8. Кади Дж. Количественные методы в эконо- 10. Портес А. // Экономическая социология
мике. М., 1977. (электронный журнал). 2003. № 5. Т. 4.
9. Лакатос И. Фальсификация и методология
научно-исследовательских программ. М., 1995. Поступила в редакцию 2.07.2006 г.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
П.П. Черноиванов, Е.А. Юрина
Cherepanov P.P., Yurina E.A. On the problems of socio-economic development of Tambov region. In the article the economy development in Tambov region is analyzed, main priorities of the region development are revealed. Besides, the importance of National projects for different regions is mentioned. The author draws conclusions about the implement of National projects in Tambov region in the way of education, health protection, housing and communal services and the agro-industrial complex.
В России сейчас происходит адаптация региональной структуры хозяйства к условиям открытой рыночной экономики. Сегодня взят курс на централизацию бюджетных ресурсов, расширение помощи слабым, усиление контроля за региональными властями и частным капиталом. Эта политика может дать результат только при условии тщательно разработанной стратегии регионального развития России. В рамках реконструкции региональной структуры экономики в среднесрочной и долгосрочной политике федерального центра должны быть поставлены две взаимосвязанные цели: повышение доходности экономики на тех территориях, на которых для этого имеются предпосылки, и целенаправленная эмиграция населения с тех территорий, которые в обозримом будущем не имеют шансов на экономическое возрождение.
Для определения факторов, обеспечивающих социально-экономическое развитие Тамбовской области, необходимо провести анализ состояния экономики области. В отраслевой структуре промышленного производства ведущее место занимают 5 отраслей, на долю которых приходится порядка 90 % общего объема производства промышленной продукции:
• пищевая промышленность;
• машиностроение и металлообработка;
• химическая и нефтехимическая промышленность;
• электроэнергетика;
• легкая промышленность.
Тесные технологическая и экономическая связи предприятий области с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют об успешной интеграции промышленности области в единый промышленный комплекс России и всего мира.
Основным макроэкономическим показателем является валовой региональный продукт. По сравнению с 1995 г. в 2003 г. ВРП вырос почти в 1,4 раза (2003 г. - 9285, в ценах 1995 г.) [1].
Основу хозяйственного комплекса Тамбовской области составляет непроизводственная сфера, на долю которой приходится 53,3 % ВРП. На долю отраслей, производящих товары, приходится 40,7 % ВРП, из них -15,6 % - на промышленность, 17,5 % - на сельское хозяйство, 6,8 % - на строительство [2].
Оборот розничной торговли на душу населения за последние пять лет вырос в среднем в 2,5 раза (2004 г. - 24953 руб. на чел.). В последнее время наблюдается рост экспортных поставок. В экспорте области преобладают полуфабрикаты и готовая продукция.
Общая площадь жилищного фонда в Тамбовской области в 2004 г. составила 25290 тыс. м2, что в среднем на одного жителя составило 22,1 м2. Несмотря на тенденцию увеличения этого показателя, в анализируемом периоде его уровень ниже среднероссийского значения.
Наметились подходы к проведению преобразований в агропромышленном комплексе, созданию новых интеграционных структур, происходит объединение в единое финансово-экономическое пространство товаропроизводителей, перерабатывающих, промышленных, торговых предприятий, служб сельского сервиса.
Агропромышленный комплекс является одним из наиболее важных отраслей экономики области. Развернута большая работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий. В области одним из первых создан и действует Тамбовский филиал ассоциации «Стойленская Нива», в который вошли 30 хозяйств.
В сельском хозяйстве занято 45,4 тыс. человек. Ежегодно продукция сельского хозяйства составляет 14-17,5 млрд. рублей. В
2004 г. в Тамбовской области было зарегистрировано 507 сельскохозяйственных предприятий [1, 2].
Приоритеты регионального экономического развития (экспертная оценка): смолы и пластмассы, лакокраски, красители, сахар, зерно, асбест, спирт, химическое оборудование.
Развитая железнодорожная сеть позволяет осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в любые регионы России и зарубежья. Территория области обслуживается предприятиями Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорог, их Мичуринским, Ртищевским, Воронежским и Пензенским отделениями.
