Научная статья на тему 'Деловая игра "емкость рынка" как метод интерактивного изучения дисциплины "маркетинг"'

Деловая игра "емкость рынка" как метод интерактивного изучения дисциплины "маркетинг" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TRAINING METHODS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА / STATISTICAL ANALYSIS METHOD / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна

В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения как одно из важных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В работе показано, что деловая игра как один из методов интерактивного обучения особо актуальна для применения в процессе освоения умений и навыков дисциплины «Маркетинг». В статье представлен процесс организации и проведения деловой игры «Емкость рынка», в рамках которой студенты выполняют маркетинговые исследования сбыта товаров и услуг здравоохранения лекарственных средств и платных медицинских услуг. В игре используется два варианта карточек заданий для студентов, выполняющих обязанности работников медицинских организаций специалиста по маркетингу и экономиста (менеджера), курирующего лекарственное обеспечение. Роль преподавателя заключается в создании условий для проявления инициативы студентов, а также оценке корректности результатов их расчетов с учетом формы выражения творческих мыслей и идей, сделанных исходя из выполненного анализа. Деловая игра позволяет реализовать студентам полученные знания по дисциплинам математико-статистического профиля в процессе маркетингового исследования. Основные направления деловой игры позволяют студентам развить навыки анализа динамики сбыта ЛС или ПМУ и идентификации тенденций в динамике; формируют умения построения регрессионных моделей и прогнозирования продаж изучаемого товара; побуждают к генерации нестандартных и неформальных идей и решений, которые особо ценятся в области маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME "MARKET CAPACITY" AS A METHOD OF INTERACTIVE STUDYING OF THE DISCIPLINE "MARKETING"

The use of interactive learning methods was considered in the article as one of the important directions of improvement of training of students in modern university. The article shows a business game as a method of interactive learning is especially relevant for use in the process of mastering of competencies and skills of the discipline «Marketing». The article presents the process of organizing and conducting business game «Capacity of market», in which students carry out marketing research of sales of goods and services of health medicines and paid medical services. Two cards-tasks is used in this business game for students, carrying out the duties of workers of medical organizations marketing specialist and economist (manager), which provides drug coverage. The role of the teacher is to create conditions for initiative students, and to assess the correctness of their results with regard to the form of expression of creative thoughts and ideas made on the basis of the performed analysis. This business game allows the students to realize the acquired knowledge in the disciplines of mathematical and statistical profile in the process of marketing research. The main directions of this business game allow the students to develop skills of analysis of dynamics of the sales of medicines or pay for medical services and identification of trends; form skills to do the regression models and forecasting sales of the investigated product; stimulate the generation of non-standard and informal ideas and solutions that are particularly sought after in marketing.

Текст научной работы на тему «Деловая игра "емкость рынка" как метод интерактивного изучения дисциплины "маркетинг"»

педагогические науки

Репринцева Елена Васильевна ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕМКОСТЬ ...

УДК 378.14

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕМКОСТЬ РЫНКА» КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»

© 2017

Репринцева Елена Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. Ямская, 18, e-mail: elena.reprin@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения как одно из важных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В работе показано, что деловая игра как один из методов интерактивного обучения особо актуальна для применения в процессе освоения умений и навыков дисциплины «Маркетинг». В статье представлен процесс организации и проведения деловой игры «Емкость рынка», в рамках которой студенты выполняют маркетинговые исследования сбыта товаров и услуг здравоохранения - лекарственных средств и платных медицинских услуг. В игре используется два варианта карточек заданий для студентов, выполняющих обязанности работников медицинских организаций - специалиста по маркетингу и экономиста (менеджера), курирующего лекарственное обеспечение. Роль преподавателя заключается в создании условий для проявления инициативы студентов, а также оценке корректности результатов их расчетов с учетом формы выражения творческих мыслей и идей, сделанных исходя из выполненного анализа. Деловая игра позволяет реализовать студентам полученные знания по дисциплинам математико-статистического профиля в процессе маркетингового исследования. Основные направления деловой игры позволяют студентам развить навыки анализа динамики сбыта ЛС или ПМУ и идентификации тенденций в динамике; формируют умения построения регрессионных моделей и прогнозирования продаж изучаемого товара; побуждают к генерации нестандартных и неформальных идей и решений, которые особо ценятся в области маркетинга.

