УДК 37.08
С.В. Кошевенко,
Смоленский государственный университет
Компетентностная модель образовательного менеджера школы *
Меняющаяся ситуация социально-экономического развития мира вообще и России в частности определяет новые условия развития системы образования. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р, говорится о повышении требований к педагогическим кадрам. В программе указывается, что это связано с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, динамичным развитием науки и технологий. По мнению разработчиков программы, образовательные организации нуждаются в «педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования». В ней указываются проблемы дисбаланса между потребностью в таких кадрах и возможностью их подготовки, а также недостаточной привлекательности педагогической деятельности [1].
На наш взгляд, инструментами для решения этих проблем в определенной мере обладает развивающийся в последнее десятилетие образовательный менеджмент. Появление в образовательной организации образовательного менеджера позволит снизить риски принятия неверных управленческих решений в области образовательной дея-
тельности и управления человеческими ресурсами.
Образовательный менеджер -это профессионал-управленец, обладающий инновационным поведением и способный активировать интеллектуальный потенциал организации на основе менеджмента знаний [2, с. 335]. Он может осуществлять научно-исследовательскую, педагогическую, проектную, управленческую, методическую и культурно-просветительскую деятельность.
Миссия образовательного менеджера в образовательной организации определяется нами как развитие организации посредством развития ее персонала.
На данный момент в школе нет специалиста-профессионала, который активно занимался бы раз-
Смоленский государственный университет
витием персонала. Эти функции возложены частично на руководителя образовательной организации и его заместителей [3]. Однако в силу загруженности, диверсификации направлений деятельности, отсутствия специальной подготовки в области образовательного менеджмента работа по развитию персонала в школе носит фрагментарный характер. Исследования показывают, что в большинстве школ никто не занимается проектированием образовательных траекторий педагогов, индивидуальных траекторий их карьерного роста, а руководители не владеют технологиями мотивации персонала.
Если учесть, что к задачам образовательного менеджера можно отнести развитие персонала,
* Публикация подготовлена в рамках научного проекта №15-16-67005, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. © Кошевенко С.В., 2015
СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА КОШЕВЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: образовательный менеджмент, информационная культура, ком-петентностный подход, менеджмент и принятие управленческих решений. Автор 33 публикаций
Рассматривается проблема развития педагогических кадров и возможность ее решения посредством привлечения в образовательную организацию специалиста в области образовательного менеджмента. Выделены функциональные задачи образовательного менеджера. Разработана модель компетенций образовательного менеджера.
Ключевые слова: образовательный менеджер, компетентность, компетенция, компетент-ностная модель, образовательная организация, школа.
This article describes a problem of development of pedagogical personnel and possibility of its decision by means of attracting an educational manager in educational organization. Functional tasks of the educational manager are allocated, model of competences of the educational manager is presented.
Key words: educational manager, competency, competence, model of competence, educational organization, school.
создание условий для его непрерывного образования, построение индивидуальных траекторий карьеры сотрудников, организацию корпоративного обучения, информационно-педагогическое сопровождение педагогов, создание и мотивирование групп для работы в проектах, помощь руководителю в принятии решений кадрового менеджмента, то становится ясно, что введение должности образовательного менеджера в образовательных организациях позволит решить обозначенные выше проблемы.
