Научная статья на тему 'Кластерный подход в инновационном развитии региона (на примере Республики Саха (Якутия)'

Кластерный подход в инновационном развитии региона (на примере Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Николай Егорович

В статье обсуждаются вопросы формирования кластерной политики и методические рекомендации, направленные на содействие развитию кластерных инициатив в субъектах России. Рассмотрены основные направления реализации кластерного подхода в инновационном развитии экономики Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problems of clustering policy development in the Russian Federation, proposes methodological recommendations for regional cluster initiatives supporting and considers the main ways of clustering approach realization in the innovation development of the Republic Sakha (Yakutia) economy.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в инновационном развитии региона (на примере Республики Саха (Якутия)»

4-

Материалы конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ)»

УДК 332.133.6

Егоров Н. Е.

кластерный подход в инновационном развитии региона (на примере Республики саха (Икутия)1

В настоящее время кластерная политика распространена во многих странах, и направлена на поддержку существующих и потенциальных цепочек создания добавленной стоимости. Формирование кластерной политики направлено на выбор конкурентоспособной модели экономики, приоритетных отраслей, имеющих потенциал повышения конкурентоспособности, выявление факторов и элементов, воздействующих на степень развития конкурентных отношений и механизмов.

Под кластерной политикой понимается государственная политика повышения конкурентоспособности страны или региона через стимулирования промышленных кластеров и региональных/локальных кластеров малых и средних предприятий и включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.

Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров. Основными исполнителями кластерной политики являются регионы, где и располагаются такие конкурентоспособные кластеры [5, 6].

По своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-02-79203а/Т

структуры экономики России, и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Кроме того, надо помнить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий [7].

Кластерная политика на практике реализуется в разработке кластерной стратегии, которая представляет собой решения (приоритеты) в области организации кластеров и сетевого сотрудничества, определяющие конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики [12].

Отличительной особенностью концепции кластеров является то, что эта концепция базируется на более широком, более динамичном видении процесса конкуренции между фирмами и регионами на основе роста производительности. Взаимосвязи и обмен в кластере часто сильнее влияют на рост производительности, чем масштабы работ отдельных фирм. Значение имеет не то, в чем конкурентоспособенна конкретный регион, а то, как именно осуществляется конкурентная борьба. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами (университеты, организации по сотрудничеству, исследовательскими лабораториями). Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам [6].

Концепция кластеров способствует развитию особой формы политического, государственного мышления, выходящего за рамки общих потребностей экономики, и позволяет выявить важные роли правительства (исполнительных структур) на разных властных уровнях. Мышление, основанное на кластерном подходе, может направлять политику в отношении науки и технологий, образования и профессиональной подготовки, содействия экс-

порту и иностранных инвестиций. Лучший шанс для региона привлечь иностранные инвестиции и способствовать увеличению экспорта продукции состоит в использовании существующих и возникающих кластеров.

Одной из первоочередных по важности задач в формировании региональной инновационной политики должен являться поиск методов выявления данных конгломеративных систем. Применение на практике разработанной методологии и обнаружение данных структур позволит сформировать программы развития кластеров в инновационной среде. Концепция кластеров является особо привлекательной для региональной экономики. Кластерное управление экономикой является одним из эффективных методов развития экономики региона, позволяющей максимальное использование существующего научно-технического и инновационного потенциала.

В современных условиях кластерный подход оказывается оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, то есть компаний и институтов, входящих в его состав, так и для того региона, на территории которого этот кластер находится.

Кластерная политика должна быть направлена, с одной стороны, на стимулирование развития кластерных инициатив, а с другой, - на создание благоприятной среды для развития уже существующих кластеров. При этом может быть выбрана та или иная стратегия проведения кластерной политики. Это может быть стратегия посредничества, когда органы власти делают акцент на создании условий для диалога и стимулировании кооперации между участниками кластера, либо стратегия стимулирования спроса, заключающаяся в размещении государственного заказа и обеспечении трансфера технологий.

В отличие от отраслевого подхода, по сути деформирующего конкуренцию за счет лоббирования интересов отдельной отрасли или компании и, как следствие, «перетекания» выгод в одну из отраслей, кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала роста региональных экономических субъектов. Более того, основанная на развитии диалога между ключевыми игроками региона, формировании совместного видения и общих целей, кластерная политика снимает ограничения территориального подхода, не позволяющего адекватно оценить взаимосвязи между корпорациями и другими субъектами рынка [8].

Новизна кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в ее более узком фокусе - она ориентирована только на конкурентоспособные виды деятельности, продукция которых обращена на внешние для региона рынки страны и мира. Но внутри этого узко выбранного направления кластерная политика шире прежней промышленной, потому что консолидирует здесь не только саму производственную деятельность, но и промышленный сервис, региональный научно-образовательный комплекс, навыки и традиции местного сообщества, которые оказываются задействованы в работе регионального кластера [5].

Таким образом, кластерная политика является новым эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики, так как в условиях инновационной экономики кластеры создаются не столько по отраслевому, сколько по межотраслевому принципу и направлены не столько на усиление сложившейся структуры регионального производства, сколько на проявление принципиально новых отраслей, формирование новых «конкурентных преимуществ», создание новой отраслевой конфигурации в регионе.

Экономическое развитие на основе кластерного подхода в последнее время становится альтернативной стратегией в региональной политике России. Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Широкое обсуждение актуальных вопросов, связанных с развитием кластерной региональной политики, ежегодно проводится на межрегиональном экономическом Форуме «Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики».

