кандидатов в мастера спорта. Достоверно повысив качество исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток индивидуальной программы, выступающих в многоборье / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 109-113.
2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
3. Сафоненкова, Е.В. Онтогенез и изменчивость подвижности в плечевом суставе у лиц различных соматических типов и вариантов биологического развития / Е.В. Сафоненкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 113-118.
REFERENCES
1. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Ayzyatullova, G.R., Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery of the gymnasts of the individual program acting in all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 109-113.
2. Solodkov, A.S., Sologub, E.B. (2001), Human physiology. General. Sports-specific. Age-specific, Terra-Sport, Olympia Press, Moscow.
3. Safonenkova, E.V. (2013), "Ontogenesis and variability of mobility in the humeral joint among the people with the various somatic types and options of biological development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 113-118.
Контактная информация: kivinna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.12.2018
УДК 37.026.6
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВЫ И ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ КАРАТЭ
Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Бычкова, магистрант, Московский педагогический государственный
университет (ФГБОУ ВО «МПГУ»)
Аннотация
В статье рассмотрены характеристики ценностно-смысловой сферы детей 6-8 лет, отражающие познавательный интерес к занятиям каратэ. Авторами выявлены особенности кластеризации вербальных конструктов актуальных мотивов, отражающие специфику их соподчинения и способствующие формулированию адекватных запросу установок учебно-тренировочной деятельности на освоение ее качественных параметров. Выявлены ведущие факторы активизации познавательного интереса: «детализированное освоение техники ката через игру»; «осмысленная аналитическая активность при освоении техники исполнения двигательного действия». Данные смысловые образования позволили обратить внимание на педагогические особенности оптимизации исполнения технических элементов каратэ с применением игровых сюжетов и созданием ситуаций высокой позитивной эмоциональной значимости. Наиболее весомые корреляционные связи между вербальными конструктами способствовали выделению сопрягающихся в едином упражнении или учебно-тренировочном занятии смысловых единиц, активизирующих познавательный интерес ребенка в освоении образовательных материалов карате с учетом освоения фазовой структуры двигательных действий.
Ключевые слова: дети 6-8 лет, занятия каратэ, ценностно-смысловая сфера, содержание познавательного интереса.
DEFINING MOTIVES AND LEADING FACTORS OF 6-8 YEARS OLD CHILDREN'
INFORMATIVE INTEREST ACTIVIZATION FOR KARATE EXERCISES
Tatyana Konstantinovna Kim, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Galina Anatolyevna Kuzmenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Bychkova, the undergraduate, Moscow Pedagogical State University
Annotation
The article deals with the characteristics of the value-semantic sphere of children that are 6-8 years old, reflecting the cognitive interest for the karate training. The authors identify the features of clustering verbal constructs of actual motives, reflecting the specificity of their subordination and contributing to the formulation of the adequacy to the request of educational and training activities for the development of its quality parameters. The leading factors of activation of cognitive interest have been revealed: "the detailed development of the technique through the game"; "the meaningful analytical activity within the development of the technique of execution of motion action". These semantic indications allowed us to pay attention to the pedagogical features of performance optimization of technical elements of karate with the application of the different game elements and the creation of situations of high positive emotional importance. The most significant correlation communications between the verbal constructs contributed to the allocation of the conjugated semantic units in the entire exercise or in the training process activating the cognitive interest of the child within the development of educational issues of karate, taking into account the development of the phase structure of motion actions.
Keywords: children that are 6-8 years old, karate classes, value-semantic sphere, content of cognitive interest.
ВВЕДЕНИЕ
Вовлеченность детей в занятия различными формами двигательной активности определяется степенью сформированности ценностно-смысловой сферы, спектром интересов, их широтой и глубиной, определяющих актуальные отрезки познавательной активности по освоению образовательного потенциала избранного вида спорта [1]. Каратэ как вид физкультурно-спортивной деятельности привлекает старших дошкольников своей высокой эмоциональностью, возможностью продемонстрировать в состязательной деятельности качество освоения движений, философией, раскрывающей основы нравственной культуры личности и понимания себя в мире.
Целенаправленное, системное освоение образовательного материала каратэ, актуализирующего познавательную сферу ребенка на фоне реализации физических качеств и двигательно-координационных способностей при освоении двигательных действий, связано со сформированностью личных интересов к осваиваемым темам обучения, воспитания и тренировки.
