3. Serik V. Education and personality: theory and practice of designing educational systems. M.: Corporation "Logos", 1999. 272 c.
4. Kurilova C. Y. Problem of self-actualization of young primary school teachers in teaching activities // Proceedings of the international scientific-practical conference. Almanac "Productive Education": individual educational trajectory. At 2 pm. Part 1. Vol. 8. M.: Ekshen, 2006. C. 172-175.
УДК 378
А. Т. Галиахметова, Е. А. Андреева
Интеграция педагогических технологий как важное направление модернизации профессионального образования
Интеграция педагогических технологий является одним из перспективных направлений повышения качества образования в высших учебных заведениях. В данной статье рассматривается проблема интеграции педагогических технологий как важное средство повышения качества образования. Целью исследования является разработка и построение модели интеграции педагогических технологий. Были использованы такие методы, как моделирование, эксперимент, анализ существующих педагогических технологий. Разработанные модели были экспериментально проверены и свидетельствуют о положительном влиянии на качество педагогического процесса в системе модернизации профессионального образования. Разработанная авторами структура учебного процесса в условиях интеграции педагогических технологий способна оказать помощь преподавателям в конструировании и проведении учебных занятий.
Integration of educational technology is one of the promising ways of increasing the quality of education in higher educational institutions. The article describes the problem of integration of educational technologies as an important means of improving the quality of education. The aim of the research is the development and construction of a model of integration of educational technologies. We used such methods as modeling, experiment, analysis of existing educational technologies. The models have been tested experimentally, and show the positive impact on the quality of the educational process in the modernization of professional education. The developed structures of the educational process in terms of integration of educational technologies can assist teachers in designing and conducting lessons.
Ключевые слова: интеграция, педагогическая технология, профессиональное образование, качество образования.
Keywords: integration, educational technology, professional education, quality of education.
Современная профессиональная школа призвана не только готовить студентов к овладению профессией, но и нести ответственность за качество профессионального образования и конкурентоспособность специалиста. Сформировать у всех студентов современные ключевые профессиональные компетенции можно, только кардинально изменив систему профессионального образования. Поэтому совершенствование педагогического процесса в профессиональной школе остается одной из самых важных проблем. Ученые обращаются к вопросам разработки и внедрения эффективных педагогических технологий (в том числе гибких технологий) в профессиональную школу. Разработать и внедрить систему педагогических технологий, учитывая многовариативность образовательных программ и типов образовательных организаций, оценить их качество и практическую состоятельность в учебном процессе - задачи, которые необходимо решить в настоящее время.
Реформирование системы профессионального образования должно основываться не только на обновлении его содержания, его гуманизации и демократизации, но и на изменении самого подхода к процессу организации профессиональной подготовки. Приблизительные и неконкретные методики, которыми в настоящее время пользуются в организациях профессионального образования, должны быть заменены на целостные системы эффективных, гибких педагогических технологий, объединяющих достижения педагогической науки и ориентированных на решение ключевых задач профессионального образования. Педагогика пока не располагает целостной системой педагогических технологий ни в теоретическом, ни в практическом аспектах. В связи с этим исследование в данном направлении является чрезвычайно актуальным для современной профессиональной школы и педагогики в целом.
Анализ различных исследований в данной области указывает на острую потребность преподавателей в овладении новейшими педагогическими приемами и идеями современной педагогики. Одной из таких идей является интеграция педагогических технологий.
© Галиахметова А. Т., Андреева Е. А., 2015
«Интеграция» и «система» - близкие понятия. «Если речь идет о системном подходе, - отмечает В. П. Кузьмин, - ищите интеграцию» [1]. Педагогическая интеграция - это разновидность научной интеграции, осуществляемой в рамках педагогической теории и практики. Естественно, что и принципы, и формы, и методы такая интеграция будет иметь свои, педагогические.