Взаимодействие с Министерством путей сообщения Российской Федерации и ЮгоВосточной железной дорогой способствовало, главным образом, обеспечению производственных и межрегиональных связей, а также удовлетворению потребностей отраслей экономики и населения в перевозках.
В последнее время наблюдается рост экспортных поставок. В экспорте области преобладают полуфабрикаты и готовая продукция. Основу экспорта составляют продукты химического производства, красители, пигменты, изделия из древесины, кожа из шкур КРС, стройматериалы, машины и механизмы, оборудование, приборы и агрегаты, пластмассы, порох, минеральные удобрения. В 2006 г. экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства в дальнее зарубежье составил 9329,9 тыс. долл. [3].
Основой импорта является сырье и технологическое оборудование для развития производства из Германии, Китая, Кубы, Бразилии, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в дальнее зарубежье в 2006 г. составил
61004,0 тыс. долл. [3].
Приоритетные объекты государственных инвестиций: социальное развитие, экономическая инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная, финансовая), охрана окружающей среды, оборонно-промышленный комплекс. Меры государственной поддержки также будут направлены на развитие высоких технологий и, прежде всего, информационных.
Таким образом, наибольший объем инвестиций Тамбовской области предполагается направить на развитие агропромышленного комплекса, в химическую и нефтехимическую, пищевую промышленность и машиностроение.
Предполагается увеличение экспорта продукции, особенно пищевой промышленности и оборонного комплекса, а также продукции, выпускаемой по новым технологиям.
Наиболее позитивные изменения в ассортименте и качестве выпускаемой продукции и на этой основе в увеличении объемов производства произойдут в легкой и пищевой отраслях промышленности. В ближайшее время предполагается запустить производство новых видов тканей на открытом акционерном обществе «Текстильная фирма «Арженка» и выделку кожсырья на бывшем открытом акционерном обществе «Рамеако» (меховая фабрика). На основе новых видов пряжи на открытом акционерном обществе «Трикотажная нить» налаживается производство трикотажных изделий для всех слоев населения.
Рост объемов производства Тамбовской области в пищевой промышленности будет происходить в основном за счет увеличения посевных площадей под техническими культурами (сахарная свекла, подсолнечник и др.). Имеющиеся на сегодняшний день мощности на предприятиях пищевой промышленности позволят также перерабатывать производимую сельскохозяйственными товаропроизводителями продукцию в полном объеме.
Рост объемов производства в электроэнергетике предполагается за счет увеличения выпуска электро- и теплоэнергии на основе модернизации существующего оборудования и ввода новых мощностей, в том числе блок-станций на открытом акционерном обществе «Консервный завод «Мичуринский»» и в производственном кооперативе «Милорем». Проводится работа по энерго-и теплосбережению в городах области, в том числе в Тамбове, Уварово, Мичуринске и других.
Рост платежеспособного спроса населения области будет способствовать увеличению объемов производства в химической и нефтехимической отрасли промышленности за счет увеличения поставок продукции на внутренний рынок.
Предполагаемое строительство нефтеперерабатывающего завода также позволит наращивать объемы в этой отрасли промышленности. Будут наращиваться объемы по производству удобрений на Тамбовском заводе «УФОС», необходимых сельским товаропроизводителям, лакокрасочных изделий на Котовском лакокрасочном заводе, которые пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами. Предполагается увеличение производства красителей на ОАО «Пигмент», а также увеличение госзаказа на государственном унитарном предприятии пластмасс и ряде других предприятий.
Устойчивое наращивание объемов производства характеризует машиностроительную и металлообрабатывающую отрасль промышленности. Прогнозируемый рост объемов выпуска продукции будет происходить за счет увеличения производства на заводах «Первомайскхиммаш», «Комсомолец», на Мичуринском заводе по производству автобусов, а также на заводах по выпуску поршневых колец, заводах «Прогресс», «Электроприбор». Прогнозная оценка обусловлена стабильной работой таких предприятий, как производственный кооператив «Милорем», открытое акционерное общество «Завод «Комсомолец»», ОАО «Рематтра» и ряда других. На этих предприятиях предполагается производство новых видов продукции и изделий [4].
