Педагогика
УДК 378.1
аспирант Бурнакин Михаил Николаевич
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); аспирант Макарова Вера Владимировна
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены интерактивные методы профессионального обучения, которые способствуют лучшему усвоению теоретических знаний, а так же помогают приобретать практические навыки и умения. При подготовке менеджеров и экономистов важно знакомить студентов с возможными реальными ситуациями в профессиональной деятельности. Интерактивные методы являются хорошим инструментом для подготовки компетентного специалиста, а так же оказывают влияние на формирование личности выпускника в процессе групповых коммуникаций.
Ключевые слова: активные методы обучения, инновационные образовательные технологии, менеджер, экономист, групповые коммуникации.
Annotation. In this article interactive methods of vocational training are considered, which contribute to better assimilation of theoretical knowledge, as well as help to acquire practical skills. When preparing managers and economists it is important to familiarize students with possible real situations in their professional activities. Interactive methods are a good tool for training a competent specialist, as well as influence the formation of the personality of the graduate in the process of group communications.
Keywords: active methods of teaching, innovative educational technologies, manager, economist, group communications.
Введение. Актуальность исследования обусловлена переходом высших образовательных учреждений на трехуровневую систему образования, в связи с чем, существует необходимость адаптировать существующие формы и методы обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами в рамках компетентностного подхода. При формировании рабочих программ существует необходимость использовать инновационные интерактивные методики обучения, которые способны сформировать социальные и профессиональные качества будущих экономистов и менеджеров при принятии и реализации управленческих решений [9].
Изложение основного материала статьи. На современном рынке труда имеется тенденция привлечения кадров с опытом работы от одного года. Подобный факт является причиной низкого уровня трудоустройства выпускников сразу после окончания высшего учебного заведения. Работодатели объясняют данную ситуацию тем, что выпускники неплохо владеют теоретическими знаниями, однако редко могут применить эти знания на практике. Именно эта ситуация является одним из красноречивых аргументов в пользу тезиса о кризисе традиционной системы образования. Так же немаловажной проблемой является то, что устаревание информации в современных условиях происходит гораздо быстрее, чем завершается период обучения в высшем учебном заведении, особенно сильно это касается подготовки менеджеров и экономистов. Необходимо не только передать знания от преподавателя к студенту, но так же научить студента пользоваться этими знаниями и обновлять их, привить ему стремление к изучению современной, актуальной информации [7].
Рациональным решением указанных проблем является применение практико-ориентированного подхода при подготовке экономистов и менеджеров. Практико-ориентированный подход сочетает в себе фундаментальное образование, основанное на теоретических аспектах, и профессионально-прикладную подготовку. Современное образование постепенно обновляет методы обучения, основанные на компетентностном подходе. Все больше внимания уделяется практикам по получению профессиональных навыков и умений, а семинаров в учебных планах становится больше, чем лекционных занятий. Однако на практических занятиях студенту необходимо получить как общекультурные, так и профессиональные компетенции. К профессиональным компетенциям экономиста относятся навыки и умения, которые можно применить в расчетно-экономической, аналитической, организационно-управленческой деятельности. К профессиональным компетенциям менеджера относятся навыки и умения, которые можно применить в информационно-аналитической, организационно-управленческой, предпринимательской деятельности [2].
Реализация практико-ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования имеет несколько направлений [3]:
• повышение эффективности практик и стажировок студентов с целью их погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом;
• внедрение активных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности, ориентация обучения на работу в группе, команде;
• использование профессионально направленного изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, обеспечивающего приближение учебной (аудиторной) ситуации к реальной;
• профессионализация преподавательского состава, реализуемая как через формирование практического опыта у штатных преподавателей, так и через привлечение к учебной работе представителей профессиональной среды.
Различают традиционные образовательные технологии - технологии, ориентированные, прежде всего, на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения (предполагается, что преподаватель является единственным инициативно действующим лицом) и инновационные технологии [1]. Переход от традиционной модели образования к инновационной обусловлен не только требованиями рынка труда, но так же и меняющимися принципами и трендами общества. Все более и более становится автоматизированным и
компьютеризированным сам процесс обучения, прибегают к использованию дистанционных форм посредством различных ГГ-платформ, баз данных и баз знаний [4]. Инновационные образовательные технологии - технологии, ориентирующие преподавателя на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать свои идеи при решении творческих задач [5].
В качестве методологической основы инновационной политики могут выступать различные инновационные образовательные подходы.
Деятельностный подход основан на утверждении о том, что психологические аспекты человека непрерывно связаны с областью его деятельности. В связи с этим задачей процесса обучения является не обеспечение обучающегося знаниями, а формирование способности действовать с осознанием дела. В рамках данного подхода изучаются личностные и социально-значимые модели поведения, а так же такие виды социально-ориентированные виды деятельности, такие как исследовательская или проектная [6].
