Научная статья на тему 'Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей'

Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION CULTURE / INDICATORS OF INFORMATION CULTURE / SUBJECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Н.А., Кулиш В.В., Тумбаева Н.В.

В статье раскрываются социальные показатели информационной культуры участников образовательной деятельности. В современной системе образования обостряется противоречие между необходимостью наличия высокого уровня информационной культуры субъектов образовательной деятельности и факторами, препятствующими формированию информационной культуры социальных субъектов образования. Для решения данной проблемы в статье определены сущность информационной культуры и система показателей её сформированности у субъектов образовательной деятельности. Анализ научных подходов (системный, структурно-функцональный, социокультурный, информационный, социологический) позволил сделать выводы о наличии основных составляющих информационной культуры личности и показателях её сформированности и проявления. В статье приводится авторское понимание «информационной культуры» и система показателей информационной культуры субъекта образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: DESIGN SOCIAL INDICATORS

The article reveals the social indicators of information culture of participants of educational activities. In the modern education system there is a growing contradiction between the need for a high level of information culture of the subjects of educational activity and the factors that prevent the formation of information culture of social subjects of education. To solve this problem, the article defines the basics of information culture and the system of indicators of its formation in the subjects of educational activity. The analysis of scientific approaches (systemic, structural and functional, socio-cultural, informational, sociological) allowed to draw conclusions about the presence of the main components of the information culture of the individual and indicators of its formation and manifestation. The article presents the author's understanding of “information culture” and the system of indicators of information culture of the subject of educational activity.

Текст научной работы на тему «Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей»

References

1. «Koncepcii dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r), «Strategii innovacionnogo razvitiya Rossii do 2020 goda». Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r.

2. Schurkova N.E., Muhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie v novoj shkole. Pod obschej redakciej N.E. Schurkovoj. Moskva: ARKTI, 2012: 61.

3. Linker G.R. Tvorcheskie uchebnye zadaniya kak sredstvo formirovaniya gotovnosti studentov vuza k organizacii letnego detskogo otdyha. Internet-zhurnal«Naukovedenie». 2015; Tom 7, № 1. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php7p4/ol7-1

4. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu: Uchitel', 1999.

5. Slovar'-spravochnikpopedagogike. Pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: TC Sfera. 2004.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 378

Matveeva N.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Pro-Rector for Research and Innovation, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

Kulish V.V., Cand. of Sciences (Sociology), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: vitalii.kulish@mail.ru Tumbaeva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: tumbaeva_n_v@mail.ru

INFORMATION CULTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: DESIGN SOCIAL INDICATORS. The article reveals the social indicators of information culture of participants of educational activities. In the modern education system there is a growing contradiction between the need for a high level of information culture of the subjects of educational activity and the factors that prevent the formation of information culture of social subjects of education. To solve this problem, the article defines the basics of information culture and the system of indicators of its formation in the subjects of educational activity. The analysis of scientific approaches (systemic, structural and functional, socio-cultural, informational, sociological) allowed to draw conclusions about the presence of the main components of the information culture of the individual and indicators of its formation and manifestation. The article presents the author's understanding of "information culture" and the system of indicators of information culture of the subject of educational activity.

Key words: information culture, indicators of information culture, subject of educational activity.

Н.А. Матвеева, д-р социол. наук, проф., проректор по научной работе и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц., зав. каф. социологии, политологии и экономики, ФГБОУ ВО «Алтайская государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: vitalii.kulish@mail.ru

Н.В. Тумбаева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВО «Алтайская государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: tumbaeva_n_v@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Научно-исследовательская работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 128-18-00047.

В статье раскрываются социальные показатели информационной культуры участников образовательной деятельности. В современной системе образования обостряется противоречие между необходимостью наличия высокого уровня информационной культуры субъектов образовательной деятельности и факторами, препятствующими формированию информационной культуры социальных субъектов образования. Для решения данной проблемы в статье определены сущность информационной культуры и система показателей её сформированности у субъектов образовательной деятельности. Анализ научных подходов (системный, структурно-функцональный, социокультурный, информационный, социологический) позволил сделать выводы о наличии основных составляющих информационной культуры личности и показателях её сформированности и проявления. В статье приводится авторское понимание «информационной культуры» и система показателей информационной культуры субъекта образовательной деятельности.

