Саха / С.И. Гаврильев, И.А. Черкашин, Е.В. Афанасьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 83-87.
3. Жирков, Р.А. Разработка и обоснование метода профессионального отбора водителей городского пассажирского транспорта : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Жирков Роман Александрович - Волгоград, 2005. - 19 с.
4. Влияние психоэмоционального состояния и нейрогуморальной регуляции на переносимость физической нагрузки / А.Л. Похачевский, Д.А. Донсков, Н.В. Анкудинов и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 250-254.
5. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (с изменениями и дополнениями) // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: Доступно по адресу: http://base.garantru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (дата обращения 10.05.2021).
6. Сидоренко, Т. А. Анализ гендерных различий показателей сердечного ритма у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта / Т.А. Сидоренко, А.В. Калашников, Ю.Н. Юрьев и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 164-168.
7. Судаков, К.В. Функциональные системы организма / К.В. Судаков. - Москва : Медицина, 1987. - 432 с.
REFERENCES
1. Baevsky, R.M. (2004), Analysis of heart rate variability: history and philosophy, theory and practice", Clinical informatics and telemedicine, No. 1 (1), рр. 54-64.
2. Gavriliev, S.I., Cherkashin, I.A. and Afanasyev E.V. (2020). "Features of the functional state of men of the second mature age, engaged in a health-improving program, living in the Republic of Sakha", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (186), рр. 83-87.
3. Zhirkov, R.A. (2005), Development and substantiation of a method for professional selection of drivers of urban passenger transport, dissertation, Volgograd.
4. Pokhachevsky, A.L., Donskov, D.A., Ankudinov N.V. et al. (2018), "Influence of psychoemotional state and neurohumoral regulation on physical load tolerance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), рр. 250-254.
5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013), "On Approval of Model Programs for Professional Training of Drivers of Vehicles of the Corresponding Categories and Subcategories", Order December 26, 2013, No. 1408, available at: http://base. garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (accessed 10.05.2021).
6. Sidorenko, T.A., Kalashnikov, A.V., Yuriev, Yu.N. et al. (2015), "Analysis of gender differences in heart rate indicators in athletes involved in cyclic sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (123), рр. 164-168.
7. Sudakov, K.V. (1978), Functional systems of the body, Medicine, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2021
УДК 37.042;796.8
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ 13-14 ЛЕТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ
САМОКОНТРОЛЯ
Ольга Николаевна Бедарева, аспирант, Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
Формирование процессуальных параметров самоконтроля у юных единоборцев 13-14 лет обусловливает динамику спортивных результатов, и требует конкретизации содержания педагогического и родительского контроля спортивной тренировки, атрибутивно отражающих профессионально-социальную оценку деятельности спортсменов представителями референтных групп. Цель
исследования: выявление ресурсов развития самоконтроля на основе определения согласованности и расхождений мнений тренера, юных спортсменов и родителей юных спортсменов о значимости оцениваемых показателей спортивного совершенствования в системе педагогического контроля на тренировочном этапе подготовки. Зонами повышения эффективности самоконтроля и минимизации расхождений осмысленных и принятых к деятельности требований выступают: принятие юными спортсменами их содержания; конкретизация предмета и смысловых акцентов требований; осознание процессуальных характеристик действий и деятельности и создание процессуальных смыслов педагогического контроля технической и других видов подготовки в формате ожидаемых результатов деятельности; минимизация противоречий между содержанием педагогического, родительского и самоконтроля; полноценная реализация спектра требований - единиц самоконтроля, где результатом перечисленных новообразований становится своевременно скорректированная программа действия и деятельности спортсмена-подростка.
