Научная статья на тему 'Кластерный элемент при формировании экономики регионов России'

Кластерный элемент при формировании экономики регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЛИБЕРАЛЬНАЯ И ДИРИЖИСТСКАЯ МОДЕЛИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

Глобализационные процессы в экономическом развитии обуславливают необходимость выработки новых методических и практических подходов к формированию путей стратегического хозяйственного развития территорий России в рамках отдельных субъектов РФ. Новые управленческие подходы предполагают непосредственное воздействие участников бизнеса на региональное экономическое развитие посредством создания особых условий и форм для развития предпринимательства. Один из них, комплексно формирующий хозяйства регионов, а в ряде случаев и их группы кластерный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный элемент при формировании экономики регионов России»

Кроме государственной поддержки, в условиях мирового финансового кризиса Агентство по ипотечному жилищному кредитованию предлагает помощь банкам с целью поддержания системы ипотечного кредитования на достигнутом уровне, которая позволяет населению с определенным уровнем дохода самостоятельно решать проблемы по обеспеченности жильем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черных А.В. Залог недвижимости в российском праве. М., 1995.

2. Грузицкий Ю.Л. Об ипотечных губернских банках феодальной Рос сии// Деньги и кредит.2006. №4.

3. Покопцева Е.Б. и др. Ипотека в России. Прошлое. Настоящее. Будущее /Под ред. И.С. Радченко. М.: ГроссМедиа,2004.

4. Грузицкий Ю.Л. Ипотека в Российской импе-рии//Деньги и кредит.2005.№1.

5. ВекаА.В. История России. М.: ACT, 1999.

Т.Н. ШИЛЬЧЕНКО, преподаватель кафедры ЭиФ ТИУиЭ

КЛАСТЕРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Глобализационные процессы в экономическом развитии обуславливают необходимость выработ-ки новых методических и практических подходов к формированию путей стратегического хозяйст-венного развития территорий России в рамках от -дельных субъектов РФ. Новые управленческие под-

ходы предполагают непосредственное воздействие участников бизнеса на региональное экономическое развитие посредством создания особых условий и форм для развития предпринимательства. Один из них, комплексно формирующий хозяйства регионов, а в ряде случаев и их группы - кластерный подход.

Кластер, кластерная политика региона, региональный кластер, либеральная и дирижистская модели кластерной политики.

Кластерный подход в современной экономической политике - один из эффективных методов динамического развития конкурентоспособной экономики на основе государственно-частного партнерства с широким использованием научно-инновационного потенциала региона. Кластерная политика региона - одно из основных направлений государственной политики по повышению конкурентоспособности региона через стимулирование региональных инновационно-промышленных кластеров [1]. Региональный кластер большинство современных исследователей рассматривают как группу географически сконцентрированных взаимосвязанных компаний (фирм) в определенном, не обязательно совпадающем с административно-территориальными границами регионе из смежных отраслей хозяйства, производящих схожие или взаимодополняющие продукты и услуги и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами - членами кластера и их сотрудниками, за счет которого обеспечивается рост его конкурентоспособности в мировой экономике.

Можно выделить три главные причины, необходимые для стимулирования развития кластеров: кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства, поскольку для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам; кластеры стимулируют создание инноваций, т.к. фирмы получают доступ к новейшей информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий; кластеры

облегчают коммерциализацию знаний и производства. Формируются льготные условия для создания и освоения новых фирм по производству новых видов товаров.

Основная задача кластеров - обеспечить производственно-коммерческую деятельность на основе эффективного стратегического альянса и делового сотрудничества. Кластерный подход, основанный на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации (близость потребителя и производителя), сетевых эффектах, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса сегодня широко распространен в России. К основным преимуществам использования кластерного подхода при управлении региональной экономикой можно отнести следующие: эффективность функционирования межотраслевых связей между предприятиями кластера, обеспечивающих высокую согласованность с характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ; устойчивая система распространения новых технологий, знаний, продукции - так называемая технологическая сеть, которая опирается на совместную научную базу; конкурентные преимущества предприятий кластера за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизация затрат на внедрение инноваций; наличие в структуре предприятий кластера гибких предпринимательских структур -малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона [3].

