Научная статья на тему 'Информационно-педагогическое сопровождение как направление деятельности образовательного менеджера'

Информационно-педагогическое сопровождение как направление деятельности образовательного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР / EDUCATIONAL MANAGER / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MANAGER / ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INFORMATION AND EDUCATIONAL SUPPORT / СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / THE SUBJECTS OF INFORMATION AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / METHODS AND MEANS OF INFORMATION A ND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна

Рассматриваются виды деятельности образовательного менеджера. Показано одно из направлений методической и проектной деятельности информационно-педагогическое сопровождение. Дано определение этого понятия, определены субъекты, формы, методы и средства информационно-педагогического сопровождения. Приведены примеры профессиональной деятельности образовательного менеджера.The article describes the activities of the educational manager. Shows one of the directions of methodological and design activities information and educational support. The definition of this concept, defined subjects, forms, methods and means of information and pedagogical support. Examples of professional activities educational manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-педагогическое сопровождение как направление деятельности образовательного менеджера»

УДК 378. 37. 002

С.В. Сильченкова,

Смоленский государственный университет

Информационно-педагогическое сопровождение как направление деятельности образовательного менеджера*

Решение задач современной системы образования невозможно без знания основ образовательного менеджмента. Эти знания особенно важны при решении следующих задач: организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении, организации работы учащихся на занятиях и во внеучебное время, методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, подготовке и проведении исследований, осуществлении педагогической коммуникации, анализе экономической эффективности образовательных проектов и др. В связи с этим сейчас каждый сотрудник учебного заведения в той или иной степени становится менеджером [2].

По мнению исследователей и специалистов, рассматривающих теоретические основы феномена образовательного менеджера, он выполняет множество функций.

Так, ученые Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого считают, что образовательный менеджер является одновременно руководителем, для которого важна эмоциональная атмосфера в коллективе, учет интересов разных групп, аналитиком, предпринимателем со способностью рисковать, находиться на пике инноваций, су-первайзером, владеющим совре-

менными методами и приемами контроля, генератором знаний, управляющим, способным стратегически мыслить и воплощать задуманное на практике, членом организации, живущим по ее законам, объединяющим и координирующим работу других [3].

Полифункциональность деятельности менеджера в сфере образования отмечает Н.Н. Щер-бинова: «он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля» [5].

Для определения видов деятельности менеджера обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направ-

лению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Этот документ определяет следующие виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, ме-тодическая,управленческая, культурно-просветительская [1].

Поскольку «образовательный менеджмент» является одним из профилей этого направления, постольку все вышеперечисленные виды деятельности должны быть отражены в системе подготовки магистра. Однако управленческая специфика этого профиля говорит о возможности расширения и уточнения этих видов деятельности.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом научного проекта № 15-16-67005. © Сильченкова С.В., 2015

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА СИЛЬЧЕНКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогическое сопровождение, использование статистических методов в педагогических исследованиях. Автор 29 публикаций

Рассматриваются виды деятельности образовательного менеджера. Показано одно из направлений методической и проектной деятельности - информационно-педагогическое сопровождение. Дано определение этого понятия, определены субъекты, формы, методы и средства информационно-педагогического сопровождения. Приведены примеры профессиональной деятельности образовательного менеджера. Ключевые слова: образовательный менеджер, виды деятельности образовательного менеджера, информационно-педагогическое сопровождение, субъекты информационно-педагогического сопровождения, формы, методы и средства информационно-педагогического сопровождения.

The article describes the activities of the educational manager. Shows one of the directions of methodological and design activities - information and educational support. The definition of this concept, defined subjects, forms, methods and means of information and pedagogical support. Examples of professional activities educational manager.

Key words: educational manager, educational activities of the manager, information and educational support, the subjects of information and pedagogical support, forms, methods and means of information a nd pedagogical support.