Таблица 1
Компетентностная модель образовательного менеджера
Наименование блока компетенций Индикаторы компетенции
Кластер 1. Профильные компетенции
Компетенции, необходимые для осуществления педагогической деятельности 1. Способность планировать, проводить учебные занятия, анализировать их эффективность. 2. Владение активными формами и методами обучения. 3. Владение методами эффективной мотивации учебно-познавательной деятельности. 4. Способность использовать разные формы и методы контроля в учебном процессе. 5. Способность разрабатывать учебно-методические материалы
Компетенции педагогической этики 1. Уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 2. Способность терпимо относится к религиозным убеждениям, политическим и общественным взглядам, не прибегать к любым формам насилия. 3. Способность поддерживать уважительные и доброжелательные отношения с коллегами, администрацией, учащимися и их родителями (представителями). 4. Способность соблюдать субординацию
Компетенции развития подчиненных 1. Знание основ кадровой деятельности организации. 2. Способность развития соответствующих навыков и умений у сотрудников в соответствии с определенными профессиональными потребностями. 3. Способность принимать во внимание качества сотрудников и их карьерные намерения. 4. Предоставление сотрудникам возможности брать ответственность на себя. 5. Владение технологией построения индивидуального карьерного плана
Работа в команде / сотрудничество 1. Способность сотрудничать с другими, быть частью единой команды, работать вместе, а не отдельно или в соревновании с кем-либо. 2. Способность повышать командный дух и моральное состояние группы
Кластер 2. Управленческие компетенции
Компетенции планирования и постановки задач 1. Владение навыками стратегического планирования (PEST- и SWOT-анализ). 2. Владение навыками использования SMART-технологии постановки целей. 3. Способность эффективно распределять необходимые для решения поставленной задачи время и ресурсы, продумывать механизмы реализации принятых решений
Компетенции принятия решений 1. Способность собирать достаточное число информации, анализировать ее и принимать обоснованные решения. 2. Способность принимать эффективные и оптимальные управленческие решения в условиях риска. 3. Готовность использовать различные методы принятия эффективных управленческих решений
Компетенции руководства коллективом 1. Способность организовать, координировать, контролировать работу подчиненных. 2. Способность оптимально делегировать полномочия, распределять задачи и осуществлять контроль за их реализацией. 3. Способность поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе
Компетенции мотивации деятельности 1. Владение методами эффективной мотивации деятельности педагогов. 2. Способность выстраивать эффективную систему мотивации персонала. 3. Владение методами повышения лояльности персонала
Компетенции самоменеджмента 1. Способность выделить главное направление в своей работе, сконцентрировав на нем свои усилия. 2. Способность ценить и эффективно использовать свое время и время коллег и подчиненных. 3. Владение навыками саморефлексии. 4. Способность составлять собственный карьерный план и следовать ему
Продолжение таблицы 1
Наименование блока компетенций Индикаторы компетенции
Лидерство 1. Способность оказывать влияние на других, направляя всеобщие усилия на достижение целей организации. 2. Способность выстраивать доверительные отношения с подчиненными. 3. Способность вовлекать подчиненных в принятие решений. 4. Способность принимать решения во избежание или для минимизации негативных последствий для людей. 5. Демонстрация лояльности к подчиненным
Компетенции в области маркетинга 1. Способность исследовать и прогнозировать конъюнктуру рынка образовательных услуг 2. Способность определять перспективный ассортимент образовательных услуг. 3. Способность принимать решения по повышению конкурентоспособности организации. 4. Способность разрабатывать и совершенствовать комплекс маркетинга образовательной организации
Правовые компетенции 1. Знание нормативных актов в сфере образования. 2. Знание основ делопроизводства и документооборота в образовательном учреждении
Информационные компетенции 1. Владение навыками сбора, анализа информации. 2. Способность анализировать полученную информацию, оценивать полноту и достоверность данных. 3. Способность отделять значимую, критичную информацию от информации, которой можно пренебречь. 4. Владение пользовательскими навыками работы с персональным компьютером. 5. Владение навыками работы со специализированными (управленческими, педагогическими) программными продуктами
Кластер 3. Коммуникативные компетенции
Владение навыками устной и письменной коммуникации, культура речи 1. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. 2. Способность к эффективному деловому общению, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям. 3. Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. 4. Владение навыками написания аналитических, методических документов, официальных запросов и др.
Владение навыками управления конфликтами 1. Способность конструктивно подходить к конфликтной ситуации и предлагать приемлемые решения. 2. Способность действовать, не ущемляя ничьих интересов
Умение слушать / межличностное понимание 1. Владение навыками общения с людьми. 2. Способность устанавливать контакт с различными типами людей, эмпатия. 3. Умение расположить собеседника к себе. 4. Владение навыками точного восприятия невербального языка, коммуникации, жестов, физиогномики и др. 5. Умение задавать вопросы различных типов и быстро реагировать на ответы. 6. Способность слушать и направлять ход разговора. 7. Способность быть предельно корректным в общении с людьми
Владение навыками публичных выступлений 1. Способность устанавливать контакт со слушателями, не боясь аудитории. 2. Обладание красноречием. 3. Способность управлять вниманием аудитории и вовлекать слушателей в обсуждение. 4. Владение навыками проведения презентаций и публичных выступлений.
