной программы; контроль выполнения инновационной программы; оценка эффективности управления инновационным развитием промышленного комплекса региона.

Результатами осуществления управленческого воздействия со стороны субъекта управления на объект управления могут быть: увеличение объемов производства инновационной продукции, увеличение количества инновационных предприятий, повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности промышленного комплекса региона и др.

В качестве управляемого процесса выступают инновационные процессы, реализуемые в промышленном комплексе региона, в свою очередь промышленный комплекс, в котором осуществляются управляемые инновационные процессы, будет выступать в качестве управляемого объекта (объекта управления). Субъектами управления являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав региона, а также общественные структуры.

Развитие и эффективность функционирования региональной инновационной системы в целом и СУИРПКР в частности зависят от эффективности управления инновационными процессами в промышленном комплексе региона, от степени и характера участия региональных органов государственной власти, муниципальных органов власти, а также общественных структур в инновационной сфере. В свою очередь эффективность реализации инновационных процессов будет зависеть от достаточности научно-технического и инновационного потенциала, присутствия в регионе необходимой инновационной инфраструктуры, наличия региональной инновационной стратегии и инновационной политики по ее реализации, наличия соответствующей законодательной базы в сфере инноваций и др.

В условиях рыночных отношений создание и реализацию СУИРПКР целесообразно представлять в виде инвестиционного проекта, эффективность которого будет характеризоваться системой следующих показателей [1]: чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутренняя ставка доходности (ВСД), срок окупаемости (СО). Под эффективностью в данном случае понимается сопоставление эффекта, получаемого от реализации СУИРПКР, с вели-

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

чиной инвестиционных затрат, необходимых для ее создания.

При оценке эффективности реализации СУИРПКР следует учитывать постоянно меняющуюся ценность финансовых ресурсов, которые затрачиваются или образуются в различные моменты времени при ее создании и функционировании. Соизмерение во времени финансовых ресурсов осуществляется с помощью дисконтирования. При оценке эффективности реализации СУИРПКР необходимо учитывать неопределенность и, следовательно, риск инвестиционных вложений в создание такой системы. Риск заключается в возможном уменьшении фактической отдачи от инвестиционных затрат в СУИРПКР по сравнению с ожидаемой. Ставка дисконта должна включать безрисковую ставку, отражающую доходность альтернативных безрисковых направлений инвестиционных вложений, и премию за риск. Последняя рассчитывается путем суммирования значений рисков, возможных при создании и реализации СУИРПКР, определенных методом экспертного оценивания. К числу наиболее значимых рисков относятся: риск целевой подсистемы, риск функциональной подсистемы, риск обеспечивающей подсистемы и риск административной подсистемы. Риск целевой подсистемы можно определить как вероятность ошибочной постановки инновационных целей и определения приоритетов инновационного развития региона, отсутствия согласованности стратегических направлений инновационного развития региональной промышленности с социально-экономическим развитием региона в целом. Риск функциональной подсистемы связан с вероятностью частичного либо полного невыполнения специальных функций управления инновационным развитием региональной промышленности. Риск обеспечивающей подсистемы включает в себя риск недополучения или отсутствия необходимой информации, финансирования, кадров и прочих ресурсов для целей инновационного развития промышленного комплекса региона, а также «неадекватность» законодательной и методической основ инновационной деятельности на региональном уровне. Риск административной подсистемы характеризуется несоответствием организационной структуры СУИРПКР, избранной для реализации инновационной стратегии региона.

Ставка дисконта также должна включать инфляционные ожидания за весь анализируемый период.

Таким образом, для оценки эффективности реализации СУИРПКР в рамках метода дисконтирования денежных потоков предлагается следующая модель ставки дисконтирования, построенная кумулятивно:

Г = Гбр + Гцп + Гфп + Гоп + Гап + 'инф ,

где гб р - безрисковая ставка, т. е. ставка по инвестициям с минимальным уровнем риска, %; гц п,

Гф п, го п, га п - премии за риск соответствующих подсистем - целевой, функциональной, обеспечивающей, административной, %; гинф - уровень инфляции, %.

