Научная статья на тему 'Детско-юношеский спорт как пространство интеллектуального развития подростков: обновление содержания понятийного аппарата интеллектуально опосредованной спортивной подготовки'

Детско-юношеский спорт как пространство интеллектуального развития подростков: обновление содержания понятийного аппарата интеллектуально опосредованной спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ПОДРОСТОК-СПОРТСМЕН / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА / YOUTH SPORT / TEENAGER-ATHLETE / SPORTS TRAINING / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / UPDATING OF THE CONCEPTUAL APPARATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

Современные тенденции развития детско-юношеского спорта обусловлены увеличением объема требований к качеству спортивной подготовленности юного спортсмена и выявлением ресурсов, обеспечивающих улучшение спортивных результатов. Интеллектуальная подготовка в системе спортивной подготовки при должном теоретико-методологическом, учебно-методическом и организационно-педагогическом обосновании выступает дополнительным ресурсом совершенствования системы спортивной подготовки в целом. Обновление содержания спортивной подготовки в блоке «интеллектуальная подготовка спортсмена» связано с обновлением содержания понятийного аппарата и предметным рассмотрением ряда представленных педагогических категорий, среди которых: интеллект и интеллектуальные способности юного спортсмена к успешной реализации в спортивной деятельности; структура интеллектуальных способностей; интеллектуальная проблема и интеллектуальная задача спортивной деятельности; актуализация видов интеллекта при решении интеллектуальных задач; интеллектуальный ресурс, интеллектуальный опыт и интеллектуальный потенциал юного спортсмена и др. Реализация в практике спортивной подготовки данных категорий, обоснованных в концепции и технологиях интеллектуальной подготовки, обусловили приросты процессуальных и результативных параметров спортивной деятельности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Youth Sport as a space for Intellectual development of adolescents: Update of the content of conceptual apparatus of intellectually mediated sports training

Current trends of development of sport for children and young people are determined by the increase of demands to the quality of athletic preparedness of young athletes and identification of resources, providing improvement of athletic performance. Intellectual training in the system of sports training with proper theoretical and methodological, methodical and organizational-pedagogical argumentation acts as an additional resource that improves the system of sports training in general. The updating of the content of athletic training in the „intellectual training of the athlete” is associated with the updating of the content of conceptual apparatus and the subject to the consideration of a number of the presented pedagogical categories, including: intelligence and intellectual ability of the young athlete to successful realization within sports activities; the structure of intellectual abilities; intellectual problem and intellectual challenge of sports activity; the actualization of the types of intelligence in the solution of intellectual tasks; intellectual resource, intellectual experience and intellectual potential of the young athlete and etc. Practical implementation of athletic training of these categories, based on the concept and technologies of intelligent training, led to the growth of procedural and productive parameters of sports activities of a teenager.

Текст научной работы на тему «Детско-юношеский спорт как пространство интеллектуального развития подростков: обновление содержания понятийного аппарата интеллектуально опосредованной спортивной подготовки»

педагогический i

поиск|

1УДК 796.011.3

ББК 75.1

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ: ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Г. А. Кузьменко

Аннотация. Современные тенденции развития детско-юношеского спорта обусловлены увеличением объема требований к качеству спортивной подготовленности юного спортсмена и выявлением ресурсов, обеспечивающих улучшение спортивных результатов. Интеллектуальная подготовка в системе спортивной подготовки при должном теоретико-методологическом, учебно-методическом и организационно-педагогическом обосновании выступает дополнительным ресурсом совершенствования системы спортивной подготовки в целом. Обновление содержания спортивной подготовки в блоке «интеллектуальная подготовка спортсмена» связано с обновлением содержания понятийного аппарата и предметным рассмотрением ряда представленных педагогических категорий, среди которых: интеллект и интеллектуальные способности юного спортсмена к успешной реализации в спортивной деятельности; структура интеллектуальных способностей; интеллектуальная проблема и интеллектуальная задача спортивной деятельности; актуализация видов интеллекта при решении интеллектуальных задач; интеллектуальный ресурс, интеллектуальный опыт и интеллектуальный потенциал юного спортсмена и др. Реализация в практике спортивной подготовки данных категорий, обоснованных в концепции и технологиях интеллектуальной подготовки, обусловили приросты процессуальных и результативных параметров спортивной деятельности подростка.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, подросток-спортсмен, спортивная подготовка, интеллектуальное развитие, обновление понятийного аппарата.

THE YOUTH SPORT AS A SPACE FOR INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS: UPDATE OF THE CONTENT OF CONCEPTUAL APPARATUS OF INTELLECTUALLY MEDIATED SPORTS TRAINING

G. A. Kuzmenko

Abstract. Current trends of development of sport for children and young people are determined by the increase of demands to the quality of athletic preparedness of young athletes and identification of resources, providing improvement of athletic performance. Intellectual training in the system of sports training with proper theoretical and methodological, methodical and organizational-pedagogical argumentation acts as an additional resource that improves the system of sports training in general. The updating of the content of athletic training in the „intellectual training of the athlete" is associated with the updating of the content of conceptual apparatus and the subject to the consideration of a number of the presented pedagogical categories, including: intelligence and intellectual ability of the young athlete to successful realization within sports activities; the structure of intellectual abili-

ties; intellectual problem and intellectual challenge of sports activity; the actualization of the types of intelligence in the solution of intellectual tasks; intellectual resource, intellectual experience and intellectual potential of the young athlete and etc. Practical implementation of athletic training of these categories, based on the concept and technologies of intelligent training, led to the growth of procedural and productive parameters of sports activities of a teenager.

Keywords: youth sport, teenager-athlete, sports training, intellectual development, updating of the conceptual apparatus.

