Научная статья на тему 'Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера'

Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНЫ СЕВЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Егоров Николай Егорович

Рассмотрены вопросы реализации кластерного подхода в инновационном развитии экономики северных регионов России. Отмечено, что развитие экономики региона российского Севера на основе кластерного подхода должно стать основой стратегии эффективного размещения ресурсов для регионального инновационного развития и диверсификации на отраслевой основеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article realisation questions кластерного the approach in innovative development of economy of northern regions of Russia are considered. It is noticed that development of economy of region of the Russian north on a basis klaster the approach should become a basis of strategy of effective placing of resources for regional innovative development and a diversification on a branch basis

Текст научной работы на тему «Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера»

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

УДК 332.133.6

Бабкин А.В., Егоров Н.Е.

Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера

Кластерный подход сегодня является инструментом для стимулирования регионального развития, улучшения торгового баланса региона, увеличения занятости, роста заработной платы и отчислений в бюджеты различных уровней, повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности [1].

Новизна кластерной политики по сравнению с промышленной состоит в том, что она ориентирована, как правило, на конкурентоспособные виды деятельности, продукция которых обращена на внешние для региона рынки -страны и мира. Но внутри этого узко выбранного направления кластерная политика шире прежней, промышленной, потому что консолидирует здесь не только саму производственную деятельность, но и промышленный сервис, региональный научно-образовательный комплекс, навыки и традиции местного сообщества, которые оказываются задействованы в работе регионального кластера [9].

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Центральным моментом теории является концепция динамичной эффективности региональной производственной структуры, а основным инструментом - синергизм, передача инноваций и технологий в режиме диффузии и трансферта [5].

В связи с этим в последнее время резко возрос интерес отечественных исследователей к вопросам развития инновационного кластера в регионе и его роли в развитии инновационной экономики региона [2-5, 7, 11].

Так, Э. А. Фияксель и М. Г. Назаров отмечают [11], что для повышения эффективности национальной инновационной системы (НИС) необходимо, чтобы была разработана и реализовалась программа создания регионального инновационного кластера (РИК). В работе М. В. Егоро-

вой в качестве одного из механизмов повышения эффективности функционирования НИС предлагается сформировать инновационный кластер, ядро которого образуют крупные предприятия двух отраслей - добывающей и перерабатывающей, связанных технологической цепочкой.

Согласно методическим рекомендациям [9], региональный отраслевой кластер представляет собой сконцентрированную на ограниченной территории группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает производителей конечных или промежуточных товаров и услуг; поставщиков комплектующих и специализированных услуг; поставщиков производственного и иного оборудования; поставщиков и элементы инфраструктуры; научно-исследовательские институты; средние и высшие профессиональные образовательные учреждения; другие организации. Подобная концентрация поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности, развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций.

В целом формирование системы кластеров следует рассматривать как важнейший элемент государственной экономической политики, позволяющий консолидировать сильные стороны крупного, среднего и малого бизнеса, научных учреждений и некоммерческих организаций, используя полученный в результате синергетиче-ский эффект для усиления международных позиций национальных компаний в отраслях, имеющих решающее значение для конкурентоспособности российской экономики [13].

Следует отметить также социальный фактор развития кластера: кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность) [2].

^егиональная^и^отраслевая^экономика^^

К основным препятствиям инновационному развитию регионов Севера можно отнести экстремальные природно-климатические условия, отдаленность северных регионов от политического центра, недостаточно развитую систему транспортной инфраструктуры, которые обусловливают, по сравнению с центральными регионами, высокие затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения, а также экологическую уязвимость Севера. Исходя из этих условий, формирование региональной инновационной системы (РИС) субъектов Российской Федерации на Севере должно стать одним из эффективных механизмов реализации инновационной политики на предприятиях региона, в основном за счет: обеспечения рационального сочетания и эффективного использования научно-технического, интеллектуального, промышленного потенциала и природных ресурсов; формирования научно-технической базы и организационно-экономических механизмов, направленных на развитие инновационного предпринимательства [12].

Одним из эффективных механизмов реализации указанных мероприятий для развития инновационной экономики в условиях Севера можно считать формирование РИС на основе применения кластерного подхода к тем регионам, которые имеют на своей территории географическую концентрацию близко расположенных крупных промышленных предприятий, научно-образовательных учреждений, органов местной администрации государственной власти, предприятий инновационного предпринимательства, бизнеса, финансовых институтов.

Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из ключевых направлений развития экономики Севера в рыночных условиях. В документе [9] подчеркивается, что значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики Севера, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктур, фирм малого и среднего бизнеса. Сущностное отличие современного северного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса состоит в том, что теперь все более важным интегрирующим фактором выступают факторы

нового знания, инноваций, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети.

Анализ формирующихся к настоящему времени кластеров в регионах Севера позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые, как представляется, в ближайшей перспективе получат наиболее интенсивное развитие [9], это: топливно-энергетический сектор; лесопромышленный комплекс; логистика; экология и туризм; биотехнологии; АПК.

Особенно нуждаются в реализации кластерной политики производители и потребители северной агропродукции. Из-за недостатка перерабатывающих мощностей экономика северных регионов несет большие потери. Не используются возможности по переработке рыбы, оленей (в основном шкур), морского зверя (мяса, шкур, кости), ягод, лечебных трав и др. Здесь сферы развития кластерной политики могли бы сосредоточиться на переработке, выделке шкур оленей, нерп, промыслового зверя; изготовлении из меха одежды, обуви, игрушек, сувениров; производстве сувенирных изделий из клыков моржей; производстве продукции из мяса оленей (колбасы, копчености, мясные деликатесы, консервы); сушке, фасовке лекарственных трав, ягод и др.; созданию фирм по привлечению туристов для знакомства с северным бытом и традициями малочисленных народов.

Таким образом, специфика кластерной политики в районах Севера связана с профилем местного кластера, который, как правило, формируется, исходя из природных ресурсов и обширных неосвоенных пространств. С этой точки зрения для Республики Саха (Якутия) одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики является формирование РИС как комплекс региональных инновационно-промышленных кластеров (РИПК), создаваемых на базе ранее функционирующих территориально-производственных комплексов (ТПК). Например, на территории Якутии предлагается создание двух видов кластеров [9]:

Якутский биотехнологический кластер -может быть сформирован на базе научно-исследовательских институтов Республики Саха, в частности на базе Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения

Российской академии наук. Для успешной реализации проекта необходимо сформировать разветвленную сеть компаний по производству высокоэффективных лекарственных препаратов и биологически активных пищевых добавок, не имеющих аналогов в мировой практике. Для стимулирования создания и развития сети предприятий может быть сформирован технопарк, предусматривающий определенные льготы компаниям-резидентам.

Южно-Якутский производственно-экономический кластер — предполагает создание разветвленной сети производств, направленных на освоение гидроэнергоресурсов на реках бассейна Лены (Учур, Тимптон, Олекма), Эльгинского угольного месторождения, Алданской железорудной провинции, Южно-Якутского золотоносного района.

Создаваемые на базе бывших ТПК модели РИК обычно имеют отраслевой характер. Применительно к Республике Саха (Якутия) в ближайшем будущем РИПК реально могут быть созданы на территории двух крупных и наиболее перспективных социально-экономических регионов индустриального типа - Западной и Южной Якутии, которые имеют утвержденные правительством Республики Саха (Якутия) соответствующие программы развития.

В Западной Якутии формируется территориально-промышленный комплекс, включающий помимо существующей добычи алмазов создание новых нефтегазовых, газоперерабатывающих и газохимических производств. В Южной Якутии на базе бывшего Южно-Якутского ТПК начата реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», который предусматривает создание и развитие производств по добыче и обогащению угля, добыче и переработке железных, урановых руд, газохимии, химических, лесопереработки, тепло- и гидроэнергетики, по добыче цветных металлов.

В перспективе возможно и формирование инновационно-промышленных кластеров в отраслях агро- и лесопромышленного комплексов [6].

Каждый из планируемых к реализации в республике кластеров является совокупностью широкой базы минеральных ресурсов и местного сырья, продуктов их первичной переработки, формирования энергетической и транспортной инфраструктуры. Основное условие реализации этих проектов и существенного увеличения темпов экономического роста - активное вне-

дрение механизмов государственно-частного партнерства.

К благоприятным предпосылкам создания РИПК на указанных территориях можно отнести наличие основных элементов инфраструктуры кластера, сконцентрированных в одном муниципальном образовании (орган власти - администрация муниципального образования, промышленные предприятия, научно-образовательный комплекс, транспортное и информационное обеспечение).