Ключевые слова: спортивная тренировка; юные единоборцы; педагогический контроль; структура и содержание; понятийное пространство тренера, спортсмена, родителя.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p36-43
UPDATING THE CONTENT OF PEDAGOGICAL AND PARENTAL CONTROL OF SPORTS TRAINING AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROCEDURAL PARAMETERS OF SELF-CONTROL AMONG THE YOUNG COMBATANTS AGED
13-14
Olga Nikolaevna Bedareva, the post-graduate student, Galina Anatolyevna Kuzmenko, the
doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University
Abstract
The formation of the self-control procedural parameters among the young martial artists of 13-14 years determines the sports results dynamics, and it requires the content specification of pedagogical and parental sports training control, attributively reflecting the professional-social assessment of athletes' activities by reference groups representatives. The purpose of the study: the identification of self-control development resources by defining consistency and divergence of the coach opinions, young athletes and young athletes' parents' views about the sports improvement assessing indicators significance in the pedagogical control system at the training stage of preparation. Areas of increasing the self-control effectiveness and minimizing discrepancies between meaningful and accepted activity requirements are: the young athletes' acceptance of their content; the subject concretizing and semantic accents of the requirements; the procedural characteristics awareness of actions and activities and, the creation of pedagogical control procedural meanings of technical and other types of training in the format of expected results of activity; the minimizing contradictions between the content of pedagogical, parental and self-control; the full implementation of the requirements range - self-control units, where the result of the listed innovations is a timely adjusted program of action and activity of the teenage athlete.
Keywords: sports training, young martial artists, pedagogical control, structure and content, conceptual space of a coach, athlete, parent.
Современный этап развития общей педагогики и педагогики спорта характеризуется существенным вниманием к исследованию проблем самоконтроля в образовательном процессе детей, подростков и обучающейся молодежи. Емкое теоретическое обоснование и сущностная характеристика самоконтроля в процессе физического воспитания представлены в работе В.Н. Кряжа [5, С. 11-15]. Т.Ю. Фёдорова и А.Ю. Борискина обосновывают самоконтроль как одно из весомых условий повышения эффективности занятий физической культурой и спортом [8, С. 21-25]. С.Е. Дурнев, С.С. Дегтярева обращают внимание на высокую значимость для подростков самоконтроля в процессе самостоятельной работы [2, С. 201-207], что дополняется исследованиями П.В. Кустова и В.И. Дудчик, тесно связывающим самоконтроль с качественными характеристиками реализации самостоятельных занятий физическими упражнениями [6, С. 91-94]. При этом, по Я.В. Дмитриенко, ведущей педагогической ценностью в процессе обучения именно младших школьников выступает процесс формирования учебных действий самоконтроля
и самооценки [1, С. 53-55], как связанных понятий во всей полноте их структурно-содержательных взаимосвязей, что позволяет в подростковом возрасте систематизировать критерии оценки качества деятельности по определенным признакам.
Процесс подготовки спортивного резерва в различных видах спортивных единоборств сопряжен с освоением образовательного материала, обеспечивающим формирование актуальных физических и двигательно-координационных способностей, компонентов технической подготовленности, развития значимых для успешного противоборства с соперником личностных качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной, духовно-нравственной природы. Вместе с тем, процесс интерпретации родителями (как субъектами спортивного совершенствования) задач и ожидаемых результатов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов, может совпадать и не совпадать с суждениями тренеров, что сопряжено с состоянием теоретико-практической готовности и способностью принимать, анализировать и реализовывать рекомендации [4, С. 229]. По мнению Л.П. Матвеева, «ведущая роль в подготовке спортсмена принадлежит наставнику-тренеру, это не исключает вероятных трудностей преодоления расхождений между целевыми установками, выдвигаемыми наставником, и индивидуальными устремлениями спортсмена» [7, С. 183]. Очевиден факт, что структурными компонентами спортивной подготовки являются этапы ее планирования, реализации и педагогического контроля эффектов деятельности. Вместе с тем, педагогический контроль в практике подготовки спортсменов реализуется с разной степенью успешности, обусловленной влиянием ряда факторов, включая адекватность процедуры самоконтроля диагностированию соревновательно-значимых проявлений личности в деятельности, ее качеств и способностей [3, С. 18].
Среди предпосылок, обеспечивающих эффективную реализацию педагогического контроля тренером-преподавателем, мы выделяем:
- обоснованность, адекватность актуальным качествам и способностям к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, преемственность, перспективность содержания и процедур педагогического контроля;
- педагогическое мастерство тренера, обуславливающее систематичность и продуктивность процедур педагогического контроля;
- определенность, стабильность и преемственность развития содержания и критериев педагогической оценки, призванной корректно и грамотно создавать информационное и деятельностное пространство самооценки юного спортсмена;
- владение тренера и спортсмена, включая его родителей, терминологическим аппаратом спортивной подготовки, характеризующимся смысловой и ценностной однородностью рассматриваемых и контролируемых показателей эффективности исполнения тренировочных и соревновательных заданий и отрезков деятельности.
