Научная статья на тему 'Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков-единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности'

Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков-единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ-ЕДИНОБОРЦЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / УЧЕБНО-ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / TEENAGE COMBATANTS / TRAINING ACTIVITY / SELF-CONTROL FORMATION / COGNITIVE INTEREST / EDUCATIONAL-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна, Бедарева Ольга Николаевна, Бедарев Антон Андреевич

В статье рассмотрены вопросы становления у подростков-единоборцев познавательного интереса и учебно-поисковой активности, обеспечивающих формирование функции самоконтроля параметров тренировочной деятельности. В исследовании принимали участие 20 подростков 13-14 лет Клуба всестилевого каратэ «Спарта». На основе методов научного исследования, включая корреляционный анализ (Statistica 8), выявлены достоверные связи между познавательным интересом и проявлениями функции самоконтроля, отраженными в структурных компонентах учебно-поисковой активности: широте мотивационно-ценностных опор учебно-поисковой активности; преемственном развитии установок на освоение образовательного материала по физической культуре; потребности к познанию нового; желании преодолевать трудности освоения образовательного материала; наличии излюбленных освоенных упражнений, которые хочется демонстрировать перед классом; стабильности проявлений познавательного интереса; движении мотивирующих позиций: от «что получается» к «готов осваивать новое». Разработана шкала критериев оценки различных проявлений единоборцев 13-14 лет в учебно-поисковой активности через призму атрибутов самоконтроля параметров учебно-тренировочной деятельности. Выделен ряд рекомендаций, обеспечивающих актуализацию функции самоконтроля тренировочной деятельности у подростков-единоборцев в условиях сопряженного развития познавательного интереса и учебно-поисковой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна, Бедарева Ольга Николаевна, Бедарев Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Interest and Educational-Research Activity of Teenage Combatants as a Condition of Training Self-Control Formation

The study discusses the issues of teenage combatants’ cognitive interest formation and educational-research activity that provide the development of training parameters self-control. The study involved twenty 13-14 years old teenagers from the all-style karate club “Sparta”. The links between cognitive interest and self-control function reflected in the structural components of educational-research activity (such as wide motivational and value support of educational-research activity; the development of attitude to mastering the educational material on physical culture; the need to learn new things; the desire to overcome the difficulties of studying; the favorite mastered exercises that you want to demonstrate in front of the class; the stability of cognitive interest manifestations; the change of motivation from “what I can” to “ready to master new things”) were revealed based on the methods of scientific research, including correlation analysis (Statistica 8). A criterion scale has been developed for assessing various manifestations of 13-14 years old combatants in educational-research activity in terms of training activity parameters self-control. The recommendations ensuring training activity self-control update among teenage combatants in a context of cognitive interest and educational-research activity combined development are set.

Текст научной работы на тему «Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков-единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности»

УДК 37.037

Кузьменко Галина Анатольевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета

Бедарева Ольга Николаевна

аспирант, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета

Бедарев Антон Андреевич

магистрант Московского педагогического государственного университета

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И УЧЕБНО-ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы становления у подростков-единоборцев познавательного интереса и учебно-поисковой активности, обеспечивающих формирование функции самоконтроля параметров тренировочной деятельности. В исследовании принимали участие 20 подростков 13-14 лет Клуба всестилевого каратэ «Спарта». На основе методов научного исследования, включая корреляционный анализ (Statistica 8), выявлены достоверные связи между познавательным интересом и проявлениями функции самоконтроля, отраженными в структурных компонентах учебно-поисковой активности: широте мотивационно-ценност-ных опор учебно-поисковой активности; преемственном развитии установок на освоение образовательного материала по физической культуре; потребности к познанию нового; желании преодолевать трудности освоения образовательного материала; наличии излюбленных освоенных упражнений, которые хочется демонстрировать перед классом; стабильности проявлений познавательного интереса; движении мотивирующих позиций: от «что получается» к «готов осваивать новое». Разработана шкала критериев оценки различных проявлений единоборцев 13-14 лет в учебно-поисковой активности через призму атрибутов самоконтроля параметров учебно-тренировочной деятельности. Выделен ряд рекомендаций, обеспечивающих актуализацию функции самоконтроля тренировочной деятельности у подростков-единоборцев в условиях сопряженного развития познавательного интереса и учебно-поисковой активности.

Ключевые слова:

подростки-единоборцы, тренировочная деятельность, формирование самоконтроля, познавательный интерес, учебно-поисковая активность.

