Научная статья на тему 'Текущие задачи повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Тамбовской области'

Текущие задачи повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева В. В.

Setting and solving the task of region's competitiveness increase, which is mainly achieved by innovation filling of gross regional product, requires changes in the priorities of investment policy. Today in the structure of gross regional product of Tambov region production with high added value takes a small part. The authorities are set a task to concentrate the efforts on implementation of investment projects oriented to the development of reprocessing and high technology production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current objectives of increase of Tambov region's competitiveness and investment attractiveness

Setting and solving the task of region's competitiveness increase, which is mainly achieved by innovation filling of gross regional product, requires changes in the priorities of investment policy. Today in the structure of gross regional product of Tambov region production with high added value takes a small part. The authorities are set a task to concentrate the efforts on implementation of investment projects oriented to the development of reprocessing and high technology production.

Текст научной работы на тему «Текущие задачи повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Тамбовской области»

их к конкретным результатам. А пока вопрос остается открытым и важность его решения в кратчайшие сроки актуальна. Так как нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, а переизбыток его вызывает излишние финансовые расходы.

Таким образом, только поиск путей позитивной оптимизации кадровой ситуации в системе муниципальной службы, проведение постоянных исследований кадрового потенциала и своевременные коррективы позволят стабилизировать и укрепить кадровый корпус, вывести на ключевые позиции специалистов высокой квалификации, людей твердых нравственных принципов и нестандартного мышления.

1. Пылин В.В. // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 7. С. 32-37.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.

3. Лобанов В.В. Инновации в государственном и местном управлении. М., 2002. С. 56.

4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

5. Рос. газета. 2005. 11 нояб.

6. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. М., 2006. С. 230.

7. Андреев А.Н. // Гос. служба. 2006. № 1. С. 25-30.

8. Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 325-ФЭ от 2.03.2007 г. // Рос. газ. (Федеральный выпуск). 2007. № 4310. 7 марта.

9. Лексин В.Н. // Рос. эконом. журнал. 2006. № 4. С. 31-32.

Поступила в редакцию 20.08.2007 г.

ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В. Худеева

Khudeeva V.V. Current objectives of increase of Tambov region’s competitiveness and investment attractiveness. Setting and solving the task of region’s competitiveness increase, which is mainly achieved by innovation filling of gross regional product, requires changes in the priorities of investment policy. Today in the structure of gross regional product of Tambov region production with high added value takes a small part. The authorities are set a task to concentrate the efforts on implementation of investment projects oriented to the development of reprocessing and high technology production.

Постановка и решение задачи повышения конкурентоспособности региона, достигаемой в наибольшей степени за счет инновационного наполнения валового регионального продукта, требует изменения приоритетов инвестиционной политики.

Сегодня в структуре валового регионального продукта Тамбовской области производства с высокой добавленной стоимостью занимают незначительную долю. Перед органами власти области стоит задача сосредоточить усилия на реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие переработки и высокотехнологичных производств.

В рамках поставленной в Сообщении главы администрации области О.И. Бетина в

2007 г. задачи по активизации инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата в области необходимо сформировать единый комплексный подход к проведению инвестиционной политики на принципах частно-государственного партнерства.

В Тамбовской области капитал инвесторов сосредоточен в ограниченном количестве отраслей. Основная причина - организационные «барьеры», которые мешают приходу в регион российских и зарубежных компаний, тормозят развитие местного бизнеса, ослабляют региональную конкурентоспособность.

В этой связи необходимо создание собственных, уникальных условий и предложе-

ний для потенциальных инвесторов. В данном случае стоит задача развития презентационной и выставочной деятельности, разработки и постоянной актуализации Инвестиционного паспорта региона, проведение работы по созданию в 2007 г. Агентства регионального развития.

