УДК 796.853.23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ МАНЕВРИРОВАНИЯ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ
А.А. Бучнев - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск
IMPROVING OF HIGHLY QUALIFIED JUDOISTS MANOEUVRING SKILLS
A.A. Buchnev - post-graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail:: [email protected]
Ключевые слова: маневрирование, технические приемы, психо-эмоциональное состояние, соревновательная деятельность, высококвалифицированные дзюдоисты.
Аннотация. Одной из актуальных проблем теоретической и практической подготовки борцов является повышение эффективности управления техническим мастерством. Высокая динамичность борцовского поединка детерминирована закономерностями, обусловливающими результативность атакующих действий борцов и совершенствование способов проведения технических приемов. Особенностью соревновательной деятельности дзюдоиста является необходимость преодоления действий опытного противника в условиях острого дефицита времени, что требует проявления высокого самообладания и уверенности в себе. Одним из эффективных методов воспитания предельной сосредоточенности и концентрации внимания является способность к маневрированию, в процессе которого формируются навыки управления психоэмоциональным состоянием, что позволяет принимать верные решения в условиях стрессовых ситуаций соревновательной деятельности. В данной статье дается обоснование роли и места маневрирования спортивной подготовки дзюдоиста; сформулированы задачи, решаемые в ходе маневрирования, выявлены основные компоненты содержания маневрирования; предложена методика совершенствования навыков маневрирования у высококвалифицированных борцов.
Keywords: maneuvering techniques, psycho-emotional state, competitive activity, skilled
judoka.
Abstract. One of the important problems of theoretical and practical training of the fighters is to increase the effectiveness of technical skill. High dynamic wrestling match is determined by the laws that determine the effectiveness of the fighters attacking moves and improve ways of techniques. Feature of the competitive activities of judo is a need to overcome the action of an experienced opponent under severe time constraints that require a demonstration of high self-control and self-confidence. One effective way of educating the limit of concentration and focus is the ability to maneuver in which the formed management skills of psycho-emotional state that can make the right decisions in stressful situations of competitive activity. This article explains the rationale for the role and place of maneuvering athletic training judo, formulated the problem to be solved during the maneuver, identified the main components of the content of maneuvering, the technique of improving the skills of maneuvering a highly fighters.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме повышения результативности соревновательной деятельности борцов показал, что эффективность проведения схватки связывается с достижением высоких показателей физической подготовленности. Одним из ведущих условий успешной спортивной деятельности является функциональная подготовленность, в то время как высокий результат детерминирован рациональным выполнением технических приемов [1, 2, 4, 5].
Доступность занятий дзюдо детям, подросткам, учащейся молодежи; возможность решения задач укрепления здоровья и разностороннего развития средствами данного вида борьбы, позволяют рассматривать его в качестве наиболее эффективного способа духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Дзюдо представляет широкие возможности для повышения самообладания, совершенствования интеллектуальных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, достижения максимального результата при минимальном приложении мышечных усилий.
Одной из наиболее актуальных проблем теории и методики спортивной борьбы, является повышение эффективности управления процессом совершенствования технического мастерства. С позиций системно-структурного подхода повышение уровня технико-тактической подготовленности борцов рассматривается как система сложных, специализированных движений, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи.
Высокая динамичность борцовского поединка обусловлена закономерностями, определяющими эффективность атакующих действий борца и совершенствованием путей повышения результативности технических приемов. Специфической особенностью спортивной деятельности дзюдоиста является ее осуществление в условиях острого дефицита времени, преодолевая закономерное, хорошо продуманное противодействие противника, нацеленное на овладение инициативой [1, 3].
Ведущим качеством в дзюдо, позволяющим добиться победы путем предельной сосредоточенности и концентрации внимания, является способность к маневрированию, призванная к созданию наиболее выгодной ситуации для проведения эффективного технического приема.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы является теоретико-методическое обоснование значимости формирования способности к маневрированию в ходе борцовской схватки.
Задачи:
1. Разработать методику совершенствования спортивного мастерства дзюдоистов путем усвоения навыков успешного маневрирования.
2. Поверить эффективность данной методики в ходе педагогического эксперимента.
Основное содержание спортивной деятельности дзюдоистов составляют захваты,
броски, борьба лежа и каты-приемы, выполняемые во время атаки и при обороне, что связано с проявлением значительных мышечных усилий и расходом энергии.
Принятие исходного положения, позволяющего провести захват с последующим проведением приема, имеет большое значение, поэтому противники во время взаимодействия стремятся неожиданно друг для друга выбрать благоприятный момент и заставить соперника выполнить двигательные действия, обусловливающие потерю равновесия и, следовательно, потерю очков.
В процессе схватки инициатива принадлежит борцу, обладающему способностью к лучшему маневрированию. Передвижение по ковру с высокой скоростью и неожиданным для противника изменением направления, а также выбором оптимального исходного положения для проведения эффектного приема, вынуждающего противника выполнять невыгодные моторные акты, и вывести его из состояния равновесия. Это повышает возможность более успешного управления движениями.
