Научная статья на тему 'Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров'

Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н. Е.

Кластерный подход в современной экономической политике является одним из эффективных методов для динамического развития конкурентоспособной экономики на основе государственно-частного партнерства с широким использованием научно-инновационного потенциала региона. Кластерная политика региона должна быть одним из основных направлений государственной политики по повышению конкурентоспособности региона через стимулирование региональных инновационно-промышленных кластеров. В последние годы кластерная концепция развития региональной экономики является предметом острой дискуссии в экономической литературе. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования региональных инновационно-промышленных кластеров. Рассматривается структурная модель кластерного развития алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) на базе АК «АЛРОСА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров»

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

н.Е. егоров,

кандидат физико-математических наук, доцент ФГнУ «Институт региональной экономики севера»

Кластерный подход в современной экономической политике является одним из эффективных методов для динамического развития конкурентоспособной экономики на основе государственно-частного партнерства с широким использованием научно-инновационного потенциала региона. Кластерная политика региона должна быть одним из основных направлений государственной политики по повышению конкурентоспособности региона через стимулирование региональных инновационно-промышленных кластеров. В последние годы кластерная концепция развития региональной экономики является предметом острой дискуссии в экономической литературе [1 — 14].

К основным преимуществам использования кластерного подхода управления региональной экономикой можно отнести следующие [1, 14]:

1) эффективность функционирования межотраслевых связей между предприятиями кластера, обеспечивающая высокую согласованность с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ;

2) устойчивая система распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемая технологическая сеть, которая опирается на совместную научную базу;

3) конкурентные преимущества предприятий кластера за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизация затрат на внедрение инноваций;

4) наличие в структуре предприятий кластера гибких предпринимательских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

Как отмечает С. Н. Блудова [1], региональный кластер может существовать при наличии следующих трех основных составляющих:

Во-первых, лидирующих фирм, выпускающих высококонкурентную продукцию и экспортирующих ее за рубеж.

Во-вторых, сети поставщиков, обеспечивающих бесперебойное производство конечной экспортной продукции. Именно от уровня развития и качества работы обслуживающих предприятий зависит благополучие кластера в целом.

В-третьих, бизнес-климата или внешней и внутренней конкурентоспособности предприятий кластера, включающей в себя качество трудовых ресурсов, возможность доступа к инвестиционным потокам, уровень налогообложения, наличие административных барьеров, уровень развития инфраструктуры в регионе базирования кластера, регионального научно-исследовательского потенциала и т. д.

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов, и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса региона. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией сложившихся относительно освоенных и слабо освоенных районов, развитых и депрессивных территорий, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, неразвитостью и отсутствием дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры, призванных связать улусы республики и обеспечить ее внутренние республиканские и межрегиональные связи, важностью диверсификации производительных сил республики и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры. Эти обстоятельства определяют необходимость реализации кластерного подхода к развитию инновационной экономики республики.

Как отмечено в программе «Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года», важнейшим направлением совершенство-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

63

вания пространственной структуры экономики является выделение и развитие региональных производственно-экономических кластеров, связанное с достижением значительного синергетического эффекта в производственной и социальной сферах за счет согласованного, взаимоинициирующего и взаимодополняющего осуществления ряда инвестиционных проектов в различных отраслях.

Любой крупный проект в Республике Саха (Якутия) требует значительного инфраструктурного обустройства, которое всегда подразумевает государственное участие в виде федерально-регионального софинансирования, то есть реального партнерства с корпоративными структурами. Поэтому принципиальная особенность новых кластеров, которые будут создаваться в республике в противовес советским территориально-производственным комплексам, состоит именно в том, что организационная форма локализованных сопряжений будет совсем другая. Это будет альянс государства (его усилий, материальных средств, финансов) и частного корпоративного сектора.

Регионально-кластерный подход к развитию экономики региона преследует две важнейшие цели:

1) позволяет гармонично и в едином комплексе развивать различные отраслевые направления в рамках стратегического приоритета реальной диверсификации, создает конкурентоспособную экономику с развитой социальной и поселенческой сферой, удовлетворяющей потребности населения республики в благоустроенных формах жизни, одновременно минимизируя всегда высокие в условиях Севера непроизводственные издержки;

2) создает условия для рационального использования (и концентрации) ресурсов всех видов (человеческих, финансовых, природных и др.) в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. При этом режим организации хозяйственной деятельности и законодательные особенности ключевых территорий могут быть весьма разнообразны (особые экономические, технико-внедренческие и рекреационно-туристические зоны, инновационно-технологические комплексы; зоны организации концессий; территории проживания малочисленных народов; ресурсные и природные резерваты регионального и местного значения; зоны повышенного экологического внимания и т. п.).

Региональный инновационно-промышленный кластер (РИПК) представляет собой систему сконцентрированных в одном определенном регионе

взаимосвязанных производственных предприятий, научно-образовательных учреждений и государственных органов, сосредоточенных вокруг базовой отрасли промышленности для производства и выпуска экспортоориентированной продукции и достижения конкурентоспособности региона внутри страны и на мировом рынке.

