Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СОДЕРЖАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ'

СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СОДЕРЖАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юные каратисты / тренировочно-соревновательная деятельность / самоконтроль / структурно-технологические единицы / young karate athletes / training and competition activity / self-control / structural-technological units

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Николаевна Бедарева, Нина Васильевна Тамарская, Галина Анатольевна Кузьменко

Процесс качественного освоения двигательных действий в детско-юношеском спорте непосредственно связан с содержательной определенностью характеристик самоконтроля. Цель исследования: конкретизация структурно-технологических единиц содержания самоконтроля тренировочно-соревновательной деятельности юных каратистов. В ходе исследования в педагогической деятельности тренера выделен ряд погрешностей, связанных с идентичностью направленности и содержания педагогического контроля и самоконтроля; отсутствием преемственного усложнения содержания педагогического контроля и самоконтроля при освоении образовательного материала в блоках физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки; недостаточной связью категорий самоконтроля с эффективными характеристиками соревновательного поведения; слабой выраженностью базовых (ключевых) и дополнительных процессуально-результативных характеристик преемственного и последовательного освоения образовательного материала. Представлены структурные компоненты технологической карты самоконтроля освоения технического элемента «маваси-гери» в блоке физической подготовки. В структуре самоконтроля процесса физической подготовки и результатов физической подготовленности выделены три уровня усложнения, отраженные в 9 качественных характеристиках, выходящих на интегративную составляющую: самоконтроль юным каратистом параметров эффективности соревновательного поведения. Выявлены высокие факторные веса: процессуальные характеристики педагогического контроля — базовые и дополнительные процессуально-результативные, выстраивающие информативное поле дополнительных критериальных параметров качества; процессуальные характеристики самоконтроля — базовые и дополнительные процессуально-результативные; обоснована их кластерная сопряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Николаевна Бедарева, Нина Васильевна Тамарская, Галина Анатольевна Кузьменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-TECHNOLOGICAL UNITS OF YOUNG KARATE ATHLETES TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES SELF-CONTROL CONTENTS

The process of high-quality mastering of motor actions in child and youth sports is directly related to the content definition of the characteristics of self-control. The study aims to specify the structural and technological units of the content of self-control of training and competition activity of young karate athletes. During the study, a number of errors connected with the orientation and content identity of pedagogical control and self-control were distinguished in the coach’s pedagogical activity; lack of successive complication of pedagogical control and self-control content in the development of educational material in the physical, technical-tactical, theoretical and applied, psychological training; insufficient connection of self-control categories with effective characteristics of competitive behaviour; poor definition of basic (key) and additional procedural and effective characteristics of successive and sequential educational material development. The structural components of self-control technological map of the technical element “mawashi-geri” development in the block of physical training are presented. In the physical training self-control structure and the results of physical well-being, three levels of complication are distinguished, reflected in 9 qualitative characteristics that go to the integrative component a young karate athlete self-control of competitive behaviour effectiveness parameters. High factor weights were revealed: procedural characteristics of pedagogical control — basic and additional procedural-resultative ones, building an informative field of additional quality criteria; self-control procedural characteristics — basic and additional procedural-resultative ones, their cluster conjugation is substantiated.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СОДЕРЖАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ»

УДК 796.85 ББК 75.113

DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-250-258

_250

СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СОДЕРЖАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

О.Н. Бедарева, Н.В. Тамарская, Г.А. Кузьменко

Аннотация. Процесс качественного освоения двигательных действий в детско-юношеском спорте непосредственно связан с содержательной определенностью характеристик самоконтроля. Цель исследования: конкретизация структурно-технологических единиц содержания самоконтроля тренировочно-соревновательной деятельности юных каратистов. В ходе исследования в педагогической деятельности тренера выделен ряд погрешностей, связанных с идентичностью направленности и содержания педагогического контроля и самоконтроля; отсутствием преемственного усложнения содержания педагогического контроля и самоконтроля при освоении образовательного материала в блоках физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки; недостаточной связью категорий самоконтроля с эффективными характеристиками соревновательного поведения; слабой выраженностью базовых (ключевых) и дополнительных процессуально-результативных характеристик преемственного и последовательного освоения образовательного материала. Представлены структурные компоненты технологической карты самоконтроля освоения технического элемента «маваси-гери» в блоке физической подготовки. В структуре самоконтроля процесса физической подготовки и результатов физической подготовленности выделены три уровня усложнения, отраженные в 9 качественных характеристиках, выходящих на интегративную составляющую: самоконтроль юным каратистом параметров эффективности соревновательного поведения. Выявлены высокие факторные веса: процессуальные характеристики педагогического контроля — базовые и дополнительные процессуально-результативные, выстраивающие информативное поле дополнительных критериальных параметров качества; процессуальные характеристики самоконтроля — базовые и дополнительные процессуально-результативные; обоснована их кластерная сопряженность.

