Научная статья на тему 'Кластерная политика в регионах Севера'

Кластерная политика в регионах Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика в регионах Севера»

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ СЕВЕРА

Н. Е. Егоров, М. В. Николаев

Николай Егорович Егоров,

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий отделом региональной

инновационной экономики Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ

Михаил Васильевич Николаев,

доктор экономических наук, директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ

В последние годы инновационное развитие экономики страны на основе кластерного подхода постепенно становится альтернативной стратегией в региональной политике России. Основоположником теории кластерного развития является американский экономист Майкл Портер, который в 1990 г. ввел понятие «кластер» для обозначения групп конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Согласно его определению кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга [1].

В настоящее время в экономической литературе существует множество определений термина «кластер», обсуждаются различные модели и типы кластеров. Дается, например, даже такое определение: кластеры - это критическая масса необычайного конкурентного успеха в определенной области, сосредоточенная в одном месте [2]. Исследование кластерного подхода позволяет региональным государственным органам вести согласованную социальную политику со всеми участниками, т.е. выполнять свою главную задачу - повышение уровня жизни и благосостояния населения, давая при этом производственным и сервисным предприятиям развиваться в рамках своих полномочий, при имеющейся федеральной нормативно-правовой базе. Главной отличительной чертой кластера от других организационно-экономических форм, создание которых происходит по отраслевому или территориальному признакам, является выстроенная система взаимодействия государственных

органов, независимых производственных и сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей новых технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании) и потребителей, которые заимодейст-вуют друг с другом в рамках единой системы [3, 4].

Можно говорить о том, что кластерный способ организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер, имеющий отраслевой характер, приводит в силу этой особенности не к спонтанной концентрации разноплановых научных и технологических изобретений, а к возникновению взаимосвязанной системы новых знаний и технологий. Именно формирование системы устойчивых связей между всеми участниками кластера является основой для трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные новые товары, продукты и услуги.

Учитывая, что инновации содержатся в каждом элементе данной системы, то можно отметить, что любой кластер обладает той или иной степенью инновационности. В пользу использования кластерного способа в экономике можно назвать следующие основные аргументы [5]:

- кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства, так как для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и научно-образовательным центрам, ввиду того, что все это расположено в непосредственной близости друг от друга;

- кластеры стимулируют изобретение нововведений, поскольку фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса,

а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально их подтвердить или опровергнуть;

- кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства, так как создают благоприятные условия для возникновения новых фирм и запуска производств нового типа товаров.

Таким образом, в современной экономической политике кластерный подход является одним из эффективных методов для динамического развития конкурентоспособной экономики на основе государственно-частного партнерства с широким использованием научно-инновационного потенциала региона. Под кластерной политикой понимается сфера отношений бизнеса и власти, которая ориентирована на повышение конкурентоспособности в сфере производства новых товаров и услуг (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь региональной, инновационной и кластерной политик [6]

Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из ключевых направлений развития экономики Севера в рыночных условиях. Значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса [7]. Сущностное отличие современного северного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса состоит в том, что важным интегрирующим фактором выступают новые знания и инновации, обеспечивающие конкурентоспособность кластера и информационно-коммуникационные сети.

Анализ формирующихся к настоящему времени кластеров в регионах Севера позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые, как нам представляется, в ближайшей перспективе получат наиболее интенсивное развитие:

- топливно-энергетический сектор;

- лесопромышленный комплекс;

- логистика;

- экология и туризм;

- биотехнологии;

- агропромышленный комплекс.

Особенно нуждаются в реализации кластерной политики производители и потребители северной агро-продукции. Из-за недостатка перерабатывающих мощностей экономика северных регионов несет большие потери. Не используются, например, возможности по переработке рыбы, оленей (в основном шкур), морского зверя (мяса, шкур, кости), ягод, лечебных трав и др. Здесь сферы развития кластерной политики могли бы сосредоточиться на следующих видах деятельности:

- переработка, выделка шкур оленей, нерп, промыслового зверя;

- изготовление из меха одежды, обуви, игрушек, сувениров;

- производство сувенирных изделий из клыков моржей;

- получение различной продукции из мяса оленей (колбас, копченостей, мясных деликатесов, консервов);

- сушка и расфасовка лекарственных трав, ягод и

др.;

- создание фирм по привлечению туристов для знакомства с северным бытом и традициями малочисленных народов Севера.