В качестве критериев оценки эффективности реализации СУИРПКР будут: ЧДД ^ max; ИД ^ max; ВСД ^ max; СО ^ min.

ЧДД является обобщающим критерием и позволяет с достаточной степенью точности определять результаты и затраты с учетом риска и изменения стоимости ресурсов во времени. При оценке эффективности реализации СУИРПКР он определяется по формуле

ЧДД = ¿М - ¿-^,

i = 1 (1 + r ) i = 1 (1 + r)

где 3t - стоимостная оценка эффектов, получаемых от создания и реализации СУИРПКР; Зф -затраты по функционированию СУИРПКР; ИЗ -инвестиционные затраты (по проектированию и созданию СУИРПКР); r - ставка дисконта; t -интервал времени; i = 1... Т - количество интервалов времени (горизонт расчетов).

В результате реализации СУИРПКР будет получен инновационный эффект, который создаст условия для удовлетворения экономических, экологических, бюджетных и социальных потребностей. Инновационный эффект, образующийся вследствие создания инновационной продукции, трансформируется в дополнительные коммерческий, экологический, социальный и бюджетный эффекты. В свою очередь коммерческий эффект характеризуется ростом прибыльности деятельности предприятий промышленного комплекса региона вследствие создания условий для реализации инновационных программ и проектов. Социальный эффект выража-

4

Инновации и инвестиции

ется в улучшении условий труда, росте уровня производства и потребления и, как следствие, улучшении качества жизни людей, реализации их творческих и интеллектуальных способностей, создании условий для дальнейшего творческого роста. Получение экологического эффекта обусловливается снижением негативного воздействия на окружающую среду и повышением эффективности использования природных ресурсов в регионе. Бюджетный эффект выражается в росте налоговых и неналоговых доходов регионального и муниципальных бюджетов от активизации инновационной деятельности промышленных предприятий региона.

Затраты по функционированию СУИРПКР состоят из следующих составляющих: основная и дополнительная заработная плата персонала (руководители департаментов, управлений и прочих структур по развитию инноваций - региональных органов государственной власти, муниципальных органов власти, региональных общественных организаций), занятого в СУ-ИРПКР, с учетом отчислений в социальные фонды; затраты на содержание и амортизацию зданий и сооружений, задействованных в реализации СУИРПКР; затраты на содержание и амортизацию оборудования и программного обеспечения, задействованного в реализации СУИРПКР; затраты на расходные материалы; прочие расходы по функционированию СУ-ИРПКР.

Инвестиционные затраты включают: затраты по проектированию СУИРПКР, приобретению и монтажу необходимого оборудования, приобретению и настройке программного обеспечения, строительству (реконструкции) зданий и сооружений, набору и обучению персонала.

Как правило, между инвестициями в создание СУИРПКР и получением результатов от ее реализации происходит разрыв времени, который обусловлен тем, что ее создание и реализация осуществляются в течение продолжительного времени (более одного года). В связи с этим необходимо учитывать фактор времени, так как затраты, произведенные в разные периоды времени, имеют неодинаковую стоимость. Для их сопоставимости во времени денежные потоки приводятся к одному моменту с помощью рассмотренного ранее коэффициента дисконтирования.

Для признания проекта по созданию СУИРПКР оправданным необходимо, чтобы ЧДД

был положительным; при сравнении альтернативных направлений создания СУИРПКР предпочтение должно отдаваться варианту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).

ВСД позволяет определять темп роста стоимости финансовых ресурсов, инвестированных в создание и реализацию СУИРПКР. Показатель определяется как ставка дисконта, при которой инвестиционные затраты приводятся к разнице получаемых от реализации СУИРПКР эффектов и текущих затрат по ее функционированию.

СО соответствует интервалу времени, в котором ЧДД, рассчитанный нарастающим итогом от начала вложения инвестиций, становится равным нулю.

ИД также является дополнительным критерием, позволяющим оценить эффективность инвестиционных вложений в создание и реализацию СУИРПКР, и рассчитывается по формуле

ИД =

X (Зф

к (1+г)

ИЗ

(1 + г )

Если значение ИД больше единицы, т. е. дисконтированные выгоды больше дисконтированных инвестиционных затрат, то создание и реализация СУИРПКР оправданны.