В ходе маневрирования решаются следующие задачи:
- выбор тактики ведения схватки;
- получение информации о физической, технико-тактической и психологической подготовленности противника;
- выявление любимых приемов соперника;
- поиск результативного способа выведения противника из равновесия;
- выбор удачного момента для проведения атакующего приема и др.
Результативность схватки с противником в значительной мере определяется
способностью к принятию верного решения в условиях острого дефицита времени, что предъявляет высокие требования к психофизическим ресурсам организма. В связи с этим резко возрастает значимость восприятия формы и содержания двигательного действия для ведущих пространственно-временных и пространственно-силовых параметров.
Восприятие технического приема основано на ощущениях и вызывает определенные чувства. У большинства борцов интуитивное восприятие более развито, чем понимание механизма деятельности психосоматического аппарата, без чего невозможно сознательно овладеть совершенной техникой сложного двигательного действия.
По мере усвоения механизма воздействия тренировочной нагрузки, обеспечивающей повышение технико-тактического мастерства, приходит убеждение в необходимости многократного повторения физических упражнений в моделируемых условиях борцовского поединка, что детерминирует упрочение двигательных навыков и их воспроизведение в сложных ситуациях боевого взаимодействия дзюдоистов.
Успешное маневрирование обусловлено способностью к четкому прогнозированию движений противника, в основе которого заложены навыки моделирования двигательных действий по первым движениям в конкретной ситуации боевого поединка. Чем большим запасом подготовительных, специальных и технических действий располагает дзюдоист, тем эффективнее осуществляется прогнозирование и борец приобретает способность мыслить в параметрах, выходящих за рамки обычных представлений. Количество и разнообразие усваиваемых борцами технических приемов, а также подготовительных и подводящих упражнений можно значительно уменьшить путем формирования навыков экстраполяции, что позволит упорядочить и привести их в четкую систему.
В ходе маневрирования целесообразно посредством обманных передвижений создавать значительные трудности для прогнозирования противником характера атакующего действия. Маскировка позволяет вводить соперника в заблуждение, заставляет применять защитные приемы, провести атаку, ожидаемую атакующим борцом.
Использование ошибок противника повышает уверенность в себе, позволяет значительно быстрее выйти из неустойчивого положения, требующего больших мышечных усилий и затрат энергетических ресурсов. Неустойчивое положение тела дзюдоиста обусловливает увеличение напряжения, мышечной системы, ограничивает свободу движений. Целью атакующего борца является достижение максимального результата при минимуме мышечных усилий.
Способность к высокому маневрированию существенно повышает устойчивость выполнения сложных технических приемов к негативному воздействию различных экзогенных и эндогенных факторов. При передвижениях по борцовскому ковру с высокой скоростью противник вынужден выполнять двигательные действия в несвойственном ему темпе, что приводит к более быстрому нарастанию утомления организма.
Каждый борец вступает в противоборство с противником, ориентируясь на программу ведения схватки, где определены способы и условия соревновательной деятельности в виде определенного алгоритма. Реализация данной программы является ведущим условием совершенствования спортивного мастерства дзюдоиста. Преимущество спортсмена в маневрировании не позволяет противнику реализовать разработанный алгоритм двигательных действий, обусловливает снижение психо-эмоционального состояния, уверенности в себе, управления движениями.
Процесс совершенствования техническо-тактического мастерства в спортивной борьбе включает в свое содержание формирование навыков выполнения ведущих приемов путем реализации реактивной, коррекционной, компенсаторной, приспособительной и тактической вариативности, что требует высоких показателей маневрирования в ходе боевой схватки.
В процессе непрерывно меняющихся динамических ситуаций для высококвалифицированных дзюдоистов важно создавать благоприятные для себя условия и выбирать наиболее удачный момент выполнения конкретного приема. Быстрота и точность оценки оперативной обстановки в ходе боевой схватки, а также максимально быстрое проведение технических действий связаны с навыками маневрирования, что делает его одним из ведущих компонентов спортивной подготовки борцов.
С целью совершенствования навыков маневрирования нами была разработана специальная методика, предусматривающая системы специальных двигательных заданий:
- во время маневрирования в течение одной минуты принять не менее пяти различных исходных положений для проведения ложных захватов;
- маневрирование с постепенным увеличением скорости движений к концу каждой минуты;
- во время маневрирования, выбрав удобный момент, выполнить ложное движение, провоцирующее выполнение захвата противником и резкий уход от захвата с выведением соперника из равновесия;
- маневрирование вправо и влево через каждые 5 сек с изменением двигательного
ритма;
- маневрирование с резким поворотом спиной к противнику и при попытке выполнения захвата противником быстро присесть с наклоном вперед;
- маневрирование с поворотами спиной и лицом к противнику и выполнением ложных захватов;
- после маневрирования проведение захвата за голень и резким поворотом кругом наклон вперед и др.