Решение социальных проблем и повышение жизненного уровня населения области должно найти отражение в увеличении вы-
пуска строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В области предполагается строительство гостиницы и бизнес-центра международного класса, объектов социально-культурной сферы, нефтеперерабатывающего завода.
В настоящее время следует отметить и усиление роли национальных проектов в развитии экономики Тамбовской области. В сентябре 2005 г. В.В. Путин выдвинул идею о национальных проектах, которые должны обеспечить в 2-3-летнем временном горизонте прорывы в областях образования, здравоохранения и обеспечения населения жильем, а также в агропромышленном комплексе. Данные проекты реализуют общий курс «концентрации бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России», «курс на инвестиции в человека» [5].
В Тамбовской области начали реализацию национальные проекты по следующим направлениям: образование, здравоохранение, ЖКХ, АПК. Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин отмечает, что позитивные процессы по всем четырем направлениям очевидны, но участие каждого в национальных проектах позволит их значительно ускорить. Но для этого необходимо мобилизовать усилия во всех сферах, работать творчески и на перспективу [4].
Управление образования области обеспечивает подготовку и реализацию пяти основных направлений в рамках приоритетного национального проекта «Образование»:
• Дополнительное вознаграждение за классное руководство (1,0 тыс. руб.).
• Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (1000,0 тыс. руб. школе).
• Поощрение лучших учителей (100,0 тыс. руб. учителю).
• Государственная поддержка способной и талантливой молодежи (грантовая поддержка - 60,0 тыс. руб.).
• Информатизация образования.
Кроме этого, в качестве направлений,
способствующих реализации государственной образовательной политики и финансируемых с федерального бюджета, выступают:
• программа «Школьный автобус»;
• программа по оснащению образовательных учреждений лабораторным, спортивным оборудованием и инвентарем.
Комментарии по практической реализации выделенных направлений.
1. Доведенный до области объем субсидий на специальные доплаты педагогическим работникам за классное руководство составляет 59244,0 тыс. руб. По расчетам управления образования области размер годовой субсидии на доплату за классное руководство должен составить 73792,8 тыс. руб., а с начислениями - 93126,5 тыс. руб.
Финансирование с федерального бюджета по направлениям «стимулирование общеобразовательных учреждений» и «поощрение лучших учителей» будет осуществляться с применением механизма квотирования. Квоты устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из количества учащихся.
2. Предварительная квота на общеобразовательные учреждения области составляет
24000,0 тыс. руб. По расчетам управления образования области квота Тамбовской области должна составить 53000,0 тыс. руб.
3. Предварительная квота на учителей -претендентов на премию Президента РФ составляет 8,2 млн. руб. Данная сумма соответствует расчетам управления образования области.
4. Для реализации направления «Информатизация образования» проводится инвентаризация компьютерного парка и сетей в целях подготовки обоснованной заявки на поставку оборудования и подключение школ к сети Интернет. Из областного бюджета планируется выделить на эти цели 7,0 млн. руб.
5. По программе «Школьный автобус» потребность области составляет 74,0 млн. руб. Планируемый объем средств из областного бюджета составляет 20,0 млн. руб. В Минобрнауки РФ подана заявка на 30,0 млн. руб.
6. По оснащению общеобразовательных
учреждений лабораторным, спортивным
оборудованием и инвентарем направлена заявка в Минобрнауки РФ на 15,0 млн. руб.
Создан региональный Совет по приоритетному национальному проекту «Образование», который возглавил глава администрации области. Разрабатывается база данных по учету кандидатов на получение премий.
В федеральную конкурсную комиссию будут представляться победители областных конкурсов, объединенных под маркой «Лучшие учителя Тамбовщины», «Лучшие школы Тамбовщины».
Наряду с финансовой поддержкой школ, учителей и талантливой молодежи на федеральном уровне будет формироваться и развиваться система поддержки и стимулирования на региональном уровне, в том числе путем учреждения губернаторских премий лучшим учителям, осуществления поддержки лучших образовательных учреждений из областного бюджета.
Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» рассчитан на 2006-2007 гг. [4]. Он включает в себя ряд приоритетных направлений, таких, как развитие агролизинга по приобретению техники, животных, поддержки малых форм хозяйствования на селе - личных подсобных, фермерских хозяйств и создаваемых потребительских кооперативов. Предусматривается также развитие сельской кредитной кооперации, увеличение уставного капитала Россельхозбанка и на основе этого увеличения - расширение возможностей кредитования банком сельхозпроизводства и создаваемых новых структур. Рассматривается и такое направление, как внедрение земельного ипотечного кредитования.
Однако следует отметить, что государственная поддержка не будет постоянной. Ее надо расценивать как своего рода катализатор, как начальный шаг для перелома критической ситуации в АПК. Государство предоставляет агропромышленному комплексу шанс на оздоровление, на выход из кризиса и надо использовать этот шанс с наибольшим эффектом.
В национальном проекте особая роль отводится стимулированию развития малых форм хозяйствования на селе. Это субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие сельхозпроизводства, личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также потребительских кооперативов, которые будут созданы. Средства на эти цели планируется направить из федерального и регионального бюджетов. В целом по стране по данному проекту будет выделено более шести с половиной миллиардов рублей. С учетом этого за два года пред-
полагается привлечь кредитов и займов в размере 40 млрд. руб. Процентная ставка по кредитам будет льготной: практически полностью ставка рефинансирования Центробанка, 13 %, будет погашаться за счет этих средств.
Планируется в рамках национального проекта в сфере АПК создать более 30 различных кооперативов, в том числе 7 - заготовительных и снабженческо-сбытовых,
4 - по первичной переработке продукции и 22 - кредитных. Россельхозбанк выделит на организацию деятельности этих кооперативов льготный кредит, ставка рефинансирования Центробанка для них будет беспроцентной.
Предполагается удвоить, как минимум, выделение кредитов на развитие подворий, расширить сроки и цели кредитования, упростить механизм выдачи кредитов. Ориентир на выделение гражданам льготных кредитов -в пределах 50-60 млн. руб. В ближайшие два года в соответствии с национальным проектом в каждом районе области будут функционировать кредитные потребительские кооперативы.
В 2005 г. создан кооператив в Токарев-ском районе Тамбовской области. Он выдал около 2 млн. руб. кредитов. Управление сельского хозяйства области провело обучающий семинар с представителями всех районов по созданию кредитных кооперативов по опыту токаревцев. Это направление есть и в национальном проекте. Предполагается, что Россельхозбанк выделит кооперативам в целом по России кредит в размере одного миллиарда рублей сроком до пяти лет. Порядок компенсации затрат по процентам тот же, что и для банков, т. е. ставка рефинансирования для кредитных кооперативов будет полностью субсидироваться.
Предполагается, что на рубль паевого фонда кооператива банк может выделять до пяти рублей кредита. Это еще одна возможность привлечь в качестве учредителей кооперативов организации и предприятия с солидным взносом в паевой фонд. Руководители районов уже сегодня должны продумать вопросы учреждения кредитных кооперативов через свои муниципальные организации и предприятия. Это новшество. В создании различных структур, в том числе кредитных и других потребительских кооперативов, должны активно участвовать крестьянские (фермерские) хозяйства. Минсельхоз России
уже рассматривает предложения по их кредитованию по такой льготной схеме, как и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
На сегодняшний день более чем в половине всех районов Тамбовской области созданы залоговые фонды, которые используются в основном в схеме кредитования граждан. Создание таких фондов должно быть завершено до конца текущего года повсеместно.
В целом по области к началу ноября
2005 г. Россельхозбанокм на развитие подворья гражданам выдано около 20 млн. руб. кредитов. Сегодня во всех районах ведется эта работа, но наиболее активно кредитуется население в Токаревском, Ржаксинском, Со-сновском, Сампурском районах. Здесь выдано от одного до трех миллионов рублей.
Существует несколько схем выделения кредита. Первая - под залог собственного имущества граждан, вторая - под поручительство физических и юридических лиц, третья - под залог районных залоговых фондов и четвертая - с участием кредитных потребительских кооперативов. Все эти схемы реальны и уже используются в Тамбовской области.
