УДК 796.853.23 ББК 75.715+75.1
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПАРАМЕТРОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
I Г.А. Кузьменко, Е.А. Кабанова
Аннотация. Спортивное совершенствование подростков-единоборцев обусловлено эффективным индивидуализированным отбором средств, методов и организационных форм учебно-тренировочной и соревновательной деятельности на основе анализа параметров соревновательной активности и эффективности принятых интеллектуальных решений. Цель данного исследования - выявить динамику показателей соревновательной активности юных дзюдоистов 15-16 лет, проанализировать интеллектуальные решения, определить педагогические условия оперативной коррекции соревновательного поведения с учетом актуальных ситуаций соревновательной деятельности, проявлений скоростной выносливости и охарактеризовать индивидуальные ресурсы спортивного совершенствования. На основе методов исследования: педагогического наблюдения, самоописания, видео-, самоанализа сорев- 19и новательных поединков, пульсометрии, экспертной и самооценки эффективности соревновательной деятельности, корреляционного анализа, — выявлен ряд следующих особенностей. Высокий уровень взаимосвязи между факторами - соревновательная активность, темп действий, реализация потенциала, маневренность, самооценка, степень верности интеллектуальных решений. Средний уровень взаимосвязи между факторами - реализация потенциала, темп, количество подворотов, соревновательная активность, результативность действий, маневренность, самооценка. Отрицательные взаимосвязи -между количеством деструктивных действий, падений и названными ранее показателями. Перманентно повышающаяся динамика пульса отрицательно сказывается на эффективности соревновательной активности, темпе, реализации потенциала и маневренности юного дзюдоиста, что требует целенаправленного развития скоростно-си-ловой выносливости и способностей к принятию интеллектуальных решений в условиях, сходных с соревновательными. Разработанные
критерии оценки соревновательной активности, темпа соревновательной деятельности, реализации соревновательного потенциала, маневренности и адекватности избранных интеллектуальных решений позволили дать развернутую характеристику поведения спарринг-партнеров в соревновательном поединке и выявить педагогические и личностные ресурсы по своевременной коррекции негативных тенденций интеллектуально опосредованного соревновательного поведения. В исследовании раскрыты основания к индивидуализации спортивной подготовки юных дзюдоистов на основе анализа динамики параметров соревновательной результативности, что позволяет рассмотреть текущие результаты в динамических ситуациях соревновательного поединка как реперные точки и педагогические условия к преобразованию уступающих ситуаций в ситуации доминирования.
Ключевые слова: юные дзюдоисты, индивидуализация спортивной подготовки, параметры соревновательной активности, эффективность интеллектуальных решений, характеристики контрольно-подготовительных спаррингов.
INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF YOUNG JUDOISTS AGED 15-16 BASED ON PARAMETERS ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY AND EFFECTIVENESS OF INTELLIGENT SOLUTIONS
I G.A. Kuzmenko, E.A. Kabanova
200
Abstract. Sports improvement of teenagers is due to effective individualized selection of tools, methods and organizational forms of training and competitive activities on the basis of analysis of the parameters of competitive activity and the effectiveness of intelligent solutions. The purpose of this article is to identify the dynamics of indicators of competitive activity of young judoists aged 15-16, to define intelligent solutions, to determine the pedagogical operative correction conditions of competitive behavior with respect to actual situations of competitive activities, manifestations of speed endurance and describe the individual resources of sportive improvement. Based on the methods of research: pedagogical observation, self-description, video, introspection of competitive matches, pulsometry, peer and self-assessment of efficiency of competitive activity, correlation analysis a number of features have been revealed. The high level of relationship between the factors and the competitive activity- the pace of action, the implementation of the potential, agility, self-esteem, the degree of the objective estimation of intelligent solutions. The average level of the relationship between the factors - the implementation capacity, the tempo, the number of master-strokes, the competitive activity, performance, agility, and self-esteem. A negative relationship- between the number of destructive actions, drops, and the above-men-
tioned indicators. The permanent rising dynamics of heart rate has a negative impact on efficiency of the competition activity, pace, the potential implementation and the flexibility of a young judoka, which requires the targeted development of the speed-strength endurance and abilities to make intelligent solutions in conditions similar to the competition. The elaborated benchmarks of competitive activity, the pace of competitive activity, the realization of the competitive potential, maneuverability, and adequacy of the selected intelligent solutions allowed to give the detailed description of the behavior of sparring partners in a competitive match and to identify educational and personal resources for the timely correction of negative trends of the intellectually mediated competitive behavior.