На каждом учебно-тренировочном занятии время для маневрирования отводились в начале, в середине и в конце тренировки. Кроме того применялась система световых и звуковых сигналов, используемых для изменения темпа и ритма передвижения борца во время маневрирования; специальная разметка применялась в качестве ориентира для выполнения ложных захватов, различных исходных положений; поворотов в одону и в другую сторону и других двигательных действий. По секундомеру определялся темп движений с целью дезориентирования противника.
Для проверки эффективности предложенной методике совершенствования маневрирования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 43 дзюдоиста от 1 разряда до мастера спорта в возрасте 20-24 года. Были организованы контрольная (КГ) - 20 человек и экспериментальная группы (ЭГ) - 23 человека.
В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, утвержденной федераций спортивных единоборств (2009).
В ЭГ использовалась предложенная нами методика, направленная на совершенствование навыков маневрирования. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности по следующим тестам: бег 100 м (с); бег 3000 м; полоса препятствий, включающая гладкий бег на 100 м; преодоление рва, шириной 2,5 м; бег по лабиринту длиной 8 м, преодоление забора высотой 2,5 м; перемещение по разрушенному мосту длиной 1,5 м; по разрушенной лестнице; преодоление стены с проломом, траншеи; подземного хода с выходом из колодца; затем преодолевались данные препятствия в обратном порядке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обработка полученных данных не выявила достоверных различий по физической подготовленности дзюдоистов КГ и ЭГ (р>0,05). Исходный уровень навыков маневрирования определяется по следующим показателям: сохранению заданного темпа передвижения в течение одной минуты; количеству выполненных исходных положений в течение маневрирования (1 мин); количеству ложных захватов во время маневрирования также в течение 1 мин.
Анализ полученных результатов также не выявил существенных различий по проявлению навыков маневрирования у борцов КГ и ЭГ (р>0,05). После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по уровню физической подготовленности результаты которого свидетельствуют о положительной динамики показателей в обеих группах КГ и ЭГ, однако в ЭГ показатели оказались более значимыми. Так, если в КГ исходные показатели преодоления полосы препятствий составили 2,06±0,12 мин, то к завершению педагогического эксперимента результат улучшился до 1,58±0,14 мин; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,10±0,15 мин показатели возросли до 1,54±0,12 мин.
Навыки выполнения маневрирования также улучшились в обеих групшх: КГ и ЭГ, при значительном преимуществе борцов ЭГ. Так, если в КГ при выполнении маневрирования борцы увеличили темп движений в течение одной минуты на 7,21% (р>0,05); то в ЭГ, соответственно, на 15,4% (р<0,05); количество выполненных исходных положений во время маневрирования в течение одной минуты в КГ составило - 4 и.п.; в ЭГ, соответственно, 7 и.п.; количество ложных захватов в ходе маневрирования в КГ -составило - 3 попытки, в ЭГ, соответственно, 8 попыток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что маневрирование существенно повышает динамичность борцовской схватки, сокращает время пассивного поведения борца на татами, значительно уменьшает количество неоправданных пауз. Способность к успешному маневрированию атакующего борца создает значительные трудности для атакуемого, не позволяя ему реализовать имеющийся потенциал. Это доказывает большую роль маневрирования в повышении технико-тактической подготовленности дзюдоистов.
Литература
1. Дзюдо ; программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва I Национальный Союз дзюдо. - 2-е изд., испр. - М. i Советский спорт, 2009. - 212 с.
2. Дзюдо. Система и борьба i учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва I Ю.А. Шулика и др. - Ростов н7Д i Феникс, 2006. - 800 с.
3. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности I Л.И. Лу-бышева II Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-16.
4. Сиротин, О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов I О.А. Сиротин. - Челябинск, 1996. - 135 с.
5. Фраде, К. Дзюдо для нас I К. Фраде II Дзюдо. - 2002. - № 3-4. - С. 94-97.
6. Ямасито, Я. Боевой дух дзюдо (уникальная техника мастера) I Я. Ямасито. - M. i Гранд-Фаир, 2003.
- 192 с.
Literature
1. Judo : the program of sports training for children youth sports schools and specialized children youth schools of the Olympic reserve / the National Union of a judo. - 2 nd., edition. - M. : Soviet sports, 2009. - 212 р.
2. Judo. System and struggle : the textbook for CHYCHOR, sports faculties of teacher training colleges, technical schools of physical training and schools of the Olympic reserve / J.A. Shulika, etc. - Rostov н/Д : Phoenix, 2006.
- 800 р.
3. Lubysheva, L.I. Social sports role in development of a society and socialization of the person / L.I. Lubysheva // Theory and physical training practice. - 2001. - № 4. - Р. 11-16.
4. Sirotin, О.А. Psychologo-pedagogical bases of an individualization of sports training of judoists / O.A. Siro-tin. - Chelyabinsk, 1996. - 135 р.
5. Frade, K. Dzjudo for us / K. Frade // Judo. - 2002. - № 3-4. - Р. 94-97.
6. Jamasito, J. Fighting spirits of a judo (the unique technics of the master) / J. Jamasito. - М. : Grand-Fair, 2003. - 192 р.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011.
Статья поступила в редакцию 14.04.2012 г.