Основные этапы процесса оценки эффективности реализации СУИРПКР можно представить в виде последовательности следующих этапов: сбор и изучение исходной информации; расчет показателей оценки эффективности реализации СУИРПКР (ЧДД, ВСД, СО, ИД); интерпретация и анализ результатов; разработка и выполнение действий по результатам оценки эффективности реализации СУИРПКР.

Таким образом, предложенный методический подход позволяет оценить эффективность реализации системы управления инновационным развитием промышленного комплекса региона в условиях неопределенности и постоянного изменения стоимости ресурсов во времени, а также создает предпосылки для повышения эффективности инновационной деятельности и развития инновационного потенциала региональной промышленности.

^Жаучно-техиические^едомости^ПбГПУ^'^О^О.Экономические^ауки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». Утв. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, № ВК 477 от 21.06.1999 г.

2. Грачев М.В., Дынкин А.А., Иванова Н.И.

Инновационная экономика. М.: Наука, 2004. 352 с.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. 244 с.

4. Иванов В.В. Формирование инновационных систем в условиях трансформируемой экономики России: Дис. ... д-ра экон. наук. М.: РАГС, 2003. 298 с.

5. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2004. 518 с.

6. Плетнев К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика // Едиториал УРСС. 1998. 216 с.

7. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2005. 408 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 448 с.

9. Фоломеев А.Н. Государственная научно-техническая и инновационная политика: теоретические основы разработки, основные цели и механизмы реализации на региональном уровне. М.: РАГС, 1997.

10. Freeman С. The Economics of innovation. S.l. (England), 2002.

11. Nelson R.R., Landlois R.N. Industrial innovation policy: Lessons for American history // Science. 1983. Vol. 219. P. 911-821.

УДК 338.47

Синенкова Е.М.

Анализ моделей диффузии инноваций

на рынке телекоммуникационных услуг

В предыдущем номере журнала (НТВ. 2009. № 6-1) мы рассмотрели модель Гомперца и ло-гиистическую модель. Здесь, в продолжение, мы рассмотрим еще две модели: модель смешанных источников информации и модель Басса.

Модель смешанных источников информации

П. Героски [1] предположил, что некоторые фирмы переходят на использование новых технологий, значительно превосходящих существующие, даже если технология критична для их бизнеса, медленнее других компаний, поскольку узнают об инновациях позднее. Компании принимают решение о внедрении технологии, как только информация о новой технологии получена. Распространение информации, влияющей на восприятие новой технологии, имеет эпидемическую природу. Героски объединил два источника информации -СМИ и межличностные коммуникации.

Примечание. Этот симбиоз используется в рекламе в промышленных масштабах под термином «вирусный маркетинг» (маркетинговая техника, кото-

рая использует социальные сети для того, чтобы повышать осведомленность о бренде и стимулировать продажи). Считается, что клиент, который удовлетворен товаром или сервисом, расскажет об этом примерно трем своим знакомым, а если товар или услуга ему не понравились - то примерно десяти. Цель вирусного маркетолога - обнаружить людей, которые обладают высокой социальной значимостью (SNP - Social Networking Potential), и создать вирусное сообщение, ориентированное на данный тип, а значит с высокой вероятностью ретрансляции. Термин «вирусный маркетинг» был предложен профессором Гарвардской школы бизнеса Джеффри Рэйпортом (Jeffrey F. Rayport) в 1996 году. О вирусном маркетинге в Интернете одним из первых написал медиа-критик Дуглас Рушков (Douglas Rushkoff), в своей книге «Медиа Вирус» (1994). Он отмечал, что когда такая реклама достигает «восприимчивого» адресата, он становится «зараженным» и может заражать других. Поскольку каждый зараженный пользователь отправляет письма более чем одному потенциально «восприимчивому» пользователю (т. е. вирус размножается в геометрической прогрессии), эпидемия описывается логистической кривой, где начальный этап характеризуется экспоненциальным ростом (http://www. polylog.ru/ru/ marketing-communications-community/pr-btl-help/viralmar-keting.htm).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.