Актуальность и проблематика. Детско-юношеский спорт как социальное явление, ориентированное на подготовку спортивного резерва, существует в жизненном пространстве подростка и сопровождает становление его как личности и индивидуальности в тех рамках, которые заданы концепциями развития спортивных школ, определяющими место задачам обучения,воспитания,развития, социализации юного спортсмена. Из профессиональных стандартов тренера по видам спорта вырван самый главный субъект деятельности -подросток, юный спортсмен, личность, который никак не представлен в эклектичном наборе профессиональных функций и требований (вероятно, так проще). Согласно стандарту, идет планомерная подготовка мышц к работе; личность как таковая отсутствует, во всех требованиях отражена работа с организмом - с биологическим субстратом, априори принимающим все требования спортивной тренировки. Не отражена система образования в спорте, не выделены процессы формирования знаний, воспитания конкурентно значимых личностных качеств и способностей, развития интеллектуальной, волевой, духовно-нравственной сферы, направленности личности, без которых невозможна ни одна победа в состязаниях.

Титаническое сопротивление агрессивной конкурентной среды, перманентное соревнование как условие жизни подростка - юного спортсмена в спорте, переживаемое им на этапе специализации, инициирует необходимость предоставления возможности для его развития:

• как полноправного субъекта взаимодействия, который наделен правами «понимать», «осознавать», «сомневаться», «рефлексировать», «излагать личностные позиции», «преобразовывать развивающие ситуации в соответствии с коллективными и индивидуальными запросами, переживаниями, побуждениями», «действовать рационально, эффективно, эко-

номично, нестандартно», «создавать ситуации успеха и реализовывать их»;

• как субъекта деятельности, осваивающего подготовку к состязанию и само состязание как образ жизни, ориентированный на целенаправленное развитие и саморазвитие собственной личности в детско-юношеском спорте при воспитании и эффективной самореализации ситуативно актуальных интеллектуальных способностей, обеспечивающих успешность в соревновательной и подготовительных к ней видах деятельности.

Преобразование правил соревнований, усиливающих зрелищность современных видов спорта, способствует непредсказуемости развития состязательных ситуаций, создает интригу перманентного соперничества, обнажает недостатки интегральной подготовки юного спортсмена и не только предъявляет высокую планку требований к его интеллектуальной готовности, отраженной в развитии актуальных психомоторных и когнитивных функций, обеспечивающих быстроту и адекватность переработки информации и принятие адекватных решений в сжатых промежутках времени и мгновениях острого соперничества, но и создает запрос на развитие способностей к самостоятельной деятельности:

• к общению в спорте - при значимости вербального интеллекта;

• к социальному взаимодействию с субъектами спортивной деятельности - при актуальности социального и эмоционального интеллекта;

• к адекватному применению актуальных интеллектуальных способностей - при весомости теоретического, практического, технологического интеллекта;

• к демонстрации целенаправленного поведения - при существенности мотивационно-го интеллекта, информационной компетентности, когнитивной, операционально-деятель-ностной, эмоционально-волевой, регулятивной готовности к интеллектуально опосредованным действиям.

Подросток, вовлеченный в спорт, отдает большую часть времени спортивным тренировкам, взаимоисключающим культурно-просветительскую, образовательную, социализирующую деятельность в пространстве рабочего и учебного дня общеобразовательной школы и системы дополнительного образования детей, подростков, юношества, соответственно, спортивная среда должна брать на себя функции развития и социализации с опорой на ведущий принцип гуманизации образования и спорта.

Совершенствование процесса подготовки спортивного резерва в системе детско-юношеского спорта связано с поиском новых путей в развитии актуальных интеллектуально опосредованных соревновательно значимых способностей личности, где первым шагом в построении пространства интеллектуального развития подростков выступает обновление сущности и содержания ключевых понятий образовательного процесса в спорте.

Цель исследования: обновление содержания понятийного аппарата, концептуально определяющего содержание системы спортивной подготовки в детско-юношеском спорте на основе интеллектуального развития подростков.

Методы исследования: педагогические наблюдения; интервьюирование, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент с реализацией концепции, технологий и педагогических условий интеллектуальной подготовки подростков в детско-юношеском спорте; методы математико-статистической обработки фактологического материала; описание сущности и содержания ключевых категорий системы спортивной подготовки в детско-юношеском спорте на основе интеллектуального развития подростков, которые обусловили обновление содержания понятийного аппарата.

Результаты исследования. В процессе исследования нами сформулированы представленные ниже принципиальные категории - составляющие понятийного аппарата концепции интеллектуальной подготовки спортсменов подросткового возраста.

1. Системообразующий фактор развития интеллектуальных способностей подростка в избранном виде спорта - соревновательная и личностная успешность в ее объективном, субъективном, процессуальном и результативном от-

ражении как условие интеллектуальной самореализации личности на конкретных этапах спортивной подготовки в контексте требований спортивной деятельности, которое сопряжено с:

• личностной вовлеченностью в процесс самообразования, самовоспитания, саморазвития, с формированием ценностно-смысловых характеристик личности на воспитание актуальных интеллектуальных для спортивной деятельности и социального развития способностей;

• формированием мотивации достижения качественных и количественных параметров интеллектуально опосредованных спортивных результатов на фоне создаваемых ситуаций успеха в наиболее значимых для подростка-спортсмена видах деятельности;

• развитием представлений у подростков о собственной уникальности, праве на спортивное совершенствование при уважении индивидуальных особенностей физического и интеллектуального развития, о личной социальной востребованности в сфере избранного вида спорта с опорой на индивидуально успешные стороны интеллектуальной и других компонентов готовности к спортивной деятельности.

2. Объектом педагогического воздействия, взаимодействия и личностной активности юного спортсмена является процесс (саморазвития актуальных интеллектуальных способностей в предметных полях спортивной подготовки и контекстах общей, специальной и специфической направленности.

3. Предметом педагогического воздействия, взаимодействия и личностной активности юного спортсмена выступает технология (саморазвития интеллектуальных способностей, формирующих комплексную интеллектуальную готовность к успешной реализации интеллектуальных задач спортивной деятельности.

