УДК 378.37
С.В. Кошевенко,
Смоленский государственный университет
Структурно-содержательные и уровневые характеристики информационной культуры образовательного менеджера*
Смоленский государственный университет
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы говорится о рисках ее реализации: это неэффективные управленческие решения в ходе выполнения программы и отсутствие необходимой координации при ее осуществлении.
Риск принятия неэффективных управленческих решений в области образования связан с тем, что процесс разработки и приня-
тия таких решений осложняется быстро меняющимся состоянием среды, отсутствием у руководителей опыта самостоятельного принятия стратегических решений, низкой мотивацией педагогических коллективов к эффективной деятельности и обучению на протяжении всей жизни.
Следует отметить тот факт, что эффективное принятие управленческих решений в любой сфере деятельности зависит как от
уровня профессиональной культуры лица, принимающего решение в целом, так и от уровня его информационной культуры в частности. Обосновать это можно тем, что весь процесс разработки и принятия управленческого решения сопряжен с информационно-аналитической работой (сбор информации по проблеме, ее анализ, выработка полного перечня альтернатив, выбор единственного варианта решения,
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом научного проекта №15-16-67005. © Кошевенко С.В., 2015
СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА КОШЕВЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: образовательный менеджмент, информационная культура, ком-петентностный подход, менеджмент. Автор 28 публикаций
Рассматривается понятие «информационная культура менеджера в сфере образования». Освещается структурно-содержательная модель информационной культуры менеджера в сфере образования, основными компонентами которой являются информационно-мировоззренческий, когнитивный и деятельностный. Показаны три уровня сформирован-ности информационной культуры менеджера в сфере образования и даны их характеристики.
Ключевые слова: информационная культура, менеджер в сфере образования, образовательный менеджмент, информационная культура менеджера в сфере образования, компоненты информационной культуры менеджера в сфере образования, уровни информационной культуры менеджера в сфере образования.
The article defines the concept of «information culture manager in the field of education». Highlights the structural model of information culture manager in the field of education, the main components of which are information-ideological, cognitive and activity. Shows three levels of formation of information culture of a manager in education and describes their characteristics.
Key words: information culture, manager in education, educational management, information culture manager in the field of education, the components of information culture manager in the field of education, levels of information culture manager in the field of education.
доведение информации до сведения исполнителей, контроль исполнения и диагностика результатов деятельности). Все это сказывается на результатах образовательной деятельности и требует от менеджера в сфере образования высокого уровня информационной культуры.
В своем исследовании мы опираемся на определение информационной культуры личности, данное Н.И. Гендиной. Информационная культура личности - это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [2].
Для наиболее полного раскрытия понятия «информационная культура образовательного менеджера» необходимо рассмотреть его структурно-содержательные компоненты:
- мотивационно-ценностный компонент (характеризующий-
ся наличием у менеджера ценностей, норм и правил поведения, связанных с информационным обменом в обществе вообще и в профессиональной деятельности в частности. Менеджер в сфере образования должен хорошо понимать необходимость формирования информационной культуры, ценностного отношения к объектам быстро меняющейся информационной среды и профессиональной деятельности, ценности инноваций и прогресса, иметь свободу и нести ответственность в сфере информационных взаимодействий, обладать стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию, мотивацией на непрерывное образование, которое является необходимым условием профессионального успеха);
- когнитивный компонент. Этот компонент (подразумевает наличие у менеджера актуальных интегрированных профессиональных знаний об информационной среде, знаний и умений в области работы с информацией в профессиональной деятельности, а также в сфере профессиональной коммуникации: сбор, хранение, пере-
работка и передача информации; знание источников информации в профессиональной деятельности. Он должен знать возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности, виды профессиональных (педагогических, психологических, управленческих) коммуникаций и особенности их реализации);
- информационно-мировоззренческий компонент, характеризующийся наличием у менеджера информационного мировоззрения (системы взглядов на мир информации и место человека в нем), сформированностью представления об информационном обществе, о роли информации в жизни человека и профессиональной деятельности, информационных технологий в развитии всех сфер деятельности человека. Обретаются целостные и полные представления об информационных потоках, продуктах и услугах, формируется критическое мышление);
- преобразующий компонент, связанный с информационной компетентностью менеджера, т.е. способностью и готовностью к самостоятельной обработке информации, принятию принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием устной и письменной коммуникации и информационных технологий [6].