The study reveals the grounds for the individualization of sports training of young judokas on the basis of the parameters dynamics analysis of the competitive effectiveness, which allows to consider the current results in dynamic situations of the competitive match as reference points and pedagogical conditions to the conversion of inferior situations into a situation of dominance.
Keywords: young judocas, individualization of sports training, parameters of the competitive activity, the effectiveness of intelligent solutions, characteristics of the control and preparatory sparring competitions.
Спортивное совершенствование юных дзюдоистов на этапе специализации в ряду факторов обусловлено эффективным планированием содержания спортивной подготовки, существенной особенностью которой выступает учет специфических требований соревновательной деятельности и характер испытываемых интеллектуальных, технико-тактических проблем в ходе ведения спортивного поединка. Индивидуализация спортивной подготовки рассматривается Э.Г. Алиевым (2004) как «приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности» [1, с. 36]. Исследования, проведенные Г.А. Кузьменко, Е.А. Лева-новой, Т.Н. Луговских (2013-2016 гг.) на базе Центра спорта и образова-
ния «Самбо-70», характеризуют факторы соревновательной успешности юных единоборцев, находящиеся в сферах личности подростков-спортсменов: ценностно-мотивационной, когнитивной, операционально-дея-тельностной и эмоционально волевой [1, с. 199; 2, с. 99; 3, с. 62]. По мнению А.А. Новикова (2000), эффективность соревновательной деятельности в единоборствах обусловлена адекватной подготовленностью к противодействию «технико-тактическим защитным действиям противника, создающим различные по трудности условия динамической ситуации» [4, с. 7]. Выявление динамики успешности соревновательной деятельности у юных дзюдоистов позволяет оперативно управлять тренировочным процессом, своевременно регламентируя характер упражнений (интенсив-
201
202
ность, длительность и др. параметры проявлений скоростной, скоростно-силовой выносливости, координационных способностей).
Вопросы повышения эффективности воздействия педагогических средств на подготовку единоборцев рассматриваются А.Ш. Гадановым (2012), который обращает внимание на актуальность «поощрения к гибкой смене социальных ролей в зависимости от соревновательной ситуации; погружения в реальную атмосферу <...> соперничества по разрешению возникающих проблем; оценки действий партнеров и своего собственного поведения» [5, с. 6]. А.А. Бобрищев (2009) выявляет следующий факт — «у спортсменов с высоким уровнем успешности деятельности в силовых единоборствах наиболее значимы — волевой и типологический компоненты» [6, с. 24], что говорит о существенном волевом и интеллектуальном ресурсе в организации переломных моментов в соревновательных ситуациях при принятии интеллектуальных решений с целью развития ситуаций доминирования над соперником.
Проблема исследования состоит в том, что применение специальных упражнений, обеспечивающих воспитание специальной скоростной выносливости у юных дзюдоистов, основано на: 1) определении длительности состязательного упражнения; 2) его интенсивности; 3) и, вместе с тем, обоснованно связано с текущей результативностью соревновательной деятельности в спарринге.
Ключевой вопрос: продолжать ли схватку или тренировочное упражнение юным дзюдоистам при неэффективном соревновательном поведении (закрепляющем технико-так-
тические ошибки), когда само упражнение направлено не только на воспитание скоростной выносливости, но и способствует формированию адекватности избранных интеллектуальных решений, определяющих стратегии дальнейшего поведения на борцовском ковре?
Целью исследования стало выявление динамики показателей соревновательной активности и результативности юных дзюдоистов 15-16 лет; анализ интеллектуальных решений, определение педагогических условий оперативной коррекции соревновательного поведения с учетом актуальных ситуаций соревновательной деятельности, проявлений скоростной выносливости и характеристика индивидуальных ресурсов спортивного совершенствования.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, самоописание, видеоанализ, самоанализ соревновательных поединков юных дзюдоистов, пульсометрия, экспертная оценка и самооценка параметров эффективности соревновательной деятельности, корреляционный анализ.