Определяя кластерное развитие региональных территориально-производственных комплексов как наиболее эффективный и целесообразный способ формирования организационно-экономического механизма в новых условиях хозяйствования, можно разработать стратегию долгосрочного развития северных регионов страны [8]. В настоящее время многие северные субъекты России имеют достаточные административные, финансовые, организационные и природно-ре-сурсные возможности для реализации кластерной политики. Рассмотрим это кратко на примере некоторых северных регионов страны.

Мурманский логистический кластер. Выгодное географическое положение Мурманской области, наличие развитой транспортной инфраструктуры (в том числе крупнейшего морского порта), производственной и ресурсной базы, а также эффективных внешнеэкономических связей (прежде всего с Норвегией) позволяют говорить о существенных предпосылках для формирования здесь крупнейшего для российского Севера логистического кластера.

Туристический кластер Республики Карелия. Основу туристического кластера в этом регионе составляют разнообразие и уникальность природы республики, богатые культурные традиции коренных народов, а также географическая близость к туристическим рынкам Западной Европы.

Лесные кластеры Архангельской области и Республики Коми. Богатые лесные ресурсы в этих регионах вполне позволяют сформировать высокоэффективный кластер, который объединит лесопромышленные

предприятия, организации и учреждения, способствующие их работе (машиностроительные, энергетические, образовательные, научные, строительные и т.д.).

Нефтехимический кластер в Ханты-Мансийском автономном округе, включающий газоперерабатывающую, нефтехимическую и химическую отрасли.

Камчатский морской кластер предполагает формирование сети добывающих и перерабатывающих предприятий по эффективному освоению морских ресурсов края. В структуре кластера необходимо развивать высокотехнологичные отрасли (микробиологическую, фармацевтическую, косметологическую), базирующиеся на использовании биологических ресурсов региона.

Следует отметить, что кластер, включающий в себя всю инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной продукции на традиционных или новых рынках сбыта, определяется как инновационный, классическая структура которого представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура инновационного кластера [9]

Таким образом, создание новых экономических комплексов на основе сетевых взаимосвязей в виде территориально-производственных кластеров является одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики в субъектах российского Севера. Следует отметить, что одной из причин, тормозящих создание таких кластеров, является отсутствие нормативно-правовых документов по вопросам кластерной политики. Важно, чтобы стимулирование создания различных типов кластеров стало одним из приоритетных направлений государственной политики регионального развития Арктики. Важнейшими элементами этой политики может стать разработка и реализация федеральных и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований и развитию в этом направлении частно-государственного партнерства [10].

Для Республики Саха (Якутия) одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики является формирование комплекса региональных инновационно-промышленных кластеров (РИПК), создаваемых на базе ранее функционирующих территориально-производственных комплексов (ТПК) [11].

Применительно к Республике Саха (Якутия) в ближайшем будущем инновационно-промышленные кластеры реально могут быть созданы на территории двух крупных и наиболее перспективных социально-экономических регионов индустриального типа (Западная и Южная Якутия), которые имеют соответствующие программы развития, утвержденные Правительством Республики Саха (Якутия). В перспективе возможно и формирование инновационно-промышленных кластеров в отраслях агро- и лесопромышленного комплексов. Хотя в конце ноября 2009 г. на базе ОАО «Сахамебель» был презентован проект под названием «Кластер мебели, деревообработки и смежных отраслей», но он по сути не совсем соответствует аналогичным существующим в мире моделям кластерной структуры.

