Вестник КГЭУ, 2017, № 3 (35) УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ СИНГАПУРСКИХ ОБУЧАЮЩИХ СТРУКТУР И СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Т. Галиахметова
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
Интеграция педагогических технологий является одним из перспективных направлений повышения качества учебного процесса в образовательных организациях. В данной статье рассматривается проблема реализации Сингапурских обучающих структур в современных условиях. Целью исследования является разработка и построение модели интеграции Сингапурских обучающих структур и современных педагогических технологий. Разработанные модели были экспериментально проверены и свидетельствуют о положительном влиянии на качество педагогического процесса в условиях Государственных стандартов образования нового поколения. Разработанная авторами структура учебного процесса на основе интеграции педагогических технологий способна оказать помощь преподавателям и учителям в конструировании и проведении учебных занятий.
Ключевые слова: интеграция, педагогическая технология, Сингапурские обучающие структуры, интеграция педагогических технологий, общее и профессиональное образование, качество образования.
INTEGRATION OF SINGAPORE TRAINING STRUCTURES AND MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATION
A.T. Galiakhmetova
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
Integration of educational technology is one of the promising ways of increasing the quality of education in higher educational institutions. This article deals with the integration of modern pedagogical technologies and Singapore training structures as an important means of improving the quality of education. The aim of the research is the development and construction of a model of integration of educational technologies and Singapore training structures. The models have been tested experimentally, and show the positive impact on the quality of the educational process in the modernization of professional education. The developed structures of the educational process in terms of integration of educational technologies can assist teachers in designing and conducting lessons.
Keywords: integration, pedagogical technology, Singapore training structures, integration of pedagogical technologies, general and vocational education, quality of education.
Введение
Преподаватели и учителя Республики Татарстан успешно осваивают Сингапурские обучающие структуры (под руководством ведущих педагогов данной страны). На практике они интегрируются с современными педагогическими технологиями. В педагогической литературе отражены: теоретические основы современных педагогических технологий [1-13], в том числе интегральных образовательных технологий [14-18], опыт реализации Сингапурских обучающих структур [19-20].
Сингапур - страна, образовательная система которой уникальна. Образование в ней имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время оно ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. Система образования Сингапура оценивается как одна из лучших в мире. По данным исследования PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study) уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире. Сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук (TIMSS) начиная с 1995 г. Консалтинговая компания McKinsey в 2008 г. назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире. Особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров. Согласно результатам исследований IIMD (International Institute for Management Development), проведенных в 2007 г., образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики. Рассмотрим историю ее создания и развития этой системы.
Основателем стал британский офицер Томас Стэмфорд Раффлс, благодаря усилиям которого к 1 825 г. Сингапур превратился в шумный и деловой портовый город. Под господством английской короны город активно развивался до начала Второй мировой войны. В 1942 г. он был захвачен Японией и находился в оккупации 3,5 года. После вывода японских войск в 1945 г. жители Сингапура начали борьбу против колониального статуса территории.
Полностью самостоятельным Сингапур стал в 1965 г. После получения независимости Сингапур принял программу развития образования на 1961 -1965 гг. Приоритет в ней был отдан созданию системы универсального и бесплатного начального образования.
В 1 979 г. было введено потоковое обучение в начальной и средней школе, которое позволяло детям обучаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. Основной целью введения потоков было предоставить каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и тем самым получить базовые знания для дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства.
Результаты введения новой образовательной системы были впечатляющими. Если ранее около 60% учащихся как начальных, так и средних школ проваливали экзамены по английскому и родному языку, то в 1984 г. успех на экзаменах сопутствовал более 90% учащихся. Снизились показатели отсева из средней школы.
В 1985-1991 гг. правительством Сингапура была проведена серия реформ, направленных на улучшение планирования в сфере образования, повышение его эффективности, увеличение автономии и гибкости школьной системы.
К 1995 г. образовательная система Сингапура выдавала продукт действительно высокого качества. Учащиеся Сингапура показывали отличные результаты в международных тестах по математике и естественным наукам. В 1 995 и 1999 гг. они стали лучшими по итогам тестов TIMSS.
Особое внимание в образовательном процессе уделяется предметам естественнонаучного цикла, математике и языковой подготовке. Однако школьники
вовлечены в обучение не только на уроках. Большое количество времени в школе отводится на дополнительные виды деятельности, связанные с реализацией каких-либо проектов, занятиями спортом, творчеством и т. д. Весь образовательный процесс направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Основной целью развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства.
Сингапур - страна, которой удобно управлять. Небольшая по размеру, с высокой, но равномерной плотностью населения, удобным географическим положением, она является идеальным полем для интегрированного планирования. Подчинение всех учебных учреждений единому органу — Министерству образования — существенно снизило издержки проведения и управления реформами и повысило их эффективность. Министерство образования является универсальным органом, координирующим процессы во всей сфере образования страны.
