Педагогика
УДК: 378
аспирант Бурнакин Михаил Николаевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород) УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема управленческой культуры менеджера образования. Определены основные характеристики менеджера образования, а также слабые стороны системы управления в высших учебных заведениях. Управленческая культура менеджера образования является важным компонентом при развитии процесса образования, поскольку влияет на эффективность существенных изменений, которые определяют сущность и темпы модернизации в образовательных процессах.
Ключевые слова: управленческая культура, менеджер образования, высшее учебное заведение, характеристики менеджера образования.
Annotation. This article addresses the issue of the managerial culture of an education manager. The main characteristics of the manager of education, as well as weaknesses of the management system in higher educational institutions are identified. The managerial culture of the manager of education is an important component in the development of the educational process, since it affects the effectiveness of significant changes that determine the essence and pace of modernization in educational processes.
Keywords: management culture, education manager, higher education institution, characteristics of the education manager.
Введение. В современных экономических условиях, выраженных через совершенствование трудовой и социальной системы, необходимо уделять большее внимание современным требованиям к управленцам всех сфер деятельности.
Управленческая роль полностью перекладывается на линейного или функционального руководителя, от которого будет зависеть работоспособность подчиненных и степень их ответственности за свою работу. Такая роль предназначена и для менеджеров образования, которым необходимо владеть навыком не только стратегического и оперативного планирования, но и быть способным спроектировать и внедрить эффективную систему коммуникаций между подразделениями, а так же внутри профессорско-преподавательского состава [131.
Менеджер образования контролирует протекающие процессы профессиональной деятельности, следит за их целенаправленностью и организованностью, что способствует достижению целей организации в целом. Такой управленец должен обладать профессиональной компетенцией не только в управленческом смысле, но и владеть знаниями и навыками, которые касаются системы образования. Менеджер должен ориентироваться в нормативно-правовых аспектах деятельности и отслеживать постоянные изменения в законодательстве образования.
Однако не стоит забывать о том, что управленческая культура строится не только на профессиональных навыках и компетенциях, но и учитывает моральную составляющую. Менеджеру важно уметь правильно формировать психологический климат среди коллектива, опираясь на принцип справедливости в первую очередь [51.
В сфере образования складывается определенный стиль управления, который сочетает в себе два биполярных понятия: директор и лидер. Необходимо определить степень сочетания двух стилей управления, для того, что бы понять сущность менеджера образования.
Изложение основного материала статьи. Поскольку в последнее время актуализировано понятие «образовательные услуги», высшие учебные заведения становятся поставщиками данных услуг, в связи с чем, необходимо привлекать внимание потенциальных потребителей различными способами. В современных образовательных учреждениях акцент делается на разнообразие предоставляемых услуг, открытость информации о них, гибкость и индивидуальных подход к каждому потребителю становится основой выживания образовательных учреждений, особенно коммерческих. Сам процесс обучения так же меняет свое содержание и методы обучения, имея направленность на творческий подход развития личности [71.
Подготовка будущих руководителей так же требует творческого подхода, применения ситуационных задач, работы в командах, для того, что бы спроецировать профессиональную атмосферу будущей работы. Современные процессы управления предъявляют требования к будущим менеджерам, которые должны уметь принимать решения на основании полученных в вузе знаний, приобретенного опыта на практических занятиях и применения чужого опыта, опыта эффективных руководителей. В результате успешного освоения образовательной программы выпускник-менеджер должен приобрести основы управленческой культуры, сформировать тот или иной стиль управления, который будет комфортен не только ему самому, но и окружающий коллег и подчиненных [61.
Менеджер образования должен владеть управленческой культурой не меньше других менеджеров, работающих в разных сферах деятельности. Управленческая культура менеджера образования является важным компонентом при развитии процесса образования, поскольку влияет на эффективность существенных изменений, которые определяют сущность и темпы модернизации в образовательных процессах. Основным направлением в современных экономических условиях является повышение эффективности подготовки менеджера образования, так же формирование его управленческой культуры, развитие его интеллектуального уровня, культуру мышления, коммуникативных способностей на основе социальных норм и ценностей, повышающих конкурентоспособность не только личности, но и организации, в которой он руководит.
Также актуальность формирования эффективного руководителя, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, следует объяснять растущими требованиями к уровню профессионального менеджера в образовании в условиях обновления социальной сферы и, в частности, образования. Интенсивное изменение образовательного процесса в высшем учебном заведении необходимо для того, что
бы повысить уровень компетентности управленческой деятельности у выпускников, сформировать у них управленческое сознание и мышление.
Изучение феномена управленческой культуры с социологической точки зрения для российской социологической науки является достаточно новым и актуальным. Интерес к исследованию процесса формирования управленческой культуры связан с популяризацией управления и менеджмента в образовании, а так же появлением термина «менеджер образования» [151.