Активизация инвестиционной деятельности предполагает совершенствование механизмов ее государственной поддержки, в том числе на законодательном уровне, создание на свободных инвестиционных площадках области промышленных и иных зон регулируемого развития. Данная работа осложняется тем, что в настоящее время в области отсутствует правовая и информационная база, необходимая для рационального планирования и размещения производительных сил региона. Необходимо принятие областного закона «О зонах регулируемого развития», который создаст необходимую правовую основу для реализации региональных инициатив.

Кроме того, при проектировании инвестиционных площадок области и размещении новых производственных объектов зачастую не учитываются инфраструктурные особенности выбранной территории. Такой подход приводит к нерациональному расходованию не только частных инвестиций, но и бюджетных средств. Решением проблемы во многом будет являться схема территориального планирования Тамбовской области, представляющая собой фактически территориальную стратегию размещения производительных сил региона.

Следует продолжать активную практику предоставления залогового обеспечения областным имуществом и земельными ресурсами в части кредитования реализуемых на территории области инвестиционных проектов. Требуется более активно использовать муниципальную собственность, в том числе земли поселений, в качестве залоговых инструментов инвестиционной и финансовобюджетной политики, расширять и совершенствовать спектр используемых финансовых инструментов для привлечения кредитных средств в экономику области - банковских услуг, ценных бумаг, страховых услуг и связанных с ними форм финансового посредничества.

Целесообразно законодательно закрепить механизм перераспределения залоговых

квот в случае необходимости обеспечения новых проектов по приоритетным отраслям и направлениям развития региона.

Существенный вклад в повышение инвестиционной привлекательности области вносит реализация государственной программы развития г. Мичуринска Тамбовской области как наукограда Российской Федерации. В развитии того инновационного потенциала, который уже накоплен на сегодняшний день в Мичуринске, необходимо активизировать работу по созданию технико-внедренческой особой экономической зоны в г. Мичуринске. Параллельно должна вестись работа по привлечению потенциальных резидентов в будущую зону.

В этой связи для области перспективно сотрудничество с Внешэкономбанком, имеющим подобный опыт. В настоящее время на его базе создан Банк развития, в задачи которого будет входить стимулирование роста инвестиций в производственную инфраструктуру, развитие инноваций, организация кредитования крупных отечественных производителей, занимающихся реализацией экспортных программ, финансирования инвестиционных проектов и программ, осуществляемых на принципах государственночастного партнерства. Администрацией Тамбовской области подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве, планируется его подписание, однако данные перспективы ограничены отсутствием в области крупных инвестиционных проектов, которые могут получить поддержку через Банк развития. Для региона в качестве приоритетных следует рассматривать инвестиционные проекты: в развитии инфраструктуры; топливно-энергетическом комплексе; строительстве жилья и производственных объектов, в сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственного сырья; в гостиничном бизнесе, развитии туризма и др.

На наш взгляд, необходимо ввести в практику работы администрации области проведение конкурсов на подготовку проектов по стратегическим направлениям развития экономики, для чего закладывать необходимые средства в областном бюджете. Наличие профессионально разработанных проектов позволит ускорить инвестиционные процессы в регионе.

Для достижения заданных параметров инвестиций со стороны органов власти необходимо проведение более четкой и скоординированной политики по проецированию на региональный уровень федеральных инициатив, привлечению государственных инвестиций, заявленных Президентом России в своем Послании, а именно: более активное вхождение в федеральные и ведомственные программы, использование возможностей Инвестиционного фонда Российской Федерации, образованных венчурных фондов. Примером такого проекта может стать электрификация железнодорожного участка Кочетовка - Рти-щево Юго-Восточной железной дороги в целях развития Мичуринского транспортнологистического узла как необходимой инфраструктуры для организации особой экономической зоны с использованием ресурсов г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации.

Для решения задач финансово-бюджетной политики, поставленных губернатором области в своем Сообщении, необходимо увязать финансирование проектов и программ развития секторов экономики и планируемых реформ с перспективным бюджетным планированием. Речь идет о включении в областной бюджет долгосрочных гарантий и финансовых ресурсов, необходимых для реализации проектов развития области на период 3-5 лет, а именно - облигационного займа, гарантий при кредитовании инвестиционных проектов, средств на финансирование проектов и программ. Правовую основу для принятия долгосрочных бюджетных обязательств создает переход на среднесрочное бюджетное планирование.

