Научная статья на тему 'Проблемы традиционной системы подготовки в каратэ-до'

Проблемы традиционной системы подготовки в каратэ-до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭ-ДО / АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / TESTIMONIAL REQUIREMENTS / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TRADITIONAL SYSTEM OF TRAINING (EDUCATION) / TECHNICAL-TACTICAL TRAINING / СПОРТИВНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / SPORTS SINGLE COMBAT / KARATE-DO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушин И.А.

В связи с выходом каратэ-до на мировую спортивную арену обострилась спортивная конкуренция. Традиционная система подготовки не отвечает в полной мере требованиям реального спортивного противоборства и не учитывает важный специфический принцип единство техники и тактики. Восполнив научно-методический пробел в технико-тактической подготовке, можно повысить качество соревновательной деятельности спортсменов-каратистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE TRADITIONAL SYSTEM OF TRAINING IN KARATE-DO

In connection with the fact that Karate-do enters the world sporting arena sports competitiveness has sharpened. The traditional training system doesnt meet the requirements of the real sports struggle fully and it doesnt take into account an important specifi c principle the principle of unity of technics and tactics. When you fi lling the existing scientifi c-methodical gap in technical training it will become possible to increase the quality of the competitive activity of athletes-Karatekas.

Текст научной работы на тему «Проблемы традиционной системы подготовки в каратэ-до»

УДК: 796.853.262

ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОМ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В КАРАТЭ-ДО

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бушин И. А. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В связи с выходом каратэ-до на мировую спортивную арену обострилась спортивная конкуренция. Традиционная система подготовки не отвечает в полной мере требованиям реального спортивного противоборства и не учитывает важный специфический принцип - единство техники и тактики. Восполнив научно-методический пробел в технико-тактической подготовке, можно повысить качество соревновательной деятельности спортсменов-каратистов.

Ключевые слова: каратэ-до, аттестационные требования, традиционная система обучения, технико-тактическая подготовка, спортивное единоборство.

Восточные единоборства имеют широкую популярность во всем мире, и Россия не является исключением. Одним из таких единоборств является каратэ. Несмотря на разделение по различным стилям, каратэ-до имеет в основе общую базовую технику и, соответственно, общую систему подготовки на начальном этапе занятий.

По мнению С. Б. Биджева [3], несмотря на объемность и многоаспектность феномена каратэ-до, в нашей стране возможна реализация в основном его спортивно-оздоровительного аспекта (другие большинству занимающихся попросту не доступны). Имеется в виду, что каратэ - это не только спорт или физическая культура, но в представлении японцев - это боевое искусство, и стать мастером в котором можно лишь достигнув духовного и физического совершенства...

В общей системе физических упражнений каратэ-до представляет боевые искусства [6, 7, 9].

В связи с выходом на мировую спортивную арену оно все в большей степени представляется не в качестве боевого искусства, а как и дзю-до, в качестве спортивного единоборства.

Этот факт выдвинул перед системой каратэ ряд таких же сложных проблем, как и в дзюдо [1].

К ним относятся:

- сохранение высокой массовости каратэ при его «спортизации»;

- сохранение обширного и поэтому притягательного технического арсенала приемов каратэ в соревновательных условиях спортивного поединка;

- обеспечение высоких спортивных результатов на мировой спортивной арене, обусловленное национальными государственными амбициями.

Российские спортсмены последние годы все чаще поднимаются на пьедестал на европейских и мировых первенствах и чемпионатах. Хотелось бы думать, что это успех тренеров, опирающихся на научно обоснованные методики подготовки спортсменов высокой квалификации. Часто используемые методики являются адаптируемыми из других, похожих по виду деятельности, по функциональности видов спорта. Однако часто бывает, что появление чемпиона - это просто случайное появление человека, обладающего абсолютными функциональными качествами (высокая энергетика, надежная сенсомоторика и психомоторика).

Анализ данных специальной литературы показал, что при достаточно большой популярности каратэ-до, существует пробел в научно-методическом обеспечении тренировочного процесса и в подготовке спортсменов к участию в соревнованиях.

Родоначальниками этого вида единоборств выстроена стройная система подготовки в соответствии с дидактическими и специфическими принципами физического воспитания. Этим принципам соответствует педагогический контроль - аттестационные нормативы (сдача на «кю» и соответствующие пояса), которые постепенно усложняются. Увеличиваются количество и координационная сложность технических упражнений.

По классификации видов физкультурно-спортивных упражнений, аттестационные требования в каратэ для этапа начальной подготовки, в основном, представляют собой проверку качества усвоения техники в демонстрационном режиме и поэтому относятся к упражнениям демонстрационно-артистической группы [7].

Упражнения, которые условно можно отнести к единоборствам, т. е. в них присутствует решение ситуатив-

ной задачи, применяются при аттестации на более высокие степени (кю). Однако и эти упражнения не соответствуют в полной мере единоборству. Роли атакующего и защищающегося в этих упражнениях заранее распределены, атаковать можно любым ударом, но нельзя атаковать серией ударов, а также запрещены предварительные угрозы и обманные движения.

Как видно из приведенного выше описания аттестационных требований, отсутствует само единоборство или реальное противоборство в соревновательных условиях.