Как отмечает С.Н. Блудова, региональный кластер может существовать при наличии трех основных составляющих : во-первых, лидирующих фирм, выпус -кающих высококонкурентную продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта ее за рубеж;

во-вторых, сети поставщиков, обеспечивающих бесперебойное производство конечной продукции. Именно от уровня развития и качества работы обслуживающих предприятий зависит благополучие кластера в целом; в-третьих, бизнес-климата или внешней и внутренней конкурентоспособности предприятий кластера, включая качество трудовых ресурсов, возможность доступа к инвестиционным потокам, уровень налогообложения, наличие административных барьеров, уровень развития инфраструктуры в регионе базирования кластера, региональный научно-ис -следовательский потенциал и др. [4].

С тех пор как российская экономика стала субъектом открытого рынка, предприятия и регионы пытаются адаптироваться к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынки и привлечению инвестиций явно страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Со временем становится ясно, что инвестиции нужны не там, где есть только необходимые общие условия (стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти), а там, где есть реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли.

Сегодня в условиях интенсивной вертикальной интеграции конкурентоспособные предприятия представляют собой скорее отдельные точки роста, чем кластеры, существующая сеть коммуникаций обслуживает интересы немногочисленных крупных структур. Образование кластеров сдерживает нехватка дос -тупного капитала и квалифицированных кадров: учебные программы вузов и колледжей не соответствуют потребностям кластеров, о чем все чаще заявляют руководители предприятий.

По мере формирования производственного кластера в регионе он притягивает на данную территорию других участников рынка, лучшие консалтинговые, образовательные и иные услуги, лучшие человеческие ресурсы, в том числе в сфере инноваций. Такой кластер содействует улучшению имиджа региона, а имидж региона, со своей стороны, содействует продвижению участников кластера. Таким образом, кластеризация оптимально сочетает интересы территории с интересами предприятий. Но территориальная привязка кластера не означает замыкания отрасли на той территории, в пределах которой размещаются кластерообразующие предприятия. Кластеризация мобилизует национальные ресурсы для повышения конкурентоспособности национальных отраслей в международном масштабе [5].

Создание кластеров может стать эффективным инструментом, снижающим степень дифференциации регионов по уровню экономического развития. Формирование кластеров, ориентированных на инновации, позволит повысить темпы развития регионов, которые не обладают большими запасами топливноэнергетических ресурсов, но имеют достаточные научный, образовательный и кадровый потенциал[6]. Кластеры - организационная форма консолидации усилий заинтересованных сторон, направленная на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры, - это возможность для бизнеса и для регио-

на развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер -это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, т.е. создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 - 10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой менее успешные. Ключ к успеху кластера - цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение от них поддержки и от административного ресурса региона. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом.

Региональное экономическое развитие на базе соз-дания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместные усилия бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров, различная, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации. Сегодня этот процесс наблюдается в России. Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование экономического процесса. Развитие инфраструктуры сервиса, системы консультационных услуг поставщиков при создании кластера повысит конкурентоспособность предприятий за счет снижения издержек. Хочется отметить, что имеющий горизонтальную структуру кластер не вступает в противоречия с вертикально интегрированным бизнесом. В европейских странах зарождение и возникновение кластеров началось в 70-е гг. XX в. В Россию кластерный подход к экономике пришел с опозданием на 20-30 лет. Сегодня в российской экономике происходит «региональная революция».

Новая экономическая стратегия развития регионов подразумевает, что не внешняя экспансия и крупные индустриальные стройки, а сосредоточение офисов, школ, высокотехнологичных малых и средних предприятий, к которым относятся и предприятия индустрии туризма и сервиса, не нарушающие культурно -историческую самобытность территории, становятся символами ее развития, а то, что, в первую очередь, способствует сохранению и улучшению жизненной среды. Поэтому (что часто происходит в европейских странах) критерием регионального развития становится политика средового обустройства. Иначе говоря, целью региональной экономической политики становится развитие конкурентоспособной экономики, т.е. создание устойчивого самовоспроизводящегося территориального сообщества, исповедующего принцип «это место должно быть желанным для жизни».