Ключевые слова: информационная культура, показатели информационной культуры, субъект образовательной деятельности.

В современных условиях информатизации общества масштабы и скорость информационных потоков превосходят возможности человека в их познании, оценке и переработке. Электронные устройства стали обычным средством достижения государственных, общественных, производственных, профессиональных или личных целей. Многочисленные термины «электронная Россия», «цифровая экономика», «информационная война», «блокчейн», «электронный профиль», «социальная сеть», «мобильные приложения», «дополненная и виртуальная реальность», «умный дом», «системы распознавания лиц» и другие стали привычными. Изменяется информационно-техническая составляющая взаимоотношений государства и гражданина, личности и общества.

Интернет способствует модернизационным процессам во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, одновременно порождая новые антропогенные, социальные и техногенные риски. Увеличивается социальный разрыв между населением, живущим в медиапространстве и миллионами людей, не умеющими писать и читать. Работодатели всерьез задумывается над этическим и экономическим вопросом, кого нанимать на работу - человека или робота. Стремительные потоки новой информации превосходят возможности человека и приводят к отчуждению от нее, к снижению потребности в анализе ее качества, целей появления и распространения. Умения осознанно выбирать данные в этих потоках, активно их использовать, самостоятельно учиться работать с новыми устройствами, программными средствами и новыми информационными технологиями стали важнейшей составляющей профессионализма современного человека. Сформированность этих умений приобретает особую актуальность в сфере образования.

Компетентность в области информационных технологий была и остается основой профессиональной деятельности учителя и образовательной деятельности обучающегося. Но в современном обществе меняются функции

учителя и обучающегося и способы их взаимодействия. Целью преподавания становится не просвещение как распространение новых знаний и опыта, а научение самостоятельному поиску и отбору информации, формирование навыков самообучения. Доступ к электронным издательствам, библиотекам и сети Интернет, беспроводная связь, наличие официального сайта и аудиторий, оборудованных мультимедийными устройствами, стали обязательными средствами обучения. Каждое современное образовательное учреждение обладает и развивает свою образовательную информационную среду. Повышение эффективности работы образовательной организации напрямую зависит от качества данной среды, способностей пользователей ориентироваться в ней и развиваться.

С одной стороны, высокий уровень информационной культуры всех субъектов образовательной деятельности, педагогов и обучающихся, позволяет выстраивать организационные и индивидуальные стратегии эффективной деятельности, способствует достижению успеха в образовательной деятельности обучающихся, профессиональной деятельности педагогов, функционировании образовательной организации, с другой стороны, - существует ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективному процессу формирования информационной культуры социальных субъектов образования.

Для решения данной проблемы, необходимо определить сущность информационной культуры и выявить систему показателей её сформированности у субъектов образовательной деятельности.

В процессе развития междисциплинарных связей в системе социально-гуманитарных наук расширились возможности использования различных методологических подходов к изучению информационной культуры. Рассмотрение информационной культуры в контексте многообразия сложившихся подходов помогает выделить сущность и основные показатели её проявления.

С позиций системного подхода информационная культура отражает всеобщую связь и взаимную обусловленность явлений и процессов социокультурной действительности, ориентирует на изучение явлений как систем, которые обладают определенным строением и специфическими закономерностями функционирования. Системный подход призван рассматривать компоненты информационной культуры не изолированно, а во взаимосвязи и динамике, что позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики данного понятия. Он обеспечивает целостное представление о феномене информационной культуры как о диалектическом единстве материальной и духовной культуры, как о проявлении информационных потребностей различных социальных групп, как о процессе реализации информационно-коммуникативных технологий, открывающих возможности развития личностного и профессионального потенциала [1, 2, 5].

В контексте структурно-функционального подхода компонентами понятия «информационная культура» являются базовые информационные структуры, которые обусловливают процессы взаимодействия между подсистемами культуры; ориентационные информационные структуры, которые характеризуют взаимные связи между культурой и личностью [15].

В социокультурном смысле информационная культура - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих принципиально новые формы связей безличного присутствия в режиме диалога, новый образ жизни на базе использования информации, построение новой, информационной картины мира. В таком контексте информационная культура выступает как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве [2, с. 11].

