Научная статья на тему 'Структурно-словообразовательные особенности архаизмов в татарском языке (по романам Н. Фаттаха «Итиль-река течет», «Свестящие стрелы»)'

Структурно-словообразовательные особенности архаизмов в татарском языке (по романам Н. Фаттаха «Итиль-река течет», «Свестящие стрелы») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камаева Р. Б.

Сстатья освещается классификация структурно-словообразовательные особенности архаизмов, взятые в качестве языкового материала из романов Н.Фаттаха «Итиль-река течет», Р.Батуллы «Сююм-бике царица казанская», М.Хабибуллина «Кубрат-хан». Показываются различные способы образования архаизмов, среди которых 4 продуктивных способа: фонетический, суффиксальный, словосложения, конверсия. Статья сопровождается примерами из текстов произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-словообразовательные особенности архаизмов в татарском языке (по романам Н. Фаттаха «Итиль-река течет», «Свестящие стрелы»)»

Р. Б. Камаева

СТРУКТУРНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХАИЗМОВ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ (ПО РОМАНАМ Н. ФАТТАХА «ИТИЛЬ-РЕКА ТЕЧЕТ»,

«СВЕСТЯЩИЕ СТРЕЛЫ»)

Сстатья освещается классификация структурнословообразовательные особенности архаизмов, взятые в качестве языкового

материала из романов Н.Фаттаха «Итиль-река течет», Р.Батуллы «Сююм-

бике - царица казанская», М.Хабибуллина «Кубрат-хан». Показываются различные способы образования архаизмов, среди которых 4 продуктивных способа: фонетический, суффиксальный, словосложения, конверсия. Статья сопровождается примерами из текстов произведения.

В данной статье мы поставили себе цель осветить структурно-

словообразовательные особенности архаизмов, взятых в качестве языкового материала из романов Н.Фаттаха «Итиль-река течет», «Свестящие стрелы», т.е. это первая попытка словообразовательной классификации архаизмов. Всего нами в этих текстах было обнаружено свыше 150 архаизмов.

Структурные особенности архаизмов

Архаизмы делятся на непроизводные и производные. К непроизводным архаизмам относятся корневые слова и основы-образования, неразложимые на значимые морфемы: ага “дядя”, аркыш “караван”, буза “напиток”, битек “письмо”, аяк “сосуд”, катау “укрепление” и т.д.

Производными являются те архаизмы, которые образованы от основы определенным словообразовательным способом:

1. архаизмы, образованные от основ путем фонетических изменений: олугъ - олы (большой, великий), ыруг - ыру (род), угыл - ул (сын), агыл - авыл (селение), азак - аяк (нога) и т.д.

2. суффиксальные архаизмы: яргу + чы (судья), сунар + чы (охотник), кыны + лы (с футляром), ат + лы (по имени) и т.д.

3. все типы сложных архаизмов: кылавыз “проводник”, алостаз “учитель”, им суы “жидкое лекарство”, ирлэр-алыплар “богатыри” и т.д.

По структуре словообразовательные архаизмы делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические архаизмы. К таким словам относятся корневые и суффиксальные архаизмы.

Корневыми архаизмами являются слова, основа которых совпадает с корнем, т.е. в составе которых невозможно выделить какие-либо суффиксальные элементы: ут “трава”, ку “сухие стебли”, ат “имя” и т.д.

Однако имеются архаизмы когда-то образованные при помощи суффиксов. В процессе развития языка у них произошло изменение структуры, её спайка, и в них не выделяются производящие основы и словообразовательные суффиксы В качестве примеров можно привести следующие архаизмы: двцгер “барабан”, фэрман “указ”, кирмэн “крепость”, азман “трутень”, батман “кадка”.

357

Суффиксальные архаизмы - это такие слова, основы которых получены от производящей базы путем суффиксации: битек + че - битекче “секретарь”, тек + мэ -текмэ “плетень” и др.

Аналитические архаизмы. Слова, представленные сочетанием не менее двух несуффиксальных полнозначных морфем или одной полнозначной и другой неполнозначной основы, называются аналитическими. Аналитические архаизмы в данном случае состоят из двух и трех компонентов. Этот вид архаизмов делится на собственно-сложные архаизмы, парные архаизмы, составные архаизмы [1].

Собственно-сложные архаизмы. Этот вид архаизмов образуется из сочетания слов, соединенных между собой атрибутивной и объектной связью:

1. собственно-сложные архаизмы, образованные на базе атрибутивной связи, первыми компонентами которых, в основном, являются существительные и прилагательные: иравыл “воин передового отряда, авангард”, кызгут “позорное судилище”, айбалта “стража”, кулагы “процент”, кылавыз “проводник” и др.

2. собственно-сложные архаизмы, образованные на основе объективной связи, вторыми компонентами которых являются глагольные формы: ташаткыч “камнемет”, утчагыр “огнемет”, албагар “дозорный” и т.д.