4. Подросток-спортсмен - юный спортсмен в возрасте от 10 (11) до 14 (15) лет, находящийся в периоде возрастного и психологического развития, в котором ведущим направлением деятельности является интимно-личностное общение в учебной и различных видах спортивной деятельности; переживающий чувство «взрослости», возникновение представлений о себе «не как о ребенке»; осваивающий нормы и отношения между людьми в контекстах общесоциальных требований и требований спортивной деятельности; ха-

растеризующийся осознанным пониманием значимости роли семьи, спортивного коллектива детско-юношеской спортивной школы, ближайшего окружения, сверстников в удовлетворении социально-познавательных, достиженческих потребностей в сфере спорта, потребностей самоутвердиться, занять достойное место в спортивном коллективе на основе эффективного проявления интеллектуально опосредованного комплекса спортивных способностей к успешной самореализации в спортивной деятельности.

5. Тренер по виду спорта - педагог: реализующий процесс образования юного спортсмена в избранном виде спорта; «осуществляющий проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также - руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов» [1]; понимающий значимость развития интеллектуальных способностей, актуальных для оптимизации параметров спортивной деятельности, как условия профессионального становления спортсмена, владеющий технологией интеллектуальной подготовки в спорте, воспитывающий у спортсменов интеллектуальные способности, личностные качества волевой, регулятивной, духовно-нравственной природы в структуре видов спортивной подготовки (функциональной, физической, технической, тактической, психологической, теоретической, комплексной) в обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности юного спортсмена на различных этапах его спортивного совершенствования; формирующий информационный, мотивационный, когнитивный, операцио-нально-деятельностный, эмоционально-волевой, регулятивный компоненты успешной реализации спортивной деятельности.

6. Руководитель спортивной школы, клуба -в ряду профессиональных функций, обязанностей, личностной и профессиональной ответственности за стратегические направления содержания образования юных спортсменов в системе ДЮСШ и ДЮК понимающий значимость интеллектуального воспитания в структуре спортивной подготовки подростков-спортсменов и создающий организационно-методические, психолого-педагогические, материально-технические условия реализации данного процесса.

7. Родитель, законный представитель подростка - субъект образовательного процесса в

избранном виде спорта, осознающий значимость своевременного развития у подростка (ребенка) актуальных интеллектуальных способностей, вносящих вклад в достижение индивидуально максимальных спортивных результатов.

8. Спортивный психолог (при наличии) -субъект профессиональной деятельности: формирующий психологическую компетентность юных спортсменов в оптимизации качества спортивной деятельности и развития спортивных достижений в избранном виде спорта; организующий образовательную, обучающую деятельность юных спортсменов и тренеров по освоению психологических методов, технологий, техник проявления когнитивных функций, когнитивных стилей деятельности, адаптивных качеств направленности личности и оптимизации ее психоэмоционального состояния; воспитывающий компоненты интеллектуальной готовности к успешному осуществлению видов спортивной деятельности; обеспечивающий психологическое просвещение юных спортсменов и тренеров; реализующий консультативную поддержку в разрешении личностных психологических проблем.

9. Спортивный агент (при наличии) -субъект деятельности, организующий и реализующий процесс комплексного сопровождения развития спортивной карьеры опекаемого спортсмена и совершенствование актуальных для спортивной деятельности адаптивных способностей и качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной, духовно-нравственной природы, качеств направленности личности.

10. Группа психологической поддержки - референтная группа, разделяющая ценностно-смысловые позиции личности подростка-спортсмена в спортивной деятельности, уважающая индивидуальные темпы развития его спортивных достижений и показателей интеллектуальной подготовленности, оказывающая психологическую поддержку в субъектно трудных ситуациях спортивного совершенствования личности;

11. Педагогический коллектив общеобразовательной школы - коллектив педагогов: понимающий особенности влияния спортивной нагрузки на подростка; уважающий личностный выбор и ориентацию подростка на высшие спортивные достижения; осуществляющий образовательную деятельность по основной обра-

зовательной программе и формирующий у подростка-спортсмена общекультурные компетентности, универсальные учебные действия и ожидаемые результаты образовательной деятельности; адаптирующий организационно-методические условия освоения обучающимся образовательной программы; оказывающий педагогическую поддержку обучающемуся спортсмену в предпрофессиональной ориентации личности и воспитании актуальных интеллектуальных способностей и личностных качеств; развивающий ресурсы интеллектуального самовоспитания личности юного спортсмена.

12. Спортивная деятельность рассматривается нами как «специфически регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность человека, порождаемая потребностью и направленная на ее удовлетворение» [2, с. 82], реализуемая в предметной области спорта. «Под спортивной деятельностью, - по мнению Л. П. Матвеева, -следует подразумевать именно то в спорте, что воплощено в поведении спортсмена в процессе его подготовки к спортивному состязанию и в ходе самого состязания <...>, логично разделять два ее подтипа: спортивно-подготовительную и собственно состязательную деятельность» [3, с. 28]. В спортивно-подготовительную деятельность мы включаем: игровую, учебную, учебно-тренировочную, коммуникативную, контролирующе-оценочную, рефлексивную, восстановительно-рекреационную, организационную.

Этапы интеллектуально опосредованной спортивной деятельности - ряд этапов, содержательная самостоятельность которых характеризуется решаемыми задачами в процессе: вовлечения в интеллектуальную деятельность; це-леполагания; проектирования действий; осуществления действий; анализа результатов действий и сравнения их с поставленными целями.

13. Критерии эффективности интеллектуально обусловленной спортивной деятельности - скорость освоения нового материала (практических умений и навыков); эффективность применения информации для оптимизации процессуально-результативных характеристик деятельности; эффективность вовлечения и реализации: психологических функций; психомоторных качеств; стилевых проявлений интеллектуальной активности с учетом индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы, операциональных

механизмов, систем интеллектуальных операций; мотивационно-потребностной, волевой, регулятивной сфер и личностных качеств юного спортсмена; интеллектуально опосредованных процессуальных характеристик-требований к качеству деятельности и социальных форм интеллектуальной активности личности.