Общеизвестно, что период начальной подготовки имеет большое значение для становления мастерства спортсменов, закладки основ двигательной и физической подготовленности как фундамента для дальнейших высоких достижений на этапе высшего спортивного мастерства [2, 5].

По мнению В. И. Зубенко [4], традиционная система обучения в каратэ-до имеет и ряд недостатков:

- растягивается срок обучения технико-тактическим действиям, а позднее начало соревновательной деятельности приводит к большому отсеву занимающихся еще на этапе базовой подготовки по причине желания скорее достичь способности драться (вместо усвоения самого содержания боевого искусства) (наша российская типология);

- большая доля традиционной базовой техники и ката (программных комплексов технических упражнений) в учебно-тренировочном процессе зачастую приводит к отрицательному переносу навыка на технико-тактические условия спортивного поединка;

- жесткая стандартизация техники движений, используемая традиционном обучении, не учитывает индивидуальных особенностей занимающихся;

- копирование и многократное повторение приемов вслед за инструктором не способствует развитию творческих способностей занимающихся, необходимых им в быстро меняющихся ситуациях спортивного поединка;

- изучение приемов в базовом варианте с последующим включением их в поединки приводит к игнорированию формирования таких действий, как передвижения, смена дистанции, маневренная защита, тесне-ние, угрозы, вызовы. Подразумевается, что освоение этих действий происходит само по себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что традиционная японская методика подготовки не учитывает важный специфический принцип, принятый в спортивной борьбе, - единство техники и тактики. Очень проблематично интегрировать «голые» технические навыки, превратив их в технико-тактические действия, пригодные к применению в спортивном поединке.

В связи с этим современные отечественные тренеры и спортсмены вынуждены обращаться к средствам и методам обучения технико-тактическим действиям из более изученных видов единоборств. В 2010 году в г. Краснодаре и Краснодарском крае нами был проведен опрос среди 28 тренеров и инструкторов по различным стилям каратэ. В результате опроса мы выяснили, что для подготовки к соревнованиям 53 % используют в своей работе методику технико-тактической подготовки из бокса и видов спортивной борьбы, пытаясь адаптировать под специфические правила спортивного поединка каратэ-до. Остальные 47% придерживаются традиционной системы обучения.

Для того чтобы восполнить научно-методический пробел в технико-тактической подготовке спортсменов-каратистов, необходимо решить ряд важных задач:

- определить модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности;

- на основе модели пространственно-смысловой деятельности разработать методику педагогического контроля и коррекции технико-тактического мастерства;

- определить этапы многолетней технико-тактической подготовки и их содержание.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонов, В. В. История дзюдо / В. В. Антонов, А. Г. Левицкий. [Electronic resource]- 2001.- file://A:/ История Дзюдо 7. files/list 5_7.htm

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

3. Биджиев, С. В. Каратэ-до (сётокан): справочное пособие.

- СПб.: Искусство России, 1994. - 560 с.

4. Зубенко, В. И. Обучение технико-тактическим действиям в каратэ-до Сетокан на основе смыслового проектирования и решения двигательных задач: монография. - Ставрополь, 2005. - 92 с.

5. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. -Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.

6. Наталов, Г. Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). - Алма-Ата: Казахский ИФК, 1976. - 62 с.

7. Шулика, Ю. А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни // М-лы научно-практич. конфер.: «Проблемы теории и практики интегративной антропологии». - Майкоп: Адыг. гос. унив., 1996. - С. 270-276.

8. Шулика, Ю. А. Самозащита без оружия и прикладные единоборства. / Ю. А. Шулика, В. А. Самойленко, А. А. Саликов.

- Краснодар: Краснодарские известия, 2002. - 119 с.

20

№1 • 2011

PROBLEMS OF THE TRADITIONAL SYSTEM OF TRAINING IN KARATE-DO

I. Bushin, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

In connection with the fact that Karate-do enters the world sporting arena sports competitiveness has sharpened. The traditional training system doesn't meet the requirements of the real sports struggle fully and it doesn't take into account an important specific principle - the principle of unity of technics and tactics. When you filling the existing scientific-methodical gap in technical

training it will become possible to increase the quality of the competitive activity of athletes-Karatekas.

Key word: Karate-do, testimonial requirements, traditional system of training (education), technical-tactical training, sports single combat.

УДК: 796.8

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Соискатель Иванов А. И.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В настоящее время на этапе централизованной подготовки основное внимание уделяется количественной и качественной оценке технико-тактических действий борцов в соревновательном поединке. Особое значение имеет использование массированного объема соревновательных упражнений с положительным или отрицательным функциональным эффектом, что требует серьезной предварительной подготовки с учетом стилей ведения схватки.

Ключевые слова: централизованная подготовка, особенности соревновательной деятельности, разновидности соревнователь-

ных схваток, устойчивый технико-тактический арсенал.

В соответствии с данными специалистов, занимающихся вопросами подготовки сборных команд [2, 9], основными направлениями развития спорта высших спортивных достижений в настоящее время можно считать:

- достижение высоких объемов тренировочных нагрузок и рациональное сочетание различных по интенсивности режимов тренировки с ориентацией на соревновательную специфику и планируемый спортивный результат;

- значительное увеличение доли специализированных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.