Успешная реализация педагогического контроля предполагает актуализацию юным спортсменом познавательной и деятельностной активности по совершенствованию отдельной фазы действия, целостного действия и(или) отрезка деятельности. Вместе с тем, исследование, проведенное нами на контингенте 50 юных единоборцев, позволило определить расхождение в ценностном восприятии образовательных и воспитательных задач тренировки: юные единоборцы 13-14 лет с разной степенью значимости (включая низкую) оценивают необходимость достижения показателей физической, технико-тактической, психологической подготовленности, как в теоретическом, так и прикладном контекстах, что связано с рядом причин, среди которых:
1) непонимание юным спортсменом закономерностей сопряженной реализации физических качеств при исполнении технико-тактических элементов и комбинаций;
2) намеренная минимизация значимости субъективно «некомфортных» упражнений, обеспечивающих направленное воспитание актуальных физических качеств;
3) ориентация на ведущие атрибуты спортивной результативности и непонимание значимости концентрировать внимание на детали исполнительской структуры движения в тренировочном процессе;
4) неумение конструктивно реализовывать критическое мышление, применять сравнительно-сопоставительный анализ при оценке характеристик движения, контролируемых параметров техники, заданных установкой тренера и направленных на совершенствование регулятивных способностей, формирующих спортивное поведение.
При этом ряд юных спортсменов (23%) достигают успеха в соревновательном противоборстве с соперником за счет узкого спектра средств-преимуществ, не требующих детализированного самоконтроля в ходе их реализации, что отрицательно сказывается на росте вариативности техники, когда юный спортсмен не способен спрогнозировать тенденцию усложнения соревновательного противоборства, а, соответственно, и детализированную отработку исполнительской структуры движения.
Цель исследования: выявить ресурсы развития самоконтроля на основе определения согласованности и расхождений мнений тренера, юных спортсменов и родителей юных спортсменов о значимости оцениваемых показателей спортивного совершенствования в системе педагогического контроля на тренировочном этапе подготовки.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интервьюирование и анкетирование, сравнительно-сопоставительный теоретический анализ суждений тренеров, юных единоборцев и родителей. Выборка исследования составила: 10 тренеров всестилевого каратэ; 40 подростков 13-14 лет, занимающихся в организации спортивной направленности - клубе всестилевого каратэ «Спарта», г. Москва; 30 родителей юных спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ смысловых образований - процессуальных характеристик, применяемых в педагогическом контроле и содержательных характеристик самоконтроля параметров деятельности, способствовал выявлению ряда противоречий. В ходе исследования определено существенное недопонимание юными спортсменами и рядом тренеров сущностной характеристики требований. Расхождение объема (%) осмысленных и принятых к деятельности юным единоборцем требований (должных быть адекватно интерпретированными родителями) - существенно (таблица). Сравнительный анализ количества выборов критериев контроля процесса и результатов направленного воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей (включая другие виды спортивной подготовки) тренерами, юными спортсменами и их родителями позволяет заключить:
• Осознанность восприятия содержательных единиц - процессуальных характеристик педагогического, самоконтроля юных спортсменов и родительского контроля требует формирования предметной теоретической осведомленности тренеров, юных спортсменов, включая их родителей - как непосредственных или опосредованных участников процесса спортивного совершенствования, детально представляющих или ложно формализующих содержание профессиональной коммуникации в системе «тренер-спортсмен».
• Традиционная позиция «В обязанности тренера входят все виды подготовки, включая теоретическую. Тренер должен: доступно представлять информацию; мотивировать к поисково-познавательной активности; объяснять закономерности и нюансы исполнения двигательных действий». При этом роль юного спортсмена и, тем более, родителя - минимизируется. Зона ответственности по освоению материала тренировочных занятий - размывается.