Ключевые слова: юные каратисты, тренировочно-соревновательная деятельность, самоконтроль, структурно-технологические единицы.

Для цитирования: Бедарева О.Н., Тамарская Н.В., Кузьменко Г.А. Структурно-технологические единицы содержания самоконтроля тренировочно-соревновательной деятельности юных каратистов // Преподаватель XXI век. 2024. № 2. Часть 1. С. 250-258. Б01: 10.31862/2073-9613-2024-2-250-258

© Бедарева О.Н., Тамарская Н.В., Кузьменко Г.А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

STRUCTURAL-TECHNOLOGICAL UNITS OF YOUNG KARATE ATHLETES TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES SELF-CONTROL CONTENTS

I O.N. Bedareva, N.V. Tamarskaya, G.A. Kuzmenko

Abstract. The process of high-quality mastering of motor actions in child and youth sports is directly related to the content definition of the characteristics of self-control. The study aims to specify the structural and technological units of the content of self-control of train-^B ing and competition activity of young karate athletes. During the study, a number of errors connected with the orientation and content identity of pedagogical control and self-control were distinguished in the coach's pedagogical activity; lack of successive complication of pedagogical control and self-control content in the development of educational material in the physical, technical-tactical, theoretical and applied, psychological training; insufficient connection of self-control categories with effective characteristics of competitive behaviour; poor definition of basic (key) and additional procedural and effective characteristics of successive and sequential educational material development. The structural components of self-control technological map of the technical element "mawashi-geri" development in the block of physical training are presented. In the physical training self-control structure and the results of physical well-being, three levels of complication are distinguished, reflected in 9 qualitative characteristics that go to the integrative component a young karate athlete self-control of competitive behaviour effectiveness parameters. High factor weights were revealed: procedural characteristics of pedagogical control — basic and additional procedural-resultative ones, building an informative field of additional quality criteria; self-control procedural characteristics — basic and additional procedural-resultative ones, their cluster conjugation is substantiated.

Keywords: young karate athletes, training and competition activity, self-control, structural-technological units.

Cite as: Bedareva O.N., Tamarskaya N.V., Kuzmenko G.A. Structural-Technological Units of Young Karate Athletes Training and Competitive Activities Self-Control Contents. Prep- 251

odavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 2, part 1, pp. 250-258. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-250-258

Актуальность конкретизации структуры и содержания самоконтроля деятельности и поведения юных спортсменов неоспорима, поскольку определяет ресурсы личностной вовлеченности ведущего деятеля в процесс совершенствования спортивного мастерства. В.А. Таймазов определяет существенную значимость самоконтроля на этапе высшего спортивного мастерства [1, с. 21] как вершину развития данной способности, предпосылки к становлению которой должны формироваться на более ранних этапах спортивной подготовки. Ю.М. Чернецкий рассматривает самоконтроль как условие, «позволяющее добиться власти атлета над пространством и временем» [2, с. 24] и более качественно реализовывать тренировочно-соревновательный процесс. А.Д. Кахутин указывает на значимость фиксации результатов самоконтроля в дневниках для создания предпосылок к аналитической деятельности [3, с. 5]. Н.Б. Кутергин обосновывает значимость самоконтроля как условия совершенствования поведенческой активности в состязательной деятельности, требующей управления неконтролируемой агрессией

.252

[4, с. 14]. Е.Г. Тупицына обосновывает важность разрешения трудностей освоения программного материала спортивной подготовки через формирование вариативных навыков самоконтроля [5, с. 20]. И.М. Воротилкина связывает самоконтроль со сформиро-ванностью ведущего личностного качества — самостоятельности [6, с. 4]. А.Б. Ильин сопрягает понятия самоконтроля с такими характеристиками процессуальной активности в спорте, как устойчивость, мобилизационность, соревновательная готовность, выводящих на результаты процесса спортивного совершенствования [7, с. 8] на основе саморазвития личности занимающихся [8, с. 644-666]. Спектр проведенных исследований инициирует к более предметному рассмотрению содержательного наполнения категорий педагогического контроля и самоконтроля, к структурно-технологической определенности содержания критериев эффективности тренировочно-соревновательной деятельности юных каратистов.