Переход к перспективному программноцелевому планированию регионального развития требует принципиального изменения подходов к разработке и процедуре утверждения областных целевых программ области.

Практика реализации программ показывает, что зачастую они не взаимосвязаны друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Сегодня стоит задача минимизировать количество областных программ и привести их целевые показатели к максимальному соответствию основным целевым ориентирам и параметрам, определен-

ным Стратегией и Программой социальноэкономического развития области. Представляется, что переход к разработке и формированию перечня областных целевых программ по отдельным наиболее острым для региона проблемам является главным направлением управления «по результатам».

В Послании Президента РФ поставлена одна из основных задач о необходимости развития инновационно-ориентированной

экономики, которая для нашей области является очень актуальной. Формирование региональной инновационной системы с соответствующей инфраструктурой, подготовка кадров в сфере инновационного менеджмента и наукоемких технологий будет способствовать переориентации в первую очередь промышленности области на инновационный путь развития.

Разработка и принятие областных целевых программ развития промышленности области, развития пищевой и перерабатывающей промышленности области, малого бизнеса позволит реализовать комплексный программный подход к развитию приоритетных высокотехнологичных производств, сочетающих высокую добавленную стоимость и инновации, нанотехнологий, сформирует условия для развития межрегиональных кластеров, создание новых производств и малых инновационных предприятий в «точках роста» реального сектора экономики области: в пищевой и перерабатывающей промышленности, химической промышленности и машиностроении, промышленности строительных материалов.

Создание приоритетных кластеров на основе предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области будет способствовать совершенствованию и модернизации технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее, их развитие ограничено тем, что объемы сельскохозяйственной продукции, производимой в области, не соответствуют возможностям местных перерабатывающих предприятий. Технологии переработки продукции растениеводства тоже на сегодняшний день практически исчерпали свой потенциал, что определяет необходимость развития производственной базы, строительства новых объектов, работающих на основе современных технологий.

Развитие сахарных и зерновых производств будет способствовать формированию энергетического кластера с использованием вторичных продуктов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Конечная продукция кластера представляет собой различные виды биотоплива: биоэтанол, биодизель, биогаз, пеллеты, торф. Ядро энергетического кластера составят промышленные предприятия области по производству продукции на основе мелассы, технического спирта, рапса, древесного сырья, торфа.

Проекты и мероприятия в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности следует рассматривать в комплексе с регулированием развития сырьевой базы, товаропроводящей сети и логистической инфраструктуры. Необходимо разработать механизм функционирования кооперативов как связующего и необходимого звена между сельскохозяйственным производством и перерабатывающей отраслью, торгово-логистических центров по аккумулированию и последующей поставке сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, производимых в области.

Существующая система расселения в сельской местности требует совершенствования и поиска новых подходов с выделением опорных сельских поселений, которые обеспечили бы проживающее население всем комплексом инфраструктурных и социальных услуг. Без прорыва в этой сфере трудно говорить об инвестиционной привлекательности региона.

В рамках задач на 2007 г., поставленных в Послании Президента РФ В.В. Путина и Сообщении главы администрации области О.И. Бетина, приоритетом будет являться ремонт и реконструкция дорожной сети, в том числе на селе. Для области это особенно актуально в связи с низким техническим уровнем существующих дорог, оторванностью многих населенных пунктов от транспортной сети области. Использование гарантии областного бюджета уже в текущем году позволит осуществить ремонт около 300 км дорог общего пользования с применением новых технологий.

Дальнейшее развитие энергетического и сетевого хозяйства области связано с разработкой и реализацией плана перераспределения действующих энергетических мощно-

стей с учетом объектов, включенных в приоритетные инвестиционные проекты.

По-прежнему наибольшее напряжение в экономике области, а также у потребителей вызывает рост цен на энергоносители.

Для более четкой организации данной работы в текущем году необходимо обеспечить своевременный контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а также принять соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие основные принципы регулирования тарифов на услуги ЖКХ и регламентирующие реализацию тарифной политики на территории региона, включая порядок формирования и утверждения тарифов.

Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» способствовала активизации строительства во всех городах и районах области. На 2007 г. необходимые объемы строительства и ввода в эксплуатацию составляют 500 м2 жилой площади. В качестве механизмов повышения доступности жилья должно выступать внедрение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования с целью снижения до минимума процентной ставки по кредитам, привлекаемым за счет предоставления субсидии из областного бюджета гражданам области, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом применение данных подходов должно согласовываться с уже действующими федеральными и областными целевыми программами и базироваться на принципах дифференциации мер государственной поддержки будущих собственников жилья.

Дальнейшее наращивание темпов жилищного строительства связано с реализацией проектов комплексной застройки территорий с уже подведенной к ним необходимой инфраструктурой на высвобождаемых площадях сноса ветхого и аварийного жилья.

Таким образом, основные направления социально-экономического развития области на текущий период должны быть основаны на качественно новых подходах к проведению инвестиционной политики.

В свою очередь в основе реализации всех экономических инициатив должно быть заложено стремление к обеспечению экологически безопасного, комфортного и достой-

ного проживания населения области. Каждое экономическое преобразование необходимо рассматривать в совокупности с задачами совершенствования социальной сферы, повышения реальных доходов населения и свя-

занного с ним расширения платежеспособного потребительского спроса, стимулирующего экономический рост.

Поступила в редакцию 25.06.2007 г.

ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В.В. Худеева

Khudeeva V.V. Variant of active positioning technology and region promotion as a factor of competitiveness increase. In conditions of economy globalization there increases countries’ competitiveness for forming, development and attracting competitive business, mainly in innovation sphere. These processes become more and more apparent not only in the aspect of countries, but also at the level of regions inside the country. The same is urgent for Russia as well. In order to increase regions’ competitiveness, it is necessary to convert these processes on the level of active positioning technology and region promotion.

В условиях глобализации экономики возрастает конкуренция стран за создание, развитие и привлечение конкурентоспособных бизнесов, главным образом, в инновационной сфере.

Эти процессы все в большей степени проявляются не только в страновом аспекте, но и на уровне регионов внутри страны. Актуально это и для современной России.

С целью повышения конкурентоспособности регионов необходимо переводить эти процессы на уровень технологии активного позиционирования и продвижения региона.

Данная технология предполагает целенаправленную деятельность всех заинтересованных сторон данного процесса: региональных властей, представителей бизнеса, научного сообщества в следующих направлениях:

- создание общих условий для развития региональной экономики;

- постоянное сопровождение действующего бизнеса;

- активное привлечение новых бизнесов.

В числе главных факторов, определяющих общие условия для развития региональной экономики, можно выделить следующие:

1) наличие квалифицированной рабочей силы;

2) развитость транспортной инфраструктуры;

3) географическое местоположение;

4) стоимость рабочей силы;

5) емкость рынка и близость партнеров по бизнесу;

6) законодательные условия поддержки бизнеса;

7) наличие свободных площадок для создания нового бизнеса;

8) качество жизни в регионе;

9) место в межрегиональном разделении труда и степень интернационализации хозяйственных связей;

10) развитость технологической среды и НИОКР;

11) доступность финансовых ресурсов.

В целях более эффективной работы по созданию общих условий для развития региональной экономики (рис. 1) необходимо иметь четкое представление о том, что конкретно хотят от региона представители бизнеса, а затем развивать выявленные направления.

Такое понимание должно достигаться на основе тематических опросов предприятий различных сфер и отраслей экономики.

В целях осуществления профессиональной деятельности по поддержке экономического развития и продвижения региона в нем необходимо иметь специализированную структуру (Агентство регионального развития), которая, исходя из Стратегии социально-экономического развития региона, вырабатывает свою специфическую стратегию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.