Рассмотрим результаты исследования и их обсуждение. Оперативная коррекция содержания учебно-тренировочной деятельности дзюдоистов по воспитанию специальной скоростной выносливости, в ряду факторов, обусловлена: наличием научно-методических рекомендаций и разработок по воспитанию скоростной выносливости с использованием упражнений, «предельно моделирующих параметры целевой соревновательной деятельности; воспроизводящих состав соревновательной деятельности фрагментарно либо (и) с
иными оправданными изменениями ее параметров» [7, с. 211]; сформиро-ванностью педагогического мастерства тренера, способного регламентировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок в спарринге; способностью юного спортсмена реа-
лизовывать интеллектуальные, волевые ресурсы в условиях понижения работоспособности на фоне утомления, вызванного интенсивностью соревновательной деятельности.
В ходе исследования авторы статьи оценивали показатели соревно-
Таблица 1
Критерии эффективности параметров соревновательного поведения
юных дзюдоистов
Балл Критерии эффективности параметров соревновательного поведения
Критерии оценки соревновательной активности подростка
5 Перемещения спортсмена, маневр, подворот, бросок
4 Запаздывание действий не захватах, тактический уход от борьбы
3 Проигрыш захвата, сгибание в плечах, потеря инициативы
2 Падение на колени, сгибание в пояснице
1 Падение от броска соперника, пропуск технического действия в партере
Критерии оценки темпа соревновательной деятельности
5 Опережение соперника на захватах, при подворотах, бросках
4 Незначительное запаздывание при исполнении захвата
3 Пропуск подворота соперника, технических действий в партере
2 Потеря контроля за схваткой, потеря инициативы
1 Падение вследствие броска соперника
Критерии оценки реализации соревновательного потенциала
5 Выигрыш захвата, реализация подворотов, отсутствие остановок между техническими действиями в стойке и в партере
4 Потеря преимущества в захвате или в партере
3 Нереализованность ситуации выигрыша захвата
2 Теряет возможности подвернуться, уступает ее сопернику
1 Падение от броска соперника, проигрыш технического действия в партере
Критерии оценки маневренности
5 Успешные перемещения и маневры
4 Перестраивание в захвате
3 Переход инициативы к сопернику, спортсмен «ходит за соперником»
2 Соперник контролирует шаги
1 Падение от броска соперника
Критерии оценки адекватности избранных интеллектуальных решений
5 Решение принято верно, что привело к подвороту на бросок, техническому действию в стойке, партере или выигрышу захвата
4 Избранное решение повлекло за собой преимущество в захвате
3 Решение, принятое спортсменом, повлекло за собой потерю инициативы, проигрыш в захвате
2 Решение, повлекло за собой проигрыш в захвате, падение на колени, потерю инициативы, пропускподворотов противника
1 Решение принято неверно, что повлекло за собой проигрыш технического действия в партере, стойке
203
Таблица 2
Анализ показателей соревновательной результативности юных единоборцев
Исследуемые показатели
Динамика исследуемых показателей во временном диапазоне соревновательного поединка
Соревновательное время 240 е., шаг 10 с.
Динамика пульса
200
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213141516171819 20 21 22 23 24
Самооценка результативности соревновательной деятельности
10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Показатели
соревновательной
активности
10
5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Показатели темпа
соревновательных действий
10
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
204
Показатели реализации потенциала спортсмена
10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Показатели маневренност
10
| 5 -
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Количество подворотов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Количество бросков
1,5
.5 0,5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
0
¡= 5
¡= 5
0
0
0
Образование и физическая культура Окончание таблицы 2
Исследуемые показатели
Динамика исследуемых показателей во временном диапазоне соревновательного поединка
Соревновательное время 240 е., шаг 10 с.
Количество технических действий в партере
1,5
0,5
3
К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213 14 1516171819 20 21 22 23 24
Динамика
целесообразности
(верности )
избранных
интеллектуальных
решений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Наиболее значимые конструктивные решения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Количество падени
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Количество пропущенных действий в партере
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
205
вательной активности подростка, темп соревновательной деятельности, реализацию потенциала, маневренность в соревновательной активности юных дзюдоистов, адекватность избранных интеллектуальных решений по представленным ниже критериям (табл. 1).