Результаты интервьюирования и педагогического наблюдения за организацией учебно-тренировочной деятельности единоборцев 40 тренерами отражают их профессионально-мировоззренческую позицию, в которой процесс совершенствования спортивного мастерства юных каратистов на этапах начальной подготовки и тренировочном обусловлен эффективностью организации самоконтроля юного спортсмена, содержательно связанного со структурными единицами педагогического контроля.

В ходе интервьюирования в ряду погрешностей педагогической деятельности тренера нами выявлен ряд противоречивых подходов, отражающих:

• идентичность направленности и содержания педагогического контроля и самоконтроля, где оба вида контроля представлены в результативных характеристиках качества деятельности, тогда как обучающийся только осваивает процесс демонстрации техники по требуемым параметрам, что повышает значимость процессуальных параметров построения деятельности для достижения запланированного результата;

• отсутствие преемственного усложнения содержания педагогического контроля и самоконтроля при освоении образовательного материала в блоках физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки, где доминанта выставляется только на освоение материала технической подготовки юными единоборцами;

• недостаточную связь категорий самоконтроля с эффективными характеристиками соревновательного поведения; недостаточно четкую представленность в структуре атрибутов самоконтроля характеристик исполнения действия и деятельности;

• слабую выраженность его базовых (ключевых) и дополнительных процессуально-результативных характеристик преемственного и последовательного освоения образовательного материала.

В связи с выделенным спектром проблем цель нашего исследования — конкретизация структурно-технологических единиц содержания самоконтроля тренировочно-соревновательной деятельности юных каратистов.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на спортсменах 12-13 лет, юных единоборцах клуба всестилевого каратэ «Спарта» (п = 40), и тренерах по единоборствам г. Москвы (п = 40). Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный, факторный, кластерный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анализа проблематики спортивного совершенствования юных каратистов нами выделены четыре блока самоконтроля

в областях физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки.

Нами разработаны 34 технологические карты самоконтроля по блокам физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки (по 9 в каждом блоке с учетом степеней усложнения требований к сопряженной реализации соревновательно значимых проявлений). Поскольку содержание самоконтроля юным спортсменом параметров действия и деятельности рождается из структурных элементов педагогического контроля, нами выделены зоны актуализации внимания юного каратиста. Юный спортсмен не просто должен контролировать исполнение элемента, мы его учим управлять своим поведением, выставляя заданные регламенты, концентрировать внимание на конкретной фазе движения, управлять процессом реализации отрезка двигательной деятельности.

Педагогический контроль и самоконтроль характеризуются нелинейной организацией содержания подготовки и усвоение обучающимся (тренирующимся) критериев эффективности действия: это погружение в проблематику действия и комбинации, исполнение которых необходимо отточить до качественных показателей в доминирующей над соперником соревновательной деятельности.

В процессе освоения критериев качества действия и комбинации возникает 3-4 зоны (фокуса) внимания: 1) основного педагогического внимания и самоконтроля (обязательно) и 2) зоны сопряженного педагогического внимания и самоконтроля (желательно). Первостепенно — освоение зоны основного внимания, после которого преемственно формируется спектр сопряженного внимания (с учетом объема оперативной памяти, сохранения темпа реализации деятельности без вынужденного самоконтролем торможения ее темпа).

Проявление самоконтроля на фоне усложнения образовательного материала (контролируемой способности): происходит комплексная соорганизация его компонентов с соревновательно значимыми качествами, преемственное и последовательное усложнение содержания самоконтроля. При этом происходит не увеличение зон контроля, а их динамика, перемещение «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», поскольку самоконтроль — это процесс перманентной интеллектуальной и двигательной включенности в образовательную деятельность, результаты интеллекта в движении отражаются в его качественно-количественных характеристиках.

Рассмотрение направленности самоконтроля в структуре физической подготовки позволило выделить его векторы: как самого процесса физической подготовки, так и его проявлений в показателях физической подготовленности.

В структуре самоконтроля процесса физической подготовки и результатов физической подготовленности (рассматривается 9 позиций) нами выделены три уровня.

Содержание первого уровня самоконтроля

1. Воспитание спектра общих физических качеств, обусловливающих базовую подготовленность к реализации двигательных действий (скорости одиночного движения и предваряющих ее психомоторных способностей, темпа движений и далее — скорост-но-силовых, силовых способностей, гибкости, выносливости, общей координации действий и их комбинаций).

2. Воспитание специальных физических качеств, реализующихся в структурных компонентах соревновательной деятельности (скоростно-силовых характеристик деятельности).

253_

3. Согласование в двигательных действиях проявлений координационных и кондиционных способностей. Координационных способностей: уметь сохранять статическое и динамическое равновесие, выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, дифференцировать пространственно-временные и динамические параметры двигательного действия на фоне проявления кондиционных способностей (активной и пассивной гибкости, скорости одиночного движения, темпа движений, скоростно-силовых способностей: взрывной силы, скоростно-силовой выносливости, общей и специальной выносливости).

4. Отработка в двигательных действиях соревновательно актуальных в единоборствах двигательных координаций: 1) сохранять статическое равновесие в элементе (пример) «маваси-гери», основанное на стопорящем движении стопой при переходе из динамического состояния в статическую позу; 2) удерживать (сохранять, выходить в ...) динамическое равновесие при исполнении элемента «маваси-гери»; 3) выполнять элемент «маваси-гери» без излишней мышечной напряженности, задействуя инерционные силы и контролируя степень напряжения мышц области таза; 4) при исполнении элемента «маваси-гери» дифференцировать пространственные параметры двигательного действия, фиксировать конечное положение основания стопы в точке приложения усилия: в зачетной зоне; 5) при исполнении элемента «маваси-гери» дифференцировать временные параметры его реализации, решая задачи опережения и контратакующих действий соперника, выхода в точку нанесения удара в зачетные зоны; 6) при исполнении элемента «маваси-гери» дифференцировать пространственно-временные параметры реализации наиболее эргономичной траектории движения при демонстрации оптимальной скорости (набора ускорения) для его успешной реализации; 7) наращивать динамические характеристики: мощность усилия при исполнении элемента удара «маваси-гери»; 8) с учетом меняющихся спарринг-партнеров (их морфометрических, динамических характеристик) своевременно подстраиваться под параметры движения соперника, дифференцируя пространственно-временные и динамические характери-

254 стики собственного двигательного действия «маваси-гери».

5. Воспитание способности к сопряженной реализации координационных способностей: выходить в динамическое равновесие при исполнении элемента «мава-си-гери» и одновременно наращивать динамические характеристики — мощность усилия; выходить в состояние динамического равновесия при исполнении элемента «маваси-гери», реализуя его без излишней мышечной напряженности при проявлении инерционных сил на основе контроля степени напряжения мышц области таза; выходить в динамическое равновесие при исполнении элемента «маваси-ге-ри» при сопряжении с другими видами координационных способностей (по аналогии) при учете расположения опорных зон относительно центра масс и перераспределения нагрузки на стопы (при исполнении встречного движения на атакующее действие соперника с удержанием центра масс на середине стопы); варьирование положением звеньев тела для уравновешивания баланса с учетом морфометриче-ских параметров и амплитудных характеристик движения; согласование пространственного положения стоп с вектором нанесения удара и зачетной зоной — точкой приложения усилий; при реализации динамического равновесия важно: учитывать согласование работы поперечника плечевых и тазобедренных суставов; понимать, что финальная поза завершения технического элемента является точкой начала ис-

полнения другого технического элемента, между которыми должна просматриваться экономичность и эргономичность траектории движений; при задействовании инерционных сил в амплитудном движении атакующей ноги (в фазе разложения удара сила мышц корпуса сопрягается с инерцией и силой движения ноги при достижении конечной точки — зачетной зоны).

Содержание второго уровня самоконтроля

6. Вариативное исполнение двигательного действия — элемента «маваси-гери» при реализации различных физических качеств (при мгновенном реагировании: реализации скорости восприятия и скорости одиночного движения, простой двигательной реакции без конфликта интеллектуального выбора; при реализации сложной двигательной реакции: реакции выбора (из двух-трех компонентов), реакции на движущийся объект (не просто соперника, а различения первостепенности угрозы от уступающих, атакующих или контратакующих звеньев тела и центра масс с оперативным выделением пространственной зоны противоборства и блокировки развития проблемной ситуации) гибко, пластично, экономично; выполнения серии ударов в индивидуально-максимальном темпе, с максимальной силой (высокой мощностью) его реализации.

