Научная статья на тему 'Структурно-содержательная характеристика коммуникативной толерантности'

Структурно-содержательная характеристика коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русакова С. В.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная характеристика коммуникативной толерантности»

пола, и источник для формирования многих идей, используемых гендерной психологией в наше время.

Вейнингер покончил с собой в 23 года, всего через год после выхода своей книги. Полагал ли он, что и через столетие после первого издания, его книга будет переиздаваться, переводиться на другие языки, давать почву для новых споров и исследований? Ни возраст ученого, ни действительная актуальность высказанных им мнений не оправдали его в глазах общественности. Вейнингер во многом опередил свое время, и, не смотря на критику и неприятие, его идеи индивидуализации обучения, наследования женского угнетения от матери к дочери, отсутствия женщины как субъекта и объекта в науке, признание за женщиной меньшего количества жизненных возможностей, одновременного сосуществования в каждом человеке «мужественного» и «женственного», остаются актуальными и по сей день, находя свое новое продолжение в современных гендерных исследованиях.

Список литературы:

1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. - М., 1913. - 113 с.

2. Астафьева П.А. Психический мир женщины. Его особенности, превосходства и недостатки. - М.: В университетской типографии (М. Катков) на Страстном бульваре, 1881. - 156 с.

3. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.

4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. - № 2. - С. 47-57.

5. Полли Я.-А. Ведьмы и герои: феминистский подход к юнгинианской психотерапии семейных пар: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2005. - 268 с.

6. Фриче В.М. Торжество пола и гибель цивилизации (по поводу книги Отто Венингера Пол и Характер). - Книгоиздательство Современные проблемы, 1909. - 104 с.

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ © Русакова С.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Пыть-Ях

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят

* Педагог-психолог, соискатель кафедры Психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института.

в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» [1]. Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Результаты многочисленных исследований (А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева,

В.В. Бойко, Б.С. Гершунский, М.Т. Громкова, П.Ф. Комогоров, А.Н. Лутошкин, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, О.В.Скрябина, Л.И. Уманский, Г.П. Щедровиц-кий и др.) показали, что именно толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует познанию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Все это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности.

Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества обучающихся вызывает закономерный интерес исследователей, педаго-гов-практиков, широких кругов общественности, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантной коммуникации в молодежной среде. Однако исследований, посвященных формированию коммуникативной толерантности личности, недостаточно. Недостаточно полно определены основные компоненты содержания коммуникативной толерантности, факторы, влияющие на ее формирование в школьном возрасте, педагогические условия, создание которых способно положительно влиять на изменение стиля взаимодействия в школьной среде.

Толерантность, которую индивид проявляет в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность является частной разновидностью толерантности.

Бойко В.В. считает, что коммуникативная толерантность представляет собой «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [2].

Гришук В.М. определяет коммуникативную толерантность как интегральное образование личности, направленное на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми.

Скрябина О.Б. определяет коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта

успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение [5].

Толстикова С.Н. рассматривает коммуникативную толерантность будущего социального педагога - динамический феномен, обеспечивающий самореализацию индивидуальности социального педагога в профессиональной деятельности; успешная профессиональная деятельность социального педагога опосредуется различными стилями коммуникативной толерантности: синергетическим, результативно-адаптивным, избирательным.

Принципиально важным моментом при рассмотрении коммуникативной толерантности является определение компонентного состава и ее структуры. Под структурой мы будем понимать строение и внутреннюю форму организации системы, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Традиционно подходы к изучению строения коммуникативной толерантности опираются на исследование компонентного состава содержания и моделирование её уровневой организации.

Асташова Н.А. считает, что толерантность является психосоциальной характеристикой личности и определяется как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведении других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия»[1]. Исходя из того, что коммуникативная толерантность представляет собой частное проявление толерантности личности в целом, можно предположить, что структурно феномен коммуникативной толерантности состоит из тех же компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя понятие о толерантности, осознание идеи толерантной коммуникации, ее соответствия принципам нравственности. Когнитивная подструктура отражает тип мыслительной деятельности конкретного специалиста, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Когнитивный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», отдельные компоненты которого характеризуют особенности личности, взаимоотношений в образовательной сфере, специфику работы образовательного учреждения, предметное содержание обучения.

Эмоциональный компонент коммуникативной толерантности представлен относительно устойчивыми чувствами человека к объектам, к процессу толерантного взаимодействия с ними, выражающимися в эмоциональноценностной оценке возникающих межличностных отношений. Оценка является базисным понятием психической деятельности, в зависимости от ее характера индивид проявляет толерантность или интолерантность в отношениях. От характера оценки зависит формирующееся отношение индивида к тому или иному явлению и мера его коммуникативной толерантности или интолерантности.

