Научная статья на тему 'Функциональный подход к формированию управленческой культуры менеджера образования'

Функциональный подход к формированию управленческой культуры менеджера образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MANAGEMENT CULTURE / MANAGER / MANAGEMENT / FUNCTIONS OF MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурнакин Михаил Николаевич

В данной статье рассматривается понятие управленческой культуры менеджера, которая отражает квалификацию и компетентность не только руководителя, но и организации в целом. Перечислены функции управленческой культуры, а так же определены особенности управленческой культуры менеджера. Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL APPROACH TO FORMATION OF MANAGEMENT CULTURE EDUCATION MANAGER

This article discusses the concept of management culture, which reflects the qualifications and competence of not only the leader, but also the organization as a whole. The functions of the management culture are listed, as well as the features of the management culture are determined. Management culture is formed, developed and functions in the process of practical activity of the subjects of management. In order to raise the level of management culture, it is necessary to use the actual knowledge of the essence of management, as well as apply modern management methods that are consistent with the organizational structure of the organization.

Текст научной работы на тему «Функциональный подход к формированию управленческой культуры менеджера образования»

14. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

15. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1. С. 107-114.

16. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.

17. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

18. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

19. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.

Педагогика

УДК 377

аспирант Бурнакин Михаил Николаевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие управленческой культуры менеджера, которая отражает квалификацию и компетентность не только руководителя, но и организации в целом. Перечислены функции управленческой культуры, а так же определены особенности управленческой культуры менеджера.

Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации.

Ключевые слова: управленческая культура, менеджер, управление, функции управленческой культуры.

Annotation. This article discusses the concept of management culture, which reflects the qualifications and competence of not only the leader, but also the organization as a whole. The functions of the management culture are listed, as well as the features of the management culture are determined.

Management culture is formed, developed and functions in the process of practical activity of the subjects of management. In order to raise the level of management culture, it is necessary to use the actual knowledge of the essence of management, as well as apply modern management methods that are consistent with the organizational structure of the organization.

Keywords: management culture, manager, management, functions of management culture.

Введение. Постоянно меняющие условия внешней среды любой организации предъявляют новые требования к уровню образования, квалификации менеджеров, что способствует развитию такого понятия и явления как управленческая культура.

Управленческая культура менеджера рассматривается как новое и важное направление в сфере управления. Данному явлению уделяется большое внимание, как со стороны руководителей организаций, так и со стороны преподавательского состава высших учебных заведений, в качестве ответа на спрос потребителей. Управленческая культура менеджера неразрывно связана с его личностными качествами и профессиональными навыками и умениями. Структура управленческой культуры может быть представлена тремя элементами [6] :

1. Совокупность управленческих знаний выражается в форме приобретенных основ теории управления и менеджмента, пропущенных через призму сознания, эмоций и чувств.

2. Управленческие отношения, способствующие применению теоретических основ на практике, социализации управленческой деятельности.

3. Управленческая деятельность, позволяющая трансформировать имеющиеся знания, нормы и ценности в устойчивые качества и характеристики конкретной личности.

Для формулировки понятия «управленческая культура менеджера», необходимо определить какое место данная культура занимает среди прочих, смежных культур [10] (рис. 1).

Рисунок 1. Классификация культуры [5]

Рисунок 1 показывает, что управленческая культура относится к категории профессиональной культуры.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная культура является важным социокультурным фактором становления личности, который характеризуется нормами и стандартами, связанными с конкретным родом деятельности, определяя личность к определенной социально-профессиональной группе [8].

Управленческая культура менеджера предполагает владение менеджером соответствующими знаниями, которые раскрывают содержание управленческих функций, управленческой коммуникации, теорий мотивации сотрудников, а так же соответствие требованиям к личным характеристикам руководителя как лидера: его индивидуальным способностям и дарованиям, профессиональным компетенциям.

Управленческую культуру менеджера необходимо формировать в процессе его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении [1, 4, 5]. Влияние социальной среды и личных потребностей студента способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию. Оценка владения управленческой культурой проводится с помощью разграничения ее на уровни, представленные на рис. 2.