• Применяемая более чем 25% юных спортсменов и более чем 35% родителей позиция по отношению к требованиям тренировочного процесса состоит в следующем: «Тренировочные занятия не требуют максимальной реализации интеллектуальных и двигательных усилий. Процесс развития актуальных спортивных способностей возможен при непредельных нагрузках и незначительной актуализации психических качеств: интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных (что противоречит закономерностям протекания адаптационных процессов). Качество реализации тренировочных занятий будет совершенствоваться «позже», когда спортсмен-подросток повзрослеет». Данные ложные взгляды ряда тренеров, юных спортсменов и их родителей требуют не просто серьезного переформатирования установок, но и становления обновленных мировоззренческих суждений об условиях развития в условиях проявления индивидуальных качеств на верхнем пороге их возможной реализации с учетом акмеологической и аксиологической направленности спортивной деятельности. Выделенная нами тенденция просматривается при анализе всех рассмотренных видов спортивной подготовки: физической, технической, тактической, психологической.
Таким образом, чтобы процесс формирования самоконтроля параметров действий и спортивной деятельности способствовал направленному спортивному совершенствованию - от личности юного спортсмена требуется такая сосредоточенность на материале тренировочных занятий, которая бы способствовала сопряженной индивидуально предельной мобилизации физических и интеллектуальных способностей и усилий, включая творческие способности, способности к произвольному контролю процессуальных характеристик деятельности - из качества реализации которых в конечном итоге складывается результат.
Таблица - Содержательное развитие процессуальных смыслов педагогического, родительского контроля и самоконтроля спортивной подготовки в формате ожидаемых результатов деятельности юных единоборцев 13-14 лет_
Содержательные блоки педагогического контроля, реализуемого тренерами (п=10), % выборов Смысловые акценты самоконтроля спортсменами - А (п=40), родителями - В (п=30) параметров деятельно-сти,% выборов
Физическая подготовка
соответствие темпо-ритмовых, динамических, исполнительских характеристик движения воспитываемому физическому качеству и виду двигательно-координационных способностей (ФКиДКС), 100%; демонстрация заданного (рекомендуемого) тренером темпа, ритма, усилия для воспитания физического качества (силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей) А -80%; В - 73,3%;
способность перестраивать темпо-ритмовые, динамические, исполнительские характеристики движения в соответствии с последовательным воспитанием ФКиДКС, 90%; демонстрация: амплитуды, усилия в позе и в движении; быстроты реагирования, движения, темпа движений; длительности исполнения двигательных действий без снижения работоспособности; освоенных и неосвоенных движений в новых условиях, А - 70%; В - 66,6%;
способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие, выполнять движения без излишней мышечной напряженности, 90%; демонстрация: точности пространственных, временных и динамических параметров движений; удержания статической позы и динамического равновесия; движений, исполняемых без излишней мышечной напряженности, А - 72,5%; В - 70%;
способность применять юным спортсменом адекватные средства и методы для самостоятельного воспитания ФКиДКС, определенных тренером, 80%; содержательный анализ режимов и условий реализации средств и методов воспитания ФКиДКС, А - 70%; В -66,6%.
Техническая подготовка
фиксация должных угловых параметров и траекторий движения звеньев тела, их согласования в фазах ДД*: подготовительной, основной и завершающей, 100%; сохранение угловых характеристик движения; демонстрация траекторий движения; контроль Д действий и Д операций в подготовительной, основной и завершающей части исполнительской структуры целостного двигательного действия, А - 77,5%; В - 73,3%;
сохранение угловых, динамических, пространственно-временных характеристик техники на фоне утомления, 70%; демонстрация угловых, динамических, пространственно-временных характеристик техники на фоне утомления, А - 75%; В - 70%;
Содержательные блоки педагогического контроля, реализуемого тренерами (п=10), % выборов Смысловые акценты самоконтроля спортсменами - А (п=40), родителями - В (п=30) параметров деятельности^ выборов
демонстрация способности к перестройке движения - к моментальной смене технического Д** (способа исполнения двигательной задачи) на более адекватное ситуации, 80%; продемонстрировать умение к моментальной смене технического действия или способа исполнения двигательной задачи, А - 72,5%; В - 66,6%;
Тактическая подготовка
своевременная реализация технико-тактического действия (комбинации) при эффективной подстройке под состязательную ситуацию и достижении преимущества перед соперником,80%; демонстрация наиболее адекватного по ситуации технико-тактического действия (комбинации), обеспечивающая достижение преимущества, А - 72,5%; В -66,6%;