Kuzmenko Galina Anatolievna

D. Phil. in Education Science, Associate Professor, Department of Physical Training and Sports Theoretical Basis Moscow Pedagogical State University

Bedareva Olga Nikolaevna

PhD Student, Senior lecturer, Moscow Pedagogical State University

Bedarev Anton Andreevich

Master's Degree student, Moscow Pedagogical State University

COGNITIVE INTEREST AND EDUCATIONAL-RESEARCH ACTIVITY OF TEENAGE COMBATANTS AS A CONDITION OF TRAINING SELF-CONTROL FORMATION

Summary:

The study discusses the issues of teenage combatants' cognitive interest formation and educational-research activity that provide the development of training parameters self-control. The study involved twenty 13-14 years old teenagers from the all-style karate club "Sparta". The links between cognitive interest and self-control function reflected in the structural components of educational-research activity (such as wide motivational and value support of educational-research activity; the development of attitude to mastering the educational material on physical culture; the need to learn new things; the desire to overcome the difficulties of studying; the favorite mastered exercises that you want to demonstrate in front of the class; the stability of cognitive interest manifestations; the change of motivation from "what I can" to "ready to master new things") were revealed based on the methods of scientific research, including correlation analysis (Statistica 8). A criterion scale has been developed for assessing various manifestations of 13-14 years old combatants in educational-research activity in terms of training activity parameters self-control. The recommendations ensuring training activity self-control update among teenage combatants in a context of cognitive interest and educational-research activity combined development are set.

Keywords:

teenage combatants, training activity, self-control formation, cognitive interest, educational-research activity.

Умение контролировать тренировочную деятельность - есть одно из ведущих умений, определяющих качество освоения юными единоборцами требований учебно-тренировочного процесса и спортивного совершенствования в целом. Функция самоконтроля раскрывается в структурно-содержательных единицах деятельности: П.К. Анохиным - в архитектонике приспособительного поведенческого акта, где «результаты сравнения определяют построение дальнейшего поведения» [1, c. 17]; В.Д. Шадриковым - в реализации ментальных способностей - через «отражение результатов операции» и «отражение параметров результатов» [2, с. 284].

Рассматривая категорию «самоконтроль», мы опираемся на ее обусловленность самооценкой личности, через призму которой происходит самоанализ компонентов готовности к деятельности [3, c. 128]. В свою очередь, самооценка, в основе которой, по В.А. Иванникову, лежит самопознание, выступает основанием к инициативному развитию личностных качеств [4]. Согласно И.С. Федулову, интерес вносит значимый вклад в развитие мотивации к занятиям спортом [5]. Г. Фунакоси актуализирует весомость категории «интерес» в процессе познания как проникновения в сущность боевого искусства, в его философию [6, с. 190]. В.Э. Бельц подчеркивает неоспоримость влияния мотивационной сферы, и, в частности, интереса, на процесс и результаты спортивного совершенствования юных каратистов [7, с. 62].

Эффективность контроля параметров деятельности обусловлена, помимо прочих факторов, наличием интереса к данному процессу. Познавательный интерес, по Г.И. Щукиной, есть «важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения» [8, с. 16]. Интерес к познанию учебно-тренировочной деятельности связан с эффективным присвоением приобретаемых знаний, с применением их в практике процессов обучения, воспитания, тренировки и соревнования. Познавательный интерес определяет уровень актуализации учебно-поисковой активности. Исследованию поисковой активности личности также посвящен ряд трудов, среди них работы А.А. Вербицкого, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновского.

Л.Н. Клименко характеризует познавательную активность через проявление самостоятельности, которая отражается в поиске, сборе, обработке информации, выявлении проблем и способах их решения [9, с. 27]. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к занятиям спортом необходимо тщательно подбирать образовательный материал, реализовывать вариативные формы выполнения упражнений [10, с. 157], предъявляя адекватные и адекватно-завышенные требования к обучающимся. Соотношение значимых для личностного развития подростка педагогических категорий «познавательный интерес» и «учебно-поисковая активность» как условий формирования функции самоконтроля является предметом нашего исследования.

Цель исследования: разработка рекомендаций по формированию у юных единоборцев самоконтроля учебно-тренировочного процесса через развитие познавательного интереса и формирование опыта учебно-поисковой активности. Методы исследования: наблюдение, педагогический, корреляционный анализ (Statistica 8). Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 814 и Клуба всестилевого каратэ «Спарта» в течение сентября-декабря 2019 года. Выборка составила 20 подростков 13-14 лет.

