Научная статья на тему 'Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий'

Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИОРИТЕТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротников К. А.

В статье рассматривается потенциал кластерной политики в аспекте повышения конкурентоспособности предприятий инновационной экономики. Обосновывается необходимость использования кластерного подхода в экономической политике, приводится определение кластера и описание его отличительных особенностей. Даётся классификация кластеров по отраслевой спецификации. Приводится описание основных кластеров Российской Федерации, а также основные целевые направления дальнейшего развития кластерной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий»

7(19) - 2009

Стратегия развития региона

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ

к. а. воротников,

ведущий специалист-эксперт Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации

В статье рассматривается потенциал кластерной политики в аспекте повышения конкурентоспособности предприятий инновационной экономики. Обосновывается необходимость использования кластерного подхода в экономической политике, приводится определение кластера и описание его отличительных особенностей. Дается классификация кластеров по отраслевой спецификации. Приводится описание основных кластеров Российской Федерации, а также основные целевые направления дальнейшего развития кластерной политики.

Ключевые слова: кластер, политика, инновационный, предприятие, приоритет, конкурентоспособность.

Одной из важнейших экономических задач нашего государства является перевод отечественной промышленности в сферу высоких технологий, инновационной деятельности. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники роста и повышения благосостояния.

Целевые показатели и механизмы перехода к инновационной экономической системе обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] (далее — Концепция 2020). Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит российским компаниям выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой предприятий Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых фирм Европы, США и Азии.

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является, на мой взгляд, формирование национальной кластерной политики. Не случайно в уже упомянутой Концепции 2020 использование кластерного подхода является ключевым элементом. Ею определены основные приоритеты кластерной политики [1]:

— формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6—8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

финансовая аналитика

проблемы и решения

7(19) - 2009

Стратегия развития региона

— формирование территориально-производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;

— образование и развитие туристско-рекре-ационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

— развитие крупных транспортно-логистичес-ких и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимой пропускной способностью и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы.

Кластеры — это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Не следует путать кластеры с территориально-производственными комплексами (ТПК), сформированными в советское время. Принципиальное отличие кластера от ТПК в том, что интегрирующим элементом кластера являются факторы нового знания, инноваций, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, а также информационно-коммуникационные сети, тогда как внутренним интегратором прежнего индустриального комплекса выступали прежде всего объекты производственной инфраструктуры.

Современный кластер производит целый спектр постоянно меняющихся продуктовых групп, использует принципы локализованного субконтрак-тинга и аутсорсинга, когда смежники географически приближены к основному производству, а главным фактором развития производства являются квалифицированные, творчески мыслящие кадры [2].

Значение кластеров и кластерной политики для экономики России состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному сырьевому вектору развития, направить его в инновационное русло, способствовать диверсификации экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникацион-

ной и, не в последнюю очередь, инновационной инфраструктуры, и, как следствие, повышению конкурентоспособности компаний.

К числу характерных признаков кластеров относятся:

— наличие сильных конкурентных позиций на

международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона);

— наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера (например, выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и т. д.);

— географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия;

— широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

— наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Основными категориями участников кластера являются:

— базовые (якорные) предприятия — предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности;

— субконтракторы — предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

— ресурсная инфраструктура — предприятия (организации), обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

— рыночная инфраструктура (аудиторские, консалтинговые, финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

— инфраструктура знаний — научно-исследовательские и образовательные организации;

— инвестиционная и инновационная инфраструктура — бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Стратегия развития региона

7(19) - 2009

трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации);

— организационная инфраструктура — некоммерческие и общественные организации бизнеса, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; агентства регионального и муниципального развития, агентства привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров.

Помимо признаков и участников выделяют также типы кластеров, зависящие от отраслевой специфики.

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая машиностроение, строительную отрасль и производство стройматериалов. Состоят из малых и средних компаний—поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к химической, целлюлозно-бумажной, металлургической отраслям, сельскому хозяйству, пищевой промышленности и другим процессным отраслям.

3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в новых секторах: информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности.

4. Туристические кластеры — предприятия, связанные с обслуживанием туристов, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.

5. Транспортно-логистические кластеры — комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и др. Развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Кроме названных, существуют и смешанные кластеры, обладающие признаками нескольких типов. Применительно к ситуации в России на сегодня можно говорить о формировании нескольких кластеров.

Кластер Нижнего Приангарья, предполагающий создание крупных энергоемких производств, включая строительство целлюлозно-бумажного комбината, алюминиевого завода, металлурги-

ческого предприятия на базе Тагарского месторождения, Богучанского газоперерабатывающего комплекса, цементного завода на базе Чадобецкого месторождения.