14. Структура спортивной подготовки юного спортсмена есть комплекс взаимосвязанных, содержательно взаимообусловленных, взаимозависимых видов спортивной подготовки, формирующих интегральную готовность подростка-спортсмена к самореализации личностного физического и психологического потенциала в спортивной деятельности, включающий теоретическую и практическую (практикоориентированную): физическую, техническую, тактическую (технико-тактическую, тактико-техническую), психологическую, интеллектуальную подготовку.

15. Интеллект спортсмена-подростка рассматривается нами как интеллект личности, проявляющийся в спортивной и других социально и индивидуально значимых видах деятельности в системе общественных взаимоотношений субъект-субъектного взаимодействия, выражается в ментальной активности и структурных компонентах двигательной активности. Представляет собой системное образование, относительно устойчивую структуру задействованных в виде спортивной деятельности (учебной, учебно-тренировочной, игровой, контро-лирующе-оценочной, рефлексивной, коммуникативной, рекреационно-восстановительной, организационной, соревновательной) и направленных на решение интеллектуальной проблемы интеллектуальных способностей, включая когнитивные функции, когнитивные стили деятельности, тактики и стратегии решения интеллектуальных задач, характерные проявления направленности личности при целесообразном, экономичном, эффективном привлечении когнитивных, личностных и собственно двигательных компонентов осуществления деятельности - управляющих структур движения, технических аспектов исполнения двигательных действий, и обеспечивающих их реализацию: психомоторных способностей, физических качеств и двига-тельно-координационных способностей, - актуализация которых приводит к (индивидуально) максимальному спортивному результату с уче-

том индивидуально-типологических, когнитивных, волевых, эмоциональных, регулятивных и социальных особенностей. «Юный спортсмен находится в динамических условиях спортивной деятельности, детерминированных (1) ее особенностями, (2) способностями самой личности, (3) спецификой социального взаимодействия в конкретной деятельности» [4, с. 181-189].

16. Интеллектуальные способности юного спортсмена понимаются нами как индивидуальное динамическое образование и многомерная иерархически организованная целостность, представляющая единство, взаимосвязь и возможность адекватного проявления в ситуации экономичного и эффективного уровнево-го взаимодействия когнитивных функций, когнитивных стилей и стратегий деятельности, компонентов направленности личности, ее волевых, эмоциональных, регулятивных и социальных особенностей, позволяющая оптимизировать ментальные и двигательные аспекты спортивной и других значимых видов деятельности на основе совершенствования процессуальных и результативных характеристик.

17. Интеллектуальная активность юного спортсмена отражается в представленных ниже процессуальных характеристиках (в подавляющем большинстве качественного характера):

• осознание наличия проблемы в конкретной ситуации и потребности личности к ее разрешению, основанной на ценностных предпочтениях юного спортсмена и/или значимого окружения, интеллектуальное поведение;

• переживание внутренней свободы в процессе осуществления действия или ряда действий, социальной адаптированности, социальной поддержки, адекватного проявления личной ответственности за результат индивидуальной и командной деятельности (не ограничивающей интеллектуальную активность юного спортсмена);

• демонстрация актуальных интеллектуальных способностей в структурных компонентах двигательной деятельности.

«Интеллектуальная активность есть интегральная характеристика личности, объединяющая ее интеллектуальную и мотивационную сферы. Умственные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности, определяя операциональные возможности че-

ловека, но проявляются не непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, которая может тормозить или стимулировать их проявление и тем самым определять широту и глубину познавательного процесса. Эта представленность в структуре интеллектуальной активности интеллектуальных и мотивационных компонентов в их диалектическом единстве позволяет ее рассматривать в качестве единицы творчества» [5, с. 13]. «Интеллектуальная активность - это свойство целостной личности, отражающее взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве» [5, с. 22]. «Нижняя возрастная граница креативного уровня лежит в возрасте 10 лет» [5, с. 14], что актуализирует рассмотрение проблематики интеллектуальной активности подростка и условий ее развития.

Интеллектуальная активность подростка-спортсмена есть активность в учебно-тренировочном, соревновательном и других процессах, предполагающая активизацию необходимых компонентов интеллектуальных способностей, обеспечивающих операциональную адекватность поставленной цели на этапах спортивной деятельности: активности, деятельности, действия, операции, акта. Интеллектуальная активность подростка-спортсмена обусловлена полнотой сформированности компонентов: информационного, мотивационно-смыслового, когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционально-волевого, регулятивного.

Состояние интеллектуальной активности спортсмена-подростка отражает состояние, характеризуемое комплексом интеллектуальных проявлений:

• психофизиологического состояния интеллектуальной работоспособности юного спортсмена как субъекта деятельности и взаимодействия;

• специфики реализации когнитивных стилей в структуре деятельности;

• особенностей осуществления когнитивных процессов;

• адекватной требованиям ситуации интенсивности и устойчивости проявления характеристик направленности личности;

• особенностей реализации практического, эмоционального и социального интеллекта, социально обусловленного состоянием психо-

логической атмосферы в спортивном коллективе, отношениями в системах: «тренер - юный спортсмен», «юный спортсмен - (юный) спортсмен», «юный спортсмен - родитель», «юный спортсмен - значимый взрослый».

18. Интеллектуальная проблема спортивной деятельности характеризуется как «сложный вопрос, требующий решения, исследования» [6, с. 625] в структуре спортивной деятельности. Трудноразрешимая ситуация, трудноосуществимая задача, требующая интеллектуальной адекватности избираемых способов решения, привлечения ситуационно значимых интеллектуальных способностей на этапах подготовки действия (деятельности) и его (ее) реализации.

Интеллектуальная проблема отличается разными уровнями сложности (низким, средним, высоким).