Парные архаизмы. Компоненты парных архаизмов равноправны между собой, связаны сочинительной связью и грамматически не зависят друг от друга: ирлэр-алыплар “мужчины-богатыри”, билге-таш “памятник”, кабер-тврбэ “могила”, мэргэн-чаптар “стрелок” и др.

Составные архаизмы. Составные архаизмы по своей структуре подразделяются на несколько видов:

1. составные архаизмы, компоненты которых между собой соединены второй изафетной связью: им суы “жидкое лекарство”, им уты “лекарственное растение”, Кук углы “сын владыки”, йолык туе “праздник жертвоприношения”.

2. составные архаизмы, образованные сочетанием имени существительного с глаголом на основе комплективной связи: йолык кылу “проводить жертвоприношение”, баш ору “поклониться” и др.

3. составные архаизмы, образованные сочетанием двух глаголов на основе комплективной связи: арыкланып калу “очиститься”, эсир кылу “пленить”, оран салу “кричать истошным голосом”.

Итак, среди архаизмов, которых мы исследовали, большую часть занимают из синтетических архаизмов - корневые и суффиксальные, а из аналитических - собственносложные архаизмы.

Словообразовательные особенности архаизмов Как известно, в современном татарском языке имеются следующие способы словообразования: 1) фонетический; 2) суффиксальный; 3) словосложение; 4) переход словосочетаний в сложные слова; 5) переход словосочетаний в сложные слова при одновременной их суффиксации; 6) конверсия; 7) лексико-семантический; 8) аббревиация [2].

Архаизмы, которые исследуются нами, также образованы на основе этих способов словообразования. Нами выяснено, что при образовании архаизмов участвуют только нижеследующие способы.

Фонетический способ словообразования. Фонетические изменения слов в тюркских языках изучены довольно широко. Однако исследования в данной области в большинстве случаев ограничиваются указанием внешнего облика слова. В тюркологии почти нет работ, где бы ставился вопрос о лексико-грамматической сущности фонетических из-

358

менений. Фонетические изменения рассматриваются, в основном, безотносительно к выражению лексических и грамматических значений слов. В действительности же фонетическое словообразование наблюдается лишь в том случае, когда фонетическое и просодическое изменение слова ведет к изменению семантического содержания его.

В татарском языке существует ряд типов фонетических изменений слов, которые обусловливают изменение смысла слова. Такими являются опущение отдельных звуков, перенос ударения и палатализация основы. При образовании архаизмов при помощи фонетического способа словообразования наблюдаются следующие приемы:

1) прием опущения звука: угыл - ул “сын”

олуг - олы “большой, великий” ыруг - ыру “община, род” тугры - туры “верный, прямой”

2) прием чередования звуков: азак - аяк “нога”

агыл (загон для скота) - авыл (деревня)” и др.

Суффиксальный способ. Этот способ словообразования представляет собой образование архаизмов при помощи суффиксов. Словообразовательные суффиксы не все обладают одинаковой продуктивностью. С точки зрения способности образовывать новые слова в настоящее время суффиксы современного татарского языка подразделяются на производительные и непроизводительные суффиксы.

Архаизмы, предмет нашего исследования, образованы производительными и непроизводительными суффиксами. Можно выделить следующие типы образования архаизмов:

1. Основа + -чы/-че. Суффикс -чы/-че является одним из высокопродуктивных и производительных в татарском языке. Этот суффикс может присоединяться к исконно татарским, а также к заимствованным словам. Суффикс -чы/-че, присоединяясь к основе слова, обозначает лицо деятеля той отрасли, которую выражает основа слова: агы + чы -агычы “кладовщик”, яргу + чы - яргучы “судья”, нэкыш + че - нэкышче “художник”, битек + че - битекче “серетарь”, сврэн + че - сврэнче “глашатай”, тэфсил + че -тэфсилче “помощник судьи”, кала + чы - калачы “мастер” и т.д.

2. Основа + -ык/ -ек. Эти суффиксы, присоединяясь к глагольным основам,

обозначающим процесс, движение или действие, выражают значение предмета, являющегося результатами процесса, движения или действия, указанного в основе: йол + ык - йолык “жертва”, тот + ык - тотык “заложник”, бел + ек - белек “книга”, кыл + ык -кылык “характер” и др.