Таким образом, создание новых экономических комплексов на основе сетевых взаимосвязей в виде РИПК на территории Республики Саха (Якутия) является одним из эффективных механизмов формирования региональной инновационной системы. Но, как отмечает М. В. Палкина, региональная инновационная система не может быть сведена только к одному или совокупности нескольких кластеров вследствие того, что их функционирование должно поддерживаться другими организациями, принадлежащими к институциональной инфраструктуре [10]. Сложность проектирования региональных инновационных систем на основе кластерного подхода заключается в том, что кластер призван объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников кластера. Кроме того, в рамках кластерного подхода в регионе должна разрабатываться единая для всех уровней власти (регионального, муниципального) кластерная политика, которая бы координировала их программы и действия, в противном случае идея кластерного подхода на территории может не реализоваться.

В связи с этим, внедрение и эффективное функционирование новых организационных форм и активизация инновационной деятельности требуют сегодня соответствующего развития федеральной и региональной нормативно-правовой базы. Необходимо разработать и принять нормативный акт, который системно и непротиворечиво урегулирует весь комплекс соответствующих аспектов формирования и функционирования инновационных кластеров [4]. Только в случае проведения грамотной кластерной политики, основанной на взаимодействии науки, власти и бизнеса, возможно создание эффективно функционирующих кластеров, способствующих инновационному развитию регионов [8].

^егиональная^и^отраслевая^экономика^^

В качестве концептуальной поддержки развития кластерной политики в Российской Федерации на федеральном уровне в документе [9] предлагается разработать и утвердить Концепцию развития кластерной политики, в которой должны быть прописаны миссия, цели, задачи и направления политики развития кластеров. Отмечается, что стимулирование создания кластеров в северных регионах должно стать одним из приоритетных направлений федеральной северной политики. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания при Правительстве Российской Федерации координационного органа по проблемам кластерной политики, в состав которого могут войти руководители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют научно-методические основы применения кластерного механизма в развитии инновационной экономики региона, возникает необходимость в детальном исследовании процесса формирова-

ния региональных кластеров, включая изучение условий необходимости и достаточности создания того или иного типа кластера, разработки методов оценки критериев и показателей эффективности кластера и т. п. Кроме того, на региональном уровне необходимы соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кластеров, например в виде Концепции кластерной политики региона.

Таким образом, развитие экономики региона российского Севера на основе кластерного подхода должно стать основой стратегии эффективного размещения ресурсов для регионального инновационного развития и диверсификации на отраслевой основе. Это особенно важно в случае территориально размещенных крупных отраслевых промышленных комплексов северных регионов.

Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера является эффективным инструментарием для повышения эффективности их социально-экономического и инновационно-технологического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинфеева Е.В. Формирование и развитие региональных кластеров // Альманах Наука. Инновации. Образование: Альманах. Вып. 7. М.: РИЭПП, 2008. С. 177-191.

2. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/ 2008/2008-4/1/1.htm

3. Берденников Д. С. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Управление инновациями: теория, инструменты, кадры: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. С. 112-114.

4. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Инновационный менеджмент. 2009. № 2. С. 23-27.

5. Валеахметов Н.И., Цацулин А.Н. Создание регионального кластера как способ экономического развития территории // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2009. № 4(81). С. 281-288.

6. Егоров Н.Е., Данилов Ю.Г., Егорова И.Е., Едисеева Т.О., Писецкий Н.Г. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯНЦ РАН, 2009. 176 с.

7. Егорова М.В. Механизмы формирования и функционирования региональной инновационной

системы: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань, 2009. 38 с.

8. Краснокутский П.А. Инновационное развитие регионов на основе проведения кластерной политики: проблемы и перспективы // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 262-266.

9. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.severcom.ru /analitytics

10. Палкина М.В. О проектировании региональных инновационных систем в современных условиях // Вопросы современной науки и практики. Сер. Экономика. Вып. 7(21) / Университет им. В. И. Вернадского. Тамбов: Изд-во ТамбТГУ, 2009. С. 169-175.

11. Фияксель Э.А., Назаров М.Г. Роль инновационного кластера в формировании региональной инновационной системы // Инновации. 2009. № 6. С. 86-88.

12. Цукерман В.А., Козлов А.А. О формировании региональной инновационной системы развития Севера // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 304-310.

13. Шерешева М.Ю. Инновационные кластеры // Роль инновационно активных территорий в формировании национальной инновационной системы. М.: Теис, 2008. C. 177-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.