С позиции информационного подхода информационная культура выступает предметом и условием информационного обмена между социальными субъектами как на внутрипоколенческом, так и на межпоколенческом уровнях. Информация, передающаяся от поколения к поколению, детерминирует появление новой формы социальной организации, что является основой появления «ин-формационального общества», в котором производительность и конкурентоспособность в обществе зависит в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию [7; 10; 12].

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом преобразующей деятельности человека и проявляется в следующих аспектах:

• в практических навыках по использованию технических устройств;

• в способности использовать информационные технологии;

• в умении извлекать информацию из различных источников;

• во владении способами аналитической переработки информации;

• в умении хранить, обрабатывать, передавать информацию;

• в знании закономерностей информационных потоков и их особенностей в своей профессиональной области деятельности.

Социологический анализ информационной культуры позволяет говорить о ней как о социетальном культурном образце. Исследование генезиса данного явления позволяет трактовать его как фундаментальную характеристику информационного развития общества [16]. С позиции социологического подхода, информационная культура социального субъекта включает в себя: умение пользоваться современными средствами извлечения, обработки и систематизации знаний; понимание сущности и роли информационных процессов в природе и обществе; навыки применения информационного подхода в анализе объектов и явлений в обществе; способность работать с различными источниками информации; владение основами аналитико-синтетической переработки информации [2; 3; 8; 17; 18].

Таким образом, анализ современных подходов к определению содержания понятия «информационная культура» [4; 6; 11; 14; 20; 21; 22; 23] позволяет говорить о ней, как о способности общества, социальной организации, социальной общности, личности эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок, сформированных и проявляемых во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура имеет сложную структуру, включает множество компонентов, содержание которых зависит от профессиональной ориентации специалистов [6]. Так, исследователь Т.П. Лютикова выделяет комплекс компонентов: информационно-мировоззренческий, информационно-этический, информационно-библиографический, информационно-технологический, информационно-правовой, информационно-коммуникативный, информационно-познавательный [18]. Каждый компонент представлен когнитивным, мотивационно-цен-ностным и действенно-практическим элементами. По мнению исследователя, информационная культура личности характеризуется тремя уровнями развития: низкий (базовый) уровень - репродуктивный, средний уровень (поисково-познавательный), высокий (логический) уровень.

А.Ю. Квитко и Ю.П Левагин определяют следующие уровни реализации информационной культуры личности: когнитивный (знания и умения), эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения), поведенческий (реальное и потенциальное поведение) [11; 14]. Е.Т. Булгакова также представляет трех-компонентную структуру информационной культуры, содержащую когнитивный,

мотивационный и ценностно-смысловой компоненты [4]. Ряд авторов в структуре информационной культуры также выделяют три блока: когнитивный, аксиологический, праксиологический [8].

С.В. Сильченкова и С.В. Кошевенко исследуют непосредственно информационную культуру менеджера образования и выделяют следующие ее компоненты: мотивационный, нормативно-ценностный, познавательно-операционный, коммуникативный, информационный, критический, креативный и образовательный [20]; и, обобщая, мотивационно-ценностный, когнитивный, информационно-мировоззренческий, преобразующий [13]. Они выделяют три уровня сфор-мированности информационной культуры менеджера в сфере образования: адаптивный, эвристический и креативный. Каждый последующий уровень вбирает в себя сформированные показатели предыдущего [13].

Н.Н. Елистратова полагает, что информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Выделенные элементы информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств: интеллектуально-познавательных, мотивацион-ных, эмоционально-волевых, коммуникативных [6].

Д.Е. Прокудин так же выделяет несколько уровней формирования информационной культуры личности: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий [19]. Д.Д. Калимуллин, говоря о субкультуре лиц с ограниченными возможностями, определил уровни формирования информационной культуры: информационно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, толерантный, эмоционально-ценностный, информационно-потребностный, креативный (стремление к самостоятельному мышлению и самореализации) [9].

Проведённый теоретико-методологический анализ подходов и точек зрения на содержание и структуру информационной культуры даёт возможность на основе интеграции исследовательских позиций выделить следующие базовые взаимосвязанные элементы информационной культуры социального субъекта: познавательный, мотивационный, поведенческий. Данные элементы, будучи перенесенными в сферу образования, можно конкретизировать в показателях информационной культуры учащегося, педагога, администратора.