Проблемой интеграции наук, интеграционных процессов в образовании занимались А. Н.Аверьянов, Л. фон Берталанфи, В. С. Безрукова, И. В. Блауберг, А. Я. Данилюк, Ю. С. Тюнни-ков, Н. К. Чапаев, Э. Г. Юдин и др., а также нами были изучены работы, в которых рассматриваются задачи современного профессионального образования (Г. И. Ибрагимов, А. В. Леонтьев, Д. В. Ливанов, А. А. Фурсенко), пути и средства развития творческой личности (Ю. К. Бабанский, А. М. Баскаков, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин, А. В. Усова, В. А. Черкасов, П. И. Чернецов и др.).
Под интеграцией педагогических технологий мы понимаем процесс и результат объединения педагогических технологий в некоторую целостность, сопровождаемые уплотнением связей между ее составляющими [2]. Результатом данного объединения является инновационная педагогическая технология (интегральная). Модель интегральной педагогической технологии представляет собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты:
а) ключевые задачи (возможности) педагогических технологий, ориентированные на цели и задачи современного профессионального образования;
б) дидактическая подсистема, содержащая компоненты, представляющие собой интеграцию соответствующих компонентов составляющих технологий:
- интегральный компонент «концептуальные основы»;
- интегральный компонент «принципы технологии»;
- интегральный компонент «особенности построения содержания обучения»;
- интегральный компонент «особенности форм, методов, приемов, средств обучения»;
- интегральный компонент «алгоритм учебного процесса»;
- мониторинг состояния профессиональной компетентности студентов (результатов учебного процесса).
Интегрированные компоненты образуются на основе дифференциации технологии на компоненты и их интеграции [3]. Управленческая подсистема обеспечивает управление: а) собственно технологией (в результате технология адаптируется к изменяющимся условиям); б) учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Управленческая подсистема содержит концептуальные основы, принципы, функции и методы управления обучением.
Главное назначение интеграции педагогических технологий заключается в повышении качества и эффективности педагогического процесса, которое осуществляется на основе суммарной реализации всех педагогических возможностей составляющих технологий.
По нашему мнению, в интегральной педагогической технологии в первую очередь максимально должны реализовываться:
- дифференциация, индивидуализация и личностная ориентация обучения;
- активность и самостоятельность обучаемых;
- активное и всемерное использование компьютерных средств.
Интегральная технология включает в себя все лучшее составляющих ее технологий, обеспечивает мотивацию обучаемых, реализует дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставляет возможность сформировать у студентов индивидуальные траектории обучения и развития.
Нам удалось обосновать концептуальные положения интегральной технологии, заключающиеся в том, что
- интеграция педагогических технологий является важным условием повышения эффективности и качества педагогического процесса в профессиональной школе;
- проектирование и реализация управляемых (гибких) интегральных педагогических технологий позволяет создать механизмы устойчивого и непрерывного самоуправляемого развития профессионального образовательного учреждения.
Разработанные модели управляемых (гибких) интегральных педагогических технологий были экспериментально проверены и широко апробированы в профессиональной деятельности ряда образовательных организаций профессионального образования. Данная апробация позволила сделать вывод об эффективности этих моделей. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии данных моделей на основные параметры, характеризующие эффективность и качество педагогического процесса в системе профессионального образования.
Таблица 1
Динамика качества конечных результатов в профессиональных школах,
работающих в условиях интеграции педагогических технологий_
Основные показатели Доэкспериментальный срез Постэкспериментальный срез
Экспери ные г менталь-руппы Контрольные группы Экспери ные г менталь-руппы Контрольные группы
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Всего студентов (выборка) 536 100 534 100 536 100 534 100
Студенты, выдержавшие экзамен на «4» и «5» 189 35,2 175 32,7 253 47,2 249 46,6
Таблица 2
Динамика качества учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях _в условиях интеграции педагогических технологий_
Основные показатели Доэкспериментальный срез Постэкспериментальный срез
Экспериментальные группы Контрольные группы Экспериментальные группы Контрольные группы
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Всего учебных занятий (выборка) 450 100 445 100% 450 100% 445 100%
Количество учебных занятий, на которых осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения 150 30 137 31 410 91,1 142 32
Количество учебных занятий, на которых активизируется познавательная деятельность студентов 45 10 47 10,6 425 94,4 46 10,3
Количество учебных занятий, на которых всемерно используются инф.-комп. средства 110 24,4 108 24,9 440 97,8 107 24
Анализ данных таблиц позволяет сделать вывод о том, что интеграция педагогических технологий обеспечивает повышение качества учебного процесса в професисональных учебных заведениях, конечных результатов их деятельности, а также уровня творческой самореализации научно-педагогических работников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способны значительно повысить качество и эффективность образования в профессиональной школе в целом. Разработанные в исследовании теоретические положения дают преподавателям образовательных организаций, а также специалистам органов управления образованием необходимые представления о новых принципах и способах организации учебного процесса.