В процессе реализации национального проекта существуют и проблемы. Создание новых структур потребительских кооперативов - это далеко не простой вопрос, как может показаться при первом знакомстве с документом. Возьмем кооперативы, которые будут специализироваться на закупке и сбыте продукции, а также ее переработке. Сегодня в стране и регионах нет четкой системы заготовок продукции у населения, ее реализации. Даже в хозяйствах эти вопросы оставляют желать лучшего.
Реализация национального проекта Президента РФ «Доступное и комфортное жилье» немыслима без реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса [4].
До недавнего времени деятельность жилищно-коммунальной отрасли Тамбовской области характеризовалась низким качеством услуг, ненадежностью работы и нестабильностью предприятий, неэффективным использованием ресурсов. Недостаточное финансирование и явное несоответствие объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов даже минимальным потребностям привело к падению надежности коммунальных систем.
Базовой проблемой ЖКХ области стало нарушение естественного цикла воспроизводства. В отрасли нарастала общетехническая деградация. Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствовали привлечению частных инвестиций.
Отрывочные, фрагментные попытки реформировать ЖКХ области не приводили к нужным результатам. Все преобразования, по сути, сводились к повышению тарифов. Сама же система ЖКХ застыла в ожидании денег. Объемы кредиторской задолженности предприятий отрасли перед энергоснабжающими организациями превысили все допустимые размеры. В результате использовались веерные отключения электрической энергии, ограничения и прекращения подачи газа, тепла, воды. В связи с этим нарастало социальное напряжение. Население все настойчивее проявляло недовольство ростом цен на жилищно-коммунальные услуги при одновременном снижении их качества. Стала совершенно очевидной необходимость коренных преобразований в сфере ЖКХ, реализации комплекса мер по реформированию отрасли.
Создание комфортных условий проживания населения и доступности коммунальных услуг стало для администрации области приоритетным направлением в реализации национального проекта.
Стратегической задачей текущего момента и на ближайшую перспективу стала модернизация объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры. В соответствии с планом реформирования муниципальные электрические сети были проданы в ОАО «Тамбовэнерго», часть таких объектов перешли с созданное ОГУП «Тамбовская сетевая компания», ставшее впоследствии акционерным обществом.
За последние три года только региональным АО-энерго использовано на реконструкцию энергетического хозяйства свыше 370 млн. руб. инвестиций. Проведенные мероприятия позволили снизить технологические потери с 30-40 до 10 %, практически полностью исключить коммерческие потери, заметно сократить общее полезное потребление электрической энергии. Многократно повысилась надежность энергохозяйства.
Создание привлекательного инвестиционного климата и конкурентной среды в
Тамбовской области позволили привлечь в энергетику крупные частные инвестиции. ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» построило в северной части города газотурбинную ТЭЦ мощностью 18 мВт электрической и 80 Гкал тепловой энергии, которая будет подавать энергоресурсы застраиваемому жилому массиву на 270 тыс. м2 жилья микрорайона «Московский». В Мичуринске, в соответствии с соглашением администрации области и города, ЗАО АДД (Санкт-Петербург) осуществляется инвестиционный проект по строительству газопоршневой теплоэлектростанции стоимостью 40 млн. руб. для энергообеспечения городского больничного комплекса.
Программный подход позволил Тамбовской области войти в пилотный проект, одобренный и поддержанный РАО ЕЭС, по созданию Тамбовской областной энергосбытовой компании, в которую вошли службы сбыта ОАО «Тамбовэнерго» и «Тамбовская сетевая компания».
Возможность более эффективно решать проблемы повышения качества коммунальных услуг видится на пути объединения усилий государства, органов местного самоуправления и частных инвесторов - операторов коммунальных услуг.
Один из крупных проектов реформирования ЖКХ в Тамбове реализуется с приходом в 2003 г. ОАО «Российские коммунальные системы». Тамбовский филиал взял в аренду муниципальное имущество электротепло-водоснабжения и водоотведения на общую сумму 826 млн. руб. За два года в модернизацию коммунальных объектов вложено более 170 млн. руб. За это время ликвидирован график подачи холодной воды, в соответствии с программой «Светлый город» на основе светотехнического расчета реконструировано уличное освещение, более управляемой и надежной стала система жизнеобеспечения Тамбова. В период 2005-2010 гг. инвестиционная программа рассчитана на 550 млн. руб.