Успешность деятельности подростка в спорте характеризуется выполнением актуальных требований учебной, тренировочной, контролирующе-оценочной, рефлексивной, коммуникативной деятельности. Уровень «включенности» ребенка в процесс обеспечивается двумя педагогическими категориями: познавательным интересом и учебно-поисковой активностью в пространстве изучаемого материала. При этом учебно-поисковая активность отражается в наличии вопросов по осваиваемым темам учебно-тренировочных занятий (УТЗ), в самостоятельном подборе научно-методических материалов, включая видеоисточники, что обеспечило наиболее эффективное включение ресурсов развития значимых способностей.

Познавательный интерес и учебно-поисковая активность взаимообусловлены, и актуализация одного влечет развитие другого, фактически высвечивается логика их сопряжения: «Познавательный интерес» ^ «Учебно-поисковая активность» ^ «Обновленный познавательный интерес». В случае изолированности и взаимной неподкрепленности данных компонентов мотивация подростка не приобретает деятельной составляющей.

Исследование учебно-поисковой активности подростков как атрибутов самоконтроля, применяемых юными единоборцами в учебно-тренировочной деятельности, инициировало необходимость разработки критериев и шкал оценки различных ее проявлений (табл. 1).

Таблица 1 - Шкала критериев оценки различных проявлений учебно-поисковой активности (УПА) через призму атрибутов самоконтроля (СК) единоборцев 13-14 лет

Проявление УПА Балл Рекомендация тренеру по формированию УПА, актуализирующей функцию самоконтроля

УПА, обусловленная «широтой мотивационно-ценностных опор»

Обширный спектр интересов к занятиям спортом (познавательных, совместной деятельности, выявление особенностей физического развития, развития физических качеств) 3 - при отсутствии иерархии мотивов у спортсмена - риск заинтересоваться исключительно процессом, потеряв из виду ожидаемые результаты деятельности: СК - на осознанное присвоение и отработку критериев качества действия и деятельности; - важно выделить ведущие мотивы: СК - на присвоение смыслов цели и задач УТЗ; - формировать интерес к занятиям спортом через партнерские взаимоотношения «спортсмен - тренер»: СК - на необходимость наличия сильных, равных и менее подготовленных спарринг-партнеров

Небольшое количество мотивов поисковой активности на учебно-тренировочных занятиях 2 - расширить спектр потенциально успешных видов деятельности: учебной, тренировочной, рефлексивной, контролирующе-оценочной через освоение образовательного материала: СК - на принятие «нового» как условия индивидуального совершенствования в спорте; - разнообразие технического арсенала движений: СК - на отработку несвойственных индивидуальному опыту новых двигательных действий; - освоение умения демонстрировать изученный технический элемент при поддержке тренера и самостоятельно: СК - на концентрации на учебной задаче тренера в условиях педагогического контроля и самостоятельной деятельности; - делегирование полномочий спортсмену при проведении разминки, объяснении технического действия (ранее изученного), определении ошибок в исполнении: СК - на социально смелое, ответственное, деловое отношение к содержанию требований

Отсутствие интереса к процессу и результатам деятельности на учебно-тренировочном занятии 1 Определить личный интерес и спектр индивидуальных трудностей подростка: СК - на выборе наиболее интересного в предлагаемых упражнениях, на оценке параметров успешного действия; в беседе, убеждении, личным примером - снять страх перед неудачей: СК -на «праве на ошибку», на анализе условий ряда успешных действий; уменьшить количество предъявляемых критериев эффективности действия и деятельности: СК - на присвоении ведущего(их) требования(й)

УПА: развитие мотивации: от «что получается» к «готов осваивать новое»

С легкостью и восторгом приступает к освоению новых элементов 3 - потребность в получении новых знаний, высокий уровень мотивации, желание постоянно находиться в деятельности, готовность выполнять интенсивную работу: СК - на рационализацию поведения в учебной деятельности, запоминание детализированных требований качества

Долго, с опасением готовится к исполнению новых упражнений 2 - тренеру важно: выяснить причины опасений спортсмена перед новым упражнением; установить причину возникновения негативной эмоциональной реакции (дискомфорт, страх, боязнь): СК - на принятии нового упражнения и требования как важного и возможного к освоению; - дать время для того, чтобы спортсмен мобилизовался и подготовился к изучению нового: СК - на ощущении готовности к выполнению действия с конкретным требованием к нему

Нет желания стараться, выполняет упражнения низкой степени сложности 1 - выявить причины избегания при освоении нового, нежелания стараться успешно выполнить задания из изученного материала: СК - на привлечении конкретного ресурса-требования к качеству деятельности, на попытке выполнить методическую рекомендацию; - подобрать алгоритм освоения трудного упражнения: СК - на отработке упражнения по фазам; активизировать познавательный интерес с учетом индивидуальных трудностей; дифференцировать успешные и неуспешные действия; давать себе «право на ошибку» и др.