В ходе исследования было проведено сравнение показателей соревновательной активности двух спортсменов (табл. 2). Педагогическая характеристика спарринг-партнеров в сорев-
новательном поединке 10.09. 2016 между спортсменом № 1 И.И. и спортсменом № 2 К.Н.: спортсмен № 1 (И.И.) тренируется в коллективе тренеров Д.Б. Кабанов, Д.В. Богатырев; спортсмен № 2 (К.Н.) тренируется в конкурирующем коллективе тренеров В.А. Богомолова, И.В. Мартынова.
Спортсмены составляют друг другу достойную многолетнюю конкуренцию, поэтому сомнений в достоверности, реальности поединка, равно как и сомнений в отсутствии у
0
0
4
2
0
206
них состязательной мотивации, не было. На момент проведения поединка оба спортсмена находились в подготовительном периоде, прошли летние спортивные сборы, за последние полгода не травмировались и не болели. Оба соперника — кандидаты в мастера спорта, счет по личным встречам 4-3 в пользу спортсмена № 1. В ходе исследования был проведен мониторинг пульсометрии с использованием пульсометра фирмы Polar, а также педагогический и видеоанализ.
Анализ локализации успешных и ошибочных технических действий в пространстве соревновательного времени у спортсменов (на примере соревновательной активности спортсмена № 1) позволяет охарактеризовать вторую половину времени соревновательного поединка как наиболее сложную, характеризующуюся наступлением утомления, вызванного функциональной, физической и психической нагрузкой. Но личностный ресурс успешного продолжения и завершения поединка состоит в актуализации интеллектуального и волевого потенциала и ориентацию спорт-
смена на следующие компоненты: перманентное слежение за соперником; скорость принятия решения при начале движения (противодействия) соперника; рационализацию поведения; сохранение темпа действий; рассмотрение каждой текущей секунды соревновательного времени как переломного момента в завоевании преимущества; моделирование соревновательных ситуаций и перманентного интеллектуально опосредованного противоборства на пульсовых режимах — 173-190 уд/мин, в которых наиболее часто совершаются технико-тактические ошибки.
Тренеру и спортсмену важно понимать, что ошибки есть у всех спортсменов, но побеждает тот спортсмен, который имеет меньшее количество ошибок или более низкую их цену (рис. 1).
В таблице 3 представлена хронология соревновательной активности спортсмена № 1 и спортсмена № 2, в которой достаточно информативны суммарные оценки эффективности соревновательной деятельности впервой и второй частях соревновательного поединка.
200
180
160
I 140
S 120
а ^ 100
и 80
и 60
40
20
0
30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 220 230 240
15 13 16 14 16 17 17 18 18 18 18 18 18 17 17 17 17 17 17 18 18 18
15 16 16 17 17 18
18 17 18
-чсс
11
13
13
подворот
падение
Рис. 1. Локализация успешных и ошибочных технических действий в пространстве соревновательного времени у спортсмена № 1
Таблица 3
Динамика показателей соревновательной активности юных дзюдоистов, (баллы)
Хроно- самоо-
логия Характеристики соревнова- ценка Характеристики
соревн. тельной активности спортс- соревновательной активности
време- спортсмена №1(И-н) мена, б. спортсмена №2 (К-в)
ни, с. №1 №2
0 перед схваткой: боевая готовность 5 3 перед схваткой: мандраж
10 маневр 5 4 затормозил на захвате
20 выиграл захват 5 3 проиграл захват
30 перемещение, манёвр, подворот 5 3 пропустил комбинацию подворотов
40 затормозил на захвате 4 2 перехватил инициативу
50 перехват инициативы, подворт 5 4 пропустил подворот
60 маневренность 5 4 потеря скорости
70 подворот 5 3 пропуск подворота
80 комбинация подворот 4 3 пропуск комбинации подворотов
90 комбинация подворот 4 3 пропуск комбинации подворотов
100 бросок не очень быстрый 4 2 падение
110 борьба в партере 3 4 атаковал в партере
120 не слишком быстрый переход 3 4 контрприем в партере
суммарная оценка за первую половину 57 42 суммарная оценка за первую
соревновательного времени половину соревновательного
времени
130 проведение удержания 4 1 соперник выполнил полное удержание
140 пытался выиграть захват 3 2 потерял ориентацию
150 упал 1 5 вернул инициативу и выполнил бросок
160 потерял инициативу 3 5 наращивание темпа
170 Согнулся 3 5 выиграл захват, заблокировал рабочую руку соперника
180 упал на колени 2 5 сбив на колени
190 проиграл захват 2 4 выиграл захват
200 не успевал маневрировать 2 5 маневренность
210 упал 1 5 выполнил бросок
220 проиграл захват 2 5 выиграл захват
230 согнулся, получил наказание «шидо» за пассивное ведение борьбы 1 5 подавил захватом, выиграл оценку «шидо»
240 упал 1 5 провел бросок
суммарная оценка за вторую половину 25 52 суммарная оценка за вторую
соревновательного времени половину соревновательного
времени
общая оценка 82 94 общая оценка
207
Анализ схватки спортсменов № 1 и № 2 показал полную потерю инициативы спортсменом № 1, проигрыш в захватах, проигрыш технических действий в стойке после 150 секунды схватки.