Выработанная структура учебного процесса, образовательные модули по учебным дисциплинам в условиях интеграции педагогических технологий способны оказать помощь преподавателям в конструировании и проведении учебных занятий на основе интегральных педагогических технологий.
Примечания
1. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1980.
2. Галиахметова А. Т. Комплексный подход к классификации педагогических технологий как основа их интеграции и управления качеством образования в вузе // В мире научных открытий. Красноярск: Науч.-иннов. центр, 2013. № 5. 2 (41).
3. Чапаев Н. К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Свердл. инж-пед. ин-т, 1992.
Notes
1. Kuz'min V. P. Princip sistemnosti v teorii i metodologii K. Marksa [The principle of consistency in the theory and methodology of Karl Marx] / V. P. Kuz'min M.: Politizdat, 1980.
2. Galiahmetova A. T. Kompleksnyj podhod k klassifikacii pedagogicheskih tehnologij kak osnova ih integracii i upravlenija kachestvom obrazovanija v vuze [An integrated approach to the classification of educational technologies as the basis for their integration and quality management education at the university] / A. T. Galiahmetova - V mire nauchnyh otkrytij. Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2013. - #5. 2 (41).
3. Chapaev N. K. Integracija pedagogicheskogo i tehnicheskogo znanija v pedagogike proftehobrazovanija [Integration of educational and technical knowledge in teaching vocational education ] / N. K. Chapaev - Ekaterinburg: Sverdlovskij inzh-ped. in-t, 19922.
УДК 159.922.73
Т. С. Бобкова
Возможности применения метода наблюдения в психодиагностической работе с подростками
В статье рассматриваются как общие вопросы психодиагностической работы с подростками, так и частные, касающиеся метода наблюдения. Предлагается авторская разработка карты-схемы наблюдения за формами полоролевого поведения, проявлениями мужских и женских качеств личности. Автором изложены результаты эмпирического исследования одной из составляющих структуры самосознания личности -половой идентификации, предложены рекомендации по использованию карты-схемы наблюдения за подростками в условиях детского дома и замещающей семьи. Выборку составили подростки с разной социально-педагогической ситуацией развития (детский дом, обычные и приемные семьи). Предложенные практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.
The paper describes both general questions of psychodiagnostic work with teenagers and concrete questions coming to observation method. Authoring schematic map to observe the forms of gender - role behaviour showing men's and women's personal qualities is offered. The author gives the results of empiric study - one of structural constituent person self - comprehension - sex identification, offers recommendation on using observation schematic map for teenagers in conditions of children's home and replacing family. The selection was made by teenagers with different social - pedagogic development situation (children's home, usual families and foster homes.) These practical recommendations help in rendering qualified psychological support to orphans and specialists, who studies such problems.
Ключевые слова: наблюдение, подростки, психодиагностика, дети-сироты, половая идентификация.
Keywords: observation, teenagers, psychodiagnostic, orphans, sex identification.
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Особенности подростковой психики первостепенно определяются разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и обусловливает определение подросткового возраста как «трудного». Как отмечают многие отечественные ученые (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, и др.), для подросткового возраста характерными являются кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, влекущие за собой возникновение новых психологических образований: роста самосознания и интереса к собственному «Я», личностной рефлексии, стремления к взрослости и самостоятельности, высокой сензитивности к оценкам другими своей личности, повышения интереса в процессе межличностного взаимодействия к представителю противоположного пола [1]. Благодаря бурному росту и перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка. Подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить [2]. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения - потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает под-
© Бобкова Т. С., 2015 130