К благоприятным предпосылкам создания региональных инновационно-промышленных кластеров в республике можно отнести наличие основных элементов инфраструктуры, сконцентрированных в одном муниципальном образовании (орган власти - администрация муниципального образования, промышленные предприятия, научно-образовательный комплекс, транспортное и информационное обеспечение). По нашему мнению, для эффективной реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации необходимо принять на региональном уровне соответствующие нормативно-правовые акты и разработать концепции развития кластерной политики в регионах Севера.

Список литературы

1. Портер, М. Конкуренция / М. Портер / Пер. с англ. - М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

2. Соснина, Т. Н. Терминологический статус понятия «кластер»: многофункциональность, специфика экономического варианта прочтения / Т. Н. Соснина // Вестник института печати СГАУ. Серия «Гуманитарные науки». - Самара, СГАУ, 2009. - Вып. 1. -С. 101-112.

3. Николаев, М. В. Организационно-экономические формы межрегиональной интеграции в условиях глобализации / М. В. Николаев. - СПб. : Изд-во НПК «РОСТ», 2004. - 326 с.

4. Николаев, М. В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику / М. В. Николаев // Проблемы современной экономики.

- 2005. - № 1. - С. 210-213.

5. Пилипенко, И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / И. В. Пилипенко.

- Москва-Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496 с.

6. Быкова, А. А. Исследование условий формирования и функционирования региональных инновацион-

но-промышленных кластеров / А. А. Быкова. - Режим доступа: http://www.hse.ru.

7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. - М., 2008. - Режим доступа : http://www.severcom.ru /апа^Сэ.

8. Хомуха, С. А. Север, кластеры территориально-промышленных комплексов: кластерное формирование организационно-экономического механизма в зоне функционального развития территориально-промышленных комплексов (ТПК) северных регионов / С. А. Хомуха // Российское предпринимательство. -2009. - № 3 (2). - С. 103-106.

9. Монастырный, Е. А. Инновационный кластер / Е. А. Монастырный // Инновации. - 2006. - № 2. -С. 38-43.

10. Цукерман, В. А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов / В. А. Цукерман // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики : материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 13-19 сентября 2008 г. - Севастополь, 2008. - С. 290-294.

11. Егоров, Н. Е. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия) / Н. Е. Егоров, Ю. Г. Данилов, И. Е. Егорова и др. -Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. - 176 с.

тътшиш

Самсонова, И. В. Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный комплекс : учеб. пособие для учащихся 9 - 11 классов / И. В. Самсонова. - Москва : Академия , 2013. - 240 с.

В учебном пособии раскрыты понятие, сущность и специфика сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, приведены полные сведения, характеризующие современное состояние и основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), представлены характеристика основных рабочих профессий агропромышленного профиля, возможности профессиональной подготовки и перспективы трудоустройства в данной отрасли.

шшш ЬЙЕ*Ш*. шш тттш&шш

TEMPERATURE REGIME AND STABILITY OF SMALL DAMS. SPILLWAYS AND CANALS IN PERMAFROST. RUSSIA

Zhang, R.V. Temperature regime and stabiliti of small dams, spillways and canals in permafrost. Russia - China : Heilongjiang Peoples Publishing House, Harbin, 2012. - 200 p.

This book summarizes extensive scientific research done by the author in Permafrost Institute SB RAS for the purpose of improving the stability of low head water facilities in permafrost and to reveal the specific features of their thermal and physical interaction with the environment.

The results of the studies were realized in designing, building and operation of the following low-head water structures in Yakutia; basin irrigation systems in: Khorobut (Megino-Kangalassky region) , Orosuno-Negedyakh (Verkhnevilyuysky region), Khalaan (Amginsky region); waterworks facilities at the Maganka (Yakutsk vicinity) and Matta (Gorny region); tailings ponds («Anabarsky» (Anabarsky region) and « Yubileyny» (Mirny region) mining and processing complexes, «Sarylakh concentrating mill» (Oymyakonsky region)); «Terekhtyakh» deposit (Ust-Yansky region).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.