УДК: 378.1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
ЖЕРДЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
кандидат филологических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Россия. E-mail: [email protected]
АБУБАКАРОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
кандидат педагогических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Россия. E-mail: [email protected]
ШЕВЕЛЕВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Гуманитарных наук и межкультурных коммуникаций», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению опыта Германии в организации профессионального образования. В статье дается классификация компетенций, содержание видов компетенций в образовательных стандартах Германии, в качестве примера приводятся компетенции из образовательного стандарта Facility-Manager (менеджер по организации производства (кампании). Ключевые слова: компетентностный подход к обучению образовательные стандарты, компетенция, профессиональные компетенции, методические компетенции, социальные компетенции, личностные компетенции.
MAIN PRINCIPLES OF VOCATIONAL EDUCATION IN GERMANY IN THE CONTEXT OF COMPETENCY-BASED APPROACH.
OXANA N. ZHERDEVA
Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor of Human Sciences and Intercultural Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia E-mail: [email protected]
ELENA V. ABUBAKAROVA
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Human Sciences and Intercultural Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia E-mail:[email protected]
SERGEY Y.SHEVELEV
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Human Sciences and Intercultural Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656000, Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the study of Germany's experience in the organization of vocational education. The article gives the classification of competences, the content of competences in the educational standards of Germany, as an example, competences from the educational standard Facility-Manager (manager of production organization (campaign).
Keywords: competence approach to teaching educational standards, competence, professional competences, methodological competences, social competences, personal competences
В разных странах профессиональные стандарты различаются и по структуре, и содержанию. Эти отличия обусловлены разным пониманием термина «компетенция». В 2003 году впервые перед учреждениями высшего и специального профессионального образования Германии была поставлена задача, согласовать профессиональные стандарты с образовательными стандартами.
Разработанная в 2009 году Федеральный институтом профессионального образования Германии концепция организации образования связана с Законом о профессиональном образовании [1]. Данная концепция базируется на компетентностном подходе к обучению. Компетенция (от лат. «competere» -соответствовать, подходить) - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала [2]. Компетенции служат для того, чтобы описать основную цель профессионального образования - умения, и призваны обеспечить достижения этой цели. В основе концепции профессионального образования лежат следующие принципы:
1. Ориентация на компетентностный подход к обучению. В концепции обозначены четыре вида компетенций: профессиональные, методические, социальные, личностные;
2. Описание содержания компетенций. Компетенции описывают, что должен знать и уметь выпускник на практике;
3. Ориентация на процесс обучения. Организация рабочего процесса является отправным пунктом содержательного структурирования. Данные три принципа заложены в образовательных программах, их
содержание подвижно: может меняться, дополняться соответственно изменениям в реальном секторе экономики.
Целесообразно, на наш взгляд, разъяснить содержание видов компетенций, с точки зрения германской модели организации профессионального образования:
Личностная компетенция: Личностная компетенция предполагает наличие способностей и установок, в которых отражается индивидуальное мировоззрение целом, и в частности отношение к профессии (работе).
Кроме того, личностная компетенция включает ответственность за свои действия и социальную ответственность.
К личностной компетенции относятся:
- собственные ориентации и ценности;
- ответственность;
- креативность;
- мотивированность;
- общительность;
- инициативность;
- готовность обучаться;
- способность к самокритике и способность адекватно воспринимать конструктивную критику;
- гибкость;
- выдержка, терпение;
- эмоциональная сдержанность;
- умение противостоять психологическому давлению (Mobbing);
- умение создавать и поддерживать хороший климат в коллективе;
- объективная самооценка. Профессиональная компетенция.
К профессиональной компетенции относится способность успешно выполнять поставленные профессиональные задачи. Данная способность базируется на хорошем образовании, которое подкрепляется опытом и непрерывным повышением квалификации. Под профессиональной компетенцией понимается владение наряду с теоретическими знаниям практическими навыками. Важной составляющей профессиональной компетенции является предпосылка овладевать дополнительными знаниями и умениями.