Республика Татарстан сотрудничество с Сингапуром начала в 2006 году. В 2012 году разрабатывается проект Смарт Сити Казань. Во время пребывания в Сингапуре Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посещает одну из сингапурских школ (Hwa Chong), где активно используется опыт, методики и методология компании Educare. Тогда руководитель Татарстана отметил, что республика заинтересована в сотрудничестве с Educare, и предложил рассмотреть возможность открытия филиала компании в Казани.
В 2013 году в Министерстве образования и науки Республики Татарстан подписано соглашение между Институтом развития образования Республики Татарстан и сингапурской компанией Educare. Соглашение предполагает реализацию в течение 2013 года проекта по модернизации системы методической поддержки учителей-предметников школ Республики Татарстан. В рамках проекта курсы повышения квалификации прошли начальники муниципальных отделов образования и директора ИМЦ.
Между Республикой Татарстан и Educare достигнуты договоренности о трехлетнем сотрудничестве, в рамках которого обучение прошли до 30 000 учителей школ Татарстана. Сингапурские обучающие структуры в основном реализуются в общеобразовательных школах. Вместе с тем элементы данной технологии могут быть использованы и в профессиональной школе, в том числе и в ВУЗе.
Методы исследования: моделирование, эксперимент, анализ существующих педагогических технологий, метод математической статистики.
Обсуждение результатов. Результаты исследования обсуждались на Международных, Всероссийских, Республиканских семинарах и научно -практических конференциях работников образования в гг. Казань (2014-2016 гг.), Набережные Челны (2015 г.), Альметьевск (2015 г.).
Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией обучения. Но это, скорее технология управления учебным процессом, технология сотрудничества, основанная на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для объединения группы или класса и объединения команды и т.д.
Сингапурская технология представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами. Рассмотрим данные структуры:
МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной
команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) - техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
ПАИС (PIES) - английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов, необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).
СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) - «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого - либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
ТАЙМД РАУНД РОБИН (TimedRoundRobin) - «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table) - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
ДЖОТ ТОТС (JotThoughts) - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
ЗУМ ИН (Zoom In) - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-OutsideCircle) - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
КЛОК БАДДИС (Clock buddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.
КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
МИКС ПЭА ШЭА (MixPairShare) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка
прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.
РАФТ (RAFT) - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.
РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Rally Table) - обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.
СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table) -«одновременный реллитейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table) -«одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
ТИМБИЛДИНГ (Team building) - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек [19].
ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» -обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет, облегчает работу.
ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ (Four-BoxSynectics Review) - структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.
ХАЙ ФАИВ (High Five) - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.
ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения / реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)
В Сингапурской технологии во время занятия задействован весь класс или вся группа. Каждый обучаемый должен быть услышан, и если он что-то делает не так, то это вина преподавателя или учителя. В форме тренингов и игр обучаемым дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что новая технология развивает в ученике или студенте такие жизненно необходимые в наше время качества, как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Столы должны отходить лучами от учительского или преподавательского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю (преподавателю). Таким образом, у каждого учащегося или студента есть партнер по плечу) и партнер, который сидит напротив. Каждый обучаемый имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления [20].
Обучаемые сидят за столом по 4 человека. Это одна сплоченная команда. На столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, так как она захватывает. С первых же минут учащиеся и студенты активно вовлекаются в процесс. При помощи алгоритма специальных структур (тезисов или формул), они двигаются, думают, обсуждают. У каждого обучаемого есть возможность поделиться своим мнением, в команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки. Скучающих на таком занятии не будет никогда, потому что учащимся и студентам не придется только сидеть и писать. По сигналу они перемещаются по кабинету(необходимое условие - надо перемешаться), по сигналу «стоп» надо образовать пары (или четверки) для взаимодействия. Дается задание или вопрос, работая над ним, пара за 30-40 секунд обменивается информацией. Само занятие мало похоже на обычное занятие (урок) и больше напоминает игру -увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить.
Сингапурские обучающие структуры хорошо интегрируются с современными педагогическими технологиями. Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептов, принципов, особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса [8].
Классификация педагогических технологий в упрощенном виде может выглядеть следующим образом:
I. По обеспечению дифференциации и личностной ориентации обучения:
1.1. традиционные технологии - технологии фронтального обучения (не обеспечивающие дифференциации и личностной ориентации обучения);
1.2. технологии дифференцированного обучения;
1.3. технологии личностно-ориентированного обучения.
II. По обеспечению развития, активности, самостоятельности обучаемых:
2.1. традиционные технологии - технологии объяснительно -иллюстративного, репродуктивного обучения;
2.2. технология проблемного изложения;
2.3. частично поисковая (эвристическая);
2.4. исследовательская технология;
2.5. проектно-исследовательская технология;
2.6. технологии развивающего обучения;
III. По обеспечению укрупнения дидактических единиц:
3.1. традиционные технологии - традиционные технологии урока, лекций, семинаров, практикумов (технологии, не обеспечивающие укрупнения дидактических единиц);
3.2. технологии блочно-модульного обучения;
3.3. технологии цельно -блочного обучения;
IV. По использованию компьютерных средств:
4.1. традиционные технологии (без использования компьютерных средств);
4.2. технологии с активным использованием компьютерных средств.
Реализация комплексного подхода к выбору педагогических технологий в
соответствии с данной классификацией позволяет нам считать, что на одном и том же учебном занятии или блоке занятий (уроке) можно использовать различные технологии. Например, на занятии (уроке) можно использовать одновременно и технологию личностно-ориентированного обучения, и технологию компьютерного обучения, и традиционную технологию. Это возможно в связи с использованием новой технологии - «интегральной», которая основана на целостном единстве основных инновационных идей составляющих ее технологий » [1].
Мы выделили следующие важные аспекты (достоинства, возможности) педагогической технологии: а) обеспечение или необеспечение активности, самостоятельности студентов; б) обеспечение или необеспечение дифференциации, индивидуализации, личностной ориентации обучаемых; в) всемерное использование или неиспользование компьютерных средств. Поэтому, мы считаем, что в интегральной педагогической технологии максимально должны одновременно реализовываться:
• активность и самостоятельность обучаемых;
• дифференциация, индивидуализация и личностная ориентация обучения;
• активное использование компьютерных средств.
Эффективная интегральная технология - это технология, основанная на максимальной реализации указанных возможностей [3]. Интегральная технология должна включать в себя все лучшее составляющих ее технологий. Теория и практика реализации технологий интегрированного обучения описаны в работах В.В. Гузеева «Интегральная технология обучения» [6] и М.А. Чошанова «Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе» [17].
Интеграция данных педагогических технологий с Сингапурскими обучающими структурами (или с Сингапурской технологией обучения) значительно повышает эффективность и качество обучения в образовательной организации (в основном на основе эффективного управления учебным процессом). Интеграцию Сингапурской технологии с современными педагогическими технологиями рассмотрим на примере интеграции ее с технологиями проектно-исследовательского и личностно-ориентированного обучения.
Ключевые цели интегральной технологии проектно-исследовательского, личностно-ориентированного обучения и управления учебным процессом (Сингапурской технология): а) эффективное обучение на основе разработанной программы; б)развитие индивидуальных познавательных способностей обучаемого; в)формирование умений работать с информацией, развитие метапредметных универсальных учебных действий(УУД) (коммуникативных, регулятивных,
познавательных); г) формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения; д) формирование у студентов максимума учебной информации (столько, сколько он может усвоить).
Концепты интегральной технологии: а) осознание обучаемыми учебной проблемы и ориентации на достижение значимых образовательных целей и «осязаемого» конечного практического продукта; б) самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность обучаемых при содействии преподавателя; в) высокий темп и управление в обучении (обеспечивает ведение целенаправленного информационного процесса и предоставления каждому обучаемому возможности продвигаться в учении с максимальной скоростью, которая для его познавательных сил оптимальна) [4]. Принципы интегральной технологии: 1) мотивация (стимулирование) учебно -познавательной деятельности; 2) управляемость учебного процесса (в любое время возможна коррекция преподавателем учебного процесса); 3) оптимальное сочетание форм учебной работы (индивидуальной, групповой и фронтальной); 4) адаптивность учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся и студентов; 5) диалоговой характер обучения.
Основные результаты. Модели интеграции Сингапурской технологии с современными педагогическими, разработанные нами, были экспериментально проверены и апробированы в образовательной деятельности гимназии №27 Вахитовского района г. Казани и Казанского государственного энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей на учебный процесс в учреждениях общего и высшего образования, их ресурсы и результаты. В ходе эксперимента отмечены следующие изменения: 1) повышение качества конечных результатов в работе общеобразовательной и высшей школы (а) количество учащихся экспериментальных групп гимназии, окончивших учебный год на «4» и «5», с 52% увеличилось до 59%; б) количество студентов, экспериментальных групп ВУЗа, выдержавших экзамены на «4» и «5», с 31,4% увеличилось до 46,8%); 2) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество учебных занятий в экспериментальных группах, на которых реализуется личностно-ориентированный подход к обучаемым а) в общеобразовательной школе с 23% увеличилось до 85%; б) в высшей школе - с 20% увеличилось до 81%); 3) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития педагогических кадров: а) количество учителей общеобразовательной школы с высоким уровнем творческой самореализации с 19% увеличилось до 54,5%); б) количество научно - педагогических работников ВУЗа с высоким уровнем творческой самореализации с 21 ,5% увеличилось до 62,1%).