Рисунок 2. Уровни управленческой культуры по Э. Шейну [2]

Процесс управления существует в каждой сфере деятельности человека, в которой требуются знания, навыки и опыт людей. Эффективность управленческой деятельности зависит от множества факторов, включая индивидуально-психологические особенности личности, степень соответствия личности особенностям управления, организаторские способности, внутреннюю готовность к управлению и т.д. Социализация оказывает весомое влияние на формирование управленческой культуры менеджера. Именно в условиях социального взаимодействия менеджер начинает понимать не только цели организации, но и индивидуальные цели сотрудников, что в свою очередь определяет управленческую культуру [2, 7].

Управленческая культура носит больше практический характер, нежели теоретический. Ее особенность заключается в том, что она представляет собой практическую систему мер и методов, имеющих прямое отношение к практике. В связи с этим необходимо определить функции, которые выполняет управленческая культура [3, 9, 11] (табл. 1).

Таблица 1

Функции управленческой культуры

Функция Характеристика

1. Содержательная функция Позитивное влияние на формирование имиджа организации. Управленческая культура определяется благодаря ценностям, которые создаются в рамках организации, а так же рекомендуется принимать и поддерживать ценности, принятые обществом, целевым потребителем.

2. Воспитательная функция Реакция на деятельность менеджера, оценка его поведения и его действий в соответствии с управленческой культурой, принятыми ценностями и базовыми положениями. Демонстрирует новому поколению, претендующему на вакантные рабочие места, хороший и плохой опыт управления, показывая разные стороны: морально-этическую, стратегическую, экономическую и т.д.

3. Мотивирующая функция Управленческая культура должна носить адекватный и объективный характер по отношению к требованиям для менеджеров, бизнеса, управления, что в свою очередь положительно влияет на мотивацию персонала, указывая на справедливость управления.

4. Селективная функция Менеджеры и руководители подвержены естественному отбору в процессе взаимодействия индивидуальной и управленческой культур.

5. Коммуникативная функция Люди и организации, имеющие схожие элементы культуры управления связаны между собой, что способствует решению проблем как внутренней, так и внешней коммуникации.

6. Направляющая и управляющая функции Формирует и контролирует нормы и принципы поведения коллектива, которые должны быть поняты и приняты каждым сотрудником. Позволяет правильно оценить готовность коллектива к комфортному стилю управления и утвердить его для эффективности управленческой культуры в целом.

7. Интегративно-рефлексивная функция Формирует специалиста, способного оценивать качество своей работы, понимающего каким способом можно повысить данное качество, интересующегося собственным развитием и повышением собственной квалификации, в соответствии с гуманистическим подходом и ценностями организации.

Управленческая культура формируется, развивается и функционирует в процессе практической деятельности субъектов управления. Для того, что бы повысить уровень управленческой культуры необходимо пользоваться актуальными знаниями сущности управления, а так же применять современные методы управления, соответствующие организационной структуре организации [12, 15].

Качество управленческой культуры полностью зависит от применения современных методов управления, что характеризует управленческую культуру как совокупность управляющих действий и решений, которые направлены на сохранение целостности всей организации, а так же на развитие отдельных структурных подразделений [13].

Выводы. Основными чертами управленческой культуры менеджера являются [14]:

1. Применение и использование современных управленческих инновационных технологий. Без умения выдвигать, применять и использовать инновационные идеи управления управленческая культура не будет являться эффективной.

2. Присутствие профессионально-организованных управляющих: руководителей, лидеров, а так же групп профессионалов - экспертов. Именно данная категория сотрудников отвечает за качество и уровень управленческой культуры, предлагая нововведения и решая задачи управления.

3. Профессионализм, как важнейший атрибут управленческой и профессиональной культуры. Уровень профессионализма коррелируется с уровнем управленческой культуры. Данные понятия неразрывны, в силу того, что постоянное совершенствование процессов и качеств личности взаимосвязаны.