В рамках Петербургской технической ярмарки, прошедшей в Ленэкспо 11.03.2008 г., состоялся семинар «Опыт организации отраслевых региональных кластеров. Инвестиционные проекты регионов», который показал, что традиционные методы и представления о стратегии экономического развития все еще присутствуют. В ряде регионов к кластерам относятся

как к «модным» веяньям, подменяя эту форму экономической организации понятием технологических цепочек. Именно средний и малый бизнес должен проявлять инициативу по созданию кластеров. Вряд ли приходящие на рынок крупные западные инвесторы и сети будут в этом заинтересованы. Совершенно очевидно, что без научно-теоретической базы специалистов и даже при наличии инициативы сверху этот процесс пойдет не быстро, т.к. создание кластеров по инициативе «снизу» вызывает у многих специалистов серьезные сомнения [7].

Организация и развитие кластеров для предприятий малого и среднего бизнеса может существенно снизить барьеры выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; приведет к возможности достижения эффекта при организованном обучении персонала; повысит эффективность закупки технических средств и программных продуктов информационных технологий; получит доступ к заказам (клиентам); перенесет положительную репутацию кластера на его участников (бренд); повысит возможность адаптации систем профессионального образования региона (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий кластера; реализует региональные инновационные и иные программы в регионе, которые будут учитывать интересы кластера.

Для региональной экономики развитие кластеров обеспечит повышение занятости населения; привлечет квалифицированных специалистов; поспособствует развитию смежных секторов в экономике и сфере услуг.

Результатом функционирования кластера для экономики города (территории) будет гарантия сохранения рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе; сохранение и увеличение налоговой базы; сокращение выплат по безработице.

Эю только некоторые из ряда причин, которые должны стимулировать власти к проявлению заботы о малом бизнесе, что и происходит в европейских странах, поскольку малый бизнес является гарантом создания новых рабочих мес т, увеличения налоговой базы, творческой активности населения, увеличения среднего класса, который считается опорой демократического общества [7].

Мировой опыт показывает, что структуры кластерного типа формируются двумя способами: в результате реализации государственной региональной политики либо в инициативном порядке со стороны коммерческих организаций, в которых государство не принимает участия. Для России наиболее приемлем первый вариант формирования кластеров, в связи с чем одной из основных задач на современном этапе является разработка кластерной политики развития регионов, которую можно определить как систему мероприятий, направленных на решение задач формирования и развития кластеров с целью повышения конкурентоспособности региона или отрасли. Существуют различные подходы к формированию кластерной политики. Либеральная модель кластерной политики характерна для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику с минимальным вмешательством государства в рыночные отношения. Эю США, Великобритания, Австралия, Канада. Ди-

рижистскую модель кластерной политики, соответственно, поддерживают власти тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь страны. Среди них, например, Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия. Специалисты выделяют три принципиальных отличия дирижистской модели кластерной политики от классической либеральной. Во-первых, подход к формированию кластеров. Ди-рижистская политика предполагает, что правительство выбирает отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые впоследствии оно будет развивать. Либеральная кластерная политика, напротив, предполагает развитие только тех кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Во-вторых, подход к формированию инфраструктуры для кластеров. В рамках дирижистской кластерной политики инфраструктуру целенаправленно создает правительство. При либеральной кластерной политике правительство практически не участвует в создании инфраструктуры. В-третьих, отличие заключается в роли, которую играют региональные органы государственной власти при формировании кластера. При дирижистской кластерной политике правительство самостоятельно выбирает регион для создания кластера и определяет объем его финансирования. Роль региональных органов государственной власти второстепенна. Либеральная кластерная политика предполагает, что ответственность за создание кластеров полностью лежит на региональных органах власти. Правительство при этом стимулирует регионы к формированию кластеров [6].

Создание кластеров исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины. Среднему и малому бизнесу проще приспособиться к изменению конъюнктуры, они меньше зависят от состояния уровня мировой экономики, а крупные национальные и транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, позволяющие обеспечить долговременный стратегический маневр.

После выделения сложившихся потенциальных кластеров можно проводить кластерную политику, основными исполнителями которой должны стать субъекты РФ, где и располагаются конкурентоспособные фирмы и компании, формирующие кластеры [8]. Правительство РФ не только одобряет кластерный подход, но и намерено использовать его как один из эффективных инструментов регионального развития по инновационному сценарию. Правительство должно сформировать законодательную и финансовую базу для поддержки и развития территориально-производственных кластеров. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции. На этой основе Правительство сможет определить место и роль экономики каждого региона в

социально-экономическом и пространственном развитии страны. Бизнес и регион будут видеть конкретные цели и приоритеты экономического развития, ощущать заинтересованность федерального центра и получать от него конкретную поддержку. Взаимодействие бизнеса и власти в рамках региональных кластеров дает обеим сторонам очевидные преимущества. Для региона - это увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижение зависимости (в том числе бюджетной) от отдельных частных компаний, для бизнеса - расширение возможностей модернизации, проведение исследований и раз -работок, снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции. В перечне мер по развитию кластеров можно назвать налоговое стимулирование, включение местных предприятий в реализацию федеральных целевых программ, национальных и межрегиональных проектов [9].