Обратная картина представляется в соревновательном поведении спортсмена № 2, который до 150 секунды не мог контролировать рабочую руку соперника, проигрывал в стойке и партере, однако к 150 секунде повысил темп, на основе темпа подавил соперника и в итоге выиграл соревновательный поединок.
На основе видеоматериалов, самоанализа и самооценки спортсменов авторы статьи оценивали степень верности (эффективности) принятых интеллектуальных решений спортсменами.
Так, спортсмен № 1 на старте более собран, сосредоточен, демонстрирует интеллектуальное поведение, умеет преодолевать предстартовый мандраж, заинтересован в победе, но чрезмерно настроен на результат, что ппп в значительной мере мешает И.И. до-208 стичь победу в соревновательном поединке. В ходе поединка проигрыш оценки и текущие неудачные действия ведут к полной дезориентации спортсмена № 1, необходимость одержать чистую победу довлеет над спортсменом, называемый «груз ответственности» отягощает оперативность принятия решений и самих действий, что не позволяет в полной мере раскрыть свой потенциал и преодолевать текущие трудности. Если схватка пошла бы по-другому сценарию, где спортсмен № 1 проиграл бы техническое действие в начале поединка, он не смог бы сконцентрироваться на продолжении борьбы.
Педагогические и личностные ресурсы в тренировке спортсмена № 1: В спорте не бывает только победных поединков, поэтому спортсмену № 1, в первую очередь, необходимо работать над интеллектуальной составляющей соревновательной активности, проанализировать хронологию противоборства в поединках за последний год, преимущественно с проигрышем в начале схватки. По функциональным показателям у спортсмена № 1 был ресурс завершить поединок победой, если бы интеллектуальные решения, которые он принимал после 150 секунды, не несли отпечаток волнений и переживаний по поводу ожидания неуспеха в данной встрече. Учитывая легковесную категорию, спортсмен № 1 представляет собой по типу ведения схватки классического темповика: проводит серию подворотов, преследует в партере, старается наращивать темп в схватке. Спортсмену И.И. целесообразно тактически перестроить встречу, рисковать, атаковать в отрезке первых 100 секунд. Следующие 50-60 секунд важно больше работать с захватом соперника, возможна работа в партере. Самые важные — последние 80-90 секунд, в которых спортсмен № 1, с учетом индивидуальных особенностей, не снижая темпа соревновательного поединка, должен принимать надежные интеллектуальные решения. В этом временном отрезке необходимо контролировать рабочую руку соперника, не давать возможности провести подворот, работать преимущественно для получения оценки «шидо» сопернику, работать с краем ковра, не рисковать.
Спортсмен № 2 представляет собой классическое сочетание функци-
ональной и специальной выносливости, силы и ловкости, однако совершенно не умеет справиться с предстартовым состоянием страха и излишнего волнения. «Перегорает» на старте, что не позволяет ему принимать быстрые и верные решения в схватке, однако после 150 секунды, спортсмен № 2 расходует полностью адреналин, полученный на старте, и начинает принимать верные решения, происходит поиск слабых мест противника, что приводит к победе над ним. Спортсмену № 2 необходимо работать не только над специальной выносливостью, так как по ходу встречи он только наращивал темп и увеличивал скорость. Ему необходимо провести работу с предстартовыми состояниями и перевести их в состояние боевой готовности.