Проектный подход предполагает использование групповой работы, предполагающей выполнение единого задания с распределением функциональной роли каждого участника команды в соответствии с предполагаемыми навыками и умениями. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, оговоренные методы, способы деятельности,направленная на достижение эффективного результата деятельности [10].
Как следует из определения проектной деятельности, ее характерными чертами являются: личностно-ориентированное взаимодействие, комплексный характер работы, возможности творчества, проблемность, вариативность, альтернативность, авторская позиция [6].
К инновационным интерактивным образовательным технологиям относятся технологии активного взаимодействия обучающихся. Рассмотрим каждую технологию более подробно, определив их достоинства и недостатки. Деловая игра предполагает имитацию различных ситуаций, способных отразить аспекты профессиональной или иной деятельности посредством игры по установленным для всех участников правилам [8]. Правила игры определяются выбранной деятельностью, благодаря чему участники получают профессиональные навыки, навыки работы в команде, которые способствуют созданию группового мышления. С помощью определенных правил деловой игры участники помещаются в существующие ограничения, включая способы мотивации, в некоторых случаях прибегая к принуждению, которые полностью отражают реальную ситуацию в реальном мире. Разумеется ни в одной деловой игре невозможно предусмотреть все варианты развития событий, однако предугадать многие возможные проблемы и выработать способы их решения можно и нужно для применения их в дальнейшей профессиональной сфере [11].
Групповая дискуссия помогает создать обстановку, при которой участники могут свободно поделиться имеющимися знаниями, касающимися решения поставленной задачи, а так же держит участников обсуждения в постоянном напряжении при столкновении интересов и мнений, что способствует прочному усвоению знаний. Интерес к обсуждению просыпается даже у самых неактивных участников дискуссии, в связи с тем, что каждый имеет право на свое мнение, тем самым участники становятся частью познавательной деятельности.
Проведение дискуссии помогает определить уровень культурного кругозора, общего развития участников, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность воздействовать на одногруппников.
Выездные практические занятия предполагают подготовку обучающихся к профессиональной сфере деятельности в качестве прохождения практики на предприятиях, либо проведения учебных экскурсий на тех же предприятиях. Такие занятия позволяют участнику применить свои теоретические знания в профессиональной среде.
Выездные занятия позволяют решить такие задачи, как закрепление и углубление теоретических знаний, проведение научных исследований, необходимых для написания курсовых и дипломных проектов, формирование готовности студентов к реализации основных видов деятельности и т.д.
Проведение выездных занятий позволяет преодолеть пассивность участников в получении информации, а так же вызывает дополнительный интерес к изучению профильных дисциплин в связи с личным знакомством с профессиональной сферой деятельности.
Анализ конкретной ситуации предполагает глубокое и детальное изучение реальной рыночной ситуации, выполняемое для выявления ее частных и общих характерных свойств. Обсуждение и решение конкретных ситуаций позволяет перейти студенту от теоретических знаний к практическим навыкам. Обучающемуся предоставляется возможность принять свое собственное управленческое решение, после чего чаще всего следует групповая дискуссия. Анализ конкретных ситуаций позволяет не только формировать профессиональные знания и умения, но так же осваивать фундаментальные знания, которые посредством применения их на практике более тщательно усваиваются у студента. В решении конкретных ситуации открываются личностные факторы обучающихся, становятся явными их скрытые мотивы, нормы морали и приоритеты.
Метод мозгового штурма предполагает активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы [4]. В процессе мозгового штурма обстановка в команде должна быть непринужденной, обусловленная высоким уровнем доверия друг к другу, участники раскованы, критика в процессе обсуждения не допускается. Все идеи и мысли, даже самые неординарные и невоплотимые, высказываются и проходят групповую экспертизу. Каждому участнику соответствует определенная функциональная роль, в соответствии с которой участник обязан высказывать свое мнение в процессе обсуждения. Данный метод способствует не только освоению культуры совместного обсуждения идей, но и раскрывает творческий потенциал человека, помогаетразрушать стереотипы и шаблоны в мышлении.
Метод синектики предполагает проведение коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников, метод объединения разнородных элементов, построенного на аналогии [12]. Отличительной чертой является то, что исследовательская деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия.
Тренинг предполагает совмещение в себе всех вышеописанных методов, однако проводится под руководством опытного ведущего, чаще всего психолога, для того что бы иметь возможность объяснить поведение того или иного участника обсуждения.
Проведение тренингов эффективно в образовательном процессе и способствует получению навыков эффективной коммуникации, оптимизации и структурированию полученных ранее знаний. При участии в тренингах развиваются лидерские качества, которые играют важную роль в профессионально сфере для менеджеров и экономистов.
Компьютерные симуляции позволяют имитировать реальные условия, с которыми студенты столкнуться в профессиональной деятельности. Данный метод способствует освоению теоретических знаний, необходимых практических умений в безопасных условиях, позволяет прорабатывать ситуацию некоторое количество раз, учитывая предыдущий опыт, благодаря чему студент запоминает последовательность действий, что приводит к достаточно быстрому реагированию на похожую ситуацию в следующий раз.