7. Оптимальная реализация физических качеств в координационной структуре движения «маваси-гери»: пространственной — угловые (круговой удар ногой), амплитудные, характеристики тренировочного и соревновательного упражнения различаются в диапазоне +3а; временной — ускорения, скорость реализации тренировочного элемента при его углубленном освоении и совершенствовании стремится к параметрам соревновательной деятельности; пространственно-временные и динамические — представленные выше характеристики в соответствии с образцами соревновательной деятельности.

8. Реализация вариативно адекватной координации в противоборстве с соперником (спектр координационных способностей): эффективно управлять статическим и динамическим равновесием, дифференцировать пространственно-временные и динамические параметры двигательного действия, исполнять движение «маваси-гери» без излишней мышечной напряженности в доминирующем противо- 255 борстве с соперником.

Содержание третьего уровня самоконтроля

9. Реализация соревновательно актуальных физических качеств в эффективной координации при исполнении движения «маваси-гери».

10. Конечная цель самоконтроля процесса физической подготовки и результатов физической подготовленности — самоконтроль юным каратистом параметров эффективности соревновательного поведения.

Нами проведено исследование степени значимости процессуальных характеристик исполнения юным спортсменом двигательного действия при его начальном, углубленном освоении и совершенствовании. В структуре педагогического контроля — базовых (ключевых) и дополнительных, а также процессуальных характеристик самоконтроля — базовых (ключевых) и дополнительных (Factor Loadings (Unrotated) (Spreadsheet 37) Extraction: Principal components (Marked loadings are > 0,700000).

Результаты кластерного и факторного анализа процессуальных характеристик исполнения действия и деятельности для юного единоборца показали высокую значимость:

• процессуальных характеристик педагогического контроля — базовых (ключевых), факторный вес: -0,785493;

• процессуальных характеристик педагогического контроля — дополнительных процессуально-результативных характеристик (факторный вес: -0,800524), выстраивающих информативное поле дополнительных критериальных характеристик качества;

• процессуальных характеристик самоконтроля — базовых (ключевых), факторный вес: -0,801230;

• процессуальных характеристик самоконтроля — дополнительных процессуально-результативных характеристик (факторный вес: -0,694872). Данный факторный вес близок к значимому для юного спортсмена, но его характеристики позволяют судить о факте первостепенности качественного освоения базовой характеристики качества реализации двигательного действия, а затем уже предметного погружения в дополнительные критерии качественной реализации рассматриваемого процесса.

Особый интерес представляет специфика сопряжения переменных в кластерах (см. табл.).

Таблица

Особенности согласования процессуальных базовых (ключевых) и дополнительных характеристик педагогического контроля и самоконтроля

256

Абсолютные показатели процессуальных базовых (ключевых) характеристик выше дополнительных, что говорит о более высокой значимости для юного единоборца освоения ведущих требований качества реализации двигательного действия и комбинации.

Выводы. Содержание педагогического контроля и самоконтроля развивается нелинейно, в ходе освоения образовательного материала усложняется, интегрируя в своем содержании более сложные образования; характеризуется блоками физической, технико-тактической, теоретической и прикладной, психологической подготовки, обеспечивающих дифференциацию, сопряжение и интегративность связей компонентов подготовленности и их выход на интегративную вершину процессуальной активности — «самоконтроль юным спортсменом эффективности соревновательного поведения».

Исследуемые переменные

(Уаг 1) Процессуальные характеристики педагогического контроля — базовые (ключевые)

(Уаг 3) Процессуальные характеристики самоконтроля — базовые (ключевые)

(Уаг 2) Процессуальные характеристики педагогического контроля — дополнительные

(Уаг 4) Процессуальные характеристики самоконтроля — дополнительные

Тгее Diagram for 4 Variables Single Linkage Euclidean distances

5,0

6,0 6,5

Linkage Distance

7,0

8,0

Педагогический контроль и самоконтроль должен обладать содержательными единицами, конкретизирующими процессуальные параметры качества действия и деятельности, обусловливающие достижение представленных результативных характеристик.