Учебно-поисковая активность подростков-единоборцев, выступающая результатом познавательного интереса к содержанию и воспитываемым в тренировочном процессе качествам и способностям, становится для нас предметом самоконтроля ее проявлений (табл. 2). В ходе педагогического эксперимента достигнуты не только существенные приросты ее атрибутов у юных единоборцев, но, что самое важное - процесс самоконтроля приобрел конкретные содержательные акценты, критерии вовлеченности в ход саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, построения личностью «самой себя» через представленные в таблице 2 показатели.

На Рисунке 1 представлены достоверные корреляционные связи между критериями оценки учебно-поисковой активности, отраженными в поведенческих проявлениях самоконтроля юных единоборцев.

Таблица 2 - Динамика критериев оценки учебно-поисковой активности юных единоборцев 13-14 лет, Wilcoxon Matched Pairs Test (Spreadsheet26) Marked tests are significant at p <,05000 (сравнение достоверности приростов между двумя зависимыми выборками методом непараметрической статистики (коэффициент Вилкоксона)_

№ Показатель Дата тестирования Х ср. б Wilcoxon Matched Pairs Test p <,05000 P

1 Широта мотивационно-ценностных опор учебно-поисковой активности 09.2018 1,55 0,51 0,000293 <0,01

01.2019 2,50 0,51

2 Преемственное развитие установок на освоение образовательного материала по физической культуре 09.2018 1,30 0,47 0,000798

01.2019 2,20 0,52

3 Потребности к познанию нового 09.2018 1,65 0,49 0,000982

01.2019 2,50 0,51

4 Желание преодолевать трудности освоения образовательного материала 09.2018 1,50 0,51 0,000089

01.2019 2,55 0,51

5 Наличие излюбленных освоенных упражнений, которые хочется демонстрировать перед классом 09.2018 1,55 0,69 0,000438

01.2019 2,35 0,49

6 Стабильность проявлений познавательного интереса 09.2018 1,75 0,44 0,000089

01.2019 2,85 0,37

7 Движение мотивирующих позиций: от «что получается» к «готов осваивать новое» 09.2018 1,60 0,50 0,000089

01.2019 2,83 0,34

УПА: СК: Преемственное развитие установок на освоение образовательного материала ТЗ УПА: СК: Потребности к познанию нового

0,49 у

УПА: СК: Широта моти-вационно-ценностных опор учебно-поисковой активности у у S__ -—— 0, 53 j ^ УПА: СК: Желание преодолевать трудности в освоении образовательного материала

Ч Ч 0 52

УПА: СК: Наличие излюбленных и освоенных упражнений, которые хочется выполнять перед группой Ч ч~ Ч 0,54 — 0,59 УПА: СК: Стабильность проявлений познавательного интереса

_ - Г _ - - ч ч ч X

ч 0,59 0,54

ч ч ч V-' \ ч ** 0,54

УПА: СК: Преобразование содержания мотивирующих формулировок от «что получится» к «готов осваивать новое» Познавательный интерес (экспертная оценка, балл)

Рисунок 1 - Корреляционные связи критериев оценки учебно-поисковой активности юными единоборцами

Преемственное и логичное комплексирование содержания образовательного материала по спортивной подготовке позволяет подростку субъективно ощутить и осознать проявления успешности в деятельности. Именно вариативность и широта спектра полученных знаний обеспечивают преобразование мотивирующей позиции к готовности осваивать новое. Важно обеспечить необходимую открытость подростка знаниям, педагогическим советам, рекомендациям, замечаниям, установкам, ключевым смыслам деятельности, сформировать его осознанную готовность к изучению и развитию потенциально важных сторон техники вида спорта.

Данная линия развития мотивации способствует развитию личностных качеств: ответственности, решительности, настойчивости, целеустремленности, а значит, учит подростка быть

социально смелым, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, преодолевая трудности спортивной деятельности.