креативность, гибкость мышления, уверенность исполнения действий при решении двигательной задачи на протяжении всего противоборства с соперником вне зависимости от факта текущего доминирования перед соперником и ситуаций потери очков, 70%; смелость в выборе действия и в решении задачи; демонстрация максимальной включенности в процесс достижения преимущества над соперником в текущем противоборстве с любыми показателями текущей соревновательной успешности; демонстрация уверенных действий, способности управлять эмоциями, А - 65%; В - 60%;
экономичность и эффективность избранных способов противоборства с разными соперниками на основе предвосхищения их поведения, смелого исполнения приемов «группы риска», 70%; демонстрация целесообразных способов противоборства: с превосходящим по соревновательным качествам соперником; с равным соперником; с соперником, незначительно слабже; проявление сложной двигательной реакции - предвосхищения поведения соперника; смелая демонстрация приемов «группы риска», А -62,5%; В - 56,6%;
Психологическая подготовка
оперативное мотивированное включение в учебную (тренировочную, контролирующе-оценочную, рефлексивную, организационную, др.) деятельность и их помехоустойчивая реализация, 50%; оперативная подстройка под условия: исполнения тренировочного задания; противоборства с соперником; самоанализа, самооценки и самоконтроля деятельности; помехоустойчивой реализации технических элементов; демонстрация организованного поведения и оперативного включения в организационную деятельность, А - 45%; В - 40%;
мотивационная вовлеченность и поисковая активность по отбору и реализации эффективных способов самовоспитания соревновательно значимых качеств и способностей, 80%; демонстрация умений к самомотивации и самоорганизации процесса самовоспитания соревновательно значимых качеств и способностей; демонстрация поисковой активности и конструктивной рефлексии «на себя», «на другого», «на деятельность» , А - 62,5%; В - 50%;
адекватная ситуации когнитивная активность (ощущение, восприятие, внимание, мышление, память, представление, воображение), стилевая гибкость при решении двигательных задач (ДЗ), 50%; демонстрация вовлеченности и результативности проявления ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, представления, воображения; демонстрация гибкого стилевого поведения при решении ДЗ, А -42,5%; В - 40%;
помехоустойчивая реализация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности при уточнении параметров действий, при волевом контроле и своевременной регуляции негативных психоэмоциональных состояний вне зависимости от текущего результата, 70%; демонстрация: концентрации на задаче тренировки и соревнования, осмысление их значимости; эффективного проведения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; точности действий; произвольного контроля в трудных ситуациях; способности регулировать негативные психоэмоциональные состояния, А - 65%; В - 53,3%;
конструктивное целеполагание, достиженческая направленность поведения и деятельности на фоне реализации актуальных волевых качеств,70%; демонстрация способности: строить «древо целей»; осуществлять целеполагание; мотивация достижения; реализация ситуационно значимых волевых качеств, А - 62,5%; В - 46,6%;
мировоззренческая позиция личности на самоценность достиженческой активности при наличии «права на ошибку», 50%; др. осознание и развитие: личной мировоззренческой позиции о самоценности достиженческой активности; права на ошибку, А - 50%; В - 43,3%; др.
Примечание: ДД - двигательное действие; Д - действие.
Данные, представленные на рисунке, информативно характеризуют тенденцию уменьшения субъектной значимости характеристик самоконтроля, «от технической и тактической подготовки - к психологической», а также самоконтроля и родительского кон-
троля в сравнении с показателями педагогического контроля
суждения тренеров (п=10), % выборов суждения юных спортсменов (п=40), % выборов суждения родителей юных спортсменов (п=30), % выборов
Г3
Г4
Критерии готовности к (само)контролю процесса подготовки: А1-4 - физической; Б1-3 - технической; В1-3 - тактической; Г1-6 - психологической
Г2
В3
В1
В2
Рисунок - Сравнительный анализ субъектной значимости: содержательных блоков педагогического контроля, реализуемых тренерами; смыслов и параметров самоконтроля, актуальных для юных спортсменов и их
родителей
Меньший вес контролируемых самостоятельно и ответственно параметров исполнительской структуры движения характеризует педагогическую позицию тренера как доминирующую, а личностную позицию юного спортсмена - как ведомую, «не деятельную», что является ресурсом в преобразовании его отношений к тренировочной деятельности. В связи с этим ключевая задача спортивного совершенствования подростков включает тезис: «учиться учиться», полноценно постигать новый материал; учиться замечания и установки тренера преобразовывать в акцентные зоны самоконтроля параметров деятельности и поведения; учиться на максимуме реализовывать волевые, интеллектуальные, регулятивные способности; строить свое спортивное мировоззрение как полноценного, ответственного деятеля при каждодневном самоопределении мотивации к спортивному совершенствованию и укреплению веры в неоспоримость достижения высоких результатов.
