^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи
УДК 332.133.6
Бабкин А.В., Егоров Н.Е.
Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера
Кластерный подход сегодня является инструментом для стимулирования регионального развития, улучшения торгового баланса региона, увеличения занятости, роста заработной платы и отчислений в бюджеты различных уровней, повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности [1].
Новизна кластерной политики по сравнению с промышленной состоит в том, что она ориентирована, как правило, на конкурентоспособные виды деятельности, продукция которых обращена на внешние для региона рынки -страны и мира. Но внутри этого узко выбранного направления кластерная политика шире прежней, промышленной, потому что консолидирует здесь не только саму производственную деятельность, но и промышленный сервис, региональный научно-образовательный комплекс, навыки и традиции местного сообщества, которые оказываются задействованы в работе регионального кластера [9].
В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Центральным моментом теории является концепция динамичной эффективности региональной производственной структуры, а основным инструментом - синергизм, передача инноваций и технологий в режиме диффузии и трансферта [5].
В связи с этим в последнее время резко возрос интерес отечественных исследователей к вопросам развития инновационного кластера в регионе и его роли в развитии инновационной экономики региона [2-5, 7, 11].
Так, Э. А. Фияксель и М. Г. Назаров отмечают [11], что для повышения эффективности национальной инновационной системы (НИС) необходимо, чтобы была разработана и реализовалась программа создания регионального инновационного кластера (РИК). В работе М. В. Егоро-
вой в качестве одного из механизмов повышения эффективности функционирования НИС предлагается сформировать инновационный кластер, ядро которого образуют крупные предприятия двух отраслей - добывающей и перерабатывающей, связанных технологической цепочкой.
Согласно методическим рекомендациям [9], региональный отраслевой кластер представляет собой сконцентрированную на ограниченной территории группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает производителей конечных или промежуточных товаров и услуг; поставщиков комплектующих и специализированных услуг; поставщиков производственного и иного оборудования; поставщиков и элементы инфраструктуры; научно-исследовательские институты; средние и высшие профессиональные образовательные учреждения; другие организации. Подобная концентрация поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности, развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций.
В целом формирование системы кластеров следует рассматривать как важнейший элемент государственной экономической политики, позволяющий консолидировать сильные стороны крупного, среднего и малого бизнеса, научных учреждений и некоммерческих организаций, используя полученный в результате синергетиче-ский эффект для усиления международных позиций национальных компаний в отраслях, имеющих решающее значение для конкурентоспособности российской экономики [13].
Следует отметить также социальный фактор развития кластера: кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность) [2].
^егиональная^и^отраслевая^экономика^^
К основным препятствиям инновационному развитию регионов Севера можно отнести экстремальные природно-климатические условия, отдаленность северных регионов от политического центра, недостаточно развитую систему транспортной инфраструктуры, которые обусловливают, по сравнению с центральными регионами, высокие затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения, а также экологическую уязвимость Севера. Исходя из этих условий, формирование региональной инновационной системы (РИС) субъектов Российской Федерации на Севере должно стать одним из эффективных механизмов реализации инновационной политики на предприятиях региона, в основном за счет: обеспечения рационального сочетания и эффективного использования научно-технического, интеллектуального, промышленного потенциала и природных ресурсов; формирования научно-технической базы и организационно-экономических механизмов, направленных на развитие инновационного предпринимательства [12].
Одним из эффективных механизмов реализации указанных мероприятий для развития инновационной экономики в условиях Севера можно считать формирование РИС на основе применения кластерного подхода к тем регионам, которые имеют на своей территории географическую концентрацию близко расположенных крупных промышленных предприятий, научно-образовательных учреждений, органов местной администрации государственной власти, предприятий инновационного предпринимательства, бизнеса, финансовых институтов.
Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из ключевых направлений развития экономики Севера в рыночных условиях. В документе [9] подчеркивается, что значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики Севера, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктур, фирм малого и среднего бизнеса. Сущностное отличие современного северного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса состоит в том, что теперь все более важным интегрирующим фактором выступают факторы
нового знания, инноваций, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети.