Ключевые слова: образовательный процесс, интерактивные методы обучения, маркетинг, статистический метод анализа, деловая игра, емкость рынка.

BUSINESS GAME «MARKET CAPACITY» AS A METHOD OF INTERACTIVE STUDYING

OF THE DISCIPLINE «MARKETING»

© 2017

Reprintseva Elena Vasilievna, candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of the department of «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, ул. Yamskaya, 18, e-mail: elena.reprin@yandex.ru)

Abstract. The use of interactive learning methods was considered in the article as one of the important directions of improvement of training of students in modern university. The article shows a business game as a method of interactive learning is especially relevant for use in the process of mastering of competencies and skills of the discipline «Marketing». The article presents the process of organizing and conducting business game «Capacity of market», in which students carry out marketing research of sales of goods and services of health - medicines and paid medical services. Two cards-tasks is used in this business game for students, carrying out the duties of workers of medical organizations - marketing specialist and economist (manager), which provides drug coverage. The role of the teacher is to create conditions for initiative students, and to assess the correctness of their results with regard to the form of expression of creative thoughts and ideas made on the basis of the performed analysis. This business game allows the students to realize the acquired knowledge in the disciplines of mathematical and statistical profile in the process of marketing research. The main directions of this business game allow the students to develop skills of analysis of dynamics of the sales of medicines or pay for medical services and identification of trends; form skills to do the regression models and forecasting sales of the investigated product; stimulate the generation of non-standard and informal ideas and solutions that are particularly sought after in marketing.

Keywords: educational process, interactive training methods, marketing, statistical analysis method, business game, market capacity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Активность как форма соучастия в образовательном процессе потребителя образовательных услуг и механизм восприятия информации способствует эффективному формированию профессиональных компетенций, их совершенствованию, повышению квалификации. Кроме того, будущий специалист с высшим образованием или профессионал-практик должен решать не только предписанные профессиональные задачи, но и уметь креативно разрешить проблему в порой непредсказуемых условиях. Становление и развитие творческих и коммуникативных способностей у студента в процессе обучения в вузе или послевузовской подготовке является одной из предпосылок высокопрофессиональной подготовки специалиста. Для формирования и развития таких способностей традиционные формы обучения важно дополнять интерактивными методами, которые все более активно используются в педагогической практике. Их использование в образовательном процессе творческих дисциплин (к которым относится и маркетинг) позволяет значительно расширить возможности освоения умений и навыков за счет активизации интереса студентов к обучению и стимулирования их инициативности [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению широкого круга ученых и педагогов высшей школы [210], внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Необходимо следовать трендам развития информационно-образовательной среды в мире, что требует более активного развития различных форм интерактивного обучения, без которых невозможно подготовить современных специалистов в области маркетинга.

Интерактивные формы обучения (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) предполагают большую активность обучаемого, творческое переосмысление полученных сведений. К основным критериям интерактивной модели обучения А.С. Гильяно и И.Б. Умняшова [11] относят возможность неформальной дискуссии и свободного изложения материала; инициативу студента; наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий; постоянный контроль во время семестра. Организация интерактивного обучения в вузе предусматривает моделирование жизненных и производственных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обсто-

Репринцева Елена Васильевна pedagogical

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕМКОСТЬ ... sciences

ятельств и соответствующей ситуации и т.д. [12].

К основным методам интерактивного обучения относятся деловые и ролевые игры, мастер-классы, круглые столы, case-study, дискуссии и дебаты, у каждого из которых есть свои сильные стороны и преимущества, позволяющие студентам эффективно усваивать знания по теме, проявлять свою индивидуальность и умение принимать решения по обозначенной проблеме [13-17]. Особо актуальными для изучения дисциплины «Маркетинг» являются деловые игры, представляющие собой форму воссоздания содержания фрагментов будущей профессиональной деятельности студентов, посредством моделирования реальных специализированных проблем, с которыми студенты могут столкнуться в типичных ситуациях [18]. При этом применение деловых игр представляется как актуальная форма проведения рубежного и итогового контроля [19]. Преимуществом интерактивного подхода является интерес к его методам у самих студентов [20].