Когнитивный элемент информационной культуры личности включает качественные и количественные характеристики информированности. Его критериями являются: информационное мировоззрение, информационный стиль мышления, информационная компетентность [18]. Они проявляются в показателях информационной грамотности: умение сформировать запрос и организовать поиск информации; умение анализировать, структурировать, систематизировать, обобщать, представлять и передавать информацию; владение современным набором технических и программных средств для выполнения этих видов деятельности, а также для общения.

Мотивационная составляющая информационной культуры личности выражена в умениях оценивать и контролировать собственную информационную деятельность. Её критериями являются: степень осознания собственных информационных потребностей; развитая информационная мотивация [18]. Измеряемыми показателями этой составляющей информационной культуры личности выступают: содержание информационных потребностей и интересов; мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания; предпочтительность каналов получения необходимой информации; степень удовлетворения информационных потребностей; самооценка информационной компетентности; отношение к девиантному поведению в информационном пространстве.

Поведенческий компонент проявляется в навыках поиска и актуализации информации и переносе ее в новые ситуации. Этот компонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков использования источников информации. Критериями этого компонента являются информационное поведение, технологическая готовность, познавательная активность, информационная этика [18]. К показателям сформированности поведенческого компонента информационной культуры личности мы относим: способы поиска и каналы получения необходимой информации; интенсивность обращения к различным источникам информации; применение полученной информации в различных сферах деятельности; способы распространения новой информации; степень включенности в информационное пространство; формы деятельности в информационном пространстве.

Исходя из общих критериев и показателей основных компонентов информационной культуры личности, и, следуя тезису о наличии специфики информационной культуры субъектов отдельных видов деятельности, мы предлагаем систему показателей информационной культуры субъекта образовательной деятельности. Она включает следующие показатели:

• наличие потребности в профессиональной или служебной информации;

• наличие умения сформулировать информационный запрос в образовательной организации;

• знание структуры информационных ресурсов образовательной организации, ее технических и программных средств по распространению информации и осуществлению обратной связи на всех уровнях коммуникации субъектов образования;

• умение вести информационный поиск в информационных ресурсах образовательной организации и системе образования в целом;

• владение методами аналитической обработки информации, полученной из государственных, административных, новостных, профессиональных, образовательных и научных источников;

• знания и умения по обработке, хранению и передаче информации: владение средствами обратной связи и управления информационными потоками в образовательной организации;

• владение общекультурными навыками общения и средствами коммуникаций;

• знание и умение применять нормативно-правовые акты в области организации информационных процессов в системе образования;

• удовлетворенность организацией информационных процессов в системе образования.

Библиографический список

Предложенные показатели носят комплексный характер и отражают взаимосвязь когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов информационной культуры социального субъекта образовательной деятельности. Они применимы к характеристике информационной культуры обучающегося, педагога, менеджера образования. Их можно использовать для анализа функционирования организации любой ступени образования. Социальное измерение этих показателей позволяет оценить состояние региональной и национально-государственной системы образования по критерию «уровень информационной культуры субъекта образования». Обозначенные эвристические возможности предложенных показателей позволяют перейти к прикладному социальному исследованию и разработке эффективных механизмов управления формированием информационных потоков и информационной культуры в системе российского образования.

1. Белов AE. Информационное общество и информационная культура в России: к постановке проблемы. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия У: Философия. Социология и социальные технологии. 2009; 1: 19S - 202.

2. Беляев Р В., Григорьева Е. И. Информационная культура личности: ведущие методологические подходы. Вестник МГУКИ. 2016; 2 (У0); март - апрель: 90 - 96.

3. Бердник ЕА Сетевая культура как объект социологического анализа. Междисциплинарный сборник научных работ по социологии и социальной работе. 2011; 1 (2): 51 - 55.

4. Булгакова Т.Е. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста гуманитария. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006; 4: 22 - 2S.

5. Григорьев A.H. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы МВД. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010; 2: S9 - 93.