Примерами созданных или планирующихся кластеров в разных регионах России могут служить кластеры Самарской области в автомобилестроении, в авиационно-космическом и химическом комплексах. Сегодня в Самарской области производится около 70% всех легковых автомобилей, выпускаемых в Рос -сии, 66% линолеума, более одной пятой части синтетических каучуков, 25% подшипников и 25% синтетического аммиака, почти десятая часть нефтепродуктов и азотных удобрений, 4,5% синтетических смол и пластмасс. Автомобильный кластер представлен ОАО «АвтоВАЗ» (произведено легковых автомобилей в 2007г. 960 тыс., чистая прибыль составила 3,7 млрд руб.), ОАО «АвтоВАЗагрегат» (выпускает более 400 наименований комплектующих изделий, обеспечивая запчастями не только главный конвеер ВАЗа, но и ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ», а также автосборочные предприятия Ижевска, Серпухова и т.д. и вторичный рынок), ЗАО «Пластик» специализируется на производстве пластиковых автокомплектующих (объем годовой выручки - до 8 млрд руб.). В целях дальнейшего развития автомобилестроения, формирования новых конкурентных видов деятельности ведется работа по созданию промышленно-технологического парка на территории г. Тольятти, который будет специализироваться на выпуске высокотехнологичных авто компонентов для отечественных и зарубежных автопроизводителей, на производстве наукоемкой продукции для других отраслей.

Головное предприятие в космической отрасли -ЦСКБ «Прогресс», вокруг которого базируются предприятия двигателестроения региона: ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Кузнецова», завод «Металл ист-Самара», ряд других предприятий, находящихся даже за пределами области. ЦСКБ работает не только с предприятиями отрасли, но и сотрудничает с предприятиями других регионов. На базе космической отрасли сформирован вполне реальный кластер, с которым сотрудничают Самарские государственные аэрокосмический и технический университеты. Большим толчком к развитию данного кластера может стать госзаказ на производство новой ракеты-носителя «СОЮЗ-2-3», что создаст предпосылки для его успешной работы. Сегодня налажено взаимодействие предприятий, организаций и правительства области

по решению всех кластерных проблем. Широко ис-пользуются как федеральные, так и областные законы в плане инвестиционной и инновационной деятельно -сти предприятий. Местные законы определяют льготы предприятиям губернии при привлечении инвестиций в свое производство. Грамотно выстроены взаимоотношения предприятий, инвесторов и правительства. Созданы инвестиционные фонды, при обращении в которые можно получить финансирование из областного бюджета определенных проектов и разработок. Областное правительство предлагает раз -личные формы помощи предприятиям в пределах возможностей регионального бюджета [10].

Другой пример интенсивного использования кластерного подхода при формировании региональной промышленной политики - Калининградская область, где принята и исполняется Программа социальноэкономического развития на 2007-2016гг., в которой среди основных задач стоит проведение эффективной промышленной политики через формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров, отражающих специализацию региона в системах между -народной кооперации и разделения труда и создание условий для формирования конкурентоспособных локальных кластеров, ориентированных на российские и международные рынки (бытовая техника, мебельное производство, обработка янтаря). Проведение эффективной промышленной политики включает ме-роприятия по институциональному развитию, реализации инвестиционных проектов, повышению качества земель, развитию АПК. К 2012 г. предусмотрена правовая и организационная поддержка формирования территориальных кластеров: пищевой переработки, производства мебели и строительных материалов, судостроения и судоремонта, торговых сетей. Особую роль в Калининградской области играет добыча и переработка янтаря: предполагается создание систем финансовой государственной поддержки для предприятий отрасли, продвижения янтарной продукции на внутреннем и международном рынках, модернизация производственных мощностей обрабатывающих предприятий, повышение качества выпускаемой продукции, повышение доли выхода полезной продукции из добываемого сырья, использование всех компонентов добычи янтарного сырья в переработке, освоение новых рынков сбыта янтарной продукции.