Низкая степень сложности интеллектуальной проблемы характеризуется применением в процессе ее разрешения алгоритмизированных действий, ранее представленных в ментальном и двигательном опыте способов решения данной (аналогичной) проблемы, или способов, характеризующих упрощенную архитектонику сооргани-зации интеллектуальных способностей, когда за-действуемые в ходе реализации интеллектуальные способности не конфликтуют - разрешение проблемы осуществляется с применением действий по отработанному образцу; заранее спроектированных действий, когда скорость мышления опережает скорость действия (движения). Например, низкая степень сложности интеллектуальной проблемы в соревновательной деятельности может быть содержательно представлена как «текущая неэффективная позиция», которую можно своевременно скорректировать оперативными действиями через скорость принятия решения и точность воспроизведения программы действий. Применяются однокомпонент-ные критерии оценки эффективности деятельности (например, «воспроизведение заданной временной структуры двигательного действия»).

Средняя степень сложности интеллектуальной проблемы отличается использованием в ходе ее разрешения более сложного комплекси-рования реализуемых интеллектуальных способностей на фоне стилевых предпочтений к аналитичности или синтетичности в обработке текущей информации и в принятии решения. Труд-

ность ситуации локализована в зоне ближайшего развития на границе с зоной актуального развития. Применяются двухкомпонентные критерии при доминировании основного компонента (например, «выполнение задания быстро и точно, но точность важнее»), двухкомпонентные критерии при одинаковой степени значимости составляющих (например, «воспроизведение заданного темпа и ритмической структуры движения»).

Высокая степень сложности интеллектуальной проблемы характеризуется применением в процессе ее разрешения сложной архитектоники соорганизованных в деятельности интеллектуальных способностей с привлечением когнитивных функций, когнитивных стилей деятельности, тактики и стратегий решения интеллектуальных задач, характерных проявлений направленности личности с учетом индивидуально-типологических, когнитивных, волевых, эмоциональных, регулятивных и социальных особенностей реализации деятельности. Наблюдается изменение (замедление) темпо-ритмовых характеристик деятельности. Трудность ситуации характеризуется зоной ближайшего развития, отдалена от зоны актуального развития. Наблюдается применение многокомпонентных критериев оценки эффективности деятельности: трех-компонентного критерия при доминировании основного компонента (например, «соответствие основы, ведущего звена, деталей техники модельным характеристикам, при этом воспроизведение основы техники важнее»), многокомпонентного обобщенного критерия (например, «соблюдение связи в действиях; сохранение-изменение структуры движения; следование-отклонение от двигательной программы»).

19. Интеллектуальная задача спортивной деятельности представляет собой «вопрос, требующий разрешения, исследования» [6, с. 199] в актуальном отрезке спортивной деятельности или в перспективе ее осуществления; разрешение актуальной интеллектуальной задачи спортивной деятельности выступает как фрагмент (этап) достижения ее цели. «Каждая конкретная интеллектуальная задача характеризуется определенной степенью сложности (трудности). Необходимо обратить внимание, что интеллектуальная задача не решается при использовании только одного психомоторного качества, когнитивной функции или когнитивного стиля, в связи с

этим реализация интеллектуальных способностей подростка в спортивной специализированной деятельности и амплуа осуществляется в комплексе интеллектуально опосредованных действий. Менее успешное интеллектуальное действие может быть скомпенсировано последующим адекватным ситуации более результативным действием. В связи с этим подавляющее большинство последовательных действий подростка осуществляется в условиях сличения выполняемых действий (и их кумулятивного результата) с моделью технико-тактических комбинаций, текущей коррекции их программы, ориентированной на достижение цели и постоянной/периодической коррекции избрания целесообразных действий» [7, с. 129-138].

Ключевой смысл интеллектуальной задачи позволяет юному спортсмену в сотрудничестве с педагогом: 1) предположить вероятный состав интеллектуальных действий для достижения цели деятельности; 2) спроектировать логику и алгоритм достижения цели, предвосхищая способы решения интеллектуальных задач спортивной деятельности; 3) обеспечить текущий контроль качественно-количественных параметров деятельности и своевременную их коррекцию.

20. Содержание и пути решения интеллектуальной задачи. «Решение интеллектуальных задач обладает содержательной самостоятельностью на каждом этапе: 1) вовлечения в интеллектуальную деятельность; 2) целеполагания (определение цели деятельности, формулирование задач, обеспечивающих достижение целенаправленных результатов); 3) проектирования действий (рефлексивная оценка личных (командных) возможностей в достижении поставленной цели; выбор путей реализации интеллектуальных задач с учетом ожидаемого результата); 4) осуществления деятельности в условиях текущей оценки степени адекватности избранных действий и их последующей коррекции; 5) анализа результатов действий и сравнения их с поставленными целями (рефлексивное соотнесение оценки и самооценки текущей деятельности; осуществление деятельности в условиях осознания результатов оперативной оценки и самооценки).

Содержание и пути решения интеллектуальной задачи юным спортсменом определяются ведущим смыслом его действий и связаны со следующими позициями:

• степенью субъективной личностной значимости (сверхзначимая - самая важная, остальные задачи на ее фоне выглядят второстепенными; значимая - юным спортсменом еще не определена последовательность решения значимых интеллектуальных задач, может возникнуть ценностный конфликт; незначимая - задача решается только потому, что внешне мотивирована тренером, другими влияющими на личность людьми);

• степенью сложности выполняемой задачи, комплексности решения интеллектуальной проблемы (в процесс решения задачи включаются различные уровни организации и регуляции деятельности, критерии многогранны сложны;

• характером ограничений, определения лимита временных и пространственных параметров действий (конкретная интеллектуальная задача как отбор шайбы в хоккее - должна быть решена только на индивидуально максимальной/определенной скорости; бросок в кольцо пространственно лимитирован объемом/площадью защитных действий команды-соперника) - чем больше пространственно-временных ограничений, тем сложнее интеллектуальная задача;