6. Елистратова H.H. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования. Современные научные исследования и инновации. 2012; У. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770

У. Ершов A.n. Информатизация. От компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. Коммунист. 19SS; 2: S2 - 92. Available at: http://ershov.iis. nsk.su/ru/node/772059

S. Информационная культура жителей Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты: монография. TA. Банных, Е.К Заборова,

C.К Костина, A.K Кузьмин, Д.Л. Сивоволов. Под общей редакцией проф. A.K Кузьмина, доц. С.К Костиной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург, 2016.

9. Калимуллин Д.Д. Информационная культура в социокультурной реальности. Казанский педагогический журнал. 2016; 4 (117): 5S - 62.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. Кастельс; пер. с англ. Под науч. редакцией О.М. Шкаратана. Москва: ГУВШЭ, 2000.

11. Квитко A.IO. Информационная культура личности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2010; № 2 (73); Выпуск 11: 162 - 169.

12. Колин К.К., Урсул A.ft Философия информации и становление информационной культурологи. Информация и научное мировоззрение: новая миссия школьной библиотеки в XXI веке: сборник статей. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013: 1S7 - 212.

13. Кошевенко С.В. Структурно-содержательные и уровневые характеристики информационной культуры образовательного менеджера. Высшее образование сегодня. 2015; У: 39 - 42.

14. Левагин Ю.Г. Качество информационной культуры и коммуникаций в социуме. Информатизация общества: социологический анализ: коллективная монография. Отв. ред. A.O. Hагорнова. Ульяновск, 2016: 6S - 7S.

15. Лободенко Л.К. Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2005; 1 (У): 92 - 102.

16. Лопатина КВ. Социальная эффективность информатизации культуры: проблема актуализации аналитических методик. Вестник МГУКИ. 2013; 4 (54); июль - август: 21S - 222.

17. Лопатина КВ. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: учебное пособие. Москва, 2002.

1S. Лютикова Т.П. Развитие информационной культуры личности в образовательном процессе вуза. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2006.

19. Прокудин Д. Е. Информатизация образования в развивающемся информационном обществе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011; № 5(11): 157 - 162. Available at: http://www.gramota.net/materials/3/2011/5-4/40.html

20. Силыенкова С.В., Кошевенко С.В., Сазонова H.H. Определение уровня информационной культуры образовательных менеджеров школ Смоленска. Современные научные исследования и инновации. 2015; 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61904

21. Хайбулаев М.Х., Исламова С.Х. Структура и компоненты информационной культуры школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; (2): 6S - 73.

22. Шарипов Ф. Моделирование информационной культуры студентов вузов и уровни её сформированности. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. 2013; 3(36): 166 - 177.

23. Шермазанова С.В. Информационная культура вуза как объект социального управления. Материалы VIII-й межрегиональной научной конференции ИБП «Бизнес и политика в России: национальные интересы в контексте глобализации», 23 ноября 2007. Москва: Институт бизнеса и политики. 200S: 114 - 117.

References

1. Belov A.V. Informacionnoe obschestvo i informacionnaya kul'tura v Rossii: k postanovke problemy. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sociologiya i social'nye tehnologii. 2009; 1: 19S - 202.

2. Belyaev R. V., Grigor'eva E. I. Informacionnaya kul'tura lichnosti: veduschie metodologicheskie podhody. VestnikMGUKI. 2016; 2 (70); mart - aprel': 90 - 96.

3. Berdnik E.A. Setevaya kul'tura kak ob'ekt sociologicheskogo analiza. Mezhdisciplinarnyj sbornik nauchnyh rabot po sociologii i social'nojrabote. 2011; 1 (2): 51 - 55.

4. Bulgakova T.E. Informacionnaya kul'tura kak sostavlyayuschaya professional'noj kul'tury buduschego specialista gumanitariya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 4: 22 - 2S.

5. Grigor'ev A.N. Informacionnaya kul'tura v obrazovatel'noj deyatel'nosti vysshej shkoly MVD. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2010; 2: S9 - 93.

6. Elistratova N.N. Informacionnaya kul'tura kak kriterij informatizacii vysshego obrazovaniya v sovremennyh usloviyah reformirovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2012; 7. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770

У. Ershov A.P. Informatizaciya. Ot komp'yuternoj gramotnosti uchaschihsya k informacionnoj kul'ture obschestva. Kommunist. 19SS; 2: S2 - 92. Available at: http://ershov.iis.nsk.su/ ru/node/772059

S. Informacionnaya kul'tura zhitelej Sverdlovskojoblasti: poselencheskijisocial'no-demograficheskijaspekty: monografiya. G.A. Bannyh, E.N. Zaborova, S.N. Kostina, A.I. Kuz'min,

D.L. Sivovolov. Pod obschej redakciej prof. A.I. Kuz'mina, doc. S.N. Kostinoj; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Ural. federal. un-t. Ekaterinburg, 2016.