Востребованность развития подготовки студентов медицинских вузов на основе включения в образовательный процесс интерактивных методов определяется задачей улучшения качества медицинской помощи населению добиться чего без повышения уровня подготовки студентов - будущих молодых специалистов невозможно [21].

Формирование целей статьи (постановка задания). Представить алгоритм реализации деловой игры, позволяющей формировать у студентов комплекс умений и навыков маркетингового исследования в интерактивной форме.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Деловая игра «Емкость рынка» предусматривает проведение маркетинговых исследований сбыта товаров и услуг здравоохранения (лекарственных средств (ЛС) и платных медицинских услуг (ПМУ)). Ее целью является обучение студентов во время практических занятий в интерактивной форме проводить анализ и прогнозирование емкости рынка различных товаров и услуг на основе данных об объеме и динамике их сбыта. Такие исследования могут проводиться специалистами по маркетингу медицинских и фармацевтических организаций, поэтому такая игровая модель занятия хорошо вписывается в программу подготовки студентов различных факультетов медицинских и фармацевтических вузов. Основные направления деловой игры развивают навыки анализа динамики сбыта ЛС или ПМУ и идентификации характера тенденций, формируют умения построения регрессионных моделей и прогнозирования продаж изучаемого товара.

Формирование таких навыков и умений определяют, что в процессе деловой игры студентам необходимо осуществить выполнение ряда заданий:

- провести статистический анализ динамики сбыта ЛС или ПМУ;

- идентифицировать тенденции сбыта данных товаров с применением корреляционного анализа;

- провести моделирование динамики сбыта с использованием метода экстраполяции тенденций;

- получить адекватные математические модели и применить их для расчета прогноза сбыта ЛС или ПМУ на кратко- и среднесрочный периоды.

В зависимости от учебного расписания данную задачу можно по времени планировать на обычное практическое занятие в 3-4 часа или объединенное с лекцией, чтобы обеспечить необходимую длительность, позволяющую шире рассмотреть изучаемые аспекты студентам, а преподавателю лучше ввести их в понимание технологии проведения игры и обеспечить действенный контроль ее результатов. Оптимальное соотношение распределения учебного времени деловой игры длительностью в 4 часа следующее:

- цели, задачи, технология проведения игры - 15

мин.;

- распределение ролей, инструктаж - 15 мин.;

- проведение игры - 150 мин.;

- подведение итогов, анализ результатов - 60 мин.

Выполнение плана деловой игры зависит от роли

руководителя-преподавателя, заключающейся в общем контроле за ходом игрового процесса в виде выполнения заданий студентами в зависимости от должностей согласно распределению - специалист по маркетингу или экономист (менеджер), курирующий лекарственное обеспечение медицинской организации. Другой аспект реализации функции педагога заключается в справедливой оценке уровня теоретической подготовки по данной теме и практических навыков и умений, полученных в ходе деловой игры. При этом активность на занятии преподаватель уступает студентам, а его задача заключается в создании условий для проявления их инициативы [22, 23]. При использовании интерактивных методов, какими являются деловые игры, преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает студентов к самостоятельному поиску, что обеспечивает их полноправное участие в процессе восприятия учебной информации при обмене знаниями, идеями, способами деятельности [24].

Выполнение заданий студентами может осуществляться как индивидуально по карточке-заданию, соответствующему одному из двух вариантов, так и совместно. Это позволяет группе из двух человек самостоятельно выбрать стратегию, чтобы подготовить наилучшим образом задание, учитывая их индивидуальные личностные качества, профессиональные навыки и умения, полученные в ходе образовательного процесса, и характер личных взаимоотношений в их паре. Карточки-задания для обоих вариантов включают по 4 задания, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень заданий для участников деловой игры

Карточка-задание Карточка-задание №2

1. Провести графический анализ динамики сбыта ЛС или ПМУ с учетом варианта задания. 2. Оценить динамику сбыта ЛС или суммы ПМУ с использованием методов вариационной статистики, для чего рассчитать следующие величины: - среднюю арифметическую; -дисперсию; - среднее квадратическое отклонение; - коэффициент вариации; - размах вариации; - темпы прироста, средний темп прироста; -коэффициент роста, 3. Провести группировку показателен сбыта товаров и построить гистограмму, для чего необходимо определить: - величину интервала и границ интервалов по подгруппам. 4. С помощью корреляционного анализа идентифицировать наличие тенденций в динамике сбыта ЛС или ПМУ (т.е. взаимосвязь показателен сбыта со временем), для чего рас- коэффициент корреляции; - ^критерий Стьюдента. 1. С помощью метода экстраполяции тенденций построить регрессионную модель 2. Для доказательства целесообразности применения полученной математической модели тренда для прогнозирования сбыта рассчитать критерии ее адекватности и каче- - коэффициент корреляции между фактическими и теоретическими ретроспективными - 1:-критерий Стьюдента; - коэффициент детерминации; - среднюю абсолютную ошибку; - среднюю процентную ошибку 3. Рассчитать прогноз сбыла ЛС или суммы ПМУ на два последующих года. 4. Построить график теоретических ретроспективных и прогнозных значений сбыта ЛС или ПМУ на графике фактических значений {первое задание в карточке №1).

Расчеты могут выполняться вручную или с использованием программного обеспечения Excel. Однако приоритет следует отдавать применению автоматизированных расчетов в силу трудоемкости их ручного выполнения и высокого уровня информатизации в реальной практике, где большинство статистических расчетов выполняется с помощью программных продуктов. Требования к знанию используемых формул или же легализация использования методической базы по статистическим и эконометрическим показателям устанавливаются индивидуально по усмотрения преподавателя. По нашему мнению, пользование формульной базой для расчета необходимых показателей позволяет сконцентрироваться на умении анализировать и толковать полученные результаты с производственно-экономической позиции. Для формирования подсказки-шпаргалки по расчету анализируемых показателей нами используются методические материалы по дисциплинам «Статистика», «Социально-экономическая статистика» и «Эконометрика», разработанные коллективом кафедры под руководством Д.А. Зюкина [25, 26], что позволяет использовать материал этих дисциплин с практической реализацией в ходе маркетинговых исследований.

педагогические науки

Репринцева Елена Васильевна ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕМКОСТЬ ...

Таким образом, деловая игра «Емкость рынка» позволяет осуществить проверку степени усвоения студентами полученных знаний по дисциплинам математико-ста-тистического профиля и их способности интегрировать свои умении и навыки в контексте экономической дисциплины. В результате, реализуется идея создания междисциплинарных связей [27], которые разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и являются профессионально-квалификационной характеристикой будущего специалиста.

В конце деловой игры осуществляется оценка выполненной работы группой студентов, при которой важно обратить внимание не только на верность расчетов, но и на форму выражения творческого мышления по сути выводов, сделанных исходя из проведенного анализа.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Практическая необходимость интерактивных методов обучения, в том числе деловых игр такого типа, определяется тем, что в этом процессе будущие выпускники формируют новые знания на основе нешаблонного, творческого мышления, где вмести с логическими рассуждениями неизбежно используется интуиция, что позволяет принимать неформальные решения, особо ценные как раз в сфере маркетинга. Помимо этого представленная деловая игра способствует формированию у студента ряда важных навыков и умений:

- выполнять графический анализ динамики сбыта товаров;

- осуществлять расчет показателей вариационной статистики, выполнять группировку показателей, устанавливать наличие тенденции в динамике с помощью корреляционного анализа;

- проводить расчеты по методу экстраполяции тенденций, определять тренд и строить математические модели, аппроксимирующие сбыта продукта;

- определять критерии корреляционно-регрессионного метода для выбора из нескольких вариантов оптимальную эконометрическую модель, позволяющую наиболее качественно осуществить прогнозирование сбыта;

- пользоваться компьютерными технологиями для расчета всех показателей анализа динамики сбыта и многовариантного прогнозирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Активные методы обучения: учебно-методическое пособие / Куркина М.П., Репринцева Е.В., Сергеева Н.М., Беляев С.А.. - Курск: ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет Минздрава России, 2013. 94 с.

2. Юдалевич Н.В. Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 2 (7). С. 131-134.

3. Каришина И.Е. Интегрированное занятие как способ активации познавательной деятельности слушателей программ дополнительного профессионального образования / И.Е. Каришина, О.И. Суховеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 421-424.

4. Тимирясова Л.Б. использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

5. Куликова И.В. интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

6. Даниелян М.Г. Состояние и особенности развития системы высшего образования / М.Г. Даниелян, Т.А. Извекова // Региональный вестник. 2016. №1. С. 14-15.

7. Ваниева В.Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5.

№ 1 (14). С. 24-26.

8. Саглам Ф.А. интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

9. Муллина Э.Р. Технологии активного и интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки студентов бакалавриата // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.

2016. № 12-6. С. 1057-1061.

10. Сидакова Н.В. презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

11. Гильяно А.С. Интерактивные методы высшей школы: ресурсы и проблемы применения / А.С. Гильяно, И.Б. Умняшова // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С. 62-67.

12. Брындина Г.В. Интерактивные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Имиджеология» // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 200. - С. 193196.

13. Андронова Т.А. Оптимизация учебного процесса. Интерактивный метод проведения занятия в форме брейн-ринга / Т.А. Андронова, Н.А. Дурнова // Интернаука. 2017. № 5-1 (9). С. 32-37.

14. Плотников А.В. Применение метода «колесо обозрения» как развитие инновационных педагогических технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 192-194.

15. Котова Н.Н. Использование интерактивного метода в современном семинарском занятии // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 3. С. 193-196.

16. Шмитькова М.В. Дискуссия как метод интерактивного обучения на технических факультетах вузов // Матрица научного познания. 2017. № 3. С. 326-335.

17. Хурасева А.Б. Метод <^ейс-стади» в преподавании дисциплины «Акушерство и гинекология» // Региональный вестник. 2016. №2. С. 33-34.

18. Литвинова Т.А. Деловая игра - как эффективный интерактивный метод обучения при изучении технических дисциплин / Т.А. Литвинова, Н.Н. Подрезов, А.А. Мецлер // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 43. № 4 (43). С. 58.

19. Бикмухаметова Д.Н. Использование интерактивных методов преподавания при изучении математических дисциплин в вузе / Д.Н. Бикмухаметова, А.Р. Миндубаева, Е.М. Нуриева // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2017. № 3 (4). С. 69-72.

20. Денисова Л.Н. Интерактивные методы обучения как условие повышения профессиональной подготовки будущих экономистов и менеджеров // NovaUm.Ru.

2017. № 7. С. 260-262.

21. Шеметова Г.Н. Значение интерактивных методов обучения в образовательном процессе медицинского университета / Г.Н. Шеметова, Н.В. Красникова, Г.В. Губанова, С.А. Ширшова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 8. С. 96-98.

22. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

23. Турсунбоева М.А.К. Использование интерактивных методов в учебном процессе // Научные исследования. 2017. Т. 1. № 6 (17). С. 69-71.

24. Черезова Я.А. Особенности формирования управленческих компетенций у студентов-медиков / Я.А. Черезова, Л.В. Засова, С.Н. Халиманенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 184-187.

25. Построение эконометрических моделей: учебное пособие / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова,

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

63

Репринцева Елена Васильевна ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕМКОСТЬ ..

pedagogical sciences

А.А. Власов и др.; Под общей редакцией Д.А. Зюкина. - Курск: «Деловая полиграфия», 2015. - 61 с.

26. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. - Курск: КГМУ, 2017. -164 с.

27. Скрябина О.В. Применение интерактивных методов обучения при реализации дисциплин профессиональной направленности / О.В. Скрябина, Д.С. Рябкова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 1 (8). С. 56.

Статья поступила в редакцию 21.07.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.