Можно выявить экономические предпосылки для создания кластера в Ковровском р-не Владимирской области, где кластерообразующим фактором является отраслевая специализация производства, основная доля которого приходится на машиностроение. Успешному развитию машиностроительного кластера в регионе способствует наличие научно-исследовательских учреждений, в том числе филиала КБ им. Хруничева, ОАО «Ковромашпроект». В целом к сильным сторонам Ковровского машиностроительного кластера можно отнести мощный научно-технический потенциал, наличие высококвалифицированных кадров, низкую стоимость квалифицированной рабочей силы [9].

Пример инновационно-промышленного кластера -акционерная компания «АЛРОСА», основные предприятия которой расположены на территории Мир-

нинского р-на Республики Саха (Якутия). В настоящее время алмазный кластер Республики Саха представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс, включающий геологоразведку, добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта. Научно-производственное сопровождение алмазно-бриллиантового комплекса проводится отрас-левыми научными учреждениями АК «АЛРОСА», находящимися в г. Мирном: Институтом «Якутни-проалмаз» и Якутским научно-исследовательским геологоразведочным предприятием «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт», которые проводят научно-исследовательские и проектные работы по строительству объектов алмазодобывающей промышленности, созданию технологий обогащения сырья, разработке уникальных ким-берлитовых месторождений Якутии. Основные предприятия по переработке алмазного сырья, технического назначения и производству алмазных порошков и алмазных инструментов различного назначения -ОАО «Саха Даймонд», СП «Саха Дойч - Диамант» (г. Нерюнгри), СП «Даймонд Тулз» и «Коммерал» (г. Мирный). В алмазно-бриллиантовом комплексе Рес-публики Саха важное место занимают гранильное и ювелирное производства. В целом экономический эффект от внедрения новых инновационных технологий и техники в алмазодобывающую промышленность за 2005 г. составил 1,3 млрд руб., число внедренных разработок повысилось с 2001 г. на 40% [11].

Кластер «Титановая долина» в Свердловской области формируется на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда), обеспечивающего мировое лидерство России на рынке титановой продукции в размере 27% от ее объема. Данный кластер создается на базе экспортно ориентированного производства и направлен на привлечение иностранных и отечественных инвестиций в создание новых предприятий и развитие высокотехнологичных переделов титановой продукции вплоть до выпуска конечной продукции из титана. Использование кластера преследует цели повышения конкурентоспособности титановой промышленности России и усиления ее лидерства в мировом производстве высокотехнологичной продукции из титановых сплавов; повышения доли России на мировом рынке изделий из титана с 27 до 35 %; развития импортозамещения на основе рас -ширения практики применения титана в отечественном промышленном комплексе [11].

Сегодня на юге страны есть предпосылки для создания кластера, который может формироваться на базе научно-исследовательских элементов (Южный федеральный университет; ДГТУ); транспортной инфраструктуры (порты на Черном, Каспийском, Азовском морях); квалифицированных трудовых ресурсов; промышленных комплексов (машиностроения, пищевой промышленности); развивающихся услуг (деловых, финансовых, строительных, рекреационных); коммуникационных систем, которые должны стать связующим звеном всех участников кластера [12].

Пока в России отсутствует точный подход к стратегии формирования и развития кластеров, но есть определенное понимание кластерных инициатив и организации их формирования, но нет никакой законодательной базы, никаких нормативов в этой сфере. Нужно определиться и по поводу методики формирования кластеров. Сегодня кластер - это добровольное объединение производителей между собой, которое реализует определенные цели на основе общности интересов и желания взаимодействовать.

12 декабря 2006 г. в Совете Федерации прошло заседание «круглого стола», посвященное вопросам реализации кластерной политики РФ. По его итогам приняты рекомендации Правительству РФ, которые могут стать основой для создания законодательной базы развития кластеров в регионах страны:

• ускорить принятие нормативных правовых актов, определяющих основные направления развития кластерной политики, систему мер, направленных на ее реализацию, а также иных документов, регулирующих формирование и функционирование кластеров;

• определить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию кластерной политики;

• разработать и принять общефедеральную комплексную программу формирования в России сети промышленных кластеров как составную часть стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Определить перечень возможных кластерных образований, которые будут создаваться с участием или при поддержке РФ;