В соответствии с современными тенденциями социально-экономического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) наиболее перспективным вариантом создания региональной системы кластеров является формирование следующих региональных инновационно-промышленных кластеров:

• РИПК алмазно-бриллиантового комплекса на базе АК «АЛРОСА»;

• РИПК топливно-энергетического комплекса на базе Южно-Якутского ТПК;

• РИПК лесопромышленного комплекса;

• РИПК информационно-телекомуникацион-ных технологий.

В общем случае структурная блок-схема регионального инновационно-промышленного кластера представлена на рис. 1. Как видно, кластер образуется на основе базовой отрасли, размещенной на территории одного или нескольких муниципальных образований республики, и функционирует на базе государственно-частного партнерства. Государственная политика в данной области осуществляется посредством принятия и реализации

Рис.1. Структурная блок-схема регионального инновационно-промышленного кластера

соответствующей государственной программы развития отрасли промышленности. Участие государства также заключается в формировании нормативно-правовой базы финансово-экономической деятельности кластера, а также в решении вопросов развития инфраструктуры социальной сферы в данном регионе. Оперативное руководство кластером может проводиться соответствующим координационным советом или советом директоров входящих в состав кластера предприятий и организаций.

Немаловажную роль в развитии РИПК играет проведение научно-технической и кадровой политики. Развитие кластера не может осуществляться без создания и распространения знаний, поэтому деятельность формирующихся кластеров в регионе со сложившейся промышленно-про-изводственной структурой всегда носит инновационный характер. Максимальный уровень развития кластера определяют именно инфраструктурные факторы знаний [2].

Научно-инновационное сопровождение деятельности РИПК, подготовку и переподготовку специалистов для потребности кластера желательно проводить на территории муниципального образования, где функционируют основные предприятия кластера и вспомогательные производственные предприятия, составляющие инфраструктурную поддержку развития кластера — энергетика, транспорт, логистика, информационно-телекоммуникационные фирмы, малые инновационные предприятия и т. д. Эти составные части кластера должны быть учтены и заложены в государственной программе перспективного развития РИПК.

Особенностью перечисленных кластеров является их ориентация на межрегиональное взаимодействие. Их роль и влияние будут простираться далеко за пределы республики, и это в свою очередь во многом будет определять базовые закономерности их развития. Именно поэтому так важна с самого начала увязка стра-

тегий и конкретных программ их развития с общегосударственными стратегическими приоритетами и комплексными программами территориального и отраслевого развития Российской Федерации на Дальнем Востоке и Севере с учетом перспектив международного сотрудничества и реалий мирового рынка.

В качестве примера рассмотрим структурную схему формирования регионального инновационно-промышленного кластера на базе алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) акционерной компании «АЛРОСА», основные предприятия которой расположены на территории МО «Мир-нинский район» (рис. 2).

Рис.2. Региональный инновационно-промышленный кластер алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия)

региональная экономикА: теория и практика 65

Муниципальное образование «Мирнинский район» по уровню развития промышленной, инженерно-технической, транспортной, социальной инфраструктуры занимает одно из ведущих мест в Республике Саха (Якутия). Мирнинский район Республики Саха (Якутия) — центр алмазодобывающей промышленности Российской Федерации. В настоящее время Мирнинский район существует в границах бывшего Мирнинского района ЯАССР, выделенного в 1965 году в связи с началом разработки алмазных месторождений в Якутии. Уникальные запасы полезных ископаемых, многообразие природных ресурсов, резко континентальные климатические условия предопределили сложность социально-экономической структуры данного района.

Целевые ориентиры экономического и социального развития района определены в республиканской целевой программе «Социально-экономическое развитие муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2005 — 2010 годы», в которой изложены основные положения формирования современного индустриального комплекса МО «Мирнинский район» как важнейшей составляющей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

АК «АЛРОСА» является одной из крупнейших алмазодобывающих компаний мира, на долю которой приходится 25 % объема мировой добычи и около 98,2 % добычи алмазов в России. Группа «АЛ-РОСА» реализовала в 2006 г. основной продукции на 2,86 млрд долл., в том числе бриллиантов — на 141,1 млн долл. Акционерами «АЛРОСА» являются: Росимущество — 37 % акций, Министерство по управлению госимуществом Якутии — 32 %, физические и юридические лица — 23 %. Восьми улусам Якутии принадлежит 8 % акций компании. Государственная политика в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) республики регулируется Алмазным Советом при Президенте Республики Саха (Якутия).

В настоящее время АБК Республики Саха (Якутия) представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс, включающий геологоразведку, добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта.

Правлением АК «АЛРОСА» в декабре 2006 г. был утвержден программный документ «Стратегический план развития АК «АЛРОСА» на 2006 - 2015 гг.» План обосновывает и подтверждает техническую

возможность и экономическую эффективность реализации программы перехода на подземный способ добычи и предлагает комплекс организационно-технических и управленческих решений, обеспечивающих достижение основных целей - поддержание стабильных объемов алмазодобычи, обеспечение экономической эффективности деятельности компании, укрепление ее позиций на мировом рынке. Разработанный план является основой для последующей подготовки пятилетних и годовых планов деятельности группы «АЛРОСА».