9. Kalimullin D.D. Informacionnaya kul'tura v sociokul'turnoj real'nosti. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2016; 4 (117): 5S - 62.

10. Kastel's M. Informacionnaya 'epoha: 'ekonomika, obschestvo i kul'tura. M. Kastel's; per. s angl. Pod nauch. redakciej O.M. Shkaratana. Moskva: GUVSh'E, 2000.

11. Kvitko A.Yu. Informacionnaya kul'tura lichnosti. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo, 2010; № 2 (73); Vypusk11:162 - 169.

12. Kolin K.K., Ursul A.D. Filosofiya informacii i stanovlenie informacionnoj kul'turologi. Informaciya i nauchnoe mirovozzrenie: novaya missiya shkol'nojbiblioteki vXXI veke: sbornik statej. Moskva: Russkaya shkol'naya bibliotechnaya associaciya, 2013: 1S7 - 212.

13. Koshevenko S.V. Strukturno-soderzhatel'nye i urovnevye harakteristiki informacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo menedzhera. Vysshee obrazovanie segodnya. 2015; 7: 39 - 42.

14. Levagin Yu.G. Kachestvo informacionnoj kul'tury i kommunikacij v sociume. Informatizaciya obschestva: sociologicheskij analiz: kollektivnaya monografiya. Otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2016: 6S - 7S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Lobodenko L.K. Strukturno-funkcional'nyj analiz informacionnoj kul'tury lichnosti. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2005; 1 (7): 92 - 102.

16. Lopatina N.V. Social'naya 'effektivnost' informatizacii kul'tury: problema aktualizacii analiticheskih metodik. Vestnik MGUKI. 2013; 4 (54); iyul' - avgust: 218 - 222.

17. Lopatina N.V. Informacionnaya kultura kak uslovie 'effektivnosti social'nyh tehnologij: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

18. Lyutikova T.P. Razvitie informacionnojkul'tury lichnosti v obrazovatel'nomprocesse vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006.

19. Prokudin D. E. Informatizaciya obrazovaniya v razvivayuschemsya informacionnom obschestve. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. Tambov: Gramota, 2011; № 5(11): 157 - 162. Available at: http://www.gramota.net/materials/3/2011/5-4/40.html

20. Sil'chenkova S.V., Koshevenko S.V., Sazonova N.N. Opredelenie urovnya informacionnoj kul'tury obrazovatel'nyh menedzherov shkol Smolenska. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2015; 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61904

21. Hajbulaev M.H., Islamova S.H. Struktura i komponenty informacionnoj kul'tury shkol'nikov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; (2): 68 - 73.

22. Sharipov F. Modelirovanie informacionnoj kul'tury studentov vuzov i urovni ee sformirovannosti. Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. 2013; 3(36): 166 - 177.

23. Shermazanova S.V. Informacionnaya kul'tura vuza kak ob'ekt social'nogo upravleniya. Materialy VIII-j mezhregional'noj nauchnoj konferencii IBP «Biznes i politika v Rossii: nacional'nye interesy v kontekste globalizacii», 23 noyabrya 2007. Moskva: Institut biznesa i politiki. 2008: 114 - 117.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 373.1.02

Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical

University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru

Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Russia),

E-mail: bmv300904@yandex.ru

THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL PARADIGM. The retrospective analysis of scientific approaches to physical education of the child is carried out, opinions of the leading scientists in the field of pedagogy of the childhood are compared. The necessity of a balanced approach to the process of physical development of the child, involving a harmonious account of all personal indicators, rather than the prevalence of the physical component to the detriment of socio-cultural. The importance of implementation of organized and purposeful pedagogical process of formation of physical culture of the person in school years is emphasized. The researchers highlight the importance of the disclosure and realization of the potential of physical education for the comprehensive development of the child in school. The hypothesis is proved that the readiness to engage in physical culture will acquire a positive motivation provided the transformation of external stimulatory effects on the student's personality into internal stimuli. The analysis and classification of the factors influencing the efficiency of the process of formation of motivational-value attitude of schoolchildren to physical culture is given.