Управленческую культуру изучали такие отечественные ученые как А.Р. Галлямова, А.В. Лазарев, О.В. Ходоренко и др. [2, 4, 8, 10, 121. Управленческой культурой принято считать такое явление, которое сложно охарактеризовать с первого взгляда, в нем чаще всего заложен глубокий смысл. Управленческая культура изучалась с применением множества подходов, как в зарубежной, так и в российской практике. Определение управленческой культуры, применимое к субъекту управления, то есть к личности, чьи профессиональные обязанности сопряжены с управленческой деятельностью, П. Милютин определил как «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [31. К. Шольтс трактовал управленческую культуру в качестве неявного, невидимого и неформального типа формирования организации, с помощью которого обуславливалось то или иное действие сотрудника организации [11. Э. Шейн считал, что формы управленческой культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция [91. Для того, что бы высшее учебное заведение могло функционировать как единое целое, ему необходимо выполнять две основные функции - адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция. По интеграцией понимается возможность создания эффективной деловой коммуникации внутри структурных подразделений, рабочих групп, между сотрудниками организации, что способствует привлечению каждого сотрудника к принятию того или иного решения, необходимого для эффективности профессиональной деятельности. Э. Шейн предполагал, что управленческая культура представляется совокупностью базовых предположений, которая изобретена, обнаружена или разработана в организации для упрощения процесса адаптации и внутренней интеграции. Важным моментом является то, что совокупность принятых мер могла функционировать на протяжении длительного периода и стала инструкцией по выполнению профессиональных задач, передаваясь из поколения в поколение в качестве правильного образа мышления [111. С. Борнер, Р. Вебер, К. Евард, Х. Грютер, Р. Рютингер в своих трудах описывают управленческую культуру как совокупный способ и продукт управленческой деятельности, феномен, характеризующий культуру высшего учебного заведения [141.
На основании изученного материала, можно говорить о том, что управленческая культура представляется совокупностью ценностей, взглядов, взаимоотношений, принятые профессиональным коллективом без исключения, формирующих принципы их поведения. Такая совокупность должна быть четко выражена, представлена в установленных инструкциях, способных направлять и контролировать действия сотрудников, процесс выполнения работы и способы жизнедеятельности компании. Инструкции и методологии являются важным элементом при достижении эффективности деятельности подразделения или организации.
Управленческая культура, отвечающая современных требованиям и технологиям управления, способна обеспечить эффективную адаптацию и интеграцию высшего учебного заведения, совершенствуя процесс управленческой деятельности, создавая позитивный климат для повышения конкурентоспособности.
Управленческая культура менеджера образования может быть представлена как совокупность управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности [161.
Эффективность управления зависит от навыка и умения принимать правильные решения в конкретный период времени, применять наиболее подходящие под ситуацию методы управленческой деятельности [181. Эффективное управление характеризует менеджера образования как идеального руководителя.
Менеджер образования должен обладать определенной характеристикой, которая представляется в виде требований к современной организации труда, делая акцент на благоприятный социально-психологический климат и высокую общую культуру управленческого труда. Определяющими характеристиками менеджера образования по-прежнему остаются личностные, профессиональные, коммуникативные компетенции, подкрепленные моральными и нравственными установками и организационно-управленческим опытом. На основании данных качеств личности создается модель социального взаимодействия менеджера с подчиненными, определяется его стиль управления, формируется способ обратной связи [171.
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что менеджер образования курирует и контролирует каждую сферу деятельности высшего учебного заведения.
Менеджер образования, под воздействием внешних и внутренних факторов влияния на организацию в современных условиях, должен обладать такими характеристиками как [191:
1. Дальновидность - предполагает выявление потенциала возможного развития высшего учебного заведения, принятие мер, связанных с совершенствованием его деятельности.
2. Объективность - предполагает способность определять уровень достоверности и правдивости представленной информации, справедливо принимать решения и оценивать эффективность каждого сотрудника.
3. Последовательность - предполагает решение функциональных задач, соответствующих обшей цели организации, беря во внимание правовые, управленческие и психолого-педагогические факторы влияния.
4. Предприимчивость - предполагает использование творческого подхода при выполнении профессиональных функций, подкрепленного приобретенным опытом и навыками с учетом современных требований рынка образовательных услуг.
5. Мобильность - предполагает способность применять имеющийся управленческий опыт на инновационную деятельность в образовательном процессе.
6. Лидерство - предполагает способность определять важные факты и детали, мотивировать сотрудников к повышению производительности труда, находить слабые и сильные стороны каждого и подсказывать верное направление.
В процессе управления высшим учебным заведением менеджер вправе пользоваться различными методами, в число которых входит социальное стимулирование, убеждение, материальная мотивация и т.д. На основании чего создается модель социального взаимодействия менеджера с подчиненными, определяется его стиль управления, формируется способ обратной связи.
Следовательно, менеджер образования курирует и контролирует каждую сферу деятельности высшего учебного заведения. Вместе тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.