Анализ формирующихся к настоящему времени кластеров в регионах Севера позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые, как представляется, в ближайшей перспективе получат наиболее интенсивное развитие [9], это: топливно-энергетический сектор; лесопромышленный комплекс; логистика; экология и туризм; биотехнологии; АПК.
Особенно нуждаются в реализации кластерной политики производители и потребители северной агропродукции. Из-за недостатка перерабатывающих мощностей экономика северных регионов несет большие потери. Не используются возможности по переработке рыбы, оленей (в основном шкур), морского зверя (мяса, шкур, кости), ягод, лечебных трав и др. Здесь сферы развития кластерной политики могли бы сосредоточиться на переработке, выделке шкур оленей, нерп, промыслового зверя; изготовлении из меха одежды, обуви, игрушек, сувениров; производстве сувенирных изделий из клыков моржей; производстве продукции из мяса оленей (колбасы, копчености, мясные деликатесы, консервы); сушке, фасовке лекарственных трав, ягод и др.; созданию фирм по привлечению туристов для знакомства с северным бытом и традициями малочисленных народов.
Таким образом, специфика кластерной политики в районах Севера связана с профилем местного кластера, который, как правило, формируется, исходя из природных ресурсов и обширных неосвоенных пространств. С этой точки зрения для Республики Саха (Якутия) одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики является формирование РИС как комплекс региональных инновационно-промышленных кластеров (РИПК), создаваемых на базе ранее функционирующих территориально-производственных комплексов (ТПК). Например, на территории Якутии предлагается создание двух видов кластеров [9]:
Якутский биотехнологический кластер -может быть сформирован на базе научно-исследовательских институтов Республики Саха, в частности на базе Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения
Российской академии наук. Для успешной реализации проекта необходимо сформировать разветвленную сеть компаний по производству высокоэффективных лекарственных препаратов и биологически активных пищевых добавок, не имеющих аналогов в мировой практике. Для стимулирования создания и развития сети предприятий может быть сформирован технопарк, предусматривающий определенные льготы компаниям-резидентам.
Южно-Якутский производственно-экономический кластер — предполагает создание разветвленной сети производств, направленных на освоение гидроэнергоресурсов на реках бассейна Лены (Учур, Тимптон, Олекма), Эльгинского угольного месторождения, Алданской железорудной провинции, Южно-Якутского золотоносного района.
Создаваемые на базе бывших ТПК модели РИК обычно имеют отраслевой характер. Применительно к Республике Саха (Якутия) в ближайшем будущем РИПК реально могут быть созданы на территории двух крупных и наиболее перспективных социально-экономических регионов индустриального типа - Западной и Южной Якутии, которые имеют утвержденные правительством Республики Саха (Якутия) соответствующие программы развития.
В Западной Якутии формируется территориально-промышленный комплекс, включающий помимо существующей добычи алмазов создание новых нефтегазовых, газоперерабатывающих и газохимических производств. В Южной Якутии на базе бывшего Южно-Якутского ТПК начата реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», который предусматривает создание и развитие производств по добыче и обогащению угля, добыче и переработке железных, урановых руд, газохимии, химических, лесопереработки, тепло- и гидроэнергетики, по добыче цветных металлов.
В перспективе возможно и формирование инновационно-промышленных кластеров в отраслях агро- и лесопромышленного комплексов [6].
Каждый из планируемых к реализации в республике кластеров является совокупностью широкой базы минеральных ресурсов и местного сырья, продуктов их первичной переработки, формирования энергетической и транспортной инфраструктуры. Основное условие реализации этих проектов и существенного увеличения темпов экономического роста - активное вне-
дрение механизмов государственно-частного партнерства.
К благоприятным предпосылкам создания РИПК на указанных территориях можно отнести наличие основных элементов инфраструктуры кластера, сконцентрированных в одном муниципальном образовании (орган власти - администрация муниципального образования, промышленные предприятия, научно-образовательный комплекс, транспортное и информационное обеспечение).
