Научная статья на тему 'Общие подходы к структурной составляющей коммуникативной толерантности'

Общие подходы к структурной составляющей коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русакова С. В.

Последнее десятилетие XX века и наступивший XXI век стали временем великих перемен не только для России, но и всего мира в сферах политической, социальной и культурной жизни людей. Это время развития современной цивилизации, прогрессивного развития науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русакова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие подходы к структурной составляющей коммуникативной толерантности»

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. - 192 с.

3. Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Актуальные-проблемы психологии: Сборник научных трудов/ Под. общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. - 102 с.

4. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М.: Академический проект, 2011. - 396 с.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

© Русакова С.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Пыть-Ях (ХМАО)

Последнее десятилетие XX века и наступивший XXI век стали временем великих перемен не только для России, но и всего мира в сферах политической, социальной и культурной жизни людей. Это время развития современной цивилизации, прогрессивного развития науки и техники. При различных позитивных изменениях существованию человечества угрожают конфликты, чреватые разрушительными войнами, терроризм, который не знает ни государственных, ни человеческих границ. Их причиной являются интолерантность, фанатизм, экстремистский национализм. Надежды на выживание человечества связывают с материализацией идей толерантности, понятие которой формировалось на протяжении веков и отражено во многих международных актах. Толерантность в общении способствует познанию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Все это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности.

Проблема коммуникативной толерантности исследуется в работах

В.В. Бойко, М.Т. Громковой, В.М. Гришук, П.Ф. Комогорова, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, Л.А. Николаевой, О.В. Скрябиной, Г.П. Щедровицкого и др. Исследователи рассматривают толерантность в сущностном аспекте и отмечают, что она является базисом или основой общения. В аспекте развития толерантность представляет собой начало процесса становления общения, которое является конечным пунктом толерантности.

* Педагог-психолог, соискатель кафедры Психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института.

Толерантность, которую индивид проявляет в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность является частной разновидностью толерантности.

Бойко В.В. считает, что коммуникативная толерантность представляет собой «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию».

Бойко В.В. выделяет несколько типов коммуникативной толерантности и подчеркивает, что каждого человека может характеризовать тот или иной тип коммуникативной толерантности:

- ситуативная коммуникативная толерантность фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку;

- типологическая коммуникативная толерантность выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии;

- профессиональная толерантность проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;

- общая коммуникативная толерантность характеризуется тенденцией отношения к людям в целом, тенденциями, обусловленными жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы - ситуативную, типологическую, профессиональную [2].

Темницкий А.Л. среди основных уровней коммуникативной толерантности выделяет терпимость, уважение, эмпатию, доброту, общение. Ученый также отмечает, что коммуникативная толерантность либо подразделяется на соответствующие уровни, либо каждому уровню придается определенная значимость. Однако следует отметить, что каждый уровень является частью целого и поэтому трудно определить, какая значимость в отдельности придается терпимости, уважению, эмпатии, доброте или общению. Тем более что в совокупности выделенные уровни свидетельствует о сформированности или несформированности коммуникативной толерантности.

Коммуникативная толерантность формируется на двух уровнях: на уровне мотивационно-ценностного отношения к взаимодействию как к равноправному диалогу и на уровне проявления ее в коммуникативном поведении. Исследователи коммуникативной толерантности в качестве определяя-ющего критерия ее сформированное™ выделяют поведение. Поведение может рассматриваться как внешнее проявление совокупности действий инди-

вида. По мнению А.Н. Леонтьева, поведение человека общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей и созидательной деятельности.

По мнению С.Н. Толстиковой, сформированная у специалиста коммуникативная толерантность определяет индивидуально-своеобразные способы взаимодействия индивида с другими людьми. Коммуникативная толерантность характеризуется наличием в сознании субъекта личностно значимого образца терпимого коммуникативного поведения и направленностью на его реализацию в различных ситуациях жизнедеятельности [5]. Гришук В.М. определяет коммуникативную толерантность как интегральное образование личности, направленное на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми.

Под структурой коммуникативной толерантности понимается совокупность вариативно устойчивых компонентов, которые сохраняются при различных изменениях условий жизнедеятельности. Асташова Н.А. рассматривает коммуникативную толерантность как психо-социальную характеристику личности и выделяет в ней три взаимосвязанных подсистемы: когнитивную, эмоциональную, деятельностную [1]. Исходя из того, что коммуникативная толерантность представляет собой частное проявление толерантности личности в целом, можно предположить, что структурно феномен коммуникативной толерантности состоит из тех же компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя понятие о толерантности, осознание идеи толерантной коммуникации, ее соответствия принципам нравственности. Когнитивная подструктура отражает тип мыслительной деятельности конкретного специалиста, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Когнитивный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», отдельные компоненты которого характеризуют особенности личности, взаимоотношений в образовательной сфере, специфику работы образовательного учреждения, предметное содержание обучения.