К профессиональной компетенции относятся:
- профессиональные знания;
- профессиональные навыки;
- инициативность (активность) в профессии (Engagement);
Методическая компетенция. Под методом понимается планомерное действие (процесс). Содержанием методической компетенции являются знания, навыки, способности, которые помогают успешно решать задачи, при этом есть возможность планирования, выбора стратегий. Таким образом, методическая компетенция предполагает способность перерабатывать и применять на практике полученные знания и поиск новых путей решения проблемы. Руководители и сотрудники, зная различные методы, способны применять их, комбинировать, вырабатывать свой подход, касательно разных ситуаций. К методической компетенции относятся:
- умение решать проблему;
- абстрактное мышление (умение мыслить глобально);
- способность к анализу;
- способность планировать;
- способность принимать решения;
- способность собирать и перерабатывать информацию.
Социальная компетенция охватывает:
- способность работать в команде и готовность помочь;
- социальную ответственность;
- общительность и проницательность;
- выражение конструктивной критики и способность воспринимать критику в свой адрес;
- способность брать на себя ответственность за других;
- ответственность в решении поставленных задач.
В рамках проекта Федерального института профессионального образования концепция ориентированного на компетенции образования была апробирована на образовательных программах нескольких направлений подготовки. Целесообразно привести пример образовательного стандарта Facility Manager (менеджер по организации производства (кампании).
К профессиональным компетенциям Facility Manager относятся: стратегические способности (способности к концептуальному мышлению), специальные знания в области планирования, управления, организации производства, предоставления и обработки информации, знания в области связей с общественностью, деловых отношений.
К методическим компетенциям относятся организаторские способности и способность осуществлять руководство людьми, способность к анализу, систематизации, структурированию и к презентации результата, знание IT, умение коммуницировать в цифровом формате.
В основе социальных компетенций Facility Manager лежат коммуникативные навыки, навыки командной работы, а также внедрение в коллектив кооперативных методов работы. Под коммуникативными навыками подразумевается способность легко вступать в контакт и умение слушать собеседника. Под способностью к кооперации подразумевается ориентация на клиента. Умение организовать командную работу требует умения ставить командные цели и расставлять приоритеты, способность к интеграции, способность идти на компромиссы.
Индивидуальные или личностные компетенции Facility Manager:
- способность к анализу своих действий (Selbstreflexion);
- инициативность;
- готовность к развитию;
- ответственность;
- работоспособность;
- самостоятельность;
- креативность;
Развитие экономики диктует постоянное появление новых специализаций управляющего компанией в зависимости от отрасли, в которой работает компания. Таким образом, управляющий компанией должен также иметь более глубокие знания экономики конкретной отрасли.
Что касается России, в требованиях, закрепленных к результатам освоения программ бакалавриата, утвержденных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [4], прописаны три вида компетенций: общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные.
Сравнивая содержание компетенций образовательных программ в Германии и России, очевидны различия. В немецких образовательных стандартах нет общекультурных компетенций, в российских - личностных компетенций. Большая часть методических и социальных компетенций и часть личностных компетенций, характерных для немецкой образовательной системы, отражены в профессиональных и общепрофессиональных компетенциях российских системы (раздел социально-психологическая деятельность (ПК-29 - ПК-38; ОПК-1- 0ПК-10). Отличительной особенностью личностных компетенций немецкой образовательной системы являются такие способности как «креативность, выдержка, гибкость, эмоциональная сдержанность, способность к самокритике и способность адекватно воспринимать конструктивную критику» [1].
Любопытной в плане дефиниции и содержания является общекультурная компетентность, такого вида нет в стандартах Германии.
Л.С. Троянская определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентацию на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [4, с. 30].
Для примера мы взяли программу бакалавриата направления подготовки «Управление персоналом», где прописаны следующие общекультурные компетенции [5]:
-способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
-способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
-способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - способность к самоорганизации и саморазвитию (ОК-7); -способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способность использовать приемы первой помощи и методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Таким образом, если компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-4 и ОК-7 частично присутствует в немецких образовательных стандартах в рамках методических компетенций, то компетенции ОК-6, ОК-2, ОК-9, направленные на формирование у выпускника бакалавриата гражданской позиции и гражданской ответственности, являются особенностью российских образовательных стандартов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Kompetenz in der beruflichen Bildung: Begriff, Erwerb, Erfassung, Messung. URL: https://www.bibb.de/.../a1bud auswahlbibliographie-kompe. (Дата обращения 10.07.2017)
2. Понятие компетенции. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 10.07.2017)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 14 декабря 2015года (№1461)
4. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С.19-23.
5. Образовательные программы России. Образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата). URL: (Дата обращения 10.07.2017)