• направленностью вида спортивной подготовки (например, в тактической подготовке - разработка тактической схемы обыгрывания соперника в спарринге; в физической подготовке - определение индивидуально оптимального порога развивающей нагрузки; в психологической - проявление психологической устойчивости к вербальному поведению (подсказкам) тренера соперника как к сбивающему фактору);

• содержанием вида деятельности (интеллектуальная задача решается на фоне: коммуникации; игры; обучения; контроля; тренировки; рефлексивной оценки; осуществления восстановительных мероприятий; организации полноценного отдыха; соревнования; организации субъектно заданной деятельности и др.);

• характером (возможностью) применения имеющегося ментального/двигательного опыта. Интеллектуальная задача всегда характеризуется новизной в развитии личного интеллектуального опыта юного спортсмена, а деятельность в подавляющем большинстве

случаев носит проблемный характер. Соответственно, в интеллектуальную задачу включен анализ возможностей по применению имеющегося ментального/двигательного опыта: либо преобразующего алгоритм деятельности (выполнение известного действия/комбинации в новых, более сложных условиях; от оценки поведения партнера по команде - к рефлексивной самооценке), либо создающего новые/ оригинальные творческие решения (определив сильные стороны технической готовности звена/партнеров по команде, разработать тактическую комбинацию атаки ворот соперника);

• способом организации процесса решения интеллектуальной задачи: индивидуально и командно. При индивидуальном способе юный спортсмен проявляет игровую инициативу, осуществляет ключевой тактический прием, способствующий изменению картины (личного) тактического преимущества (или команды); инициативно проявляет научно-поисковую активность в подготовке теоретического материала к учебно-тренировочному занятию. При командном способе юный спортсмен демонстрирует умение организовывать коллективную деятельность, рационально распределять задания для решения интеллектуальной задачи: в условиях учебно-лагерных сборов организовать проведение восстановительно-рекреационных мероприятий; в условиях формирования целостного представления о технике исполнения движения использовать ролевое распределение заданий для презентации или наилучшего показа; в условиях вербального сопровождения и раскрытия закономерностей движения; в условиях анализа возникновения вероятных ошибок и др.» [8, с. 313-328].

Степень трудности задач определяется и личным опытом подростка в их разрешении. Так, «подросток-спортсмен "приучен" решать задачи в освоении материала в учебной деятельности или в воспитании физических качеств в условиях тренировочной деятельности, тогда как тренеры в меньшей мере уделяют внимание другим значимым для интеллектуального развития видам деятельности подростка. В рейтинге возрастания субъективной трудности виды спортивной деятельности располагаются в следующем порядке: организационная, контролирующе-оценочная, рефлексивная. Чрезвычайно сложны для юного

спортсмена: организация, планирование, регуляция деятельности (оперативный и текущий самоконтроль, саморегуляция процессов активации и поддержания общего тонуса организма). Более посильными задачами выступают те, которые связаны с реализацией познавательных функций. В процессе развития интеллектуальных способностей тренер ориентирован на определение индивидуально допустимой нагрузки, характеризующейся развивающим характером для каждого спортсмена. Задания формируются "от простого - к сложному", "от частного - к общему". Например, педагог конструирует задания на развитие: восприятия информации зрительно, "на слух"; сохранения устойчивости внимания, в том числе перцептивного; эффективного проявления мыслительных операций: анализа, систематизации, сериации материала; эффективного проявления комбинаторных способностей, способностей выносить суждение, способностей к оперативной памяти» [8, с. 308].

В содержании интеллектуальной подготовки преломляются требования деятельности и способности личности, реализуя которые каждый подросток стремится к эффективному решению текущей интеллектуальной задачи. Характер актуализации интеллектуальных способностей спортсмена-подростка различен и обусловлен информационным, мотивацион-ным, когнитивным, операционально-деятель-ностным, эмоционально-волевым и регулятивным компонентами деятельности: в одном виде спорта и одном амплуа в разной степени значимости проявляются те или иные интеллектуальные способности.

В. В. Гожин (1998), отметил, что «в процессе проектирования моделей индивидуализированной подготовки спортсменов необходимо опираться на понятие трудности двигательного задания, с учетом сложности выполнения двигательного действия, способностей спортсмена и сознательной активности в обучении» [9, с. 9].

Перед спортсменом-подростком возникает множество проблем, вызванных влиянием внешних и внутренних ситуативных факторов, которые не позволяют раскрыться личностным ресурсам. Причем в структуре ситуативных переменных выраженно проявляются внутренние ситуативные факторы: уровень интеллектуаль-

ной работоспособности, показатели психологической, функциональной и других видов текущей готовности к осуществлению деятельности. Часто проявление волевых способностей в условиях решения интеллектуальной задачи лимитировано подавляющей активностью и технико-тактическим превосходством соперника, не позволяющим юному спортсмену эффективно противопоставить личный способ достижения результата Данная степень сложности интеллектуальной задачи (по А. Н. Леонтьеву) находится за зоной ближайшего развития.

Юный спортсмен способен управлять ситуацией, эффективно решать вариативные интеллектуальные задачи здесь и сейчас, успешно приспосабливается к текущей ситуации, вызванной влиянием внешних и внутренних ситуативных переменных - интеллектуальная проблема находится в зоне актуального развития.

Степень сложности интеллектуальной задачи находится в зоне ближайшего развития, когда спортсмен к решению проблемы привлекает внешние (интеллектуальные) ресурсы.

Для эффективного решения интеллектуальной задачи необходимо:

• на надоперациональном уровне - активизировать проявление мотивации достижения, интеллектуальных, психомоторных, координационно-двигательных и других способностей, характерологических черт, волевых качеств, обеспечивающих эффективность деятельности;

• на операциональном уровне - прилагать усилия, активизировать когнитивные структуры.