В заключении зададим вопрос: почему предлагается интеграция известных педагогических технологией именно с сингапурскими обучающими структурами? Дело не только в том, что учащиеся Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. Данная система очень похожа на советские и российские разработки Л. Выготского, Д. Эльконина и В. Давыдова, но здесь их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая образовательную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Они сами это признают. Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея - учиться вместе, а не просто что -то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения, главная цель которой - совершенствование коммуникативной компетенции и активизация речемыслительной деятельности о бучаемых.
Литература
1. Андреев Г.П., Бугаев Н.И., Михалёва О.И., Романов Н.Н. К столетию метода проектов // Школьные технологии. 2005. № 4. С. 29-30. 1.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. М., 1994.
3. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.
4.Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1971.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180.
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.
7. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение. Казань, 1994.
8. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз -Эфрон. 1925. 345 с.
9. Коллингс Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1976. 379 с.
10.Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.
11. Atkinson J.W., Birch D. An introduction to Motivation. N.Y., 2013.
12. Bork A. Computers and Information Technology as Learning Aid / Education and Computing. 1998. V1.
13. Kemp J.E. The Instructional Design Process. N.Y., 2010.
14. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. Свердловск. инж.-пед. ин-т., 1990. C. 24-38.
15. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов на Дону, 2000.
16. Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Свердловский инж-пед. ин-т, 1992.
17. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дисс. ... докт. пед. наук. Казань, 1996.
18.Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. М: изд -во «Бином. Лаборатория знаний», 2013. С. 43
19. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня. Казань, МО и Н РТ, 2010.
20.Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Образовательная система Сингапура. Мэгариф, № 2, февраль, 2014, С. 52-53.
References
1. Andreev G.P., Bugaev N.I., Mikhaleva O.I., Romanov N.N. K stoletiyu metoda proektov // Shkol'nye tekhnologii. 2005. No.4. P. 29-30. 1.
2. Apatova N.V. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. M., 1994.
3. Batyshev S.Ya. Blochno-modul'noe obuchenie. M., 1997.
4.Bespal'ko V.P. Programmirovannoe obuchenie. Didakticheskie osnovy. M., 1971.
5. Vasil'ev V. Proektno-issledovatel'skaya tekhnologiya: razvitie motivatsii // Narodnoe obrazovanie. 2000. No. 9. P. 177-180.
6. Guzeev V.V. «Metod proektov» kak chastnyi sluchai integral'noi tekhnologii obucheniya // Direktor shkoly. 1995. No.6. P. 39-47.
7. Ibragimov G.I. Kontsentrirovannoe obuchenie. Kazan', 1994.
8. Kilpatrik U.X. Metod proektov. Primenenie tselevoi ustanovki v pedagogicheskom protsesse. L.: Brokgauz-Efron. 1925. 345 p.
9. Kollings E. Opyt raboty amerikanskoi shkoly po metodu proektov. M.: Novaya Moskva, 1976. 379 p.
10.Tret'yakov P.I. Upravlenie shkoloi po rezul'tatam. M.: Novaya shkola, 1997.
11. Atkinson J.W., Birch D. An introduction to Motivation. N.Y., 2013.
12. Bork A. Computers and Information Technology as Learning Aid. Education and Computing.
© А.Т. Галиахметова 1998. V1.
13. Kemp J.E. The Instructional Design Process. N.Y., 2010.
14. Bezrukova V.S. Pedagogicheskaya integratsiya // Integratsionnye protsessy v pedagogicheskoi teorii i praktike: sb. nauchnykh trudov. Sverdlovsk. inzh-ped. in-t., 1990. C. 24-38.
15. Danilyuk A.Ya. Teoriya integratsii obrazovaniya. Rostov na Donu, 2000.
16. Chapaev N.K. Integratsiya pedagogicheskogo i tekhnicheskogo znaniya v pedagogike proftekhobrazovaniya. Ekaterinburg: Sverdlovskii inzh-ped. in-t, 1992.
17. Choshanov M.A. Teoriya i tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya v professional'noi shkole. Diss. ... dokt. ped. nauk. Kazan', 1996.
18.Choshanov M.A. Didaktika i inzheneriya. M: izd-vo «Binom. Laboratoriya znanii», 2013, P. 43
19. Alishev T.B., Gil'mutdinov A. Kh. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel'noi sistemy mirovogo urovnya. Kazan', MO i N RT, 2010.
20.Alishev T.B., Gil'mutdinov A.Kh. Obrazovatel'naya sistema Singapura. Ms garif, No. 2, fevral', 2014, P. 52-53.
Автор публикации
Галиахметова Альбина Тагировна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.
Author of the publication
Albina T. Galiakhmetova - Cand. Sci. (Pedagogy), associate professor, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
Дата поступления 04.09.2017.