Для обучающегося спортсмена понимание процесса исполнения действия и деятельности чрезвычайно важно и первостепенно (рейтинг значимости — 1 место при количестве выборов 92,5%); смена мест очередности процессуальных и результативных параметров деятельности на их обратную диаду (результативные и процессуальные) ведет к когнитивному диссонансу, запутывает обучающегося в зонах локализации внимания и обусловливает нарушение последовательности переключения внимания на значимые структурные единицы интеллектуальной и двигательной активности в ходе исполнения тренировочно-соревновательных упражнений и их комбинаций.

В содержании педагогического контроля и самоконтроля четко выделяются его базовые (ключевые) и дополнительные процессуально-результативные характеристики, которые должны преемственно и последовательно актуализироваться в действии и деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таймазов, В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997. 48 с.

2. Чернецкий, Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 80 с.

3. Кахутин, А.Д. Роль дневников самоконтроля и дифференцированного контроля в тренировочном процессе студентов, занимающихся лыжными гонками: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 23 с.

4. Кутергин, Н.В. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 17 с.

5. Тупицына, Е.Г. Индивидуальные трудности освоения программного материала по художественной гимнастике на основе субъективного контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2001. 27 с.

6. Воротилкина, И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2007. 43 с.

7. Ильин, А.Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.

8. Крылов, В.М. Самоконтроль и саморазвитие в спорте // Экономика и социум. 2018. № 12 (55). С. 664-666.

REFERENCES

257_

1. Tajmazov, V.A. Individualnaya podgotovka bokserov v sporte vysshih dostizhenij [Individual Training of Boxers in the Sport of Higher Achievements]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). St. Petersburg, 1997, 48 p. (in Russ.)

2. Cherneckij, Yu.M. Konceptualnye osnovy olimpijskogo obrazovaniya [Conceptual Foundations of Olympic Education]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Chelyabinsk, 2001, 80 p. (in Russ.)

3. Kahutin, A.D. Rol dnevnikov samokontrolya i differencirovannogo kontrolya v trenirovochnom processe studentov, zanimayushchihsya lyzhnymi gonkami [The Role of Diaries of Self-Control and Differentiated Control in the Training Process of Students Engaged in Ski Racing]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Krasnoyarsk, 2006, 23 p. (in Russ.)

4. Kutergin, N.V. Formirovanie optimalnoj agressivnosti u sportsmenov-borcov [Formation of Optimal Aggressiveness in Athletes-Wrestlers]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). St. Petersburg, 2007, 17 p. (in Russ.)

5. Tupicyna, E.G. Individualnye trudnosti osvoeniya programmnogo materiala po hudozhestvennoj gimnastike na osnove subektivnogo kontrolya [Individual Difficulties of Mastering the Program Material in Rhythmic Gymnastics Based on Subjective Control]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Smolensk, 2001, 27 p. (in Russ.)

6. Vorotilkina, I.M. Pedagogicheskaya sistema razvitiya samostoyatelnosti v dvigatelnoj deyatelnosti detej i uchashchejsya molodezhi [Pedagogical System of Development of Independence in the Motor Activity of Children and Students]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Omsk, 2007, 43 p. (in Russ.)

7. Ilin, A.B. Ocenka lichnosti i sorevnovatelnoj gotovnosti sportsmenov raznoj specializacii i kvalifikacii (na primere ciklicheskih, igrovyh vidov i sportivnyh edinoborstv) [Assessment of Personality and Competitive Readiness of Athletes of Different Specialization and Qualifications (On the Example of Cyclic, Game Types And Martial Arts)]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2002, 24 p. (in Russ.)

8. Krylov, V.M. Samokontrol i samorazvitie v sporte [Self-Control and Self-Development in Sports], Ekonomika i socium = Economics and Society, 2018, No. 12 (55), pp. 664-666. (in Russ.)

Ольга Николаевна Бедарева, старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, on.bedareva@yandex.ru

258

Olga N. Bedareva, Senior Lecturer, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University on.bedareva@yandex.ru

Нина Васильевна Тамарская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, nv.tamarskaya@mpgu.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nina V. Tamarskaya, ScD in Education, Professor, Chairperson, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow Pedagogical State University, nv.tamarskaya@mpgu.su

Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, kuzmenkoga2010@yandex.ru

Galina A. Kuzmenko, ScD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2024. Принята к публикации 22.03.2024

The paper was submitted 26.02.2024. Accepted for publication 22.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.