Вопросы познавательной активности детей 6-8 лет к физкультурно-спортивной деятельности рассматривались рядом авторов. С. Л. Рубинштейн полагает, что: «...интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов [5, с. 448]. По Н.Г. Морозовой интерес есть «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [4, с. 246]. Г.И. Щукина, обращая внимание на уровни развития познавательного интереса, характеризует его формы: «ситуативный; устойчивый активный интерес; личностный» [6, с. 16-27]. Его широта позволяет выделить основные стадии, характеризующиеся поисковой активностью: 1) «Любопытство -элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством его привлечения к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения; 2) «Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания» [7, с. 208], что обращает нас к значимости наличия в вербальных конструктах мотивов
данных проявлений, которые, в свою очередь, влияют на формирование ценностных ори-ентаций [2, с. 334; 3, с. 220].
Процесс формирования познавательного интереса связан с необходимостью определения ключевых направлений педагогического воздействия на определяющие ценностно-смысловые единицы, выступающие базовыми формированиями ценностно-моти-вационной сферы и отражающие предпочтения детей 6-8 лет. Проблема исследования состоит в необходимости определения иерархии интересов, их соподчиненности и взаимозависимости, выявлении ключевых факторов, обеспечивающих эффективность познания детьми 6-8 лет образовательного материала каратэ.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: выявить соподчиненность интересов, их комплексных образований - ключевых факторов, отражающих познавательный интерес детей 6-8 лет к освоению образовательного материала каратэ. Методы исследования: интервьюирование, самоописание, самооценка, педагогический анализ смысловых образований, характеризующих содержание познавательного интереса детей 6-8 лет к занятиям каратэ, корреляционный, кластерный, факторный анализ. Организация исследования: исследование проводилось на базе клуба всестилевого каратэ «Спарта» на контингенте 40 детей 6-8 лет, занимающихся каратэ в группе 1-го года обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Процесс формирования познавательного интереса опирается на выявление особенностей соподчинения (кластеризации) содержательных конструктов ведущих интересов детей 6-8 лет к занятиям каратэ, отражающих их ценностно-смысловую сферу (рисунок 1).
При этом самые первичные проявления познавательного интереса одного порядка -«демонстрируешь освоенные упражнения», «смотришь на результаты старших товарищей» - преемственно развиваются в следующих смысловых единицах: «элементы выполняются правильно», «изучаешь новые ТД и особенности их исполнения» - далее преобразуясь в позиции: «ТЗ посвящается изучению ката»; «ТЗ посвящено совершенствованию ката»; «ты обдумываешь ТД во время и после тренировки»; «тренер демонстрирует освоенное и новое». Самыми комплексными образованиями вербальных конструктов мотивов, представленных на вершине иерархии, становится ряд мотивов: «задаешь вопросы на тренировке»; «можешь выполнить задания сам дома»; «хотел бы принять участие в соревнованиях»; «сравниваешь выполнение технических элементов тренером и личное» - что отражает реализацию и демонстрацию собственных способностей в социальной (публичной) деятельности. В описании мотивов, обеспечивающих проявления познавательного интереса (рисунок 1), применены сокращения: ТД - техническое действие; Тр - тренировки; Д
- деятельность; ТЗ - тренировочное занятие; ТЭ - тренировочный элемент.
Приведем в пример группу сопряженных мотивов, формирующихся одновременно и взаимозависимо. Это: «получаешь ответы о технике выполнения технического действия»
- «применяешь изученную технику в ката» - «знаешь все элементы ката» - «осваиваются особенности нового элемента» - «новые упражнения исполняются в движении» - «на каждый вопрос получаешь пояснение» - «сам применяешь освоенное в домашних тренировках». На данные мотивы можно опираться как в сопряжении, так и использовать их самостоятельно на тренировке. Неотъемлемой частью каждой тренировки на начальном этапе обучения является получение ответов и пояснений о технике действий, о чем говорит удовлетворенность юных спортсменов процессом детализированного обучения - «получаешь ответы о технике выполнения технике действий» и «на каждый вопрос получаешь пояснение». В конструктах мотивов отражается этапность изучения ката: «осваиваются особенности нового элемента»; «новые упражнения исполняются в движении»; «знаешь все элементы ката»; «применяешь изученную технику в ката», что в дальнейшем отражается в их
реализации в тренировочной деятельности.