Владение иностранным языком 1. Способность к деловому общению в письменной и устной форме на иностранном языке (преимущественно на английском)
Кластер 4. Личностные компетенции
Ответственность 1. Способность брать на себя ответственность за свои действия и поступки своих подчиненных. 2. Способность четко следовать обязательствам
Инициативность 1. Способность к самостоятельным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. 2. Способность самостоятельно принимать решение при возникновении личных или профессиональных проблем
Настойчивость / уверенность в себе 1. Способность упорно добиваться решения вопроса или проблемы до тех пор, пока задача не решена или не возникли непреодолимые препятствия
Нацеленность на результат 1. Способность ставить перед собой и своим подразделением амбициозные цели и активно стремиться к их достижению. 2. Готовность связывать профессиональную деятельность с достижением личных целей. 3. Способность четко представлять результат, а также верно распределять ресурсы и преодолевать препятствия на протяжении всего периода реализации порученного задания
Адаптивность 1. Способность к приспособлению к существующим требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного сообщества. 2. Способность к анализу и адекватному восприятию окружающей среды. 3. Способность преобразования среды сообразно собственным потребностям
Стрессоустойчивость / саморегуляция 1. Способность переносить значительные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых негативных последствий для деятельности, окружающих и собственного здоровья
Ориентация на профессиональное и личностное развитие 1. Готовность к приобретению новых знаний и опыта. 2. Способность правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, постоянно развивать свои профессиональные, деловые и личностные качества. 3. Способность и готовность браться за решение более сложных задач с целью своего профессионального развития
Окончание таблицы 1
Наименование блока компетенций Индикаторы компетенции
Кластер 5. Интеллектуальные компетенции
Лабильность и обучаемость 1. Способность переключать внимание, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. 2. Способность осваивать знания, умения и навыки в процессе обучения. 3. Активно занимается самообразованием и делится знаниями с подчиненными
Аналитические способности 1. Способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. 2. Способность к структуризации и систематизации составных частей проблемы. 3. Способность к систематическому сопоставлению различных факторов или аспектов. 4. Профессиональный кругозор, привлечение знаний из различных предметных областей
Гибкость ума 1. Способность широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях. 2. Способность к творческому мышлению
Логичность и доказательность мышления 1. Способность соблюдать строгую последовательность рассуждений с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте и всех возможных его взаимосвязей. 2. Способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов
Критичность мышления 1. Способность строго оценивать результаты мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений. 2. Способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи
Широта мышления 1. Способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений
Опираясь на все сказанное, определив функционал образовательного менеджера, мы предлагаем рассмотреть компетентност-ную модель образовательного менеджера (табл. 1).
Эта модель в полной мере раскрывает функционал образовательного менеджера в школе посредством выделения соответствующих групп компетенций и их индикаторов. Для того чтобы достичь высоких показателей, об-
разовательный менеджер должен инновационно мыслить и действовать, обладать информационной культурой, способностью активизировать интеллектуальный потенциал организации, создавать условия для непрерывного образования и мотивировать на это персонал образовательной организации.
Обозначенный нами путь решения проблемы развития и сопровождения персонала обра-
зовательной организации с целью повышения эффективности ее деятельности требует особого внимания как со стороны ее непосредственного руководства, так и со стороны государства. С целью повышения компетентности руководителей в сфере образования необходимо систематически организовывать курсы повышения квалификации по вопросам образовательного менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 01.10.2015).
2. Образовательный менеджмент: учеб. пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е.В. Иванов, М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, Г.А. Федотова, Р.М. Ше-райзина, А.Г. Ширин; сост. и общ. ред. Е.В. Иванова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава
Мудрого, 2010. 412 с.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (с изменениями и дополнениями)». URL: http://base. garant. ru/199499/#ixzz3qWXiaE3n (дата обращения: 01.10.2015).
LITERATURA_
1. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 goda № 2765-r «O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173677/ (data obrashhenija: 01.10.2015).
2. Obrazovatel'nyj menedzhment: ucheb. posobie dlja magistratury po napravleniyu «Pedagogika» / E.V. Ivanov, M.N. Pevzner, P.A. Petrjakov, G.A. Fedotova, R.M. Sheraizina, A.G. Shirin; sost. i obshh. red. E.V. Ivanova, M.N. Pevznera.
Velikij Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2010. 412 s.
3. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 26 avgusta 2010 goda № 761 n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostei rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih» (razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostei rabotnikov obrazovanija") (s izmenenijami i dopolnenijami)». URL: http://base.garant.ru/199499/#ixzz3qWXiaE3n (data obrashhenija: 01.10.2015).