Интерактивная лекция предполагает широкое взаимодействие не только преподавателя со студентами, а так же студентов между собой. Преподаватель строит свою лекцию в соответствии с требованиями студентов, все неоднозначные аспекты лекции объясняются и обсуждаются, в целом вся лекция направлена на студентов. Данный метод создает атмосферу сотрудничества во время лекции.
В основе интерактивной лекции лежат интерактивные задания и упражнения, однако отличием от предыдущих методов является то, что на протяжении всего занятия предоставляется теоретический материал, предоставляемый для полного понимания выданного задания.
Явным преимуществом методов активного обучения является эмоциональная составляющая, которая дает положительные эмоции как студентам, так и преподавателю. Так же подобные методы обучения дают развивающий эффект в процессе напряженного темпа работы и быстрого поиска решений.
Главным недостатком методов активного обучения является то, что они занимают очень много времени, во-первых, на подготовку к интерактивным занятиям, во-вторых, на объяснение задания и распределение ролей, в-третьих, на само проведение интерактивного занятия, поскольку не все студенты успевают за быстрым темпом работы, а некоторые от напряженного темпа работы быстро устают и теряют интерес к подобного рода заданиям. Применение этой технологии предъявляет повышенные требования к квалификации и опыту преподавателя.
Выводы. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий - необходимое условие и одновременно следствие реализации формирования компетентного студента. Использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностные знания студентов.
Литература:
1. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 14.04.18)
3. Петрова И.В., Мамаев Н.Г. Практико-ориентированный подход в обучении. // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. 2015. №2. С. 99-101.
4. Реутова М.Н., Шавырина И.В. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания социологии в вузе: проблемы и перспективы. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 123-128.
5. Сергеева М.Г. Обучающая технология «Учебная Фирма» в системе профессионального образования // Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Сборник работ победителей Всероссийского конкурса современных технологий обучения / М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 69-78.
6. Сергеева М.Г. Формирование конкурентоспособного выпускника колледжа посредством практикума «Учебная фирма» // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 1-2. С. 31-32.
7. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4. С. 68-69.
8. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.
9. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.
10. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.
11. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. С. 48- 55.
12. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3 - 15.
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошин Валерий Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа альтернативных подходов к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан. Авторами проведен сравнительный анализ традиционного подхода к обучению (классно-урочная система обучения) и обучения по Сингапурской системе. Выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения Сингапурской системы, а также представлены результаты анкетирования учителей физической культуры Республики Татарстан, позволяющие оценить отношение к внедрению данной системы в общеобразовательные школы.
Ключевые слова: спортивная культура личности, Сингапурская система обучения, урок физической культуры, учащиеся общеобразовательной школы.
Annotation. Results of the theoretical analysis of alternative approaches to formation of sports culture of the personality on the example of introduction of the Singapore system of training at physical education classes in the Republic of Tatarstan are presented in article. Authors have carried out the comparative analysis of traditional approach to training (the cool and fixed system of training) and training in the Singapore system. Positive and negative sides of introduction of the Singapore system are revealed and also the results of questioning of teachers of physical culture of the Republic of Tatarstan allowing to estimate the relation to introduction of this system at comprehensive schools are presented.
Keywords: sports culture of the personality, Singapore system of training, physical education class, pupils of comprehensive school.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса в общеобразовательной школе - формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), поэтому выбор содержания, способов и форм организации образовательного процесса должен строиться на основе системно - деятельного подхода [1, 2, 6, 7]. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа) [9]. Модернизировать методический потенциал школьного образования призван проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Данный проект стартовал в рамках реализации Стратегии Развития Образования в РТ 2010-2015 гг. «Килэчэк» при поддержке Министерства образования и науки РТ, Института развития образования РТ совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited.
Начиная 2013-2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века [4, 8].Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» (Сингапурская компания Educare Cooperative Limited в реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан») - проектирование в учебном и социальном пространстве урока условий для формирования учебной самостоятельности учащихся, умений эффективно сотрудничать в процессе обучения с одноклассниками и учителем и через освоение активных форм учебного сотрудничества формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения [3, 5].
Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами, дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, коллективистского воспитания А. Макаренко, гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60-80-х гг. XX века [4]. Имеющийся педагогический опыт является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы.
Методика и организация исследования. В исследовании использовались такие методы исследования как анализ научно-методической литературы и анкетирование учителе Республики Татарстан.
Результаты исследования и их обсуждение. Актуальность сингапурской системы обучения заключается в реализации ряда образовательно-педагогических задач, которые способствуют вырабатыванию интенсивности учащихся на занятиях в общеобразовательной школе. Совершенствованию у учащихся жизненно важных качеств, таких как коммуникабельность, работа в коллективе, критическое мышление, оригинальность [9]. Сингапурская система обучения состоит из набора структур (тезисов и формул). По требованию компании «Educare» учитель обязан использовать английские названия структур, например: