Научная статья на тему 'Влияние уровня информационной культуры образовательного менеджера на показатели эффективности его деятельности'

Влияние уровня информационной культуры образовательного менеджера на показатели эффективности его деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна, Кошевенко Светлана Вячеславовна

В данной статье рассмотрена усовершенствованная методика оценки показателей эффективности деятельности образовательных менеджеров школ. На основе результатов мониторинга уровня информационной культуры и эффективности деятельности образовательных менеджеров школ Смоленской области выявлена зависимость между исследуемыми явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна, Кошевенко Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня информационной культуры образовательного менеджера на показатели эффективности его деятельности»

Влияние уровня информационной культуры образовательного менеджера на показатели эффективности его деятельности

The influence of the level of information culture of the educational manager on the performance indicators of its activities

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного

проекта №15-16-67005

Сильченкова Светлана Владимировна, Silchenkova Svetlana Vladimirovna

К.п.н., доцент кафедры экономики, Смоленский государственный университет

[email protected]

Кошевенко Светлана Вячеславовна Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna

К.п.н., доцент, доцент кафедры менеджмента Смоленский государственный университет

[email protected]

Аннотация

В данной статье рассмотрена усовершенствованная методика оценки показателей эффективности деятельности образовательных менеджеров школ. На основе результатов мониторинга уровня информационной культуры и эффективности деятельности образовательных менеджеров школ Смоленской области выявлена зависимость между исследуемыми явлениями.

Abstract

This article describes the advanced methodology of assessment of indicators of efficiency of activity of educational managers of schools. Based on

the results of monitoring of level of information culture and performance of educational managers of schools of the Smolensk region the dependence between the studied phenomena.

Ключевые слова: образовательный менеджер, информационная культура, показатели эффективности деятельности.

Keywords: educational manager, information culture, efficiency indicators.

Введение

К специалистам в области образования сегодня предъявляются достаточно высокие требования. Они должны обладать рядом компетенций, определенными профессиональными качествами, высоким уровнем культуры. [2; 3] Одной из важных профессиональных характеристик образовательных менеджеров учебных заведений (специалистов в области развития персонала) является информационная культура. [1]

Авторское определение информационной культуры образовательного менеджера (ИКОМ) включает «совокупность информационных ценностей, знаний, умений, формируемого информационного мировоззрения, а также готовности и способности к творческой самореализации в профессиональной деятельности образовательного менеджера и самостоятельному удовлетворению профессиональных информационных потребностей, в том числе посредством информационных и коммуникационных технологий» (Кошевенко С.В., Сильченкова С.В., 2015-2016).

Авторами была разработана методика определения уровня информационной культуры и методика оценки эффективности деятельности образовательного менеджера (ЭДОМ) школы (Кошевенко С.В., Сильченкова С.В., 2015). Обсуждение методики определения эффективности деятельности образовательных менеджеров школ с научным и профессиональным сообществом (в процессе конференций, семинаров, бесед) указало на необходимость её корректировки посредством добавления показателей,

характеризующих просветительскую деятельность образовательного менеджера и связи с общественностью.

При использовании методики оценки эффективности деятельности менеджеров школ до её корректировки, зависимость между уровнем информационной культуры и эффективностью деятельности была невысока, что подтверждал корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена г=0,4). Авторами была выдвинута гипотеза, что добавление двух блоков показателей ЭДОМ школ «Связи с общественностью» и «Просветительская деятельность образовательного менеджера» приведёт к увеличению зависимости между рассматриваемыми явлениями.

Основная часть

Корректировка модели ключевых показателей деятельности образовательных менеджеров школ была направлена на выделение индикаторов, характеризующих эффективность взаимодействия образовательных менеджеров школ с общественностью и успешность их просветительской деятельности.

Блок «Связи с общественностью» включает в себя следующие ключевые показатели:

1. Проведено конференций, семинаров, мастер-классов и других мероприятий на базе школы при поддержке образовательного менеджера (мероприятий на федеральном и международном уровне; мероприятий на муниципальном и региональном уровне; мероприятий на школьном уровне; мероприятий не проводилось);

2. Заключено договоров сотрудничества со сторонними организациями (5 и более договоров; 3-4 договора; 1-2 договора; заключённых договоров сотрудничества нет);

3. Выступления в средствах массовой информации с целью повышения имиджа образовательной организации (5 и более выступлений; 3-4 выступления; 1-2 выступления; выступлений нет).

А блок «Просветительская деятельность образовательного менеджера» включает в себя ключевые показатели:

1. Выступления на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации и др. по вопросам образовательного менеджмента (выступления на федеральном и международном уровне; выступления на муниципальном и региональном уровне; выступления на школьном уровне; выступлений нет);

2. Участие образовательного менеджера в смотрах-конкурсах профессионального мастерства (участие на федеральном и международном уровне; участие на муниципальном и региональном уровне; участие на школьном уровне; не участвовал);

3. Участие образовательного менеджера в экспериментальной работе (с подтверждением статуса эксперимента) (участие на федеральном и международном уровне; участие на муниципальном и региональном уровне; участие на школьном уровне; не участвовал);

4. Наличие у образовательного менеджера публикаций по тематике образовательного менеджмента (статьи в изданиях перечня ВАК или международных систем цитирования; статьи в изданиях, включенных в РИНЦ или зарубежных изданиях; публикации в иных изданиях; публикаций нет).