Для мотивации активности инвесторов в области им оказывается всяческая поддержка, в том числе государственная в соответствии с законом области о государственной поддержке инвестиционной деятельности. В области работает ООО «Тамбоврегионтепло-энерго» - филиал ООО «Центральная инвестиционная энергетическая компания», осу-
ществляющий теплоснабжение Первомайского, Тамбовского, Сампурского районов, г. Уварово. Сегодня на себя этот оператор принимает и услуги по электроводоснабжению.
В Тамбовскую область приходят более мощные компании - операторы ЖКХ. В Мичуринске, в районном поселке Дмитриевка ОАО «Газпром» приступило к составлению ТЭО и плана оптимизации теплоснабжения этих населенных пунктов.
Одновременно в реформирование активно включились местные муниципальные предприятия ЖКХ. Многие из них переходят на рыночные принципы и формы деятельности, акционируются, создаются ООО и т. п.
Немало усилий предпринимается для финансово-экономического оздоровления
предприятий ЖКХ. К банкротству многих предприятий подталкивали потребители услуг, в том числе и бюджетные. Меры социальной поддержки - льготы и субсидии гражданам предоставлялись в натуральном выражении, путем уменьшения сумм платежей. Но местные бюджеты не имели средств для полного покрытия этих обязательств. Вдобавок ко всему и население не доплачивало поставщикам услуг.
Постановлением администрации области утвержден стандарт оплаты населения за ЖКУ в размере 100 % от экономически обоснованных тарифов. Такие же стандарты установлены во всех городах и районах.
Обязательства по выплате льгот по ЖКУ и субсидий (за исключением федеральных) малообеспеченным категориям граждан областной бюджет взял на себя и сегодня полностью обеспечивает текущие платежи.
Создано областное государственное предприятие «Тамбовтеплоэнергоресурс» (ЕРКЦ), которое оказывает предприятиям расчетнокассовые услуги, доставляет потребителям платежные документы, принимает платежи, ведет персонифицированный учет потребленных услуг и их оплату в режиме реального времени. При этом все денежные средства от платежей за услуги «расщепляются» по видам платежей в соответствии с единой квитанцией и направляются поставщикам услуг в день поступления от потребителей.
Сегодня ОГУП «ТТЭР» совместно с органами соцзащиты населения городов и районов обеспечивает переход на выплату субсидий через персонифицированные счета.
Появилась прозрачность, адресность, оперативность платежей. Это залог здоровой производственной и инвестиционной деятельности, стабильности отрасли.
Новый импульс реформированию ЖКХ придал вошедший в действие в марте 2005 г. Жилищный кодекс РФ, который побудил определить систему самоуправления жилищным фондом как главное направление в реформировании жилищного хозяйства.
В рамках национального проекта предполагается во вновь строящихся и реконструируемых микрорайонах области создание инвестиционно-строительных компаний с переходом впоследствии к функциям коммунально-сервисных компаний (КСК).
В результате проведенных исследований отмечено, что немаловажное значение уделяется и национальному проекту «Здравоохранение» [4].
Управлением здравоохранения области разработан план мероприятий по подготовке реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения, представленного Президентом Российской Федерации
5 сентября 2005 г.
В настоящее время управлением проводится подготовительная работа для подписания соглашения между Минздравсоцразви-тия РФ и администрацией Тамбовской области с целью реализации Национального проекта.
План предусматривает мероприятия по:
- осуществлению денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам, медицинским сестрам участковых терапевтов, медицинским сестрам участковых педиатров, медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики;
- подготовке и переподготовки кадров врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров;
- оснащению диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений и оснащению автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями;
- профилактике, вакцинации и дополнительной диспансеризации работающего населения;
- обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В данной сфере основной акцент сделан на развитие первичного медицинского звена, на повышение заинтересованности медицинских работников в конечных результатах труда. При этом первостепенное внимание уделено развитию профилактики и диагностики, снижению платных услуг, диспансеризации, укреплению материальной базы здравоохранения.