Управление высшим учебным заведением должно [121:
1. совершенствоваться и модернизироваться в соответствии с требованиями современной экономики и рынка труда;
2. иметь способность и возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям на государственном и общественном уровне;
3. соответствовать современным условиям спроса на рынке образовательных услуг.
Данные требования отражают необходимость непрерывного повышения уровня управленческой культуры менеджеров образования, постоянного мониторинга и анализа инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования. Все это определяет потребность в истинных профессиональных руководителях образовательных учреждений.
Отрицательными моментами в управленческой культуре современных менеджеров образования являются:
1. отсутствие управленческой структуры и механизмов управления, обеспечивающих его качество; преобладание авторитарного стиля управления;
2. отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на административном, общественном, педагогическом и ученическом уровнях управления;
3. недостаточный уровень применения руководителями системы организационно-педагогических и правовых основ в управленческой деятельности [21.
Таким образом, для успешного решения указанных выше проблем необходима целенаправленная и планомерная деятельность по исследованию всех сторон управленческой культуры руководителя с целью разработки технологий формирования профессионалов в области управления в сфере образования, адаптированных к условиям современной России.
Выводы. Управленческая культура менеджера образования является важным компонентом при развитии процесса образования, поскольку влияет на эффективность существенных изменений, которые определяют сущность и темпы модернизации в образовательных процессах.
В процессе управления высшим учебным заведением менеджер вправе пользоваться различными методами, в число которых входит социальное стимулирование, убеждение, материальная мотивация и т.д. На основании чего создается модель социального взаимодействия менеджера с подчиненными, определяется его стиль управления, формируется способ обратной связи.
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что менеджер образования курирует и контролирует каждую сферу деятельности высшего учебного заведения.
Литература:
1. Milovanov K.Y., Nikitina E.Y., Sokolova N. L., Sergeyeva M.G. THE CREATIVE POTENTIAL OF MUSEUM PEDAGOGY WITHIN THE MODERN SOCIETY // Espacios. 2017. Т. 38. № 40. Р. 27.
2. Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Criteria indicators of formation of economic competence of system of the general education // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. P. 01064.
3. Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET CONSIDERING SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISM AND SPECIFICITY OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY. Ponte. 2017. Т. 73. № 12.P. 2.
4. Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeyeva M.G. Students' Internet Addiction: Study and Prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14(4). Р. 1483-1495.
5. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.
6. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.
7. Компетентность руководителя образовательного учреждения. Что это сегодня [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://planeta.edu.tomsk.ru/files/file/1271341377.doc
8. Королева Г.Э., Сергеева М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г. Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.
9. Кортунова Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 94-96.
10. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Сергеева М.Г., Соколова А.С., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И., Платонова Т.И. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: Монография. - М., ИТИП РАО, 2008. - 125 с.
11. Милютин, П. Управленческая культура личности и факторы развития [Текст] / П. Милютин // Власть.
- 2007. - № 5. - С. 90-93.
12. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн - СПб: Питер, 2001. - 336 с.
13. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.
14. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.
15. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1. С. 107-114.
16. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.
17. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.
18. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.
19. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.
Педагогика
УДК 377
аспирант Бурнакин Михаил Николаевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие управленческой культуры менеджера, которая отражает квалификацию и компетентность не только руководителя, но и организации в целом. Перечислены функции управленческой культуры, а так же определены особенности управленческой культуры менеджера.
Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.
Ключевые слова: управленческая культура, менеджер, управление, функции управленческой культуры.
Annotation. This article discusses the concept of management culture, which reflects the qualifications and competence of not only the leader, but also the organization as a whole. The functions of the management culture are listed, as well as the features of the management culture are determined.
Management culture is formed, developed and functions in the process of practical activity of the subjects of management. In order to raise the level of management culture, it is necessary to use the actual knowledge of the essence of management, as well as apply modern management methods that are consistent with the organizational structure of the organization.
Keywords: management culture, manager, management, functions of management culture.
Введение. Постоянно меняющие условия внешней среды любой организации предъявляют новые требования к уровню образования, квалификации менеджеров, что способствует развитию такого понятия и явления как управленческая культура.
Управленческая культура менеджера рассматривается как новое и важное направление в сфере управления. Данному явлению уделяется большое внимание, как со стороны руководителей организаций, так и со стороны преподавательского состава высших учебных заведений, в качестве ответа на спрос потребителей. Управленческая культура менеджера неразрывно связана с его личностными качествами и профессиональными навыками и умениями. Структура управленческой культуры может быть представлена тремя элементами [6] :
1. Совокупность управленческих знаний выражается в форме приобретенных основ теории управления и менеджмента, пропущенных через призму сознания, эмоций и чувств.
2. Управленческие отношения, способствующие применению теоретических основ на практике, социализации управленческой деятельности.
3. Управленческая деятельность, позволяющая трансформировать имеющиеся знания, нормы и ценности в устойчивые качества и характеристики конкретной личности.
Для формулировки понятия «управленческая культура менеджера», необходимо определить какое место данная культура занимает среди прочих, смежных культур [10] (рис. 1).