По ходу встречи спортсмен № 2 продемонстрировал темповой стиль ведения поединка, что обусловлено весовой категорией, в первую очередь. Инстинктивно стратегия ведения поединка против спортсмена № 1 выбрана верно. Однако начала реализовываться она только после 150 секунды.
Педагогические и личностные ресурсы в тренировке спортсмена № 2: было необходимым рисковать в начале поединка, провести серию результативных подворотов, что полностью могло дезориентировать спортсмена № 1, а затем перевести поединок в более спокойное русло, контролируя захват, преследуя в партере, работая на оценку «шидо»: подводить к краю ковра, проводить серию из 3-4 подворотов, которые направлены на реакцию судьи.
Интеллектуальный потенциал предсоревновательной подготовки со-
стоит в том, что спортсмены могут выбрать тактику до начала схватки: имея многолетний опыт спортсменам № 1 и № 2 целесообразно применять видеоанализ соревновательных поединков и описание стратегий поведения соперников, совместно с тренерским составом — определение контр -стратегий с подбором наиболее выгодных динамических ситуаций, кардинально меняющих ход противоборства.
В ходе исследования представило интерес выявление особенностей взаимосвязи между показателями соревновательной активности (рис. 3).
Проведенный педагогический и самоанализ эффективности соревновательной деятельности позволяет обучать подростка интеллектуальному поведению в противодействии сопернику. Разработанные критерии оценки соревновательной активности, темпа соревновательной деятельности, реализации соревновательного потенциала, маневренности и адекватности избранных интеллектуальных решений позволяют давать развернутую характеристику поведения спарринг-партнеров, определять педагогические и личностные ресурсы по своевременной коррекции негативных тенденций интеллектуально опосредованного соревновательного поведения.
Выявленные уровни взаимосвязи между факторами соревновательной активности и результативности позволяют проектировать средства спортивной подготовки, избирательно и целостно воздействующие на значимые компоненты соревновательной успешности, расширяя диапазон критериев интеллектуальной активности подростка в поединке: однокомпонент-ных — «активно», «с нарастанием тем-
209
ВЕК
количество деструктивных действий
\ 1
результативность конструктивных действий \
степень верности интеллектуальных решений
Рис. 3. Корреляционные плеяды исследуемых показателей соревновательной деятельности
Примечание: прерывистая линия - достоверные взаимосвязи с коэффициентами корреляции исследуемых показателей от 0,31 до 0,50; тонкая сплошная линия - коэффициенты корреляции исследуемых показателей от 0,51 до 0,68; полужирная линия -коэффициенты корреляции исследуемых показателей от 0,69 до 0,92; красным цветом обозначены отрицательные зависимости
210
па», «контролируя», «маневренно»; «хитро, непредсказуемо»; «верно» и др.; двухкомпонентных — «маневренно и с высоким темпом»; «творчески и быстро»; «рационально и активно» и др.
Отрицательные взаимосвязи между количеством деструктивных действий и падений с показателями соревновательной результативности побуждают к формированию ориентации юных единоборцев на следующие компоненты: перманентную соревновательную активность с удержанием инициативы; демонстрацию маневренности; мгновенное принятие адекватных интеллектуальных решений, проявление быстроты мыш-
ления, смелости в принятии решения; доверие собственной оценке ситуации; реализацию возможностей текущих и ближайших динамических ситуаций.
Эффективность соревновательной активности, темп, реализация потенциала и маневренность юного дзюдоиста имеют отрицательную динамику после 140 секунды соревновательного поединка, что требует целенаправленного развития скоростно-силовой выносливости и способностей к принятию интеллектуальных решений в условиях, сходных с соревновательными — на пульсовых режимах в диапазоне 173-192 уд/мин.
В исследовании раскрыты основания к индивидуализации спортивной подготовки юных дзюдоистов с опорой на анализ динамики параметров соревновательной результативности, что позволяет рассмотреть текущие результаты в динамических ситуациях соревновательного поединка как реперные точки и педагогические условия к преобразованию уступающих, проигрышных ситуаций в ситуации (перманентного) доминирования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьменко, Г.А. Исследование содержания понятий успеха и трудностей у подростков-спортсменов с различной степенью успешности учебной и спортивной деятельности [Текст] / Г.А. Кузьменко, Т.Н. Луговских // Преподаватель XXI век.