• провести анализ законодательной базы и внести предложения по ее изменению и дополнению с целью формирования институциональной среды для развития территориальных производственных и отраслевых кластеров, а также правовой и судебной поддержки процесса их создания;

• разработать меры, в том числе в области налоговой, бюджетной, кредитной политики, стимулирующие создание кластерных образований;

• создать при Правительстве РФ координационный орган по проблемам кластерной политики, в сос -тав которого включить представителей федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций;

• разработать совместно с РАН систему мониторинга иоценки эффективности развития кластеров на федеральном и региональном уровнях;

• реализовать кластерный подход при подготовке программ и мероприятий освоения новых территорий добычи полезных ископаемых в Вое -точной Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Урале и др. территориях Севера России;

• разработать программу содействия выходу отечес-твенных кластеров на внешние рынки, включающую систему защитных мер в условиях нарастающей международной конкуренции и вступления России в ВТО;

• разработать меры по информационному и методическому обеспечению кластерной политики, в том числе по изучению, обобщению и распространению отечественного и международного теоретического и практического опыта в области клас-теризации;

• ввести в учебные планы высших учебных заведений экономического профиля, учреждений дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специальные программы по вопросам развития кластеров и реализации кластерной политики.

Стимулирование процесса формирования кластеров в России является, по сути, первой базовой стадией региональной промышленной политики. При этом внимание государственных органов должны привлечь такие основополагающие факторы, как совершенствование системы образования и профессиональной подготовки, создание возможностей для инноваций, доступ к рынкам капитала и совершенствование институциональной среды. Как видно из накопленного опыта, Россия начала движение по пути кластеризации экономики [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров Н.Е. Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров //Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13 (52).

2. Матыцын В.В. Моделирование инвестиционных параметров в структуре инновационного потенциала регионального кластера //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 28 (85).

3. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим разви-

тием //Компас промышленной реструктуризации.

2003. №3.

4. Блудова С. Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона //Вестник Сев. Кав. ГТУ. Сер. экономика.

2004. №2 (13).

5. Нелюбова Н.Н. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности в инновационной стратегии региона //Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10 (49).

6. Погодина Т.В., Задорова Т.В. Стратегические приоритеты кластеризации экономики Чувашской республики //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26 (83).

7. Васильев В. Создание кластеров малых гостиниц. Повышение их конкурентоспособности //Next Stop. 2008. №1.

8. Государственно-территориальное устройство Рос -сии: реформирование регионального уровня /Под ред. В.И. Гришина, В.В. Кистанова. М., 2007.

9. Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 9 (66).

10. Свешников Н. Развитию кластерного подхода к экономике мешает отсутствие законодательной базы // Самарское обозрение. 2007. №47.

11. Лаврикова Ю.Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22 (79).

12. Созаева Т.Х. Кластерная концепция устойчивого хозяйственного развития Южного Федерального округа //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 25 (82).

И.А.ИЛЬ ЧЕНКО,

канд. хим. наук, доцент, зав. кафедрой МиГМУ ТИУиЭ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

Рассмотрены особенности системы пассажирских автобусных перевозок г. Таганрога. Приведены результаты Б^'ОТ-анализа деятельности автопе-

Пассажирские автобусные перевозки, система автобусного обслуживания, плотность дорог и улиц города, социологический опрос пассажиров.

ревозчиков и мнения пассажиров. Разработаны направления совершенствования автобусных перевозок.

Эффективное функционирование современной городской социально-экономической системы невозможно представить без развитого пассажирского транспортного комплекса, поскольку именно благодаря ему в значительной степени поддер-живается социальная, экономическая и политическая стабильность жизни города. В то же время пассажирский транспорт позволяет не только снижать нагрузку на наиболее оживленных магистралях, но и уменьшать загрязнение воздуха и почв в селитебных зонах. Свыше 50% всех внутригородских пассажирских перевозок в России выполняют автобусы, способствуя объедине-

нию всех районов города в единый комплекс [1]. В связи с этим для улучшения обслуживания населения необходимо непрерывно улучшать организацию работы автобусов в городах, повышать регулярность и частоту их движения, разрабатывать и внедрять новые методы управления процессом перевозок пассажиров.

При рассмотрении проблем организации перевозок пассажиров городским автотранспортом и мер по их совершенствованию на примере г.Таганрога изучим систему городского пассажирского автотранспорта, ее структуру и особенности функционирования; проведем анализ современного состояния системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.