Характер поисковой активности подростка-спортсмена обусловливает особенности его интеллектуального поведения при решении интеллектуальной задачи спортивной деятельности, что важно учитывать при отборе средств воспитания интеллектуальных способностей.

21. Интеллектуальная способность к успешной реализации в спортивной деятельности - это способность субъекта деятельности эффективно, экономично решать частную интеллектуальную задачу или целостную интеллектуальную проблему с учетом ее уровня сложности в конкретной предметной деятельности по обучению, воспитанию, тренировке средствами физической культуры и спорта на основе привлечения ситуационно актуальных: психо-

моторных способностей; дифференцировочной способности; свойств когнитивной функции, изолированного и совместного проявления когнитивных функций; когнитивного стиля деятельности. Контекст проявления интеллектуальных способностей лежит в представленных контурах решения подростком-спортсменом интеллектуальных проблем и интеллектуальных задач спортивной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Структура интеллектуальных способностей спортсмена-подростка характеризуется многогранностью, избирательной направленностью компонентного состава, детерминированного содержанием, спецификой и условиями осуществления конкретного вида спортивной деятельности, при этом степень актуализации интеллектуальных способностей - активности и интенсивности их проявления определяется уровнем сложности стоящих перед юным спортсменом задач, мотивацией, качеством волевой регуляции деятельности.

Компонентный состав задействованных видов интеллектуальных способностей позволяет юному спортсмену выделить те ресурсы, посредством использования которых будет решена интеллектуальная задача. Это и конкретные психические функции (внимание, мышление, память и др.), и конкретные интеллектуальные операции (переориентация сенсорных датчиков в сторону наблюдаемых объектов, кодирование и др.), и когнитивные стили деятельности, и характеристики направленности личности в целом, и собственно двигательные компоненты, через которые осуществляется спортивная деятельность - управляющие структуры движения, психомоторные способности, физические качества и двигательно-координацион-ные способности, активизация которых приводит к желаемому результату. Разносторонность образовательной деятельности юных спортсменов (учебная, тренировочная, соревновательная, контролирующе-оценочная, включающая судейскую практику, организационная и др.) позволяет выделить «базовые основы к пониманию структуры проявления интеллектуальных способностей юного спортсмена в различных видах спорта»:

• структура проявления интеллектуальных способностей в различных видах спорта обусловлена степенью активности определенных

психических процессов, среди которых в зависимости от видов деятельности наибольшее значение приобретают те или иные психические функции, опосредованные спецификой и стилевыми особенностями с учетом направленности самой деятельности;

• структура интеллектуальных способностей относительно подвижна и характеризуется содержанием конкретной деятельности и комплексом требований, предъявляемых к субъекту - юному спортсмену;

• проявление интеллекта юного спортсмена связано с фазами осуществления деятельности: предстартовая фаза; непосредственная деятельность, процесс; фаза последствий (анализ результатов деятельности, построение модели дальнейшей деятельности, осуществление новой деятельности);

• в реализации видов деятельности (учебная, тренировочная, контролирующе-оценоч-ная, соревновательная, организационная, коммуникативная, игровая) просматривается самостоятельная структура задействованных способностей, среди которых выделяются интеллектуальные способности основного и фонового действия;

• проявление интеллектуальных способностей содержательно зависит от индивидуально-типологических особенностей, степени и нформа ционной, операциональной , мотива -ционной, волевой готовности юных спортсменов к конкретной деятельности.

23. Актуализация видов интеллекта при решении интеллектуальной задачи спортивной деятельности. Привлечение различных видов интеллекта обусловлено характером решения интеллектуальной задачи, осуществляемой подростком-спортсменом. Каждая конкретная задача имеет определенную степень сложности и инициирует юного спортсмена решать ее посредством активизации одной (единичной) или множества комплексируемых способностей, вступающих в эффективную иерархически организованную взаимосвязь, обусловленную индивидуальными возможностями подростка-спортсмена.

Успех в видах спортивной деятельности, отличающихся высокой степенью нестандартности, обусловлен проявлением неакадемических форм интеллекта: социального, эмоцио-

нального и практического. По мнению А. И. Савенкова (2006), именно «данные виды интеллекта обеспечивают максимальную реализацию личностных способностей и успешность в жизни и профессиональной деятельности, описывая более точную картину личностного интеллектуального потенциала» [10, с. 30-38].

24. Интеллектуальный ресурс мы рассматриваем как комплекс качеств и способностей личности, как то, что ранее к данному действию (деятельности) не было привлечено, не входило в его (ее) структуру, что можно применить «здесь и сейчас» для оптимизации решения интеллектуально опосредованной задачи спортивной деятельности (интеллектуальный посыл: личностно принятая интеллектуальная задача; актуальные личностные качества; конструктивное актуальное переживаемое психоэмоциональное состояние; актуальные когнитивные функции; актуальные когнитивные стили; дифференцировочная способность; актуальные регулятивные способности; актуальные волевые качества; специфическая интеллектуальная способность; результат: демонстрация комплексной спортивной способности). Понятие «интеллектуальный ресурс» (как средство, метод, способ, форма, не прошедшие стадию освоения, реализации в личном позитивном опыте) соприкасается с понятием «интеллектуальный опыт», где переход от одного к другому осуществляется в логике - от «не постигнутого» - к «постигнутому».

Успешно примененный интеллектуальный ресурс становится интеллектуальным опытом на сознательном или подсознательном уровнях:

1) на сознательном - при рефлексивном анализе (на основе аналитического мышления) качества интеллектуально опосредованной деятельности, при положительной, критической оценке эффекта от привлечения данного интеллектуального ресурса, фиксации данного ресурса как средства, формы и метода решения последующих (ожидаемых, вероятностных) интеллектуальных задач в спорте;

2) на подсознательном - когда эффект от предыдущего успешного интеллектуального опыта с привлечением данного средства, метода, способа не осознан, интеллектуальная проблема решается с привлечением синтетическо-

го мышления, а данный способ успешный, но не прошедший стадию рефлексивной самооценки.