Эмоциональный компонент коммуникативной толерантности представлен относительно устойчивыми чувствами человека к объектам, к процессу толерантного взаимодействия с ними, выражающимися в эмоциональноценностной оценке возникающих межличностных отношений. Оценка является базисным понятием психической деятельности, в зависимости от ее характера индивид проявляет толерантность или интолерантность в отношениях. От характера оценки зависит формирующееся отношение индивида к тому или иному явлению и мера его коммуникативной толерантности или интолерантности.

Деятельностный компонент означает предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание, сотруд-

ничество, коммуникативные умения. Асташова Н.А. подчеркивает особое значение деятельностного компонента, объясняя это тем, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию» [1, с. 80].

Некоторые исследователи коммуникативной толерантности в качестве одной из центральных подсистем выделяют аксиологическую. Данный компонент включает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его мотивационно-ценностные отношения к коммуникации. Ценность - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом. К ценностям, имеющим отношение к коммуникативной толерантности, можно отнести: равные возможности для всех, свобода как независимость в суждениях и действиях, уверенность в себе, познание, широта взглядов, терпимость к взглядам и убеждениям других, самоконтроль в общении. Таким образом, под аксиологическим компонентом понимается совокупность жизненных смыслов, включающих в идеале отношения субъекта к коммуникации как к равноправному диалогу на основе паритета и уважения к системе ценностей другого.

По мнению исследователей (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Т.Д. Таюр-ская [4]), к основным критериям толерантного поведения относятся:

- проявление уважения, доброжелательности и терпимого отношения к людям, установление равноправных отношений, основанных на взаимном доверии; заинтересованности, стремлении понять другого, дружеской расположенности к партнерам;

- выносливость к различиям, признание за партнером права на индивидуальность, отсутствие стремления перевоспитать его в соответствии с собственными представлениями о «правильном» взаимодействии;

- сдержанность при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, такими как высокомерие, грубость, хамство, пренебрежение, жестокость, умение находить общий язык; темы для общения с разными людьми в различных ситуациях; умение слушать собеседника; отношение к собеседнику как к равноправному участнику диалога;

- умение прощать другому ошибки, проявления неловкости, непреднамеренной грубости; отсутствие агрессии по отношению к окружающим людям; высокая адаптивность; умение приспосабливаться к привычкам и характерам партнеров по взаимодействию.

Выделение критериев толерантного поведения разрешает определить основные признаки интолерантного поведения:

- выражение пренебрежения к партнеру по взаимодействию, оскорбления, употребление негативной лексики в отношении другого;

- следование негативным стереотипам, предубеждениям в общении с партнерами;

- игнорирование «другого», отказ в резкой форме от выполнения совместных действий;

- неумение приспосабливаться в общении, стремление переделать партнера по взаимодействию, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства;

- избирательное проявление толерантности в общении.

Таким образом, существуют различные трактовки термина «толерантность». Однако большинство ученых сходится во мнении, что толерантность является качеством личности, проявляющимся в уважительном отношении к убеждениям, мнениям и верованиям других людей. Структурно толерантность представлена взаимосвязью когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов. В процессе формирования толерантности большую роль играет коммуникация и является основным компонентом социального взаимодействия. Толерантность, проявляющуюся в процессе общения, называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность характеризуется степенью переносимости личностью неприемлемых или неприятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Основными видами коммуникативной толерантности являются ситуативная коммуникативная толерантность, типологическая коммуникативная толерантность, профессиональная толерантность и общая коммуникативная толерантность. Определяющим критерием сфор-мированности коммуникативной толерантности является поведение, характеризующееся сдержанностью при столкновении с некоммуникабельными партнерами, выносливостью к различиям, проявлением уважения, доброжелательности и терпимого отношения к людям.

Список литературы:

1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - 2-е изд., стереотип / Н.А. Асташова. - М.: Изд-во Московского пси-холого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - С. 74-85.

2. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. /

B.В Бойко. - СПб: СПбМАПО, 1998. - 24 с.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) /

C.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

5. Толстикова С.В. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дисс. ... канд. психол. наук / С.В Толстикова. - Калуга, 2002. - 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.