Часть предприятий будет введена в строй в 2009 г., когда стартует первая очередь Богучанской ГЭС мощностью 1620 МВт. Старт второй очереди энергоемких предприятий вокруг ГЭС планируется в 2012 г., когда мощность станции достигнет 3000 МВт.

Управление развитием кластера осуществляет администрация Красноярского края совместно с ОАО «Корпорация экономического развития Красноярского края». Софинансирование проекта осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Южно-Якутский производственно-экономический кластер, предполагающий создание разветвленной сети производств, направленных на освоение гидроэнергоресурсов на реках бассейна Лены (Учур, Тимптон, Олекма), Эльгинского угольного месторождения, Алданской железорудной провинции, Южно-Якутского золотоносного района.

Для реализации программы создается Корпорация развития Южной Якутии, в которую помимо правительства республики вошли Гидро-ОГК, «АЛ-РОСА», «Техноснабэкспорт» и «Газпром».

Основой создания промышленного кластера республики станет южно-якутский гидроэнергетический комплекс на базе каскада Канкунской ГЭС мощностью 8,5 ГВт. Стоимость проекта — 91 млрд руб., окупаемость — более 30 лет. Комплекс будет обеспечивать электроэнергией новые промышленные предприятия Якутии, в том числе комбинат по переработке урана, который намерен построить «Техноснабэкспорт». Мощность предприятия к 2015 г. составит свыше 3 тыс. т урана, к 2020 г. — 5 тыс. т. На реализацию проекта потребуется порядка 90 млрд руб., из которых 7 млрд руб. — софинансирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Лесной кластер Республики Коми, создаваемый на основе богатых лесных ресурсов совместно с Архангельской областью, может быть сформирован как единый межрегиональный лесной кластер. Объединение ресурсов двух регионов может помочь сформировать высокоэффективное объединение лесопромышленных предприятий и учреждений, способствующих их работе (машиностроительные, энергетические, образовательные, научные, строительные и т. д.).

Предполагается создание центров компетенций в области технологий (лесное хозяйство,

финансовая аналитика

проблемы и решения

7(19) - 2009

Стратегия развития региона

современные методы лесозаготовок, переработки древесины, производство современного конкурентоспособного оборудования и т. п.); содействие эффективной передаче технологий на предприятия; стимулирование инноваций в лесном кластере и создание центров подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий кластера. Целесообразно создание консультативного органа (саморегулирующейся организации) по развитию лесного кластера, включающего представителей перерабатывающих и заготовительных предприятий, администрации региона и администраций лесных районов.

Проект комплексного развития Приполярного и Полярного Урала, объединивший вокруг себя большую часть субъектов Уральского федерального округа (за исключением Курганской области), в перспективе сможет выступить зачинателем множества кластерных инициатив, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой уникальных природных ресурсов округа. Более того, возникновение новых кластеров на основе имеющейся промышленной и ресурсной базы является необходимым условием формирования конкурентоспособного в глобальных масштабах промышленного комплекса на Урале.

Как видно из сказанного, кластерный подход способен ощутимо повысить конкурентоспособность отечественных предприятий за счет достижения синергетического эффекта от взаимодействия и кооперации внутри кластера. В этой связи представляется необходимой выработка согласованной стратегии развития кластерных инициатив, привлечение ведущих мировых компаний для участия в подобных проектах, а также диверсификация

промышленных активов за счет формирования новых высокотехнологичных производств.

Минэкономразвития России разработало Концепцию кластерной политики Российской Федерации, а также методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Федерации, в рамках которых будет происходить дальнейшее формирование и развитие кластеров по трем основным направлениям [2].

1. Содействие институциональному развитию кластеров (создание организации развития, разработка стратегии развития, обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников кластера).

2. Реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера (повышение качества управления, стимулирование инновационной активности, содействие маркетингу).

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров (развитие инфраструктуры, налоговые льготы, снижение административных барьеров).

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Разработаны Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Москва, 2008.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ приглашают к участию в конкурсе

на соискание Национальной премии ТПП РФ в области предпринимательской деятельности «ЗОЛОТОЙ МЕРКУРИЙ-2009»

Контакты:

Наталья БАБЕНКО

Исполнительный директор Премии «Золотой Меркурий» тел./факс: (495) 967-07-30, 967-07-31, 967-07-32 [email protected], [email protected]

I ЗоШкой \

ФИНАНСовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.