Научная статья на тему 'Разработка модуля «Информационные системы в управлении образовательным процессом» в подготовке магистрантов педагогического направления'

Разработка модуля «Информационные системы в управлении образовательным процессом» в подготовке магистрантов педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / МОДУЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / MAGISTRACY / PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING / MODULE / INFORMATIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакин Максим Александрович, Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Бурханов Сергей Владимирович

Рассмотрена проблема подготовки педагогов дошкольного, общего среднего и дополнительного образования, владеющих навыками использования информационных технологий управления образовательным процессом в процессе освоения дисциплины «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых». Разработан модуль «Информационные системы в управлении образовательным процессом» в рамках магистерской программы «Образовательные технологии в сфере физической культуры» по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование».The problem of training a teacher of pre-school, general secondary and additional education, who owns the skills of using information technology to manage the educational process in the process of mastering the discipline "Modern educational technologies in the physical education of children and adults", is considered. The module "Information systems in the management of the educational process" has been developed as part of the master's program "Educational Technologies in the Field of Physical Culture" in the direction 44.04.01 "Pedagogical Education".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакин Максим Александрович, Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Бурханов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модуля «Информационные системы в управлении образовательным процессом» в подготовке магистрантов педагогического направления»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10602

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

М.А. Балакин, А.В. Стафеева, С.С. Иванова, С.В. Бурханов

Рассмотрена проблема подготовки педагогов дошкольного, общего среднего и дополнительного образования, владеющих навыками использования информационных технологий управления образовательным процессом в процессе освоения дисциплины «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых». Разработан модуль «Информационные системы в управлении образовательным процессом» в рамках магистерской программы «Образовательные технологии в сфере физической культуры» по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование».

Ключевые слова: магистратура, педагогическое направление подготовки, модуль, информационная компетентность, управление образовательным процессом.

В настоящее время требования к педагогу как общего, так и дополнительного образования диктуются профессиональным стандартом педагога. Трудовые действия, представленные в стандарте, предъявляют необходимость активного внедрения цифровых технологий в профессиональную деятельность педагога, в том числе и по физической культуре [1-3]. При этом недостаточно просто обладать базовыми инфор -мационными компетенциями: уметь пользоваться компьютером, уметь на базовом уровне пользоваться текстовым редактором и электронными таблицами, знать основные приемы визуализации информации с помощью программ для создания изображений и презентаций. Обладающий общепрофессиональными информационными компетенциями педагог также должен быть знаком с различными электронными образовательными ресурсами, которые он может использовать в организации учебного процесса, во взаимодействии всех участников этого процесса, управлении образовательной организацией [4, 5]. Педагог должен знать интерактивные интернет-технологии, с помощью которых он может оптимизировать работу всего педагогического состава как в рамках своего методического объединения, так и на уровне учебно-воспитательного процесса всей образовательной организации [6].

Такая задача ставится перед вузами и стандартами высшего образо -вания, которые предусматривают формирование компетенции способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия [7-9]. Задача педагогического вуза - подготовить педагога, квалифицированно владеющего современными информационными

технологиями. Такая подготовка может осуществляться в процессе освоения магистерских программ предметных профилей по направлению «Педагогическое образование» [10, 11].

В настоящее время в учреждениях высшего образования имеется опыт включения обязательных дисциплин, связанных с формированием навыков использования информационных технологий в преподавании отельных предметов в общеобразовательной школе, однако в большей степени это касается естественнонаучных и гуманитарных предметов учебного плана. Анализ имеющейся литературы позволил заключить, что в учебных планах подготовки педагога дошкольного, общего среднего и дополнительного образования в области физической культуры и спорта отсутствуют программы, направленные на формирование навыков использования информационных технологий как в преподавании предмета «Физическая культура», так и в управлении образовательным процессом в учреждениях физкультурного профиля различного уровня.

Учебная дисциплина «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых» является специальной для направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» профиля «Образовательные технологии в сфере физической культуры», реализуемой в Мининском университете. Студенты в рамках дисциплины осваивают теоретический и практический материалы по проектированию современных технологий физического воспитания детей и взрослых. Данный курс ставит своей целью: создать условия для формирования у магистрантов компетенций, необходимых для дальнейшего образования в сфере физической культуры и спорта.

Для достижения поставленной цели в рамках прохождения дисциплины решаются следующие задачи:

- формировать умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности;

- использовать психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся, принципы и методы физического воспитания для различных контингентов занимающихся в процессе обучения.