Среди этих способностей можно выделить те, которые наиболее важны для менеджера в сфере образования и необходимы для осуществления им таких видов деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, проектная, управленческая, методическая и культурно-просветительская. Приведем их:
- готовность к отбору, анализу и оценке информации;
- способность к распознаванию проблем, определению их возможных причин и путей решения;
- готовность к творческому поиску решений профессиональных проблем;
- способность и готовность к анализу результатов самостоятельной творческой профессиональной деятельности;
- готовность к организации самостоятельной научной исследовательской деятельности и оформлению ее результатов;
- способность к саморазвитию;
- готовность к обеспечению процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков;
- способность работать в группе;
- владение навыками деловой коммуникации и соблюдение этики деловой среды.
Исходя из всего этого менеджеру в сфере образования можно предложить следующий девиз: «Учиться! Общаться! Решать!».
В соответствии со сформулированными структурно-содержательными компонентами нами было определено понятие «информационная культура образовательного менеджера».
Информационная культура образовательного менеджера - это совокупность ценностей, знаний, умений, формируемого информационного мировоззрения, а также готовность, способность к самореализации в профессиональной деятельности и удовлетворению профессиональных информационных потребностей.
Основу исследования любого процесса развития составляет уровневый подход, так как суть развития заключается в переходе от одного уровня к другому. Нами выделены три уровня сформиро-ванности информационной культуры менеджера в сфере образования: адаптивный, эвристический и креативный. Каждый последующий уровень обладает сформированными показателями предыдущего.
Адаптивный уровень обладает следующими характеристиками.
1. Понимание ценности информации в процессе принятия решений. Наличие интереса к профессиональной деятельности и мотивации на достижение результатов. Понимание необходимости повышения своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора, а также уровня информационной культуры.
2. Культура речи. Знание видов и способов представления информации. Умение определить круг необходимых источников информации в профессиональной деятельности. Владение информационными и коммуникационными технологиями на уровне пользователя. Однако знания, умения и навыки работы с информацией в профессиональной деятельности не систематизированы.
3. Осознание неизбежности перехода к информационному обществу, выделение его характерных особенностей. Понимание роли информации в информационном обществе и в профессиональной деятельности.
4. Способность осуществлять профессиональную деятельность только по предложенной схеме, алгоритму. Отсутствие готовности к проявлению творчества в профессиональной деятельности.
Эвристический уровень обладает следующими характеристиками.
1. Положительный настрой на учебную деятельность, связанную с получением, обработкой и созданием новой информации. Владение навыками аналитической переработки информации. Знание этических норм работы с информацией. Понимание эргономических основ организации рабочего места (автоматизированных рабочих мест в частности) и информационной деятельности.
2. Удовлетворение своих информационных потребностей с использованием информационных технологий: умение организовывать поиск необходимой информации, извлекать необходимую информацию из различных источников, формализовать и интерпретировать информацию, использовать электронные коммуникации в профессионально-ориентированной деятельности, рационально и безопасно организовать свой труд с использованием компьютера и оргтехники. Владение навыками делового общения.
3. Осознание необходимости освоения и применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности. Способность управлять информационными потоками, логически анализировать полученную информацию.
4. Постоянный поиск более эффективных и рациональных реше-
ний задач, в том числе с использованием новых информационных технологий. Самостоятельная оценка своих возможностей, достоинств и недостатков как профессионала в области образовательного менеджмента. Творческая активность ограничена рамками производящей деятельности, но возникают элементы поиска в стандартных ситуациях.