- 2014. - № 3. - С. 191-200.
2. Кузьменко, Г.А. Педагогические ресурсы оптимизации интеллектуальной активности подростков-спортсменов в неспецифических и специфических условиях деятельности [Текст] / Г.А. Кузьменко, Т.Н. Лу-говских // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 97-99.
3. Кузьменко, Г.А. Стратегии решения подростком интеллектуальных задач спортивной деятельности с учетом сложности упражнения [Текст] / Г.А. Кузьменко, Е.А. Леванова // Вестник спортивной науки. -2016. - № 6. - С. 58-63.
4. Новиков, А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах: на примере спортивной борьбы: Дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада [Текст] / А.А. Новиков. - М., 2000. - 62 с.
5. Гаданов, А.Ш. Профессионально-личностное развитие спортсменов-единоборцев с применением интерактивных методов педагогического воздействия: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.Ш. Гаданов.
- СПб., 2012. - 24 с.
6. Бобрищев, А.А. Психолого-акмеологиче-ская концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / А.А. Бобрищев. - Белгород: БГУ - 43 с.
7. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. [Текст] / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
8. Алиев, Э.Г. Дзюдо: поиск резервов в подготовке спортсменов [Текст] / Э. Г. Алиев. - М.: ГИТИС, 2004. - 208 с.
REFERENCES
1. Aliev E.G., Dziudo: Poisk rezervov vpodgo-tovke sportsmenov, Moscow, GITIS, 2004, 208 p. (in Russian)
2. Bobrishchev А.А., Psixologo-akmeologiche-skaia kontseptsiia psikhologicheskoi goto-vnosti sportsmenov vysshei kvalifikatsii si-lovykh edinoborstv: Extended abstract of ScD dissertation (Psychology), Belgorod, 43 p. (in Russian)
3. Gadanov А^., Professionalno-lichnostnoe razvitie sportsmenov-еdinobortsev s primen-eniem interaktivnykh metodov pedagogi-cheskogo vozdeistviia, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), St. Petersburg, 2012, 24 p. (in Russian)
4. Kuzmenko G.A., Lugovskikh TN., Issledo-vanie soderzhaniia poniatii uspekha i trud- 211 nostei u podrostkov-sportsmenov s razli-chnoi stepeniy uspeshnosti uchebnoi I sport-ivnoi deiatelnosti, Prepodavatel XXI vek, 2014, No. 3, pp. 191-200. (in Russian)
5. Kuzmenko GA, Lugovskikh TN., Peda-gogicheskie resursy optimizatsii intellektual-noi aktivnosti podrostkov-sportsmenov v nespetsificheskikh i spetsificheskikh uslovi-iakh deiatelnosti, Teoriia i praktika fiziches-koi kultury, 2016, No. 6, pp. 97-99. (in Russian)
6. Kuzmenko GA., Levanova Е.А., Strategii resheniia podrostkom intellektualnykh za-dach sportivnoi deiatelnosti s uchetom slozh-nosti uprazhneniia, Vestnik sportivnoi nauki, 2016, No. 6, pp. 58-63. (in Russian)
7. Novikov А.А., Pedagogicheskie osnovy tekhniko-takticheskogo masterstva v sport-
ivnykh edinoborstvakh: na primere sportivnoi borby, ScD dissertation (Pedagogy) v forme nauchnogo doklada, Moscow, 2000, 62 p. (in Russian)
8. Маtveev L.P., Odshchaia teoriia sporta I ee prikladnye aspekty, 4nd., St. Petersburg, Lan, 2005, 384 p. (in Russian)
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет, kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko G.A., PhD in Education, Associate Professor, Theoretical Bases of Physical Culture and Sport Department, Institute of Physical Culture, Sport and Health, Moscow State University of Education, kuzmenkoga2010@yandex.ru
Кабанова Екатерина Александровна, студентка, институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет, ekaterina.badanova. 1991@mail.ru
Kabanova E.A., Student, Institute of Physical Culture, Sport and Health, Moscow State University of Education, ekaterina.badanova.1991@mail.ru
212