- формировать знания по применению современных образовательных технологий для различного контингента занимающихся, умения проектировать, реализовывать и определять эффективность современных физкультурных образовательных технологий обучения и развития детей и взрослых.

- создавать условия для формирования практических навыков эффективного применения современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной, управленческой и научно -исследовательской деятельности.

В процессе разработки учебной программы нами был предложен тематический план изучения дисциплины с включением модуля, направленного на формирование информационной компетентности. Модуль 2 «Информационные технологии и технические средства информатизации образования» ставит своей целью сформировать знания и умения применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия (УК-4 ФГОС ВО 3++). Общая трудоемкость модуля «Информационные технологии и технические средства информатизации образования» составляет 2 ЗЕТ = 72 часа.

В таблице представлен тематический план содержания дисциплины «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых».

Тематический план содержания дисциплины «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых»

Контактная работа Само- Всего

Аудиторная Контактная стоя- часов по

Наименование модуля, темы работа СР (в т.ч. тельная дисцип-

Лек- Семи- в ЭИОС) работа лине

ции нары

Модуль 1. Современные концепции физического воспитания 4 8 — 24 36

учащихся

Тема 1.1. Концепции физического воспитания за рубежом 2 4 - 12 18

Тема 1.2. Модели физического вос- 2 4 12 18

питания в России

Модуль 2. Информационные техно-

логии и технические сред- 6 16 24 56

ства информатизации об-

разования

Тема 2.1. Технологии информатизации образования 2 4 2 8 16

Тема 2.2. Методы информатизации образовательной и науч- 2 6 8 16

ной деятельности в сфере

физической культуры

Тема 2.3. Информационно-образовательная среда образова- 2 6 2 8 18

тельного учреждения

Модуль 3. Современные технологии физического воспитания 8 24 _ 30 52

молодежи и взрослых

Тема. 3.1. Фитнес-технологии для 8 24 2 30 64

взрослых

Итого: 18 48 6 78 144

В теме 2.1 раскрываются содержание термина «информатизация», особенности информатизации образования в современных условиях, состав технических средств информатизации, в том числе основы работы с интерактивной доской, формируются умения владеть методами поиска информации, необходимой для организации процесса обучения, приемами работы с интерактивной доской.

В теме 2.2 формируются знания о технологии представления учебного материала по предмету «Физическая культура», методах информатизации образовательной и научной деятельности, классификации компьютерных средств обучения, компьютерных средствах измерения и контроля физического состояния обучающихся, а также умения владеть приемами работы с конструктором по созданию тестовых заданий.

В теме 2.3 формируются знания о содержании терминов: «инфор -мационно-образовательная среда», «информационно-образовательное пространство», технологии дистанционного обучения, ставится задача обучения приемам работы в системе дистанционного обучения Moodle и других популярных версиях электронных сред обучения: установка на -строек дисциплины или курса, добавление ресурсов, добавление элементов курса (задание, лекция, тест, глоссарий).

Таким образом, разработанный модуль в рамках дисциплины «Современные образовательные технологии в физическом воспитании детей и взрослых» для магистрантов направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» направлен на освоение способов представления учебной информации по предмету «Физическая культура», технологии работы с ней и информационными навыками управления образовательной организацией. Знакомство с современными формами и методами обучения позволяет обеспечить готовность будущего учителя к проектированию и эффективному осуществлению образовательного процесса.

Список литературы

1. Балакин М.А., Балакина М.О. Автоматизация управления образовательным процессом в вузе: опыт создания электронной информационно-образовательной среды // Успехи современной науки. 2017. № 5. Т. 2. С. 70-73.

2. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/ 755 (дата обращения 22.10.2018).

3. Ганичева Е.М. Подготовка магистрантов направления «Педагогическое образование» к практическому использованию средств информатизации в образовательной деятельности // Информатика и образование. 2016. № 4(273) С. 60-62.

4. Покосовская О.В. Индивидуальное информационное пространство педагога как один из компонентов информационно-образовательной среды // Информатика и образование. 2013. №1. С. 82-86.

5. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https ://www. science-education.m/ru/artide/view?id=25154 (дата обращения: 08.02.2020).

6. Курылева О.И., Огородова М.В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28351627 (дата обращения: 08.02.2020).

7. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А.А. Федоров [и др.] // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 52-63.

8. Самерханова Э.К., Груздева М.Л. Единое информационное образовательное пространство: культурологический аспект. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. 112 с.

9. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М.: Изд-во «Дашков и К», 2013. 293 с.

10. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно -образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 216-219.