Креативный уровень обладает следующими характеристиками.
1. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Соблюдение норм и правил информационной этики. Осознание себя как творческой личности, способной изменить профессиональную среду, окружающий мир.
2. Способность использовать усвоенные знания, сформированные умения, навыки и опыт деятельности для получения объективно новой информации в про-
фессиональной деятельности. Способность легко ориентироваться в различных предметных областях, используя информационную деятельность как интегра-тивное основание любой науки. Готовность к деловой коммуникации, в том числе на иностранном языке.
3. Целостное представление об информационной картине мира, о многообразии информационных ресурсов, продуктов, услуг и способов, технологиях работы с ними, в том числе и в профессиональной деятельности. Способность делать обоснованные выводы и выносить обоснованные оценки, интерпретировать, а также ставить под сомнение поступающую информацию и собственные убеждения. Стремление к созданию нового.
4. Самостоятельное инициативное проявление продуктивной
творческой активности в профессиональной деятельности, самоконтроль, самоанализ достигнутых результатов развития, самостоятельное планирование и корректировка индивидуальной образовательной траектории, профессиональной самореализации.
Выделенные нами структурно-содержательные компоненты и уровни сформированности информационной культуры образовательного менеджера определяют вектор, в направлении которого должна развиваться система профессиональной переподготовки и повышения квалификации для руководителей в сфере образования. Это позволит снизить риски принятия неэффективных управленческих решений при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басалаева О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). С. 73-76. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva#ixzz3ZrXvbNyM (дата обращения: 07.05.2015).
2. Ген дина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И. Л., Стародубо-ва Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие. М., 2002. 337 с.
3. Инновационный менеджмент школы: учеб. пособие / В.Н. Виноградов, Г.Ф. Глебова, О.Г. Прикот / под общ. ред. канд. пед. наук, доц. Г.Ф. Глебовой. Смоленск: Изд-
во СмолГУ, 2012. 427 с.
4. Кошевенко С.В. Формирование профильной информационной культуры учащихся на старшей ступени общего образования: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 20 с.
5. Образовательный менеджмент: учеб. пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е.В. Иванов, М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, Г.А. Федотова, Р.М. Ше-райзина, А.Г. Ширин / сост. и общ. ред. Е.В. Иванова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. 412 с.
6. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИКРО, 2000. 12 с.
LITERATURA
1. Basalaeva O.G. Informacionnoe mirovozzrenie i kul'tura sovremennogo obshestva // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 1 (182). S. 7376. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsi-onnoe-mirovozzrenie-i-kultura-sovremennogo-obschestva#i xzz3ZrXvbNyM (data obrashenija: 07.05.2015).
2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Skipor I.L., Starodubova G.A. Formirovanie informacionnoi kul'tury lichnosti v bibliotekah i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: uchebno-metod. posobie. M., 2002. 337 s.
3. Innovacionnyi menedzhment shkoly: ucheb. posobie / V.N. Vinogradov, G.F. Glebova, O.G. Prikot / pod obsh. red. kand. ped. nauk, doc. G.F. Glebovoi. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2012. 427 s.
4. Koshevenko S.U. Formirovanie profil'noi informacionnoi kul'tury uchashihsja na starshei stupeni obshego obrazovanija: avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. Smolensk, 2006. 20 s.
5. Obrazovatel'nyi menedzhment: ucheb. posobie dlja magistratury po napravleniyu «Pedagogika» / E.V. Ivanov, M.N. Pevzner, P.A. Petrjakov, G.A. Fedotova, R.M. Sheraizina, A.G. Shirin / sost. i obsh. red. E.V. Ivanova, M.N. Pevznera. Velikii Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2010. 412 s.
6. Semenov A.L. Rol' informacionnyh tehnologii v obshem srednem obrazovanii. M.: Izd-vo MIKRO, 2000. 12 s.