В целом национальные проекты являются основой для разработки программы социально-экономического развития Тамбовской области.
Программа экономического и социального развития Тамбовской области предполагает разработку стратегического плана развития региона, который должен подтвердить генеральную цель социально-экономического развития области - превращение ее в динамично развивающийся, инновационноактивный, конкурентоспособный, комфортный для проживания, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни.
В настоящее время стратегический план Тамбовской области является открытым для дополнений документом и предполагает постоянную корректировку на основе мониторинга его реализации и учета мнения всех слоев общества.
Основная содержательная часть стратегического плана представляет собой набор стратегий как направлений действий, каждая из которых имеет в своей структуре комплекс взаимосвязанных целей, конкретных действий, оценочных показателей, перечень рисков и угроз их реализации.
Стратегия «Развития человеческих ресурсов» определяет необходимый для этого комплекс целей, главными из которых являются:
- развитие образования области;
- развитие рынка труда (в том числе в сельской местности);
- развитие институтов реализации молодежной политики.
Стратегия «Обеспечения социального благополучия населения» включает в себя выполнение целей по развитию:
- духовного, культурного и исторического потенциала региона;
- транспортной и общественной инфраструктуры (жилье, ЖКХ, газификация, дорожное хозяйство и т. д.);
- социального сервиса;
- здравоохранения, физкультуры и спорта.
Стратегия «Экономического развития и повышения конкурентоспособности региона» нацелена на:
- улучшение бизнес-обстановки в регионе;
- повышение инвестиционной привлекательности области;
- развитие современной связанной экономики и развитие сектора малого предпринимательства;
- создание эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создание региональных брэндов;
- развитие туризма.
Стратегия «Развития конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора»
включает в себя:
- формирование режима воспроизводства, ориентированного на глубокую переработку производимого в области сельскохозяйственного сырья;
- развитие г. Мичуринска как Наукограда РФ агропродовольственного типа;
- развитие личного подворья.
Стратегия «Эффективного использования ресурсного потенциала области» предусматривает:
- максимальное вовлечение в экономический оборот земли, недр и природных ресурсов области;
- поддержание экологической безопасности;
- обеспечение рационального использования и сохранности природных ресурсов области в интересах нынешнего и будущих поколений.
Стратегия «Развития государственной и общественно-политической системы в регионе» выдвигает цели:
- повышения эффективности системы государственного управления на региональном уровне;
- развития политических механизмов регулирования общественных отношений и форм их организации;
- развития местного самоуправления.
Механизм реализации стратегии предполагает разработку соответствующих программ и проектов. Данный подход предпола-
гает: соответствие поставленных стратегических целей и задач программам; направленность действующих целевых программ на устойчивое развитие региона, выраженное в терминах конкурентоспособности региона, его инвестиционной привлекательности по сравнению с другими регионами; внедрение индикативных методов планирования и управления в регионе. Необходима не просто координация функциональных программ, а управление достижением целей стратегии, выраженных в системе индикаторов; проведение мониторинга состояния внешней и внутренней сред, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию стратегии, развитие экономической и социальной ситуации в регионе; корректировку региональных программ развития в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней сред; в условиях ограниченности ресурсов, в первую очередь необходимо задействовать внутренние факторы развития региона, связанные с самоорганизацией среды.
Социально-экономическое развитие региона - это объективный процесс, который происходит под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно он субъективен и подвержен воздействию управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также руководства федерального уровня.
Развитие Тамбовской области можно представить как комплексный процесс изменений его экономической, социальной, экологической, пространственной, политической и духовной сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к изменениям условий жизни человека. Развитие региона предусматривает продвижение в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т. е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
1. Статистический ежегодник: стат. сб. Тамбов, 2005.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. М., 2005.
3. Новикова О.Е. Основные направления развития регионов России с учетом внешнеэкономических факторов. М., 2005.
4. Вестник администрации Тамбовской области. Тамбов, 2005. № 4.
5. Выступление Президента РФ на состоявшейся 5 сентября 2005 г. встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Государственного совета РФ цитируется по официальному сайту Президента России.
Поступила в редакцию 10.07.2006 г.