4. Культура общения является важным показателем управленческой культуры, в связи с тем, что общение обеспечивает эффективность трудовой деятельности, взаимопонимание, соблюдение правил делового и неформального поведения. С помощью социального и профессионального общения отражается уровень состояния управленческой культуры, ее плюсы и минусы.

5. Управленческая этика как важный показатель управленческой культуры менеджера представляет собой совокупность правил и норм поведения работника по отношению к коллегам и руководящему составу [4].

Таким образом, управленческая культура менеджера представляется как теоретическая, психологическая и технологическая готовность и способность личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях свои знания об эффективном управлении, проявлять гибкость профессионального мышления при решении управленческих задач.

Литература:

1. Milovanov K.Y., Nikitina E.Y., Sokolova N. L., Sergeyeva M.G. THE CREATIVE POTENTIAL OF MUSEUM PEDAGOGY WITHIN THE MODERN SOCIETY // Espacios. 2017. Т. 38. № 40. Р. 27.

2. Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Criteria indicators of formation of economic competence of system of the general education // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. P. 01064.

3. Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET CONSIDERING SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISM AND SPECIFICITY OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY. Ponte. 2017. Т. 73. № 12.P. 2.

4. Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeyeva M.G. Students' Internet Addiction: Study and Prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14(4). Р. 1483-1495.

5. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

6. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

7. Королева Г.Э., Сергеева М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г. Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.

8. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Сергеева М.Г., Соколова А.С., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И., Платонова Т.И. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: Монография. - М., ИТИП РАО, 2008. - 125 с.

9. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

10. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

11. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1. С. 107-114.

12. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.

13. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

14. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

15. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.

Педагогика

УДК: 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОЦЕНИВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено технологии формирующего оценивания в вузе. Она позволяет устранить негативные моменты в оценивании, индивидуализировать учебный процесс, повысить познавательную мотивацию и сформировать учебную самостоятельность обучающихся. Данная технология способствует качественному росту обучающегося через использование учителем результативного оценивания, это обеспечивает эффективную коррекцию собственной педагогической деятельности, поскольку целью такого оценивания является совместная деятельность субъектов обучения.

Ключевые слова: технология, системно-деятельностный подход, оценивание, формирующее оценивание, оценка, отметка.

Annоtation. The researchfocuses on a technology of formative assessment at school. It allows to eliminate the negative aspects in the assessment, individualize the learning process, increase cognitive motivation and form the students'learning independence. The technology contributes qualitative growth of studentthrough the using effective assessment by the teacher. It ensures effective correction of their own pedagogical activity, because the purpose of this assessment is a joint activity of the learning subjects.

Keyword : a technology, a system-activity approach, a formative assessment, an assessment, a mark.

Введение. В настоящее время большое внимание в обучении филологическим дисциплинам уделяется использованию системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям Стандарта. Такой подход обеспечивает следующие составляющие:

- формирование готовности обучающегося к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию;

- его активную учебную деятельность, что обеспечивает реализацию познавательных учебных действий;

- выстраивание образовательного и воспитательного процессов с учётом индивидуальных особенностей

[3]. В этой связи актуальным становится внедрение в современной школе системы формирующего оценивания. Оно даёт возможность получить учителю информацию о том, насколько эффективно и успешно происходит обучение, что прежде всего помогает установить, достигнуты ли поставленные цели обучения

[4]. В контексте технологии формирующего обучения происходит осуществление обратной связи, которая позволяет корректировать процесс обучения в плоскость результативности и эффективности. Такая технология имеет определённые преимущества:

- наметить образовательный результат, который подлежит формированию и корректной оценке в отношении каждого обучающегося, и организовать в соответствии с этим свою деятельность [2: 143];

- вовлечь обучающегося в активную образовательную и оценочную деятельности [1: 33].

Важно отметить, что под оценкой в современной дидактике понимают процесс, в ходе которого соотносятся реальные результаты в образовании с целями, которые были запланированы учителем. К основным функциям оценивания относят: информационную, контролирующую, регулирующую. Однако при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.