Содержание формируемой специфической интеллектуальной способности (что проявить, продемонстрировать) отражается в интеллектуальных, регулятивных, волевых, личностных ресурсах осуществления деятельности, подчиненной содержанию частной интеллектуальной задачи спортивной деятельности. При констатации успешности выполнения данного интеллектуального задания повторное воспроизведение его характеристик - выполнение аналогичного задания в аналогичной ситуации (что в спортивной деятельности встречается крайне редко) рассматривается как процесс закрепления положительного интеллектуального опыта, в сходной (видоизмененной) ситуации - как расширение спектра интеллектуального опыта.

25. Интеллектуальный потенциал юного спортсмена. Реализация интеллектуального потенциала в жизнедеятельности юного спортсмена предполагает сложное взаимодействие когнитивных, личностных, социальных факторов. Юный спортсмен находится в динамических условиях спортивной деятельности, детерминированных ее особенностями, способностями самой личности, спецификой социального взаимодействия в конкретной деятельности.

Интеллектуальный потенциал юного спортсмена нами рассматривается как перманентное развитие совокупности факторов: 1) успешный интеллектуальный опыт, обеспечивший и обеспечивающий достижение (индивидуально) максимальных спортивных результатов; 2) способности эффективно и экономично сопрягать в интеллектуально опосредованной деятельности сформированные на индивидуально оптимальном (приемлемом, максимальном) уровне когнитивные функции, когнитивные стили деятельности, специфические интеллектуальные способности и связанные с ними волевые, регулятивные и личностные качества, обеспечивающие успешность текущей спортивной деятельности, качества направленности личности; 3) деятельностная акмеологическая позиция личности, ее ориентация на спортивное совершенствование; 4) способности привлекать для решения интеллектуальной задачи внутренние (собственные) и внешние (соци-

альной среды) интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие реализацию возможностей взаимодействия с окружающим миром (материально-технические - интерактивная среда, людские - социальная среда и др.).

Выводы: Взаимодействие с руководством, администрацией, тренерским составом ДЮСШ и СДЮСШОР по проблематике интеллектуальной подготовки юных спортсменов в структуре спортивной подготовки на основе концептуального подхода к развитию интеллекта в детско-юношеском спорте обусловило:

• преобразование содержания учебно-тренировочного процесса, направленного, в том числе, на развитие актуальных для вида спорта интеллектуальных способностей;

• обновление педагогических условий решения интеллектуальных задач в полях физической, технической, тактической, психологической подготовки;

• достоверные приросты показателей интеллектуальных способностей;

• достоверное улучшение спортивных результатов (в контрольной группе - на 5%; в экспериментальных группах - от 9 до 32%);

• сформированность профессиональной компетенции, обеспечивающей процесс интеллектуальной подготовки подростков в детско-юношеском спорте у тренеров ДЮСШ и СДЮСШОР (прирост составил 2,9 ± 0,64).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 03.11.2015) (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 412-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Российская газета. - 2007. - 8 дек.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Госполитиздат, 1975.

3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

4. Кузьменко Г. А. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей подростков в спортивной деятельности // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 4. - С. 181-189.

5. Богоявленская Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности: автореф.

дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - М., 1988. - 49 с.

6. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Но-ринт, 2007. - 960 с.

7. Кузьменко Г. А. Содержание интеллектуальной подготовки подростка с учетом специфики соревновательной деятельности вида спорта и игрового амплуа // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 129-138.

8. Кузьменко Г. А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки.

- М.: Прометей, 2013. - 532 с.

9. Гожин В. В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте: Теоретические и методологические аспекты: дис. ... д-ра пед. наук.

- Майкоп: АГУ и РГАФК, 1998. - 217 с.

10. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестн. практ. психологии образования. - 2006. - № 1. - C. 30-38.

REFERENCES

1. O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 03.11.2015) (v red. Federalnykh zakonov ot 06.12.2011 № 412-FZ, ot 02.07.2013 № 185-FZ). Rossiyskaya gazeta. 2007. 8 Dec.

2. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Li-chnost. Moscow: Gospolitizdat, 1975.

3. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta i ee priklad-nye aspekty. St. Petersburg: Lan, 2005. 384 p.

4. Kuzmenko G. A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya protsessa razvitiya in-tellektualnykh sposobnostey podrostkov v sportivnoy deyatelnosti. Prepodavatel XXI vek. 2009, No. 4, pp. 181-189.

5. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologicheskie os-novy intellektualnoy aktivnosti. Extended abstract of ScD Dissertation (Psychology). Moscow, 1988. 49 p.

6. Kuznetsov S. A. (Ed.) Sovremennyy tolkovyy sl-ovar russkogo yazyka. St. Petersburg: Norint, 2007. 960 p.

7. Kuzmenko G. A. Soderzhanie intellektualnoy podgotovki podrostka s uchetom spetsifiki sor-evnovatelnoy deyatelnosti vida sporta i igrovo-go amplua. PrepodavatelXXI vek. 2012, No. 1, pp.129-138.

8. Kuzmenko G. A. Razvitie intellektualnykh sposobnostey podrostkov v usloviyakh sportivnoy deyatelnosti: teoretiko-metodologicheskie i or-ganizatsionnye predposylki. Moscow: Prom-etey, 2013. 532 p.

9. Gozhin V. V. Variativnost i dvigatelnaya odarennost v sporte: Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty. ScD dissertation (Education). Maykop: AGU i RGAFK, 1998. 217 p.

10. Savenkov A. I. Emotsionalnyy i sotsialnyy intellekt kak prediktory zhiznennogo uspekha. Vestn. prakt. psikhologii obrazovaniya. 2006, No. 1, pp. 30-38.

Кузьменко Галина Анатольевна, заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Kuzmenko Galina A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports Department, Moscow State University of Education, PhD in Education, Associate Professor e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.