В настоящее время основными нормативными документами, направленными на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России, являются:

• Концепция кластерной политики в Российской Федерации, разработанная Министерством экономического развития России в 2008 г. [2];

• Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, подготовленные Министерством экономического развития России (письмо от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19) [4];

4-

Материалы конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ)»

• Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации, разработанные в 2008 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Центром экономики Севера и Арктики, Государственным Университетом «Высшая школа экономики» в рамках Программы канадско-российского сотрудничества в области развития Северных территорий (NORDEP) [5].

Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из ключевых направлений развития экономики Севера в рыночных условиях. В документе [5] подчеркивается, что значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики Севера, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса. Сущностное отличие современного северного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса состоит в том, что теперь все более важным интегрирующим фактором выступают факторы нового знания, инноваций, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети.

Специфика кластерной политики в районах Севера связана с профилем местного кластера, который, как правило, формируется от природных ресурсов и обширных неосвоенных пространств. Именно здесь создаются главные конкурентоспособные сектора северной экономики [5]. Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров, представляя в Правительстве Российской Федерации «Схему комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года» [9], отметил необходимость кластерного подхода [10]. Данный подход будет использован как основа стратегии эффективного размещения ресурсов для регионального развития и диверсификации на отраслевой основе. В целях ускорения инновационного роста экономического потенциала на основе реализации Схемы необходимо широкое применение кластерного подхода к развитию отраслевых, межотраслевых и территориальных

комплексов, а также региональной экономики в целом. При этом следует учитывать, что само внедрение кластерного подхода в экономику является важнейшей формой организационно-экономической инновации.

Согласно Схемы [9], реализация кластерного подхода в развитии региона на ближайший и среднесрочный периоды требует решения ряда следующих мероприятий:

- выявление и мониторинг ситуации возможности развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластеров, территориальной локализации или расширения их отдельных звеньев, аналитические и маркетинговые исследования перспектив развития возможных кластеров на внешнем рынке, оценка влияния конкретного кластера на инфраструктуру и развитие поселений;

- формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процессе разработки и обсуждения стратегий регионального развития, содействие обмену опытом между улусами (их объединениями) по формированию социально-экономической политики;

- консолидация участников кластера (в том числе, через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности кооперации предприятий и образовательных учреждений в рамках развития кластера;

- формирование институциональной среды для развития территориальных кластеров, включающей адаптацию законодательной базы, расширение организационно-правовых форм, активизацию инициативы участников и т.п.

В перспективе технологическая и инновационная политика в регионе должна фокусироваться не на изолированных предприятиях и учреждениях, а на содействии их организации в сети и кластеры. Для этого, прежде всего, необходимо усиление стимулов к кооперации и созданию кооперационных сетей, в т.ч. и четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственности; развитие служб, облегчающих доступ к знаниям; снятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государ-

ственного сектора исследований и разработок и частного сектора.

Как отмечает Ю.Н. Гусев [1], в настоящее время регионы формируют свои стратегии развития на 15-20 лет. Поэтому необходимо изначально закрепить, в том числе на законодательном уровне, инновационный характер формируемой региональной экономики, примерные соотношения между крупным, средним и малым бизнесом в основном производстве и определить меры по выполнению этих соотношений при переходе к инновационному сценарию. В связи с этим органам исполнительной власти региона и местного самоуправления рекомендуется рассмотреть возможность создания агентств регионального развития для реализации кластерных инициатив в регионах и обеспечить включение кластерного подхода в региональные программы и стратегии социально-экономического развития [5].

По мнению авторов работы [3], при формировании региональных кластерных систем особое значение приобретает нормативно-правовое регулирование кластерных сетей в сфере инноваций, т.к. именно в этой сфере взаимодействия государства и бизнеса представляют наиболее действенную организационную форму взаимодействия сторон для совместного решения задач, направленных на повышение конкурентоспособности региона.

Таким образом, анализ современного состояния использования кластерного подхода к развитию экономики регионов России, а также поиск эффективного механизма развития инновационной экономики республики в условиях финансово-экономического кризиса приводит к заключению о необходимости принятия на региональном уровне отдельного нормативно-правового акта в виде Концепции кластерной политики Республики Саха (Якутия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев Ю. Н. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. 2007. № 03. С. 50-55.

2. Концепция кластерной политики в Российской Федерации / Поволжское отд. Росс. инженерной акад. Самара, 2007: http://www.pona. ш /files/konc_klaste-m_259_10.doc.

3. Лурье Е. А., Сафонов Г. В. Региональные кластерные системы //Материалы третьего межд. Форума ОТ НАУКИ К БИЗНЕСУ «Территория инноваций: опыт регионального развития». Санкт-Петербург, 2009. С. 55-57.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. М., 2008: http://www.ir-pep.ru/ апа^^/ тпоуМе-tail/?item_id=218.

5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М., 2008: http://www._severcom.ru/analityt2

1С8.

6. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва-Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.

7. Пилипенко И. В. Нужна ли России кластерная политика? / Прил. 6 к Ежегодн. экономич. докладу 2008 г. Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: От экономики «директив» к экономике «стимулов»: http://www.biblio-globus.ru/docs /Annex_6.pdf.

8. Рябченюк Ю. В. Автомобильные кластеры в системе региональной экономики // Автобизнес. 2006. № 74. С. 34-36.

9. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года: Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 411 от 06.09.2006г. и одобрена Правительством РФ от 08.02.2007г.

10. Штыров В. А. О результатах и основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) / Выступление на заседании Правительства РФ 8 февраля 2007г.

11. Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 11; http://e-jouinal.spa.msu. ш/ images/File/2007/11/Jasheva.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.