Таким образом, создание новых экономических комплексов на основе сетевых взаимосвязей в виде РИПК на территории Республики Саха (Якутия) является одним из эффективных механизмов формирования региональной инновационной системы. Но, как отмечает М. В. Палкина, региональная инновационная система не может быть сведена только к одному или совокупности нескольких кластеров вследствие того, что их функционирование должно поддерживаться другими организациями, принадлежащими к институциональной инфраструктуре [10]. Сложность проектирования региональных инновационных систем на основе кластерного подхода заключается в том, что кластер призван объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников кластера. Кроме того, в рамках кластерного подхода в регионе должна разрабатываться единая для всех уровней власти (регионального, муниципального) кластерная политика, которая бы координировала их программы и действия, в противном случае идея кластерного подхода на территории может не реализоваться.
В связи с этим, внедрение и эффективное функционирование новых организационных форм и активизация инновационной деятельности требуют сегодня соответствующего развития федеральной и региональной нормативно-правовой базы. Необходимо разработать и принять нормативный акт, который системно и непротиворечиво урегулирует весь комплекс соответствующих аспектов формирования и функционирования инновационных кластеров [4]. Только в случае проведения грамотной кластерной политики, основанной на взаимодействии науки, власти и бизнеса, возможно создание эффективно функционирующих кластеров, способствующих инновационному развитию регионов [8].
^егиональная^и^отраслевая^экономика^^
В качестве концептуальной поддержки развития кластерной политики в Российской Федерации на федеральном уровне в документе [9] предлагается разработать и утвердить Концепцию развития кластерной политики, в которой должны быть прописаны миссия, цели, задачи и направления политики развития кластеров. Отмечается, что стимулирование создания кластеров в северных регионах должно стать одним из приоритетных направлений федеральной северной политики. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания при Правительстве Российской Федерации координационного органа по проблемам кластерной политики, в состав которого могут войти руководители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют научно-методические основы применения кластерного механизма в развитии инновационной экономики региона, возникает необходимость в детальном исследовании процесса формирова-
ния региональных кластеров, включая изучение условий необходимости и достаточности создания того или иного типа кластера, разработки методов оценки критериев и показателей эффективности кластера и т. п. Кроме того, на региональном уровне необходимы соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кластеров, например в виде Концепции кластерной политики региона.
Таким образом, развитие экономики региона российского Севера на основе кластерного подхода должно стать основой стратегии эффективного размещения ресурсов для регионального инновационного развития и диверсификации на отраслевой основе. Это особенно важно в случае территориально размещенных крупных отраслевых промышленных комплексов северных регионов.
Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера является эффективным инструментарием для повышения эффективности их социально-экономического и инновационно-технологического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акинфеева Е.В. Формирование и развитие региональных кластеров // Альманах Наука. Инновации. Образование: Альманах. Вып. 7. М.: РИЭПП, 2008. С. 177-191.
2. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/ 2008/2008-4/1/1.htm
3. Берденников Д. С. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Управление инновациями: теория, инструменты, кадры: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. С. 112-114.
4. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Инновационный менеджмент. 2009. № 2. С. 23-27.
5. Валеахметов Н.И., Цацулин А.Н. Создание регионального кластера как способ экономического развития территории // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2009. № 4(81). С. 281-288.
6. Егоров Н.Е., Данилов Ю.Г., Егорова И.Е., Едисеева Т.О., Писецкий Н.Г. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯНЦ РАН, 2009. 176 с.
7. Егорова М.В. Механизмы формирования и функционирования региональной инновационной
системы: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань, 2009. 38 с.
8. Краснокутский П.А. Инновационное развитие регионов на основе проведения кластерной политики: проблемы и перспективы // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 262-266.
9. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.severcom.ru /analitytics
10. Палкина М.В. О проектировании региональных инновационных систем в современных условиях // Вопросы современной науки и практики. Сер. Экономика. Вып. 7(21) / Университет им. В. И. Вернадского. Тамбов: Изд-во ТамбТГУ, 2009. С. 169-175.
11. Фияксель Э.А., Назаров М.Г. Роль инновационного кластера в формировании региональной инновационной системы // Инновации. 2009. № 6. С. 86-88.
12. Цукерман В.А., Козлов А.А. О формировании региональной инновационной системы развития Севера // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 304-310.
13. Шерешева М.Ю. Инновационные кластеры // Роль инновационно активных территорий в формировании национальной инновационной системы. М.: Теис, 2008. C. 177-194.