3. Основа + -ма/ -мэ. Эти суффиксы, присоединяясь к глагольным основам, обозначающим действие или процесс, выражают предмет, полученный в результате действия или процесса, указанный в производящей основе. Полученные таким способом архаизмы обозначают:

а) название построений: кутэр + мэ - кутэрмэ “передвижной шатёр”, тир + мэ -тирмэ “юрта”;

б) название предметов: йвгерт + мэ - йвгертмэ “дополнительное колесо телеги”;

в) название процесса: билэ + мэ - билэмэ “владение”;

4. Основа + -лык/ -лек. Суффикс -лык/ -лек, присоединяясь к существительным, выражает значение приспособления, связанного со значением данной основы: агы + лык -

З59

агылык «склад», _ук + лык -уклык «место, где хранятся стрелы», кэз + лек - кэзлек «острый женский кинжал», тамга + лык - тамгалык «пошлина»

5. Основа + ымта. Архаизмы с суффиксом -ымта обозначают предметы, являющиеся результатом выраженного в основе действия или движения: бар - ымта - барымта «нападение», кар + ымта - карымта «месть»

6. Основа + -гын/ -ген. От глагольных основ, обозначающих действия или движения, эти суффиксы образуют существительные со значением лица-носителя, указанного в основе признака: кер + ген - керген “пришелец”

7. Основа + -чык/-чек. Суффиксы - чык/-чек, присоединяясь к существительным, выражают значение приспособления, связанного со значением данной основы: котый + чык - котыйчык “маленькая шкатулка”, кун + чек - кунчек “карман”

8. Основа + -ман/ -мэн. Архаизмы с суффиксом -ман/-мэн обозначают:

а) приспособление, служащее для действия, указанного в основе: бат + ман - батман “узкая кадка, приспособление для измерения массы чего-либо”;

б) место, характеризующееся признаком, выраженным в основе: кир + мэн - кирмэн “город-крепость”;

в) лиц, характеризующихся признаком, указанным в основе: сук + ман - сукман “богатырь”, аз + ман - азман “трутень”

9. Основа + -мыш/-меш. Существительное с суффиксом -меш обозначает название процесса, указанного в основе: курен + меш - куренмеш “праздник”

10. Основа + -даш/-дэш. Суффикс -даш, присоединяясь к основам, обозначающим место, выражает лицо, вместе с кем-либо пребывающее в данном месте: кала + даш - ка-ладаш “горожанин-земляк”

11. Основа + -ан/-эн, -н. От глагольной основы, обозначающей действие или процесс, образуется существительное со значением результата действия или процесса: кыр + ан - кыран “болезнь”.

Образование сложных архаизмов. В тюркских языках, в том числе и татарском, отмечаются три основных способа образования сложных слов: 1) сложение основ; 2) переход словосочетаний в сложные слова; 3) переход словосочетаний в сложные слова с одновременной их суффиксацией

Сложение основ. 1. Архаизмы, образованные сложением слов с сочинительным отношением компонентов: ирлэр-алыплар “мужчины-богатыри”, кабер-тврбэ “могила”, билге-таш “памятник”, кирмэн-кала “город-крепость”

2. Архаизмы, образованные сложением слов с подчинительным отношением компонентов. Можно выделить следующие типы архаизмов: а) “существительное + существительное”: кылавыз “проводник”, квтебханэ “книжница”; б) “прилагательное + существительное”: кызгут “позорное судилище”; в) “существительное + глагол”: оран салу “кричать истошным голосом”, эсир кылу “пленить”, баш ору “поклониться”, хэселен куру “запасаться” и т.д.

Переход словосочетаний в сложные слова. При образовании сложных архаизмов наблюдаются следующие типы перехода словосочетаний в сложные слова: сущ.+гл.: албагар “дозорный”, утчагыр “огнемет”, илтабар “захватчик” и др.

Переход словосочетаний в сложные слова с одновременной их суффиксацией. Сложные архаизмы образуются и путем лексикализации словосочетаний при одновременной их суффиксации: ташаткыч “камнемет”, илтотмыш “правитель” и др.

Конверсия. Данный способ словообразования представляет собой образование нового слова путем перехода чистой или осложненной грамматическими формантами

360

основы в другую часть речи. Слова, образованные путем конверсии, принадлежат к разным частям речи: пыскый - (глагол) “дымит” - пыскый (имя существительное) “огонь, светильник”.

Таким образом, можно заключить, что способы образования архаизмов, в основном, соответствуют способам словообразования современного татарского языка. При образовании архаизмов активно участвует суффиксальный способ словообразования и словосложения, что, впрочем, характерно и для современного состояния словопроизводства.

Литература

1. Ганиев Ф.А. Татарский язык: проблемы и исследования. Казань, 2000. 432с.

2. Ганиев Ф.А. Суффиксальное словообразование в современном татарском литературном языке. Казань, 1974. 231с.

3. Татарская грамматика: 3 т. Т. 1. М.: Инсан; Казань: Фикер, 1998. 218с.

4. Фаттахов Н.С. Итиль-река течет. Роман. Переводчик Зарипов М. Казань, 1978. 367с.

5. ФэттахН. Ител суы ага торур. Тарихи роман. Казань, 1980. 399с.

6. Фэттах Н. Сызгыра торган уклар. Тарихи роман. Казань, 1991. 748с.

© Р. Б. Камаева - асп. каф. татарского языка Елабужского государственного педагогического университета.

Зб1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.