Для проверки выдвинутой гипотезы проведен опрос образовательных менеджеров школ Смоленской области. Всего приняло участие 116 человек из 64 городских школ и школ районных центров и 159 образовательных менеджеров из 118 сельских школ области.

Респондентам предлагалось оценить эффективность своей деятельности по 9 блокам:

- блок 1 «Подбор и адаптация новых сотрудников»;

- блок 2 «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов»;

- блок 3 «Организация обучения персонала (внутри и вне организации)»;

- блок 4 «Проектирование индивидуальных траекторий карьерного роста педагогов»;

- блок 5 «Построение системы взаимодействия с педагогическим коллективом»;

- блок 6 «Создание и координация работы проектных групп и координация индивидуальной исследовательской работы педагога»;

- блок 7 «Ведение базы данных сотрудников»;

- блок 8 «Связи с общественностью»;

- блок 9 «Просветительская деятельность образовательного менеджера».

В результате средний показатель ЭДОМ по совокупности блоков -112 баллов, что составляет 56,7% от максимально возможного показателя (198 баллов). Внесенные два блока (8-й и 9-й) в целом снизили совокупную эффективность образовательных менеджеров, в более ранних исследованиях она составляла 61,1% от максимальной. В разрезе каждого блока сравнение средних и максимальных показателей показано на диаграмме (рис. 1).

Рис.1 . Сравнение средних и максимальных баллов блоков показателей

эффективности деятельности ОМ На рисунке особенно заметны низкие баллы по блокам «Просветительская деятельность ОМ» и «Проектирование индивидуальных траекторий карьерного роста педагогов», а также «Создание и координация работы проектных групп и координация индивидуальной исследовательской работы педагога».

Проведен корреляционный анализ, показывающий как ИКОМ влияет в целом на эффективность деятельности образовательного менеджнра. Анализ показал, что новая модель ЭДОМ изменила зависимость между исследуемыми явлениями (ИКОМ и ЭДОМ), показатель корреляции равен 0,52, что выше ранее измеренного (0,4).

Средние общие показатели информационной культуры образовательных менеджеров коррелируют с показателями эффективности деятельности образовательных менеджеров по вновь введёнными компонентами. Причем влияние информационной культуры образовательных менеджеров школ на показатели по просветительской деятельности больше (г=0,5), чем на показатели по связям с общественностью (г=0,4). Данный факт объясняется пересечением некоторых критериев в блоке «Просветительская деятельность» с коммуникативным и образовательным компонентами информационной культуры. В них также рассматриваются критерии профессионального взаимодействия с коллегами, способность к обучению.

Точечная диаграмма, отражающая влияние уровня информационной культуры на эффективность деятельности образовательных менеджеров представлена на рис. 2. На диаграмме прослеживается зависимость показателей.

Рис. 2. Взаимосвязь показателей информационной культуры и эффективности деятельности образовательных менеджеров школ

В большей степени на ЭДОМ влияют коммуникативный, креативный и образовательный компоненты ИКОМ. Коэффициент корреляции между ЭДОМ и средними показателями по данным блокам ИКОМ колеблется около 0,6. Данный показатель является значимым и указывает на умеренную тесноту связи.

Заключение

Проведённое нами исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Введение в модель ключевых показателей эффективности деятельности образовательных менеджеров двух дополнительных блоков «Связи с общественностью» и «Просветительская деятельность образовательного менеджера» привели к снижению общего среднего показателя ЭДОМ по Смоленской области, а оценки по блоку «Просветительская деятельность образовательного менеджера» являются самыми низкими из девяти оцениваемых блоков. Это говорит о низкой публикационной активности, недостаточности участия в конференциях, семинарах, конкурсах самих образовательных менеджеров. Одной из функций образовательных менеджеров школ является осуществление информационно-педагогическкого сопровождения педагогов в их исследовательской, конкурсной деятельности. Однако, эффективно

выполнять эту функцию невозможно, если сам наставник слабо ориентируется в данной предметной области;

2. Эмпирическим путем подтверждена гипотеза исследования об увеличении степени влияния уровня информационной культуры образовательного менеджера на уровень эффективности его деятельности, рассчитанный по усовершенствованной методике. Корреляционный показатель между ЭДОМ и ИКОМ вырос с 0,40 до 0,52. Данный показатель является значимым и указывает на умеренную тесноту связи.

Библиографический список:

1. Будаева Э.А. Требования профессионального стандарта руководителя образовательной организации к экспертно-аналитической деятельности. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №1. - С.38-42. - [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ra/article/ntrebovaniya-professionalnogo-standarta-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-k-ekspertno-analiticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.11.2016).

2. Полякова Ю.В. Кто он, эффективный руководитель современной школы? [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/09/24/kto-on-effektivnyy-rukovoditel-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 20.11.2016).

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 12.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.