Таблица 1

Сравнительная таблица деятельностного подхода к подготовке магистра по профилю «Образовательный менеджмент»

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (магистратуры) профиля «Педагогическое образование» Магистерская программа подготовки вы-

пускника по профилю «Образовательный менеджмент» (В. Новгород)

методическая организаторская

культурно-просветительская

научно-исследовательская

проектная

управленческая

педагогическая

Учеными Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого были выделены следующие виды деятельности образовательного менеджера: научно-педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, организаторская, проектная [3, с. 300].

На сегодняшний день эти виды деятельности менеджера в сфере образования практически соответствуют новому стандарту, но имеют некоторые отличия (табл. 1).

Считаем, что в этом случае нецелесообразно выделять отдельные новые виды деятельности образовательного менеджера, а необходимо рассматривать их как направления имеющихся

видов. Так, организаторская деятельность может быть направлением управленческой деятельности, которая подразумевает также «исследование, организацию и оценку реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы» [1].

Предлагаем рассмотреть еще одно направление деятельности образовательного менеджера - информационно-педагогическое сопровождение, которое может входить в состав проектного и методического видов деятельности этого специалиста. Для дока-

зательства этого тезиса раскроем сущность исследуемого направления.

Информационно-педагогическое сопровождение - это форма партнерского взаимодействия, при котором сопровождаемому создаются условия для самостоятельного и успешного использования информации с целью удовлетворения его личных и профессиональных потребностей. Сопровождение осуществляется посредством выявления стартовых возможностей, динамики развития сопровождаемого, оказания помощи и предоставления ему в соответствии с его уровнем различного рода информации и программно-технических средств в определенной области [4, с. 13].

Субъектами информационно-педагогического сопровождения будут являться: сопровождающий - образовательный менеджер, сопровождаемый - любой участник образовательного процесса (учитель, преподаватель вуза, руководитель структурного подразделения учебного заведения, студент и др.).

Информационно-педагогическое сопровождение может быть оказано менеджером в любой области его компетенций, например, при методическом обеспечении педагогической деятельности, исследовательской деятельности в учебном заведении, организации внеучебных мероприятий, административно-управленческой деятельности. При этом он выступает как наставник, учитель сопровождаемого субъекта, помогающий ему справиться со своими задачами.

Информационный характер сопровождения показывает возрастающую роль информации для управления образовательным учреждением, процессом, поэтому сопровождение будет заключаться в предоставлении информации. Выбор форм, методов и средств сопровождения зависит от начального уровня сопрово-

Таблица 2

Формы, методы и средства информационно-педагогического сопровождения педагогов

Формы Методы Средства

индивидуальная методическая помощь, индивидуальные и групповые занятия, лекция, беседа, обсуждение, методические и обучающие семинары консультирование, в том числе и интернет-консультирование, краткосрочное обучение, оперативная помощь, совместное планирование, коучинг, поощрение и одобрение, методы работы с информацией обучающие программы, учебные пособия, тезаурус, электронные конспекты, опорные схемы, списки литературы и интернет-источников, памятки-алгоритмы

ждаемого в той или иной области, его компетентности (табл. 2). Они должны способствовать профессиональному росту сопровождаемого, его мотивации к самообразованию в конкретном направлении.

Таким образом, в большей степени информационно-педагогическое сопровождение будет относиться к методической деятельности, которая предполагает изучение, анализ профессиональных и образовательных потребностей, возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения, а также исследование, организацию и оценку реализации результатов методического сопровождения педагогов.

Информационно-педагогическое сопровождение также предполагает учет потребностей сопровождаемых педагогов, их уровня, подбор способов сопро-

вождения, анализ его результатов. Поэтому такое сопровождение всегда будет носить индивидуальный характер.

Как направление проектной деятельности информационно-педагогическое сопровождение предполагает проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождаемых в определенной области.

Рассмотрим ситуации, демонстрирующие необходимость информационно-педагогического

сопровождения как направления профессиональной деятельности образовательного менеджера.

Например, начинающему педагогу нужно провести открытый урок. Образовательный менеджер, не ожидая его обращения к нему за помощью, должен сам предложить ее. Она будет состоять во включении образовательного менеджера в процесс подготовки этого урока. Это не означает, что он должен выполнять обязанности педагога, но он мо-

жет интересоваться процессом подготовки урока, рекомендовать литературу, посоветовать учебный фильм, сказать об основных моментах подготовки урока, ободрить учителя, а после окончания урока сделать его анализ с целью повышения компетентности сопровождаемого учителя.

Декан факультета как образовательный менеджер может обеспечить информационно-педагогическое сопровождение преподавателей кафедры в организации научной конференции. Информационно-педагогическая направленность будет заключаться в консультационно-обучающей деятельности декана, ее культурно-воспитательной и образовательной составляющих. Культурно-воспитательный аспект сопровождения может быть выражен в

рекомендациях по встрече гостей, эстетическому и комфортному оформлению аудитории, в подготовке необходимого раздаточного материала. При этом можно привести примеры подготовки аналогичных мероприятий, проанализировать их недостатки.

Информационно-педагогическое сопровождение научной работы следует организовать в каждом вузе. Оно должно заключаться в предоставлении сотрудникам оперативной информации по конкурсам и грантам, в консультировании по вопросам составления и подачи заявок, оформления отчетов. Так, в Смоленском государственном университете имеется такое структурное подразделение - отдел сопровождения научно-исследовательской работы, которое способствует активиза-

ции этой работы в вузе, повышению ее уровня, что в свою очередь положительно влияет на репутацию вуза, его рейтинг в научно-образовательной сфере.

Таким образом, оказывая информационно-педагогическое сопровождение, менеджер будет выполнять роль консультанта, поддерживать сотрудничество, владеть информационными технологиями и рядом смежных специальностей, адаптировать стиль руководства к способностям и зрелости сотрудников, уметь работать в команде, владеть основами психологии. При этом будет проявляться новаторский характер руководства и повышаться эффективность деятельности различных структурных подразделений и направлений, а также образовательного учреждения в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровня высшего образования «Магистратура» направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1505). URL: // http: // cdnimg. rg.ru/pril/107/89/46/35263.pdf.

2. Кошевенко С.В. Формирование компетентности образовательного менеджера посредством тренинго-вых технологий // Современные научные исследования и инновации. 2013. №9. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2013/09/26251.

3. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / сост. и общ. ред. Е.В. Иванова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2010.

4. Сильченкова С.В. Информационно-педагогическое сопровождение использования статистических методов в педагогических исследованиях: дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. Смоленск, 2014.

5. Щербинова Н.Н. Модель менеджера образования // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/ library/2012/05/12/model-menedzhera-obrazovaniya.

LITERATURA

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovanija urovnja vysshego obrazovanija «Magistratura» napravlenija podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (utv. Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossiiskoi Federacii ot 21 nojabrja 2014 goda № 1505). URL: // http: // cdnimg.rg.ru/ pril/107/89/46/35263.pdf.

2. Koshevenko S.U. Formirovanie kompetentnosti obrazovatel'nogo menedzhera posredstvom treningovyh tehnologii // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2013. №9. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2013/09/26251.

3. Obrazovatel'nyi menedzhment: uchebnoe posobie dlja magistratury po napravleniyu «Pedagogika» / sost. i obsh. red. E.V. Ivanova, M.N. Pevznera. Velikii Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo. 2010.

4. Sil'chenkova S.V. Informacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie ispol'zovanija statisticheskih metodov v pedagogicheskih issledovanijah: dis. ... kand. ped. nauk 13.00.01. Smolensk, 2014.

5. Sh'erbinova N.N. Model' menedzhera obrazovanija // Social'naja set' rabotnikov obrazovanija. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/ library/2012/05/12/model-menedzhera-obrazovaniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.