Интересно заниматься каратэ, когда (ты, у тебя, тебя, тобой):
проявляется общий И к виду спорта
в тренировку включаются игры
повтор. ката опирается на освоенное и новое проходит изучение элементов техники_
верно избирается направлен. и исполнение ТД
подробно разбираются элементы компл. ката элементы выполняются правильно_
демонстрируешь освоенные упражнения
получаешь ответы о технике выполнения ТД применяешь изученную технику в ката_
знаешь все элементы ката
осваиваются особенности нового элемента
новые упражнения исполняются в движении
на каждый вопрос получаешь пояснение
сам применяешь освоенное в домашних Тр
смотришь на результаты старших товарищей
задаешь интересующие тебя вопросы на ТЗ
изучаешь новые ТД и особ. их исполнения
ТЗ посвящается изучению ката
ТЗ посвящено совершенствованию ката
ты обдумываешь ТД во время и после трен-ки тренер демонстрирует освоенное и новое
тебя чаще хвалят за совершенствов. ТД ката тебя чаще хвалят за выполн. освоенных ТД
ты преодолеваешь трудности освоения
ты повторяешь изученное ранее
учишь словарь, запоминаешь слова из каратэ
хвалит тренер
выполняешь ТД на ТЗ и демонстрируешь дома привлекают рассказами об этикете каратэ_
выполняешь упражнения из разминки на ТЗ ТЗ посвящается изучению нового ТЭ_
выполняешь новые задания и изучаешь ТД
думаешь, изучая новый ТЭ
хочешь выступить на соревнов-х в кумитэ
на ТЗ тренер проверяет словарь терминов
сравниваешь выполн-е ТД тренером и своим
слушаешь тренера
занимаешься вместе со своими
друзьями
преодолеваешь трудность, изучая новое ТД
выполняешь активн. элементы из разминки
запоминаешь необычн. звучание новых слов хочешь выступить на соревнованиях по ката
ТЗ посвящ. проверке терминов и словаря
задаешь вопросы на тренировке
можешь выполнить задания сам дома
хотел бы принять участие в соревнованиях
сравниваешь выполн. ТЭ тренером и личное
Рисунок 1 - Кластерный анализ мотивов проявления познавательного интереса
Связь преемственно дополняющих общее содержание деятельности познавательных мотивов различной иерархии отражает общий интерес к виду спорта. Вербальный конструкт освоения материала через игру отражает суть мотивированной активности детей 68 лет в формате становления общего интереса к каратэ в игровой деятельности, и только после этого начинает работать мотив «повторение ката опирается на освоенное и новое».
В таблице 1 представлены ведущие факторы ценностно-смысловой сферы детей 68 лет, обеспечивающие формирование познавательного интереса к занятиям каратэ,
прежде всего, это фактор первого порядка - «Детализированное представление образовательного материала для освоения техники ката через игру» и фактор второго порядка -«Осмысленная аналитическая активность при освоении техники исполнения двигательного действия».
Таблица 1 - Наиболее весомые факторы ценностно-смысловой сферы детей 6-8 лет, характеризующие познавательный интерес к занятиям каратэ_
Смысловые образования (предпочтения), отражающие актуализацию познавательного интереса детей 6-8 лет к занятиям каратэ: Факторы:
1-го порядка: «Детализированное представление образовательного материала для освоения техники ката через игру» 2-го порядка: «Осмысленная аналитическая активность при освоении техники исполнения ДД»
тренировочное занятие посвящено изучению нового технического элемента -0,725265 -0,417840
подробно разбираются элементы комплекса ката -0,785596 0,066306
ты обдумываешь техническое действие во время и после тренировки -0,393650 -0,752635
в тренировку включаются игры -0,706536 0,117776
Спортсменам интересно изучение новых элементов, что в дальнейшем ведет к более предметному изучению ката (набор технических элементов, имеющих строгую последовательность). При изучении ката спортсмены вынуждены более детально разбирать элементы комплекса, вместе с тем закрепляя изученную технику, ориентируясь в пространстве, получая ответы на вопросы по исполнению отдельных элементов и их связок. Безусловно, что в возрасте 6-7 лет игровая деятельность является ведущей, и к 7-8 годам преемственно сменяется на учебную. Полученные данные свидетельствуют, что одним из ведущих факторов, актуализирующих познавательный интерес, является не просто включение игр в тренировочный процесс, а игр, нарабатывающих двигательный опыт по воспроизведению заданных параметров технических элементов, что способствует лучшему освоению материала на фоне смены деятельности.