Научно-производственное сопровождение алмазно-бриллиантового комплекса проводится отраслевым научными учреждениями АК «АЛРОСА», находящимся в г. Мирном: Институтом «Якутни-проалмаз» и Якутским научно-исследовательским геологоразведочным предприятием «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт (ЯНИГП ЦНИГРИ АК «АЛРОСА»).

Институт «Якутнипроалмаз» проводит научно-исследовательские и проектные работы по проектированию и строительству объектов алмазодобывающей промышленности, созданию технологий обогащения сырья, разработке уникальных ким-берлитовых месторождений Якутии. Направления исследований института тесно увязаны с задачами и нуждами производства, важнейшими из которых являются поддержание сырьевой базы и обеспечение эффективной добычи алмазной продукции в планируемых объемах.

ЯНИГП ЦНИГРИ выполняет научные исследования по следующим направлениям: ведение геологоразведочных работ, выбор и предварительная оценка перспективных площадей и участков; обоснование оптимальных методик работ в зависимости от геологических и ландшафтных условий; внедрение научных рекомендаций в практику геологоразведочных работ предприятий АК «АЛРОСА».

Основную подготовку кадров для АК «АЛРОСА» осуществляют Мирнинский политехнический институт (филиал) Якутского госуниверситета (МПИ ЯГУ) и Горно-геологический институт ЯГУ в г. Якутске, которые готовят специалистов высшей квалификации в области горного дела, геологоразведки и электроснабжения промышленных предприятий.

Подготовка специалистов среднего специального профессионального образования проводится на базе Мирнинского индустриального техникума и Мирнинского регионального технического колледжа, а также аналогичных ССУЗах Вилюйской

группы улусов, которые выпускают квалифицированных рабочих кадров по направлениям деятельности АК «АЛРОСА».

Научно-инновационная деятельность по разработке и внедрению новых технологий в АБК осуществляется в основном Институтом горного дела Севера СО РАН, Горно-геологическим институтом ЯГУ, Мирнинским политехническим институтом (филиалом) ЯГУ и малыми инновационными предприятиями по производству алмазных инструментов и порошков.

Основными предприятиями по переработке алмазного сырья технического назначения и производству алмазных порошков и алмазных инструментов различного назначения являются ОАО «Саха Даймонд», Научно-технологический комплекс Якутского научного центра СО РАН, СП «Саха Дойч-Диамант» (г. Нерюнгри), СП «Даймонд Тулз» и «Коммерал» (г. Мирный). Прогнозируемая потребность Российской Федерации в алмазных инструментах и материалах из природных технических алмазов равна 8 млн карат в год, а производственные мощности действующих в республике предприятий составляют 4,6 млн карат в год [3].

В составе алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) важное место занимают гранильное и ювелирное производства. В настоящее время гранильное производство Республики Саха (Якутия) представлено 31 гранильным заводом, 24 из которых объединены в 8 групп, и выкупают сырье на всю группу заводов, а 7 заводов приобретают алмазное сырье у Якутского предприятия по торговле алмазами АК «АЛРОСА».

В целом экономический эффект от внедрения новых инновационных технологий и техники в алмазодобывающую промышленность за 2005 г. составил 1,3 млрд руб., число внедренных разработок повысилось с 2001 г. на 40 % (с 47 до 66) [3].

Таким образом, на территории Западной Якутии, в г. Мирном и г. Якутске сконцентрирован комплекс научно-образовательных учреждений и производственных предприятий в области горнодобывающей промышленности и производства конкурентоспособной продукции в мировом масштабе, имеется необходимая сопутствующая инфраструктура для стабильного производственного процесса, которые обеспечивают успех в формировании на их основе регионального инновационно-промышленного кластера на базе алмазно-бриллиантового комплекса АК «АЛРОСА».

ЛИТЕРАТУРА

1. Блудова С. Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2004, № 2 (13).

2. Дуненкова Е. Н. Формирование инновационно-промышленного кластера для развития индустриального региона: Дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. — Москва, 2005.

3. Егорова И. Е. Кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики. — Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007.

4. Жигжитова Б. Н. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным развитием региона на основе кластерного подхода: Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

5. Кудинов А. Н, Лурье Е. А., Барсукова Н. Е. Региональные научно-технологические кластеры // Инновации. 2005. № 7.

6. Малов В. Ю. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное // ЭКО, 2006. № 11.

7. Мельман И. В. Кластерная форма организации лесопромышленных комплексов: Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук — Красноярск: Изд-во СибАУ, 2006.

8. Митенев В. В., Кирик О. Б. Кластер как фактор развития экономики / Экономика и социальные проблемы в регионе: факты, тенденции, прогноз. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - Вып. 34.

9. Монастырный Е. А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2.

10. Николаев М. В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику // Проблемы современной экономики, 2005. № 1, 2.

11. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005.

12. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2005.

13. Четырбок Н. П. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов в регионах // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Материалы республиканской научно-практической конференции. — Мн. : ГУ «БелИСА», 2005.

14. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас промышленной реструктуризации. 2003, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.