Деятельностный компонент означает предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество, коммуникативные умения. Асташова Н.А. подчеркивает особое значение деятельностного компонента, объясняя это тем, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию».

Некоторые исследователи коммуникативной толерантности в качестве одной из центральных подсистем выделяют аксиологическую. Данный компонент включает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его мотивационно-ценностные отношения к коммуникации. Ценность - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом. К ценностям, имеющим отношение к коммуникативной толерантности, можно отнести: равные возможности для всех, свобода как независимость в суждениях и действиях, уверенность в себе, познание, широта взглядов, терпимость к взглядам и убеждениям других, самоконтроль в общении. Таким образом, под аксиологическим компонентом понимается совокупность жизненных смыслов, включающих в идеале отношения субъекта к коммуникации как к равноправному диалогу на основе паритета и уважения к системе ценностей другого.

Таким образом, коммуникативная толерантность, рассматривая со стороны своей структуры, представляет целостное многокомпонентное образование, в котором по нашему предположению можно выделить следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный.

Таблица 1

Компоненты Критерии Показатели

Эмоциональный Устойчивость личности Эмоциональная устойчивость; Терпение; Самоконтроль; Ценность собственного « Я»; Самооценивание: - неумение управлять эмоциями; - неадекватное проявление эмоции; - негибкость, неразвитость, невыразительность эмоции; - нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе; - доминирование негативных эмоции.

Эмпатия Рациональный канал эмпатии; Эмоциональный канал эмпатии; Интуитивный канал эмпатии; Установки в эмпатии; Проникающая способность в эмпатии; Иденификация в эмпатии; Общий уровень в эмпатии.

Продолжение табл. 1

Компоненты Критерии Показатели

Когнитивный Дивергентность мышления Логическое мышление

Деятельностный Мобильность поведения Умение выходить из сложных ситуации; Склонность к асоциальному поведению; Независимость; Беспечность; Общительность: Негативный личный опыт общения с окружающими; Негативные установки: - завуалированная, открытая жестокость; - обоснованный негативизм; - брюзжание.

Мотивационно- ценностный Социальная активность Благосклонность мира; Справедливость мира; Доброта людей; Контролируемость мира; Случайность как принцип распределения происходящих событий; Степень удачи и везения; Отношение к окружающему миру.

Таким образом, существуют различные трактовки термина «толерантность». Однако большинство ученых сходится во мнении, что толерантность является качеством личности, проявляющимся в уважительном отношении к убеждениям, мнениям и верованиям других людей. Структурно толерантность представлена взаимосвязью когнитивного, эмоционального, деятельностного и мотивационно-деятельностного компонентов. В процессе формирования толерантности большую роль играет коммуникация и является основным компонентом социального взаимодействия. Толерантность, проявляющуюся в процессе общения, называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность характеризуется степенью переносимости личностью неприемлемых или неприятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [2].

Список литературы:

1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - 2-е изд., стереотип. - М.; Воронеж, 2003. - С. 74-85.

2. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие /

B.В Бойко. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 24 с.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) /

C.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

5. Толстикова С.В. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дисс. ... канд. психол. наук / С.В. Толстикова. - Калуга, 2002. - 177 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ © Семенкова С.Н.*

Тюменский военный институт инженерных войск, г. Тюмень

В статье рассматривается понятие нервно-психической устойчивости, механизмы влияния основных психологических факторов (опасности, внезапности, неопределенности, новизны, увеличения темпа действий, дефицита времени, групповой эмоциональности и т.д.) на устойчивость личности в сложных жизненных ситуациях.

В настоящее время к человеку предъявляется большое количество разного рода требований. Например, человек должен оставаться эмоционально устойчивым при различных эмоциогенных воздействиях, устойчивым к трудностям, терпимым к поведению других людей и т.д.

Нестабильность мировых экономических и демократических процессов оказывает значительное влияние на самочувствие отдельно взятой личности. На первый план выходит адаптация к постоянно меняющимся условиям жизни человека. Адаптация представляет собой процесс активного приспособления к условиям физической и социальной среды. Успешность адаптации зависит от множества факторов, как внутриличностных, так и внешних. Малейшее нарушение адаптационных процессов может привести к различным трудностям. На стабильность адаптации влияет нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, уровень конфликтности, качество построения контактов с окружающими людьми, ориентация на действующие моральные нормы и их принятие.

В данной статье нам хотелось бы уделить особое внимание рассмотрению нервно-психической неустойчивости, которая оценивается как склонность человека к срывам нервной системы в сложных социальных условиях. При этом необходимо помнить, что нервно-психическая неустойчивость это еще не действительная патология, а лишь предпатологическое состояние с невыраженной симптоматикой. «Лица с признаками нервно-психической

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.