Key words: physical culture, motivational readiness, personality development, spiritual values.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный

педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru

М.В. Дедлоеская, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики физической культуры и спорта, Поволжская государственная академия физической

культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: kraynikviktor@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

Проводится ретроспективный анализ научных подходов к физическому воспитанию ребёнка, сопоставляются мнения ведущих учёных в области педагогики детства. Обосновывается необходимость сбалансированного подхода к процессу физического развития ребёнка, предполагающего гармоничный учёт всех личностных показателей, а не превалирование телесного компонента в ущерб социокультурному. Подчёркивается важность осуществления организованного и целенаправленного педагогического процесса формирования физической культуры личности именно в школьные годы. Говорится о важности раскрытия и реализации потенциала занятий физической культурой для разностороннего развития ребёнка в школе. Доказывается гипотеза о том, что готовность к занятию физической культурой будет приобретать положительную мотивацию при условии трансформации внешних стимулирующих воздействий на личность учащегося во внутренние побудительные силы. Даётся анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на эффективность процесса формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура, мотивационная готовность, развитие личности, духовные ценности.

В своих трудах К.Д. Ушинский неоднократно отмечал необходимость изучения человека во всех отношениях, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях. «Физиология и психология, или, пожалуй, антропология идут рука об руку, и обе составляют или, по крайней мере, должны составлять основу искусства воспитания, которое, по выражению Песталоцци, берёт человека всего, его тело и его душу» [1, с. 203].

Выявляя возрастные особенности детей и фиксируя определённые периоды детства, по мнению К.Д. Ушинского, необходимо учитывать анатомические показатели изменения роста, развития психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, а также степень духовно-нравственной зрелости.

В современной периодизации детства отмечаются явления ускоренного развития детей, что не всегда, по мнению А.А. Чунаева, оценивается однозначно. При этом никем не оспаривается то, что прогресс социальных условий сложными и многообразными путями влияет на биологическое развитие человека [2].

У ряда исследователей со времён П.Ф. Лесгафта остался декларативный подход в обосновании необходимости использования потенциала физической культуры в деле воспитания и развития личности ребёнка. П.Ф. Лесгафт сетовал на то, что при знакомстве со школами видно, что в них занимаются исключительно умственным развитием ребёнка и не обращают никакого внимания на его физическое развитие [3].

Вызывает тревогу имеющее место в образовательной практике увлечение развитием физических качеств в ущерб гармоничному развитию личности ребёнка. Исследуя содержание воспитания, Л.И. Лубышева отмечает, что наблюдается преобладание телесного компонента в ущерб социокультурному,

а это, в свою очередь, приводит к деформации физкультурных ценностей, в результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности [4].

Б.Т. Лихачёв выделяет две стадии становления ребёнка: биологическую и социальную. К биологической стадии им отнесено внутриутробное развитие, а к социальной - последующие 17 - 18 лет воспитания человека, осуществляемого в разнообразных формах [5].

В 30-х гг ХХ-го столетия Л.С. Выготский писал о необходимости изучения сенситивных периодов для установления оптимальных сроков обучения детей [6]. Позднее А.П Цейтлин указал конкретные границы этих оптимальных сроков: 7-8 и 13-14 лет. А.А. Маркосян обосновывает существование оптимальных периодов для развития и закрепления двигательных функций, называя этот феномен запечатлеванием функций. Именно в этот период происходит развитие и закрепление двигательных умений и навыков. Авторы отмечали важность учёта педагогом этой особенности в развитии человека.

Критические периоды выступают как фазы наибольшей реализации потенций организма и неиспользование их для достижения оптимальных результатов приводит к тому, что не все возможности организма будут реализованы, или на их реализацию потребуется гораздо больше времени и усилий. Автор отмечает, что успешное использование повышенной пластичности в формировании общедвигательной подготовки в рамках сенситивной готовности увеличивает резервы физической дееспособности организма в более позднем возрасте. В известном смысле нереализованные сенситивные возможности организма становятся тор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.