11. Самерханова Э.К., Имжурова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского Университета. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/697/626 (дата обращения: 02.03.2020).

Балакин Максим Александрович, аспирант, bioblocker@,gmail. com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiyaa yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доц., svetlana-604@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Бурханов Сергей Владимирович, студент, irina2692007@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

DEVELOPMENT OF THE MODULE "INFORMATION SYSTEMS IN MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS" IN THE PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL DIRECTION

M.A. Balakin, A.V. Stafeeva, S.S. Ivanova, S.V. Burkhanov

The problem of training a teacher of pre-school, general secondary and additional education, who owns the skills of using information technology to manage the educational process in the process of mastering the discipline "Modern educational technologies in the physical education of children and adults", is considered. The module "Information systems in the management of the educational process" has been developed as part of the master's program "Educational Technologies in the Field of Physical Culture" in the direction 44.04.01 "Pedagogical Education".

Key words: magistracy, pedagogical direction of training, module, informational competence, educational process management.

Balakin Maxim Alexandrovich, graduate student, bioblocker@,gmail. com, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Kozma Minin (Minin University),

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Kozma Minin (Minin University),

Ivanova Svetlana Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, svetlana-604@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod state University Kozma Minin (Minin University),

Burkhanov Sergey Vladimirovich, student, svetlana-604@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Kozma Minin (Minin University)

References

1. Balakin M.A., Balakina M.O. Avtomatizaciya upravleniya obrazovatel'nym processom v vuze: opyt sozdaniya elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [Automation of educational process management in a university: the experience of creating an electronic information and educational environment] // Uspekhi sovremennoj nauki [Successes in modern science]. 2017. No. 5. T. 2. P. 70-73.

2. Chelnokova E.A., Agaev N.F., Tyumaseva Z.I. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v vysshej shkole [The formation of students' motivation for physical education and sports in higher education] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2018. Vol. 6. No. 1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (accessed: 02/08/2020).

3. Ganicheva E.M. Podgotovka magistrantov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» k prakticheskomu ispol'zovaniyu sredstv informatizacii v obrazovatel'noj deyatel'nosti [Preparation of undergraduates in the direction of "Pedagogical education" for the practical use of informatization tools in educational activities] // Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. 2016. No. 4(273) P. 60-62.

4. Pokosovskaya O.V. Individual'noe informacionnoe prostran-stvo pedagoga kak odin iz komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy [The individual information space of the teacher as one of the components of the information and educational environment] // Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. 2013. No1. P. 82-86.

5. Pesockij Yu.S., Baranova N.V. Kto dolzhen upravlyat' obrazovatel'noj programmoj vuza? [Who should manage the educational program of the university?] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2016. No. 5 [Electronic resource]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=25154 (accessed: 02/08/2020).

6. Kuryleva O.I., Ogorodova M.V. Ekonomicheskaya ocenka effektivnosti osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy v ramkah realizacii proekta «Ocenka effektivnosti OPOP: modeli upravleniya» [Economic evaluation of the effectiveness of the main professional educational program in the framework of the project "Evaluation of the effectiveness of the OPOP: management models"] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2016. No. 4. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28351627 (accessed: 02/08/2020).

7. Proektirovanie novogo dizajna obrazovatel'noj ekosistemy vuza v kontekste modernizacii otechestvennogo obrazovaniya [Designing a new design of the educational ecosystem of the university in the context of modernization of domestic education] / A.A. Fedorov [et al.] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2018. Vol. 23. No. 1. P. 52-63.

8. Samerhanova E.K., Gruzdeva M.L. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo: kul'turologicheskij aspekt [Unified informational educational space: cultural aspect]. N. Novgorod: Publishing House of NGPU, 2012. 112 p.

9. Trajnev V.A., Teplyshev V.Yu., Trajnev I.V. Novye informacionnye kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii [New information and communication technologies in education]. M.: Publishing house "Dashkov and K", 2013. 293 p.

10. Hafizova N.Yu. K voprosu o vliyanii informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly na professional'noe razvitie pedagoga [To the question of the influence of the educational information environment of the school on the professional development of the teacher] // Innovacionnaya nauka [Innovation Science]. 2016. No. 3. P. 216-219.

11. Samerhanova E.K., Imzhurova Z.U. Proektirovanie edinoj elektronnoj platformy upravleniya obrazovatel'nymi programmami v vuze [Designing a unified electronic platform for managing educational programs at a university] // Vestnik Mininskogo Universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2017. No. 4. [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/697/626 (accessed: 02/03/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.