Научная статья на тему 'Особенности интерактивных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам в учреждениях среднего профессионального образования'

Особенности интерактивных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В.М.

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в учреждениях среднего специального образования, посредством внедрения и использования интерактивных форм проведения занятий, востребованных новой образовательной ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In this article there were discussed actual questions of improvement professional training students of economic specialties in the institutions of secondary special education, through the implementation and use of interactive forms of training demanded by the new educational situation.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам в учреждениях среднего профессионального образования»

Для успешного протекания процесса морально-этической коммуникации детей в хореографическом коллективе необходимы несколько условий, среди которых: грамотное воздействие педагогов, т. е. компетентный персонал, представляющий свою цель и задачи, способный не только преподавать танец, но и воспитывать в детях чувство уважения, взаимопонимания и помощи друг другу; непосредственно интерес самих воспитанников, подкрепленный действиями педагога, поскольку незаинтересованный ребенок не станет воспринимать информацию, которую он считает скучной и ненужной; привлечение старших групп для живого образного примера, что усиливает силу действия одновременно первого и второго факторов, описанных выше. Таким образом, педагогическим базисом танцевального искусства как морально-этической формы коммуникации детей является процесс морально-этической коммуникации детей средствами хореографии, содержание, формы и методы, направленные на развитие танцевального искусства. Мы считаем дальнейшие исследования в области танцевального искусства как фактора формирования морально-этической коммуникации детей актуальными для современного общества, исходя из того, что детский танец приобретает все более растущую популярность во всех своих проявлениях и формах, его влияние на формирование морально-этического базиса ребенка играет одну из ведущих ролей в сфере дополнительного образования.

1. Ильинская И. П. Использование педагогического потенциала искусства в образовательном процессе начальной школы // Педагогический потенциал искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. Чебоксары, 2009. Ч. 1. С. 84-88.

2. Волков И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение: Владос, 1995. 256 с.

3. Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 3. С. 155158

4. Каган М. С. Морфология искусства: историко-теорети-ческое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1972. 440 с.

5. Храпова В. А. Танец в современном мире // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 10. Т. 3. С. 34-36.

6. Новейший философский словарь // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_ Dict/351.php (дата обращения: 05.06.2015).

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

8. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

© Таланкин Д. О., 2015

УДК 37.02

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в учреждениях среднего специального образования, посредством внедрения и использования интерактивных форм проведения занятий, востребованных новой образовательной ситуацией.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, интерактивные формы, познавательный процесс, эффективность, обучение.

В. М. Федоров V. M. Fedorov

FEATURES INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In this article there were discussed actual questions of improvement professional training students of economic specialties in the institutions of secondary special education, through the implementation and use of interactive forms of training demanded by the new educational situation.

Keywords: teaching activities, interactive forms, educational process, efficiency, training.

Главной задачей современного среднеспециального профессионального образования является развитие личности, которая готова качественно жить и успешно действовать в обществе. Другими словами, студент должен не только получить теоретические знания, но и овладеть определенными навыками, умениями действовать в конкретных жизненных ситуациях, планировать собственную жизненную стратегию и нести личную ответственность.

Многие методические инновации, используемые в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, связаны сегодня с применением интерактивных форм обучения. Слово «интерактив» образовано от слова "interact" (англ.), где "inter' - взаимный, "act' - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обуче-

ние - это прежде всего диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель - ученик» или «учитель - группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), «ученик - аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах), «ученик - компьютер» и т. д. [1, с. 125].

Интерактивная форма проведения занятий - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности [2, с. 211].

По сравнению с традиционными формами проведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее важных средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Результаты многих исследований установили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, способствовующим оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Применение интерактивных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам решает следующие задачи:

- формирует интерес к экономическим знаниям;

- насыщает социальный опыт студента путем переживания конкретных экономических ситуаций;

- учит формулировать собственное мнение и уважать альтернативную позицию, слушать других людей;

- развивает самостоятельную и творческую деятельность студентов [3, с. 155].

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем среднеспециального учебного заведения могут быть использованы следующие интерактивные формы:

- круглый стол (дискуссия, дебаты);

- метод «морфологического анализа»;

- метод паратеатра;

- мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);

- деловые и ролевые игры;

- case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

- мастер-класс.

В процессе преподавания экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования считаем важным предложить использование следующих методов.

Метод морфологического анализа. Этот метод разработал Фриц Цвики, известный американский астрофизик. Цель метода - выделить наиболее важные параметры конкретной проблемы, а затем изучить соотношения между ними. Данный метод направлен на то, чтобы использовать все имеющиеся альтернативы, которые может дать многомерная модель.

Метод паратеатра. Технология данного метода предусматривает исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера. Сцена задается сценаристом. Как режиссер, ведущий инструктирует актеров, распределяет роли и, учитывая, как развиваются ситуации, как сценарист моделирует ту или иную сцену. Как менеджер ведущий должен выполнить следующее: сделать очевидными промахи обучаемых; продемонстрировать возможные отрицательные последствия; дать возможность обучаемым апробировать решения, на которые в жизни они бы не отважились; сделать наглядными удачные ходы обучаемых, чтобы развить потенциальный успех в действительный. Ведущий может одобрительными репликами подсказывать правильность хода.

Метод разыгрывания ролей. Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства.

Метод дискуссии. Традиционно дискуссия рассматривается как диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения разных точек зрения. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой и методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений.

Метод полемики. Цель полемики - не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах.

Методы круглого стола. Эта группа методов объединяет около полутора десятка разновидностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип коллективного обсуждения проблем. Методы круглого стола можно объединить в следующие группы:

1. Учебные семинары.

Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах. На семинар

Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)

95

могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблем.

Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить сущность проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах.

Ориентационные. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема.

2. Учебные дискуссии. Они могут проводиться: по материалам лекции; по итогам практических занятий; по проблемам, предложенным самими слушателями; на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности; по публикациям в печати.

Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за круглым столом. Для слушателей бывают чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за круглым столом со специалистами - учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных органов и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает слушателям выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю круглого стола для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на круглый стол могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание круглого стола проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

Таким образом, использование методов интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования повышает уровень развития продуктивной деятельности на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, обмена информацией и действиями между ними, сотрудничеством, совместным принятием решений в атмосфере взаимопонимания и уважения.

1. Смолин А. Б. Методы интерактивного обучения. М.: Дрофа, 2002. 276 с.

2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2004. 355 с.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2009. 376 с.

© Федоров В. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.