Способность терпеть и преодолевать трудности познания, трудолюбие, настойчивость выступают опорами в формировании желания осваивать образовательный материал и создавать базу излюбленных и хорошо освоенных упражнений, побуждающих к самостоятельной творческой деятельности.

Благодаря этому у подростка формируется учебно-поисковая активность, которая проявляется в умении демонстрировать и выбирать наиболее интересные элементы техники, а наличие этих проявлений влияет на самооценку подростка, возможность повысить деловой и эмоциональный статус в референтной группе и его способность к социально адаптированному поведению, обусловливающему мотивированный самоконтроль параметров деятельности.

Формирование параметров самоконтроля в спортивной деятельности через сопряженное совершенствование познавательного интереса и учебно-поисковой активности подростков обусловили оптимизацию рассматриваемых категорий.

Нами выделен ряд рекомендаций, обеспечивающих формирование самоконтроля тренировочной деятельности подростков-единоборцев в условиях сопряженного развития познавательного интереса и учебно-поисковой активности с соблюдением общих принципов дидактики и специальных принципов тренировки. Данный процесс базируется на установках тренера:

- максимально завлекать всех участников группы к освоению образовательного материала;

- создавать возможность каждому спортсмену активно осваивать практические упражнения и интересоваться теоретическими знаниями в области каратэ;

- создавать микроклимат и организовывать «рабочую группу», ориентированную на взаимопомощь, внимательное отношение друг к другу, неукоснительное исполнение требований тренера;

- создавать условия для тренировки в разновозрастных и квалификационных группах при повышении самостоятельности действий;

- требовать исполнения заданий, распределять внимание, оказывая педагогическую поддержку каждому спортсмену;

- поощрять старания спортсменов;

- требовать дисциплины, исполнения стандартных правил поведения;

- преемственно, последовательно, логически выверенно распределять учебный материал с учетом адекватности возможностям занимающихся в условиях их систематической контрольно-оценочной деятельности;

- использовать широкий спектр методов для достижения наибольшего эффекта;

- четко, кратко, информативно формулировать указания, команды, замечания, разъяснения;

- сочетать показ и детальный разбор фаз действия с использованием учебных фильмов, схем, электронных игр, световых, звуковых, механических приборов с программным управлением и обратной связью.

Среди прочего актуален вопрос отслеживания учебно-поисковой активности подростка как ответной реакции на процесс педагогического контроля и самоконтроля, поскольку эффективность учебно-поисковой активности характеризуется включенностью самого подростка в поиск вопросов и ответов, связанных со спортивным совершенствованием средствами самоконтроля параметров индивидуальной и коллективной деятельности.

Разработанная нами форма оценки учебно-поисковой активности подростков 13-14 лет на основе выделения основных ее критериев при формировании функции самоконтроля параметров учебно-тренировочной деятельности юных единоборцев создала условия для сопряжения в педагогическом процессе взаимосвязанных категорий «учебно-поисковая активность», «познавательный интерес», «самоконтроль тренировочной деятельности». Выявленные корреляционные плеяды взаимодействия показателей мотивационный сферы и познавательного интереса обусловили возможность их сочетания при формулировке позиций к самоконтролю параметров деятельности. Разработанные и реализованные в педагогическом эксперименте рекомендации тренеру обеспечили достоверный прирост проявлений учебно-поисковой активности, познавательного интереса и деятельных проявлений самоконтроля тренировочной деятельности.

Ссылки:

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 17-59.

2. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М., 2007. 284 с.

3. Кузьменко Г.А. Интеллектуальная готовность подростка к реализации в спортивной деятельности: сущность, содержание, диагностика, пути развития // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. Часть 1. С. 117-130.

4. Иванников В.А., Эйдман, Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 1990. Том. 11. № 3. С. 39-49.

5. Федулов И.С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста // Психология в России и за рубежом : материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб., 2013. С. 136-141.

6. Фунакоси Г. Карате-до: My way of life. Новосибирск, 1993. 190 с.

7. Бельц В.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения детей и подростков к физической культуре с помощью каратэ-до // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5 (68). С. 62.

8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

9. Клименко Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

10. Кузьменко Г.А., Бедарев А.А. Мотивационные предпочтения младших школьников к учебно-поисковой активности на уроках физической культуры // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сборник статей III междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. 2018.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.