Успешность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных единоборцев обусловлена пониманием и детальной проработкой образовательного материала, включающего содержание педагогических рекомендаций и требований. Содержательное развитие смыслов педагогического контроля в формате ожидаемых результатов деятельности юных единоборцев 13-14 лет связано с их способностью, выключая родителей, определять смысловые акценты самоконтроля параметров деятельности и минимизировать противоречия между содержанием педагогического контроля, излагаемого тренером, и собственным восприятием сущности, содержания и качества на смысловых отрезках спортивной деятельности.
Разработанные содержательные блоки самоконтроля видов спортивной подготовки выявили более чем 30% ресурс их возможной мобилизации. При этом мы оценили только момент «принятия-непринятия» требований. Но, если система требований принимается в образовательной триаде «тренер - юный спортсмен - родитель», вторым, сложнейшим ее этапом, выступает - полноценная реализация спектра требований - единиц самоконтроля, результатом которой на третьем этапе становится - преобразованная, своевременно скорректированная программа действия и деятельности спортсмена-подростка. Только так субъект-субъектное взаимодействие между участниками образовательного процесса в спорте приобретает истинную творческую его составляющую и формирует подлинного деятеля при логически выверенной линии образования в спорте - от процессуальных параметров - к результативным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриенко Я.В. Формирование учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в процессе обучения / Я.В. Дмитриенко / Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. - Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. - С. 53-55. -ISBN 978-5-9905-6678-1.
2. Дурнев С.Е. Формирование самоконтроля подростков в процессе самостоятельной работы / С.Е. Дурнев, С.С. Дегтярева // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2015. - №3. - С. 201-207.
3. Кабанова Е.А. Обновление содержания тестовых процедур педагогического контроля специальной физической подготовленности юных дзюдоистов / Е. А. Кабанова, Г. А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 17-20.
4. Ким Т.К. Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков, занимающихся дзюдо / Т.К. Ким, Р.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 228-232.
5. Кряж В.Н. Самоконтроль в процессе физического воспитания / В.Н. Кряж // Физическая культура в школе. - 2008. - № 8. - С. 11-15.
6. Кустов П.В., Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями / П.В. Кустов, В.И. Дудчик // Научно-практические исследования. - 2017. - № 3. - С. 91-94.
7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев / 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2005. - 384 с. - ISBN 5-8114-0585-5.
8. Фёдорова Т.Ю. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом / Т.Ю. Федорова, А.Ю. Борискина // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции «», 22-23 апреля. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2016. - С. 21-25. - ISBN 978-5-7271-1380-6.
REFERENCES
1. Dmitrienko, Ya.V. (2014), "Formation of educational actions of self-control and self-esteem among younger students in the learning process", Modern society, education and science, Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: in 9 parts, Tambov, pp. 53-55.
2. Durnev, S.E. and Degtyareva, S.S. (2015), "Formation of self-control of adolescents in the process of independent work", Personality in culture and education: psychological support, development, socialization: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Rostov-on-Don. No. 3, pp. 201-207.
3. Kabanova, E.A. and Kuzmenko, G.A. (2019), "Updating the content of test procedures of pedagogical control of special physical fitness of young judokas", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 17-20.
4. Kim, T.K. and Kim, R.K. (2017), "Influence of personal qualities of parents and child-parental relations on individual and personal features of teenagers engaged in judo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 228-232.
5. Kryazh, V.N. (2008), "Self-control in the process of physical education", Physical culture in school, No. 8, pp. 11-15.
6. Kustov, P.V. and Dudchik, V.I. (2017), "Self-control in the process of independent physical exercises", Scientific and practical research, No. 3, pp. 91-94.
7. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, Publishing house "Lan", Moscow.
8. Fedorova, T.Yu. and Boriskina, A.Yu. (2016), "Self-control in the process of physical culture and sports", Actual problems and prospects of the theory and practice of physical culture, sports, tourism and motor recreation in the modern world, Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, "Chelyabinsk State University", Chelyabinsk, pp. 21-25.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2021