В процессе исследования нами выявлены корреляционные плеяды весомых связей между смысловыми образованиями, отражающими познавательный интерес детей 6-8 лет к занятиям каратэ (рисунок 2).
На рисунке 2 представлены наиболее информативные связи исследуемых показателей: коэффициент корреляции г = 0,81-0,51. Сплошные линии отражают положительные взаимосвязи, прерывистые - отрицательные взаимосвязи.
В ходе педагогического эксперимента подобранные тренером игры, включенные в учебно-тренировочный процесс, позволяют формировать основу, ключевое звено и детали техники на фоне воспитания актуальных физических качеств и двигательно-координаци-онных способностей, формировать личностные качества духовно-нравственной, волевой, регулятивной природы. Умение анализировать и сопоставлять данные - одна из значимых способностей перспективного спортсмена, способность обучаться высоко ценится в ситуационном виде спорта каратэ, где важно быстро принимать решение, оперативно и эффективно думать во время поединка, анализировать действия соперника, подбирать правильную технику в условиях противоборства для достижения состязательного преимущества или победы в целом. На начальном этапе обучения, когда юные спортсмены осваивают азы спортивной деятельности, тренеру важно заинтересовать их процессом познавательной активности, научить сравнивать действия, думать в ходе тренировки над становлением образа эффективной техники, что дает возможность сопоставлять показатели эффективности деятельности, совершенствовать ее качество.
Рисунок 2. - Коррелограмма (корреляционные плеяды) весомых связей между смысловыми образованиями, отражающими познавательный интерес детей 6-8 лет к занятиям каратэ (р <0,05, п=40).
ВЫВОДЫ
1. Выявленные особенности кластеризации вербальных конструктов мотивов позволяют определить соподчиненность актуальных мотивов, отражающих познавательный интерес детей 6-8 лет к занятиям каратэ, и способствуют формулированию адекватных запросу установок учебно-тренировочной деятельности на освоение ее качественных параметров.
2. Выявленные ведущие факторы актуализации познавательного интереса - «детализированное освоение техники ката через игру» и «осмысленная аналитическая активность при освоении техники исполнения двигательного действия» - обращают внимание на формирование эффективности техники исполнения технических элементов каратэ с применением игровых сюжетов и созданием ситуаций высокой позитивной эмоциональной значимости.
3. Наиболее значимые корреляционные связи между вербальными конструктами обусловили выделение сопрягающихся в едином упражнении, комплексе, учебно-
тренировочном занятии смысловых единиц, актуализирующих познавательный интерес ребенка в освоении образовательного материала карате с учетом освоения фазовой структуры двигательных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ким, Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т.К. Ким ; Московский педагогический государственный университет. - М. : [б.и.], 2015. - 203 с.
2. Кузьменко, Г.А. Влияние ценностных ориентаций на динамику активности юных спортсменов / Г.А Кузьменко., А.Г. Кузьменко // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XVII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / под ред. Б.Ф. Прокудина. - Коломна, 2007. - С. 333-337.
3. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т.Н. Луговских, Г.А. Кузьменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 6 (124). - C. 219-231.
4. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 2009.
- 246 с.
5. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000.
- 448 с. - ISBN 5-314-00016-4.
6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1998. - 208 с. - ISBN 5-7155-0181-4.
REFERENCES
1. Kim, T.K. (2015), Physical education of children of early and preschool age: training manual, Moscow Pedagogical State University, Moscow.
2. Kuzmenko, G.A. and Kuzmenko, A.G. (2007), "Influence of value orientations on the dynamics of activity of young athletes", Man, Health, Physical Culture and Sports in a Changing World: Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference on the problems ofphysical education ofstudents, Kolomna, pp. 333-337.
3. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015) "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219-231.
4. Morozova, N.G. (2009), Teacher about cognitive interest, Znanie, Moscow.
5. Rubinstein, A.V. (2000), Basics of General Psychology, Piter, St. Petersburg.
6. Shchukina, G.I. (1971), Activation of students' cognitive activity in the educational process, Pedagogy, Moscow.
7. Shchukina, G.I. (1998), Pedagogical problems of the formation of students' cognitive interests, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.01.2018
УДК 796.012.1
ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПЕРЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ
Андрей Валериевич Кокшаров, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения
Аннотация
В статье обоснован оптимальный модельный уровень развития физических качеств студентов нефизкультурных вузов. Модельный уровень определен с использованием перцентильных шкал,